Еще живя в Украине, я тоже была активной «школьной мамой», и несколько лет избиралась в родительский комитет киевской школы. Но в Германии я была поражена тем, насколько весомым является влияние родителей на учебный процесс и работу школы.
Складывалось впечатление, что без меня лично как представителя родителей класса школа не решит ни одного вопроса.
ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Германия является федеративным государством, поэтому принятие законов, регулирующих определенные сферы общественной жизни, является компетенцией субъектов федерации – федеральных земель.
Образование как раз и является такой отраслью. Значит, каждая федеральная местность имеет собственные образовательные законы.
И хотя школьный учебный процесс в Берлине, Баварии или Северном Рейне-Вестфалии отличается друг от друга – для всех школ страны есть общие стандарты и «исходные позиции».
Работает это так: министры образования 16-ти федеральных земель регулярно собираются на совместные встречи, во время которых принимаются рамочные решения в области образования: каковы основные курсы, какие рамочные компетенции должны иметь дети по завершении обучения в школе, сколько лет длится обучение в гимназии и тому подобное.
Решение «министерских» являются обязательными и имплементируются в земельное законодательство.
Законы разных федеральных земель могут иногда очень существенно отличаться друг от друга. Например, ребенок, который уже перешел в 5 класс реальной школы (школа ІІ степени, – авт.) в Гессене, при переезде в Берлин попадет в 5-й класс младшей школы.
В разных местностях отличаются содержательные акценты учебных планов, перечень специальностей, организация выпускных экзаменов и тому подобное.
Школы – а их в зависимости от уровня подготовки учеников есть несколько видов, от «реальной школы» в гимназии, – имеют очень высокий уровень автономии.
Например, они самостоятельно принимают решение о том, сколько должен длиться урок и какая учебная литература на нем используется, и школьники должны выполнять домашние задания.
Законодательством каждой федеральной земли предусмотрено, что в государственных школах работают несколько видов органов управления. Кроме учительских конференций и учительских советов, обязательными являются и родительские конференции, а также школьные конференции.
Конференции в данном случае – это собрания, на которых принимаются решения, важные для учебного процесса.
Для удобства я буду называть родительские конференции более привычным для нас словом «комитеты».
РОДИТЕЛИ В ШКОЛЕ И МИНИСТЕРСТВЕ
По закону об образовании земли Северный Рейн–Вестфалия, где мы живем, в классах проводятся родительские собрания, на которых избираются представители в родительский комитет школы.
Школьный комитет делегирует своих представителей в родительские комитеты на региональный, а также на земельный уровень. Представители родителей на уровне земли, соответственно, сотрудничают с земельным министерством образования.
Представители родителей работают на общественных началах и бесплатно.
Также в законе определено, что родительские комитеты в школах представляют интересы родителей, собирают и представляют руководству школы или на школьных конференциях пожелания и предложения родителей, принимают участие в заседаниях школьных конференций («комитетов»).
Со своей стороны, руководство школы сообщает представителям родителей про все дела, которые имеют значение для школьного процесса.
В целом родители включены в процессы решения школой вопросов:
– воспитания в школе;
– выбора учебников или средств обучения;
– определение поставщиков пищевых продуктов в столовую;
– установление правил внутреннего распорядка;
– финансирование и тому подобное.
Кроме того, родительский комитет сам вправе инициировать рассмотрение необходимых, с его точки зрения, вопросов.
В гимназии, где учатся мои дети, при участии родителей работают следующие органы:
1) родительский комитет класса,
2) родительский комитет гимназии,
3) профессиональные рабочие группы,
4) фонд финансовой поддержки (благотворительный фонд гимназии),
5) школьная конференция.
РОДИТЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ КЛАССА
Представлен двумя лицами, которые непосредственно поддерживают контакт со всеми родителями класса и учителями.
Речь идет о распространении среди родителей класса информации, которая поступает от отдельных учителей или руководства школы. При необходимости – ведение банковского счета класса (иногда его для удобства ведет классный руководитель), организация экскурсий или обязательных классных поездок.
Родительский комитет также реагирует на инициативы родителей класса, выносит их на рассмотрение родительского комитета гимназии или на школьную конференцию.
При необходимости, родительский комитет также берет на себя функции улаживания конфликтов, которые могут возникать в классах между родителями, учителями и тому подобное.
РОДИТЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ ГИМНАЗИИ
Избирает своих представителей на школьную конференцию и формирует вопрос в ее повестку дня со стороны родителей. Также избирает представителей в профессиональные рабочие группы.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ РАБОЧИЕ ГРУППЫ
В них работают все учителя гимназии по определенной профессии, а также двое избранных представителей от родителей, и двое – от школьников. Школьная конференция может определить большее количество представителей родителей и школьников в профессиональной рабочей группе.
Эти группы разрабатывают учебные планы, принимают решения о внедрении дидактических материалов, новых учебных методик или учебного материала по предметам по специальности, обсуждают предметные вопросы, важные для учебного процесса, подбирают и определяют профессиональную литературу, перечень которой утверждается на школьной конференции.
Профессиональные рабочие группы своими решениями несут ответственность за то, какую квалификацию получат учащиеся после изучения предмета.
Родители и школьники в профессиональной рабочей группе имеют совещательный голос, значит, участие в голосованиях не принимают. Но они активно включены в процесс дискуссии – ведь обычно в такие рабочие группы попадают родители, которые работают по соответствующей специальности или разбираются в них по другим причинам.
ФОНД ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ (БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД ГИМНАЗИИ)
В нем принимают участие все заинтересованные родители, учителя, а также школьники. Обычно фонд поддерживает разного рода школьные праздники, ремонт в помещениях школы, оказывает финансовую поддержку отдельным школьникам, а также в обеспечении школы различными учебными материалами.
В начале учебного года представители фонда посещают родительские собрания в классах, где рассказывают о своей деятельности. Родителей призывают поддержать фонд, вступить в него. Вступление привязывается к благотворительным взносам, которые собираются раз в год.
Значит, я, как мама, заполняя формуляр о вступлении, также указываю, какую сумму в год я готова вносить в благотворительный фонд. Потом каждый год, пока я являюсь членом фонда, я эту сумму и вношу в фонд.
Минимальный взнос – 12 евро.
Поддержка отдельных школьников означает, что фонд может принять решение о полной или частичной оплате обязательных школьных мероприятий. Например, участие в ежегодных классных поездках (цена для одного ученика может составлять от 150 до 250 евро на поездку) или приобретение учебной литературы (мы покупаем, например, учебники и рабочие тетради на английском и французском языках).
ШКОЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
Это орган, в котором представлены учителя, родители и школьники.
Законодательством местности предусмотрен количественный состав конференции для различного вида школ в зависимости от количества школьников в школе.
В нашей гимназии членов школьной конференции – 18: шестеро учителей, шестеро родителей и шестеро школьников. На заседаниях присутствовал директор (или его представитель), который не принимает участия в голосовании, но в случае, когда количество голосов «за» и «против» совпадает, ему разрешено голосовать, и его голос является решающим.
Решения на школьной конференции принимаются большинством голосов.
На такой конференции решаются вопросы, связанные со школьной программой, внедрением новых средств и методов обучения, необходимости наличия домашних заданий, а если они есть, то их объема.
Апробация и внедрение новых форм преподавания, избрание директора гимназии и бюджета гимназии – также в компетенции школьной конференции.
КАК ЭТО ПРОИСХОДИТ НА ПРАКТИКЕ? 5 ПРИМЕРОВ
Внедрение в школе инклюзивного образования и методики Монтессори.
Когда я была представителем родителей на школьной конференции в младшей школе, то стала свидетелем того, как решался вопрос о введении в школе инклюзивного образования и методики Монтессори.
В течение года учителя стажировались в школах в регионе, где такое инклюзивное образование уже работало, и где был достаточно большой опыт по обучению методики Монтессори.
На учительских конференциях они обсуждали, как это может работать в нашей младшей школе.
Для родителей школа организовывала различные семинары по инклюзивному образованию и методике Монтессори. На школьных конференциях мы вместе с учителями обсуждали все возможные аспекты инклюзивного образования и методики Монтессори, вместе принимали решение о временном плане, содержании этапов их внедрения в нашей школе. Много спорили.
Директор также озвучивал финансовые возможности школы, благотворительный фонд докладывал о возможных рамках своего участия.
При мне было принято основательное решение о внедрении инклюзивного образования и методики Монтессори в школе и определен поэтапный план.
Только сейчас, с этого учебного года, когда мои дети уже три года, как не в младшей школе, этот план реализован полностью.
Автор: Елена Перепадя
Источник: «Украинская правда. Жизнь»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка насайт BusinessForecast.by обязательна.