Рыночная система, которая приведет Украину к процветанию. Часть вторая

Ранее я описал, что необходимо изменить в налоговой системе и приватизации, и как трансформировать олигархическую собственность в предпринимательскую. Однако есть еще несколько жизненно важных необходимых шагов.

Переход к рыночной банковско-кредитной системе.

Банковская система в состоянии коллапса. Никто из банкиров не верит в гривну.

Хотя именно банковские учреждения должны стать поставщиками ресурсов для восстановления национального производства, «санитарами» реального сектора экономики, обеспечивать структурные сдвиги в экономике.

Для достижения этих целей необходимы такие преобразования.

1. Выход банковской системы из коллапса благодаря введению порядка прямой ответственности банков за потери от невозврата предоставленных ими ссуд субъектам хозяйствования. Для этого следует отменить финансирование таких безнадежных задолженностей за счет кредитов денежного регулятора.

Другой механизм выхода из коллапса – проведение процедуры рыночной реструктуризации банковских долгов через прямые договора на межбанке, включая погашение этих долгов с помощью их капитализации, осуществление реструктуризации долгов банков по кредитам рефинансирования от Национального банка Украины.

Наконец – усиление роли механизмов внутренней рекапитализации, в том числе путем секьютиризации долгов банка в его акции и долгосрочные облигации, привлечение внешнего капитала посредством дополнительной эмиссии акций, слияние капиталов учреждений, другие методы рыночной реструктуризации имущества банков.

2. Обеспечение равного доступа банков к заемным источникам и рынкам, в частности, таких привилегированным сегодня, как кредиты, покупка государственных облигаций в порядке их первичного размещения, участие в льготных государственных кредитных программах.

3. Внедрение стандартов прозрачного учета деятельности банков, доступного для вкладчиков и акционеров, обязательства банков предоставлять по требованию вкладчиков и акционеров информацию о степени достаточности и адекватности капитала учреждений.

4. Существенное снижение рисков невозврата ссуд банкам станет возможным при кредитовании главным образом прибыльных субъектов хозяйствования, использовании в качестве залога имущественных ценных бумаг предприятий, внедрении стимулов диверсификации рисков кредитования, повышении эффективности процедур банкротств, совершенствовании страхования кредитных операций.

5. Стимулирование введения порядка выбора банками предприятий-получателей ссуд в зависимости от бизнес-планов их развития и размеров прироста их прибыли, запрет кредитования убыточных компаний, введение права на частичное инвестиционное участие банков в финансировании проектов развития производств с получением части прибыли от реализации проекта.

6. Запрет, кроме специальных правительственных программ, предоставления ссуд компаниям по льготным ставкам, которые не могут быть ниже действующей учетной ставку НБУ.

7. Введение механизма предоставления государственных гарантий кредитования инновационного малого и среднего частного предпринимательства, включая создание государственных фондов венчурного кредитования и специальных государственных финансовых учреждений для контроля за бизнес-проектами и использованием денег предпринимателями.

Банковское сообщество должно превратиться из закрытой касты «избранных» в субъектов конкурентного денежного рынка и вместе с предприятиями отвечать своим имуществом за успехи или неудачи национальной экономики.

Развертывание фондово-корпоративных рынков.

Их практически нет, они информационно оторваны от встрясок на мировых фондовых рынках, инвестиции в украинскую экономику стали чрезвычайно рискованными.

Без национальных рынков капиталов невозможны процессы структурного перераспределения ресурсов внутреннего производства и привлечение в экономику дополнительных финансовых ресурсов. Ключевые преобразования для решения этих проблем следующие.

1. Институциональное укрепление рынка корпоративных ценных бумаг.

Совершенствование корпоративного права для защиты прав акционеров, укрепление и капитализация финансово-инвестиционных учреждений, открытость корпоративных компаний, законодательное утверждение правил открытого размещения на рынке дополнительной эмиссии акций, прозрачного учета и перехода права акционерной собственности, включая обязательную государственную электронную регистрацию этих прав.

2. Модернизация национальной системы обращения ценных бумаг путем совершенствования процедур биржевой торговли и ценообразования, осуществления платежей, учета, клиринговых операций, внедрения механизмов публичного и частного первичного размещения акций на организованных фондовых площадках, взаимной конвертации корпоративных имущественных, инвестиционных и долговых инструментов.

3. Укрепление инфраструктуры национального фондового рынка.

Создание фондов его кредитования и инвестирования, в том числе выделение фондов эмиссионного кредитования НБУ операций на фондовых биржах, становление рынка стандартизированных деривативов и сети розничной торговли корпоративными ценными бумагами на всей территории страны, внедрение электронной торговли фондовыми ценностями, укрепление инфраструктурных подразделений фондовых бирж.

4. Повышение эффективности работы публичных корпораций, совершенствование процедур учета затрат, стимулирование внедрения инноваций, выход на новые рынки, объединение активов предприятий, включение макроэкономических факторов роста капитализации предприятий.

5. Обеспечение доступа украинских корпораций к мировым источникам капитала за счет снятия внешних барьеров для его потоков и отмены ограничений доступа иностранных финансовых посредников к национальным рынкам.

6. Введение эффективного государственного управления инвестиционными рисками для ограничения оттока международных капиталов и доли краткосрочных финансовых инструментов.

Для этого необходимо: стимулирование долгосрочных обязательств инвесторов, усиление государственного контроля для ограничения доли краткосрочных кредитов, установление Нацбанком относительно таких заимствований некомпенсированных резервов банковских корпораций, частного хеджирования рисков.

В том числе – путем диверсификации инвестиционных портфелей и равномерного распределения рисков, сбалансированного макроэкономического регулирования, интеграции рынка ценных бумаг с международными, прежде всего, европейскими рынками.

7. Международная интеграция украинского фондового рынка.

Она включает унификацию национального законодательства и норм регулирования с европейскими, создание общего свободного пространства для действий финансовых операторов различных стран, отмена транзакционных издержек в финансовых операциях и снижение платы за посреднические услуги, присоединение украинской рыночной инфраструктуры к европейской, тесное валютное объединение через привязку курса гривны к евро и выполнение финансовых критериев Евросоюза.

Сегодняшнее состояние финансового голода и финансовой изолированности, к сожалению, не дает нам возможности организовать настоящую рыночную экономику.

Создание смешанной солидарно-накопительной пенсионной системы.

Она неотложная. Без нее невозможно решить проблему дефицита ресурсов государственного пенсионного фонда, повысить средний уровень пенсий до минимально необходимого, прекратить бюджетное субсидирование ПФ, что подрывает бюджет. Без накопительной системы невозможна полноценная рыночная система.

Эта реформа включает такие пункты.

1. Введение параллельно с солидарным государственным пенсионным фондом обязательного государственного накопительного пенсионного фонда, который будет иметь собственные источники финансирования.

2. Государственный накопительный фонд будет интегрировать обязательные индивидуальные накопительные счета граждан. Эти счета будут пополняться взносами граждан – процентом от месячного заработка и другими индивидуальными доходами.

Такие взносы должны быть весомыми, больше чем налоги с зарплаты. Для этого необходимо снизить среднее значение этих налогов с 18% до 5-6%. Такие ставки должны прогрессивно возрастать пропорционально росту доходов – от 0% до 20%.

Средняя же ставка индивидуального взноса на счет накопительного пенсионного фонда должна составлять 15-17%, а сами ставки взноса целесообразно определять по регрессивной шкале. То есть ставка будет уменьшаться для более высоких значений индивидуальных доходов и изменяться от 20% до 5%.

3. Обязательные пенсионные накопления должны производить все работающие, начиная с 18-летнего возраста. Выплата накоплений должна осуществляться с момента достижения гражданами пенсионного возраста – всей суммой или частями.

На суммы на накопительных пенсионных счетах целесообразно начислять минимальные проценты, например, на уровне пятой части среднего значения учетной ставки НБУ в соответствующем году. Эти проценты не должны облагаться налогом.

4. В условиях высокой инфляции цен, например, выше 6-7% в год, целесообразно гарантировать владельцам накопительных пенсионных счетов ежегодную индексацию.

5. Солидарный пенсионный фонд должен создаваться не только за счет ежегодных налоговых отчислений от фондов зарплаты, но и за счет другого значительного налогового ресурса – рентных платежей за добычу полезных ископаемых.

6. Ставки государственных пенсий, выплачиваемых за счет солидарного пенсионного фонда, должны устанавливаться как доля зарплаты граждан – равная для всех граждан, которая не будет зависеть от их накоплений на индивидуальных счетах в государственном накопительном пенсионном фонде.

Выход из кризиса пенсионной системы возможен не только благодаря ее реформированию, но и осуществлению комплекса экономических преобразований. Только подъем экономики и высокие темпы роста национального производства решат проблему.

Внедрение модели чистого экспорта, чистых иностранных инвестиций и кредитов.

Необходимо полностью изменить внешнюю макроэкономическую политику. Украина должна стать чистым экспортером, обеспечивать положительное сальдо текущего счета платежного баланса, иметь постоянно растущий прирост накопленных прямых и портфельных международных инвестиций, а также приток иностранных долгосрочных кредитов банков и предприятий.

Чтобы достичь этого следует провести ряд институциональных и организационных реформ.

1. Исключить политику торгового и финансового протекционизма, удовлетворения потребностей страны за счет накопления внешнего государственного долга.

2. Стимулировать экспорт товаров и услуг быстрым и полным возвратом НДС экспортерам, государственными бонусами и страхованием экспортных контрактов, становлением специальных освобожденных от налогообложения парков по производству и экспорту научно-технических, информационных и программных продуктов экспортеров, снятием ограничений и указаний на использование валютной выручки.

3. Поощрять экономию затрат по оплате импортных товаров и услуг.

Это включает отмену государственных гарантий такой оплаты, в частности, при покупке природного газа, расформирование «Нафтогаза», создание демонополизованного фьючерсного и спотового газового рынка, диверсификация источников поступления голубого топлива, в том числе получение ближневосточного сжиженного газа.

4. Ускорить рост экспорта новейших товаров и услуг, мотивировать расширение импорта мировых научно-технологических инновационных активов.

Для этого нужны: обнуление таможенных платежей и НДС при их ввозе, финансирование государством или предоставление им гарантий их покупки, оплата бюджетом интернет-услуг научным учреждениям, оплата правительством обучения украинских специалистов в мировых образовательных и научных центрах, отмена налогообложения новых ИТИ предприятий на период амортизации основного технологического оборудования.

5. Создать благоприятные условия для функционирования предприятий и производств, которые бы вытеснили из Украины псевдо управленческие инструменты, позволяющие выполнять производственные процессы в нашей стране, но прибыли получать за рубежом.

Речь идет о давальческих схемах переработки сырья, аутсорсинга украинских разработчиков программных продуктов в ИТИ, работе наших «трудящихся» за границей.

6. Создать благоприятные условия для прямых и портфельных иностранных инвестиций.

Во-первых – преодоление коррупционных препятствий в осуществлении инвестиций в Украине.

Во-вторых – совершенствование регуляционных условий для инвестиций и бизнеса, включая обеспечение свободы бизнеса и конкуренции на рынке, равный доступ всех субъектов к ресурсам, ликвидацию разрешительных процедур для инвестиционно-финансовых компаний.

В-третьих – внедрение стандартов и правил хозяйствования и финансирования, которые действуют в Евросоюзе.

7. Реорганизовать национальный рынок международных заимствований, в частности, отказаться от краткосрочных иностранных займов украинскому государству и частным финансовым учреждениям.

С этой целью законодательно запретить эмиссию и размещение за рубежом соответствующих облигаций и ввести резервирование в НБУ части валютных средств, заимствованных банками у иностранцев на непродолжительный период.

Все краткосрочные и среднесрочные задолженности государства реструктурировать в долгосрочные, отказаться от каких-либо иностранных кредитов, которые увеличивают государственный долг и не служат модернизации страны.

8. Создать внутренний открытый инвалютный инвестиционно-долговой рынок с правом эмиссии и обращения государственных и корпоративных ценных бумаг, оплачиваемых твердой валютой. Размещение таких фондовых ценностей в розницу среди населения, отмена ограничений и запретов валютного кредитования в стране.

Такую внешнюю макроэкономическую модель используют страны Северной Европы, Германия и Япония. Они функционируют прибыльно, профицитно, приращивают капитал и постоянно растут. Эта накопительная модель, которая должна прийти на смену действующей бесперспективной дефицитно-долговой модели.

Изложенная система институциональных преобразований – наиболее острая и сложная часть реформ в экономике. Она затрагивает интересы наиболее влиятельных людей – олигархов, монополистов, руководителей государственных корпораций, влиятельных коррупционеров на ключевых должностях во власти, которые будут терять политические и имущественные привилегии.

Сопротивление этим изменениям есть и будет самым ожесточенным. Именно поэтому чиновники, которые отрабатывают свои обязательства перед олигархами, цепляются за свои кресла.

Государство-пособник монополизма и казнокрадства должно быть заменено на государство-поборника конкуренции и справедливости.

Мы на пороге сложного властно-политического конфликта, решение которого наконец-то мобилизует Украину. Чем длиннее будет нынешний политический кризис, тем более кардинальными будут изменения в экономике, которые наступят.

Автор: Владимир Лановой, экс-министр экономики Украины, доктор экономических наук, президент Центра рыночных реформ

Источник: Экономическая правда

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий