Рисунок 1. Динамика доходности 1-го выпуска евробондов Беларуси в 2010-2015 гг., % (фактические данные и полиномиальный тренд)
Рисунок 2. Динамика доходности 2-го выпуска евробондов Беларуси в 2011-2015 гг., % (фактические данные и полиномиальный тренд)
Ближайшая выплата купонных доходов по евробондам Беларуси состоится 26 января 2016 г. – девятый купонный доход по второму выпуску еврооблигаций (35,8 млн. долл.). В настоящее время в обращении находится два выпуска суверенных евробондов: с погашением 3 августа 2015 г. в размере 1 млрд. долл. (ставка купона составляет 8,75%) и с погашением 26 января 2018 г. на сумму 800 млн. долл. (8,95%).
На наш взгляд, в августе-декабре текущего года можно ожидать определенного роста рыночных котировок суверенных еврооблигаций второго выпуска (и, соответственно, снижения доходности по евробондам), поскольку отдельные инвесторы могут частично направить полученные от Беларуси средства на покупку белорусских бумаг.
Вместе с тем, в текущей ситуации препятствиями для успешного размещения третьего выпуска суверенных еврооблигаций среди прочего являются низкие значения кредитных рейтингов Беларуси. Так, рейтинговое агентство Moody’s Investors Service в апреле 2015 г. понизило долгосрочный рейтинг государственных облигаций Беларуси в иностранной валюте на одну ступень с «В3» до «Саа1». Прогноз по рейтингу – «Негативный».
В качестве основных причин снижения рейтинга гособлигаций аналитики агентства выделили увеличивающиеся деформации позиции Беларуси в сфере осуществления платежей по внешнему долгу, возросшую неопределенность по поводу получения внешней финансовой поддержки и опасения относительно устойчивости экономической модели Беларуси в краткосрочной и среднесрочной перспективе.
При этом негативный прогноз отражает мнение Moody’s о том, что внешняя позиция Беларуси, по всей видимости, продолжит ухудшаться и дальше, что, в свою очередь, может существенно ослабить способность страны обслуживать долговые обязательства в иностранной валюте после 2015 г. и привести к увеличению риска неплатежей по обязательствам со сроком погашения через 12-18 месяцев.
Агентство Moody’s также понизило сразу на две ступени потолок рейтинга по обязательствам и депозитам в национальной валюте с «В1» до «В3». Одновременно потолок рейтинга по валютным депозитам белорусских банков снижен на одну ступень с «Caa1/NP» до «Caa2/NP».
На наш взгляд, в текущей ситуации рейтинговое действие Moody’s среди прочего может иметь политическую подоплеку. В данном случае снижение суверенного кредитного рейтинга Беларуси может рассматриваться в качестве элемента геополитической борьбы между Россией и ЕС и США и одновременно инструмента политического давления на руководство Беларуси в преддверие избирательной кампании по выборам президента. Поскольку с учетом снижения кредитного рейтинга в иностранной валюте размещение нового выпуска суверенных еврооблигаций Беларуси выглядит проблематичным.
В целом низкое значение кредитного рейтинга Беларуси ограничивает возможности для снижения стоимости привлекаемых иностранных ресурсов. Соответственно, долговая нагрузка резидентов Беларуси, связанная с обслуживанием внешних заимствований, выглядит выше, чем у ряда других государств (при прочих равных условиях).
В результате в текущем году Беларусь может рассчитывать только на поддержку со стороны России и подконтрольного ей Евразийского фонда стабилизации и развития. Вероятность выделения Беларуси нового кредита МВФ является средней ввиду наличия определенных политических препятствий. На наш взгляд, до выборов президента, которые состоятся 11 октября 2015 г., стороны вряд ли смогут достичь соглашения о реализации новой программы stand by в Беларуси. При этом размещение третьего выпуска еврооблигаций Беларуси в размере 1 млрд. долл. переносится на начало 2016 г. в связи с неблагоприятной текущей рыночной конъюнктурой на международных финансовых рынках.
К слову, в рамках первой стабилизационной программы Евразийский фонд стабилизации и развития в июне 2011 г. – апреле 2013 г. выделил Беларуси 2,560 млрд. долл. при первоначальной сумме кредита 3 млрд. долл. Последний транш кредита в размере 440 млн. долл. не был перечислен, поскольку белорусская сторона не выполнила 10 из 14 показателей ранее согласованной программы.
В 2014-2015 гг. Беларусь выплатила по основному долгу стабилизационного кредита фонда 441,4 млн. долл. (без учета процентов и комиссионных платежей). В результате остаток задолженности по основному долгу кредита снизился до 2,119 млрд. долл. на 1 июля 2015 г.
В 2015 г. валютные платежи по государственному долгу Беларуси оцениваются на уровне 4,1 млрд. долл., в том числе погашение основного долга – 3 млрд. долл., обслуживание (выплата процентов и комиссионных платежей) – 1,1 млрд. долл.
При этом валютные платежи по внутреннему государственному долгу оцениваются в размере около 1 млрд. долл. Платежи по внешнему государственному долгу Беларуси составляют 3,1 млрд. долл., в том числе погашение основного долга – 2,2 млрд. долл, обслуживание – 0,9 млрд. долл.
В текущем году Беларусь осуществила отдельные валютные платежи по государственному долгу:
1) платежи по еврооблигациям – 1,159 млрд. долл. (данные за январь-июль 2015 г.);
2) платежи по погашению основного долга внешнего государственного долга Беларуси – 547,8 млн. долл. (данные за первое полугодие 2015 г.);
3) платежи по погашению основного долга валютных гособлигаций для физических и юридических лиц (без учета операций по обмену) – 175 млн. долл. (данные за первое полугодие 2015 г.);
4) выплаты процентов по кредиту МВФ – 0,6 млн. долл. (Беларусь в мае 2015 г. завершила погашение и обслуживание кредита МВФ).
Так, Министерство финансов Беларуси 23 июля 2015 г. выплатило восьмой купонный доход по второму выпуску еврооблигаций (35,8 млн. долл.), а 28 июля – десятый (последний) купонный доход по первому выпуску евробондов (43,75 млн. долл.).
В целом правительство Беларуси исправно выплачивает купонные доходы держателям суверенных еврооблигаций. Так, в 2011-2015 гг. Беларусь выплатила инвесторам купонные доходы по двум выпускам еврооблигаций на общую сумму 759,7 млн. долл.
При этом 28 июля 2015 г. одновременно с последней выплатой купонного дохода в размере 43,75 млн. долл. Министерство финансов направило средства платежному агенту (Deutsche Bank AG, London) на погашение дебютного выпуска еврооблигаций Беларуси, размещенных на международном финансовом рынке 3 августа 2010 г., на сумму 1 млрд. долл.
Несмотря на погашение дебютного выпуска бумаг, Беларусь сохранит свое присутствие на рынке еврооблигаций, поскольку до 26 января 2018 г. в обращении будет находиться второй выпуск семилетних еврооблигаций на сумму 800 млн. долл.
В качестве положительного момента можно выделить предоставление Беларуси второй части кредитной поддержки России в размере 760 млн. долл., что позволит снизить давление на золотовалютные резервы Беларуси в текущем году. Средства государственного финансового кредита России поступили на счет Министерства финансов в Нацбанке Беларуси 28 июля 2015 г. Кредит предоставлен в российских рублях по курсу Центрального банка России на дату подписания соглашения между правительствами Беларуси и России о выделении кредитных ресурсов белорусской стороне.
Учитывая, что официальный курс российского рубля к доллару США 24 июля 2015 г. составил 57,3578 рос. руб. за 1 долл., общая сумма российского госкредита составила 43,592 млрд. рос. руб.
Однако, к сожалению, учет задолженности по кредиту ведется в долларах США. По сути, в данном случае речь идет о квазидолларовом кредите с соответствующими валютными рисками. В частности, падение обменного курса российского рубля к доллару США приведет к увеличению долговой нагрузки, связанной с погашением и обслуживанием кредита. Достаточно сказать, что по официальному курсу российского рубля к доллару США на 30 июля 2015 г. (59,7665 рос. руб. за 1 долл.) Беларусь должна вернуть России уже 45,423 млрд. рос. руб., или на 1,831 млрд. рос. руб. больше первоначальной суммы выделенного кредита.
Белорусская сторона будет погашать кредит 13 равными полугодовыми долями 15 февраля и 15 августа каждого года, причем первый платеж будет осуществлен 15 февраля 2019 г., а последний платеж – 15 февраля 2025 г. Таким образом, кредитные ресурсы привлечены на срок 9 лет, шесть месяцев и 18 дней (включая льготный период сроком три года, шесть месяцев и 18 дней).
Беларусь будет уплачивать России за пользование кредитом проценты по ставке LIBOR для шестимесячных депозитов в долларах США, увеличенной на маржу. Размер маржи определяется как разница между доходностью российских еврооблигаций со сроком погашения через 7 лет и ставкой 7-летнего процентного свопа в долларах США.
Учитывая, что ставка LIBOR для шестимесячных депозитов в долларах США 28 июля составила 0,47365%, доходность еврооблигаций России со сроком погашения в 2022 г. – 5,15%, ставка 7-летнего процентного свопа в долларах США 2,07% (по данным за 24 июля), конечная стоимость российского госкредита для Беларуси составляет на данный момент около 3,6% годовых.
Однако необходимо учитывать, что в случае дальнейшего падения цен на нефть и возможного усиления геополитической напряженности в регионе рыночные котировки суверенных еврооблигаций России могут снизиться, что приведет к увеличению доходностей по российским бумагам. Соответственно, в этом случае конечная процентная ставка по российскому кредиту для Беларуси также возрастет, что приведет к увеличению долговой нагрузки, связанной с обслуживанием кредита (выплатой процентов).
К слову, проценты по кредиту начисляются с даты использования кредита и уплачиваются белорусской стороной 15 февраля и 15 августа каждого года, при этом последняя уплата процентов производится одновременно с последним платежом в погашение основного долга.
Ранее в текущем году Россия выделила Беларуси кредит в российских рублях в размере 110 млн. долл. в эквиваленте. Кроме того, в мае Россия предоставила Беларуси возможность платить российскими рублями по российским государственным кредитам, предоставленным в 2007-2014 гг., что позволит странам избежать транзакционных рисков, связанных с расчетами через иностранные банки.
В целом ситуация в сфере государственных финансов Беларуси пока остается устойчивой. Несмотря на увеличение выплат по внешнему долгу, бюджет сектора государственного управления (республиканский бюджет, местные бюджеты и бюджет Фонда социальной защиты населения) в первом полугодии 2015 г. исполнен с профицитом +15,691 трлн. руб., или +3,9% к ВВП, в основном за счет сдерживания непервоочередных расходов и принятия мер по экономии бюджетных средств. По состоянию на 1 июля 2015 г., на счетах правительства в Нацбанке хранится 3,714 трлн. руб. и 2,802 млрд. долл.
Совокупный долг центрального правительства (внутренние и внешние обязательства с учетом гарантий) в первом полугодии 2015 г. уменьшился в долларовом эквиваленте на 836,9 млн. долл. (на 3,8%) до 21,466 млрд. долл. на 1 июля, что составляет 39,3% к ВВП в годовом исчислении. Таким образом, относительный показатель государственного долга Беларуси соответствует Маастрихтскому критерию (не более 60% к ВВП).
Текущий уровень внешнего государственного долга Беларуси является умеренным как в абсолютном, так и относительном выражении. Так, в первом полугодии 2015 г. внешний долг центрального правительства (включая гарантированные обязательства) возрос на 56,9 млн. долл. (или на 0,4%) до 14,845 млрд. долл. на 1 июля, что составляет 27,2% к ВВП (см. рисунок 3).
Рисунок 3. Динамика внешнего госдолга Беларуси в декабре 2008 г. – июне 2015 г., на конец периода, млн. долл. (фактические данные и полиномиальный тренд)
В первом полугодии 2015 г. правительство Беларуси привлекло внешние государственные займы на общую сумму 679,1 млн. долл., в том числе:
кредиты правительства и банков России – 429,7 млн. долл.;
кредиты китайских банков – 228,8 млн. долл.;
кредиты Всемирного банка – 20,6 млн. долл.
Погашение внешнего государственного долга в первом полугодии 2015 г. составило 547,8 млн. долл., в том числе:
кредит Евразийского фонда стабилизации и развития – 176,6 млн. долл.;
кредиты правительства России – 150 млн. долл.;
кредиты китайских банков – 80,5 млн. долл.;
кредит МВФ – 75,9 млн. долл.;
кредиты банков Венесуэлы – 56,6 млн. долл.;
кредиты Всемирного банка – 7,5 млн. долл.;
кредит США – 0,7 млн. долл.
В свою очередь, внутренний государственный долг Беларуси (с учетом гарантированных обязательств) в первом полугодии 2015 г. увеличился на 12,093 трлн. руб. (на 13,5%) до 101,516 трлн. руб. на 1 июля в связи с переоценкой валютных гособлигаций (см. рисунок 4).
Рисунок 4. Динамика внутреннего госдолга Беларуси в декабре 2008 г. – июне 2015 г., на конец периода, млрд. руб. (фактические данные и полиномиальный тренд)
В первом полугодии 2015 г. размещено внутренних валютных гособлигаций для юридических и физических лиц на сумму 88,2 млн. долл., внутренних рублевых гособлигаций для юрлиц – 340,5 млрд. руб. С начала 2015 г. погашено валютных и рублевых гособлигаций для физических и юридических лиц (без учета операций по обмену) на сумму 175 млн. долл. и 815,9 млрд. руб.
Остается добавить, что Всемирный банк в текущем году планирует профинансировать реализацию проектов на территории Беларуси на общую сумму 293 млн. долл. Однако по состоянию на 1 июля 2015 г. правительство Беларуси привлекло ресурсы Группы Всемирного банка в размере всего лишь 20,6 млн. долл.
По состоянию на 30 июня 2015 г., размер кредитной линии Всемирного банка для Беларуси в рамках 14 кредитов составляет 1,256 млрд. долл., в том числе выделенные кредиты – 645,227 млн. долл., нераспределенные средства (невыбранный остаток) – 610,540 млн. долл. Остаток задолженности Беларуси по кредитам Всемирного банка по состоянию на 30 июня 2015 г. составляет 602,918 млн. долл.
В конечном счете, в ближайшие годы правительство Беларуси рассчитывает не допустить дальнейшего наращивания внешнего государственного долга с тем, чтобы ограничить расходы, связанные с погашением и обслуживанием внешних долговых обязательств государства в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Автор: Александр Муха
Источник: BusinessForecast.by
Комментарии
04 сентября 2015, 03:09 Александр Муха
По состоянию на 1 августа 2015 г., на счетах правительства в Нацбанке хранится 8,156 трлн. руб. и 2,820 млрд. долл. Совокупный долг центрального правительства (внутренние и внешние обязательства с учетом гарантий) в январе-июле 2015 г. увеличился в долларовом эквиваленте на 421,7 млн. долл. (на 1,9%) до 22,725 млрд. долл. на 1 августа, что составляет 41,1% к ВВП в годовом исчислении. Однако следует пояснить, что совокупный государственный долг Беларуси на 1 августа 2015 г. еще включает погашенный 3 августа дебютный выпуск суверенных еврооблигаций. Таким образом, относительный показатель государственного долга Беларуси соответствует Маастрихтскому критерию (не более 60% к ВВП). Текущий уровень внешнего государственного долга Беларуси является умеренным как в абсолютном, так и относительном выражении. Так, в январе-июле 2015 г. внешний долг центрального правительства (включая гарантированные обязательства) возрос на 417,2 млн. долл. (или на 2,8%) до 15,205 млрд. долл. на 1 августа, что составляет 27,5% к ВВП. Очевидно, что с учетом погашенного 3 августа дебютного выпуска суверенных евробондов в размере 1 млрд. долл. показатели совокупного государственного долга и внешнего государственного долга Беларуси в августе 2015 г. существенно сократятся. В свою очередь, внутренний государственный долг Беларуси (с учетом гарантированных обязательств) в январе-июле 2015 г. увеличился на 25,228 трлн. руб. (на 28,2%) до рекордных 114,651 трлн. руб. на 1 августа в связи с переоценкой валютных гособлигаций. Кроме того, внутренний государственный долг Беларуси в прошедшем месяце увеличился в результате покупки Беларуськалием гособлигаций за счет средств привлеченного кредита ОАО «Сбербанк России» и Sberbank Europe AG в размере 550 млн. евро (около 602,5 млн. долл. в эквиваленте). По данным Bloomberg, 11 августа 2015 г. еврооблигации Беларуси второго выпуска с погашением 26 января 2018 г. торговались с доходностью 8,225% (покупка) и 7,730% (продажа). Ближайшая выплата купонных доходов по евробондам Беларуси состоится 26 января 2016 г. – девятый купонный доход по второму выпуску еврооблигаций (35,8 млн. долл.). В настоящее время в обращении находится один выпуск суверенных евробондов с погашением 26 января 2018 г. на сумму 800 млн. долл. (ставка купона составляет 8,95%).