Рынок ГКО / ОФЗ в России в 1997 году. Часть 1

В середине весны 1997 г. на рынке ГКО/ОФЗ произошла очередная смена тенденций, ставший традиционным для последних лет период мартовской нестабильности, в текущем году связанный с ослаблением интереса к рублевым гособлигациям со стороны нерезидентов и острой потребностью эмитента в заемных средствах, был преодолен, увеличившиеся за это время до 31-36% годовых ставки по госбумагам вновь сделали последние привлекательными для инвесторов.

Как следствие, в течение всего апреля 1997 г. на рынке наблюдался постепенный рост котировок ГКО и ОФЗ. Доходность ГКО к погашению снизилась к концу месяца в среднем до 25% и 30% по неналоговым и налоговым облигациям соответственно, причем разница в ставках между близкими по срокам обращения ГКО этих двух видов также сократилась.

Стабилизация ситуации на рынке ГКО/ОФЗ в апреле объяснялась двумя основными причинами – возросшим спросом на гособлигации, предъявленным нерезидентами, и заметным урезанием объемов средств, привлеченным эмитентом в бюджет.

По некоторым оценкам, иностранные инвесторы в течение месяца направили на покупку рублевых госбумаг около 2 млрд. долл., чем существенно облегчили Минфину задачу рефинансирования предыдущих займов с одновременным снижением доходности ГКО.

В свою очередь, монетарные власти предприняли ряд шагов, направленных на повышение привлекательности вложений в гособлигации для нерезидентов. Прежде всего, здесь следует назвать анонсируемый Центробанком в начале апреля поэтапный план постепенной либерализации в текущем году процедуры вывода иностранного капитала с данного рынка с тем, чтобы в 1998 г. все подобные ограничения были полностью сняты и за Банком России остались только функции мониторинга счетов нерезидентов по операциям с ГКО/ОФЗ и установления квот на покупку ими гособлигаций.

Таким образом, предполагается, с одной стороны, отказаться от регулирования валютной доходности и сроков вложений для иностранцев, и с другой стороны, сохранить контроль за долей участия заграничных инвесторов на рынке внутреннего долга и тем самым попытаться обезопасить финансовую систему страны от возможных негативных последствий в случае неограниченного допуска нерезидентов на рынок ГКО/ОФЗ.

Другим важным нововведением, призванным повысить стабильность гособлигаций, в истекшем месяце стало ужесточение требований к первичным дилерам. Согласно новому договору о функциях первичного дилера, который будет действовать с 22 апреля по 30 октября 1997 г., банки должны выполнять более строги нормативы при подаче заявок на аукционы. Кроме того, в ближайшее время планируется обязать их поддерживать двухсторонние котировки облигаций определенных выпусков на вторичных торгах, постепенно расширяя круг котируемых ценных бумаг и регулируя спрэды и объемы операций.

По итогам месяца чистая выручка эмитента составила всего 1,6 трлн. руб. (6,9 трлн. руб. в марте), тем самым долгосрочная тенденция роста этого показателя, начавшаяся еще осенью прошлого года, была прервана. Однако на фоне официально признанного бюджетного кризиса этот факт следует считать признаком не столько снижения потребности Минфина в заемных средствах, сколько проведения более осторожной политики на рынке внутреннего долга и стремления не допустить здесь развития кризисных явлений, наметившихся вследствие масштабной эмиссии госбумаг в начале весны.

Сокращение объема чистой выручки наряду с возросшим притоком средств нерезидентов свидетельствует о продолжающемся замещении части отечественного капитала на рынке внутреннего долга иностранным. При этом считается естественным для нерезидентов вкладывать деньги в более долгосрочные ценные бумаги. Это позволило эмитенту в прошедшем месяце кардинально изменить структуру привлеченных в бюджет средств; впервые за последние полгода выручка от размещения ГКО оказалась отрицательной, а необходимые для погашения предыдущих займов по этим облигациям средства – 2,9 трлн. руб. – были получены за счет увеличения продаж ОФЗ.

В первом квартале 1997 г. диспропорция в выпуске облигаций с купоном и без резко усилилась, поэтому расширение эмиссии ОФЗ в апреле, без сомнения, можно считать довольно удачным шагом Минфина, которому ради сокращения темпов роста объема долга в дальнейшем придется так или иначе переориентироваться на выпуск преимущественно «длинных» купонных госбумаг.

Прямым следствием сокращения эмиссии госбумаг и снижения процентных ставок стало заметное уменьшение – с 5,6% до 4,1% за месяц, впервые в текущем году, – темпов роста облигационного долга. Более того, этот показатель не только не вырос, а напротив, опустился до минимального за последние несколько лет уровня.

По состоянию на 1 мая объем предстоящих погашений ГКО/ОФЗ (с учетом известных купонных выплат) увеличился на 11,4 трлн. руб. и достиг 291,6 трлн. руб. Таким образом, до конца первого полугодия плановая цифра – 296 трлн. руб., заложенная в бюджет и определяющая границу объема внутреннего долга на 1 января 1998 г. по статье ГКО/ОФЗ, будет превышена, и это в дальнейшем делает бессмысленным сравнение реальных показателей развития рынка гособлигаций с бюджетными проектировками, рассчитанными почти год назад.

Пользуясь благоприятной конъюнктурой, в апреле Минфин стал активнее предлагать инвесторам не только новые серии ОФЗ, но и более «длинные» ГКО: хотя минимальный срок на погашения размещенных в апреле ценных бумаг как на аукционах, так и на вторичных торгах по сравнению с мартом практически не изменился, среднее значение данного показателя возросло почти в полтора раза и составило 464 дня.

В результате целенаправленных усилий эмитента по реструктуризации внутренних заимствований временные характеристики облигационного долга в апреле вновь заметно улучшились – по состоянию на 1 мая его средний срок, рассчитываемый как взвешенное среднее всех сроков предстоящих погашений по доле в объеме выплат, возрос с 158,2 до 174,3 дня, достигнув нового рекордного значения.

В структуре долга несколько изменилось соотношение самых «коротких» и самых «длинных» облигаций: доля первых сократилась, а вторых – увеличилась, однако наиболее значительный сдвиг претерпел рубеж полугодовых выплат: за месяц доля погашений, которые необходимо произвести в течение ближайших 189 дней, уменьшилась почти на 5 процентных пунктов и достигла 63,2% — менее 2/3 суммарного объема облигационного долга.

Кроме того, к концу апреля более четверти всех предстоящих выплат оказались отложенными на 1998-1999 гг. Распределение долга по видам облигаций за истекший месяц также изменилось: перед майскими праздниками на ГКО приходилось 84,9% (86,6% месяцем ранее) всей суммы, около 1,5% занимали купонные выплаты и 13,6% — погашение ОФЗ.

Из-за календарных особенностей в апреле было проведено пять сдвоенных аукционов по размещению гособлигаций. Каждую среду инвесторам по традиции предлагались два выпуска госбумаг: один – большой по объему, на 6-7,5 трлн. руб. по номиналу – шел первым, другой – на 4 трлн. руб. – завершал аукционный день.

При этом, когда в середине месяца на аукционах выставлялись только ГКО, основной выпуск оказывался более «длинным», а меньшим по объему становился дополнительный транш размещенных ранее облигаций. Если же участникам рынка предлагалось приобрести двухлетние купонные  госбумаги, то они продавались во вторую очередь, а вначале, реализовывался относительно крупный семи – двенадцатимесячный выпуск ГКО.

Источник: BusinessForecast.by

Уважаемые коллеги, пожалуйста, присылайте ваши статьи, презентации и другие материалы для публикации на сайте BusinessForecast.by на электронный адрес info@businessforecast.by.

Читайте по теме:

Оставить комментарий