С чистого листа: 5 самых интересных смарт-городов в мире

Что такое смарт-город? Эта концепция давно перестала включать одни только технологии. Сегодня «умные» города – это проекты, в которых с помощью технологий решают вопросы устойчивого развития, экономического процветания и благосостояния жителей.

В 2016 году исследовательская фирма Juniper, проанализировав влияние высоких технологий на жизнь населения в разных уголках мира, определила самые умные города планеты. Наиболее подготовленными к будущему оказались всем известные Сингапур, Барселона, Лондон, Сан-Франциско и Осло.

Однако в этих городах в «умную» превращают инфраструктуру, которая существует уже много лет. В то же время, в мире реализуется несколько проектов, предполагающих конструирование совершенно новых населенных пунктов. Изучив экосистему городов, которые строятся «с нуля», K750 предлагает ознакомиться с самыми интересными из них.

Южнокорейская утопия

Международный деловой район Сонгдо (Songdo IBD) Сонгдо, Южная Корея

Международный деловой район Сонгдо, расположенный на территории одноименного города Сонгдо, находится неподалеку от международного аэропорта Инчхон, к югу от южнокорейской столицы Сеул. Эко-дизайн, огромное количество зеленых площадей, неглубокий углеродный след и множество инновационных технологий – это то, за что Сонгдо справедливо называют «городом будущего».

Songdo IBD задуман его девелоперами – компанией Gale International – как экологически чистый город, и это отразилось на плане проекта. Смарт-район построен таким образом, что все офисные помещения, зоны отдыха, медучреждения, школы и розничная торговля находятся вблизи жилых домов, что уменьшает потребность в автомобилях.

Город построен вокруг центрального парка, и около 40% его территории находится в зеленом пространстве – это вдвое больше, чем, например, в Нью-Йорке. По территории «умного» Сондго проходят 15 километров велосипедных дорожек.

Создатели смарт-города, где сейчас проживает около 36 000 человек, пытались создать прекрасные условия для его обитателей. Город, снаряженный зарядными станциями для электрического транспорта и разнообразными сенсорами, которые отслеживают температуру, энергопотребление и потоки движения.

Специальная система коммуникации позволяет жителям Сонгдо организовывать видеоконференции с соседями или связываться с муниципальной администрацией. Также в городе установлено около 300 интерактивных камер безопасности, оснащенных системами экстренного вызова. Район IBD имеет более 100 зданий, сертифицированных по стандарту LEED – самой известной в мире системой сертификации.

В городе есть специальные приспособления для сбора дождевой воды, которая затем используется для полива, в промышленности и для уборки общественных туалетов и улиц. Кроме этого, в Сонгдо используют пневматическую систему удаления отходов, то есть, в городе нет мусорных баков и мусоровозов, а отходы попадают в трубы, по которым мусор передается в места утилизации и переработки.

Впрочем, эта система не всегда работает идеально. Иногда в городе можно встретить грязные или неисправные мусорные баки, и в последнем случае жителям города ничего не остается, как оставлять мусор рядом с ними.

Как пишет Businessinsider, некоторые жители «умного» города жалуются на то, что IBD, как и Сонгдо-Сити, слишком обособленные от Сеула – экономического, политического и культурного центра страны. Однако отдельные неурядицы и оценки не мешают считать Songdo IBD одним из самых успешных проектов смарт-городов в мире.

Кремниевая долина Востока

Сайберджайя, Куала-Лумпур, Малайзия

В 1996 году правительство Малайзии запустило Программу мультимедийного суперкоридора (MSC), что символизировало первый шаг к построению инновационной страны. Одним из пунктов этой стратегии был план Малайзии подарить миру свою «Кремниевую долину».

Так 20 лет назад на 2800 гектарах неосвоенных земель в 40 км на юг от Куала-Лумпура был запущен совершенно новый город «Сайберджайя», который должен был завлечь к себе лучших исследователей и инноваторов мира.

Сегодня в современных офисных помещениях IT-кластера «Сайберджайя» работает около 500 глобальных компаний. Среди них много известных брендов – Dell, HP, DHL, Satyam, Wipro, HSBC, Ericsson, Motorola, OCBC, BMW, IBM, Shell IT, Monster.com и другие.

Город также стал домом более чем для 100 000 человек, около трети из которых – студенты, в том числе из других стран мира. Ожидается, что строительство линии метро к технопарку увеличит население малазийского смарт-города до 210 000 жителей уже к 2020 году.

Впрочем, несмотря на амбициозные планы «Сайберджайи» пока не удалось стать технологическим центром Азии в том смысле, как задумали его создатели. Большинство компаний, базирующихся в «киберпространстве», разместили здесь свои исследовательские департаменты, а не коллцентры. За 20 лет существования проект «Сайберджайя» стал одним из главных в Азии центров глобального общего обслуживания и аутсорсинга.

Однако девелоперы «Сайберджайи» не считают эти годы напрасными и продолжают развивать проект, внося некоторые коррективы в стратегию развития. По данным азиатских медиа, «Сайберджайя» будет продолжать предоставлять компаниям налоговые льготы и дешевые офисные помещения, доступ к финансированию новому бизнесу, а также организовывать программы обучения для предпринимателей и программу акселерации для местных и иностранных стартапов.

Недавно основатели проекта представили концепцию Living Labs, которая представляет город как инновационную платформу для разработчиков и исследователей, где можно протестировать новые технологии перед тем, как запускать их в других местах.

Одним из важнейших мероприятий, направленных на развитие смарт-экосистемы «Сайберджайи» стало развертывание широкополосной сетевой технологии для «Интернета вещей» – Lo-Ra. Девелоперы также собираются запустить платформу Fabrick, которая позволит компаниям и отдельным предпринимателям, используя ее ресурсы, создавать новые решения на базе Lo-Ra.

Уже сейчас эта сеть используется для сбора данных с датчиков, измеряет индекс загрязнения воздуха, индекс качества воздуха, а также температуру и влажность в 10 точках «умного» малазийского города.

Эко-город в Поднебесной

Эко-город Сено-Сингапур Тяньзинь, Китай

Не последнюю роль в становлении Азии как ведущего региона для «умных» городов играет Китай. В прошлом году страна заявила о плане превратить 500 населенных пунктов в смарт-города, или, как минимум, реализовать в них «разумные» решения. Кроме этого, в Китае еще с середины прошлой декады наблюдается заинтересованность эко-городами.

Одной из таких идей является совместный проект Китая и Сингапура – эко-город Сено-Сингапур Тяньзинь (Sino-Singapore Tianjin Eco-city), который с 2007 года строится в 40 км от третьего по величине города в Китае Тяньзинь и в 150 км от центра Пекина.

Tianjin Eco-city является своего рода тестовой площадкой для многих умных и зеленых технологий, которые должны преобразить город в «модель устойчивого развития». Например, General Motors использует Тяньзинь как платформу для проверки работы беспилотных электрокаров в традиционной системе движения, то есть с непредсказуемыми водителями, пешеходами и велосипедистами.

Другой технологический гигант Philips устанавливает в эко-городе современные системы освещения, которые потребляют незначительное количество энергии.

Одна из особенностей городского пейзажа Tianjin Eco-city – установки для производства возобновляемой энергии: ветряные башни и много солнечных панелей вдоль дорог и на крышах многоэтажек. Управление города разрабатывает план, по которому выработка возобновляемой энергии на месте будет обеспечивать около 20% от энергетических потребностей Eco-city.

В будущем солнечная энергия будет использоваться для подогрева воды в жилых домах и в освещении улиц, а энергия ветра для производства электроэнергии. Кроме этого, в городе планируют строить «зеленые здания» (к 2020 все дома должны получить статус «зеленых») и таким образом обеспечить уменьшение потребления энергии.

Нетрадиционными источниками (опреснение морской воды и повторное использование отработанных и дождевых вод) здесь планируют обеспечить 50% водоснабжения. Кроме этого, в разработке находятся современные системы отопления и кондиционирования, а также системы переработки твердых бытовых отходов.

Сегодня в Tianjin Eco-city зарегистрировано 4500 компаний с общим уставным капиталом в 200 млрд. юаней. Пока что смарт-город не является густонаселенным – здесь проживает несколько десятков тысяч людей. Ожидается, что после завершения строительства в Tianjin Eco-city будет насчитываться 350 000 жителей.

Технологический оазис в пустыне

Масдар, Абу-даби, Объединенные Арабские Эмираты

Свою версию «города будущего» решили создать и в Объединенных Арабских Эмиратах. Запущенный в 2006 году проект Масдар-Сити был задуман как модель зеленого городского ландшафта и глобального центра для индустрии экологически чистых технологий.

Пытаясь создать «наиболее жизнеспособный город в мире», его девелоперы продумали все до малейшей мелочи. Затененные тропинки и узкие улочки города в арабском стиле для приятных прогулок в жарком климате региона, невысокие здания максимум 5 этажей с солнечными панелями на крышах, и уличные «солнечные навесы», которые обеспечивают более тенистые места для пешеходов.

Главные здания смарт-города – Siemens, IRENA, Incubator – имеют высокую изоляцию и энергоэффективность, а три четверти горячей воды производят с использованием солнечной энергии. Однако энергию светила используют не только для подогрева воды. Еще одним примером новых источников энергии в смарт-городе имеется завод, который использует энергию солнца для охлаждения воды.

Он выполняет функцию 50-тонного кондиционера, ведь система подает охлажденный воздух в здания по всему городу. В Масдар Сити также имеется башня высотой более 45 метров, которая направляет ветер с Персидского залива к городским кварталам, распиливая прохладный туман над горячим городом.

Масдар также известный своей системой беспилотного электрического транспорта под названием Personal rapid transit. В Масдаре вместо автомобилей или автобусов ездят 13 автоматических «капсул» CyberCabs, которые курсируют с окраин к центру города.

Разработчики этой системы утверждают, что шестиместные CyberCabs являются почти на 100% безопасными и могут ездить друг за другом с интервалом в несколько секунд без всякого риска столкновения.

Одним из самых интересных мест «умного» города является Институт науки и технологий, в котором десятки ученых и сотни студентов используют Масдар как «живую лабораторию» для исследований по вопросам устойчивого городского развития.

Несмотря на впечатляющую концепцию, реализация проекта Масдар Сити отстает от графика. Недостаток финансирования заставил разработчиков отказаться от планов построить в пустыне город с нулевым балансом выбросов углерода, переориентировавшись в низкоуглеродистую стратегию развития.

Неоднократно приходилось переносить и дату завершения проекта. Нынешняя цель – 2025 год, когда, по замыслу, в Масдаре будет жить 40 000 жителей.

Американская смарт-мечта

CityNow, штат Колорадо, США

Новые «умные» города появляются не только в азиатском регионе. Компания Рапаѕопіс, уже имеет в своем портфолио успешный реализованный проект в Японии (Fujisawa Sustainable Smart Town) до 2026 обещает построить смарт-город неподалеку от аэропорта американского города Денвер, штат Колорадо.

Panasonic в рамках проекта CityNow уже сделала немало. На 400 акрах свободной земли Денвера установлены светодиодные уличные фонари, датчики измерения уровня загрязнения, камеры безопасности, бесплатный Wi-Fi.

Кроме этого, на территории установлена специальная микроэнергосистема (частично основана на солнечной энергии), которая в случае сбоев подачи электроэнергии способна обеспечивать город энергией в течение 72 часов.

До конца 2018 года CityNow обещают сделать еще умнее – в частности, благодаря появлению на его дорогах автономных транспортных средств. В этом году Panasonic совместно с французским разработчиком автономных автобусов EasyMile планирует представить шаттлы, которые будут соединять железнодорожную станцию города с автобусными остановками Денвера.

Еще в конце 2017 года Panasonic и город совместно с Министерством транспорта США начали реализовывать проект автономного автотранспорта стоимостью $72 млн., который также является частью CityNow.

В ближайшие годы на 15-ти милях шоссе город — Денвер и Panasonic надеются запустить в работу высокотехнологичную систему под названием Road X.

Предполагается, что эта система сможет «общаться» с автономными автомобилями, в частности предоставлять рекомендации по навигации (с учетом данных о трафике в реальном времени) и будет создавать «виртуальные заборы», которые будут предупреждать водителей, когда те будут выезжать за пределы своих полос движения.

В недалеком будущем технологии, внедренные в смарт-городе, позволят представителям города дистанционно управлять светодиодными фонарями, что, как ожидается, положительно повлияет на уровень безопасности и сведет к минимуму «световое загрязнение» и потребление энергии.

Компания Panasonic планирует передавать все данные, которые она собирает, через открытый прикладной программный интерфейс (API). Если проект будет успешным, компания планирует запустить CityNow на территории других штатов.

Автор: Ольга Дубенская

Источник: K750

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий