1) В 1996 г. промышленное производство составило 34% от ВВП по сравнению с 40% в 1992 году. Сельское и лесное хозяйство является вторым самым большим сектором ВВП в Беларуси. В 1996 г. сельское и лесное хозяйство составило 16% от ВВП в сравнении с 24% в 1992 году.
2) Производство по-прежнему сконцентрировано в крупных хозяйствах, которые являются государственными, хотя и были предприняты шаги по повышению их эффективности. Тем не менее, производственная эффективность не отражает затраты, а государственная политика обеспечения населения дешевыми продуктами питания сделала данную отрасль убыточной и зависимой от бюджетных ссуд и субсидирования кредитов банковского сектора.
Иными словами, условия торговли для сельского хозяйства (соотношение цен на продукцию сельского хозяйства к ценам на продукцию отраслей-поставщиков продукции, необходимой для сельскохозяйственного производства) ухудшились.
3) Колхозы по-прежнему работают на основе советского «Примерного Устава коллективного хозяйства» 1988 года. В феврале 1993 года парламент остановил развитие модели структурных преобразований, основанной на выделении земельных наделов и имущественных паев тем, кто имеет на них право, отменив, таким образом, акт 1991 года, который инициировал этот процесс.
4) Реформирование аграрного сектора экономики было ограниченным. Вмешательство правительства в работу отрасли является всеобъемлющим и нарушает работу рыночного механизма как в сельском хозяйстве, так и во всем народном хозяйстве, в основном, в результате выделения кредитов данной отрасли.
Контроль за ценами значителен. Цены на готовую продукцию выросли меньше, чем цены на входящую продукцию, что влечет за собой рост убыточности отрасли. Сельскохозяйственные производители в Беларуси в высокой степени зависят от применения дорогостоящих удобрений, в то время как дотирование цен на входящую продукцию сокращается.
5) В 1997 году кредитование данной отрасли равнялось 2,5% от ВВП, 1% от ВВП или 3,3 трлн. подлежало выделению через Министерство сельского хозяйства в качестве авансовых платежей производителям сельскохозяйственной продукции за зерно и сахарную свеклу под нулевую ставку; 1,5% от ВВП или 4,6 трлн. белорусских рублей – через Фонд поддержки сельхозпроизводителей – на дотирование цен на входящую продукцию и закупку тракторов и сельскохозяйственной техники, которые затем сдаются в аренду сельхозпроизводителям.
Целевые кредиты Национального банка Беларуси под льготные процентные ставки на финансирование посевной составили дополнительно 2,7 трлн. рублей, или 0,9% ВВП.
Препятствия на пути дальнейшего роста промышленного производства и вопросы промышленной политики
6) Промышленная политика не основана на рыночных принципах. В 1997 г. примерно 30% белорусского экспорта составлял бартер, то есть 35% промышленного производства. Бартерные сделки в уплату за поставки газа составляют 80-90% всех платежей за энергоносители. В 1996 году 840 млн. долларов объема производства были, таким образом обменены, что составляет 6% от ВВП.
В 1997 году объем платежей, в особенности за импорт газа, но также нефти, осуществленных в форме бартерных поставок белорусских товаров (за исключением продуктов повторной переработки как, например, нефтепродукты, которые могут быть проданы за иностранную валюту на мировых рынках), вероятно, останется в тех же пределах и составит ту же долю от ВВП.
7) Продолжение белорусского цикла роста в большей мере зависит от позиции России по отношению к такой политике. Растущая коммерциализация российской системы энергоснабжения предполагает растущее ужесточение бюджетных ограничений для Беларуси. На реформаторское правительство в России оказывается постоянное давление, оно вынуждено следовать намеченным показателям безинфляционного финансирования дефицита бюджета, а также изыскивать средства на выполнение поставленной президентом задачи по выплате всех задолженностей по заработной плате и пенсиям.
Так как РАО «Газпром» вносит 25% текущих налоговых платежей в России, более жесткий подход российского правительства к внесению платежей в бюджет РАО «Газпром» в сочетании с усилением коммерческого давления со стороны держателей акций и кредиторов вынуждают компанию применять более жесткие меры к суверенным должникам за газ.
8) В июле 1997 г. РАО «Газпром» во второй раз в 1997 году сократило поставки газа в Беларусь на 10%. Возможно, фактические платежи по задолженности за газ через бартер будут поэтапно сокращаться, на 10-15% каждый раз, пока не достигнут по крайней мере 50% в 1998 и 1999 годах (РАО «Газпром» в настоящий момент требует осуществления 30% платежей в денежной форме вместо теперешних 10%).
Вероятность ужесточения бюджетных ограничений для Беларуси еще выше, если принять во внимание приближения выборов в Думу в 1999 году и президентских выборов в 2000 году и, следовательно, возможность более напряженных споров по российскому бюджету на 1999 год, что делает 1998 год, по-видимому, ключевым годом для изменений бюджете России.
Такая политико-экономическая ситуация может усилить давление на Беларусь в сторону изменения ее промышленной политики и, что явится естественным следствием, ее отказа от стремления к квазиплановой экономической модели, которая явилась фундаментом экономического роста в 1996-1997 годах после отказа от спонсируемого МВФ плана стабилизации.
9) Приведенные выше аргументы показывают возможность усиления ограничений со стороны спроса на рост выпуска продукции: увеличение денежной части платежей за энергоносители повлечет за собой, при прочих равных условиях, снижение спроса на белорусские товары.
Что касается предложения, то рост был профинансирован, в основном, за счет кредитов центрального банка по указанию правительства и президента. За первые семь месяцев 1997 года 80-90% кредитов Нацбанка Беларуси были целевыми. Сельское хозяйство, жилищное строительство и промышленность получили львиную долю кредитов. Эти кредиты, как в случае с кредитами сельскому хозяйству, выделенные под льготные процентные ставки всего лишь в 2%, противопоставлены ставке рефинансирования в 42% на конец июля 1997 г.
Источник: BusinessForecast.by
Уважаемые коллеги, пожалуйста, присылайте ваши статьи, презентации и другие материалы для публикации на сайте BusinessForecast.by на электронный адрес info@businessforecast.by.