Семь главных тезисов банковской стратегии. План для государственных банков на 2018-2020 гг.

25.03.2018 – В феврале Кабинет Министров Украины поддержал обновленные «Принципы стратегического реформирования государственного банковского сектора». Необходимость их обновления была обусловлена, прежде всего, национализацией «Приватбанка».

При этом, став государственным, «ПриватБанк» не только увеличил долю банков государственного сектора в активах банковской системы до 55%, но и поставил вопрос о необходимости нового основательного анализа как новой ситуации на рынке, так и сценариев развития банковского сектора на ближайшие пять лет.

Читайте также: Банковский сектор. Между «вчера» и «завтра»

Памятка заемщика, имеющего задолженность перед банком по потребительскому кредиту и, который попал в трудное финансовое положение

Большинство пунктов предыдущей стратегии выполнено

С момента разработки и принятия предыдущей стратегии удалось достичь значительного прогресса по большинству задач. «Укргазбанк» под руководством Кирилла Шевченко начал свою деятельность в сфере экобанкинга и за короткое время сгенерировал существенный портфель экокредитов, которые уже сегодня демонстрируют высокие показатели эффективности, менее 0,1% просроченного и дают возможность привлекать длинные и дешевые ресурсы в евро. Старый проблемный портфель «Укргазбанка» снижен до 20%, и это на фоне постоянного укрепления команды банка известными на рынке профессионалами.

Также «Укргазбанк» стал первым банком, который привлек независимых членов своего наблюдательного совета и создал все подкомитеты, которые начали работать в соответствии с лучшими международными практиками.

«Ощадбанк» с постсоветской неэффективной «сберегательной кассы» благодаря активной работе Андрея Пышного и команды банка на наших глазах уверенно превращается в настоящий современный банк. Открыто 550 отделений нового формата и закрыто 1300 старых неэффективных, значительно, улучшено обслуживание, запущена система онлайн — банкинга Ощад24. Стоит упомянуть большую работу «Ощадбанка» со своим кредитным портфелем.

При этом «Ощадбанку» удалось полностью изменить философию работы и запустить масштабную программу микро- и малого кредитования и в общем развитии предпринимательства «Строй свое».

В то же время «Эксимбанк» с Александром Гриценко уменьшил количество своих отделений на 36 за эти годы, централизовал все процессы, полностью покинул розничный рынок (как депозитов, так и кредитов) и начал возвращаться к своей ключевой компетенции – поддержки экспортно-импортных операций и участия в кредитных программах международного финансирования.

Указанные выше действия не остались незамеченными и позволили и «Ощадбанку» и «Укргазбанку» начать процесс привлечения к своему капиталу международных финансовых институтов. «Ощадбанк» подписал стратегический меморандум с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) в ноябре 2016 года, а «Укргазбанк» – в ноябре 2017-го с Международной финансовой корпорацией, членом группы Всемирного банка. На выполнении предыдущей стратегии Министерство финансов уменьшило свое участие в банковском секторе из-за выхода малых государственных и квазигосударственных банков.

Банк «Киев» был присоединен к «Укргазбанку», «Земельный банк» ликвидирован, «Родовид Банк» отправлен на ликвидацию, «Украинский банк реконструкции и развития» продан в ходе прозрачного приватизационного конкурса китайскому стратегическому инвестору.

Однако декабрь 2016 года «принес» нам «ПриватБанк», и реализация предыдущей стратегии распространилась на крупнейший банк в стране, пока мы нарабатывали обновленную стратегию. Именно поэтому в «Приватбанке» был сформирован наблюдательный совет с большинством независимых членов. И также председателем независимого совета является Энгина Акчакочу. За год работы именно такой независимый и профессиональный совет вместе с менеджментом показали хорошие результаты: сначала с быстрой стабилизации ситуации в банке, а теперь уже и с его развитием.

Корпоративное управление как предпосылка реализации стратегии

Требование создания наблюдательных советов, в которых большинство составляют независимые члены, избранные из числа специалистов финансового сектора, содержалось в предыдущей стратегии. Именно назначение наблюдательного совета в «Приватбанке» и большинство независимых членов в «Укргазбанке» и качество работы таких советов, которые, с одной стороны, осуществляют контроль, а с другой – помогают менеджменту банков, показали, что независимые наблюдательные советы является обязательным условием реализации стратегии.

Существование такого корпоративного управления дает возможность сформировать высококлассный менеджмент, принимать качественные решения и максимально уменьшить политическое влияние на государственные банки.

Такая философия управления, поддержанная премьер-министром Владимиром Гройсманом и Министерством финансов, закладывается и в реформу корпоративного управления государственными компаниями. Это, в свою очередь, является залогом того, что кредитные решения в банках будут приниматься исключительно на коммерческих началах, а не из политической целесообразности.

Законопроект № 7180, который закладывает необходимые изменения для распространения корпоративного управления на «Ощадбанк» и «Укрэксимбанк», уже прошел непростые обсуждения в течение года со всеми стейкхолдерами. Он поддержан профильным комитетом, внесенный в повестку дня и в ближайшее время, я уверена, будет поддержан парламентом.

Докапитализация банков как фидуциарная ответственность власти перед налогоплательщиками

Разные правительства потратили на докапитализацию национализированных и государственных банков в общем 266 млрд. грн. Каждый раз эти средства шли не на развитие государственного банковского сектора, а на вынужденные докапитализации банков после их национализации: 12,4 млрд. грн. в 2009-2011 годах на «Родовид Банк», 13,1 млрд. грн. в 2009-2015 годах на «Укргазбанк», 3,6 млрд. грн. на банк «Киев» и 155,4 млрд. грн. на «ПриватБанк».

Кризис 2014-го не стал исключением, и из-за проблемного портфеля, который возник вследствие войны, утраты неподконтрольных территорий Крыма и части Донбасса, потери российского рынка, а также недобросовестных кредитных практик и так называемого политического кредитования в 2014-2017 годы «Ощадбанк» был докапитализирован на 31,2 млрд. грн., «Укрэксимбанк» – на 22,0 млрд. грн., «Укргазбанк» – на 3,8 млрд. грн. Это колоссальные государственные средства, которые государство использовало на поддержку капитала и ликвидности своих банков.

Именно поэтому обновленная стратегия нацелена на максимально возможное создание стоимости в каждом из банков, через комбинацию будущих дивидендов благодаря улучшению операционной прибыльности и поступлениям от продажи банков.

Так, один из ожидаемых результатов реализации стратегии заключается в том, что ее выполнение даст возможность банкам государственного сектора сгенерировать до 160 млрд. грн. стоимости для государства, в том числе около 35 млрд. грн. в виде дивидендов и налогов, около 85 млрд. грн. поступлений от продажи акций. И это только от стандартной банковской деятельности.

Таким образом, даже без дополнительных поступлений, что возможны в результате судебных процессов с экс-владельцами «Приватбанка», исков к Российской Федерации по «Ощадбанку» и «Приватбанку» и судебных процессов по «Родовид Банку», мы ставим задачу. Как себе, так и наблюдательным советам и менеджменту, получить в бюджет 160 млрд. грн. в течение следующих пяти лет.

2018 год должен поставить точку в решении вопроса проблемных кредитов

Наше видение решения вопроса проблемных кредитов было подготовлено, но не вошло в предыдущие стратегии, потому что на тот момент нам не удалось достичь консенсуса с Национальным банком и международными партнерами о необходимости системно и быстро урегулировать проблемы портфелей, накопленных в государственных банках до 2014 года.

Тогда, в 2016-м, Министерство финансов предлагало создать специализированное учреждение, в которое государственные банки передали бы все проблемные кредиты, накопленные до 2014 года. Для этого надо было принять специальный закон, который мы разработали, и по которому должно быть создано агентство. В его перешли бы все портфели из государственных банков, созданный независимый наблюдательный совет по принципам, которые мы сейчас заложили в закон № 7180. Им были бы предоставлены временно более широкие полномочия по взысканию. Но это не было сделано, и соответственно каждый банк занимался урегулированием «плохих» кредитов и судебными процессами в отношении заемщиков самостоятельно.

С тех пор банки достигли прогресса, однако до полного результата еще далеко, как нам кажется, именно из-за отсутствия системного подхода к этой проблеме. Поэтому в новой стратегии мы четко обозначаем, что без урегулирования проблемного портфеля ее реализация будет затруднена, и закладываем принципы такого урегулирования. Это точно не будет bad bank, скорее всего, на нынешнем этапе это не будет даже отдельная институция.

Мы говорим о повышении требований к банкам относительно решения этих вопросов в ежеквартальных KPIs (показателях эффективности) и параллельно создаем платформу – независимый комитет, например, при Совете финансовой стабильности, где будут обсуждаться, и приниматься решения не в пределах одного банка, а комплексно. Структуру комитета и механизмы управления разработает Министерство финансов при поддержке международных финансовых организаций в течение ближайших месяцев.

Работа такой платформы в первую очередь коснется заемщиков, которые задолжали более чем в одном банке, соответственно и вопросы надо обсуждать совместно. Мы попытались это делать в рамках закона «О финансовой реструктуризации», где предусмотрели механизм, когда собираются вместе все банки, у которых есть один общий проблемный заемщик, и решают проблему вместе.

Однако вопрос проблемных активов – это не только вопрос старого портфеля. Минфин имеет три главных задачи относительно проблемных активов в государственных банках:

1) как акционеру требовать и способствовать тому, чтобы банки, наконец-то приняли решение по каждому из проблемных кредитов в портфелях, накопленных до 2014 года, и желательно это сделать максимально публично;

2) максимально приложить усилия к улучшению положения дел с правами кредиторов и правами собственности;

3) обеспечить надлежащее корпоративное управление и процессы, чтобы банки не генерировали новых «плохих» кредитов в таких объемах. И здесь мы ставим перед менеджментом банков и наблюдательными советами конкретные KPIs как по старым портфелям, так и по новым.

Акцент на индивидуальные стратегии

Параллельно с работой над обновлением стратегических основ в течение года министерство и сами банки вели работу, результаты которой имели существенное влияние на финальную версию «основных направлений…». Была создана стратегия «Приватбанка» и обновлена стратегия «Ощадбанка» с помощью компании мирового уровня McKinsey. Также была еще раз протестирована и подтверждена стратегия «Укргазбанка». И в дополнение проведен анализ проблемного портфеля трех государственных банков с помощью компаний Promontory и Jica.

После представления проекта стратегии на заседании профильного парламентского комитета в сентябре 2017 года следующие четыре месяца она активно обсуждалась и дорабатывалась со специалистами Национального банка, международными партнерами, парламентариями и экспертным сообществом. И результатом стало четкое видение стратегических основ для четырех банков и полноценных детальных стратегий для каждого из банков с конкретными целями и KPIs для менеджмента.

«ПриватБанк» – неоспоримый лидер розничного рынка банковского сектора в Украине с особым фокусированием на платежном бизнесе. Главная цель – расширение розничного портфеля и платежного бизнеса, развитие в ограниченных объемах портфеля кредитов для юридических лиц, характеризуются низким уровнем рисков, сосредотачиваясь преимущественно на кредитовании предприятий малого и среднего бизнеса, укреплении платформ кредитного андеррайтинга и ИТ, а также механизмов управления рисками и инструментов контроля. Оптимизация ценообразования в разрезе активов и обязательств и восстановление прибыльности банка, вероятно, уже будет рассматриваться в 2018 году.

«Ощадбанк» имеет цель сохранить свой статус крупнейшего универсального банка, вводя инициативы в операционной и коммерческой деятельности, направленные на повышение эффективности и прибыльности. Банк будет удерживать весомую позицию рынка в корпоративном сегменте и постепенно сместит акцент в своей деятельности с крупных клиентов (в частности, государственных) на средний корпоративный бизнес и предприятия малого и среднего бизнеса. Что касается розничного бизнеса, то банк сосредоточится на смежных продажах кредитных и транзакционных продуктов своим многочисленным клиентам и развитию программы «Строй свое».

«Укрэксимбанк» будет уделять основное внимание финансированию экспортно-импортной деятельности украинских компаний, в частности торговых операций, для которых возможности финансирования частными коммерческими банками являются ограниченными. С целью обеспечения стабильной доходности банк разработает детальный план трансформации, в котором будут предусмотрены ключевые показатели эффективности деятельности на следующие пять лет, а также план синергии с Экспортно-кредитным агентством (ЭКА).

«Укргазбанк» и дальше будет развиваться как ведущий «экобанк» Украины, сосредотачивая свою деятельность на финансировании проектов корпоративных клиентов и предприятий малого и среднего бизнеса, которые связаны с технологиями энергоэффективности, возобновляемой энергии, эффективности ресурсов, уменьшения загрязнения и тому подобное.

Таким образом, в результате этих стратегий банки повысят доходность и обеспечат рентабельность капитала на уровне более 12% к 2022 году.

Присутствие государства в банковском секторе должно уменьшиться до 24% в 2022 году

Уменьшение государственной доли приблизит украинский рынок банковских услуг до европейских стран-соседей, улучшит его инвестиционную привлекательность, сделает более эффективным. Поэтому мы предлагаем постепенно уменьшать долю присутствия государства на банковском рынке с 55% в 2017-м до 24% в среднесрочной перспективе. В частности, «Укргазбанк» и «ПриватБанк» должны быть полностью проданы соответственно в 2020 и 2022 годах.

Мы также понимаем, что инвесторы банковского сектора наиболее консервативные и перед тем, как мы увидим их в Украине, будут международные финансовые учреждения и портфельные инвесторы. Поэтому уже к концу 2018-го планируем создать условия для привлечения миноритарных акционеров – международных финансовых учреждений в «Укргазбанк», а до конца 2019-го в «Ощадбанк» и «Укрэксимбанк».

Также следует отметить, что государство будет воздерживаться от реализации инициатив, которые могут обусловить рост их доли в банковской системе. С учетом указанных обстоятельств создание новых государственных банков считается нецелесообразным.

Успешная реализация стратегии как стимул экономического роста

Стратегия государства в банковском секторе базируется как на целях экономического роста, так и на задачах государства как акционера коммерческих банков. Среди главных задач – содействие экономическому росту, поддержание финансовой стабильности, повышение качества кредитов и доступности банковских услуг. В то же время как акционер государство должно создать финансовую ценность и компенсировать инвестированные бюджетные средства, в частности, за счет полной или частичной продажи банков государственного сектора.

Наша стратегия, которая является результатом работы многих украинских и международных экспертов, – амбициозная, но в то же время имеется реалистичный баланс между этими двумя целями. Ее реализация даст нам здоровый, уменьшенный государственный банковский сектор и увеличение конкуренции в банковском секторе в целом. А это, в свою очередь, даст толчок более стремительному росту экономики Украины.

Автор: Оксана Маркарова, первый заместитель министра финансов Украины

Источник: Tyzhden

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий