В этом году на выставке Gulfood в Дубаи Украина была представлена сразу на двух коллективных стендах. Пищевую промышленность на них представили 45 компаний – производители масла, муки, макаронных и хлебобулочных изделий, сладостей, круп и бобовых, семечек и орехов, зерновых культур, яиц, соусов и томатной пасты, молочных и мясных продуктов, полуфабрикатов и пищевых добавок, овощей и фруктов, ягод и меда.
В целом на выставке были компании из 185 стран мира.
Несколько важных тезисов о продовольственном рынке Дубаи и возможности поставок украинских продуктов.
1. Рынок ОАЭ открыт (80% всех продуктов питания – это импорт).
На импорт продуктов питания в ОАЭ нет никаких государственных ограничений. Почти 100% продуктов в супермаркетах – это импорт, ведь кроме фиников (в некоторых регионах) в стране почти ничего не выращивают. Даже чистую питьевую воду арабы импортируют. Тем не менее, экономика ежегодно растет, благодаря добыче нефти. Вывод – там нужны все продукты питания, стоит только обеспечить безопасность, надлежащее качество, цену и сроки доставки.
2. Дубаи – это витрина рынков Ближнего Востока и Африки
Дубаи – своеобразная витрина для товаров со всего мира. Сюда приезжают смотреть продукты оптовики и трейдеры из других стран Ближнего Востока и Африки. В ОАЭ созданы хорошие условия для ведения бизнеса иностранцами. Существуют так называемые свободные безналоговые зоны (только с первого января этого года был введен 5% НДС). Чтобы торговать продукцией оптовыми партиями, в ОАЭ нужно приобрести лицензию, цена которой зависит от категории товара, и открыть собственное представительство. Самая простая лицензия стоит от $2-2,5 тыс.
Кроме нее нужно арендовать офис (минимально – три работники с рабочими визами) и пройти платный годовой аудит, по результатам которого вам или продолжают или отменяют лицензию. Еще один нюанс – эти лицензии не предусматривают работы В2С, а лишь В2В. Если вы хотите работать непосредственно с потребителями, то по закону страны должны регистрировать компанию, в которой гражданину ОАЭ будет принадлежать 51% акций. Если иностранная компания не желает регистрировать юридическое лицо в ОАЭ, она может поставлять свою продукцию через торговых агентов. Функции торгового агента может также выполнять только гражданин ОАЭ.
3. Никто не обещает высокие цены
Цены на продукты в супермаркетах очень высокие, но это не значит, что их трейдеры предложат компании-производителю. Оптовые компании будут покупать ваш продукт по средней мировой цене. Приведу реальные оптовые цены в Дубаи, которые нам сообщили представители компаний: яблоко – $1,2-1,4 за килограмм, томаты – $0,4 за килограмм, тыква – $0,20-0,22 за килограмм, грецкие орехи (нечищеные – $4-5 за килограмм, очищенные – $15-20 за килограмм), томатная паста 25% за 800 граммов – $0,85-1.
Самые дорогие продукты, среди аналогичных поставок сопоставимы нашим продуктам. В супермаркетах, – это американские и австралийские яблоки, европейские ягоды и зеленые салаты и тому подобное.
4. Основные поставщики свежих овощей и фруктов – Индия, Иран и Пакистан.
Основными поставщиками овощей и фруктов в ОАЭ является Индия, Иран и Пакистан. Они предлагают кардинально другое, по сравнению с европейцами качество, но и в разы более низкую цену. Индия демпингует фактически по всем пищевым продуктам – объемы большие и они влияют на цены других поставщиков.
5. Себестоимость продукта, адаптация под местный рынок, упаковка – над этим нужно активно работать.
ОАЭ – особый рынок даже в разрезе единиц измерения и упаковки товаров. К примеру, стандартная упаковка яблок – это ящики по 3,5 килограмма, яблоко должно быть калиброванным, 18 штук в коробке. Упаковка очень важна. Если говорить о консервации, томатной пасты и т. п., то стеклянная тара не популярна, только жестяная и easy open » (с кольцом на крышке). Если это бумажная упаковка (например, сухофрукты), то она должна быть устойчивой к высокой влажности и перепадам температур.
Ведь с попаданием влаги появляется грибок, и ваш продукт становится непригодным (идеально использовать упаковки с фольгой изнутри). Важный момент – адаптация продукции под вкусы. В арабских странах очень любят сладкое, а значит, процент сахара в сладостях имеет на порядок выше привычного для нас вкуса. Так, при поставках на эти рынки своей продукции компания «Roshen» существенно изменила свою рецептуру, добавив значительный процент сахара в конфеты. Учитывайте это при поставках джемов, варенья, других сладостей.
6. Быстрая и безопасная логистика продукции – важный момент в торговле.
Среднее время доставки продукции с Украины в ОАЭ морем в контейнере – 25-27 дней. Исходя из этого, надо делать адаптацию упаковки – картон должен быть минимум 3-5-ти слойным. Использовать ту же тару, в которой отправляете товары в Европу 2-3 дня, нецелесообразно, она разрушится. Морской контейнер, в зависимости от того, будет ли это рефрижератор, будет стоить поставщику $2-2,5 тыс.
Международные сервисы доставки, такие как FedEX, из Украины в ОАЭ товары не отгружают. Доставка продукции самолетом самый лучший, а для некоторой продукции и единственный вариант логистики. В Украине существует один оператор – FlyDubai, который осуществляет рейсы в Дубаи в ежедневном режиме из Киева, и пять дней в неделю из Одессы. Но они тоже имеют значительные ограничения по габаритам и весу груза. Цена авиадоставки составляет 2,5 $/кг, поэтому сразу рассчитывайте, какие продуктовые позиции рентабельно перевозить самолетом, а какие – нет.
7. Создание дополнительной стоимости продукции в Украине (доработка и переработка).
Из-за цены и длительности доставки конкурировать на рынке свежих овощей украинскому производителю будет очень трудно. Да, можно попасть под выгодные контракты, «окна» между поставками других игроков, но это будут нерегулярные поставки. Как вариант выхода из ситуации – создание продукции с добавленной стоимостью. Если ягоды, то делать из них джемы и как готовые в виде жидкости, так и порошковые, если овощи – то интересными будут вяленые томаты, сушеные овощи и тому подобное. Создавая добавленную стоимость на продукцию в Украине, можно конкурировать и, в конце концов, покорять эти богатые рынки своей продукцией.
Хочу отметить, что, к сожалению, не все наши производители пока готовы работать стабильно для будущих поставок. Много кто не хочет вкладывать средства в создание премиум — товаров, упаковки, маркетинг. Преимущество тех же американцев и европейцев в том, что вначале они работают «в ноль», а иногда и в «минус» своим прибылям, чтобы потом, создав имидж и имя компании на рынке, наладить долговременную работу и увеличивать партии продукции.
У нас же интересуются, в основном одноразовыми поставками и, увидев, что цена на внутреннем рынке в какой-то момент больше, прекратят работу с трейдером. Это отражается на имидже страны-поставщика. Поэтому, на начальном этапе, я бы не рекомендовал выделять 100% площадей или продукции под экспорт. Начните с 20-30% экспорта, выберите приоритетные страны для вашего продукта. Потом как следует, подготовьтесь и работайте как на имидж, так и на стабильный результат продаж. В долгосрочной перспективе это всегда даст вам финансовый «плюс».
Автор: Владислав Фалеев, национальный консультант международного торгового центра ITC
Источник: Agravery.com
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.