Сюзанна Григоренко: Товаропроизводитель не пойдет покупать семена только из-за дотации на них

19.03.2018 – Несколько лет в Украине наблюдается настоящий расцвет семенной области – создаются новые мощности, увеличивается предложение сортов и гибридов. Впрочем, в основном развивают бизнес не исконно украинские, а иностранные компании.

О потребности в семенах, формировании имиджа Украины, как производителя качественного посевного материала и признании эквивалентности в интервью исполнительного директора Семенной ассоциации Украины Сюзанны Григоренко.

Читайте также: Слезть с пальмы: что надо знать про пальмовое масло и чего бояться

На ваш взгляд, насколько Украина реально обеспечена семенами к сезону? Какого посевного материала аграриям не хватает?

— Аграрии обеспечены семенами на 100%. Посевная, если не помешает погода, начнется вовремя.

В этом году правительство объявило, что будет частично компенсировать затраты на покупку семян. Известно ли, какую именно часть средств, будут покрывать, и каким образом будет происходить их распределение? По вашему мнению, какое количество хозяйств сможет реально получить эти средства?

— Порядок компенсации средств был недавно опубликован. Однако, как среди производителей семян, так и среди аграриев, он воспринимается неоднозначно. Говорится о компенсации средств, при покупке семян отечественной селекции, а не отечественного производителя. Предполагается, что покрывать в пределах 30 тыс. грн. на одно фермерское хозяйство, этих семян хватит где-то на 50 га площадей.

Нынешние озимые уже посеяны, поэтому компенсировать их стоимость не будут, что касается подсолнечника и кукурузы, то не думаю, что производители, массово бросятся покупать семена этих культур украинской селекции, ибо 80% рынка составляют именно иностранные производители и сорта, хоть и произведенные на мощностях в Украине. По моему мнению, хозяева могут покупать летом семена озимых на следующий год, однако такого большого толчка украинский селекции это не даст. Если это должно поднять спрос на отечественные семена, то этих средств недостаточно.

Их покупают и так, но эти деньги не идут на разработки, селекционеры откровенно бедствуют. Сам механизм возмещения и распределения средств, выглядит непонятным – каким образом средства от покупки семян будут возвращать обратно ученым, сколько именно они получат и когда. Рынок высококонкурентный – нечего надеяться, что товаропроизводитель пойдет покупать семена только из-за дотации на него, он может не получить прогнозируемый результат. Пока что к этому порядку у нас больше вопросов, чем ответов, механизм, однозначно, нужно будет дорабатывать.

Расскажите, что сейчас происходит в семенной отрасли Украины? Какие тренды стали более заметными?

— Прошлый год показал, что семенная отрасль должна быть готова к изменениям, более технологичным с интеллектуальной составляющей. Почему? Потому что количество компаний сокращается, сам украинский рынок требует, чтобы это была не просто хозяйственная или производственная деятельность, а отдельное динамическое бизнес-направление, со своими требованиями к продукции и репутации производителя, который должен обеспечить соответствующие показатели.

Сейчас в сегменте уже нет места тем, кто не имеет четкого направления и стратегии. Бизнес становится более гибким, существуют разные модели сотрудничества – если раньше крупные производители семян работали, в основном, через дистрибьюторов, то сейчас они, кроме того, стараются работать напрямую с производителем, еще и обеспечивают полную консультационную поддержку и стараются оперативно реагировать на все его запросы, предлагая максимально адаптивные подходы.

Как вы оцениваете количество компаний и семенных хозяйств в Украине? Достаточно ли их?

— Последние пять лет, мы видим тенденцию к сокращению количества семенных компаний – их стало вдвое меньше, в 2017 году статус субъекта семеноводства имели около 560 предприятий и семенных хозяйств. Этого количества вполне достаточно, динамика производства семян сохраняется. Крупные международные компании продолжают открывать здесь собственные технологические мощности. Показатели импорта уменьшаются, впрочем, количество сортов в реестре по основным культурам больше иностранных компаний, а украинские селекционеры пасут задних.

Открытие новых мощностей запланировано на этот год? Какие семенные заводы начнут работать?

— Семеноводством начинают заниматься агрохолдинги. В частности, HarvEast задекларировал появление собственного семенного завода в этом году, надеюсь, завершится строительство завода компании Monsanto в Житомирской области, его должны были открыть в прошлом году.

О доступе к европейским рынкам и эквивалентности

Не первый год ведутся разговоры вокруг признания эквивалентности наших семян с европейскими требованиями. Расскажите, что сделано в этом направлении? Что даст эквивалентность, за которую так борются все производители семян?

— Планируется, что процесс признания эквивалентности украинских семян будет завершен в первом полугодии 2018 года. Мы ожидали, что это произойдет до конца прошлого года, ведь европейский аудит был еще в 2015 году, затем продолжались многочисленные согласования и доработки документов, внесение изменений в системы сертификации.

Все требования выполнены, европейская сторона имеет соответствующие документы. Сейчас задержка из-за внесения Еврокомиссией изменений директив в отношении стран не членов ЕС, которые имеют право экспорта. Основной вопрос – согласовать административные процедуры, потому что семена не входят в перечень продукции для предоставления квот, если их будут проверять, по несколько раз на границе, это будет занимать много времени.

На недавнем семенном форуме в Киеве представителями Госпродпотребслужбы было озвучено, что в сфере торговли семенами нам необходимо выполнить около 40 мероприятий перед ассоциацией с ЕС и адаптировать 14 нормативно-правовых актов. Что это, за документы и какое время понадобится на адаптацию?

— Да, есть план мероприятий, который был разработан для адаптации и имплементации всех требований ЕС для налаживания торговых отношений. Какие именно требования имелись в виду Госпродпотребслужбой и насколько они непосредственно связаны с семеноводством, сказать трудно. Это может быть ряд фитосанитарных требований, решений ЕС по различным направлениям, которые носят технический характер.

Эти требования у нас в Украине нормируются ГОСТ, либо документами подзаконного характера – приказами, положениями. Эти сорок мер касающихся экспорта продукции растениеводческого направления, и лишь косвенно касаются семеноводства. Прямым препятствием для экспорта семян они не являются.

По каким позициям семена украинской селекции могут быть конкурентными европейским?

— В случае полноценного доступа на внешние рынки только семена озимых культур. Но только если будут высокие показатели морозостойкости, засухоустойчивости и пластичности – сорта должны обеспечивать отдачу качественных показателей в различных климатических условиях. Заслуживают внимание семена бобовых культур (горох, нут), к сожалению, наша селекция мало работает в этом направлении.

По другим культурам, к примеру, той же кукурузе, можно выходить с предложениями, но нужно понимать, какой уникальный параметр и преимущество мы можем предложить. Рынок ЕС конкурентный, и подвинуть тамошних селекционеров с «пьедестала» будет трудно.

Какое количество семян Украина потенциально сможет экспортировать в ЕС и в другие страны?

— К 2014 году экспорт семян составил 8-10 тыс. тонн, основными потребителями были страны-соседки – в частности Румыния и Болгария. После 2014 года экспорт составлял не более 3-5 тыс. тонн. Что касается потенциального экспорта, то вернемся мы с признанием эквивалентности к позициям, которые были 4-5 лет, будем ли увеличивать внешнюю торговлю семенами – будет зависеть от всех звеньев, задействованных в процессе.

Признание эквивалентности – это хорошо, однако нужно официально зарегистрировать наши сорта в странах ЕС. На сегодня большого количества зарегистрированных или поданных на регистрацию украинских сортов в ЕС я не наблюдаю. А процесс испытаний и внесения в реестры может занимать еще 2-3 года.

В той же Голландии не зарегистрировано ни одного украинского сорта. Наши селекционеры недавно озвучили, что они работают с Польшей и Венгрией, но непонятно, или это совместные сорта, или действительно регистрация отечественных сортов. Поэтому данное время государство может как раз использовать на позиционирование сортов. Что касается иностранных семенных компаний, которые работают и производят семена в Украине, то у них происходит параллельная регистрация сортов, как у нас, так и за рубежом. Поэтому доступ к рынку ЕС для них будет проще.

Каким образом можно продвигать отечественные семена, и нужна ли реклама на международной арене? Возможно ли, выходить под единым брендом?

— Реклама нужна. Международный рынок дифференцирован, поэтому нужно понимать особенности каждой страны, и ту продукцию, которую мы можем предложить, спрос на нее. Кроме целей нужно строить имидж и репутацию Украины, как производителя семян. Когда есть высокая конкуренция, предложить качественный продукт мало, продажа семян – это не только работа «бизнес для бизнеса», это и продукт для людей, поэтому единственный бренд мог бы значительно облегчить работу над маркетингом.

Далее, когда нас, как хорошего производителя, будут знать, украинские компании могут выходить и в одиночку. Стабильная репутация за день не формируется, это история взаимоотношений поставщика семян и покупателя. Над этим нужно будет работать, потому что ни чиновники, ни другие производители за вас это не сделают.

Сертификация семян и уплата роялти

С прошлого года в Украине появился Государственный центр сертификации сельскохозяйственной продукции, и сертификация семян стала платной услугой. Впрочем, ряд фермеров сетуют, что цена является завышенной. Прокомментируйте, пожалуйста.

— Да, 2017 был годом изменений в процедуре сертификации, услуга стала для производителей платной. Сегодня это не средство государственного контроля, а полноценный сервис, и это очень упростило работу компаний. Для поставщика – инструмент управления качеством, а для потребителя-фермера – дает уверенность в достоверности тех показателей, которые указаны в товаросопроводительных документах.

Оплата услуги – это нормальное условие для получения качественной и своевременной услуги. Цена является адекватной и она уменьшается, ведь, кроме сертификации, существует повторная сертификация семян, если истек срок действия сертификата, и также варьируется в зависимости от количества семян, поданного на сертификацию.

Сказать, что стоимость услуг Государственного центра сертификации сельскохозяйственной продукции не конкурентная, я не могу, к примеру, в Европе цена примерно на 30-40% выше украинской.

Не могу не спросить о проблеме оплаты роялти за семена. Почему эта проблема встала настолько остро? Как бороться с этими явлениями?

— По роялти, следует понимать, что это деньги, которые платятся владельцу имущественных прав на сорт, патент на него. Как правило, владельцами патентных прав на сорта являются компании, а не селекционеры. Почему важно платить роялти? Потому что его целью является возвращение части денег на нужды селекции, то есть в стоимость семян закладывается этот лицензионный платеж.

Контроль над уплатой этих платежей осуществляет или владелец патента или его представитель, или контрагент в рамках договорных отношений. Контролировать этот процесс нужно постоянно, ведь вначале необходимо выполнять требования лицензионного соглашения вроде бы согласны все, но по факту не все контрагенты хотят выполнять их.

Суммы роялти разнятся, в зависимости от того, это лицензионные договоры или семена для хозяйственных нужд (так называемый «farm side seeds»). В Европе роялти составляет от 30 до 60 евро с тонны. В Украине, сказать трудно, информация в семенных компаниях закрыта, а вот в профильных институтах НААН утверждают, что могут собирать до 10 млн. грн. роялти в год. Что касается farm side seeds, здесь ситуация еще труднее.

Покупая у поставщика семена, производитель получает первую репродукцию и думает, что им можно пользоваться просто так, но из него также должен взиматься специальный платеж, он рассчитывается либо, отталкиваясь от площади посевов, или от количества семян, как правило, роялти составляет до 5 евро на тонне. Наши производители эти суммы не платят, потому что считают это семена для «собственных нужд», но собственные потребности могут ли быть в хозяйственной деятельности?

А как насчет фальсифицированных и контрафактных семян?

— Что касается фальсификата, то проблема действительно остается острой. Следует различать два вида фальсификата – первый, это подделка непосредственно на территории Украины, второй – контрафактная продукция, которая завозится на территорию Украины по черным и серым схемам. Бороться следует, повышая сознательность наших граждан, разъясняя последствия покупки некачественных продуктов.

Потому что первая, и главная причина распространения контрафакта – «спрос и предложение». Пользуясь тем, что цена семян ниже при вроде бы тех же показателях сходства, производители становятся жертвами своей же экономности. Желание сэкономить 10-20%, потом оборачивается грандиозными убытками.

Также нужно больше работать над вопросом запрета ввоза этой продукции, больше контролировать таможенные органы и усилить ответственность – сейчас предусмотрены штрафы, а вот привлечь к более серьезной ответственности этих «дельцов» трудно. Нужно собрать доказательную базу, довести дело до суда, у компаний не всегда хватает на это времени и ресурсов.

Сколько дел по фальсификации семян было передано в суд?

— Сейчас в суде находится около 7 дел в отношении семян, СЗР – больше. Поэтому, пока основная деятельность – это предупреждение и недопущение фальсификата. Компании проводят разъяснительную работу с аграриями, чтобы они были осмотрительнее. Как минимум, семена должно быть промаркированными, должны быть сертификаты на посевные и сортовые качества, плюс каждый производитель должен иметь определенные особенности упаковки (к примеру, индивидуальные номера), еще нужно обращать внимание на обратную связь на упаковке, у вас всегда должны быть контакты тех, у кого вы осуществляли покупку семян.

Про селекцию и банк семян

Правда ли, что для того, чтобы селекционировать один производственный качественный сорт в Украине на все лабораторные и производственные исследования, нужно примерно $ 100 тыс.?

— То, что селекция вещь затратная, это факт. Европейские компании направляют миллионные отчисления от прибылей именно на селекцию. Что касается этой суммы, то она завышена. Даже если учитывать размножение сорта и производственные испытания, затраты будут меньшими. В Украине селекционировать сорт намного дешевле, чем в Европе, у нас есть и селекционеры, и больше производственных ресурсов.

Одна из проблем украинской селекции, на которую жалуются сами же фермеры, часто она отделена от агрономической практики. То есть создаются сорта, часто непригодные для производственных нужд, и сами производители о них не знают. Каким образом можно было бы изменить этот подход?

— Это правда, сделать сорт без опоры на практику – ошибка. Сорта должны быть адаптированными, а селекционер должен понимать все потребности клиента-производителя и отталкиваться от потребности товарных рынков. По зерновым есть определенные требования по содержанию клейковины, белка, на это и должна быть направлена селекция.

По подсолнечнику есть большая потребность по сортам, устойчивым к рискам заразихи, пероноспороза, важна засухоустойчивость, и способность проявлять свои показатели, даже в случае монокультуры (не соблюдение севооборотов). К сожалению, украинская селекция до сих пор находится в погоне за количеством, а не качеством.

Регистрируют новые сорта, в основном, иностранные компании, а украинские селекционеры лишь поддерживают количество благодаря перерегистрации существующих сортов. На мой взгляд, гораздо удобнее было бы иметь 50 классных украинских сортов, вместо 500, которые никогда не будут пользоваться спросом из-за низкой производительности.

В стране неплохо с обеспечением семенами зерновых и масличных, однако, посевного материала бобовых – нута, чечевицы, почти не найти – спрос значительно превышает предложение. Почему складывается такая ситуация и планируют ли семенные компании обратить больше внимания на этот сегмент?

— Рынок постепенно наполняется, если до 2014 года было 1-2 сорта по нуту и чечевице, то сейчас еще 3-4 новых сортов. Компании и украинские, и иностранные, работают в этом направлении, но спрос на товарные партии значительно больше, чем они смогут обеспечить. Сделать сорт мало, нужно обеспечить его сортовое качество, к примеру, содержание протеина и тому подобное.

В прошлом году «Реестр сортов растений Украины» обновлялся с проблемами. А как в этом сезоне?

— В прошлом году выход на рынок новых сортов замедлялся вследствие не урегулированности государственных органов и трансформации процедуры сертификации. В этом году ситуация с реестром лучше, в феврале он был сформирован и опубликован на сайте Минагрополитики. Появилось более 500 новых сортов растений, и более 10000 сортов всего в Реестре, которые имеют действующий статус.

Несколько лет назад велись разговоры о создании в стране банка семян, как в других странах Европы? Нужен ли он и что необходимо для его запуска?

— Дискуссии вокруг этой темы продолжаются уже три года, со времени появления в Шпицбергене мирового банка семян. В Украине его пытались сформировать на базе Харьковского института им. Юрьева, но не завершили. Однозначно, такой банк Украине нужен, потому что это гарантия нашей продовольственной безопасности. Для этого нужна системность и определенные плановые мероприятия, и за год-два это сделать нереально.

Автор: Ирина Глотова

Источник: Agravery.com

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий