Состояние внешнего долга Казахстана в 1995 году. Часть 1

С обретением независимости Казахстан начал активную деятельность на внешнем рынке ссудных капиталов Объем привлеченных по займам средств по состоянию на конец 1-го полугодия 1995 г. составил 3,9 млрд. долл., из них освоено 2,5 млрд. долл. Перед Казахстаном остро встала проблема управления внешним долгом, так как стремительно растут долговые обязательства (за 1-ое полугодие 1995 г. прирост внешнего долга составил около 0,5 млрд. долл.).

Валовый внешний долг Казахстана (сумма долговых обязательств резидентов страны перед нерезидентами, подлежащих погашению в иностранной валюте, товарами или услугами) по состоянию на 01.07.95 г., с учетом покупок ресурсов у МВФ, составляет около 2,2 млрд. долл.

В валовом внешнем долге не учтен долг Казахстана перед Россией в размере 1318,94 млн. долл.: согласно подписанному в январе 1995 г. Протоколу об урегулировании взаимных финансовых претензий между Казахстаном и Россией казахстанская сторона отказывается от компенсации ущерба, связанного с эксплуатацией комплекса «Байконур» в 1991-1993 гг., а российская сторона от требований по долгам и кредиту Казахстану в 1991-1994 гг.

До 1994 года в связи с экономической нестабильностью в республике и отсутствием отлаженной системы привлечения внешних займов иностранные кредиторы в основном представляли займы хозяйствующим субъектам под гарантии республики. Объем гарантированных займов хозяйствующих субъектов в валовом внешнем долге составляет 67% при абсолютном значении 1522,8 млн. долл.

Наметилась тенденция привлечения иностранных кредитов под собственные гарантии заемщиков. Учет негарантированных кредитов Национальный банк начал вести и по его первой оценке доля негарантированной части в общем объеме валового внешнего долга составляет немногим 3%.

Основными заемщиками являются коммерческие банки – их доля в негарантированном внешнем долге составляет более 75%. Большинство кредитов являются краткосрочными. Доля негарантированной части долга в его общем объеме будет иметь тенденцию к росту. Привлечение иностранных кредитов без правительственных гарантий позволит снизить долговую нагрузку на бюджет республики.

Среди финансовых потоков, поступающих в республику в форме кредита, следует выделить официальную помощь развитию, предоставляемую с целью поддержки экономического развития зарубежными правительственными или многосторонними организациями, такими как Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Азиатский банк развития (АБР).

Наиболее представительным многосторонним официальным кредитором для республики является МБРР. Владельцами МБРР являются правительства стран-членов Банка, которые являются также членами МВФ. В качестве членов эти страны вносят свой вклад в капитал как Банка, так и МВФ. Доля в капитале МБРР варьируется в зависимости от квоты каждого члена в МВФ. МБРР предоставляет кредиты странам-членам в контексте индивидуальных среднесрочных стратегий развития, которые вырабатываются в результате продолжительных дискуссий с правительствами стран – получателей.

В течение 1993-1995 гг. с МБРР заключено 6 кредитных соглашений на общую сумму 494,8 млн. долл., из которых освоено около 200 млн. долл.

Для поддержки программ экономической стабилизации и дальнейшего развития рыночных отношений Правительством РК и НБК были подписаны кредитные соглашения с ЕБРР и АБР. Финансирование по этим займам началось и на 1.07.1995 г. освоено более 40 млн. долл. В реализации этих соглашений также принимают участие некоторые ведущие коммерческие банки РК.

В некоторых промышленно развитых странах созданы специализированные институты для финансирование экспорта товаров. Процентные ставки по их кредитам привязаны к рыночным ставкам, однако сроки значительно более длительны, чем по кредитам, предоставляемыми частными кредиторами. В качестве примера можно привести Японский экспортно-импортный банк, с которым правительство Казахстана заключило кредитные соглашения на условиях параллельного кредитования с займами МВФ и МБРР.

В особую категорию можно выделить займы МВФ, которые фактически являются покупкой его ресурсов. В настоящее время подписаны кредитные соглашения между Правительством Республики, Национальным банком и МВФ о программе системных преобразований; соглашения о резервных кредитах стэнд-бай на поддержку программы макроэкономической стабильности и структурных реформ в Казахстане на 1994-1995 гг. и 1995-1996 гг. Общая сумма освоения по данным кредитам составила более 380 млн. долл.

Кредиты, получаемые от МВФ, увеличивая общий уровень золотовалютных резервов государства, способствуют поддержанию курса тенге и являются одним из условий поступления в республику займов международных финансовых организаций.

Не все займы официальных кредиторов носят льготный характер. Однако они отличаются от займов, предоставляемых на рыночных условиях, а также от экспортных кредитов тем, что цели предоставления помощи носят некоммерческий характер, т.е. многосторонние финансовые институты не стремятся максимизировать свои прибыли, а сосредотачивают свои операции в тех сферах, которые могут обеспечить структурные преобразования и экономический рост страны.

Сравнительный анализ условий предоставления республике займов международных финансовых организаций, основанный на расчете грант-элемента (грант-элемент – номинальная стоимость кредита за вычетом текущей стоимости будущих платежей в счет обслуживания задолженности, выраженная в процентах от номинальной стоимости), показал, что наиболее льготными являются кредиты АБР и Эксимбанка Японии.

К одной из основных категорий финансовых ресурсов можно отнести экспортные кредиты, предоставляемые на двухсторонней основе зарубежными государствами. В структуре валового внешнего долга Казахстана этот вид финансовых ресурсов занимает значительное место (более 58%), фактическая задолженность по которому на 1.07.95 г. составила более 1120 млн. долл.

Для экономики страны-реципиента экспортные кредиты являются относительно дорогими и жесткими методами кредитования. Они привязаны к импорту специфического продукта, зависят от типа импортируемых товаров, а также от условий, принятых при заключении соглашения. На определенном этапе экспортные кредиты могут быть основной формой коммерческого финансирования, доступного для страны, в основном в виде краткосрочных кредитов. Особенно полагаться на них – это большой риск.

Однако, жизненно важно на этой стадии для страны – реципиента вовремя оплачивать все экспортные кредиты, так как своевременная оплата играет важную роль для достижения в будущем более гибкого финансирования. Это могут быть долгосрочные экспортные кредиты, а также и другие более гибкие формы займа или иностранных инвестиций.

Продолжение следует.

Источник: BusinessForecast.by

Уважаемые коллеги, пожалуйста, присылайте ваши статьи, презентации и другие материалы для публикации на сайте BusinessForecast.by на электронный адрес info@businessforecast.by.

Читайте по теме:

Оставить комментарий