«Совместная школа» – это образовательная и социальная инновация. Обычно такие инициативы относят к так называемому «альтернативному образованию». Если шесть лет назад таких проектов было меньше десяти по всей Украине, то сейчас их более 40 только в Киеве и Киевской области. То есть «Совместная школа» – это часть большего движения, целью которого является переосмысление системы и принципов образования детей.
Альтернативное образование возникает и набирает популярность в Украине, особенно после событий Майдана – родители не хотят мириться с ситуацией, которая сложилась. Коммунальное (дошкольная, начальная и средняя школа) образование недофинансируется, а это сказывается на его качестве. Кроме того, хотя государственные школы и существуют на налоги граждан, сами граждане не имеют сейчас никакого влияния на образовательный процесс и возможности его улучшить. Поэтому энтузиасты ищут различные пути для создания альтернативных институтов.
Но с 1992 года законодательство об образовании не сильно изменилось и официально нельзя оказывать образовательные услуги без лицензии. Поэтому все альтернативные образовательные проекты для детей работают следующим образом: школьники посещают альтернативное заведение, которое выберут. Но зачисляются на экстернат в школу, которая имеет лицензию, где время от времени сдают контрольные и экзамены и получают государственную аттестацию. Таким образом, работает и «Совместная школа», основательницей которой является Анастасия Кислинская.
Почему традиционное образование не отвечает современным потребностям?
Первым толчком для Анастасии, стало прямое столкновение с современной системой образования, как мамы школьника. Авторитарность этой системы и отсутствие концентрации на конкретном ребенке, который начинает познавать мир. Когда Анастасия хотела найти альтернативную школу для первого сына (он тогда учился в British International School, престижном столичном школьном заведении), то столкнулась с ограниченным выбором.
В школе, где парень проучился пять лет, давали много знаний, но не интересовались, что он хочет знать, какой у него и его родителей запрос. Основной причиной проблем Анастасия Кислинская считает отсутствие персонального подхода к ученику: «в обычной школе никто не спрашивает, кто ты и чего ты хочешь. Просто ты должен делать так, как мы скажем. А это, в свою очередь, полностью нивелирует желание ребенка учиться и познавать новые вещи в формате школы. Хотя каждый, кто приходит в этот мир, хочет учиться, ребенок с большим интересом смотрит на новое, слушает, познает на вкус».
Соответственно школа, как институт, который должен давать знания и побудить к познанию, почему-то вызывает противоположный эффект. По мнению Анастасии, дело в устаревшей модели, по которой ребенок является лишь объектом обучения, а не действенным субъектом собственного образования. От ребенка требуется послушание в исполнении чужой воли. Такая модель «индустриального типа» была создана 200-300 лет назад и имела свои преимущества. Сейчас такой подход часть людей «ломает», а на других оставляет довольно заметный след. И что делает ребенок, чтобы противостоять этому? Он блокирует эту неприятную и чужую среду: болеет, сопротивляется, не уделяет достаточно внимания обучению. Очевидно, что с момента создания предыдущей модели общего образования задача человечества изменились, а значит должны измениться и подходы, принципы обучения.
С другой стороны есть родители, которые сами являются выходцами из советской системы образования и смотрят на своего ребенка сквозь собственный опыт. «Каждому не хватает каких-то навыков, и он пытается нагрузить их на ребенка, какие-то, безусловно, нужны: иностранные языки, программирование, работа в команде или умение работать с аудиторией во время публичного выступления», – рассказывает Анастасия Кислинская.
На практике такой подход ничем не отличается от той же традиционной «индустриальной» школы: мы не спрашиваем, чего хочет ребенок, а говорим ему, что он должен делать, чтобы быть «успешным». Что одному ребенку – благо, для другого, наоборот.
С таким пониманием будущая основательница «Совместной школы» участвует в развитии нескольких образовательных проектов. Среди них реконцепция центра «Диво свет» на Оболони и превращение его в центр полезного семейного досуга, где, по словам Анастасии, было много пилотных проектов и проведены успешные эксперименты. После этого она девять месяцев работала над созданием проекта «Ново-Печерской школы» до начала февраля 2014 года.
Толчком к следующему шагу стало понимание, что запрос на новое качественное образование надо создать собственным успешным примером: «В какой-то момент, общаясь с единомышленниками, я поняла, что четкого запроса на новый формат образования нет и поэтому инвестора для «частной школы будущего» без компромиссов я не найду. А здесь моему младшему сыну исполнилось шесть лет, и я решила, что для него и других детей моих единомышленников можно создать учебное заведение, которое будет финансироваться совместной оплатой родителями, где не будет частного собственника, а управление появится после создания сообщества, объединенного общими целями и будет базироваться на общих ценностях».
Так родилась идея «Совместной школы». Бюджет проекта складывается из суммы взносов родителей, которые отдают сюда своих детей. Анастасия делает вклад вместе со всеми.
Как работает «Совместная школа»?
Сейчас школьников чуть больше двадцати в возрасте от 6 до 11 лет. Дети в Совместной школе проводят весь день. Расходы на жизнеобеспечение этого проекта довольно значительные, отмечает Анастасия, и включают как содержание инфраструктуры, так и работу педагогов, дополнительные занятия, канцелярию, экскурсии, и тому подобное. Это создает необходимую среду для развития.
Для разработки педагогической концепции заведения Анастасия пригласила Лолиту Малинину – специалиста из Днепропетровска, с которой была давно знакома. Одним из ее условий при выборе места для школы было обеспечение общения ребенка с природой, в том числе для формирования уважения к окружающей среде. Поэтому «Совместная школа» окружена со всех сторон парком и лесом, куда каждый день школьники ходят на прогулку. Также во дворе бывшего частного дома, где расположена школа, живут животные: кошки, собаки и даже лошадь и пони. Под наблюдением педагогов с ними проводят время дети. А в теплый сезон на территории школы дети высаживают и выращивают растения.
Центральной в концепции «Совместной школы» является вера в собственные познавательные возможности, в живую заинтересованность ребенка, его естественное желание учиться. Анастасия и Лолита подчеркивают, что главное в учебном процессе – не подменять своей волей волю ребенка, лишь создавая вокруг него нужную среду для обучения. Соответственно, мотивацию учиться ребенок находит в себе сам. И в этом ему помогают педагоги и разработанные ими инструменты обучения.
Так, с первого класса детей учат основам проектного и тайм-менеджмента – школьники планируют свой день, неделю, ставят себе долгосрочные цели, к которым потом постепенно двигаются – таким образом, развивается самодисциплина и способность управлять собой. Не менее важным фокусом в школе является умение общаться и действовать вместе – ведь часто для достижения результата недостаточно только собственных усилий, надо уметь привлекать других на условиях партнерства и взаимоуважения. Конечно же, эти навыки не преподают детишкам «за партой», они усваиваются в игровой или творческой форме и органично вплетены в учебный процесс.
В формировании учебного процесса принимают активное участие и родители: они вместе с детьми и педагогами определяют, какие дополнительные дисциплины будут в школе. Сейчас это Kid IT (основы программирования и алгоритмов для детей), английский и китайский языки, айкидо, музыка, танцы и др. Также можно выбирать, сколько раз в неделю ребенок посещает школу.
Однако есть в такой системе, по мнению Кислинской, и несправедливый нюанс. Родители, выбирая альтернативу коммунальной школе, вынуждены дважды нести расходы на образование ребенка: первый раз, платя налоги государству; второй – обеспечивая деятельность проекта вроде «Совместной школы». И это не дает возможностей для развития, ведь ресурсы используются неэффективно. Если бы финансирование образования происходило другим образом, например, через получение образовательных ваучеров при рождении ребенка, это бы позволило более эффективно и справедливо распределять средства.
Что дальше?
Анастасия сравнивает «Совместную школу» с ростком, который рано или поздно перерастет свой небольшой горшок и будет готов к пересадке в землю. То есть проект запущен, он работает второй год, и все основные его компоненты и принципы можно продемонстрировать заинтересованным родителям и потенциальным инвесторам. Последних Кислинская сейчас активно ищет – школе скоро будет нужно новое, большее помещение с качественной инфраструктурой и средой, которое будет побуждать к новым знаниям и увлечениям. И в его проектировании Анастасия хочет принимать активное участие. Она считает, что больше всего такой формат может быть интересен столичному девелоперу, который будет строить школу для нового микрорайона.
Кроме того, вскоре второе чтение будет проходить в Верховной раде новый Закон «Об образовании», который должен заменить морально устаревший закон 1992 года. Если его примут, то это создаст серьезные основания для изменения системы школьного образования в целом. Но и сейчас, с действующей нормативной базой родители могут влиять на учебный процесс. Заинтересованность в развитии и инициативность должны поддерживаться родителями, такая совместная деятельность пойдет на пользу ребенку. И это также является одним из основных постулатов «Совместной школы».
Автор: Тарас Кайдан
Источник: hmarochos.kiev.ua
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.