Рисунок 1. Динамика совокупного внешнего долга Беларуси в 2008-2016 гг., млн. долл. (фактические данные и полиномиальный тренд)
Скачать рисунок в увеличенном размере.
Таким образом, относительный показатель внешнего долга резидентов Беларуси превысил порог экономической безопасности (не более 60% к ВВП), что не может не беспокоить. Поскольку в относительном выражении такой внешней долговой нагрузки у белорусских резидентов никогда не было.
В результате в текущей ситуации погашение и обслуживание внешнего долга является серьезным вызовом для государства, предприятий и банков. Причем в условиях падения поступлений вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты (а они должны быть направлены в полном объеме на погашение и обслуживание внешнего госдолга) правительству приходится существенно сокращать отдельные государственные расходы с тем, чтобы своевременно и в полном объеме совершать платежи по внешнему государственному долгу.
Основными иностранными кредиторами Беларуси являются международные финансовые организации (Евразийский фонд стабилизации и развития, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Евразийский банк развития), а также резиденты России, Китая, Германии, Австрии, Кипра, Великобритании и др.
По состоянию на 1 октября 2016 г. структура совокупного внешнего долга Беларуси в разрезе секторов экономики выглядит следующим образом (в порядке убывания):
нефинансовые организации, домашние хозяйства и некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства, – 13,952 млрд. долл.;
органы государственного управления – 13,946 млрд. долл.;
банки – 6,493 млрд. долл.;
прямые инвестиции в рамках межфирменного кредитования – 1,910 млрд. долл.;
центральный банк – 1,117 млрд. долл.;
прочие финансовые организации – 561,4 млн. долл.
Однако в данном случае следует учитывать, что совокупная долговая нагрузка государства связана с обслуживанием и погашением обязательств органов госуправления, органов денежно-кредитного регулирования, а также государственных банков и предприятий, в уставных фондах которых доля государственной собственности составляет более 50%.
Так, внешний долг государственного сектора в расширенном определении и внешний долг частного сектора, гарантированный государством, в январе-сентябре 2016 г. уменьшился на 88,2 млн. долл. (на 0,4%) до 22,468 млрд. долл. на 1 октября, что составляет 59,2% совокупного внешнего долга резидентов Беларуси.
Краткосрочные внешние долговые обязательства резидентов Беларуси (по остаточному сроку погашения) в январе-сентябре 2016 г. снизились на 659,3 млн. долл. (или на 3,6%) до 17,798 млрд. долл. на 1 октября. Краткосрочный внешний долг по остаточному сроку погашения измеряется путем прибавления стоимости непогашенного краткосрочного внешнего долга к стоимости подлежащего выплате в срок до одного года непогашенного долгосрочного внешнего долга (по первоначальному сроку погашения).
В октябре 2016 г. – сентябре 2017 г. платежи резидентов Беларуси по внешнему долгу оцениваются на уровне 18,720 млрд. долл. (с учетом операций по рефинансированию долга). По состоянию на 1 октября 2016 г., золотовалютные резервы Беларуси составили 4,755 млрд. долл., покрывая лишь 25,4% предстоящих платежей по внешнему долгу. В то время как согласно критерию Гидотти, золотовалютные резервы должны покрывать не менее 100% предстоящих годовых выплат по совокупному внешнему долгу резидентов страны (правительства, центрального банка, предприятий, банков).
Источник: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.