2. Во втором квартале 1998 г. было преобразовано 11 предприятий республиканской собственности, а в целом за первое полугодие 1998 г. всего было преобразовано 34 предприятия республиканской собственности или 37% по сравнению с первым полугодием 1997 г.
Все преобразования предприятий республиканской собственности в первом квартале произошли в форме отчуждения. Постепенный переход от комбинации различных методов трансформации республиканской собственности к использованию только одного метода является симптоматическим развитием.
Как правило, объектами отчуждения (продажи за деньги) являются некоторые ограниченные объекты предприятий государственной собственности, которые либо не используются вовсе, либо используются неэффективно. Однако даже за таким очень расплывчатым определением сущности отчуждения не удается скрыть тот факт, что отчуждение не является методом приватизации государственной собственности, а лишь способом трансформации ее наименее эффективных структурных единиц.
3. Во втором квартале 1998 г. было преобразовано 53 предприятия коммунальной собственности, 40% от общего числа преобразованных объектов пришлось на торговый сектор, 19% — на сельское хозяйство, 13% — на жилищное хозяйство и 10% — на общественное питание.
4. Приватизация государственной собственности имеет своей целью повышение эффективности производства и распределение ресурсов посредством отделения функционирования государства от фирмы, что позволяет последней сфокусироваться на максимизации прибыли. Это является одним из важнейших компонентов рыночных реформ со слаборазвитым или вовсе отсутствующим частным сектором. С этой точки зрения, данные о действительной приватизации (т.е. преобразовании объектов государственной собственности в предприятия с долей государства не выше 50%) представляют особый интерес.
Если исключить из общего количества преобразованных предприятий акционерные общества с долей государства выше 50%, то за период 1991 – второй квартал 1998 гг. 550 объектов республиканской собственности или 70% от общего количества преобразованных предприятий и 1758 объектов коммунальной собственности или 85,9% от общего количества преобразованных предприятий подверглись действительной приватизации.
Тем не менее, доля действительно приватизированных предприятий в общем количестве предприятий, намеченных к приватизации, оставалась на достаточно низком уровне – 27% (14,4% — республиканской собственности и 41,1% — коммунальной).
5. Увеличение доходов бюджета являлось важной целью приватизации республиканской собственности. Министерство финансов определило порядок перечисления средств, полученных от приватизации, только в начале 1994 г., поэтому данные о пополнении бюджета за счет средств от приватизации следующие: за период 1993 – сентябрь 1998 гг., в бюджет государства поступило около 1 трлн. белорусских рублей от приватизации республиканской и коммунальной собственности.
Законом «О государственном бюджете Республики Беларусь на 1998 год» было запланировано получить от приватизации доходов на сумму 500 млрд. белорусских рублей или 0,1% от запланированного ВВП. За первое полугодие 1998 г. было получено только 16,9 млрд. бел. руб. или 3,8% от запланированной суммы, а к 1 сентября – 25,8 млрд. руб. или 5,2%.
Указом Президента Республики Беларусь № 478 от 5 октября 1998 г. «Об уточнении показателей бюджета Республики Беларусь на 1998 г.» были пересмотрены суммы доходов от приватизации в сторону уменьшения – до 138 млрд. бел. руб.
6. Широкое определение задолженности охватывало задолженности между предприятиями, задолженность перед государством и задолженность перед банковской системой. Удельный вес чистых долгов в ВВП на конец второго квартала 1998 г. составил 12,9%, что больше любого предыдущего месячного показателя, зарегистрированного после декабря 1995 г., когда доля чистой задолженности была еще большей (13,7%).
7. Задолженность белорусских предприятий предприятиям других государств СНГ также возросла. Так, чистая задолженность белорусских предприятий их партнерам из СНГ составляла на конец 1997 г. 0,5% ВВП и увеличилась до 1,5% ВВП в конце первого квартала 1998 г. и до 1,6% ВВП в конце первого полугодия 1998 г. Доля России в чистой задолженности возросла с 95,6% в конце 1997 г. до 98,4% в конце первого полугодия 1998г.
8. Связь между прогрессом реализации программ рыночных преобразований и ростом задолженности предприятий отмечалась в 1998 г. Задолженность предприятий, как процент от ВВП, достаточно велика была в зрелых экономиках. Однако различие состояло в том, что рост задолженности в странах, находящихся на ранней стадии реформ, как, например, Беларусь, свидетельствовала о том, что данный рост в большей степени является вынужденным.
Ожидание того, что денежная политика будет менее жесткой, увеличивала уровень задолженности, поскольку увеличение денежной массы приводило к обесцениванию долгов. В Беларуси на ситуацию влияли также текущий уровень субсидирования предприятий: прямые (из бюджета) и непрямые (через банковскую систему) субсидии оказывались недостаточными для покрытия потерь предприятий, обусловленных ценовым контролем, заданиями по занятости и производительности.
Более того, индивидуальная задолженность предприятий являлась возрастающей функцией от совокупной задолженности: чем выше уровень общей задолженности в экономике, тем больше надежды на государственную поддержку.
9. Данный период характеризовался активизацией законодательства, имеющего отношение к приватизации, а также событий в этой сфере.
10. Прежде всего некоторые изменения произошли в отношении чековой приватизации. Министерство по управлению государственным имуществом и приватизацией разработало документ, регулирующий порядок и процедуру проведения аукционных продаж акций государственных предприятий за деньги и чеки «Имущество» (№ 88 от 10 июня 1998 г.). 28 июля 1998 г. после почти двухлетнего перерыва в Минске состоялся республиканский чековый аукцион. Большинство участников составили инвестиционные фонды, а не физические лица, как ожидалось. Были проданы акции 44 из предлагавшихся 50 компаний.
11. Постановлением Совета Министров № 1103 от 14 июля 1998 г. «Об изменении стоимости именного приватизационного чека «Имущество» стоимость одного приватизационного чека была увеличена с BRB 100000 до BRB 150000. Ожидалось, что эта мера окажет незначительное воздействие на рынок чеков, поскольку рыночная цена чеков значительно ниже их номинала, однако она может повлиять на начальную цену акций, выраженную в чеках. Так, если на аукционе, который состоялся 28 июля, цены акций в чеках были рассчитаны, исходя из BRB 100000 за один чек, то в связи с ростом номинальной цены чека, акции должны оцениваться в полтора раза дешевле.
12. Август 1998 г. характеризовался попытками введения новых подходов к методам приватизации. Так, на 21 августа 1998 г. было запланировано проведение двух аукционов по новым для Беларуси схемам: по голландскому методу и по методу с установлением начальной цены объекта, равной одной минимальной заработной плате (BRB 250000 на момент планирования проведения аукциона).
Аукционы не состоялись по причине отсутствия заявок. 26 августа прошел первый аукцион по продаже акций акционерных предприятий республиканской собственности за деньги. Несмотря на скромный успех этого события, оно рассматривалось, как знак серьезного намерения проводить денежную приватизацию. В целом поиск новых методов и подходов и желание использовать международный опыт являлись положительным признаком и только приветствовались, даже если первые результаты не являлись многообещающими.
13. Постановлением № 1237 от 5 августа 1998 г. Совет Министров поручил Министерству по управлению государственным имуществом и приватизации разработать список предприятий и организаций государственной собственности, не подлежащих приватизации. 900 предприятий республиканской собственности были включены в данный список.
Выбор объектов, предприятий и организаций, представляющих национальный интерес и являющихся особенно важными с точки зрения национальной безопасности, осуществляют все страны в мире, и для Беларуси это также являлось очень важным с учетом очень короткой истории независимости страны. Однако при оценке данной меры оценивались не только провозглашенные цели, но и критерии отбора, а также методы его осуществления.
14. Во втором квартале 1998 г. изменения затронули даже самый отстающий с точки зрения приватизации сектор – сельское хозяйство.
В соответствии с Указом Президента № 97 от 3 марта 1998 г. «О финансовом оздоровлении и реформировании неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий» Постановлением Совета Министров № 699 от 4 мая 1998 г. определен полный список неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий (249 предприятий или около 10% от общего количества сельскохозяйственных предприятий в Беларуси с общей суммой задолженности более 2 триллионов белорусских рублей) и поручено Министерству сельского хозяйства и продовольствия и местным структурам вертикальной власти разработать программу финансового оздоровления колхозов и совхозов, которые практически стали банкротами. 10 сельскохозяйственных предприятий из списка объявлены банкротами.
Тем не менее, механизм проведения процедуры банкротства, принимающий во внимание специфику сельского хозяйства, был еще не отработан. Из вышеупомянутого списка 12 предприятий подлежали ликвидации, 15 были присоединены к финансово стабильным сельскохозяйственным предприятиям и 56 – преобразованы в акционерные общества, коллективные предприятия или ассоциации фермерских хозяйств.
В целом скорость приватизации в Беларуси являлась очень медленной, и сельское хозяйство находилось в числе отстающих. Такая ситуация не могла быть объяснена исключительно отсутствием желания реформировать колхозы и совхозы, а скорее, сложностью задачи и неоднородностью белорусского сельского хозяйства. Реформы также не могут осуществляться без соответствующей законодательной базы. Последняя могла быть создана только на основе понимания специфики сектора и причин провалов дорогостоящих попыток поддержки сельского хозяйства мерами целевого кредитования, налоговыми льготами и т.п.
15. Указ Президента Республики Беларусь № 427 от 2 сентября 1998 г. «Об утверждении положения о порядке передачи земельных участков в собственность юридических лиц (их собственников» и форм государственных актов на право собственности на землю юридического лица (его собственника) и иностранного государства» означало юридическое признание права частной собственности на землю.
Источник: BusinessForecast.by
Уважаемые коллеги, пожалуйста, присылайте ваши статьи, презентации и другие материалы для публикации на сайте BusinessForecast.by на электронный адрес info@businessforecast.by.