01.07.2018 – Сделано предположение, что расширение границ Евросоюза и налаживание сотрудничества между соседними государствами сопровождаются возникновением новых проблем, которые необходимо своевременно обнаружить и разработать меры по противодействию им. Установлена необходимость поиска новых подходов к определению направлений интеграции Украины и Польши в аграрной сфере, несмотря на историческое сходство эволюции их экономических систем.
Цель. Целью исследования избрано выявление проблем и перспектив трансграничного сотрудничества Украины и Польши в аграрной сфере.
Метод (методология). В процессе подготовки материала использованы такие методы научного исследования, как монографический метод, анализ, графический метод представления аналитических результатов и метод обобщения в процессе формирования выводов.
Результаты. Установлено, что перспективным направлением сотрудничества может стать экспертно-импортная деятельность в отношении продукции растениеводства и повышение стандартов качества продукции животноводства со стороны Украины согласно опыту Польши в этой области.
Определено, что основными барьерами для развития трансграничного сотрудничества между Украиной и Польшей в настоящее время является недостаточное документальное и нормативно-правовое обеспечение ведения совместной деятельности, отсутствие двусторонних соглашений о сотрудничестве между отдельными областями – воеводствами, а также стратегии трансграничного сотрудничества в аграрной сфере.
Несогласованность стандартов продукции, различные уровни развития сельской инфраструктуры, недостаточность государственной финансовой поддержки сельскохозяйственной сферы.
Главным направлением сотрудничества между Украиной и Польшей в аграрной сфере предложено сделать формирование согласованной аграрной политики и создание общего аграрного рынка с зоной свободной торговли в приграничных областях.
На основе этого станет возможным начало совместных инвестиционных программ; разработка мероприятий по оптимизации инвестиционного климата, а также внедрение льготного налогообложения сельскохозяйственных предприятий. Важным направлением трансграничного сотрудничества является разработка механизмов совместной поддержки инновационной деятельности сельскохозяйственных предприятий, ферм, индивидуальных хозяйств на горизонтальном уровне региональными органами власти и органами местного самоуправления.
Вступление
Трансграничное сотрудничество Украины и Польши в аграрной сфере является объективным процессом, поскольку ценности Европейского Союза предусматривают объединение трудовых, финансовых, материальных ресурсов с целью достижения общих целей, а особенно при наличии общих границ. В то же время расширение границ Евросоюза и налаживание сотрудничества между соседними государствами сопровождаются возникновением новых проблем, которые необходимо своевременно обнаружить и разработать меры по противодействию им.
Над проблемами трансграничного сотрудничества Украины работали Артемов И. В., Варналий З. С., Гоблик В. В., Динис Г. Г., Диус Н. А., Евтух Н. Б., Кампов Л. В., Кош Есть. Б., Ковач В. И., Лендьел М. А., Луговой В. И., Олексюк Х. М., Официнский Г. А., Полюжин М. М., Приходько. П., Пугачевская К. С., Песецкая-Устич С. В., Ровт А. С., Роман С. П., Руденко А. М., Таланова Ж. В., Терентьева Н. А., Устич С. И. , Ильченко Н. М. изучает перспективы развития еврорегионов в контексте трансграничного сотрудничества в Украине, Олейник Ю. , Тищенко А. П. , Щерба Г. И.
Однако комплексных исследований, которые бы касались трансграничного сотрудничества Украины с каждым из государств Европы, еще не достаточно, что подтверждает актуальность выбранной для исследования тематики.
Цель и задачи статьи
Состояние агропромышленного производства Украины и Польши требует новых подходов к определению направлений развития интеграции в аграрной сфере. Эта проблема остается недостаточно изученной и не нашла своего решения в принятых нормативных и правовых документах, регламентирующих формирование совместных интегрированных объединений.
Поэтому цель исследования – выявление проблем и перспектив трансграничного сотрудничества Украины и Польши в аграрной сфере. Для чего необходимо решение следующих задач: идентифицировать принципы трансграничного сотрудничества Украины и Польши, провести анализ отдельных показателей состояния аграрной сферы пограничной украинско-польской территории, определить барьеры для развития трансграничного сотрудничества и наметить направления сотрудничества в аграрной сфере.
Изложение основного материала исследования
Социологические опросы доказывают, что именно в аграрной сфере необходимо активизировать трансграничное сотрудничество между Украиной и Польшей. Так считали 78 % опрошенных лиц в 2016 году.
В условиях глобальной конкуренции и борьбы за потребителя для эффективного развития аграрной сферы в рамках трансграничного сотрудничества необходимо иметь достаточно четкие организационные и правовые основы функционирования агропромышленных комплексов Украины и Польши, которые содержали бы методологию формирования согласованной аграрной политики, интегрированных объединений, весь комплекс механизма совместной внешнеэкономической деятельности в аграрной сфере.
Правительствам этих двух стран предстоит определить направления и принципы формирования согласованной аграрной политики, общего аграрного рынка, условия и факторы экономической интеграции, учитывая особенности создания зоны свободной торговли в приграничных областях и других форм трансграничного сотрудничества.
Опыт каждого государства, что вступало в отношения трансграничного сотрудничества, является уникальным, поэтому актуальность продолжения исследований высока, и поиск новых форм и направлений трансграничного сотрудничества, в том числе и в аграрной сфере экономик Украины, Польши и других европейских государств, остается актуальным научным и прикладным задачам.
Отсутствие сбалансированных подходов и механизма координации совместной деятельности, взаимодействия секторов аграрной экономики этих стран сдерживают торговлю продовольствием и сельскохозяйственным сырьем, производственное и научно-техническое сотрудничество. В настоящее время еще не сформирована система научного и информационного обеспечения создания интегрированных формирований в различных сферах аграрного комплекса и общего аграрного рынка.
И прежде всего, в организации активного развития является трансграничное сотрудничество. В результате согласованной и скоординированной деятельности более эффективно используется природный потенциал аграрной сферы, трудовые и материальные ресурсы, а также, финансовые активы участников интеграционных процессов.
Польша и Украина имеют сходные траектории экономического развития. Обе эти страны вывели сельское хозяйство в одну из главных сфер экономики, а следовательно, консолидация усилий правительств государств в направлении сотрудничества в аграрной сфере может максимизировать положительный эффект для наполнения государственного бюджета и укрепления их продовольственной безопасности.
Таким образом, на теоретико-прикладном уровне необходимо установить принципы трансграничного сотрудничества Украины и Польши, его направления, а также идентифицировать барьеры, которые становятся на пути развития этой формы межнационального сотрудничества.
Важной задачей также остается определение путей активизации украинско-польского сотрудничества в сельскохозяйственной сфере на основе результатов поиска перспективных форм украинско-польского трансграничного сотрудничества. Следует подчеркнуть, что под трансграничным сотрудничеством понимают форму мировой хозяйственной интеграции приграничных территорий государств.
В законе Украины «О трансграничном сотрудничестве» последнее определяется как совместные действия, направленные на установление и углубление экономических, социальных, научно-технических, экологических, культурных и других отношений между территориальными общинами, их представительскими органами, местными органами исполнительной власти Украины и территориальными общинами, соответствующими органами власти других государств, в пределах компетенции, определенной их национальным законодательством.
Состояние и динамика евроинтеграционного продвижения Украины свидетельствуют, что трансграничное сотрудничество в государстве становится одним из важных направлений реализации интеграционной стратегии на региональном уровне и занимает ведущее место в процессе формирования и становления новой системы взаимоотношений с соседними государствами в условиях формирования и функционирования комплекса приграничного сотрудничества Украины с Евросоюзом.
Польша является одним из главных стратегических партнеров Украины на европейском континенте, учитывая общие границы, культурные традиции и историческое наследие, близкие геоэкономические интересы.
Украинско-польское приграничное сотрудничество относительно совместного решения актуальных социально-экономических проблем развития трансграничного региона имеет большое значение не только как инструмент активизации хозяйственной деятельности и повышения уровня жизни населения приграничных территорий наших стран, но и играет важную роль в реализации евроинтеграционных стремлений Украины.
Рассматривая аграрную сферу, стоит заметить, что доход от сельскохозяйственной продукции на протяжении последних лет в переводе в долл. США является высшим в Украине, что делает ее интересным стратегическим партнером Польши именно в этой сфере.
Как в Украине, так и в Польше заметной является тенденция к сокращению доходов от сельскохозяйственной продукции, однако ключевым фактором является колебания валютного курса.
В то же время подобная динамика изменения показателя выручки свидетельствует о сходстве традиций ведения сельского хозяйства обоих государств и похожих подходах в организации и реализации этого процесса, что позволяет предположить возможность эффективного сотрудничества между двумя государствами в аграрной сфере в целом и на приграничных территориях в частности.
Одной из главных целей, которую решает приграничное сотрудничество в аграрной сфере Украины с Польшей, является создание благоприятных условий развития приграничных сельскохозяйственных территорий.
Современный этап укрепления рыночных отношений в аграрном секторе экономики обусловил необходимость развития агропромышленной интеграции на принципиально новой экономической основе. Трансграничное сотрудничество Украины с Польшей в аграрной сфере реализуется на основе совместно разработанных программ торгово-экономического и научно-технического сотрудничества.
Основными мотивами развития интеграционных процессов в аграрном производстве является единство технологического цикла производства продукции (производство – переработка – реализация) и синергетический эффект, возникающий в результате экономии на масштабах производства и комбинировании взаимодополняющих ресурсов.
Развитие агропромышленного комплекса в процессе трансграничного сотрудничества в современных условиях предполагает формирование тесных производственно-экономических взаимосвязей между предприятиями сельского хозяйства и предприятиями промышленности обоих государств. Интеграционные процессы в аграрной сфере приграничных регионов Украины и Польши являются объективно необходимыми и экономически целесообразными.
Тенденций и отличительные черты развития агропромышленной интеграции характеризуются формированием объединений на основе принципа кооперации, развитием агрохолдинговых объединений и тому подобное.
Трансграничное сотрудничество Украины и Польши является сложным процессом постепенного, поэтапного сближения, выравнивания и слияния уровней развития аграрной экономики в интересах устойчивого и эффективного развития сельского хозяйства и других сфер аграрного комплекса. Создание совместных вертикально-интегрированных предприятий, реализация рентабельных совместных проектов в аграрной сфере является эффективным направлением двустороннего сотрудничества.
Согласно польско-украинской стратегии трансграничного сотрудничества на 2007-2015 годы регион сотрудничества охватывает территорию Люблянского и Прикарпатского воеводств и Волынской, Львовской и Закарпатской областей. Общая площадь его территории составляет 97678 км2, где украинская часть составляет 54720 км2, а польская – 42968 км2.
Он является густонаселенным регионом – плотность населения составляла в 2016 году 93,2 чел. /км2. На его территории (опять же на начало 2016 года) проживало 9109,5 тыс. чел. Трансграничный регион на уровне беднейших районов, как в Польше, так и в Украине.
Кроме этого, он относится к периферийным регионам, то есть нуждается в финансовой поддержке из государственных бюджетов. Для названных регионов характерным является большая доля сельского населения с благоприятной возрастной структурой, что является дополнительным стимулом для активизации трансграничного сотрудничества именно в аграрной сфере.
Высокий уровень безработицы среди молодежи может быть снижен путем открытия совместных предприятий, активизации фермерского хозяйства, индивидуальных хозяйств населения, а также из-за повышения уровня пространственной и профессиональной мобильности работников, проживающих на приграничных территориях, по согласию украинской и польской сторон и тому подобное.
Принципами трансграничного украинско-польского сотрудничества в аграрной сфере на данный момент стали:
– адаптация сельского хозяйства к стандартам и требованиям ЕС по качеству и безопасности сельскохозяйственной продукции и продуктов питания;
– развитие торговли сельскохозяйственными товарами между государствами, увеличение торгового оборота сельскохозяйственными товарами;
– помощь Польши Украине в подготовке заявки на финансирование Европейской комиссией проектов технической помощи по переводу на украинский язык основных стандартов, касающихся сельскохозяйственной и пищевой продукции;
– обмен информацией по вопросам экологизации сельскохозяйственного производства, обмен опытом по ведению экологического сельского хозяйства.
В Программе трансграничного сотрудничества Польша-Беларусь-Украина на 2014-2020 г.г. определены 4 тематические цели. Названные государства планируют придерживаться в ближайшие несколько лет следующих мероприятий.
Это продвижение местной культуры и охрана исторического наследия (тематическая цель – наследство), улучшение доступности регионов, развитие надежного и устойчивого к климатическим воздействиям транспорта. Коммуникационных сетей и систем (тематическая цель – доступность), общие вызовы в сфере безопасности (тематическая цель – безопасность), улучшение управления границами и охрана границ, управление безопасностью, мобильностью и миграцией (тематическая цель – границы).
Ни одна из них не содержит четкой стратегии сотрудничества в аграрной сфере.
Таким образом, трансграничное сотрудничество Украины и Польши не имеет надлежащего документального оформления, несмотря на то, что по состоянию на 09.11.2015 года подписано 411 нормативно-правовых документов. Из которых 129 действующих международных договоров и соглашений о сотрудничестве между Украиной и Польшей в различных областях, сферах и направлениях, а по состоянию на 2016 год количество соглашений о межрегиональном сотрудничестве, подписанных на региональном и местном уровнях между Украиной и Польшей составляет около 450.
Различия в представлении региональной статистической информации позволяют сопоставить и проанализировать лишь некоторые показатели результатов деятельности приграничных территорий обоих государств в аграрной сфере.
Площадь, занятая сельскохозяйственными угодьями в одном лишь Люблянском воеводстве, на 56% превышает суммарную площадь аграрной сферы Волынской и Львовской областей. Воеводство больше ориентировано на выращивание зерновых культур, а потому перспективным вектором сотрудничества может быть обмен опытом и технологиями традиций выращивания зерна с польской стороны, а других сельскохозяйственных культур – с украинской.
Кроме того, целесообразно расширить, экспортно-импортные отношения на приграничной территории с целью реализации урожаев. Также украинская часть приграничной территории отстает от польской по показателю доли крупного рогатого скота в сегменте животноводства почти на 7%.
Однако производство продукции животноводства лучше развито в областях Украины, поэтому является целесообразным предложить польской стороне совместные программы по повышению производительности производства мясной продукции и перенять опыт по повышению ее качества к европейским стандартам.
Украина имеет дополнительные стимулы для инициирования мероприятий по вопросам трансграничного сотрудничества в форме выгодного географического положения приграничных территорий на перекрестке основных путей сообщения, что способствует налаживанию эффективной логистической системы доставки сельскохозяйственной продукции к потребителю или перерабатывающим предприятиям.
Сейчас большое внимание всего общества направляется на экологические характеристики продуктов питания, которые ценят и в европейских государствах. Приграничные территории Украины и Польши долгое время использовались и продолжают частично использоваться как рекреационные зоны.
Высокое качество природной среды (относительно низкая степень антропогенных преобразований абиотических и биотических элементов окружающей среды) создает возможности для развития различных форм туризма и рекреации и одновременно позволяет выращивать качественную, экологически чистую продукцию растениеводства, которая будет отвечать всем европейским нормам и стандартам.
Доступ к инструментам и средствам на реализацию структурной и горизонтальной политики ЕС предоставляет возможность получения дополнительного финансирования мероприятий по повышению плодородия почв, предотвращению загрязнений, утилизации отходов. Рост значения человеческих ресурсов и мобильности рабочей силы, заинтересованность в трансграничном партнерстве максимизирует свой положительный эффект на развитие трансграничного сотрудничества в связи с введением безвизового режима.
Перспектива повышенного финансирования структурных изменений в сельском хозяйстве и многофункциональное развитие сельских местностей, что станет катализатором развития и сельскохозяйственного производства, должно стимулировать интерес правительств обеих стран к разработке совместных стратегий трансграничного сотрудничества в аграрной сфере.
Барьерами для активного трансграничного сотрудничества Украины с Польшей сотрудники Львовского филиала Национального института стратегических исследований И. Волошин и В. В. Борщевский считают:
Пробелы в институционально-правовом обеспечении развития приграничных сельских территорий, институционально-организационные проблемы, негативное влияние институционально-психологического компонента на экономику приграничных сельских территорий, низкую производительность труда в аграрном секторе, деградацию человеческого капитала приграничных сельских территорий, укоренение моноспециализации хозяйственных комплексов приграничных сельских территорий, низкую инновационную активность сельхозпроизводителей и тому подобное.
Их устранение позволит повысить эффективность трансграничного сотрудничества Украины и Польши и будет способствовать совместному выходу на международные и мировые рынки, где производители сельскохозяйственной продукции этих государств будут участвовать как партнеры.
Отыскать новые перспективы трансграничного сотрудничества, и в аграрной сфере в частности, поможет принятие следующих мер:
– создание координационного комитета трансграничного сотрудничества между странами (сейчас вопрос трансграничного сотрудничества решает Украинско-польская межправительственная комиссия по вопросам экономического сотрудничества);
– проведение совместных исследовательских проектов, в том числе и в аграрной сфере;
– создание общей сельскохозяйственной производственной и логистической инфраструктуры на приграничных территориях;
– проведение совместного маркетинга для реализации сельскохозяйственной продукции, ориентированного как на пограничные, так и на отдаленные от границы регионы обоих государств;
– развитие обмена специалистами между странами, что специализируются на различных сферах аграрного производства;
– планирование украинско-польских совместных деловых, научных, образовательных мероприятий;
– организация регулярных встреч представителей власти, бизнеса, науки для решения вопросов нормализации рынка пограничного сельскохозяйственного производства.
Приоритетными направлениями государственной политики относительно трансграничного сотрудничества Украины и Польши, по нашему мнению, должны стать:
– создание благоприятных условий для инвестиционной поддержки аграрного производства на приграничных территориях путем развития информационного обмена, оказания консультационного обслуживания, использования возможностей обеспечения налоговых стимулов местными органами исполнительной власти для взаимодействия в аграрной сфере;
– создание условий для свободного перемещения через границу лиц, задействованных в производстве сельскохозяйственной продукции из числа населения приграничных областей путем разработки системы упрощенного пограничного контроля, планирования и координации совместной работы правоохранительных органов с целью предупреждения правонарушений по обе стороны границы;
– увеличение транзитных возможностей приграничных территорий для перемещения готовой сельскохозяйственной продукции, полуфабрикатов, сырья;
– обеспечение общего контроля над экологической ситуацией и рациональным использованием природных ресурсов во время выращивания сельскохозяйственных культур, животных и изготовления сельскохозяйственной продукции;
– разработка новых проектов трансграничного сотрудничества в аграрной сфере с привлечением третьих стран.
По состоянию на начало осени 2016 года право экспорта в ЕС имеют 107 отечественных производителей пищевых продуктов, в частности производители мяса птицы, рыбы, меда, яиц, молока и молочных продуктов.
Также в Евросоюз могут экспортировать продукцию 180 предприятий-производителей непищевых продуктов животного происхождения, таких, как пухоперьевое сырье, кожа, корма для непродуктивных животных, субпродукты непищевые, племенной материал, другие непищевые продукты животного происхождения.
Перспективными направлениями сотрудничества Украины и Польши в аграрной сфере в настоящее время являются:
повышение инновационного уровня сельскохозяйственной деятельности путем создания совместных инвестиционных программ, в частности по финансированию совместных предприятий по производству сельскохозяйственных машин и механизмов и производства к ним запчастей, и организация сервисного обслуживания;
улучшение инвестиционного климата через льготное налогообложение сельскохозяйственного производства, прежде всего зерновых и технических культур, кормов для животных и птиц;
разработка механизмов совместной поддержки инновационной деятельности сельскохозяйственных предприятий, ферм, индивидуальных хозяйств региональными органами власти и органами местного самоуправления через механизмы обновления сельскохозяйственной техники, предоставление машин и принадлежностей на условиях лизинговых контрактов;
создание системы подготовки специализированных кадров для аграрной сферы и их трудоустройство в приграничных областях. В том числе путем открытия новых специальностей в отечественных аграрных высших учебных заведениях по программам двойных дипломов, предоставление студентам права прохождения практики на сельскохозяйственных предприятиях Польши и финансирование грантовых программ для стажировки студентов в компаниях, реализующих сельскохозяйственную продукцию либо занимающихся ее производством;
насыщение украинского и польского рынков овощами и фруктами, экологически чистой продукцией, выращенной в пограничной зоне, а также организация совместных оптовых рынков, заключение долгосрочных контрактов с представителями гостиничного ресторанного бизнеса на поставку продукции растительного и животного происхождения; налаживание сбыта ягод и грибов в страны Западной Европы за счет создания ферм по выращиванию белых грибов и шампиньонов, плантаций ежевики, малины и др.;
повышение производительности сельского хозяйства путем обмена технологиями, развитие инфраструктуры сельской местности – совместное финансирование строительства железнодорожных и автомобильных дорог, запуск новых автобусных маршрутов, повышение частоты движения общественного транспорта в пограничной зоне;
увеличение количества пунктов пересечения границы в областях, которые интегрированы в систему трансграничного сотрудничества – Волынской и Львовской – с украинской стороны, и Люблянском воеводстве – с польской. Совершенствование нормативно-правовой базы, на основе которой происходит сотрудничество Украины и Польши, в частности и в аграрной сфере, за счет двусторонних документов. А также разработка Концепции украино-польского сотрудничества в аграрной сфере, Стратегии украинско-польского сотрудничества в сфере сельскохозяйственного производства;
создание трансграничных аграрных кластеров по образцу кластера производителей экологической продукции, перерабатывающего пищевого кластера, украинско-румынского «Первого аграрного кластера» на условиях государственно-частного партнерства;
обеспечение условий для развития малого и среднего предпринимательства в сельской местности за счет льготного кредитования финансовыми учреждениями двух стран, содействие диверсификации сельскохозяйственного производства путем финансирования совместных научных программ по селекции и созданию новых сортов растений и повышение уровня урожайности традиционных культур и тому подобное.
Выводы и перспективы дальнейших исследований
Исследование проблемы трансграничного сотрудничества Украины и Польши в аграрной сфере и выявление проблем и перспектив этого процесса позволило сделать следующие выводы.
- Основы трансграничного сотрудничества Украины и Польши формируются на основе обмена опытом между двумя странами, относительно выращивания, производства и реализации сельскохозяйственной продукции, соответствующей евростандартам. Развитие экспертно-импортных операций, обеспечение мобильности населения, занятого в аграрном секторе, разработка совместных программ подготовки специалистов для работы в агропромышленном комплексе и реализация научных проектов для обеспечения высокого уровня инноваций этой сферы.
В настоящее время трансграничное сотрудничество Украины и Польши в аграрной сфере проходит в рамках еврорегионов «Карпатский» и «Буг». Основополагающим документом, координирующим направления сотрудничества, является Программа трансграничного сотрудничества «Польша-Беларусь-Украина» на 2007-2013 годы и 2014-2020 гг., которая является эффективным инструментом для использования средств ЕС органами местной власти и самоуправления, а координирующим органом ‒ Украинско-польский межправительственный координационный совет по вопросам межрегионального сотрудничества.
- Анализ отдельных показателей состояния аграрной сферы пограничной украинско-польской территории показал, что высокий уровень развития сельского хозяйства имеет польская сторона, поскольку показатели только одного польского воеводства – Люблянского – являются сопоставимыми со значениями индикаторов сразу двух областей – Волынской и Львовской.
Было установлено, что перспективным направлением сотрудничества может стать экспертно-импортная деятельность в отношении продукции растениеводства и повышение стандартов качества продукции животноводства со стороны Украины согласно опыту Польши в этой области.
Основной группой стран-поставщиков аграрной продукции в Украину являются страны ЕС, которые нарастили свою долю в украинском импорте на +2 % в первом полугодии 2017 года в сопоставлении с аналогичным периодом 2016 года. Среди лидеров по объему экспорта традиционно остается Польша.
В то же время Украина наращивает импорт из Польши. Основными барьерами для развития трансграничного сотрудничества в настоящее время является недостаточное документальное и нормативно-правовое обеспечение ведения совместной деятельности.
Отсутствие двусторонних соглашений о сотрудничестве между отдельными областями – воеводствами, а также стратегий трансграничного сотрудничества в аграрной сфере, несогласованность стандартов продукции, различные уровни развития сельской инфраструктуры, а также недостаточность государственной финансовой поддержки сельскохозяйственной сферы.
- Главным направлением сотрудничества между Украиной и Польшей в аграрной сфере считаем необходимость формирования согласованной аграрной политики и создание общего аграрного рынка с зоной свободной торговли в приграничных областях. На основе этого станет возможным начало совместных инвестиционных программ; разработка мероприятий по оптимизации инвестиционного климата, а также внедрение льготного налогообложения сельскохозяйственных предприятий.
Важным направлением трансграничного сотрудничества является разработка механизмов совместной поддержки инновационной деятельности сельскохозяйственных предприятий, ферм, индивидуальных хозяйств на горизонтальном уровне региональными органами власти и органами местного самоуправления.
Это позволит расширить экспорт сельскохозяйственной продукции отечественного производства, что увеличит объем поступлений в государственный бюджет, увеличит количество рабочих мест и даст возможность сдержать трудовую миграцию населения репродуктивного возраста.
Расширит и стабилизирует сегмент украинской продукции растительного и животного происхождения на рынках Европы, позволит открыть научные и консультационные центры по подготовке высококвалифицированных специалистов для работы в аграрном секторе, получить финансовые ресурсы для поддержки малого аграрного бизнеса и фермерских хозяйств. Наладит сотрудничество по повышению стандартов безопасности, как собственной продукции сельскохозяйственного происхождения, так и животных, растений, что является сырьевой базой для производства.
Автор: Ирина Павлик, аспирантка, кафедра учета и аудита, Львовский национальный университет имени Ивана Франко.
Источник: Сборник научных трудов «Экономический анализ», том 27, №3 (2017) (издается Тернопольским национальным экономическим университетом).
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.