Читайте также: Украина: Меморандум МВФ об экономической и финансовой политике. Часть 2
Борьба с коррупцией
35. Мы настроены на ускорение осуществления антикоррупционной реформы и уже, в основном, завершили формирование благоприятных законодательных основ для ключевых правовых и институциональных реформ, которые сейчас позволят нам сосредоточиться на их реализации.
В частности:
a. Мы обеспечили начало деятельности Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) (структурный индикатор на конец января 2016 года). Бюро начало прием на работу и подготовку своего персонала. Из предусмотренного общего количества 700 сотрудников, примерно 453 сотрудника, включая 142 детектива, были назначены на должность и проходят подготовку. Руководство НАБУ планомерно выполняет План действий, разработанный при поддержке различных доноров.
b. Мы также приняли законодательство по вопросам деятельности агентства по возврату и управлению активами и по вопросам конфискации и ареста активов. Последнее обеспечивает способность НАБУ осуществлять предварительные меры, такие как замораживание и арест активов с целью предупреждения любой торговли, передачи или реализации активов в соответствии с рекомендацией 4 FATF.
c. Министерство финансов разработало стратегию реформирования системы отчетности по вопросам финансового мониторинга. Эта реформа призвана помочь сосредоточить усилия учреждений, которые представляют отчетность, на подозрительных сделках, как это определено Группой по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (FATF), вместо того, чтобы посылать миллионы шаблонных отчетов ежегодно, большинство из которых не содержит полезной информации и требует обременительной ручной обработки банками.
Стратегия была обнародована после проведения консультаций с заинтересованными представителями государственного и частного секторов при поддержке технической помощи МВФ.
b. Национальный банк Украины ввел инструменты выездного и безвыездного контроля соблюдения законодательства по вопросам финансового мониторинга на основе оценки рисков, сосредоточившись на рисках, связанных с национальными государственными чиновниками, и воспользовавшись для этого технической помощью, предоставленной специалистами МВФ.
e. Мы создали Специализированную антикоррупционную прокуратуру, в сферу ответственности которой будет входить надзор за расследованиями НАБУ. Антикоррупционный прокурор и два его заместителя были назначены в соответствии с процессом, который обеспечивал широкую поддержку со стороны общественности, что является предварительным мероприятием этого обзора, и им были предоставлены необходимые помещения.
f. Мы также внесли поправки в Закон Украины «О прокуратуре» с целью обеспечения своевременного, справедливого и взвешенного процесса назначения антикоррупционных прокуроров, о чем была достигнута предварительная договоренность во время первого обзора, что описано ниже. В частности, внесенные поправки к Закону обеспечивают нижеизложенное:
Члены Конкурсной комиссии должны быть лицами с безупречной репутацией и иметь высокие профессиональные качества;
Представление Генеральным прокурором кандидатур в Конкурсную комиссию должно рассматриваться как временная мера, пока не будет создан Совет прокуроров.
С тех пор членов Конкурсной комиссии, которые сейчас назначаются Генеральным прокурором, будет назначать Совет прокуроров;
Конкурсную комиссию возглавит общепризнанный и авторитетный эксперт из числа членов, назначенных Верховной Радой, который имеет богатый опыт, заинтересованность или известен своими действиями в поддержке борьбы с коррупцией;
Конкурсная комиссия предоставит Генеральному прокурору только по одному кандидату на каждую из трех позиций (председателя и двух заместителей председателя антикоррупционной прокуратуры) после получения подтверждения того, что кандидат удовлетворяет требованиям приемлемости, определенным в Законах Украины «Об очистке власти» и «О предотвращении коррупции», и требованиям для предоставления допуска к секретным материалам согласно Закону «О государственной тайне».
Полномочия по назначению на должность и освобождению другого прокурорского и не прокурорского персонала антикоррупционной прокуратуры должны быть предоставлены председателю антикоррупционной прокуратуры.
g. Кроме того, Верховная Рада приняла изменения в законодательстве, которые делают возможным запуск комплексной электронной системы раскрытия информации об активах и доходах чиновников. Ключевыми характеристиками этой системы являются:
(i) раскрытие информации об активах высокопоставленных лиц в пределах юрисдикции НАБУ, в том числе информации о конечных собственниках и контроле любых средств или других активов (согласно определению FATF);
(ii) запрет чиновникам получать любые подарки и активы кроме тех, что имеют очень невысокую цену;
(iii) использование НАБУ своих полномочий для обеспечения надежности информации об этих активах и доходах на любом этапе.
36. В перспективе для дальнейшего усиления антикоррупционных усилий мы осуществим следующие мероприятия:
a. Мы подадим в Верховную Раду законопроект для его принятия до конца ноября 2016 года (новый структурный индикатор), чтобы обеспечить:
(i) возможность для НАБУ применять широкий спектр методов расследования, включая операции под прикрытием, перехват сообщений, доступ к компьютерным системам и контролируемые поставки, не прибегая к использованию инфраструктуры других учреждений;
(ii) защита регистрации досудебных дел и решений судей в отношении ведения следствия в отношении НАБУ от утечки информации о ходе текущего следствия путем ограничения доступа к информации только кругом офицеров НАБУ и антикоррупционной прокуратуры до завершения следствия по делу или его закрытия, не ограничивая право людей на защиту.
b. Для мониторинга результатов введения законодательной базы для борьбы с коррупцией НАБУ ежеквартально должно публиковать статистику относительно коррупционных деяний, связанных с высокопоставленными чиновниками, которые подпадают под юрисдикцию НАБУ, на интернет-странице, которая будет в свободном доступе для общественности (согласно форме, подробно изложенной в пункте 96 Технического меморандума о взаимопонимании).
До середины сентября 2016 г. будет опубликована информация за первый и второй кварталы 2016 г. В дальнейшем обнародование этой статистики будет происходить до конца следующего после завершения отчетного квартала месяца.
c. Полноценный запуск электронной системы отчетности об активах и доходах высокопоставленных должностных лиц в соответствии с Законом Украины №3755 Национальным агентством по вопросам предотвращения коррупции состоялся 1 сентября 2016 г.
Все чиновники обязаны подать декларацию об имеющихся активах и доходах за 2015 год в электронном виде, как определено Статьей 46 Закона №2014/49 «О предотвращении коррупции» в течение 60 дней с момента запуска системы электронного декларирования (а чиновники, которые подали декларации в период, когда система работала в тестовом режиме, должны еще раз подать/подтвердить свои декларации) и, вскоре после представления этой информации, общественности будет обеспечен открытый доступ к ней через единый интернет-сайт (новый структурный индикатор на конец октября 2016 года).
Мы настроены осуществлять любые дальнейшие пересмотры системы раскрытия информации, согласованные со специалистами МВФ, которые будут нужны для обеспечения ее эффективности.
d. НБУ завершил 8 целевых проверок банков, предметом которых было выполнение регуляторных требований к надлежащей проверке клиентов и публичных деятелей, с целью устранения рисков злоупотреблений со стороны коррумпированных должностных лиц, а также регулярно будет публиковать информацию о санкциях, примененных к банкам за нарушение требований по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и по финансированию терроризма.
e. Мы принимаем меры для реализации принятой стратегии реформирования системы отчетности по вопросам противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, чтобы обеспечить до конца 2016 года имплементацию необходимых правовых, регуляторных и институциональных изменений. В частности, до конца сентября 2016 года мы примем изменения в законодательной базе для введения трехуровневой системы отчетности, которая будет включать:
(i) отчеты о подозрительной операции согласно определению FATF;
(ii) отчетность, основанную на установленных пороговых уровнях в отношении денежных операций и международных денежных переводов;
(iii) обязательную отчетность об операциях с высоко рисковыми юрисдикциями и политически значимыми лицами.
Мы усилим операционную способность и нравственные основы Государственной службы финансового мониторинга, в том числе за счет назначения ее Председателя в соответствии с процессом, определенным новым Законом «О государственной службе», и повышения оплаты специалистов Службы до уровня аналогичного тому, который установлен для других органов, которые занимаются преодолением коррупции.
Для мониторинга своих антикоррупционных усилий НАБУ будет обнародовать квартальную статистику на основе информации, которую он получает от ДСФМУ (по форме, определенной в пункте 97 Технического меморандума о взаимопонимании). До середины сентября 2016 года будет обнародована информация за первый и второй кварталы 2016 года. Далее эта статистика будет обнародоваться до конца следующего месяца после окончания отчетного квартала.
f. Мы примем законодательный акт, обеспечивающий создание специализированного антикоррупционного суда, как предусмотрено новым Законом Украины «О судоустройстве и статусе судей», с учетом обзора и анализа опыта деятельности таких судов в других европейских государствах и в соответствии европейским стандартам и лучшей практике.
g. До конца ноября 2016 года мы примем Закон Украины «Об учреждении бизнес-омбудсмена». Закон будет включать положения, которые обеспечат соответствующие полномочия, иммунитет согласно международной практике, полномочия по наложению административного взыскания и доступ к информации для выполнения его функций.
Реформирование судебной системы.
37. В области судебной реформы в июне 2016 года Парламент принял изменения в Конституцию, которые делают важные структурные изменения в организации судебной системы и статусе судей. Предыдущий проект этих изменений получил одобрительную оценку Венецианской комиссии (26 октября 2015 года). Среди прочего ими усиливается судебная независимость, в том числе благодаря отмене испытательного срока для судей;
вводятся более объективные основания для увольнения судей;
вводятся объективные стандарты и процедуры назначения, а также усиливается судебное самоуправление.
Был также достигнут прогресс в следующих вопросах:
a. Процедура исполнения судебного приказа об уплате и арест средств на счете. Мы стабильно движемся вперед в выполнении структурного индикатора относительно судебного приказа об уплате и аресте средств на счете. В этой связи законопроекты, которые, между прочим, предусматривают электронное представление требований относительно исполнения судебного приказа, вступят в силу до конца сентября 2016 года (измененный структурный индикатор).
Этими законами будут внесены изменения в соответствующие части Гражданского процессуального и Хозяйственного процессуального кодексов.
b. Институт частных исполнителей судебных решений. В июне 2016 года Парламент принял закон, которым вводится профессия частного агента по исполнению судебных решений в соответствии с положениями Меморандумов об экономической и финансовой политике от февраля и июля 2015 года.
c. Высший совет юстиции и Высшая квалификационная комиссия судей. С целью мониторинга прогресса в решении дисциплинарных дел против судей, мы обеспечим надлежащее финансирование Высшего совета юстиции и Высшей квалификационной комиссии, чтобы сделать возможным начало обнародования ими статистических данных на регулярной основе до конца ноября 2016 года.
Данные будут включать количество закрытых, открытых и незавершенных дел за каждый период, а также санкции, примененные по каждому закрытому делу, если они применялись. Первая публикация таких данных будет охватывать данные за 1-й, 2-й и 3-й кварталы 2016 года, до 30 сентября 2016 года включительно. Далее эти данные будут публиковаться ежеквартально в течение всего периода действия соглашения.
d. Судебный сбор. Принятый в мае 2015 года Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно уплаты судебного сбора», согласно которому повышается размер судебного сбора (структурный индикатор на конец мая 2015 года), предусматривает начало его выполнения с 1 сентября 2015 года.
В связи с этим Государственная судебная администрация Украины (ГСА) начала выполнение положений Закона и уже зафиксировала рост поступлений от судебного сбора. ГСА также тщательно отслеживает, приведет ли требование об увеличении судебного сбора к сокращению количества необоснованных исков, что также является одной из задач этого Закона.
Бизнес-климат и дерегуляция
38. Мы выполняем, хоть и с определенной задержкой, план действий по устранению регуляторных и законодательных препятствий на пути улучшения бизнес-климата. В этом контексте мы актуализируем план действий с целью отражения в нем достигнутого на сегодняшний день прогресса и включения дополнительных инициатив в сфере дерегуляции. Ежемесячные отчеты о выполнении плана после их представления в Кабинет Министров публикуются на сайтах Государственной регуляторной службы и Кабинета Министров. В будущем:
a. Кабинет Министров будет осуществлять все необходимые шаги для обеспечения полного выполнения плана действий по дерегуляции, включая публикацию ежемесячных отчетов о ее выполнении.
В частности, приоритетные меры, предусмотренные пунктами 1, 2 и 5 этого плана и направленные на оптимизацию разъяснения порядка регистрации и ведения деятельности предприятия, были утверждены Кабинетом Министров.
Кроме того, Кабинет Министров будет сотрудничать с Верховной Радой, чтобы обеспечить принятие законопроектов, необходимых для реализации мероприятий 2, 5, 50, 54 и 62 этого плана до конца сентября 2016 года.
В декабре 2015 года Кабинет Министров утвердил обновленную методологию оценки регуляторного воздействия, которая включает обязательный количественный анализ регуляторного влияния проектов новых законодательных актов и изменений к действующим.
b. Мы готовим полный пересмотр регуляторных норм, который включает (i) пересмотр всех норм, влияющих на предприятия; и (ii) подготовку рекомендаций в отношении необходимости их отмены, пересмотра или дальнейшего использования. Этот пересмотр ожидается до завершения на конец декабря 2016 года вместе с дорожной картой выполнения этих рекомендаций.
c. Кабинет Министров обеспечит полномасштабное действие недавно принятого Закона Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности». Сейчас Кабинет Министров уже утвердил 13 условий лицензирования (из 30), а часть, что осталась, будет утверждена до конца сентября 2016 года. Задержка с представлением или утверждением этих правил и условий не будет основанием для отказа в выдаче лицензии или для запрета деятельности предприятий.
d. Кабинет Министров в рамках консультаций с МВФ подаст законопроект «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» на рассмотрение Парламента до конца сентября 2016 года (новый структурный индикатор). Принятие законопроекта Верховной Радой ожидается до конца декабря 2016 года.
Реформа государственных предприятий
39. Мы продолжаем двигаться вперед в направлении реализации стратегии реформирования госпредприятий. Основные элементы нашей стратегии включают:
(i) совершенствование бюджетного надзора, в частности, путем улучшения оценки фискальных рисков госпредприятий;
ii) усиление корпоративного управления государственными предприятиями;
(iii) осуществление в среднесрочной перспективе прозрачной приватизации, реструктуризации или ликвидации выявленных предприятий государственной формы собственности. К конкретным краткосрочным мерам относятся:
a. Оценка фискального риска госпредприятий.
Мы создали межведомственную рабочую группу по совершенствованию методики оценки фискальных рисков, связанных с обязательствами госпредприятий. В этом контексте мы составили перечень 10 государственных предприятий, которые несут наибольшие фискальные риски и, которые будут подлежать реструктуризации.
Кроме того, в рамках консультаций со специалистами МВФ мы разработали форму отчета, чтобы упростить проведение инвентаризации задолженности госпредприятий. На этой основе мы расширили охват отчетности госпредприятий, включив в нее всю задолженность 50 крупнейших компаний, и подготовили отчеты об объеме этой задолженности.
Опираясь на эти результаты и в рамках стратегии, направленной на совершенствование управления фискальным риском, мы создаем в Министерстве финансов подразделение по управлению фискальными рисками. Через это подразделение Минфин введет систему мониторинга и анализа фискальных рисков госпредприятий и будет использовать анализ, как источник информации для процесса подготовки бюджета и обеспечивать ресурсы на случай любого ожидаемого фискального влияния на бюджет.
Согласно рекомендациям недавней миссии МВФ по технической помощи мы гарантируем, что новое подразделение будет отвечать исключительно за мониторинг и анализ, не будет вмешиваться в любой форме в управление госпредприятиями и не будет осуществлять дополнительный контроль за их деятельностью. После создания подразделения мы подготовим комплексный отчет о фискальных рисках, возникающих в секторе госпредприятий, который будет включен в бюджетную документацию и обнародован на веб-странице Министерства финансов.
После того, как Министерство финансов перестроит способность осуществлять управление фискальными рисками, связанными с госпредприятиями, мы расширим анализ и включим в него более широкий спектр фискальных рисков, перед которыми встает Украина, такие как общие макроэкономические риски и риски изменения цен на товары сырьевой группы.
b. Корпоративное управление государственными предприятиями. Был принят Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о корпоративном управлении объектами государственной собственности», которым вносятся изменения в Закон Украины «Об управлении объектами государственной собственности», направленные на усиления структуры корпоративного управления госпредприятиями и прозрачности их деятельности.
Закон позволяет вводить наблюдательные советы на предприятиях, находящихся в полной государственной собственности, и делает обязательным проведение внешнего аудита этих предприятий.
Чтобы сделать возможным его надлежащую реализацию и с целью создания независимых наблюдательных советов крупнейших государственных унитарных предприятий, Кабинет Министров до конца сентября 2016 года примет решения, которыми будут урегулированы процессы создания указанных наблюдательных советов, отбора их членов и другие процедурные вопросы. После этого мы назначим независимые наблюдательные советы, по крайней мере, на пяти больших государственных предприятиях к концу октября 2016 года и на других 10 крупных госпредприятиях до конца декабря 2016 года.
Первые отчеты об аудиторских проверках этих предприятий на основе финансовой отчетности по состоянию на конец 2015 года будут завершены до конца октября 2016 года.
В частности, мы назначили независимый наблюдательный совет НАК «Нафтогаз Украины» в составе пяти членов, трое из которых независимые, а двое назначены по представлению Президента и Кабинета Министров, что согласуется с Планом мероприятий по корпоративному управлению.
Кабинет Министров принял постановление, которым вводятся критерии отбора аудиторов для государственных предприятий в зависимости от размера этих предприятий. Мы планируем завершить отчеты об аудиторских проверках 20 крупных предприятий государственной формы собственности и обнародовать эти отчеты в соответствии с распоряжением до конца октября 2016 года и, по меньшей мере, 30 других крупных госпредприятий до конца декабря 2016 года.
МЭРТ в рамках консультаций со специалистами МВФ до конца сентября 2016 года разработает план мероприятий со сроками их выполнения, каким образом будут обозначены:
(i) структура корпоративного управления единой национальной Холдинговой компании, задачей которой будет управление стратегическими коммерческими госпредприятиями, в том числе порядок назначения наблюдательных советов, руководителей и исполнительных советов, полномочия руководящих органов, а также порядок и требования к подчинению;
(ii) шаги, необходимые для создания Холдинговой компании, включая необходимую законодательную базу и график.
c. Группировка всех госпредприятий. Мы намерены провести группировку всех госпредприятий, чтобы осуществить их надлежащую классификацию: оставить под управлением государства (стратегические коммерческие госпредприятия и те госпредприятия, которые выполняют другие стратегические функции, в том числе регулирующую, социальную и оборонную), а также предприятия, находящиеся на временно неконтролируемых правительством территориях; осуществить продажу (приватизацию); или ликвидировать (ликвидация или банкротство).
В частности:
Министерство экономического развития и торговли завершит подготовку в рамках консультаций со специалистами МВФ предварительной классификации всех госпредприятий и согласует ее с Кабинетом Министров до конца сентября 2016 года. На этом этапе мы рассмотрим список «стратегических» предприятий и оценим соответствие отнесения их к «стратегическим», то есть таких, которые не подлежат продаже.
Параллельно мы рассматриваем и разрабатываем необходимую правовую базу, которая позволит ввести классификацию всех государственных предприятий, включая значительное сокращение перечня предприятий, не подлежащих приватизации, создание специального подразделения в Фонде государственного имущества Украины, задачей которого будет ликвидация неработающих госпредприятий и разработка оптимизированных процедур ликвидации определенных неработающих государственных предприятий.
После проведения вышеуказанной подготовительной работы мы:
(i) направим усилия на внесение поправок в соответствующее законодательство, которые позволят реализовать результаты классификации всех госпредприятий;
(ii) завершим классификацию всех госпредприятий в рамках консультаций с МВФ, другими отраслевыми министерствами и остальными государственными органами, осуществляющими руководство госпредприятиями, и эта классификация будет утверждена постановлением Кабинета Министров.
Кроме того, мы передадим ФГИУ госпредприятия, включенные в план приватизации на 2016 год, кроме тех, что остаются в перечне госпредприятий, не подлежащих приватизации.
Утверждение Кабинетом Министров классификаций (группировок) госпредприятий, их публикация на официальном сайте МЭРТ и передача их в ФГИУ будет завершена до конца октября 2016 года (новый структурный индикатор). В рамках этого процесса мы составляем план мероприятий по приватизации и ликвидации государственных предприятий, в том числе и поэтапный график передачи госпредприятий ФГИУ, чтобы сохранить в ФГИУ достаточный институциональный потенциал.
d. Реструктуризация и ликвидация:
На основе перечня тех государственных предприятий, которые несут наибольшие фискальные риски, совместными усилиями соответствующих профильных министерств, Министерства экономического развития и торговли и Министерства финансов мы разработали детальные планы мероприятий по реструктуризации для пяти из этих компаний (структурный индикатор на конец января 2016 года.). Соответствующие профильные министерства совместно с МЭРТ и Министерством финансов обеспечат надлежащее выполнение этих планов по реструктуризации.
Правительство планирует централизовать функцию ликвидации неработающих государственных предприятий и передать ее в одно государственное учреждение. С этой целью ФГИУ в рамках консультаций с другими заинтересованными сторонами и специалистами МВФ разрабатывает проект закона о ликвидации госпредприятий, который позволит ФГИУ проводить ликвидацию определенных госпредприятий, которые не имеют активов или тех, чьи активы меньше обязательств, по упрощенной процедуре. В этой связи мы проведем анализ законодательства о банкротстве, которое касается госпредприятий, и внесем изменения, где это будет необходимо.
Мы ожидаем принятия этого закона Верховной Радой до конца октября 2016 года. До конца октября 2016 года мы также пересмотрим подзаконные акты, которыми регулируются вопросы передачи неработающих предприятий одним государственным учреждением другому, для упрощения порядка передачи неработающих госпредприятий, у которых отсутствуют активы или чьи активы меньше обязательств, профильным министерствам и другими учреждениям, ответственным за управление такими предприятиями Фонда госимущества, исключительно с целью их ликвидации.
Кроме того, мы обеспечим в рамках консультаций со специалистами МВФ наличие надлежащей институциональной способности ФГИУ для выполнения этих задач, в том числе достаточных финансовых и человеческих ресурсов.
e. Приватизация. Мы настроены на ускорение приватизации госпредприятий с обеспечением открытого и прозрачного процесса, направленного на привлечение стратегических инвесторов, которые раскроют весь потенциал приватизированных предприятий. Тем временем:
Кабинет Министров принял постановление, которым определил перечень государственных предприятий, которые подлежат приоритетной приватизации с участием советников. На этом основании постановлением Кабинета Министров мы утвердили планы мероприятий для этих компаний, в которых для каждого государственного предприятия определены ключевые параметры и условия процесса, в том числе сроки вывода предприятия из государственной собственности, метод приватизации и промежуточные шаги, которые нужно предпринять.
Акции всех государственных компаний из перечня предприятий, подлежащих приоритетной приватизации, утвержденного Кабинетом Министров, уже переданы Фонду госимущества Украины. После этого мы начнем их приватизацию, предпринимая необходимые меры для обеспечения открытости и прозрачности процесса.
В этой связи Верховная Рада приняла изменения к Закону Украины «О приватизации» с целью отмены требования относительно обязательной продажи 5-10% акций через фондовую биржу. Кабинет Министров примет до конца сентября 2016 года необходимые нормативно-правовые акты, которыми будут введены критерии отбора советников для крупных госпредприятий (группы G).
До конца сентября 2016 года Кабинет Министров одобрит План приватизации.
Парламент также примет до конца сентября 2016 года законопроекты, которыми будет сокращен перечень компаний, приватизация которых запрещена, в том числе, с изъятием из перечня морских портов и государственных сельскохозяйственных предприятий, которые войдут в План приватизации на 2016 год.
После этого Кабинет Министров примет все необходимые решения для передачи всех акций компаний, включенных в План приватизации, ДФМУ. Передача акций будет завершена до конца октября 2016 года.
Кроме того, МЭРТ и ФГИУ готовят в сотрудничестве с Министерством финансов дополнительные изменения к Закону «О приватизации» для усиления прозрачности и защитных механизмов, а также дальнейшей оптимизации процесса приватизации, в том числе:
i. перечень мероприятий для предупреждения вывода активов из государственных предприятий, выбранных для приватизации, ограничив право руководства таких госпредприятий (i) принимать на себя долгосрочные контрактные обязательства (сроком более 6 месяцев), и (ii) осуществлять операции, сумма которых – отдельно или совокупно превышает определенный лимит. Эти меры обеспечат персональную ответственность руководителей госпредприятий за нарушение этих обязательств и право выхода из всех соответствующих соглашений после проведения приватизации. Единственным исключением ограничений, определенных пунктами (i) и (ii) выше, будут случаи, когда для осуществления соответствующих операций будет получено предварительное письменное согласие ФГИУ;
ii. рационализированные процедуры приватизации малых и средних госпредприятий;
iii. комплексные процедуры проведения приватизации крупных госпредприятий – в соответствии с лучшими мировыми практиками.
iv. Усиление сотрудничества между ДФМУ, правоохранительными органами и регуляторными органами в процессе проверки информации о заинтересованных покупателях. Мы завершим внесение этих изменений, после консультаций со специалистами МВФ подадим их в Верховную Раду до конца сентября 2016 года и ожидаем их принятия Верховной Радой до конца декабря 2016 года (новый структурный «индикатор»).
Мы достигли существенного прогресса в обеспечении надежной и прозрачной приватизации ПАО «Одесский припортовый завод» с участием привлеченных советников, которые, согласно лучших мировых практик, подготовили и подали в ФГИУ информационный пакет для ПАО «Одесский припортовый завод».
Также был завершен финансовый аудит на основе результатов деятельности по состоянию на конец декабря 2015 года и в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), так же как и соответствующие экологические аудиты.
Кроме того, Кабинетом Министров одобрены условия продажи предприятий, которые включают требование о наличии, по крайней мере, двух участников конкурса, минимум одного из них – иностранного. Мы ожидаем, что ФГИ проведет конкурсную продажу до конца октября 2016 года.
Аналогичным образом до конца 2016 года мы планируем провести конкурсную продажу АО «Харьковоблэнерго», ОАО «Запорожьеоблэнерго», ПАО» Николаевоблэнерго», ПАО «Хмельницкоблэнерго», ОАО «Тернопольоблэнерго» по той же процедуре, что и для ПАО «Одесский припортовый завод».
Нашей целью будет начать конкурс по приватизации ПАО «Центрэнерго» и до конца марта 2017 года завершить его продажу по той же процедуре, что и для ПАО «Одесский припортовой завод».
Мониторинг реализации программы
40. Реализация направлений политики, предусмотренных программой, и в дальнейшем будет осуществляться через мониторинг предварительных мероприятий, соблюдение количественных критериев эффективности, индикативных целей, постоянно действующих критериев эффективности, структурных индикаторов и поквартальных обзоров, как это предусмотрено в наших Меморандумах об экономической и финансовой политике от 27 февраля и 21 июля 2015 года и в этом Меморандуме.
Мы также просили бы установить новые индикативные цели для уровня инфляции. В Техническом Меморандуме о взаимопонимании (ТМВ) определены количественные критерии эффективности и индикативные цели программы.
Изложение предварительных мер и структурных индикаторов приведено ниже. Количественные целевые показатели по состоянию на контрольные даты на конец сентября, конец декабря 2016 года и конец марта 2017 года, а также постоянно действующий критерий эффективности и индикативные целевые показатели до конца июня 2017 года представлены в Таблице 2b Технического меморандума.
Предварительные меры и структурные индикаторы
1) Принятие Верховной Радой Бюджета на 2016 год в соответствии с обязательствами по программе и новой редакции Налогового кодекса (как указано в пункте 26, кроме мероприятий, вступающие в силу после 1 июля 2016 года).
выполнено
2) Назначение руководителя Антикоррупционной прокуратуры и двух его заместителей (пункт [35е]).
выполнено
3) Принятие и обнародование Кабинетом Министров решения об унификации и увеличении розничного тарифа на газ до уровня 100% покрытия расходов на основе паритета импорта с 1 мая 2016 года (как указано в пункте 33а).
выполнено
4) Принятие и обнародование необходимых решений об увеличении розничных тарифов на тепловую энергию до 100% уровня цен на газ на основе паритета импорта с 1 июля 2016 года (как указано в пункте 33а).
выполнено
5) Принятие постановления Кабинета Министров относительно сокращения перечней профессий Списка №1 и №2, представители которых имеют право на досрочный выход на пенсию, по крайней мере, на 40% относительно количества лиц, имеющих такое право на досрочный выход (29а).
выполнено
Предложены новые структурные индикаторы
1) Корректировка параметров социальных программ, имеющих отношение к оплате жилищно-коммунальных услуг, в том числе формулы расчета размера субсидий, с целью обеспечения удержания объема расходов на субсидии в пределах утвержденной в бюджете суммы (пункт 31).
Дата завершения – конец сентября 2016 года.
2) Представление в Верховную Раду Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения (пункт 38d).
Дата завершения – конец сентября 2016 года.
3) Пересмотр Положения о возложении специальных обязанностей на субъекты рынка природного газа для обеспечения общественных интересов (постановление Кабинета Министров Украины №758), с целью внедрения временного механизма ежеквартальной корректировки розничных тарифов на газ и тепловую энергию в случае, если тарифы будут отклоняться от уровня полного покрытия затрат (на основе паритета импорта в соответствии с Техническим меморандумом о взаимопонимании) на 10% или более (пункт 33а).
Дата завершения – конец октября 2016 года.
4) Обеспечение декларирования всеми чиновниками своих активов и доходов, как определено в статье 46 Закона №2014/49, за календарный 2015 год и открытие свободного доступа к ним для широкой общественности на отдельном веб-сайте сразу после их представления (36c).
Дата завершения – конец октября 2016 года.
5) Утверждение Кабинетом Министров полной классификации (группировки) всех госпредприятий и ее обнародование на веб-сайте с распределением на компании, которые: (i) остаются в управлении государством (включая государственные предприятия, расположенные на временно неконтролируемых правительством территориях); (ii) которые приватизируются; или (iii) ликвидируются; и передача ФГИУ тех госпредприятий, которые включены в план приватизации на 2016 год (39c).
Дата завершения – конец октября 2016 года.
6) Принятие Верховной Радой законодательства, которое обеспечивает возможность для НАБУ:
(i) применять широкий спектр методов расследования, в том числе операции под прикрытием, перехват сообщений, доступ к компьютерным системам и контролируемые поставки независимо от инфраструктуры других агентств;
(ii) регистрация досудебных расследований и работа следователей под эгидой НАБУ должны быть защищены от утечки информации во время проведения следствия путем ограничения доступа к информации только для специалистов НАБУ и Антикоррупционной прокуратуры до того, как следствие по делу будет завершено или закрыто (36а).
Дата окончания – конец ноября 2016 года.
7) Принятие Верховной Радой законопроекта с целью:
(i) постепенной корректировки обязательного возраста для выхода на пенсию и дальнейшего сокращения перечня лиц, имеющих право на досрочный выход на пенсию;
(ii) установления более жестких требований к минимальному возрасту выхода на пенсию;
(iii) объединения пенсионного законодательства, которое в настоящее время представлено примерно двадцатью законодательными актами, и обеспечения единого принципа предоставления пенсий без льгот для любых профессий (кроме военнослужащих);
(iv) расширения базы плательщиков единого социального взноса;
(v) обеспечения справедливого налогообложения пенсий;
(vi) усиления связи с уплатой единого социального взноса для обеспечения декларирования реального размера доходов. Кроме того, мы отделим доплаты различным категориям пенсионеров от трудовых пенсий и переведем их финансирование из Пенсионного фонда в Государственный бюджет, а также усилим их адресность, начиная с 2017 года (29a).
Дата завершения – конец декабря 2016 года.
8) Принятие Верховной Радой изменений в Закон Украины «О приватизации» для повышения прозрачности и внедрения защитных механизмов, а также дальнейшей оптимизации процесса приватизации (39e).
Дата завершения – конец декабря 2016 года.
9) Принятие законодательства, предусматривающего объединение таможенной и налоговой администрации в единое юридическое лицо (27а).
Дата завершения – конец декабря 2016 года.
Предыдущие структурные индикаторы.
НБУ и финансовый сектор
1) Доведение до сведения банков Национальным банком Украины о любых выявленных отклонениях в отчетах об объеме кредитного риска на связанных лиц на основе пунктов (i) и (ii), как указано в МЭФП за февраль 2015 года, пункт 13.
выполнено
2) Верховная Рада примет изменения в законодательство согласно рекомендациям специалистов МВФ для усиления процедуры признания предприятий банкротами (МЭФП за июль 2015 года, пункт 17 с изменениями, внесенными пунктом 20 настоящего МЭФП).
выполнено
Фискальная политика
3) Государственная фискальная служба переведет всех налогоплательщиков, которые отвечают критериям крупных налогоплательщиков, в Инспекции по обслуживанию крупных плательщиков налогов (МЭФП за февраль 2015 года, пункт 22).
выполнено
4) Государственная фискальная служба введет в действие все новые механизмы, предусмотренные планом реформирования администрирования доходов (МЭФП за февраль 2015 года, пункт 25).
выполнено
5) Принятие Верховной Радой законодательства по вопросам пенсионной реформы, согласованным со специалистами МВФ, которым вносятся изменения в параметры солидарной системы для обеспечения ее большей устойчивости, отменяются специальные пенсии и создаются условия для внедрения накопительной системы, которая будет дополнять солидарную систему (МЭФП за июль 2015 года, пункт 24).
не выполнено (пересмотрено и перенесено на конец декабря 2016 года).
Предприятия государственной формы собственности
6) Принятие постановления Кабинета Министров о планах мероприятий по приватизации пяти крупнейших госпредприятий из перечня приоритетных для приватизации предприятий (МЭФП за июль 2015 года, пункт 30).
выполнено
7) Согласование детальных планов мероприятий по реструктуризации пяти госпредприятий с крупнейшими фискальными рисками, разработанных в ходе консультаций со специалистами МВФ соответствующими профильными министерствами, Министерством экономического развития и торговли и Министерством финансов (МЭФП за июль 2015 года, пункт 30).
выполнено
Управление
8) Верховная Рада примет Закон, ужесточающий положения Гражданского и Хозяйственного процессуальных кодексов об исполнении судебного приказа об уплате задолженности по внутренним транзакциям и об аресте средств на банковских счетах (МЭФП за февраль 2015 года, пункт 35; изменения внесены пунктом 37а этого МЭФП).
не выполнено (перенесено на конец сентября 2016 года).
9) Создание Специализированной антикоррупционной прокуратуры, ответственной за надзор за расследованиями НАБУ, согласно Закону «О прокуратуре», и обеспечение своевременного доступа НАБУ к соответствующей информации других государственных учреждений (МЭФП за июль 2015 года, пункт 29).
не выполнено (предварительная мера)
10) Реализация мер для обеспечения функционирования Национального антикоррупционного бюро, в том числе выполнения им функции преследования (МЭФП за июль 2015 года, пункт 29).
выполнено
Энергетический сектор
11) Реформирование системы социальной помощи на оплату жилищно-коммунальных услуг путем:
(i) сокращения охвата программ льгот на оплату энергоносителей, оставив в них лишь домохозяйства, участие которых и в дальнейшем не зависит от уровня их доходов согласно Закону Украины №76-VIII/2014;
(ii) объединения связанных видов помощи и доведения их до уровней, предусмотренных по программе субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг;
(iii) пересмотра формулы расчета размера субсидий по расширенной программе предоставления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг для направления субсидий уязвимым домохозяйствам и обеспечения стимулов для энергоэффективности. Общий размер предусмотренных в бюджете средств на все программы социальной помощи на оплату энергоносителей (программы льгот и субсидий) на 2016 год будет определен на уровне 35 млрд. грн. (МЭФП за июль 2015 года, пункт 24).
не выполнено.
Источник: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.