Рост реального ВВП увеличился на 0,5% в четвертом квартале по сравнению с предыдущим кварталом, и этому способствовали восстановление доверия потребителей и инвесторов, подъем инвестиционной активности и деэскалация конфликта на востоке.
Подъем в конце года смягчил общее снижение реального ВВП до почти 10% в 2015 году. Экономическое восстановление продолжилось в 2016 году, рост реального ВВП во втором квартале ускорился до 1,3% в сравнении с соответствующим периодом прошлого года. Сельское хозяйство, розничная торговля и строительство продемонстрировали в этот период мощный рост. Несмотря на ухудшение внешних условий, в том числе снижение цен на сырьевые товары, что влияет на некоторые основные экспортные позиции, мы, тем не менее, ожидаем, что в 2016 году показатель роста будет положительным, однако пересмотрели наш прогноз в сторону незначительного снижения до 1,5%.
2. Продолжается стремительное замедление темпов инфляции. После роста цен, вызванного существенным снижением обменного курса гривны и повышением тарифов на энергоносители в начале прошлого года, потребительская инфляция в июне 2016 года стремительно уменьшилась до 7,9% в годовом исчислении благодаря стабилизации обменного курса, осмотрительной денежно-кредитной политике и слабому спросу. Ожидается, что инфляция вырастет за счет административной корректировки цен, определенного усиления спроса и остаточного эффекта базы сравнения.
3. В 2015 году сводный платежный баланс в основном соответствовал программе, но ожидается, что в 2016 году он ухудшится, отражая неблагоприятные внешние условия. В то время как экспорт продолжает отставать – из-за слабого спроса со стороны торговых партнеров и низких цен на товары – объемы импорта также сократились из-за более слабой экономики, обесценивания гривны и снижения импорта газа.
В результате, согласно оценкам, в 2015 году счет текущих операций платежного баланса Украины имеет незначительный дефицит в размере минус 0,3% ВВП, что примерно на 1½ процентных пункта ВВП меньше, чем предполагалось во время первого пересмотра программы. Состояние финансового счета частного сектора в основном соответствует прогнозным показателям, отражая реструктуризацию долговых обязательств частного сектора, которая продолжается.
Валовые золотовалютные резервы Украины выросли до более 13 млрд. долл. на конец декабря 2015 года, что более чем вдвое превышает их уровень по состоянию на начало программы, но меньше наших прогнозов, в основном из-за задержки с предоставлением примерно 5 млрд. долл. официального финансирования.
Торговые ограничения, введенные в отношении украинских товаров и услуг, в сочетании с низкими ценами на некоторые из наших ключевых сырьевых товаров, имели негативное влияние на экспорт в начале этого года, и, несмотря, на недавнее повышение цен на сырьевые товары, дефицит счета текущих операций, по прогнозам, увеличится до минус 1,5% ВВП в 2016 году. Восстановление притока частного капитала позволит нам ускорить наращивание резервов.
II. Направления политики по программе
4. На этом фоне мы адаптировали направления политики по программе в соответствии с потребностью поддержания экономической стабильности и восстановления роста.
A. Денежно-кредитная и валютно-курсовая политика
5. Мы и в дальнейшем настроены на обеспечение монетарной и финансовой стабильности за счет поддержки гибкого обменного курса, снижения инфляции и наращивания резервов. Гибкий обменный курс и дальнейшее поддержание необходимых экономических корректировок, тогда как более высокий уровень резервов дополнительно повышает доверие и укрепляет основу для нормализации финансовых условий.
С этой целью за период с конца февраля 2015 года Национальный банк Украины приобрел около 3.1 млрд. долл. (чистая покупка) и заключил соглашение о своп/кредитных линиях с центральными банками Швеции и Польши на сумму, эквивалентную 1,5 млрд. долл. В отличие от предыдущей практики, начиная с весны 2015 года, Нафтогаз удовлетворяет основную часть своей потребности в валюте непосредственно на рынке или за счет заимствований у украинских банков и кредиторов на двусторонней основе.
Кроме того, в сентябре 2015 года мы начали регулярно проводить валютные аукционы, при этом постепенно ослабляя административные ограничения в соответствии с согласованной дорожной картой. Несмотря на эти усилия, критерии эффективности для чистых международных резервов на конец сентября и конец декабря 2015 года не были выполнены, поскольку более низкие, чем ожидалось, цены на сырьевые товары, задержки с предоставлением официального финансирования и внутренние политические факторы ограничивали поступление иностранной валюты.
Значительные объемы приобретения валюты могли привести к завышению обменного курса вкупе с негативным влиянием на инфляцию и балансы банков и юридических лиц, поэтому мы ограничили объемы продаж валюты для сглаживания курсовых колебаний. Однако, воспользовавшись улучшением цен на товарных рынках во втором квартале 2016 года и благоприятной ситуацией с валютной ликвидностью банков, нам удалось выполнить (скорректированный) индикативный целевой показатель на конец июня 2016 года.
Для обеспечения дальнейшей долгосрочной стабильности мы будем продолжать:
а. Наращивать золотовалютные резервы в связи с имеющимися чистыми поступлениями валюты. НБУ продолжит проводить ежедневные валютные аукционы по покупке валюты для наращивания резервов, если это позволит состояние рынка, и не будет приводить к его дестабилизации.
б. Ослаблять административные меры валютного контроля, когда это будут позволять условия. Согласно предпосылок, определенных в дорожной карте для ослабления административных ограничений, мы постепенно и с осторожностью будем ослаблять ограничения, закрывая при этом вновь выявленные пробелы для ограничения оттока валюты, создавая упорядоченные условия на валютном рынке и поддерживая наши усилия по наращиванию резервов.
НБУ в рамках консультаций с МВФ продолжит разработку этой дорожной карты, чтобы (i) удержать равновесие между сохранением трудно завоеванной финансовой стабильности и смягчением негативного влияния административных мер на экономику, и, особенно, на нашу способность привлекать инвестиции; и (ii) информировать рынок о результатах выполнения плана действий, который предусматривает определенные условия, чтобы закрепить ожидания.
6. Денежно-кредитная политика развивается в направлении таргетирования инфляции, основной целью является снижение инфляции до однозначного показателя в среднесрочной перспективе.
Независимость центрального банка была закреплена в прошлом году поправками к Закону «О Национальном банке Украины». С того времени НБУ достиг значительного прогресса в реализации прозрачной денежно-кредитной политики перспективного характера на основе макроэкономических прогнозов и расширенного анализа политики, с проведением регулярных и заранее запланированных заседаний правления НБУ по вопросам денежно-кредитной политики.
НБУ также усовершенствовал систему коммуникаций и операционные основы для повышения прозрачности и усиления подотчетности денежно-кредитной политики. В частности, НБУ ужесточил и оптимизировал структуру процентных ставок, в которой в настоящее время делается акцент на роли учетной ставки (сейчас – процентная ставка по 14-дневным депозитным сертификатам) и устанавливается симметричный коридор вокруг нее, ограниченный постоянно действующими механизмами регулирования ликвидности «овернайт». Это должно укрепить механизм трансмиссии процентных ставок и повысить прозрачность монетарной политики.
НБУ будет и в дальнейшем прилагать усилия в направлении реализации инфляционного таргетирования согласно своей стратегии денежно-кредитной политики и дорожной карты перехода к инфляционному таргетированию, утвержденной Правлением НБУ. Для отображения такого развития режима денежно-кредитной политики и наших решительных намерений обеспечить ценовую стабильность, был добавлен индикативный целевой показатель потребительской инфляции. НБУ будет продолжать укреплять свою операционную структуру для активного управления ликвидностью и проводить консультации с экспертами МВФ по введению инфляционного таргетирования.
7. Денежно-кредитная политика НБУ будет оставаться достаточно жесткой, чтобы поддержать процесс снижения инфляции и достижения заявленных многолетних целевых показателей инфляции на уровне 12% (+/- 3.п.) до конца 2016 года и снижения до 5% (+/- 1.п.) до конца 2019 года. Целевые показатели ЧВА на конец сентября и конец декабря 2015 года, так же как и индикативные целевые показатели для первого полугодия 2016 года были уверенно выполнены, при этом база денежной массы сокращалась большими темпами, чем ожидалось, и НБУ поглощал избыток ликвидности, в основном, за счет 14-дневных депозитных сертификатов.
Для уменьшения широкого коридора между процентными ставками НБУ по депозитам и кредитам в августе-сентябре 2015 года, НБУ снизил учетную ставку на 800 базисных пунктов (до 22%), а ставку рефинансирования овернайт, которая используется редко, на 900 базисных пунктов (до 24%), в то время как ставка по 14-дневным депозитным сертификатам оставалась без изменений на уровне 20%. В апреле 2016, в условиях быстрого снижения темпов инфляции, была снова снижена учетная ставка на 300 базисных пунктов и ставка по 14-дневным депозитным сертификатам на 100 базисных пунктов (обе ставки установлены на уровне 19%), а также имело место сужение коридора для инструментов овернайт до +/- 200 базисных пунктов вокруг ставки по 14-дневным депозитным сертификатам.
В мае, июне и июле 2016 года произошло дальнейшее снижение учетной ставки, до 18%, 16,5% и 15,5% соответственно. Если снижение темпов инфляции и накопление золотовалютных резервов будет происходить в соответствии с планом, и кредитно-денежная и финансовая стабильность будет закреплена, мы продолжим постепенно снижать учетную ставку в перспективе, сохраняя при этом ставки положительными в реальном выражении по мере необходимости для закрепления инфляционных ожиданий. С другой стороны, если вырастет инфляция или риски финансовой стабильности, мы сделаем денежно-кредитную политику более жесткой по мере необходимости.
B. Оценка защитных механизмов
8. В соответствии с рекомендациями миссии МВФ для оценки защитных механизмов НБУ мы предпринимаем необходимые меры для улучшения управления НБУ, усиления его автономии и механизмов внутреннего контроля. Мы приняли изменения к Закону Украины «О Национальном банке Украины» для решения вопросов управления и автономии, и в дальнейшем настроены на их реализацию. Это включает быстрое восстановление Комитета по аудиту и разработку положения об аудите сразу после формирования Совета НБУ, который сейчас находится на стадии утверждения членов Совета.
Кроме того, Национальный банк принял новый Кодекс этики, разработанный в рамках консультаций со специалистами МВФ. С целью решения вопросов внутреннего контроля в июне 2015 года НБУ создал постоянно действующий Кредитный комитет высокого уровня для осуществления надзора за кредитованием НБУ финансовых учреждений.
Кроме того, сейчас внедряется новый процесс выдачи займов и управления кредитным риском, в рамках которого полномочия, ранее принадлежавшие Департаменту банковского надзора, передаются вновь созданным Департаментам сопровождения кредитов и управления рисками. Проводятся проверки квартальных данных, результаты которых своевременно передаются МВФ.
C. Направления политики в финансовом секторе
9. Мы продолжаем успешно реализовывать стратегию банковского сектора, направленную на оздоровление финансового сектора и восстановление доверия. Об окончательных результатах второй волны диагностических обследований и проверки Национальным банком займов, предоставленных связанным лицам (в том числе сумм, на которые превышены лимиты кредитования в соответствии с требованиями новой нормативной базы), осуществленных для 20 крупнейших банков, были проинформированы каждое отдельное учреждение.
По состоянию на конец июля 2016 года в подтверждение нашей неизменной настроенности на усиление и консолидацию финансовой системы были урегулированы 79 банков, на которые приходится примерно 30% общего объема активов банковской системы.
10. Наши усилия и в дальнейшем будут сосредоточены в шести направлениях:
Достижение дальнейших результатов в реализации нашей стратегии рекапитализации и реструктуризации банков;
Сокращение избыточных объемов кредитования связанных с банками лиц и усиление дальнейшего мониторинга финансовых учреждений;
Усиление банковского надзора и регулирования;
Укрепление системы управления и улучшение финансовых показателей ФГВФЛ и государственных банков;
Совершенствование подходов к работе с негативно классифицированными кредитами;
Реформирование рынка ценных бумаг.
Дальнейшие результаты в направлении рекапитализации банков и сокращение объемов кредитования связанных с банками лиц
11. НБУ завершил пересмотр планов рекапитализации, предоставленных 16 из 20 крупнейших банков, нуждающихся в докапитализации, а также там, где это необходимо, планов сокращения объемов кредитования, и осуществляет мониторинг выполнения 14 уже одобренных планов.
В частности, хотя вопросы неплатежеспособности и недостаточности капитала банков должны решаться преимущественно за счет вливания денежных средств и/или перевода долга в капитал банка, в качестве фактора уменьшения потребностей в капитале банкам разрешается рассматривать взыскание задолженности по проблемным кредитам по результатам диагностического обследования, принятия на баланс других коммерческих активов в качестве обеспечения погашения кредита, принятие новой цены залога для улучшения качества кредита и консолидацию денежных потоков с денежными потоками кредитоспособных аффилированных компаний, при условии соблюдения строгих требований.
Мы вывели с рынка еще два банка, которые не предоставили планов, которые заслуживают доверия, а остальные 14 недокапитализированных или неплатежеспособных банков обеспечили минимальный уровень достаточности капитала 0% в соответствии с нормативно-правовыми основами июня 2016 года.
Кроме того, мы также обеспечиваем следующее:
а. Выполнение банками планов по рекапитализации происходит согласно графику, принимаются соответствующие меры для выполнения 20 крупнейшими банками требования в отношении минимальной достаточности капитала на уровне 5% до конца сентября 2016 г.
В частности, мы обеспечим, чтобы любые потребности в дополнительном капитале, возникшие из-за введения изменений в старых подходах к исчислению резервов под кредитные операции, рассматривались как часть вливания капитала, необходимого для достижения минимального показателя достаточности капитала в 5% в соответствии с новым положением об оценке кредитного риска. Среди этих банков будут выведены с рынка те, которые не смогут выполнить минимальный показатель достаточности капитала на уровне 5% до конца сентября 2016 года.
б. Где это уместно, если план рекапитализации банка будет включать меры, направленные на уменьшение потребностей в капитале, мы обеспечим соответствие реализации этих мероприятий таким критериям:
(i) Целостность: все права на активы, включая с ассоциированным доходом, передаются, а процесс погашения займов по результатам диагностики является непрерывным;
(ii) Должным образом оформленная юридическая документация: передача права собственности на активы, права на залог под кредит, и/или объединение денежных потоков аффилированных компаний оформленных юридическими документами, имеющими законную силу и надлежащим образом зарегистрированные в соответствующих реестрах;
(iii) Тест на жизнеспособность:
принятие на баланс коммерческих активов и консолидация денежных потоков аффилированных компаний поддерживаются надежными и стабильными финансовыми планами;
(iv) Надлежащая оценка: стоимость активов, полученных в качестве погашения кредитов, или же как новое обеспечение кредита, отражает действительные рыночные цены;
(v) Своевременный отказ от непрофильных активов: в случае, если приняты меры, направленные на уменьшение потребностей в капитале, приводят к нарушению пруденциальных требований, они должны быть отменены до конца декабря 2018 года.
На основании технического задания, согласованного со специалистами МВФ для любого из двадцати крупнейших банков, который принимает меры по уменьшению потребностей в капитале, НБУ завершил проверку целостности и надлежащего оформления юридической документации для активов, которые были переданы на баланс банков, и там, где это необходимо, обеспечил надлежащую регистрацию прав собственности на них в государственных реестрах.
Не позднее конца сентября 2016 года НБУ завершит проверку мероприятий по уменьшению потребностей в капитале в части теста на жизнеспособность и надлежащей оценки стоимости переданных активов (оценки, проведенной международно признанными специалистами по оценке).
с. Банки, для которых по результатам стресс-теста операционная доходность в период до 2017 года находится на уровне безубыточности или имеет отрицательное значение, обязаны до конца сентября 2016 года представить планы реструктуризации, предусматривающие мероприятия, определенные в соответствии с передовыми мировыми практиками, которые должны быть приняты в течение следующих 12-18 месяцев и позволят изменить эти тренды, а также обеспечить жизнеспособность банков.
д. Объемы кредитов, предоставленных связанным с банками лицам, превышающие лимиты по новой системе, приводятся банками в соответствие с четко определенными квартальными целевыми показателями, включенными в планы сокращения объемов такого кредитования.
Кроме того, наша работа с кредитами связанным лицам также предусматривает следующее:
До конца декабря 2016 года мы завершим анализ связанных лиц 100 банков, которые остались. Анализ первых 10 крупнейших банков в этой группе был завершен в июле 2016 года.
Планы по снижению объемов кредитования связанных с банками лиц могут учитываться в планах рекапитализации в случае, если банки предоставят твердую гарантию наличия источника погашения кредитов, предоставленных связанным лицам (например, передав в залог ликвидные активы, которые могут быть быстро переведены в денежные средства в случае, если кредиты, предоставленные связанным с банком лицам, не будут погашены в срок, согласованный в планах).
В случае успешного выполнения планов сокращения кредитования связанных лиц в течение первого года (которым предусматривается уменьшение первоначального объема кредитов, предоставленных связанным лицам, не менее чем на 20%) банки смогут подать заявку в НБУ на увеличение до двух лет периода погашения по меньшей мере одной четверти кредитов связанных лиц в каждом из следующих четырех лет при условии, что на момент подачи заявки эти кредиты обслуживаются и в дальнейшем будут обслуживаться в полном объеме (в соответствии с нормативными документами НБУ).
е. В июле 2016 г. правление Национального банка утвердило результаты следующих 19 крупнейших банков. От этих банков требуется обеспечить соблюдение нулевого показателя капитала первого уровня до конца ноября 2016 года и 5% показателя достаточности капитала до конца февраля 2017 года. Каждый из банков с признаками нежизнеспособности или неспособности придерживаться указанных сроков будет немедленно выведен с рынка.
Кроме того, координационный комитет, созданный для просмотра согласованности диагностики банков, подаст на одобрение правления до конца ноября 2016 года результаты следующих 21 крупнейших банков. Мы обеспечим вливания этими банками капитала согласно утвержденным планам.
Национальный банк осуществит целевую оценку жизнеспособности и потребности в капитале остальных 57 банков, доля активов которых составляет 2% от общего объема активов банковской системы, чтобы гарантировать, что в банковской сфере останутся только надежные банки, которые функционируют должным образом.
Целевая оценка будет осуществляться на постоянной основе и будет завершена не позднее конца июня 2017 года.
Дальнейшее усиление мониторинга объемов кредитования связанных с банками лиц
12. Мы работаем над дальнейшим усилением мониторинга объемов кредитов, выданным связанным с банками лицам. Для этого:
а. Управление мониторинга связанных с банками лиц полностью укомплектовано персоналом и готово к осуществлению ежемесячного мониторинга объемов непогашенных кредитов всех связанных с банками сторон, внесенных в вышеупомянутый пункт, определению предварительного перечня новых заемщиков в банках, по которым банки должны составлять планы сокращения объемов кредитования. Эти данные ежемесячно будут представлены правлению НБУ.
Первый отчет был составлен в июне 2016 года. До конца октября 2016 года управление мониторинга связанных с банками лиц при технической помощи МВФ проанализирует и, в случае необходимости, пересмотрит внутренние задачи и режимы координации с другими соответствующими департаментами НБУ и составит план работы на следующие 12 месяцев.
б. На основании наших основных результатов последнего анализа связанных с банками лиц мы доработали в июле 2016 года соответствующую нормативно-правовую базу для устранения пробелов, которые остались и могут в конечном итоге использоваться банками для того, чтобы обходить лимиты кредитования.
с. НБУ начал работу над расширением функций существующего Реестра заемщиков, направленную на создание в НБУ до конца июня 2017 года Кредитного реестра для усиления мониторинга кредитного риска и кредитования связанных с банками лиц. С этой целью в августе 2016 года правление НБУ утвердило план действий с ключевыми шагами и контрольными датами.
До конца сентября 2016 года НБУ также подаст в Верховную Раду законопроект о внесении необходимых изменений с целью предоставления НБУ полномочий раскрывать информацию из кредитного реестра банкам. Кроме того, учитывая то, что сейчас на стадии ликвидации находятся более 70 банков, законом будут введены требования к этим учреждениям предоставлять Национальному банку их кредитные данные на регулярной основе и разрешение НБУ передавать такую информацию частным кредитным бюро.
13. Мы завершили нашу работу по составлению стратегического плана и плана на случай чрезвычайных ситуаций для работы с системными банками в соответствии с передовой международной практикой и принципами, согласованными со специалистами МВФ и Всемирного банка.
В случае необходимости и в тесных консультациях с МВФ мы:
а. Оценим все варианты урегулирования, и на этой основе Правление НБУ вовремя подаст подробный отчет в правительство Украины, в который будет включено предложение по урегулированию и его обоснование, потребности в капитале на следующие 3 года и технические детали минимальных предположений, согласно которым выбранный вариант урегулирования является наиболее действенным и жизнеспособным.
Выбранный вариант будет иметь целью избежание предельных убытков, которые могли бы быть нанесены государству, и, учитывая это: существующий перечень акционеров будет полностью аннулирован; будет обеспечено полное и своевременное обслуживание кредитов, включая кредиты с предоставлением адекватного залога там, где он недостаточный, и не допускать никаких ограничений нашей способности своевременно взыскивать кредиты, предоставленные связанным лицам, или любые другие кредиты; будет обеспечена конвертация обязательств связанных лиц в собственный капитал банка.
б. В случае национализации банка мы привлечем широко известную признанную международную компанию для управления урегулированным банком с целью превращения его в привлекательный коммерческий проект в будущем. Кроме того, не позднее чем через 90 дней после вхождения в банк Минфин разработает и опубликует «Меморандум о взаимопонимании» с урегулированным банком;
с. Будем придерживаться лучших мировых практик и применять все уместные юридические и коммерческие средства для обеспечения своевременного взимания государством от бывших владельцев банка всех кредитов, которые они непосредственно, или опосредованно через свои доли в других предприятиях, получили от банка. Для управления этими кредитами и их взыскания мы создадим в составе банка специальное подразделение, управляемое международно признанной компанией по управлению активами, которое будет назначено новым наблюдательным советом в течение первых 60 дней после начала урегулирования банка.
Кроме того, мы обеспечим через Департамент финансовой политики Минфина (ДФП), что управление не позднее чем через 45 дней после своего назначения завершит свою стратегию взыскания кредитов, включая план действий на следующие 12 месяцев с детализированными целевыми показателями взысканий.
д. Обеспечим получение банком-получателем ценных бумаг правительства для покрытия существующих разрывов между активами и пассивами, и как средство капитализации в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). НБУ также будет придерживаться таких же правил учета, как в случае приобретения таких облигаций в поддержку урегулирования банка или получения их от Минфина как средства уплаты стабилизационных кредитов.
14. Мы продолжаем ужесточать законодательство с целью содействия реализации программы. В декабре 2015 года Верховная Рада приняла изменения к Закону Украины «О мерах, направленных на содействие рекапитализации и реструктуризации банков».
Усиление банковского надзора и регулирования
15. Мы делаем решительные шаги для улучшения надзора за банками. В середине ноября 2015 года мы объявили ряд мер для усиления банковской системы:
а. Начиная с января 2016 года, мы осуществляем банковский надзор на основе оценки рисков, чтобы лучше понять ситуацию в банках и в случае необходимости быть способными применить быстрые корректирующие меры;
б. До конца марта 2016 года все банки должны были обеспечить прозрачную структуру собственности, а на конец июня 2016 года они должны иметь минимальный размер акционерного капитала в 120 млн. грн.;
с. В июне 2016 года, в рамках консультаций с экспертами МВФ, НБУ утвердил новое положение о кредитных рисках, которое в целом согласуется с Базельскими принципами и лучшими мировыми практиками, включая обязательства банков классифицировать своих заемщиков, прежде всего, с учетом перспективы их финансового состояния, а к залогу относиться как к фактору снижения ущерба, и обеспечения того, что материальный залог по ссуде соответствует минимальным требованиям по безопасности и невредимости.
Это положение будет введено в действие 1 сентября 2016 года, и до конца сентября 2016 года банки подадут НБУ свои ориентировочные балансовые отчеты, которые будут отражать влияние нового правила, однако полное внедрение предполагается с 1 января 2017 г.;
д. Начиная с декабря 2015 года, правление НБУ получает ежемесячные отчеты, подготовленные на основе пересмотренной системы заблаговременного предупреждения о потенциально проблемных банках. Этот улучшенный отчет поможет нам вовремя определять те банки, которые нуждаются в более детализированном надзорном мониторинге с целью минимизации возможности дальнейшего ухудшения их положения.
Усиление корпоративного управления банками и финансовых показателей деятельности ФГВФЛ
16. Мы понимаем, что обеспечение эффективного корпоративного управления является критическим для надлежащего функционирования банковского сектора. С помощью внешнего эксперта до конца сентября 2016 года Национальным банком будет завершена оценка своего действующего регуляторного и надзорного механизма с точки зрения рациональной практики управления рисками в соответствии с рекомендациями Базельского комитета по совершенствованию корпоративного управления в банках 2015 года.
Эта оценка направлена на выявление сфер для дальнейшего повышения квалификации и ответственности управления, собственной структуры и деятельности правления, управления рисками и корпоративного управления структурами группы.
На основе этой оценки:
а. До конца октября 2016 года НБУ подаст законопроект в парламент, чтобы устранить юридические лазейки, и изменит или примет новые постановления, положения которых будут отображать результаты этой оценки, с целью их полного исполнения не позднее конца марта 2017 года;
б. До конца июня 2017 года при внешней технической поддержке НБУ завершит свою оценку коллективного соответствия правления и квалификации высшего руководства 10 крупнейших банков и, где это уместно, поручит банкам принять меры для устранения недостатков в течение 90 дней. До конца августа 2017 года будет завершена аналогичная оценка следующих 10 крупных банков. Другие банки пройдут такую же оценку до конца марта 2018 года согласно графика, который должен быть согласован со специалистами МВФ.
17. Министерство финансов, как владелец контрольного пакета акций государственных банков, обязуется принять необходимые меры для обеспечения деятельности этих банков на коммерческой основе. В рамках консультаций с МВФ, ВБ, МФК и ЕБРР мы разработали Принципы стратегического реформирования государственного банковского сектора для управления государственными банками (ГБ) и создания основы для улучшения их финансового состояния, повышения прозрачности и обеспечения условий их приватизации.
Эти Принципы были утверждены Кабинетом Министров в начале февраля 2016 г., а основные направления политики включают:
а. Состав наблюдательных советов государственных банков будет состоять из семи членов, из которых пятеро будут независимыми и будут назначаться конкурсной комиссией, в то время как остальные члены будут назначаться Президентом и Кабинетом Министров. Мы избрали – с помощью международных доноров – международно признанную фирму по подбору персонала, чтобы полностью провести отбор независимых членов наблюдательных советов ГБ.
Учитывая новые требования НБУ к корпоративному управлению, о которых говорилось выше, не позднее конца декабря 2016 г. указанная фирма представит список кандидатов в независимые члены наблюдательных советов ГБ, прошедших предварительный отбор, на основании которого, до конца января 2017 года, комиссия в составе представителей Президента, Кабинета Министров и международных финансовых учреждений в качестве наблюдателей, сделает окончательный выбор для каждого наблюдательного совета.
Члены наблюдательного совета будут избирать председателя соответствующего наблюдательного совета из числа независимых членов.
б. На обеспечение и с целью поддержки указанных выше мер мы ожидаем к концу октября 2016 г. утверждения парламентом законопроекта, который будет способствовать внедрению нового подхода к корпоративному управлению для ГБ, который, среди прочего, определит размер и состав наблюдательных советов ГБ, будет направлен на передачу ответственности за результаты деятельности государственных банков от Кабинета Министров наблюдательным советам и правлениям, и вводить уголовную ответственность за неправомерное влияние на их решения.
Это позволит обеспечить функционирование этих банков на коммерческой основе. Руководствуясь этим, мы наняли юридическую фирму с безупречной репутацией, чтобы обновить законопроект о корпоративном управлении ГБ, который будет учитывать последние по времени изменения в законодательстве в сфере корпоративного управления госпредприятиями. Нашей целью будет представление этого законодательства в парламент до конца сентября 2016 г.
с. В первом полугодии 2016 г. три крупнейших ГБ завершили разработку своих стратегических бизнес-планов, учитывая определенный государством часовой график по постепенному сокращению их присутствия в финансовом секторе.
Эти планы и стратегии могут позже актуализироваться для отражения в них мнений и опыта новых членов наблюдательных советов ГБ.
Кроме того, до середины 2018 г. при условии эффективной реализации своих планов, мероприятий и пересмотренных стратегий мы будем стремиться продать авторитетным международным учреждениям не менее 20% нашего пакета в двух крупнейших ГБ, и на протяжении аналогичного периода мы будем иметь цель отказаться от действующего сейчас положения гарантирования полной суммы вкладов клиентов Ощадбанка. Мы намерены до конца 2017 года избавиться от доли собственности в других трех ГБ.
д. При технической поддержке МВФ мы завершили оценку департамента финансовой политики Министерства финансов с целью определения перечня необходимых мероприятий, которые должны быть осуществлены до конца сентября 2016 года, что сделает возможным эффективную поддержку департаментом финансовой политики функции Министерства финансов по управлению долей государства в государственных банках.
е. До конца октября 2016 г. в рамках консультаций со специалистами МВФ мы заключим меморандум о взаимопонимании между Министерством финансов и каждым ГБ, определяющий рамочные параметры отношений между ними с целью:
(i) прояснить порядок взаимодействия каждого банка и Министерства финансов;
(ii) обезопасить коммерческую независимость банков в достижении их целей и, при этом, ввести ответственность за их действия;
(iii) обеспечить надлежащий уровень прозрачности для Министерства финансов и вклад в определенные материальные аспекты деятельности банков пропорционально участию в акционерном капитале и исходя из их необходимости для выполнения его полномочий;
(iv) определить специфические вопросы для согласования и утверждения Министерством финансов.
18. ФГВФЛ работает над повышением качества и прозрачности управления своими активами, порядка взыскания долгов и планированием продаж активов. В ФГВФЛ было создано централизованное подразделение для консолидации управления и контроля над активами около 80 ликвидированных учреждений, которое сейчас полностью укомплектовано и работает на основании недавно принятого технического задания и организационных основ.
ФГВФЛ также обнародовал календарь продажи активов с квартальными целевыми показателями на 2016 год, и работает в следующих четырех направлениях:
а. Подотчетность: установлено требование о публикации отчета о результатах реализации и взыскания активов не позднее, чем через 30 дней после окончания каждого квартала.
Первый отчет должен быть представлен в июле 2016 года;
б. Эффективность. Готовятся новые стратегии для размещения банковских активов на рынке, которые предусматривают:
(i) обеспечение доступа потенциальным покупателям к электронным базам данных;
(ii) использование более быстрых механизмов, которые широко используются в других юрисдикциях для прозрачной продажи активов.
Для поддержки этих усилий Министерство юстиции приняло постановление для содействия работе ФГВФЛ в этих направлениях. Кроме того, до конца сентября 2016 года мы представим законопроект, который дополнительно усилит способность ФГВФЛ своевременно и эффективно работать с активами, увеличит сумму чистых денежных поступлений от возврата активов, и предоставит юридическую защиту работникам ФГВФЛ.
До конца ноября 2016 года мы разместим первую группу активов в соответствие с этими новыми условиями продажи активов;
с. Прозрачность. Выборочно, но обеспечивая при этом включение всех операций на сумму, превышающую порог, утвержденный Дирекцией ФГВФЛ, антикоррупционное подразделение ФГВФЛ каждый квартал будет представлять ретроспективную оценку процесса реализации активов в предыдущем квартале с целью проверки соблюдения политики добропорядочности ФГВФЛ.
После обсуждения Дирекцией ФГВФЛ мы опубликуем первые результаты таких оценок не позже конца сентября 2016 года;
д. Экономико-криминалистический анализ. Продолжается расследование основных факторов, которые привели к ликвидации двух средних по размеру украинских банков. Расследования проводят две специализированные фирмы. Мы намерены опубликовать краткий обзор отчетов не позднее конца сентября 2016 года.
Совершенствование существующей системы решения вопроса проблемно классифицированных активов
19. Мы достигли прогресса в усилении принципов для работы с проблемно классифицированными активами. Верховная Рада приняла в июне 2016 года Закон Украины «О финансовой реструктуризации», который был подготовлен при технической помощи ЕБРР и Всемирного банка и которым вводится согласованный порядок внесудебной реструктуризации для нефинансовых компаний в соответствии с лучшей международной практикой.
В начале этого года также были внесены изменения в Налоговый кодекс с целью устранения препятствий для внесудебной реструктуризации задолженности.
20. Однако нужно продолжить работу для усиления процедуры банкротства юридических лиц. Для этого мы создали комитет, который возглавляет Министерство юстиции и в состав которого входят Министерство финансов и другие соответствующие органы.
Сейчас комитет работает над подготовкой изменений в Закон «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом», для продолжения реформ, определенных в марте 2015 года миссией технической помощи МВФ. Мы включим эти изменения в законопроект №3132, который сейчас находится в процессе рассмотрения парламентом. Мы ожидаем, что законопроект с изменениями будет принят Верховной Радой до конца сентября 2016 года (новая дата завершения выполнения структурного «индикатора», в формулировку которого были внесены изменения с целью сосредоточиться на изменениях к Закону «О банкротстве»).
При этом мы продолжаем работу со специалистами МВФ над внесением изменений в законодательство с целью: (i) устранения налоговых препятствий для банкротства и (ii) усиления правового режима для возврата займов (например, внесении изменений в Закон Украины «Об ипотеке», гражданский кодекс и Гражданский процессуальный кодекс), которые согласуются с рекомендациями специалистов МВФ. Мы ожидаем принятие этого законопроекта до конца декабря 2016 года.
21. Мы поддержим принятие законопроекта, который будет содержать основные принципы реструктуризации ипотечных кредитов в иностранной валюте, обслуживающиеся заемщиками, которые находятся в сложной ситуации, но продолжающие свою деятельность, без вмешательства в двусторонние переговоры между заемщиками и банком.
Мы обеспечим в этом законопроекте:
(i) его направленность на защиту прав и интересов физических лиц, которые смогут доказать наличие у них финансовых трудностей;
(ii) определение целевой категории заемщиков, размер кредитов которых по состоянию на конец декабря 2013 года не превышал 2,5 млн. грн. (около 150000 долл.) и которые проживают в помещениях, которые является предметом ипотеки и единственным местом проживания;
(iii) введение добровольного процесса представления в банк заявления о реструктуризации заемщиками, которые соответствуют определенным критериям и могут доказать наличие у них сложной финансовой ситуации;
(iv) предоставление рекомендаций банкам осуществлять реструктуризацию кредитов, исходя из финансового состояния заемщика и его способности обслуживать кредит, а также после рассмотрения данных о расходах на проживание – выдвигать предложение заемщикам, которое может включать конверсию долга и уменьшение процентной ставки и основной суммы;
(v) требование к банкам создавать независимый и надежный механизм работы с жалобами клиентов;
(vi) уменьшение расходов для банковской системы, размер которых может превысить 370 млн. долл. (0,4% ВВП).
Мы ожидаем принятия законодательства, которое будет соответствовать этим принципам, до конца сентября 2016 года. Мы гарантируем, что не будет принят ни один законопроект, положения которого не соответствуют приведенным выше условиям. При этом мы также отменим мораторий на взыскание залога.
Источник: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.