Читайте также: Украина недоиспользует торговый потенциал с 75 странами мира и недополучает около 6 млрд. долл.
Коррупция является ключевой проблемой для ведения бизнеса в Украине
Проект по Стратегии развития высокотехнологичных отраслей до 2025 года является одной из ключевых стратегий правительства, ориентированных на инновационную, технологичную и конкурентоспособную модель экономического развития. Стратегия развития высокотехнологичных отраслей определяет в приоритете девять перспективных секторов, а именно:
сельское хозяйство;
военно-промышленный комплекс;
создание новых веществ, материалов и нанотехнологий;
ИКТ;
энергетика;
технологическое строительство;
развитие гуманитарных наук, биоинженерия, клеточная медицина, фармацевтика;
развитие транзитной инфраструктуры;
туризм и отдых, а также другие отрасли экономики.
Стратегия определяет пять программ:
(1) Создание Управления по вопросам высоких технологий как инструмента поддержки инновационных проектов;
(2) Развитие ориентированной на экспорт инновационной экосистемы;
(3) «Цифровая повестка дня для Украины»;
(4) Привлечение инновационных транснациональных компаний; и
(5) Программа «Высокотехнологичная нация», которая продвигает высокие технологии и науку среди украинских граждан и, в частности, среди молодежи.
Экспортоориентированная программа включает ряд мероприятий по содействию ее пропаганде и реализации.
Стратегия не определяет конкретных мер, направленных на объединение украинских высокотехнологичных отраслей экономики и национальной системы поддержки инноваций с рынками;
Дорожная карта должна обеспечить регулирование и координирование усилий по имплементации и дополнить стратегию развития высокотехнологичных отраслей, четко определив меры, ориентированные на рынок и связанные с экспортом, в частности, направленные на поддержку предприятий-экспортеров, работающих в высокотехнологичных отраслях экономики.
Проект по стратегии развития туризма и курортов (СРТК) на период до 2026 года был разработан Минэкономразвития по выполнению Стратегии устойчивого развития «Украина-2020». Проект СРТК направлен на создание благоприятных условий для обеспечения развития туризма и курортов и преобразования этого сектора в высоко интегрированный сектор мирового рынка. В Стратегии выделено пять основных направлений:
безопасность туристов;
нормативно-правовая база в сфере туризма и курортов;
развитие туристической инфраструктуры;
развитие человеческих ресурсов и маркетинговая политика продвижения туризма в Украине.
Определены следующие цели:
увеличение потока иностранных туристов;
повышение конкурентоспособности национальных и региональных туристических продуктов;
увеличение рабочих мест для наемных работников и в форме частного предпринимательства;
создание современной туристско-информационной инфраструктуры и распространение информации о туристических ресурсах Украины в глобальном информационном пространстве.
Конкретные меры поощрения включают:
I) Продвижение и маркетинг официального туристического бренда Украины;
II) Создание туристического информационного веб-портала Visit Ukraine («Посетите Украину»);
III) Продвижение Украины как туристического направления на национальных и международных выставках, ярмарках и конференциях.
Необходимо уделить внимание синергии с другими разрабатываемыми сейчас мерами содействия развитию торговли с целью обеспечения их согласованности и избегания фрагментации и дублирования, а также обеспечения эффективной координации усилий по имплементации.
Учитывая кросс секторальный характер такой стратегии, Дорожная карта и предусмотренная Национальная экспортная стратегия (НЭС) должны сосредоточиться на разработке и продвижении конкретных туристических сегментов (например, бизнес-туризм, конференции и другие мероприятия).
Транспортная стратегия Украины на период до 2030 года сейчас разрабатывается. Документ готовится в соответствии со Стратегией устойчивого развития «Украина-2020», реформами государственного управления и мероприятиями, предусмотренными в рамках Соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной для развития транспортного сектора.
Стратегия предлагает позиционировать Украину как международный транспортный узел между Европой и Азией, который предлагает безопасные, надежные, эффективные, действенные, мультимодельные и пригодные транспортные системы.
Стратегия направлена на урегулирование следующих вопросов:
I) Реструктуризация отрасли;
II) Приближение к стандартам и политике ЕС;
III) Расширение трансъевропейских сетей (TENT) и регионального сотрудничества в области транспорта (например, Европа-Кавказ-Азия (ТРАСЕКА),
IV) Либерализация рынка;
V) Устранение препятствий для транспортных и пассажирских потоков;
VI) Совершенствование транспортных сетей и модернизация инфраструктуры.
Новая транспортная стратегия касается основных проблем, связанных с политикой, инфраструктурой и регулированием рынка. Однако она не учитывает аспекты внешней торговли и упрощения процедур торговли, такие как пограничная инфраструктура, приграничное сотрудничество, а также управление транзитными потоками или трансграничным транспортным потенциалом.
Дорожная карта и предусмотренная НЭС должны обеспечить, чтобы эти ключевые аспекты были охвачены любым из документов, избегая при этом дублирования усилий и обеспечивая надлежащую последовательность мероприятий.
Стратегия развития малого и среднего предпринимательства (2017-2020 гг.) имеет шесть стратегических направлений (регуляторное, институциональное развитие бизнес-среды; обеспечение доступа к финансированию; налоговое администрирование, культура предпринимательства, человеческий капитал и квалификация; конкурентоспособность и инновации), одним из которых является содействие экспорту/интернационализации, с акцентом на потребности сектора МСП.
Стратегия развития МСП указывает на то, что только 5,9% МСП Украины сегодня экспортируют свою продукцию. И что существует большой потенциал для увеличения этого показателя с тем, чтобы в полной мере воспользоваться Соглашением об ассоциации, а также другими глобальными возможностями. В контексте экспорта основное внимание в документе уделяется таким вопросам, как привлечение МСП в глобальные цепочки создания стоимости, повышение готовности МСП к экспорту, расширение доступа к внешним рынкам через Европейскую сеть предприятий (EEN), повышение доступности экспортных кредитов, страхование и гарантии украинским МСП и др.
В рамках Стратегии развития МСП будет разработан План действий, предусматривающий достижение четырех стратегических целей, и в котором будут изложены конкретные меры и их целесообразность, обязанности исполнителей, сроки выполнения, ключевые показатели эффективности достижения целей и потребности в финансовом обеспечении.
Дорожная карта/НЭС должны обеспечить синергию и избежать дублирования, а также, в случае необходимости, определить меры имплементации, в частности, в приоритетных секторах и межсекторных функциональных стратегиях.
Основные выводы
Наличие стратегических и программных политических документов Украины свидетельствует о том, что существует достаточно логичный и последовательный пакет мер, предусмотренных планами на высшем уровне, среди которых ведущими являются взаимодополняющие Стратегия устойчивого развития «Украина-2020», Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС и Соглашение о Коалиции депутатских фракций.
Как следует из проанализированных документов, имплементация Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, в частности, Раздела IV «Торговля и вопросы, связанные с торговлей», является согласованной политической целью президента, Верховной Рады и правительства.
Что касается экспортной политики, то связанные с экспортом инициативы и мероприятия, а также инициативы и мероприятия в смежных отраслях отмечаются практически во всех проанализированных документах.
Хотя каждая из таких сфер как высокие технологии, аграрное и региональное развитие, право интеллектуальной собственности и другие имеет собственную стратегию, существуют и другие сектора (например, промышленность), для которых стратегические документы пока не разработаны.
В существующих стратегических документах мало внимания уделено планированию финансовых и других ресурсов во всех направлениях. Это негативно отражается на результатах имплементации.
В этом контексте роль Дорожной карты/НЭС является много аспектной. Во-первых, Дорожная карта и предусмотренная НЭС должны обеспечить согласованность стратегических документов, особенно в тех основных сферах, которые являются приоритетными для экспорта: содействие развитию торговли и информированию и доступ к финансам. Это означает, что деятельность по имплементации должна быть четко определена, очерчена и упорядоченная во всех стратегических документах для обеспечения согласованности и логического разделения нагрузки между участниками реализации соответствующих мероприятий.
Кроме того, при определении приоритетности секторов Дорожная карта/НЭС должны учитывать приоритетность секторов, определенную во всех других стратегиях, чтобы избежать дублирования мероприятий по имплементации. Это касается, в частности, сельского хозяйства, стратегические документы для которого являются очень подробными и исчерпывающими.
Аналогично, следует избегать потенциального пересечения мероприятий в таких сферах как приближение стандартов и гармонизация нормативно-правовых документов. Основным критерием при определении мер по имплементации должна быть ориентация на рынок или экспорт, с одной стороны, и согласование функций поддержки кросс секторальной торговли (например, продвижение, гармонизация нормативно-правовых документов), с другой стороны.
Обзор торговой политики (соглашения ВТО, преференциальный доступ)
В мае 2008 года Украина стала членом Всемирной организации торговли (ВТО), что обеспечило возможность ее участия в многосторонней торговой системе и улучшение сотрудничества с отдельными государствами и группами государств. Благодаря либерализации торговли товарами и услугами, а также эффективной торговой политике Украина имеет перспективы увеличить объемы своего экспорта, диверсифицировать ассортимент предназначенной для экспорта продукции и установить режим свободной торговли с государствами, которые являются членами ВТО.
Как член ВТО Украина имеет равные права на участие в формировании и согласовании правил доступа к рынкам и использовании предусмотренного ВТО механизма урегулирования споров для устранения недоразумений между государствами-членами ВТО.
Уровень активности Украины в ВТО повысился в последние годы. В 2015-2016 годах Украина присоединилась и ратифицировала Соглашение ВТО об упрощении процедур торговли, Соглашение о государственных закупках, а также присоединилась к Протоколу о внесении изменений в соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности.
В 2016 году Украина приняла участие в 14-ти заседаниях различных комитетов ВТО. Кроме того, Украина успешно прошла свой первый Обзор торговой политики в рамках механизма ВТО (апрель 2016 года), а также принимала активное участие в обзорах других стран, в частности, Объединенных Арабских Эмиратов, Турции, Грузии, Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки.
Украина также начала активнее использовать систему урегулирования торговых споров в рамках ВТО. В частности, с конца 2015 года Украина направила два запроса на проведение консультаций (относительно импорта железнодорожного подвижного состава и об ограничении транзитного движения), в обоих случаях в отношении мер, предпринятых Российской Федерацией.
10 декабря 2016 г., после попытки урегулирования вопроса на стадии консультаций, что является первым этапом формального урегулирования споров в рамках ВТО, Украина направила в ВТО запрос на создание группы экспертов относительно импорта железнодорожного подвижного состава, стрелочных переводов и прочего железнодорожного оборудования (DS 499). По состоянию на начало 2017 года утверждено решение о создании группы экспертов и формируется ее состав.
Несмотря на определенные успехи, до сих пор ощущается дефицит финансовых и кадровых ресурсов во всех направлениях. Отношения Украины с ВТО являются нетипичными, и целый ряд мер вызывает вопросы со стороны членов ВТО, в частности в отношении мер, принятых предыдущими правительствами (например, введение в 2009 году дополнительного 13% импортного сбора в отношении некоторых товаров; введение в 2011 году квот на экспорт зерна; применение специальных (с целью защиты отечественного производителя) защитных мер относительно импорта в Украину некоторых легковых автомобилей; пересмотр ставок ввозной пошлины, закрепленных в Расписании Украины, согласно Статье XXVIII:5 ГАТТ).
Украина регулярно отчитывается Секретариату ВТО о запланированных инициативах по регулированию. Базовая средняя связанная ставка ввозной пошлины Украины составляет 6,1% (10,8% для сельскохозяйственной продукции, 4,9% для другой продукции). В 2015 году Украина применяла ставки ввозной пошлины режима наибольшего благоприятствования в отношении импорта товаров на уровне 9,6% (для сельскохозяйственных товаров) и 3,6% (для промышленных товаров).
Импортная пошлина со всех изделий, кроме пива, вина и некоторых табачных изделий взимается по адвалорным ставкам. Средняя ставка ввозной пошлины режима наибольшего благоприятствования в отношении импорта промышленных товаров превышает 10% только для одежды, обуви, разнообразных аксессуаров и изделий из кишок животных. Для сельскохозяйственной продукции адвалорные ставки ввозной пошлины режима наибольшего благоприятствования не превышают 20%, за исключением сахара (50%) и подсолнечного масла (30%). Для импорта сахара-сырца из тростника установлена тарифная квота в размере 267 800 тонн в год.
В части доступа к рынку за последние двадцать лет Украиной был подписан ряд соглашений о свободной торговле, в частности:
− Соглашение об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли между ЕС и Украиной, которое вступило в силу 1 января 2016 года и является составляющей Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, подписанного в июне 2014 года. Оно обеспечит открытие европейских рынков для украинских товаров и услуг в результате процесса гармонизации нормативно-правовых документов Украины с законодательством ЕС, что является залогом перехода украинского производства и высоких стандартов качества.
− Соглашение о свободной торговле между Украиной и государствами Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) было подписано в 2010 году и вступило в силу в июне 2012 года. Оно предусматривает либерализацию торговли товарами и услугами, инвестиционные возможности и государственные закупки, содействие экономической конкуренции и защиту прав интеллектуальной собственности.
− Соглашение о свободной торговле между Украиной и Республикой Македония было подписано и ратифицировано в 2001 году. Соглашение призвано обеспечить справедливые условия конкуренции в торговле и дальнейшее содействие инвестициям, а также постепенное устранение ограничений в торговле товарами.
− Соглашение о свободной торговле между Украиной и Черногорией, подписанное в 2011 году и ратифицированное через год, направлено, как и предыдущее Соглашение о свободной торговле, на расширение сотрудничества между странами и устранение трудностей и ограничений в торговле товарами и услугами.
− Договор о зоне свободной торговли государств-членов Содружества Независимых Государств (СНГ) вступил в силу в сентябре 2012 года. Договор подписали Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Российская Федерация, Таджикистан и Украина. Этот Договор направлен на постепенный отказ от экспортных пошлин между странами, подписавшими Договор и предусматривает завершение периода имплементации в 2020 году. 16 декабря 2015 года президент России подписал Указ №628 «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора о зоне свободной торговли в отношении Украины». 25 декабря 2015 года Совет Федерации утвердил этот Указ.
− Двусторонние соглашения о свободной торговле с постсоветскими странами, в том числе с Туркменистаном (вступило в силу в 1995 году), Арменией (1996), Узбекистаном (1996), Азербайджаном (1996), Грузией (1996), Казахстаном (1998), Республикой Кыргызстан (1998), Молдовой (2005), Таджикистаном (2002) и Республикой Беларусь (2006). Решение Совета глав стран СНГ от 18 октября 2011 года об утверждении Договора о зоне свободной торговли государств-членов СНГ предусматривает перечень двусторонних соглашений о свободной торговле, которые подлежат прекращению после вступления в силу Договора о зоне свободной торговли государств-членов СНГ.
− Соглашение о свободной торговле между Канадой и Украиной было подписано в июле 2016 года и, должно быть ратифицировано.
Сейчас ведутся переговоры о подписании Украиной соглашений о свободной торговле с Сербией, Израилем и Турцией.
Важнейшим событием за последние годы стало подписание и временное применение Соглашения об ассоциации с ЕС в 2014 году и начало использования его в рамках зоны свободной торговли с 2016 года. Соглашение об ассоциации является соглашением между Украиной и ЕС, которое обеспечивает всеобъемлющие рамки для осуществления двусторонних отношений и укрепления тесного экономического и политического сотрудничества. Соглашение о зоне свободной торговли, которое сопровождает Соглашение об ассоциации, определяет механизмы либерализации торговли и осуществления экономических реформ. В частности, оно:
предоставит Украине возможности для модернизации ее торговых отношений и экономического развития. Инструментами для этого являются открытие рынков путем постепенной отмены таможенных тарифов, предоставление беспошлинного доступа в рамках тарифных квот, а также масштабная гармонизация украинских законов, норм и стандартов с теми, что действуют в ЕС в разных прямо или косвенно связанных с торговлей секторах. Это создаст условия для гармонизации стандартов Украины и ЕС в ключевых отраслях.
Соглашение об ассоциации считается «одним из самых прогрессивных из всех соглашений такого типа, которые когда-либо заключал ЕС». Оно относится к числу соглашений, которые называют «ориентированными на интеграцию», поскольку в нем содержатся положения acquis ЕС, которые должны отражаться так, будто третья страна уже является частью ЕС. Приближение законодательства Украины к acquis ЕС касается, в частности, таких сфер: конкуренция, государственные закупки, упрощение процедур торговли, права интеллектуальной собственности и энергетические вопросы, связанные с торговлей.
Хотя имплементация Соглашения о зоне свободной торговли была отложена на год из-за давления со стороны Российской Федерации, раздел IV Соглашения об ассоциации вступил в силу 1 января 2016 года. В ответ Российская Федерация в одностороннем порядке приостановила действие Соглашения о свободной торговле с Украиной в рамках СНГ. Россия применила ставки ввозной пошлины режима наибольшего благоприятствования в отношении товаров украинского происхождения, запретив импорт украинской сельскохозяйственной продукции, продуктов питания и сырья и заблокировав международный транзит грузов с территории Украины в другие страны торговые партнеры по СНГ.
Несмотря на то, что сегодня Украина меньше зависит от традиционных рынков, чем несколько лет назад, эти ограничительные меры в торговле все же существенно вредят украинской экономике. По прогнозам наблюдателей, в ближайшей перспективе они, скорее всего, нивелируют любые выгоды от зоны свободной торговли с ЕС. Однако эти мероприятия могут способствовать ускорению переориентации Украины на торговлю с ЕС и другими странами.
Основные выводы
Последние несколько лет Украина концентрирует свои усилия на создании благоприятных условий для торговли на рынках ЕС. Вопрос об освоении крупных потенциальных рынков с высокими показателями роста (Азия, Африка) или ближайших рынков (страны СНГ) еще не стоит на повестке дня. Для диверсификации направлений экспорта необходимо проанализировать возможности, которые могут открыть такие рынки. В более долгосрочной перспективе следует предусмотреть возможность заключения других соглашений о свободной торговле с определенными торговыми партнерами.
Ведение переговоров по подписанию соглашений о свободной торговле требует значительных правительственных ресурсов, поэтому для обеспечения эффективных результатов будущие решения о начале переговоров с определенной страной должны базироваться на объективных критериях. Таких как:
I) Размер и динамика рынка;
II) Комплементарность экономик, обеспечение собственных интересов и реальной способности экспортеров выйти на конкретный рынок.
Украина должна более эффективно использовать возможности в рамках Соглашения об ассоциации, ЕАСТ и ВТО для проведения реформ в сфере торговли, улучшения условий деятельности предприятий, в частности МСП, и оказания информационных и образовательных услуг, а также иной поддержки предприятиям, в частности, МСП с целью оптимального использования имеющегося доступа к рынкам.
Деятельность международных доноров
Общий размер предоставленной Украине Официальной помощи в целях развития (ОПР) составил 1,458 млрд. долларов США в 2015 году и 1,409 млрд. долларов США в 2014 году; это существенно больше по сравнению с 2013 и 2012 годами (783 млн. и 768 млн. долларов США, соответственно).
На протяжении многих лет основными донорами остаются страны-члены ЕС и различные институты ЕС, главным образом, в рамках программ помощи. Среди других основных доноров – Германия, США, Канада и Соединенное Королевство.
Целесообразным является анализ осуществляемой в настоящее время деятельности по развитию торговли, поскольку он отражает основные направления деятельности различных участников этого процесса и их инициативы и одновременно позволяет определить возможные дублирования, пробелы и аспекты, которые остались вне поля зрения. Это особенно важно, поскольку выявленные недостатки будут дополнительно проанализированы и устранены путем принятия специальных мер в рамках стратегического плана действий (СПД).
Поддержка доноров и основные мероприятия
1) Канадско-украинский проект по поддержке торговли и инвестиций и о доступе к рынкам Канады (CUTIS)
Действующий 02/2016 – 12/2020
13,4 млн. канадских долл.
Департамент иностранных дел, торговли и развития Канады (GAC) / Конференционный совет Канады
Содействие экспорту украинской продукции в Канаду
Привлечение в Украину инвестиций из Канады
Информация о доступе к рынкам Канады
Обучение представителей МСП в приоритетных отраслях
Помощь украинскому бизнесу в использовании преимуществ соглашения о свободной торговле с Канадой
2) Партнерство для регионального экономического развития и демократического управления (16 городов в четырех регионах)
Действующий 03/2015 – 06/2021
19,7 млн. канадских долл.
GAC /Федерация канадских муниципалитетов
Услуги и учреждения по поддержке бизнеса
Развитие МСП
Демократическое управление
Улучшение бизнес-климата
Инфраструктура бизнеса
Развитие партнерства между государственным и частным сектором
Женское предпринимательство
3) Лидерство в экономическом содействии (LEG/LEV)
Действующий 12/2014 – 12/2019
Агентство США по международному развитию (USAID) / Фонд Восточная Европа (EEF)
Улучшение условий осуществления предпринимательской деятельности
Развитие МСП
Укрепление институционального потенциала
Содействие диалогу между государственным и частным сектором
Продвижение реформ
4) Проект USAID по торговой политике (UTPP)
Действующий 04/2015 – 04/2017
2,9 млн. долл. США
USAID / Международная группа развития (IDG)
Содействие активному участию в ВТО
Улучшение координации и сотрудничества между Министерствами и частным сектором
Содействие соблюдению обязательств в рамках ВТО и зоны свободной торговли с ЕС
Упрощение процедур торговли
Информация о доступе к рынкам
5) План мероприятий по реформированию таможенной системы
Действующий 05/2016 – 05/2018
USAID / компания IBI International
Модернизация таможенной службы
Упрощение процедур торговли
Соответствие таможенным положениям ЕС и пограничным стандартам
6) Проект реформирования инвестиционного климата
Действующий 09/2016-12/2018
3,3 млн. евро
Международная финансовая корпорация (МФК)
Регулирование предпринимательской деятельности
Агропромышленные рынки, в том числе безопасность пищевых продуктов
Упрощение процедур торговли и логистики, связанных с речными и морскими перевозками
7) Проект по укреплению бизнес объединений МСП
Действующий 03/2015-03/2018
1 млн. долл. США
Правительство Швейцарии (SECO) – Программа развития ООН (UNDP)
Улучшение условий осуществления предпринимательской деятельности для МСП
Укрепление потенциала бизнес объединений
Укрепление диалога между государственным и частным сектором
8) Донорский фонд стабилизации и устойчивого развития Украины
Взносы были осуществлены в 2014 году Данией, Финляндией, Францией, Германией, Японией, Нидерландами, Швецией, Швейцарией, Соединенным Королевством и Соединенными Штатами Америки. Италия и Польша присоединились к Донорскому фонду в 2015 году.
Действующий 11/2014 – 11/2017
13,5 млн. евро
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР)
Поддержка экономических реформ
Улучшение бизнес-климата
Расширение доступа к финансированию
Укрепление институционального потенциала
Борьба с коррупцией
9) Программа создания улучшений условий в бизнес-среде (проект FORBIZ в рамках EU4Business)
Действующий 2016-2020
95 млн. евро (полное финансирование ЕС, включая кредитно-гарантийный механизм, в размере 40 млн. евро)
Международная техническая помощь, ЕБРР, ЕИБ
Развитие малого и среднего бизнеса
Национальные и региональные стратегии экономического развития
Бизнес-консалтинг и развитие предпринимательских навыков для малых и средних предприятий
Доступ к финансированию (использование кредитно-гарантийного механизма)
10) Миссия Европейского Союза по приграничной помощи Молдове и Украине (EUBAM)
Действующий 2005-2017
14,8 млн. евро (12/2015 – 11/2017)
ЕС
Интегрированное управление границами
Упрощение процедур торговли
Право интеллектуальной собственности
Надлежащее управление
Оказание помощи в выполнении связанных с торговлей и предпринимательством обязательных требований по Соглашению об ассоциации
11) Программа поддержки имплементации Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС
Действующий 01/2016-01/2019
7,7 млн. евро
EC / GFA consulting
Наращивание институционального потенциала
Межведомственная координация
Сближение правовых норм и имплементация политики
Коммуникация и информирование
12) Совершенствование системы контроля безопасности пищевых продуктов в Украине
Действующий 03/2014 – 03/2017
3,6 млн. евро
EC / Agriconsulting
Гармонизация законодательства и институтов
Безопасность пищевых продуктов
Лаборатории
Контроль качества
ВТО/GATT
Защита прав потребителей
Наращивание потенциала
13) Украинский проект бизнес развития плодового овощеводства
Действующий 2014-2021
19.3 млн. канадских долл.
GAC и MEDA
Развитие рынка
Доступ к финансовому рынку
Выравнивание трудовых ресурсов
14) Содействие МСП Украины, сектору выращивания фруктов и овощей в выходе на глобальные и внутренние рынки и создании добавленной стоимости
Действующий 03/2016 – 12/2019
2,7 млн. долл. США
Правительство Швеции/МТЦ
Повышение конкурентоспособности МСП
Содействие развитию торговли
Содействие выходу на рынки и присоединению к цепям добавленной стоимости
Повышение квалификационной состоятельности институтов по поддержке торговли
ГЭФ/ЮНИДО
15) Внедрение стандарта систем энергоменеджмента в промышленности Украины.
Действующий 2014 – 2018
5.6 млн. долл. США
ГЭФ (Глобальный Экологический Фонд) и ЮНИДО (Конференция ООН по промышленному развитию)
Энергоэффективность
Энергоменеджмент в промышленности Украины
Проблемы энергоменеджмента в промышленности
Введение национального стандарта в системах энергоменеджмента путем использования международного стандарта ISO 50001
16) Помощь в имплементации СФМ – обязательств (санитарных и фитосанитарных мер) Украины перед ЕС в рамках Соглашения об ассоциации
Действующий 01/2016 – 10/2017
1 млн. евро
ЕС
Приближение законодательства Украины к законодательству ЕС
Усиление административной способности
Организация информационных кампаний относительно правил и требований доступа к рынку ЕС
Проведение регулярного диалога по фитосанитарным вопросам
17) Поддержка имплементации Соглашения об ассоциации и Национальной транспортной стратегии в Украине
Действующий 01/2016 – 01/2019
3,7 млн. евро
ЕС
Приближение законодательства в области транспорта к нормативно-правовой базе ЕС
Обновление Транспортной стратегии Украины в соответствии с требованиями ЕС
Создание информационных систем (Европейской системы безопасности на море и электронного реестра для автомобильного транспорта)
18) Содействие развитию торговли за счет диалога между представителями гражданского общества и органами государственной власти (Диалог по Содействию Торговле)
Действующий 01/2014-12/2018
0,44 млн. евро
ЕС
Выполнение Украиной обязательств в соответствии с Соглашением об ассоциации
Упрощение административных процедур для уменьшения затрат украинских участников международной торговли
Укрепление потенциала бизнес-ассоциаций для содействия развитию торговли
Разработка стандартизованного инструмента мониторинга и оценки степени реализации мероприятий по развитию торговли
Другие инициативы, которые финансируются европейскими институтами
Сейчас институты Европейского союза являются главным экономическим партнером Украины и весомо способствуют восстановлению экономики страны, в частности посредством программ технической помощи. В дополнение к инициативам, указанным выше, институции ЕС создали несколько программ и механизмов финансирования, направленных на поддержку развития частного сектора, особенно в интересах МСП:
— Программа поддержки для МСП в рамках Соглашения о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли в качестве составляющей инициативы под названием Флагманская инициатива по поддержке малого и среднего бизнеса (SME Flagship). Эта программа, введенная в действие Европейской комиссией совместно с ЕИБ и ЕБРР, будет дополнять программы ЕС, которые помогают малым предприятиям развиваться и готовиться к использованию новых рыночных возможностей, которые открывает зона свободной торговли с ЕС, и поможет органам власти Украины в имплементации Соглашения об ассоциации. Для реализации программы из бюджета ЕС будет выделено около 200 млн. евро в форме грантов.
— Инициатива EU4Business реализуется в рамках программы «Восточное партнерство» и действует в рамках Европейской политики соседства и изначально имела название Флагманская инициатива по поддержке малого и среднего бизнеса (SME Flagship). Инициатива EU4Business нацелена на развитие частного бизнеса в целом, и в частности МСП путем содействия доступа к финансированию или бизнес консалтингу. Среди прочего, инициатива также включает указанные выше проекты.
Бюджет осуществляемой сейчас части программы составляет 40 млн. евро, назначенных на консультационную поддержку путем открытия Европейским банком реконструкции и развития 15 центров поддержки предпринимательства, которые будут предоставлять услуги по бизнес консалтингу (бюджет: 28 млн. евро).
Еще 12 млн. евро направлены на кредитование малых и средних предприятий, в первую очередь, компаний, которые уже занимаются экспортом и готовы увеличить свою долю на внешних рынках, или компаниям, которые планируют начать экспортную деятельность.
Другие инициативы, которые финансируются правительством Соединенных Штатов Америки
Соединенные Штаты через программы USAID (Агентства США по международному развитию) являются вторым по объемам ОПР донором, который особенно активно способствует экономическому росту в Украине путем реализации инициатив, направленных на улучшение бизнес-климата на национальном и местном уровнях, а также на поощрение украинской и внешней торговли и инвестиций.
Western NIS Enterprise Fund (WNISEF)
В дополнение к программам, указанным выше, с 1994 года правительство США через USAID финансирует Western NIS Enterprise Fund (WNISEF) – региональный фонд прямых инвестиций в размере 150 млн. долларов США, направляемых на поддержку МСП и частных предпринимателей в Украине и Молдове.
В 2015 году после более двух десятилетий успешного инвестирования в 118 МСП WNISEF запустил программу технической помощи. Объем помощи составил $ 35 млн., на предприятиях трудоустроено около 25000 человек и привлечено $1,4 млрд. инвестиций с целью обеспечения роста экспорта, развития экономики, что влияет на формирование лидерских навыков в сфере инвестиций и экономики в Украине и Молдове.
В частности, WNISEF предоставляет техническую помощь правительству Украины относительно обеспечения организационными возможностями и инструментами для стимулирования экспорта и привлечения иностранных инвестиций.
Инициативы Группы Всемирного банка
Группа Всемирного банка также принимает участие в оказании поддержки Украине, в частности, через Международную финансовую корпорацию (МФК). Сочетая инвестиционные и консультационные услуги, МФК кооперируется с клиентами в стратегических секторах, которые являются важными для устойчивого развития Украины, акцентируя внимание на агропромышленной отрасли, инфраструктуре, энергоэффективном/чистом производстве и финансовых рынках.
В Украине реализуется несколько инициатив по оказанию консультационных услуг, в том числе Программа по информационной пропаганде по финансовым рынкам (FMPO), которая путем проведения тренингов и семинаров помогает нарастить местный потенциал для сокращения количества проблемных кредитных задолженностей, управления рисками, а также расширения возможностей банковского обслуживания малого и среднего предпринимательства.
Сеть поддержки торговли (СПТ)
Национальная сеть поддержки торговли должна сформировать торговую экосистему, которая будет динамично реагировать на потребности экспортеров предоставлением широкого спектра услуг и средств поддержки, таких как политика и регулирование, консультационные услуги, финансирование и страхование торговли, тестирование и сертификация продукции, международная логистика и экспедирование грузов. Интегрированная система СПТ существенно способствует повышению конкурентоспособности страны и, что важнее, является необходимым условием для реализации общей повестки дня по развитию Украины.
Хотя международная торговая позиция Украины кардинально изменилась в течение последних 2-3 лет, национальная система поддержки торговли не успевает за такой динамикой. И пока еще не обеспечивает такой уровень качества и спектр услуг, который обычно можно было бы ожидать при подобных условиях и который является необходимым для эффективной и действенной поддержки экспортеров в обеспечении ими потребностей традиционных рынков и выхода на новые рынки.
СПТ Украины страдает, главным образом, из-за отсутствия ориентации на клиента, значительных пробелов и пересечения услуг, регуляторных ограничений (например, в финансовой сфере), а также из-за недостаточного географического присутствия на местном и международном рынках. Кроме того, недостаточное институциональное присутствие на ключевых экспортных рынках и низкий уровень технических навыков институций по поддержке торговли еще больше усложняют реализацию ориентированной на результат государственной политики по продвижению экспорта.
Текстовая вставка 4: Офис по продвижению экспорта
Создание Офиса по продвижению экспорта было инициировано Министерством экономического развития и торговли Украины и реализовано благодаря совместным реформаторским усилиям правительства Украины и международных партнеров, предоставляющих техническую помощь Украине с целью активизации и развития возможностей Украины в реализации политики по продвижению экспорта.
На сегодня офис быстро развивается как действенный инструмент, имея целью поддержать современную экспортоориентированную экосистему, которая должна действовать при участии государственных институтов и бизнес сообщества и воплотиться в создание института по поддержке экспорта. В соответствии с приказом Минэкономразвития Украины №1861 от 3 ноября 2016 года офис приобрел правовой статус в качестве консультативно-совещательного органа при Министерстве.
Офис является неотъемлемой составляющей в разработке политики Украины в сфере содействия экспорту; его функции охватывают четыре вида деятельности: информирование экспортеров, услуги для экспортеров, образовательные программы для экспортеров и предложения по бизнес возможностям.
Видение офиса и основная цель его функционирования – это развитие в Украине эффективной системы продвижения экспорта, внедрение принципа «единого окна» для экспортеров и бизнеса, содействие выходу украинских экспортеров на новый уровень, развитие их конкурентоспособности на внутреннем и международных рынках, популяризация Украины, ее продукции и услуг за рубежом.
Из-за недостаточного уровня культуры потребления услуг, связанных с торговлей, сегмент их поставщиков, таких как бизнес-ассоциации, во всей системе поддержки торговли в Украине является относительно слабым, что, в свою очередь, ограничивает спектр самих услуг по поддержке торговли.
Опрос и анализ сети поддержки торговли Украины
В рамках реализации Дорожной карты был проведен опрос институтов по поддержке торговли с целью получения представления о состоянии дел и перспективах национальной сети поддержки торговли, потенциале, проблемах и возможностях национальных государственных и частных институтов по поддержке торговли. В опросе приняли участие 83 института, организации государственного и частного сектора и представители гражданского общества.
Доминирование в структуре СПТ институтов по поддержке торговой политики: в структуре украинской сети поддержки торговли четко доминируют институты по поддержке торговой политики, которые составляют наибольшую долю в СПТ – 53%.
Доля учреждений, оказывающих услуги, связанные с торговлей составляет 25% от общего количества украинских институтов поддержки торговли (ИПТ). Категории «бизнес-услуги» и «гражданское общество», доли которых составляют соответственно 10% и 12%, представлены меньше всего. Это может свидетельствовать о недостаточном развитии этих сегментов ИПТ в Украине, вследствие чего в структуре СПТ доминируют институты по поддержке торговой политики.
С другой стороны, доминирование институтов по поддержке торговой политики, вероятно, является «остатком прошлого», когда государство принимало участие в экономике. Однако это свидетельствует о необходимости дальнейшего развития и укрепления системы негосударственных поставщиков услуг, особенно институтов по оказанию бизнес-услуг и институтов гражданского общества, которые должны играть более активную и эффективную роль, способствуя конкурентоспособности украинского экспорта.
СПТ ограничены охватом на местном уровне: с учетом сферы охвата наибольшую долю составляют институты по поддержке торговой политики, которые действуют как на национальном, так и на местном уровне. Из трех других категорий о своей активности на местном уровне сообщили лишь три учреждения, которые оказывают торговые услуги; активность остальных институтов проявляется на общегосударственном уровне.
В целом же на основании полученных результатов можно предположить, что институты по поддержке торговой политики оказывают на местном уровне другие услуги, чем на национальном уровне; это соответствует тенденции к децентрализации государственного управления в Украине.
СПТ имеет ограниченный доступ к финансовым ресурсам как следствие нестабильного государственного и/или частного финансирования. В процессе опроса выяснилась сложность однозначного определения типов/источников финансирования из-за недостаточности информации. Как и ожидалось, институты по поддержке торговой политики финансируются в основном за счет государственных средств, за некоторыми исключениями.
Результаты по остальным категориям оказались неожиданными, поскольку источник финансирования (государственные средства или частное финансирование) не согласуется со статусом ИПТ (государственная/частная).
В категориях организаций, оказывающих услуги, связанные с торговлей и организациями гражданского общества, которые представлены как государственными, так и частными предприятиями, встречается комбинированное финансирование: государственные средства, частные средства и другие источники финансирования.
Однако респонденты из категории «торговые услуги» отмечают, что они финансируются преимущественно за счет частных средств, тогда как респонденты из категории «гражданское общество» сообщают о том, что они финансируются преимущественно за счет государственных средств. В категории «бизнес-услуги», которая представлена, главным образом, частными коммерческими предприятиями, 25% респондентов сообщают о том, что они финансируются за счет государственных средств.
Кроме того, вопрос о фактическом использовании и распределении ресурсов остается недостаточно выясненным, поскольку подавляющая часть опрошенных ИПТ не предоставила финансовой информации. Однако предварительные результаты показали, что 60-70% ресурсов ИПТ использовали для покрытия своих текущих расходов, и только 30-40% средств – непосредственно для оказания услуг; оба факта позволяют предположить, что существуют существенные возможности для повышения эффективности и увеличения объема предоставляемых услуг в зависимости от реального спроса.
Анализ услуг СПТ
Среди ИПТ в Украине доминируют институты по поддержке торговой политики, представленные, в первую очередь, государственными органами или государственными предприятиями, а также институтами, предоставляющими торговые услуги. При этом институты по предоставлению бизнес-услуг среди ИПТ Украины представлены меньше или проявляют меньшую активность.
Чрезвычайно низкий показатель присутствия поставщиков бизнес-услуг свидетельствует о недостаточности использования потенциала этой категории в торговле и экспорте, а также об ограниченном количестве представителей данной категории и относительно высокой стоимости услуг, которые они предлагают. Для исправления ситуации необходимо наращивать численность этой категории путем пропаганды культуры потребления услуг бизнес консалтинга и повышения конкуренции среди поставщиков бизнес-услуг.
Количество ИПТ в категории «торговые услуги» вдвое меньше количества институтов из категории «поддержка торговой политики». Однако опрос показал «гиперактивность» институтов, предоставляющих торговые услуги, в результате чего они набрали столько же или даже больше баллов, чем институты по поддержке торговой политики. Это означает, что, учитывая ассортимент и количество услуг, предоставляемых поставщиками торговых услуг, этот сегмент является самым динамичным из всех четырех категорий ИПТ.
С другой стороны, похоже, по всем видам услуг наблюдается высокая концентрация участников рынка в двух категориях: наращивание производственного потенциала экспортеров и содействие выходу на рынок. Это может быть признаком отсутствия специализации и потенциального дублирования услуг, а также необходимости более качественного разделения труда и дифференциации услуг. С другой стороны, наблюдается относительно низкая институциональная способность или недостаточный уровень обслуживания в категории «улучшение качества бизнес-среды».
Наблюдается пробел в предоставлении услуг, связанных с доступом к финансовым ресурсам (финансовые услуги, связанные с осуществлением капиталовложений, финансированием экспорта и экспортным страхованием), а также услуг по сертификации продукции, услуг по транспортировке и транспортной обработке грузов, услуг по брендингу и продвижению продукции.
Источник: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.