Национальный банк Украины обнародовал четвертый выпуск Отчета о финансовой стабильности. В нем анализируются риски и угрозы, реализация которых может нарушить стабильность финансовой системы Украины.
Больше всего внимания уделено банковским рискам. Представленная карта рисков демонстрирует ожидания на следующие 6 месяцев по основным рискам – кредитному риску, достаточности капитала, ликвидности, доходности, валютным и юридическим рискам.
Дополнительный фокус сделан на рисках потребительского кредитования и киберрисках.
Банки возобновили кредитование домохозяйств и бизнеса. В этом выпуске определены отрасли экономики, которые на сегодня больше всего готовы к кредитованию, учитывая их финансовое состояние и перспективы развития. Также Отчет содержит анализ перспектив развития розничного кредитования.
Кроме всестороннего анализа состояния и рисков ключевых секторов экономики, Отчет содержит планы и намерения НБУ на следующий год. Немало внимания уделено нововведениям в регулировании банковского сектора, что заработают в 2018 – 2020 годах.
Финансовая стабильность тесно связана с приоритетной задачей Национального банка – поддержанием ценовой стабильности. Содействие финансовой стабильности и стабильности банковской системы является одной из ключевых функций НБУ, согласно закону Украины “О Национальном банке Украины”.
Финансовая стабильность зависит от действий всех ветвей власти и участников рынка. Ее обеспечение требует согласованных и скоординированных усилий всех сторон. Отчет содержит рекомендации органам власти и банкам, соблюдение которых повысит устойчивость финансовой системы и поможет противодействовать существующим и будущим рискам.
Отчет о финансовой стабильности адресован, прежде всего, участникам финансового рынка, органам власти и всем, кто интересуется стабильностью украинской финансовой системы. Приведенные в нем анализ и выводы помогут экономическим агентам и СМИ лучше понять актуальные риски, потенциал их влияния на финансовую стабильность, а также принципы действия и намерения регулятора.
Отчет о финансовой стабильности одобрен Комитетом по финансовой стабильности Национального банка Украины 8 декабря 2017 года.
Ключевые выводы
2017 год был успешным для банковской системы: она стала более устойчивой и капитализированной. Банки вновь стали прибыльными, имеют стабильное фондирование, после трехлетней паузы начали кредитовать население и бизнес. Общий уровень системных рисков банковского сектора низкий.
В то же время медленные структурные изменения в экономике, низкая эффективность государственных банков и слабость правовой системы остаются значительными препятствиями для ее развития. Эти факторы снижают эффективность перераспределения финансовых ресурсов и мешают восстановлению кредитования.
В течение последнего полугодия в макроэкономической среде значительных изменений не случилось. Экономический рост был медленным, однако живо восстанавливался потребительский и инвестиционный спрос. Это обеспечит ускорение темпов роста ВВП до 3% в 2018 году. Волатильность обменного курса гривны была умеренной.
Однако инфляция сегодня превышает цель НБУ. Это затрудняет развитие долгосрочного кредитования, поскольку высокая инфляция делает невозможным эффективное ценообразование из-за долгосрочных активов и обязательств банков.
НБУ ожидает, что в течение следующего года инфляция замедлится, но констатирует появление новых инфляционных рисков. Для того чтобы устранить их, и достичь целевых ориентиров инфляции, в конце 2017 года НБУ дважды повышал учетную ставку в целом на 2 п.п. до 14.5%. Эти решения не должны повлиять на долгосрочную тенденцию к сокращению процентных ставок, особенно процентов по кредитам.
Ключевой макроэкономический риск для финансовой стабильности на ближайшие годы – прекращение сотрудничества с МВФ. Отсутствие финансовой поддержки от международных институтов значительно усложнит рефинансирование свыше 20 млрд. долл. суверенного и гарантированного государством долга со сроком погашения в 2018 – 2020 годах.
Украине стоит начать переговоры о запуске новой программы сотрудничества с МВФ еще до завершения нынешней в 2019 году. Новая программа даст возможность не только рефинансировать имеющиеся долги на более благоприятных условиях, но и ускорить темп реформ.
Продолжается восстановление платежеспособности реального сектора. Компании большинства отраслей увеличили операционную прибыльность и нормализовали благодаря этому долговую нагрузку. Предприятия получают достаточную прибыль, чтобы вовремя обслуживать кредиты. Появляется все больше привлекательных для нового кредитования компаний. Финансовое положение компаний реального сектора уже не препятствует возобновлению кредитования.
Вместе с тем критерии оценки платежеспособности заемщиков стали более жесткими: теперь банки требуют от заемщиков полностью раскрывать их структуру собственности, подавать качественную финансовую отчетность и ликвидный залог.
Восстановление банковского кредитования началось с розничного сегмента. Банки значительно увеличивают портфель кредитов физическим лицам, привлеченные стремительным ростом номинальных доходов населения после кризиса. По уровню проникновения кредитов физическим лицам Украина находится на одном из последних мест в Европе: отношение кредитов к ВВП составляет всего 3.6%. Это низкий показатель, даже если учесть более низкий уровень экономического развития страны.
Сейчас активно растут объемы необеспеченных кредитов, небольших по размеру, с эффективной ставкой местами свыше 40%. Одновременно обеспеченное долгосрочное ипотечное кредитование едва существует: ипотека составляет менее 5% новых займов.
По оценкам НБУ, на сегодня вклад кредитования населения в частное потребление незначительное. Банковские займы не создают существенных рисков ускорения инфляции или увеличения дефицита текущего счета платежного баланса. Но в ближайшие несколько лет темпы роста кредитов будут очень высокими, что может стать источником рисков для банков и иметь нежелательные макроэкономические эффекты.
Поэтому в последующие годы розничное кредитование будет в центре внимания НБУ. В случае необходимости НБУ сделает жестче стандарты оценки кредитных рисков банками по таким займам или применит инструменты макропруденциальной политики, чтобы ограничить темпы их роста.
Восстановление ипотечного кредитования до сих пор сдерживают высокие процентные ставки, однако в 2018 году новая ипотека станет доступнее. Ключевая помеха для развития ипотечного кредитования в среднесрочной перспективе – несовершенство процедур взыскания залога в случае невыполнения должником обязательств по кредиту. Без реформирования механизмов взыскания залога надеяться на доступную ипотеку не стоит.
Сегодня на повестке дня банковского сектора остаются два ключевых риска – доминирование государственных банков и значительная доля проблемных кредитов в портфелях финансовых учреждений. Стратегию развития государственного банковского сектора следует как можно быстрее доработать, поскольку промедление с ее воплощением приведет к возникновению дополнительных потерь бюджета на покрытие убытков государственных банков в будущем. Стратегия должна четко определить сроки снижения доли государства в банковском секторе.
В то же время банки должны активнее решать вопросы проблемных кредитов, используя механизмы реструктуризации и списания. НБУ работает над созданием законодательной базы для внедрения полноценного вторичного рынка проблемных кредитов в Украине.
Ключевой краткосрочный вызов для банков – введение МСФО 9. Переход на новый стандарт может иметь заметное, но одноразовое влияние на собственный капитал банков. Влияние на регулятивный капитал будет меньше, поскольку его определяют с учетом пруденциальных резервов (кредитного риска по Постановлению №351). Лишь проанализировав финансовую отчетность за I квартал 2018 года, НБУ определится, банки, требуют ли больше времени на выполнение минимальных требований к регулятивному капиталу.
В течение кризисных лет НБУ был ориентирован на нормализацию работы банковского сектора. Теперь главное внимание смещается на внедрение эффективных требований к капиталу и ликвидности, чтобы ограничить влияние на банки кризисных явлений в будущем. Начиная с 2018 года, НБУ начнет интенсивно гармонизировать требования к работе банков по Базельским рекомендациям и европейским директивам.
В частности, в течение следующего года будет внедрена LCR – новый норматив ликвидности, что усилит устойчивость банков к оттокам средств. Также НБУ ознакомит банки с проектом положения, определяющим новую структуру регулятивного капитала и критериями приемлемости его составляющих. Все новшества будут вводиться только с учетом детального количественного анализа их влияния на банковский сектор.
Важным элементом нового подхода к обеспечению устойчивости банков станет ежегодное стресс-тестирование банков. Независимые аудиторы будут проводить анализ качества активов всех финансовых учреждений, а НБУ будет собственными силами проводить стресс-тестирование. Ему будут подвержены банки, чьи активы в совокупности составят не менее 90% общих активов банковского сектора.
НБУ в дальнейшем будет повышать стандарты раскрытия банками финансовой и пруденциальной отчетности. С 2018 года начнется публикация отчетов о структуре регулятивного капитала банков. В дальнейшем требования к раскрытию отчетности будут становиться все жестче. НБУ имеет целью обеспечить полную прозрачность деятельности и финансового состояния банков.
Карта рисков банковского сектора
В течение второго полугодия 2017 года оценка большинства рисков банковского сектора не изменилась.
Кредитный риск умеренно снизился относительно июня. Прежде всего, этому способствовало улучшение финансового состояния заемщиков – корпоративных клиентов и физических лиц. Уровень дефолтов и кредитный риск по новым кредитам низкий. Поэтому можно ожидать, что с возобновлением кредитования доля неработающих кредитов продолжит сокращаться, хотя и низкими темпами.
Риск достаточности капитала не изменился. НБУ ожидает, что с начала 2018 года после введения нового стандарта МСФО 9 показатели собственного капитала банковского сектора единовременно снизятся. Однако это существенно не повлияет на достаточность регулятивного капитала подавляющего большинства финансовых учреждений. Отдельные государственные банки потребуют дополнительного капитала.
Риск ликвидности остается низким, учитывая то, что банки имеют на балансах достаточное количество высококачественных ликвидных активов. Финансовые учреждения постепенно переводят ликвидность на кредитование.
Юридический риск неизменно высокий. Права кредиторов слабо защищены на уровне, как законодательства, так и практики его применения. В парламенте регулярно регистрируют новые законопроекты, которые могут существенно ухудшить условия деятельности банков и привести к дополнительным бюджетным расходам.
Валютный риск умеренный, доля валютной составляющей кредитного портфеля постепенно снижается. Банки более взвешенно оценивают риски по валютным кредитам. Переход на МСФО 9 приведет к изменению оценки открытой валютной позиции. По оценкам НБУ, банки смогут ее сбалансировать в течение нескольких месяцев.
Риск доходности не изменился. После трех лет убытков банковская система вышла на прибыль, низкая операционная эффективность государственных банков остается источником рисков.
Пояснение
Кредитный риск отражает перспективы изменения уровня неработающих кредитов в портфелях банков и необходимости дополнительного формирования резервов под такие кредиты.
Риск достаточности капитала оценивает возможности банков обеспечивать достаточный уровень капитала.
Риск ликвидности показывает способность банков в полной мере и своевременно выполнять свои обязательства перед вкладчиками и кредиторами.
Валютный риск указывает на то, насколько тенденции валютного рынка могут влиять на финансовый результат банков.
Риск доходности касается способности банков генерировать чистую прибыль.
Юридический риск оценивает способность банков защищать свои интересы с помощью юридических инструментов.
Индекс финансового стресса
Индекс финансового стресса находится на том же уровне, что и полгода назад, и близок к минимальным значениям за весь период, для которого рассчитывается данный показатель. Волатильность индекса финансового стресса в течение II полугодия была умеренной и определялась преимущественно динамикой субиндекса банковского сектора из-за неравномерных темпов возврата депозитов населения и субиндекса корпоративных ценных бумаг из-за колебаний индекса WIG-Ukraine.
Текущие значения индекса свидетельствуют об отсутствии существенных факторов стресса для финансового сектора Украины. Также важно подчеркнуть, что индекс отражает текущее состояние финансового сектора и не свидетельствует о наличии или отсутствии рисков для финансового сектора, которые могут материализоваться в краткосрочном или долгосрочном периоде.
Внешние условия и риски
Внешние риски для Украины в целом снизились. Рост мировой экономики, цен на финансовых и сырьевых рынках способствовали уменьшению угроз. Прямые геополитические риски изменились несущественно. Временно постепенно растут среднесрочные риски для финансовой стабильности.
Рост мировой экономики ускоряется, прогнозы улучшаются
Рост реального ВВП Еврозоны увеличился с 2.0% г/г в I квартале 2017 года до 2.5% г/г в III квартале, в США – с 2.0% до 2.3% г/г. Экономики подавляющего большинства стран мира, в том числе торговых партнеров Украины, имеют высокие темпы роста. Экономические прогнозы для них улучшаются.
В октябре МВФ повысил ожидаемые темпы роста мировой экономики в 2017 и 2018 годах на 0.1 п.п. Фонд прогнозирует, что ВВП Еврозоны в этом году вырастет на 2.1% (самый высокий темп от начала долгового кризиса).
Прогноз роста экономик крупнейших соседей Украины: Польши, Турции, России также является завышенным. В 2017 году они вырастут на 3.8%, 5.1%, 1.8% соответственно. В целом это уменьшит внешнеэкономические риски для Украины.
Геополитические риски несколько выросли, но прямых угроз для Украины не представляют
За последние полгода отдельные геополитические риски отошли на второй план. Это касается популизма в Европе и неопределенности внешней и внутренней политики администрации президента США Трампа. В то же время некоторые угрозы сохранились. Например, прогресс в переговорах о формате Brexit пока незначительный, поэтому возрастает вероятность неупорядоченного выхода Соединенного Королевства из ЕС, что негативно повлияет на экономику и может встревожить финансовые рынки уже в 2018 году.
Процесс пересмотра соглашения НАФТА (Североамериканская зона свободной торговли) также имеет немалые сложности: аналитики считают, что отдельные предложения США свидетельствуют о нежелании страны достичь соглашения в принципе и провоцируют партнеров на выход из переговоров. Все это свидетельствует, что угроза нарастания протекционизма в мире сохраняется.
В то же время появились новые существенные риски: эскалация противостояния между США и Северной Кореей, расследование вмешательства РФ в выборах президента США и в референдуме о Brexit, референдумы о независимости Каталонии и Курдистана. Эти риски непосредственно не влияют на Украину, но в значительной степени затеняют украинскую проблематику в международном информационном поле.
Президентские выборы 2018 года в России могут стать фактором дополнительной неопределенности для Украины в ближайшее время.
Конфликт на Донбассе продолжается
Минский процесс не обеспечивает прогресса в урегулировании конфликта на Донбассе. Встречи в Нормандском формате предположительно возобновятся только после формирования правительства в Германии или после президентских выборов в России.
С назначением Курта Волкера специальным представителем Государственного департамента США по Украине активизировался диалог между США и РФ относительно конфликта на Донбассе, но видимых результатов в его урегулировании еще нет.
Решения в значимых для Украины судебных процессах могут быть приняты уже в начале 2018 года
В первом полугодии могут объявить окончательные решения в важных судебных делах. Стокгольмский арбитраж может поставить точку в споре между “Нафтогазом” и “Газпромом” по поводу цен российского газа и его транзита, а Высокий суд Лондона может решить спор между Украиной и РФ о так называемом долге Януковича. Эти вопросы будут в фокусе внимания, потому что суммы, фигурирующие в исковых заявлениях сторон, значительные.
Динамика мировых цен на сырье пока не вызывает существенного беспокойства
В 2017 году динамика цен на мировых рынках сырья оказалась более благоприятной, чем ожидалось в конце прошлого года. Повышение стоимости энергоносителей было умеренным из-за увеличения добычи в США и возобновления поставок нефти из Нигерии и Ливии. Вышеуказанные факторы больше повлияли на рынок, чем ограничение добычи нефти странами ОПЕК, несмотря, в том числе, на природные катаклизмы и геополитическую напряженность. Цены на сталь в Европе достигли самых высоких уровней с сентября 2014 года.
Стоимость железной руды в начале 2017 года достигла высокого уровня, однако под конец года постепенно снизилась. В 2018 году ожидается снижение цен на сталь и железную руду. В таком случае уменьшение валютных поступлений, вероятно, удастся компенсировать за счет повышения стоимости продовольствия, вызванного низким урожаем в мире в текущем маркетинговом году. Цены на энергоносители в 2018 году могут расти более высокими темпами, чем ранее ожидал НБУ.
Высокий спрос на активы в развивающихся странах, сохранялся в течение года
Развивающиеся рынки, фиксируют устойчивый приток капитала. В октябре Международный институт финансов (IIF) оценил, что за 2017 год его объем может достигнуть 1.1 трлн. долл., что на 53% выше, чем в прошлом году. Цены на активы растут: за 10 месяцев чистая доходность индекса акций MSCI EM составляла 32%, превысив доходность индекса для развитых рынков MSCI World почти вдвое.
На этой волне притока капитала происходит большое количество размещений ценных бумаг. Украина не является исключением: в сентябре Министерство финансов разместило пятнадцатилетние еврооблигации на 3 млрд. долл. Пока что рано говорить о “пузыре” на развивающихся рынках. Индекс MSCI EM на 15% ниже докризисного максимума (в долларовом эквиваленте). IIF прогнозирует, что в 2018 году приток капитала на развивающиеся рынки, вырастет до 1.2 трлн. долл.
Если прогноз осуществится, то увеличение притока продолжится. Оно продлится третий год подряд, что до сих пор случалось нечасто, а цены акций будут тестировать докризисные глобальные максимумы. В такой ситуации развивающиеся рынки, станут очень чувствительными к любой негативной информации.
Перспектива ужесточения монетарной политики может навредить развитым рынкам
В 2017 году ФРС трижды повышала ключевую ставку и планирует несколько повышений в 2018 году, а также объявила о планах постепенно сокращать баланс, доведя темп ликвидации ценных бумаг до 50 млрд. долл. в месяц на конец 2018 года. От начала 2018 года ЕЦБ вдвое сократит объем ежемесячного выкупа активов до 30 млрд. евро. Поэтому суммарный объем количественного смягчения в 2018 году значительно уменьшится.
Наибольший рост баланса обеспечит Банк Японии, который также постепенно уменьшает объем денежной эмиссии, однако не раскрывает своих планов. Предположительно пик количественного смягчения в мире пройден.
Активы на развитых рынках продолжают дорожать. Индекс MSCI World превышает докризисные показатели на 23%. Индекс S&P 500 по циклически скорректированному показателю Р/Е (отношение цены акции к прибыли по ней) превысил пики 1929 и 2007 годов, но пока ниже, чем перед кризисом “доткомов”.
Жилье в отдельных развитых странах и тех странах, заметно дороже, чем до кризиса 2007 – 2008 годов. Высокий уровень цен оправдывают крайне низкие процентные ставки.
Систематическое количественное смягчение может поддерживать цены и даже обусловить их заметный рост. Но, если Центробанки начнут повышать процентные ставки и сокращать балансы, нынешние цены постепенно будут терять основу, определенную фундаментальными факторами. Тогда развитые рынки начнут реагировать на малейший негатив, что повысит уровень риска для стран, которые развиваются.
В 2017 году финансовая стабильность восстанавливалась во всем мире
Этому способствовали восходящая динамика финансовых рынков, новые макропруденционные требования и восстановление прибыльности системных финансовых институтов. С другой стороны, заметно растут среднесрочные риски. Благодаря благоприятным условиям резко увеличилось кредитование: по оценкам МВФ размер долга нефинансового сектора стран G20 уже превысил докризисные значения.
Кроме того, в среднесрочном периоде стоимость активов не может неуклонно расти без всякой коррекции. Именно поэтому среднесрочные внешние финансовые риски для Украины на сегодня довольно высокие.
Внутренние условия и риски
Макроэкономические условия и риски
Макроэкономическая среда стабильная и благоприятная для восстановления финансового сектора. НБУ ожидает, что рост экономики ускорится благодаря потреблению и инвестициям. Ситуация на глобальных рынках сырьевых товаров и капитала в целом благоприятная, однако экономика крайне уязвима к внешним шокам. Сохранение позитивных тенденций и способность противостоять шокам в большой степени зависят от продолжения сотрудничества Украины с МВФ.
Без надлежащих объемов внешнего фондирования риски для макрофинансовой стабильности значительно возрастут, что может замедлить экономический рост среднесрочного периода. Украина должна приложить усилия, чтобы не только в дальнейшем получать финансирование по программе EFF, но и начать новую программу с Фондом в 2019 году.
В следующем году ожидается ускорение экономического роста
По оценкам НБУ, в 2017 году реальный ВВП вырастет на 2.2% – прирост, близкий к прошлогоднему. Однако темпы восстановления различных секторов не равномерные. Медленнее всего восстанавливается промышленность: объемы производства остаются практически на уровне 2016 года. Строительство и торговля растут быстрее всего.
Со стороны спроса росту экономики способствовали увеличение потребительских расходов вследствие повышения социальных стандартов и заработных плат и высокой инвестиционной активности. Именно эти два фактора обеспечат ускорение роста ВВП до 3.2% в 2018 году.
Ожидания населения и бизнеса улучшаются. По данным компании GfK Ukraine, в октябре индекс потребительских настроений составил 62.6 (+11 п.п. г/г и +п. 3.6.п. м/м). По данным опроса НБУ руководителей предприятий, баланс по ожиданиям увеличения объемов производства товаров и услуг в Украине в IV квартале составил +21.2% – самое высокое значение за последние семь лет.
Продолжается стремительное увеличение заработных плат: по итогам октября средний показатель вырос на 37.9% г/г в номинальном выражении и 19.9% в реальном. Вероятно, рост уровня зарплат будет продолжаться вследствие не столько пересмотра минимальных зарплат (+16% с начала 2018 года), сколько из-за необходимости конкурировать за работников.
Конкуренция за рабочую силу может усиливаться из-за роста спроса на нее внутри страны, а также повышения ее мобильности и доступности возможностей трудоустроиться за рубежом. Дальнейший рост доходов домохозяйств, станет основой для улучшения потребительских настроений, восстановлением прибыльности предприятий и, соответственно, потребительского и корпоративного кредитования.
Дефицит счета текущих операций умеренный
Показатели платежного баланса остаются в прогнозируемых НБУ пределах. За 10 месяцев дефицит счета текущих операций составил 3.3 млрд. долл., а за год составит около 4.0 млрд. долл., четвертый год подряд, не выходя за пределы 4% ВВП. Дефицит текущего счета компенсирован чистым притоком средств по финансовому счету. Главным его фактором от начала года было поступление наличной иностранной валюты вне банковской системы.
Вторая весомая составляющая – приток прямых иностранных инвестиций (2.1 млрд. долл. за 10 месяцев), который в этом году превысит прогнозы НБУ. В целом показатели платежного баланса будут оставаться в приемлемых пределах: умеренный дефицит текущего счета будет сохраняться, однако его полностью будет перекрывать приток средств по финансовому счету. Это базовый сценарий, который основывается на предположении, что Украина продолжит получать финансирование от МВФ.
Прекращение сотрудничества с МВФ будет создавать риски для финансовой стабильности
В марте 2015 года МВФ одобрил четырехлетнюю Программу расширенного финансирования Украины (EFF) на сумму 17.5 млрд. долл. (12.3 млрд. СПЗ). На сегодня страна получила четыре транша на общую сумму 8.7 млрд. долл. (6.2 млрд. СПЗ), последний из них – в апреле. С тех пор Украина не смогла выполнить все условия для завершения очередного пересмотра программы Фондом.
Пенсионная реформа, одно из важнейших требований МВФ, была проведена, однако прогресс по другим направлениям был недостаточным. По прогнозам НБУ, до завершения текущей программы сотрудничества с МВФ Украина получит 3.5 млрд. долл. двумя траншами. В этом случае, в общем, страна получит около 12.2 млрд. долл.
В течение 2018 – 2020 годов Украина должна выплатить по государственным и гарантированным государством валютным долгам (основная сумма и проценты/купоны) около 20 млрд. долл., а также более 5 млрд. долл. по долгам государственных компаний. Это с учетом того, что размещение правительством еврооблигаций в сентябре дало возможность перенести выплаты 1.68 млрд. долл. на более поздний срок. Из вышеуказанной суммы около трети пойдет на погашение кредитов МВФ, привлеченных по предварительным программам. Это существенные выплаты, учитывая текущий уровень международных резервов НБУ (18.9 млрд. долл. на конец ноября) и уровень поступлений по финансовому счету.
Промедление с продолжением сотрудничества с МВФ может иметь такие последствия:
приостановка сотрудничества с другими международными финансовыми организациями и правительствами стран: часто программы различных МФО взаимосвязаны и требуют от Украины выполнения похожих или одинаковых условий;
ухудшение инвесторами оценок финансовой позиции правительства и, как следствие, увеличение премии за риск по украинским госдолгам. Это может привести к существенному росту доходности при размещении новых выпусков суверенных облигаций или де-факто полного закрытия рынков капитала для Украины, если ухудшится ситуация на мировых рынках. Большинство инвесторов в сентябрьском выпуске украинских еврооблигаций на 3 млрд. долл. предполагало, что сотрудничество Украины с МВФ продолжится;
фактическое закрытие доступа к внешним рынкам капитала квазисуверенных эмитентов – государственных банков и предприятий;
спад заинтересованности иностранных инвесторов вкладывать в частный сектор, как следствие – сокращение притока частного долгового капитала и прямых иностранных инвестиций.
Отсутствие кредитования от МВФ может существенно изменить макроэкономический сценарий для Украины. Если средства от МВФ не будут поступать, то значительно вырастет вероятность сокращения международных резервов НБУ, девальвации гривны, ускорения инфляции, снижения среднесрочных темпов экономического роста. Это будет иметь прямое негативное влияние на финансовое состояние банковского сектора.
Поэтому при отсутствии сотрудничества с МВФ НБУ может быть вынужден предпринимать решительные меры: проводить жесткую монетарную политику для сохранения макрофинансовой стабильности, а также устанавливать новые административные ограничения на валютном рынке.
Более негативные сценарии возможны, если отсутствие программы МВФ будет сопровождаться ухудшением внешней конъюнктуры или ситуации на востоке Украины.
Чтобы снизить риски рефинансирования внешних долгов и связанные с этим угрозы для финансовой стабильности, Украине целесообразно начать переговоры о запуске новой программы с МВФ до завершения текущей программы в начале 2019 года. Это критически важно не только для обеспечения макрофинансовой стабильности и надлежащих объемов внешнего финансирования, но и для сохранения динамики реформ.
Дизайн текущей программы EFF создал предпосылки для проведения структурных реформ, которые оставались на повестке дня на протяжении десятилетий. Сочетание внутренних реформаторских усилий по экспертной и финансовой поддержке международных финансовых организаций дает оптимальный результат.
Фискальный сектор и связанные риски
В течение 2017 года риски фискального сектора оставались умеренными, благодаря восстановлению экономики, что способствовало высоким темпам роста поступлений в бюджет. Риском следующего года является начало предвыборного цикла, что может вызвать повторные просмотры бюджета для увеличения финансирования социальных статей.
Квазифискальный дефицит сохраняется из-за докапитализации госбанков. Неравномерность расходования средств местными бюджетами, что среди прочего приводит к традиционной декабрьской волатильности валютного рынка, существенной проблеме, в преодолении которой за последние два года не достигнуто значительного прогресса. Лишь внедрение долгосрочного бюджетного планирования может решить эту проблему.
Фискальный дефицит остается в приемлемых пределах
В 2017 году динамика доходов и расходов государственного бюджета не создавала значительных рисков для финансовой системы. Фискальная политика правительства была сдержана, поэтому по итогам года запланированный размер дефицита будет достигнут. В соответствии с последними изменениями в госбюджете, он составит около 2.7% ВВП и будет соответствовать целям программы МВФ. Этому способствуют рост доходности предприятий, доходов граждан и умеренные расходы в первой половине года.
В 2017 году весомый вклад в доходы обеспечили неналоговые поступления, в частности дивиденды государственных компаний (в основном НАК “Нафтогаз Украины”) и конфискованные средства окружения бывшего президента Януковича.
В октябре состоялся репрофайлинг ОВГЗ в портфеле НБУ – важное событие для управления ликвидностью государственных финансов. Облигации на 219.6 млрд. грн. были обменены на новые бумаги с более долгими сроками погашения. Часть новых ОВГЗ номинальной стоимостью 145.2 млрд. грн. имеет плавающую ставку, привязанную к инфляции. Это повысит мотивацию правительства способствовать ценовой стабильности.
В 2017 году сохранялся квазифискальный дефицит – элемент, который прямо не влияет на дефицит государственного бюджета, однако, как и бюджетный дефицит, приводит к росту государственного долга. Основная составляющая квазифискального дефицита – эмиссия ОВГЗ для докапитализации госбанков. За 11 месяцев 2017 года на это потрачено 48.9 млрд. грн. (1.7% ВВП). НБУ ожидает, что докапитализация госбанков продолжится.
Приватбанку дополнительно может потребоваться капитала на 16 млрд. грн. – из второго транша общей суммы 38.5 млрд. грн., определенной проведенным после его национализации, аудитом. Ощадбанк также нуждается в докапитализации из-за снижения качества кредитов, выданных крупным группам бизнеса, и обесценивания залога по таким кредитам.
Бюджет-2018: уменьшения фискальной нагрузки на экономику не произойдет
Согласно принятому закону о государственном бюджете на следующий год, совокупные доходы должны вырасти на 18.5% г/г, расходы (вместе с кредитованием) – на 17.3%, а дефицит составит 2.5% ВВП. Запланирован рост налоговых поступлений на 20.5%. Такая цель является амбициозной, поэтому существуют риски неполного выполнения плана. Также такие ориентиры свидетельствуют, что нынешний уровень фискальной нагрузки на субъекты экономической деятельности сохранится.
Повышение минимальной заработной платы (МЗП) на 16.3% с начала 2018 года приемлемое. Но в течение года ее могут пересматривать снова. Решение об этом следует принимать только с учетом детального анализа баланса преимуществ (дополнительные доходы бюджета и Пенсионного фонда, детенизация трудовых отношений) и недостатков (рост фискальной нагрузки на бизнес, в частности МСБ, ускорение инфляции).
В течение 2017 года начаты пенсионная, образовательная и медицинская реформы. Трансформирована программа жилищных субсидий. Это обусловило необходимость коренным образом изменить подходы к формированию расходной части бюджета. Несмотря на то, что несколько фундаментальных реформ проводится одновременно, совокупное влияние на бюджет сложно оценить, поэтому в течение 2018 года может возникнуть потребность в существенном пересмотре планов бюджетных расходов.
Одна из задач пенсионной реформы – постепенное уменьшение дефицита Пенсионного фонда. Однако в краткосрочном периоде он может увеличиться. Это произойдет в том случае, если в 2018 году темп роста поступлений от ЕСВ будет, ниже, чем в текущем году. Повышение минимальной пенсии по возрасту и осовременивание пенсий в октябре привели к увеличению ежемесячных расходов на пенсионные выплаты на сумму около 7 млрд. грн. Прироста фонда зарплат и связанного роста ЕСВ может не хватить, чтобы поступления в ПФУ росли ожидаемыми темпами, а дефицит фонда сокращался.
Концентрация фискальных расходов в конце года создает макроэкономические риски
Уровень бюджетных расходов в декабре существенно превышает среднегодовые показатели. Это приводит к значительным колебаниям остатков на ЕКС, что снижает эффективность денежно-кредитной политики, создавая дополнительное инфляционное и девальвационное давление. Неритмичные расходы бюджетных средств и резкие перепады остатков на ЕКС – в значительной мере результат политики местных бюджетов. Это связано с низким темпом реализации инвестиционных проектов, вследствие чего сроки финансирования капитальных вложений сдвигаются на конец года.
Переход к равномерному распределению затрат требует качественного среднесрочного бюджетного планирования и изменения подходов по управлению ликвидностью государственного и местных бюджетов. Без принципиальных изменений по этим направлениям декабрьская волатильность на валютном рынке будет регулярно повторяться.
Реальный сектор и связанные риски
Доходность реального сектора растет третий год подряд. Средняя рентабельность предприятий по EBITDA в 2017 году превышает 10%. На сегодня операционных прибылей почти на все корпорации хватает, чтобы полностью платить проценты по кредитам. В 2018 году доходы будут расти. Риски реального сектора умеренные, кризисные явления могут быть присущими отдельным отраслям или компаниям, но не сектору в целом.
Предприятия транспорта, животноводства, фармацевтики, машиностроения, добычи уже сейчас привлекательны для восстановления среднесрочного кредитования. В секторе торговли банки могут заинтересоваться трейдерами фармацевтической и сельскохозяйственной продукции. В целом финансовое состояние компаний уже не является препятствием для кредитования. На сегодня его восстановление сдерживают другие факторы, прежде всего правовая незащищенность кредиторов и уровень ставок по кредитам.
Доходность реального сектора продолжает расти
Восстановление прибыльности реального сектора продолжается со II квартала 2015 года. В первом полугодии совокупный операционный доход украинских компаний3 увеличился на 52% г/г, до 178 млрд. грн., чистая прибыль – в 5.7 раз г/г до 137 млрд. грн. Рентабельность по EBITDA составила 11%, что на 2 п.п. больше, чем в 2016 году. На конец первого полугодия доля операционных прибыльных компаний составила 67%, увеличившись на 3 п.п. относительно середины прошлого года.
Предприятия почти всех отраслей способны обслуживать кредиты
Рост доходов повышает платежеспособность предприятий – заемщиков банков. Коэффициент покрытия процентных расходов операционной прибылью (Interest Coverage ratio) в реальном секторе повысился с 2.3 в середине прошлого года до 4.3 на конец II квартала 2017 года. У прибыльных предприятий он составляет 6.8. Поэтому уплата процентов по ранее полученным кредитам уже не является проблемой для предприятий большинства отраслей, поскольку им на это должно хватать денежных потоков от операционной деятельности. Это позитивный сигнал для банков, которые могут активнее работать с проблемными заемщиками, которые перестали обслуживать кредиты во время кризиса.
Исключения – металлургия и строительство. В первом полугодии металлургическая отрасль получила операционный убыток из-за убыточности компаний с производственными мощностями на НКТ. На застройщиков давит рост себестоимости, а во многих случаях – накопленные до кризиса долги, которые увеличивают финансовые затраты этих компаний.
Самые низкие риски в энергетике, пищевой и легкой промышленности
В 2016 году рентабельность по EBITDA выросла во всех крупнейших отраслях, кроме сельского хозяйства (-9 п.п. г/г до 31%). Однако агропроизводство остается самым прибыльным сектором экономики, а сельскохозяйственные компании практически не имеют проблем с обслуживанием долгов и привлечением нового финансирования.
Прибыли в энергетическом секторе растут благодаря повышению тарифов для ТЭС: в первом полугодии 2017 года операционная прибыль достигла 15 млрд. грн. (в 4.3 выше г/г). Риски отрасли в 2018 году незначительные. Для распределительных компаний возможно введение новой методики расчета тарифов – RAB-стимулирование. Это лишь увеличит доходность сектора: в нынешней концепции дополнительные расходы ложатся на потребителей.
Риски для пищевой и легкой промышленности минимальны. Экспорт продукции пищепрома вырос за 9 месяцев 2017 года на 26.3% г/г – до 5.4 млрд. долл. (преимущественно благодаря масляной отрасли). Прогноз мировых цен на подсолнечное масло положительный благодаря ожидаемому уменьшению производства в следующем году. Экспорт легкой промышленности увеличился на 10.8%. Рост внутреннего спроса в дальнейшем будет увеличивать прибыль пищепрома и легпрома.
Прибыли предприятий добывающей промышленности также растут. Причина – снижение вдвое рентных ставок на добычу газа с начала года. Рентабельность по EBITDA лидера отрасли – госкомпании “Укргаздобыча” за 9 месяцев составила 62% (+20.п. г/г) с увеличением добычи на 3.9%. За январь – сентябрь добыча газа частными компаниями выросла на 1.5%, есть потенциал ее дальнейшего роста уже в ближайшее время. В течение 2016 – 2017 годов компании активно инвестировали в геологоразведочные работы, бурение новых скважин, обновления разведывательной и бурильной техники, поэтому объем добычи газа должен расти.
Риски металлургии реализовались в начале года. Блокада НКТ – единственный фактор, который сдерживал рост доходности отрасли. После ее внедрения компании постепенно переходили на новые источники поставки сырья, поэтому уменьшили операционный убыток уже в первом полугодии. Негативное влияние блокады на горно-металлургический комплекс (ГМК) со временем будет уменьшаться. Авдеевский коксохимический завод возобновил работу. Окончательный переход на новых поставщиков будет способствовать восстановлению производства в отрасли.
Ситуация на внешних рынках благоприятная для металлургов: ожидается, что динамика цены на сталь будет опережать динамику цен на основное сырье – железную руду и коксующийся уголь.
Ситуация в машиностроении улучшается преимущественно благодаря повышению спроса на сельхозтехнику и оборудование для ГМК. Дополнительный толчок отрасли может оказать “УЖД”, которая предварительно планирует потратить на капитальные инвестиции 36 млрд. грн. в 2018 году. Главный риск машиностроения – отсутствие развития производства современной и конкурентоспособной техники. Поэтому импорт оборудования в 2016 году увеличился на 34.8% г/г, в январе – сентябре текущего года – на 31.3% г/г.
Высокие риски в химической промышленности и жилищном строительстве
Рост производства в строительстве повысил спрос на строительные материалы. В первом полугодии 2017 года рентабельность по EBITDA в обеих отраслях выросла более чем в полтора раза. Отношение долга к EBITDA снизилось, однако остается чрезмерным, поэтому риски сохраняются.
Наибольшие перспективы имеет строительство нежилых зданий и инженерных сооружений, прежде всего, обновление производственных мощностей предприятий. За январь – сентябрь инвестиции в основные фонды выросли на 27% г/г, а наибольшие инвестиции – в сельское хозяйство и промышленность, эта тенденция продолжится. Вместе с тем потенциал жилищного строительства незначительный, а риски немалые.
Химическая промышленность остается в зоне риска, кроме фармацевтики, в которой растет доходность. Крупные производители удобрений работают нестабильно, их деятельность связана с крайне высокими рисками. Цены на газ для промышленности высокие и волатильные, оборудование устаревшее, а финансовое состояние слабое, что не позволяет привлекать достаточное количество оборотных средств на покупку газа.
Сельские хозяйства удовлетворяют спрос на удобрения импортом, преимущественно из Беларуси. В прошлом году ввоз химической продукции вырос на 10.8% г/г, за 9 месяцев этого года – на 13.6% г/г.
Стабилизировалась ситуация с неработающими корпоративными кредитами
За последние полгода значительного прироста NPL в реальном секторе не зафиксировано. Наименьшие доли проблемных кредитов в легкой промышленности, энергетике, транспорте и сельском хозяйстве, крупнейшие, обусловленные в основном кредитами докризисных времен – в строительстве, добывающей и химической промышленности. Высокую долю неработающих кредитов в металлургии определяет задолженность одного из крупных производителей труб и отдельных компаний, что расположены на НКТ.
В то же время большинство металлургических предприятий не имеет проблем с обслуживанием банковских кредитов.
Животноводство, транспорт, добыча, складское хозяйство и отдельные сегменты машиностроения готовы к привлечению среднесрочных кредитов
Самые привлекательные для кредитования в среднесрочном периоде – компании с более высокой, чем средняя доходность и умеренной долговой нагрузкой. Финансовые и долговые показатели показывают, что потенциал к увеличению привлечения кредитов имеют несколько отраслей, у которых рентабельность по EBITDA составляет 10 – 30%, а отношение долга к EBITDA в относительно безопасном диапазоне до 5.
Перспективным для кредитования является животноводство. В течение последнего года экспорт украинского мяса увеличивался, внешние цены были благоприятными. Это будет продолжаться в дальнейшем благодаря расширению рынков сбыта: Украина получила разрешение на продажу замороженной говядины в КНР, ведутся переговоры с другими странами (Малайзией и др.).
Сокращение поголовья свиней из-за африканской чумы создает возможности для роста прибыли в других подотраслях, прежде всего в производстве говядины (птицеводство исключено из анализа, потому, что оно прибыльное и платежеспособное, и в целом не имеет проблем с привлечением средств). Отрасль имеет привлекательные долговые и финансовые показатели, поэтому способна обслуживать кредиты за счет операционной деятельности.
Повышение мировых цен на молочные продукты повлекло увеличение их экспорта из Украины. Основные потребители – постсоветские страны. Европейский рынок уже доступен для украинских молочников, но они пока полностью не исчерпывают даже беспошлинные квоты, предусмотренные Соглашением об ассоциации между Украиной и ЕС. Основная причина – нетарифные ограничения. Необходимость привести производство в соответствие с нормами ЕС создает потенциальный спрос со стороны молочных предприятий на кредиты.
Рост товарооборота увеличило прибыль предприятий, обслуживающих транспорт, особенно портов и компаний, сопровождающих морские грузоперевозки. Предприятия отрасли в целом прибыльные и имеют низкую долговую нагрузку.
Фармацевтические компании будут наращивать производство продукции. Конкуренция с иностранными производителями обеспечивает спрос на инвестиции в R&D, следовательно, на инвестиционные кредиты.
Легкая промышленность – одна из самых привлекательных для кредитования. Предприятия отрасли имеют низкую долю неработающих кредитов (17%) и небольшой уровень задолженности перед банками. Легпром имеет высокий потенциал заместить импорт белорусской, польской и турецкой продукции. В области много прибыльных компаний.
Рост доходов в сельском хозяйстве и пищепроме дало толчок развитию складского, в том числе элеваторного хозяйства. Рентабельность больше всего растет в хлебоприемных и зерноперерабатывающих предприятиях, где хранятся зерновые и масличные. Увеличение урожайности будет стимулировать строительство дополнительных зернохранилищ и элеваторов.
Машиностроение может стать привлекательным для кредитования, если уровень неработающих кредитов снизится. Наиболее перспективные направления – производство оборудования для отдельных отраслей: сельского хозяйства, металлургии, добывающей отрасли и строительства.
Спрос на банковские кредиты может возникать у частных компаний, добывающих газ: они требуют средств на разведку и буровое оборудование. У других добывающих компаниях – также, например, у железорудных, которые привлекают внешнее финансирование более дешевое.
Потребности в финансировании производителей зерновых сейчас практически удовлетворены. Они скорее нуждаются в дополнительных оборотных средствах во время посевной и сбора урожая, чем в среднесрочных кредитах. Перспективным направлением может стать выдача кредитов аграриям на обновление сельскохозяйственной техники.
В секторе торговли интересны фармацевтическое и сельскохозяйственное направления, перспективы торговли продуктами питания
Банки могут заинтересоваться кредитованием потребностей в рабочем капитале тех компаний торговли, которым присущи умеренная рентабельность и значение коэффициента быстрой ликвидности в диапазоне 20 – 50%. Учитывая эти показатели, платежеспособный спрос на короткие кредиты может появляться в торговле продуктами питания, транспортом и сельскохозяйственным оборудованием, фармацевтической продукцией, удобрениями и сельхозпродукцией.
Показатель быстрой ликвидности определяет способность предприятия погашать краткосрочные обязательства (в т. ч. кредиты) за счет ликвидных активов и денежных средств. Рассчитывается это как отношение дебиторской задолженности и денежных средств, к текущим обязательствам предприятия.
Растут прибыли оптовых торговцев фармацевтической продукцией. Оптовая торговля промышленными химикатами и удобрениями становится все более прибыльной. Мировые цены на эту продукцию продолжают расти из-за подорожания природного газа. Развитие сельского хозяйства обеспечит рост по спросу на минеральные удобрения. Поэтому краткосрочные кредиты на приобретение импортных удобрений могут заинтересовать трейдеров.
Торговля зерном, табаком, семенами и кормами развивается благодаря увеличению внутреннего производства и благоприятным мировым ценам. Трейдеры-экспортеры могут увеличить товарооборот и прибыль, получая от банков короткие кредиты на закупку зерна у производителей.
Прибыль растет также в торговле продуктами питания благодаря оживлению внутреннего спроса. Крупные розничные сети увеличивают количество магазинов. Этому способствует рост предложения новой торговой недвижимости. Крупные международные и национальные ритейлеры не требуют дополнительного кредитования – банки должны рассмотреть возможности кредитовать развитие небольших региональных сетей, торгующих товарами с неэластичным спросом.
Источник: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.