Украинская йога. Анатолий Пахомов

«Вы можете писать, что хотите. Потому что одно дело – то, что ты скажешь, другое – что журналист напишет, а совсем другое – что человек прочитает. Человек все равно услышит только то, к чему он готов».

Так начал разговор Анатолий Пахомов, автор методики корректного подхода к позвоночнику или «Ваджра йоги», с которым «Украинская правда. Жизнь» встретилась в рамках спецпроекта о самых ярких украинских мастерах йоги.

В течение следующих двух часов он не раз говорил парадоксальные и необычные вещи, кажется, не очень считаясь с тем, как его поймут.

«Наше направление очень не любят коллеги, потому что я рассказываю людям, как можно навредить себе, воспринимая йогу как гимнастические упражнения», – признается он.

Чтобы не навредить позвоночнику, в этой школе исключили любые скручивания позвоночника, наклоны в сторону и сильные прогибы. Здесь не увидишь завязанных в узелок инструкторов и учеников.

«Стремление к гипермобильности приводит к травмам и патологиям позвоночника и, на наш взгляд, возникает от человеческого эго, которое считается препятствием для понимания собственной природы», – считают здесь.

За последние 8 лет Пахомов подготовил около 300 преподавателей в разных странах мира по своему направлению «Ваджра йога». На сайте школы указано 45 действующих инструкторов разных «уровней».

Читайте также: Украинская йога. Вячеслав Смирнов

МЕДИТАЦИИ ПО НОЧАМ И БЕГ В МНОГОЭТАЖКАХ

Родом из Коломыи на Прикарпатье, в детстве Анатолий имел не очень крепкое здоровье и всегда интересовался мистикой и всем необычным.

В 7 лет увидел по телевизору фильм «Индийские йоги. Кто они?», из которого впервые услышал слово «йога».

Позже, в 1989 году, вышла телепрограмма с Индрой Дэви – известной по популяризации йоги в разных странах мира. С тех пор Анатолий твердо решил, что будет заниматься этой практикой.

Через год, когда ему было 14, такая возможность неожиданно появилась – друзья позвали в клуб на занятия бодибилдингом.

«Правда, в зал я так и не дошел, на двери увидел на клочке бумаги надпись от руки «хатха-йога» и стрелочку», – вспоминает Анатолий.

Так он попал на занятия к своему первому учителю – Василию Терехину, преподавателю физкультуры и заядлому практику йоги.

Через год зал закрылся, так как учитель не мог оплачивать аренду, и обучение перешло на неформальный уровень.

«Мы просто начали приходить к нему домой или встречались в горах, возле речки. Он не брал с нас оплаты, но мы помогали, кто, чем мог. Например, на огороде могли поработать», – вспоминает Пахомов, объясняя, что тогда, особенно в глубинке, люди жили преимущественно без денег.

Однако позже, когда ученики устроились на работу, могли даже всю зарплату отдать учителю.

Терехин понимал йогу своеобразно. Наряду с изучением древних текстов и освоением асан, он давал непонятные, на первый взгляд, задачи – скажем, медитировать ночью на вершине горы или обежать вверх-вниз каждый подъезд во всех 9-этажках городка. Практиковалось также купание в ледяной воде и марафонские забеги в горы.

Одним из заданий было незаметно выскользнуть из дома и приходить ночью к учителю медитировать.

Анатолий рассказывает, что его родители не знали об этих приключениях.

«Они знали, что я интересуюсь йогой, но деталей не знали. Говорили: «Что ты этими глупостями занимаешься?». Я отвечал: «Это будет моей основной деятельностью».

А они: «Да где ты такое видел?». А у меня еще тогда была уверенность, что будет именно так», – рассказывает он.

Анатолий проучился у Терехина 4 года, и в 18 сам начал преподавать. К тому времени, по его словам, у него «прошли все болячки», которые он связывает с неправильными нагрузками для позвоночника в детстве.

«Мы же и картошку таскали, то, на футбол пойду, то на вольную борьбу. А оно все вредило. Поэтому в 14 лет я был разбит. Когда начал заниматься йогой, то в какой-то момент понял, что полностью выздоровел за несколько лет», – вспоминает он.

Поэтому молодой преподаватель, сначала считал, что йога может вылечить практически все.

Однако скоро увидел, что в определенных случаях, особенно у старших людей, улучшение наступает не так быстро.

Затем Анатолий окончил медучилище, работал фельдшером. Позже закончил факультет физической культуры Волынского государственного университета, работал учителем физкультуры.

Параллельно он продолжал интенсивно практиковать и преподавать йогу.

«В КИЕВЕ Я БЫЛ РАЗОЧАРОВАН»

Через некоторое время Пахомов решил поехать в Киев, чтобы поучиться у известных преподавателей столицы.

«Еще когда я учился в Терехина, у нас было такое странное задание – поехать в любой город, который он назовет, организовать там йогу, вести занятия, а потом исчезнуть. Так, может, только шпионов готовят. Поэтому я несколько раз менял города.

И когда мне пришлось переезжать в Киев, для меня не было проблемой приехать в город, где нет никаких знакомых, пожить две недели на вокзале, завести знакомства, найти зал и через некоторое время начать преподавать», – вспоминает он.

Анатолий не называет имен преподавателей, у которых он учился в Киеве, поскольку они его об этом просили.

«Я обошел практически всех известных тогда мастеров. И был разочарован – нигде не было ни той харизмы, ни работы с духом. Только асаны были крученые», – рассказывает Пахомов.

Вместе с тем, он пытался заниматься так, как ему показывали, поскольку хотел в полной мере испытать на себе столичные методики.

«И я стал замечать, что что-то со спиной не то. Сначала она стала будто разболтанная. Потом пошли сильные подвывихи позвоночника – тянуло в сторону и в ногу, потом в руку. Это из-за того, что я делал мосты, скрутки, боковые наклоны», – вспоминает Анатолий.

Получив травмы, он решил обратиться не к традиционной медицине, а к народным целителям и костоправам, поскольку ранее уже имел положительный опыт такого лечения после перелома руки.

«Мне ничего не помогало, пока не нашел своего коренного учителя Юрия Николаевича Главчева», – рассказывает он.

«ОН ЛЕЧИТ ЛЮБЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ»

По словам Пахомова, именно Главчев помог ему вылечить травму позвоночника.

Он также называет учителя «видящим», поскольку тот может видеть не только состояние организма больного, но и рассказывает прошлое и иногда предсказывает будущее.

«Я такого человека не видел и даже не читал, что в истории человечества такие были. Он может вылечить практически любое заболевание, включая рак и ДЦП», – убежден Анатолий.

Медицинского образования целитель не имеет, по образованию – инженер-строитель.

«В этом тоже особый юмор вселенной, который показывает, чего стоят все ваши дипломы. Вот приходит к нему человек, он его излечивает. А люди с дипломами профессоров – нет», – считает Пахомов.

Основная идея Главчева – что большинство человеческих болезней связаны с состоянием позвоночника и, вправив позвонки на место, можно запустить процессы исцеления в организме. Его книга так и называется «Позвоночник – провокатор всех болезней».

Вместе с тем, в сети можно найти противоречивые отзывы про этого целителя. Как рассказали «Украинской правде. Жизни» пациенты Главчева, его вправления позвонков с помощью специального резинового молотка являются достаточно болезненными. А в СМИ некоторые пациенты даже обвиняли его в разрыве селезенки после таких сеансов.

В то же время позитивных отзывов также много, и Пахомов считает обвинения в адрес учителя безосновательными.

По его словам, Главчев сыграл большую роль в формировании методики Корректного подхода к позвоночнику.

«Именно он рассказал, что надо выбросить из тех практик. Самое смешное то, что это практически совпало с тем, что описано в древних текстах», – рассказывает Анатолий.

По его словам, в древних трактатах по йоге вообще нет скручиваний и боковых наклонов.

«Некоторые говорят: «Они скрутки выбросили, а в йоге тысячи лет это было». А я говорю: «А вы можете привести мне текст, где это описано?».

Здесь они садятся в лужу. Потому что в текстах не описано ни одной скрутки и никакого наклона в сторону.

Поэтому вопрос к современным йогам – что же вы выкладываете такое? Может, пора вывеску менять на фитнес?», – говорит Пахомов.

«У МНОГИХ ЙОГОВ ПРОБЛЕМЫ С ПОЗВОНОЧНИКОМ»

По словам Анатолия, когда он занимался у киевских преподавателей йоги, то со временем заметил, что многие из них страдают разными болезнями, в том числе имеющими проблемы с позвоночником.

Но для того, чтобы увидеть их проблемы, надо общаться неформально, идти на более тесный контакт, а не только ходить на лекции или занятия.

«Я увидел, что проблемы со спиной у преподавателей – это система. Но они пишут книги и выступают на конференциях. Никто не хочет сказать правду: «Смотрите, что со мной произошло. Не делайте так, как я», – говорит Пахомов.

По его мнению, безопасно заниматься можно только у инструкторов «Ваджра-йоги».

«Когда люди меня порой спрашивают: «У кого мне заниматься?», я говорю: «А у кого вы, кроме нас, можете заниматься, чтобы позвоночник себе не поломать?», – отмечает Пахомов.

«Люди думают, что это некий пиар-ход. А потом я этих людей вижу на половину инвалидами, с какими-то операциями… Они ушли к другим инструкторам, им хребет покрутили, зажали нервы, у них потом или грыжи, или дисфункция органов», – говорит он.

«ЗАЧЕМ ОРЛУ УЧИТЬСЯ У ВОРОНЫ?»

Уже зная своего учителя, Пахомов много путешествовал по Индии и пытался найти там хороших преподавателей. Суммарно он прожил в этой стране около 5 лет.

Но, как и предрекал Главчев, не нашел там ничего принципиально нового.

«Чем больше я с ним общался, тем больше понимал, что все, что мне нужно, есть у этого учителя. Я был глуп, потому терял время. Последние годы я ничего уже не ищу и слушаю учителя», – рассказывает Анатолий.

По этой же причине он не пытался получить какие-то международные сертификаты по йоге:

«А к кому же я поеду? Знаете, есть такое выражение – если бы орел учился у вороны, сколько бы он времени потерял».

По словам Пахомова, действительно корректного подхода к позвоночнику сейчас нет среди известных ему направлений йоги ни в Индии, ни в мире.

По его мнению, это связано с тем, что мы живем в период «Кали-юги», когда духовность и знания уменьшаются, а технический прогресс растет.

На несколько скептический вопрос, почему в современном мире не дошли к тому, к чему дошел украинский целитель без медицинского образования, отвечает:

«И что? А когда Колумб сказал, что может проплыть вокруг всей Земли, ему кто-то поверил? Вы говорите «без образования». А Иисус Христос, Будда или Махавира были священниками? Нет, но они какую-то истину говорили. Того, кто имеет крупицу истины, всегда не принимают».

ВЫТЯЖЕНИЕ, УКРЕПЛЕНИЕ И РАССЛАБЛЕНИЕ

В школе йоги, созданной Пахомовым, не используют скручиваний и поворотов, объясняя это строением позвоночника.

«Если коротко, то в позвоночнике есть несколько суставов, они парные. Из-за биомеханики, парные суставы могут двигаться вперед-назад. Итак, спина должна сгибаться вперед и назад.

Для того чтобы вращаться вокруг своей оси, нужно, чтобы была одна точка опоры. Как, например, в плече или шейном отделе между атлантом и осевым позвонком», – считает он.

Известные с детства физкультурные упражнения с наклонами корпуса вправо-влево Пахомов тоже называет вредительством.

Также, по его словам, нельзя растягивать тело с помощью внешних рычагов – например, повиснув на турнике. Но подтягиваться можно.

«Вот приходит девушка и говорит: «Я занималась у таких-то преподавателей, и потом целую неделю не могла подняться с кровати. Там один тянул меня за руки, а второй толкал», – приводит пример Анатолий.

Кроме растяжений, по его убеждению, не стоит делать и сильной компрессии. Скажем, поднимать тяжелый вес, или становиться на голову.

«Люди думают, что это где-то в йоге описано, что на голову надо становиться», – говорит он, имея в виду так называемую «королеву асан», ширшасану.

Также, по словам Пахомова, «тело не любит, когда его трясут». Поэтому он считает вредными как езду по плохой дороге, так и бег или прыжки на скакалке. Вместо бега советует много ходить.

«И даже в том, что можно делать, надо использовать срединный путь. Есть две крайности – лежать на диване и ничего не делать и бегать на марафоны», – считает он.

На занятиях по «Ваджра-йоги» с телом работают, исходя из трех основных принципов – вытяжение, укрепление и расслабление.

Также здесь уделяют большое внимание дыхательным упражнениям, в частности, широко используются задержки дыхания.

«ТЫ ЧТО, НОСОМ КРУТИШЬ?»

Насчет еды Анатолий не дает каких-то универсальных рекомендаций, будучи приверженцем интуитивного питания. Лишь предостерегает от переедания и напоминает о необходимости пить достаточно чистой воды.

«Если вы начали болеть, надо знать, что вегетарианство для вас более полезно, потому что мясная пища очень тяжелая», – говорит он, однако подчеркивает, что оно не является правильным для всех.

Сам Пахомов давно не ест мяса, но дает его ребенку и даже, при определенных условиях, может рекомендовать практикующим лицам.

«Сначала я говорил жене: «Дети тоже будут вегетарианцами». Она говорит: «Давай попробуем».

А у нас живет кот, он вегетарианцем быть не захотел. И однажды дочь подползла к миске кота и стала, есть оттуда вареную курицу. С тех пор мы даем детям то, что они хотят», – рассказывает Анатолий.

Он также считает, что легко быть вегетарианцем, когда в доступе есть много другой еды.

«Если бы я рассказывал о вегетарианстве моей бабушке, которая прошла голод и войну, она бы сказала: «Ты что, носом крутишь?», – отмечает преподаватель йоги.

Анатолий подчеркивает, что даже в индийской традиции мясо всегда давалась воинам, потому, что они не должны быть слишком чувствительны, а должны выполнять свои функции.

ЧТОБЫ СУДИТЬ О ДУХОВНОСТИ МАСТЕРА, НАДО УВИДЕТЬ ЕГО В БЫТУ

Пахомов является приверженцем буддийского учения Дзогчен, получил прямую передачу (посвящение) у всемирно известного мастера Намкай Норбу Ринпоче.

Основой этой практики является махамудра – состояние присутствия, которое можно практиковать в любой повседневной деятельности.

Однако Анатолий отмечает, что не является религиозным человеком, а интересуется исключительно философским или психологическим аспектом буддизма. Он также не считает буддийского мастера «коренным учителем», как Главчева.

«Ринпоче – очень известный, и мне не удалось с ним близко общаться», – отмечает Анатолий.

А для него это необходимое условие, чтобы быть чьим-то последователем:

«Когда меня спрашивали: «Вот приезжает такой-то учитель. Как узнать, он духовный?». Я говорю: «Чтобы это узнать, вам надо с ним пожить, увидеть его в быту, посмотреть на его семейные отношения. А то ко мне даже обращались девушки, что шли за одним индийским гуру, а потом пострадали от его домогательств».

В целом же Пахомов имеет свою теорию того, в чем состоит суть духовности. Для него она базируется на трех понятиях – доброта, свобода и ответственность.

«В первые годы моей практики я считал, что духовность – это доброта. Но потом увидел, что можно быть добрым, но не уважать свободу другого человека, навязывать свои взгляды. Поэтому решил, что духовность – это доброта плюс свобода. Вы, например, можете быть хорошим человеком и уважать свободу, а детей своих оставить. Вы и добрый, и уважаете свободу, а о собственных детях не заботитесь. Поэтому нужна ответственность», – считает Анатолий.

Этим универсальным принципам должны следовать и все инструкторы «Ваджра-йоги»:

«Например, я учу инструкторов отвечать за свои действия. Если инструктор ставит лайк в соцсетях или делает перепост какого-то семинара, где людям навредят, покрутят им хребет – это уже будет повод, чтобы его куратор с ним поговорил».

ПЛАНИРУЕТЕ ДЕТЕЙ – НАУЧИТЕСЬ МЕДИТИРОВАТЬ

У Анатолия двое детей – 6 и 7 лет. На вопрос, как ему удается совмещать практику и отцовство, отвечает, что сейчас практика перешла в неформальную стадию.

«Это только в начале практика требует какого-то отдельного времени. А потом ты учишься в любом деле медитировать, быть в присутствии», – объясняет он.

Пахомов говорит, что ведет обычную семейную жизнь – готовит завтраки, возит детей в школу и на кружки, помогает делать уроки.

«Иногда меня спрашивают: «Я собираюсь стать мамой. Что вы мне посоветуете?». Я говорю: «Научитесь медитировать». Потому что как у родителей, у вас будет три года ретрит. Не будет ничего, к чему вы привыкли. А если будет второй и третий ребенок, то ретрит затянется.

И если вы не научитесь медитировать, то будете страдать. А если научитесь, то поймете, что отцовство и материнство – это служение другому существу, духовная практика», – заключает Анатолий и спешит забирать дочку из школы.

Автор: Екатерина Тищенко

Источник: «Украинская правда. Жизнь»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий