11) Об успехе или неудаче проводимых экономических преобразований судят по тому, насколько они повлияли на уровень жизни населения. Основными факторами, от которых зависит влияние экономических реформ на уровень жизни, занятости и социальных выплат, являются растущее неравенство в распределении доходов и богатства, наличие или отсутствие экономического роста, мобильность рабочей силы и положение престарелых.
Снижение уровня жизни в Беларуси, прежде всего, вызвано падением объемов производства. Спад производства, наряду с ростом неравенством доходов, вызвал резкое увеличение бедности.
12) Как показывает опыт стран с переходной экономикой, возобновление экономического роста приводит к стабилизации уровня бедности. Эксперта проекта ВЕТ полагают, что возобновление экономического роста в Беларуси не основано на рыночных принципах и не может продолжаться в долгосрочном периоде без значительных изменений в экономической политике в направлении рыночной экономики. Любой крутой поворот в экономической политике в 1998 или 1999 гг. приведет к обострению проблемы бедности в Беларуси.
13) Ухудшение показателей уровня жизни населения в условиях экономического роста, свидетельствует о том, что экономический рост сам по себе не способен решить проблемы некоторых категорий населения, например, работников, чья квалификация не соответствует требованиям рынка, престарелых и детей из многодетных семей. Более широкая стратегия социальной защиты необходима с тем, чтобы сфокусироваться именно на этих группах через целевые программы.
14) Одним из основных методов поддержания уровня жизни населения в Беларуси является регулирование цен на основные виды продуктов питания и услуги жилищно-коммунального хозяйства. Искажение ценового механизма приводит к тому, что предприятия терпят убытки, а в результате целые отрасли экономики становятся убыточными (например, сельское хозяйство), субсидируются не только малоимущие, но и состоятельные граждане, нерационально используются ресурсы.
Чтобы поддержать предприятия таких «убыточных» отраслей, правительству приходится использовать и бюджетное субсидирование, и льготное банковское кредитование, что, в конечном счете, отражается на всей экономике в виде «инфляционного налога». Правительство понимает, что прямое вмешательство в процессы ценообразования ведет к возникновению серьезных перекосов в экономике и требует значительных бюджетных субсидий.
15) Эффективно функционирующая рыночная экономика имеет хорошо организованную систему социальной защиты, которая включает страхование от различных видов рисков, выравнивание доходов, позволяющее работающим откладывать сбережения для поддержания своего благополучия в старости, и помощь бедным, обеспечивающая минимальный прожиточный уровень каждому члену общества.
Система социальной защиты в странах с плановой экономикой характеризовалась всеобщим охватом населения различными видами социальной помощи, причем значительная часть этой помощи оказывалась через предприятия. Такая система не соответствует требованиям рыночной экономики. Реформирование системы социальной защиты в Беларуси идет медленными темпами, хотя правительство и понимает всю тяжесть социальных проблем.
16) На данный период около 90% пенсионеров имеют доходы ниже «черты бедности». В 1997 г. подготовлена Концепция реформирования пенсионного обеспечения, которая предусматривает создание трехуровневой пенсионной системы:
первый уровень – социальные пенсии, которые будут выплачиваться инвалидам и размер которых будет связан с уровнем предыдущей заработной платы;
второй уровень – трудовая пенсия для граждан, выплативших обязательные страховые взносы, минимальный размер такой пенсии будет увязан с минимальным потребительским бюджетом;
третий уровень – дополнительная негосударственная пенсия, которая основана на добровольном частном страховании граждан.
Предполагается также прекратить выплату пенсий работающим пенсионерам, отменить ранний выход на пенсию и предусмотреть разделение выплаты обязательных страховых взносов между нанимателем и работником.
По мнению разработчиков концепции, для реформирования пенсионной системы потребуется как минимум 20 лет, но решать вопросы пенсионного обеспечения ближайших лет возможно только при наличии экономического роста. В целом концепция представляется позитивным движением в направлении пенсионной реформы.
17) Существующие ограничения бюджетных и административных ресурсов позволяют оказывать поддержку лишь тем слоям населения, которые в этом реально нуждаются. Таким образом, необходимо создать хорошо отлаженную систему целевой социальной помощи. Тот факт, что бедность широко распространена среди семей с детьми, постоянно требует пересмотреть систему выплаты пособий таким семьям.
Привязка размеров пособий к минимальному потребительскому бюджету, принятая в соответствии с изменениями законодательных актов в июле 1997 г., возможно, повлечет увеличение расходов Фонда социальной защиты населения, однако тот факт, что выдача пособий зависит от материального благосостояния семьи, и пособия будут выплачиваться остро нуждающимся гражданам, повлияет на уровень среднедушевых доходов населения.
Источник: BusinessForecast.by
Уважаемые коллеги, пожалуйста, присылайте ваши статьи, презентации и другие материалы для публикации на сайте BusinessForecast.by на электронный адрес info@businessforecast.by.