В частности, НБУ будет оценивать каждый банк отдельно по состоянию на 1 января. Оценка будет состоять из трех этапов:
I. Проверка аудиторскими компаниями качества активов банка и приемлемости обеспечения по кредитным операциям.
II. Экстраполяция Национальным банком результатов первого этапа и оценка достаточности капитала банка по состоянию на дату оценки.
III. Оценка НБУ достаточности капитала банка по результатам стресс-тестирования по базовым и неблагоприятным макроэкономическим сценариям на 3-летнем горизонте прогнозирования.
I и II этапы будут проходить все банки. Перечень финансовых учреждений для III этапа будет определять НБУ, будет делать это ежегодно на основе воздействия каждого банка на стабильность банковской системы и финансового сектора в целом.
В 2018 году стресс-тестированию будут подлежать банки, на которые совокупно приходится, по крайней мере, 90% активов сектора. До середины февраля 2018 года НБУ ознакомит банки с методологией стресс-тестирования, в дальнейшем она будет меняться в случае необходимости. Для банков, которые будут проходить стресс-тестирование НБУ ежегодно необходимо определять критические значения достаточности основного и регулятивного капитала.
Если у финансового учреждения по результатам стресс-тестирования уровень будет ниже критического, то возникает потребность в докапитализации. Важным нововведением станет обнародование результатов оценки устойчивости банков к концу соответствующего года.
Вставка: Внедрение кредитного реестра в Украине
В ноябре парламент поддержал в первом чтении законопроект 7114-д о создании в Украине кредитного реестра. Кредитный реестр широко применяют в мире для управления кредитными рисками и улучшения банковского надзора и регулирования. Его введение в Украине предоставит банкам больше возможностей осуществлять оценку потенциальных и действующих заемщиков, а регулятору – вовремя идентифицировать рост кредитных рисков на уровне отдельных банков и сектора в целом.
Кредитный реестр (КР) – информационная система, которая аккумулирует данные о кредитных соглашениях финансовых учреждений и состоянии их выполнения. Банки используют эту информацию для оценки рисков в процессе кредитования, а Центробанк – как инструмент банковского надзора и регулирования.
По данным Всемирного банка, на сегодня КР работают в 96 странах с 166. Из них в 44 странах реестр сосуществует с кредитными бюро (КБ), причем число таких государств растет.
Международный опыт свидетельствует, что там, где КР и КБ сосуществуют, они не вытесняют друг друга, потому что занимают разные ниши. Преимущество реестров в том, что информация в них полная. Центробанк, который обычно ведет КР, не только делится ею с финансовыми учреждениями, но и использует как регулятор для собственных целей. Бюро специализируются на услугах с добавленной стоимостью, в частности, кредитном и коллекторском скоринге, программном обеспечении для обработки данных, мониторинге кредитного портфеля, выявлении мошенничества.
Параметры КР существенно отличаются в разных странах. В реестрах многих государств существует определенный порог отчетности: если сумма кредитной сделки ниже порога, то информацию о ней подавать не нужно.
Следует отметить, что вышеупомянутый порог в разных странах значительно отличается: в Словении (уровень покрытия кредитных историй – 100%), в Бельгии (96%). В Болгарии (74%) – порог отсутствует, то есть нулевой; в Португалии (100%) – порог составляет 50 евро; в Латвии (89%) – 150 евро; в Литве (45%) – 290 евро; в Испании (79%) – 6 000 евро.
Кредитные реестры разных стран также имеют общие параметры:
информацию в КР в основном предоставляют банки и небанковские финансовые учреждения, реже – другие органы;
реестр аккумулирует данные о кредитах как физических, так и юридических лиц;
реестр содержит информацию о должнике (название/имя, код, финансовое состояние). И его обязательств (сумма, срок, ставка, наличие просрочки, обеспечение);
доступ к реестру обычно имеют Центробанки, банки, небанковские финансовые учреждения, заемщики;
в большинстве КР обновление и представление данных происходит ежемесячно.
Введение КС в Украине будет иметь много положительных последствий. Банки смогут лучше оценить платежеспособность заемщика до выдачи кредита и вовремя узнать о его проблемах с обслуживанием других долгов. Это снизит вероятность кредитования рискованных клиентов, повысит качество кредитного портфеля и доверие кредиторов к качественным заемщикам. НБУ сможет использовать КР для нужд банковского надзора и финансовой стабильности:
мониторинга кредитного риска и управления им;
настройки макропруденциальных инструментов, в частности LTV и DSTI;
точной оценки вероятности дефолта заемщика (PD) и ожидаемой доли потерь при дефолте (LGD);
согласования оценки риска по кредитам в разных банках.
Национальный банк также сможет использовать КР для оценки рисков по кредитам, которые НБУ будет принимать от банков в обеспечение при выдаче кредитов ELA. Введение КР даст возможность уменьшить объемы отчетности, которую финансовые учреждения обязаны представлять в Национальный банк. После внедрения КР для оценки кредитного риска банки должны будут учитывать, в том числе и состояние обслуживания кредитов заемщиком в других банках.
Основой для внедрения КР в Украине является законопроект 7114-д, который уполномочивает НБУ создать и вести КР, получать данные от банков и ФГВФЛ, предоставлять информацию банкам, собирать информацию по всем кредитам заемщиков.
В то же время информация об определенном заемщике из реестра будет предоставляться банкам только в том случае, если его общая задолженность превышает 100 минимальных заработных плат. Банки обязаны предоставлять данные в КР, использовать их для оценки кредитного риска, уведомлять клиентов, что информация об их кредите будет внесена в КР.
Финансовые результаты и капитал
Банковский сектор снова работает прибыльно. Операционные прибыли растут, поскольку дешевеет фондирование и растущие комиссионные доходы. Отчисления в резервы незначительны для большинства банков. Количество убыточных финансовых учреждений уменьшается.
Однако отдельные, небольшие банки находятся в зоне риска из-за убытков и низкого уровня капитализации.
Банкротств, крупных банков, влияющих на финансовую стабильность, не ожидается.
В начале 2018 года состоится однократное снижение собственного капитала, в связи с переходом банков на новые правила формирования резервов в соответствии с МСФО 9.
Банковский сектор вернулся к прибыльной деятельности после трех лет убытков
За девять месяцев финансовый результат банков улучшился на 13.1 млрд. грн. г/г до 1.4 млрд. грн. Повышение чистого процентного дохода, прежде всего от операций с населением и комиссионных доходов позволило банкам увеличить операционные доходы на 12.6% г/г.
Совокупные операционные расходы банков выросли на 4.6% г/г, медленнее, чем доходы. Операционная эффективность сектора повысилась: отношение расходов к доходам (CIR) снизилось с 60.3% за три квартала прошлого года до 56.1% за девять месяцев 2017 года.
За девять месяцев 2017 года чистый процентный доход банков вырос на 15.6% г/г. Тенденция продолжается второй год подряд. Главная причина – снижение ставок по депозитам, прежде всего физических лиц: за девять месяцев 2017 году процентные расходы снизились на 22.8% г/г.
Рост доходов от операций с физическими лицами и с ценными бумагами (прежде всего ОВГЗ) компенсировал сокращение кредитования бизнеса.
Чистый комиссионный доход вырос на 18.1% г/г. Спрос на банковские услуги увеличивается, кредитование населения восстанавливается, поэтому растут количество и объем операций, из которых берут комиссию, а именно: безналичные расчеты, переводы, выдача потребительских кредитов. Все это предопределяет рост комиссионного дохода. Дополнительный фактор – повышение тарифов по РКО отдельными крупными банками.
Отчисления в резервы уменьшились на 30.1% г/г. В отличие от 2015 – 2016 годов, когда почти все банки существенно нарастили резервы, в этом году значительные отчисления делали только Приватбанк и банки с российским государственным капиталом.
Количество банков в зоне риска уменьшается
Численность убыточных банков сократилась с 33 (среди 96) за 2016 год до 17 банков (среди 88) по результатам трех кварталов 2017 года. Среди 73 операционных прибыльных банков в 28 учреждениях операционная эффективность была выше средней. Девять банков, которые составляют 1.2% чистых активов сектора, рискуют стать операционными убыточными, поскольку у них CIR превышает 90%. 15 банков зафиксировали по результатам первых трех кварталов отрицательную операционную прибыль в учете резервов.
В зоне риска также находятся отдельные операционные прибыльные банки, в которых фактически полученные процентные доходы значительно меньше начисленных. Или они полностью признают реальное качество активов, что может привести к убыткам в будущем, или нуждаются в улучшении внутренней учетной политики.
Согласно официальной отчетности за девять месяцев 2017 года в четырех банках из 30 крупнейших по размеру активов фактически полученные чистые процентные доходы (из отчета о движении денежных средств) составляют меньше половины от начисленных (из отчета о финансовых результатах).
Банки лучше капитализированы
За девять месяцев 2017 года уставный капитал банковского сектора увеличился на 57 млрд. грн., или на 13.7%. Основной фактор – докапитализация госбанков на 44 млрд. грн. Регулятивный капитал вырос на 9.8 млрд. грн., или на 9.0%. Его прирост меньше, чем уставного капитала вследствие признания кредитного риска крупными банками. Уровень достаточности капитала банковского сектора в целом превышает минимально необходимый объем.
НБУ ожидает, что в 2018 году банки активизируют деятельность. Этому будут способствовать завершение докапитализации и оживление экономической активности. Продолжается рост на спрос банковских услуг, постепенно возобновляется кредитование, – все это даст возможность банковской системе получать прибыль в 2018 году.
Ключевой риск – низкая доходность госбанков. Введение новых правил формирования резервов по МСФО 9 окажет негативное влияние на собственный капитал банков. Точные оценки этого влияния появятся только после публикации банками финансовой отчетности за I квартал 2018 года.
Вставка: Киберриски – вызов для финансовой стабильности
В 2017 году в Украине произошло несколько масштабных кибератак. От них пострадал ряд компаний, банков, органов власти. Прямые потери пока незначительны. Но сам факт временного паралича работы крупных банков и предприятий доказывает, что кибербезопасностью нельзя пренебрегать. До недавнего времени кибератаки в Украине были точечными, поэтому масштаб потенциальных негативных последствий недооценивали вопреки тому, что в мире уже несколько лет предупреждают о киберрисках и выделяют значительные ресурсы на минимизацию их влияния.
Кибератаки подтвердили, что проблема имеет национальный масштаб. Ее можно решить, объединив усилия государства, финансового и реального секторов экономики. Иначе киберриски будут расти, и могут превратиться в существенную угрозу для финансовой стабильности. Понимая это, НБУ ввел меры, которые усилят устойчивость банков к кибератакам и уменьшат негативные последствия от них.
Вопросы кибербезопасности попали в фокус внимания мирового сообщества еще в 2012 году, когда кибератаки вошли в пятерку самых вероятных рисков Глобального отчета о рисках Всемирного экономического форума. На сегодня вопросы кибербезопасности касаются документов “Большой двадцатки” (G20), Базельского комитета по вопросам банковского надзора (BCBS), ЕС включительно с Европейским надзорным органом (ЭВА), финансовых регуляторов США во главе с ФРС, Банка Англии, Международной организации комиссии по ценным бумагам (IOSCO), Международной ассоциации страховых надзоров (IAIS) и тому подобное.
Основные цели кибератак – захват данных из информационных систем экономических агентов, получение полного контроля над ресурсами их компьютеров или вывода систем из строя. К негативным последствиям относятся прямые финансовые потери банков и предприятий, выход из строя ИТ-систем, перерывы в работе, потеря интеллектуальной собственности и репутации, ущерб интересам третьих лиц (клиентов, акционеров, сотрудников).
Кроме прямых убытков, кибератаки наносят немало косвенных, в частности потерь возможных доходов, клиентов, а также падение курса акций и другие. По оценкам МВФ, косвенные убытки обычно составляют около 90% от общей суммы. По взвешенным оценкам, ежегодные потери от реализации киберрисков в мире составляют 0.25 ‒ 1.0 трлн. долл.
Из-за высоких убытков от кибератак активность противостояния соответствующим угрозам в мире резко повысилась. На сегодня ежегодные глобальные расходы на кибербезопасность составляют около 100 млрд. долл. и увеличиваются значительными темпами. Несмотря на это количество, масштаб и интенсивность кибератак продолжают расти, особенно в 2016 ‒ 2017 годах. Отдельным экономическим агентам теперь не хватает ресурсов, чтобы сохранять устойчивость к киберугрозам, и они становятся уязвимыми.
Поэтому в развитых странах пришли к выводу, что противостояние киберугрозам должно быть системным и требует координации действий всех заинтересованных сторон на уровне регуляторов. Раз государства и международные органы принимают акты, в которых предлагают бизнесу правила управления киберрисками, наставления для их оценки и для обеспечения устойчивости к ним, требования к страхованию таких рисков, а также организацию системы сотрудничества, чтобы им противостоять. Центробанки все большего количества стран мира уделяют внимание киберрискам и информационной безопасности в отчетах о финансовой стабильности.
Украина пережила в 2017 году несколько масштабных кибератак. 27 июня около 10.30 по киевскому времени началась кибератака разновидностью вируса “Petya”. Она оказалась самой мощной за все время. Для проникновения в информационные системы украинских банков и предприятий использовано обновление программного обеспечения “M.E.Doc”, которое используют для отчетности и документооборота.
Распространенность программы и быстрое распространение вируса привели к масштабному одновременному осложнению деятельности предприятий, финансовых учреждений, органов власти. Пораженный сегмент составил 35.0% банковского сектора по чистым активам и 32.4% по депозитам населения. В большинстве банков осложнения в операционной деятельности продолжались лишь несколько дней, а доходы вернулись к норме менее чем за неделю.
Вторая масштабная кибератака произошла 21 ‒ 22 августа, хотя о ней за несколько дней до начала предупреждали СБУ и НБУ. Ее последствия также были значительные для банков. 24 октября появились осложнения во время оплаты картами Киевского метрополитена и в работе информационных систем Одесского аэропорта.
Единичные банки становились мишенями кибератак и ранее, например, в прошлом году несколько финансовых учреждений получили убытки из-за неправомерного использования хакерами международной системы электронных платежей. В таких случаях банки обычно решают свои проблемы самостоятельно и не делятся опытом и полезной информацией с коллегами. Это ошибочная тактика. Во время индивидуальных кибератак часто тестируют уязвимость информационных систем и отрабатывают инструменты, которые впоследствии пускают в ход во время масштабных нападений.
Поэтому если банки своевременно информировали бы о случаях индивидуальных кибератак, масштаб последующих приступов и уровень поражения ими информационных систем мог бы быть меньшим. Вместе с тем немало банков пока что пренебрегают вопросами кибербезопасности и не используют успешный опыт противостояния киберрискам в Украине и мире.
Частота кибератак вирусов-шифровальщиков за последние два года существенно выросла. Состоялись кибератаки – в Германии в ноябре 2016 года и марте 2017 года. А также в Испании и Португалии в мае 2017 года. Однако, как оказалось в итоге, реакция на это банковских специалистов по информационной безопасности не была достаточной.
Принимая во внимание опыт борьбы с кибератаками и преодоление их последствий, специалисты по информационной безопасности выделили ряд предпосылок для того, чтобы кибератака достигла цели:
недостаточный контроль над входящим трафиком электронной почты;
отсутствие налаженной системы установки критических обновлений безопасности для операционных систем;
отсутствие должным образом организованного создания резервных копий критической информации;
использование одного административного аккаунта с широкими привилегиями для работы в различных информационных системах.
Проблемы кибербезопасности вынесены на государственный уровень. 05 октября Верховная Рада Украины приняла закон Украины № 2163 “Об основных принципах обеспечения кибербезопасности Украины” (вступает в силу 09.05.2018), где НБУ назван основным субъектам национальной системы кибербезопасности. Согласно принятому закону НБУ определяет порядок, требования и меры по обеспечению киберзащиты и информационной безопасности в банковской системе Украины; создает центр киберзащиты Национального банка Украины.
Реагируя на новые вызовы, НБУ предложил банкам комплексные решения для минимизации киберрисков и устранения существующих киберугроз. 28 сентября принято постановление Национального банка Украины № 95 “Об утверждении Положения об организации мероприятий по обеспечению информационной безопасности в банковской системе Украины” (вступает в силу 01.03.2018).
Положение устанавливает обязательные минимальные требования организации мер по обеспечению информационной безопасности и киберзащиты. А также принципы управления информационной безопасностью. Требования к информационным системам банка, которые взаимодействуют с информационными системами НБУ. Документ содержит как комплексные наставления по развитию системы информационной безопасности, так и узкие технические вопросы защиты банковской информации.
Изменения регуляторной среды
Во втором полугодии 2017 года НБУ сосредоточился на повышении прозрачности банковских операций и снижении рисков банков при проведении активных операций. Введены новые требования в сфере финансового мониторинга, регулярное обнародование информации о показателях деятельности каждого банка, создана основа для запуска кредитного реестра НБУ.
В реформировании законодательства прогресс незначителен: приняты законы Украины “Об основных принципах обеспечения кибербезопасности Украины”, “Об электронных доверительных услугах” и изменении в налоговый кодекс Украины, в частности в части отмены лимита учета резервов в затратах. Ключевые законопроекты, необходимые для развития банковской системы, до сих пор не приняты.
Определены принципы государственной политики кибербезопасности
В мае 2018 года вступит в силу закон Украины “Об основных принципах обеспечения кибербезопасности Украины”. Он определяет ключевые понятия кибербезопасности и урегулирует распределение полномочий и ответственности государственных органов в сфере защиты информации. Согласно этому закону НБУ должен создать центр киберзащиты НБУ, обеспечить функционирование системы киберзащиты в банковской системе.
Согласно закону Украины “Об электронных доверительных услугах” НБУ является ответственным за государственное регулирование в сфере электронной идентификации в банковской системе.
В то же время НБУ уже ужесточил требования к защите информации в информационных системах банков Украины с учетом актуальных киберугроз (см. киберриски – вызов для финансовой стабильности).
Урегулированы вопросы уплаты банками налога на прибыль
Согласно изменениям в Налоговом кодексе Украины с 1 января 2018 года вступят в силу нормы, которые решат вопрос налогообложения операций банков и других финансовых учреждений, связанные с внедрением МСФО 9.
Также будет отменен лимит размера резервов, которые разрешено учитывать в составе расходов для целей налогообложения, усовершенствованы нормы, касающиеся прощения кредитором задолженности заемщика – физического лица, и учтены корректировки результатов прошлых лет.
Вступили в силу новые правила реорганизации и упрощенной капитализации банков
Согласно закону Украины “Об упрощении процедур реорганизации и капитализации банков” НБУ оптимизировал процедуру реорганизации банков путем присоединения. Теперь она будет длиться 3 – 4 месяца, а не полтора года, как раньше. НБУ сможет согласовать реорганизацию банков еще на этапе ее планирования.
В августе 2017 года регулятор согласовал по новой процедуре реорганизации ПАО “АБ “Экспресс-Банк” путем присоединения к АКБ “Индустриалбанк”.
Также указанный закон определяет процедуру упрощенной капитализации банка и порядок прекращения банковской деятельности без прекращения юридического лица. Теперь банки, которые не выполнили требований докапитализации, смогут продолжить работу в статусе финансовой компании после того, как покинут банковский рынок и рассчитаются с вкладчиками.
Введены новые требования к управлению рисками в сфере финансового мониторинга
Во время анализа финансовых операций своих клиентов банки изменили подход с формального на ориентированный риск. Переход от формальной оценки клиентов, к анализу их реальных финансовых возможностей будет способствовать более эффективному управлению рисками.
Кроме того, теперь в банках будут рассматриваться вопросы финансового мониторинга коллегиально. Ими будут заниматься комитеты, в которые обязательно будут входить руководители центрального банка и фронт офисов, сотрудники юридического департамента и управления рисками банка.
Увеличен объем финансовой и пруденциальной отчетности банков, публикуемой на официальном сайте НБУ. Теперь только публикуются ежемесячные оборотно-сальдовые балансы банков и структура кредитного портфеля в разрезе финансовых классов.
Также запланировано, что с 2018 года будут публиковать отчеты о структуре регулятивного капитала для каждого банка. Увеличение объема публичной информации о банках позволит клиентам и инвесторам принимать взвешенные решения.
Расширены формы отчетности для подготовки к внедрению кредитного реестра НБУ
НБУ ввел новую форму статистической отчетности, по которой банки будут отчитываться в кредитных операциях с физическими и юридическими лицами. Эта форма должна обеспечить НБУ информацией, необходимой для внедрения и функционирования кредитного реестра.
Формирование соответствующей информационной базы – необходимая предпосылка для развития массового кредитования в Украине, а открытие банкам доступа к ней поможет им качественно оценивать кредитный риск. В течение пяти месяцев до 1 марта 2018 года банки будут представлять отчеты по новой форме в тестовом режиме.
Открыт реестр кредитных посредников в выдаче потребительских кредитов
В октябре на своем официальном веб-сайте НБУ начал вести реестр кредитных посредников банков – физических, юридических лиц, а также физических лиц-предпринимателей. По РК банки будут предоставлять потребительские кредиты. Такой шаг снизит риск мошенничества посредников и улучшит информирование заемщиков об условиях предоставления и стоимости кредитов.
Лицо имеет право предоставлять услуги посредника между банком, выдающим потребительский кредит, и заемщиком только после того, как его включат в реестр НБУ, соответствующий банк получит от регулятора квитанцию с номером записи в реестре и обнародует информацию о кредитном посреднике на своем веб-сайте.
Надзор за банковскими группами на консолидированной основе стал эффективнее
НБУ определил перечень признаков и условий, которые могут свидетельствовать о наличии контроля между лицами или наличии общего контроллера. Их применение позволяет выявлять лиц, которые имеют решающее влияние на потенциальных участников банковской группы.
Такой инструментарий поможет НБУ идентифицировать участников банковской группы, не заявленных контроллером самостоятельно.
Кроме того, усовершенствован порядок выявления и признания банковских групп, введено понятие “прозрачная структура собственности банковской группы”. Изменения в идентификации банковских групп и надзоре позволят своевременно выявлять и ограничивать риски, присущие отдельным банкам из-за их участия в банковской группе.
Усовершенствован механизм контроля над операциями банков со связанными лицами
Теперь банки обязаны сообщать физическим и юридическим лицам о том, что они признаны связанными с банком лицами, не позднее следующего рабочего дня после такого признания.
В то же время финансовые учреждения должны вносить соответствующую информацию в перечень связанных лиц. Такое требование сделает более прозрачными и понятными отношения, которые основываются на взаимной ответственности.
Также уточнены признаки связанных с банком лиц. В частности, не считаются связанными с банком по признаку родства юридические лица, в которых существенную долю имеют государство, территориальная община или международная финансовая организация, для которой законодательство Украины устанавливает привилегии и иммунитеты.
Ужесточены требования к аудиторам банков, изменен подход к проведению годового аудита
НБУ изменил порядок ведения реестра аудиторских фирм, ввел дополнительные требования к таким фирмам и их работникам. Повышена ответственность аудиторских фирм за результаты проведенного ими аудита банков, устранены возможности привлекать аудиторов без должной квалификации.
Также уточнен перечень оснований для включения/исключения аудиторской фирмы из реестра, для внесения изменений в реестр и для продления срока действия свидетельства включения аудиторской фирмы, в реестр.
По результатам 2017 года аудит будут проводить уже в соответствии с международными стандартами аудита. Начиная с этого года крупные банки с активами, по крайней мере, 0.5% от активов банковской системы обязаны пользоваться услугами только таких аудиторских компаний, которые имеют хотя бы 5 штатных аудиторов с банковским сертификатом и, по крайней мере, 5 штатных сотрудников с квалификационным сертификатом МСФО. Других банков такая норма не касается.
Унифицированы подходы к лицензированию банков и небанковских финансовых учреждений
НБУ начал проверку структуры собственности, финансового положения и деловой репутации небанковских финансовых учреждений (НФУ), которые намерены заниматься переводами средств в национальной валюте. Теперь подходы к лицензированию НФУ на перевод средств унифицированы с теми, которые действуют для банков, значит, к НФУ введены подобные требования банков.
С августа 2017 года начался переходный период, чтобы НФУ, что уже имеют лицензию на перевод средств, привели свою деятельность в соответствие к новым условиям. Улучшение регулирования рынка небанковских финансовых услуг должно уменьшить возможности для оттока “грязных” средств из банковского сектора в небанковский сектор и закладывает предпосылки для очистки сектора НФУ.
Продолжается постепенное смягчение ограничений на валютном рынке
За последние полгода НБУ осуществил следующие мероприятия:
предоставил банкам возможность проводить собственные валютные операции на условиях “форвард” без ограничений по группе Классификатора, срока и вида хеджируемых операций;
упростил условия, порядок покупки и перечисления иностранной валюты для ряда операций, в частности для действий иностранных инвесторов с ОВГЗ;
позволил как банкам, так и НФУ на основании индивидуальной лицензии НБУ покупать и перечислять иностранную валюту для размещения за пределами Украины гарантийного депозита на счетах международных платежных систем;
разрешил выдавать кредиты в гривне под залог иностранной валюты на счетах заемщиков;
расширил возможности бизнеса репатриировать прибыли. Теперь можно выводить дивиденды не только начисленные за 2014-2016 годы, а и которые были начислены раньше. Однако делать это следует в пределах не более 2 млн. долл. на месяц на одно юридическое лицо (лимит на вывод дивидендов за 2014-2016 годы остался на уровне 5 млн. долл.);
отменил возможность использовать аккредитивы для авансовых платежей по тем внешнеэкономическим договорам, общая стоимость которых превышает 5 млн. долл.
НБУ настроен в дальнейшем постепенно снимать антикризисные ограничения на валютном рынке. В той мере, в какой будут сохраняться макроэкономическая и финансовая стабильность. Ключевым для упрощения валютного регулирования должно стать принятие закона Украины “О валюте”.
Рекомендации
Для поддержания финансовой стабильности требуется совместная работа НБУ, органов власти, банков и финансовых учреждений. Нацбанк предлагает государственным органам и банкам свои рекомендации и обнародует собственные задачи и намерения на ближайшее время.
Рекомендации органам власти
Принять законы, необходимые для эффективной работы банковского сектора
В парламенте зарегистрировано несколько важных законопроектов, касающихся совершенствования процедур банкротства должников, реструктуризации валютных ипотечных кредитов физических лиц, управления проблемной задолженностью. Они остаются без рассмотрения, хотя их принятие является крайне важным для восстановления устойчивости банковской системы.
Еще один важный вопрос – консолидация регулирования рынка финансовых услуг (так называемый сплит).
Доработать Стратегию развития государственных банков и начать ее воплощение, принять закон, вводящий независимые наблюдательные советы в госбанках
Внести корректировки Стратегии реформирования государственного банковского сектора по новым обстоятельствам в работе госбанков. Это необходимо сделать в ближайшее время. В стратегии важно четко определить, как госбанки будут сосуществовать на рынке и сроки, когда государство начнет постепенно сокращать свое присутствие в банковском секторе.
Воплощение стратегии следует положить на независимые наблюдательные советы. Это требует принятия закона, который изменит правила формирования наблюдательных советов госбанков.
НБУ поддерживает версию законопроекта, разработанного Министерством финансов с привлечением специалистов из международных финансовых организаций.
Улучшить управление средствами местных общин на ЕКС и в банках, сделать график их расходования более равномерным и прогнозируемым
Большая часть средств, которые накапливаются на ЕКС в конце года и стремительно расходуются в течение последнего месяца года, принадлежит местным общинам. Высокие выплаты в декабре ежегодно создают риски для валютного рынка и ликвидности банковского сектора. Несмотря на постоянные предостережения НБУ, проблема управления средств местных бюджетов не решается.
Способствовать повышению устойчивости к киберрискам
В последние полтора года произошло несколько масштабных кибератак. Они привели к полной временной остановке работы информационных систем нескольких банков, предприятий и органов власти. Это создает необходимость пересмотреть правила информационной безопасности. Как в государственном секторе, так и в частном.
Регуляторы должны адекватно оценивать киберриски, иметь систему информирования о соответствующих угрозах, контроля над ними и реагирования на них, регулярно проверять (тестировать) устойчивость информационных и коммуникационных систем и наличие уязвимых мест в них, усилить международное сотрудничество в области кибербезопасности.
Рекомендации банкам
Завершить подготовку к переходу на МСФО 9
Внедрение МСФО 9 требует от коммерческих банков усилить аналитическую способность и уровень экспертизы своих работников, ведь для проведения оценки ожидаемых убытков необходимо разработать статистические модели. На сегодня еще не все банки завершили разработку и тестирование моделей перехода на МСФО 9 и не полностью оценили возможные последствия.
В течение первого полугодия 2018 года НБУ проанализирует указанные модели, чтобы удостовериться, что банки все равно применяют новый стандарт.
Мониторить риски, связанные с возобновлением потребительского кредитования
Банки должны постоянно мониторить состояние кредитного портфеля, в частности кредитов физическим лицам. Стремительный рост объемов кредитования может привести к тому, что банки снизят порог принятия рисков, вследствие этого связанные кредитные риски вырастут. Подробные рекомендации – в разделе Тенденции кредитования.
Консервативно подойти к распределению прибыли, особенно в государственных банках
В 2018 году, в результате внедрения МСФО 9, банки единовременно будут вынуждены формировать резервы. Поэтому они должны консервативно подойти к распределению прибыли по результатам 2017 года.
Учитывая это, возникает вопрос о выплате дивидендов государственными банками. Закон Украины “Об управлении объектами государственной собственности” обязывает государственные предприятия перечислять не менее 30% чистой прибыли на выплату дивидендов. Эта норма не должна касаться госбанков, которые по показателям достаточности капитала до сих пор находятся в зоне риска. Неприемлемой является практика, когда государственные банки платят дивиденды, а через несколько месяцев заявляют о потребности в дополнительном капитале.
Выполнять проект положения об управлении рисками до вступления в силу
В течение 2017 года был разработан проект Положения об организации системы управления рисками в банках Украины. К работе над ним были активно вовлечены международные эксперты и банковское сообщество.
Положение определяет основные цели и принципы управления рисками по всем направлениям деятельности банка, а также устанавливает обязательные минимальные требования к организации комплексной, адекватной и эффективной системы управления рисками в соответствии с базельскими нормами.
Для полноценного функционирования норм положения, необходимо внести изменения в закон “О банках и банковской деятельности”, что потребует времени. НБУ рекомендует банкам уже сейчас начать внедрять нормы положения, чтобы приблизиться к лучшим мировым стандартам риск-менеджмента.
Продолжить расчистку балансов от неработающих кредитов
За последние полгода общая сумма недействующих кредитов практически не изменилась. Однако их доля в кредитном портфеле умеренно сократилась до 56% благодаря их росту. Банки крайне медленно расчищают балансы, большой объем неработающих кредитов до сих пор снижает их операционную эффективность. Финансовые учреждения должны активнее использовать механизмы списания кредитов (МСФО 9 позволит списывать инструмент частями) и финансовой реструктуризации (так называемый Киевский подход).
НБУ будет требовать, чтобы банки в течение первого полугодия 2018 года разработали и начали воплощать планы работы с неработающими кредитами.
Придерживаться рекомендаций по кибербезопасности
Банки должны использовать программы и системы защиты от надежных разработчиков, применять на уровне организации стандартизированные настройки безопасности, быть готовыми к быстрому реагированию в случае обнаружения сбоев в системе информационной безопасности, ограничить круг лиц с правами администратора.
Перечень правил информационной безопасности приведен в постановлении НБУ от 28.09.2017 №95. Постановление вступит в силу в I квартале 2018 года.
Планы и намерения НБУ
Ввести ежегодное стресс-тестирование банков
Стресс-тестирование – общепринятый в мире инструмент оценки устойчивости банков к возможным шокам. В 2018 году НБУ введет ежегодное стресс-тестирование. Его будут проводить банки, которые совокупно составляют, по крайней мере, 90% сектора по размеру активов. Предполагается, что на этапе оценки качества активов, что будет предшествовать стресс-тестированию, к работе будут привлекаться аудиторские компании.
Подходы к стресс-тестированию будут меняться каждый год, чтобы оценивать возможное влияние именно тех рисков, которые актуальны для банковского сектора на конкретный момент.
Продолжить приближения регулирования банковского сектора к требованиям Базеля III
Чтобы повысить устойчивость банковской системы и каждого отдельного банка, НБУ начнет работу над введением новых требований к капиталу и ликвидности. Новые правила будут вводиться поэтапно, в течение длительного адаптационного периода, с учетом количественных оценок их влияния на банковский сектор в соответствии с разработанной НБУ Дорожной картой реформирования требований к капиталу и ликвидности.
После введения LCR следующим шагом станет изменение требований к структуре и приемлемости составляющих регулятивного капитала. НБУ предоставит банкам для ознакомления проект Положения о новой структуре регулятивного капитала в I квартале 2018 года.
Внедрить коэффициент покрытия ликвидности (LCR)
НБУ вводит LCR – новый норматив ликвидности, что повысит устойчивость банков к краткосрочным шокам ликвидности. LCR станет первым шагом в реализации принципиально нового подхода к управлению рисками ликвидности, что соответствует Базельским рекомендациям. В течение 2018 года банки будут рассчитывать коэффициент в тестовом режиме, а в конце года он станет обязательным в исполнении.
Улучшить раскрытие банками финансовой и пруденциальной отчетности
С октября 2017 года НБУ по каждому банку начал обнародовать информацию о качестве кредитного портфеля и оборотных сальдовых балансах, которые содержат максимально подробную информацию о финансовом состоянии финансовых учреждений.
В 2018 году НБУ увеличит перечень обязательной для обнародования информации, в частности публичными станут отчеты о структуре регулятивного капитала банков. НБУ намерен постепенно расширять спектр информации, которая будет становиться общедоступной, согласно требованиям Pillar 3 Базельского соглашения.
Обязать банки разработать и начать воплощать планы по снижению объема проблемной задолженности
В течение первого полугодия 2018 года НБУ планирует обязать банки разработать и начать воплощать программы снижения проблемной задолженности. НБУ намерен определить отдельным постановлением требования к таким планам и к графику их реализации.
Дополнительные тематические материалы
Реформирование стандартов капитала и ликвидности
НБУ меняет требования к структуре и достаточности регулятивного капитала и внедряет новые требования к ликвидности с целью повышения устойчивости банков и банковской системы в целом. Введение новых правил будет происходить поэтапно в течение длительного периода с учетом количественных оценок их влияния на банковский сектор. Изменения должны обезопасить банки от значительных отрицательных последствий возможных кризисов в будущем.
НБУ вводит европейские стандарты банковского регулирования
В рамках Соглашения об ассоциации с Европейским союзом Украина обязуется приблизить свое законодательство к европейскому, в частности ввести регуляторный пакет CRR/CRD IV, нормы которого базируются на рекомендациях соглашения Базель III. Эти меры предусмотрены Комплексной программой развития финансового сектора Украины до 2020 года.
Capital Requirements Directive (EU Directive 2013/36/EU) устанавливает общие требования к минимальному размеру капитала, буферам капитала, ликвидности. Capital requirements Regulation ((EU) № 575/2013) устанавливает количественные и качественные требования к структуре капитала, буферам капитала, ликвидности, определяет подходы к оценке всех рисков, чтобы учесть их при расчете регуляторного капитала.
Чтобы подготовить почву для внедрения европейских стандартов, НБУ в течение 2014 – 2016 годов сосредоточил внимание на нормализации работы банковского сектора. По требованию НБУ банками осуществлялись мероприятия по раскрытию конечных владельцев, устранению дефицита капитала, восстановлению ликвидности, снижению уровня кредитов связанным лицам.
Сегодня фокус сместился на долгосрочные приоритеты, и создание правил, которые в будущем обезопасят банковский сектор от большого масштаба негативных последствий возможных кризисов. Именно поэтому НБУ адаптирует регулирование и надзор в банковской сфере Украины по признанным международным правилам. Основные элементы реформ следующие:
изменение структуры и критериев приемлемости, составляющих регулятивный капитал;
обновление расчета взвешенных на риск активов, учета операционного и рыночного рисков в полном объеме;
введение коэффициента левериджа;
установка буферов капитала;
введение новых нормативов ликвидности.
Во время внедрения международных стандартов будут учтены национальные особенности, в частности текущее состояние развития банковского сектора и финансовых рынков в целом. Нормы CRR/CRD IV предусматривают такую возможность.
НБУ должен заблаговременно разрабатывать новые требования к капиталу и ликвидности и обсудить их с банковским сообществом, а также проводить количественную оценку потенциального влияния новых правил (quantitative impact study – QIS). Новые регуляции некоторое время будут работать в тестовом режиме до того, как они станут обязательными пруденцийными требованиями.
ТРЕБОВАНИЯ К ДОСТАТОЧНОСТИ КАПИТАЛА
Структура и критерии приемлемости составляющих регулятивного капитала
Первым шагом в реформе минимальных требований к достаточности регулятивного капитала банков станет изменение его структуры. Будут введены новые требования к его составляющим, определены новые критерии приемлемости инструментов, а также изменен порядок вычетов из капитала.
По действующим требованиям регулятивный капитал банка состоит из основного (1-го уровня) и дополнительного (2-го уровня). Основной капитал не должен быть меньше, чем дополнительный, его доля в регулятивном капитале должна составлять, по крайней мере, 50%. Назначение капитала 1-го уровня (going concern capital) – поглощать убытки, полученные в процессе текущей деятельности и сохранять платежеспособность банка. Капитал 2-го уровня (gone concern capital) должен поглощает убытки, если банк становится неплатежеспособным.
Международные стандарты капитала заметно эволюционировали после их введения в мире по Базелю I. Требования к минимальному значению показателя адекватности регулятивного капитала для развитых стран остались на уровне 8%. Однако значительно изменились требования к структуре и составляющим регулятивного капитала, а также к оценке рисков, которые он должен покрывать. Стандарты структуры регулятивного капитала Базеля III полностью введены в европейском законодательстве. НБУ планирует их ввести в украинское законодательство, определив следующие элементы:
основной капитал 1-го уровня (common equity tier 1 capital);
дополнительный капитал 1-го уровня (additional tier 1 capital);
капитал 2-го уровня (tier 2 capital).
Требования к основному капиталу 1-го уровня будут определены с учетом того, что он должен быть доступен для поглощения внезапных убытков немедленно. Типичные инструменты основного капитала 1-го уровня – простые акции, связанные с ними эмиссионные разницы и нераспределенная прибыль. К дополнительному капиталу 1-го уровня НБУ планирует включить в бессрочный субординированный долг. Он автоматически будет конвертироваться в основной капитал 1-го уровня, если его показатели опустятся, ниже определенного критического уровня.
Новые правила расчета капитала будут предусматривать иной порядок вычетов из капитала каждого уровня.
Банки получат для ознакомления проект положения, как определяющий новую структуру капитала, в первом полугодии 2018 года, а полностью новые правила заработают, вероятно, с начала 2019 года. В течение 2018 года будут определены минимальные требования к нормативам достаточности капитала с учетом новой структуры капитала.
Новые правила расчета взвешенных на риск активов
Согласно рекомендациям Базель III и норм ЕС показатель достаточности капитала рассчитывается по приведенной ниже формуле. На сегодня этот подход адаптирован в Украине частично. В частности, рыночный риск учтен лишь по размеру открытой валютной позиции банка, а операционный риск при расчете адекватности капитала не учитывается. С начала 2020 года будут изменены правила учета рыночного риска, введены требования покрытия капиталом операционных рисков.
Для того чтобы оценить потребность в капитале для покрытия кредитного риска, в Украине применяется стандартизированный подход: активы взвешивают на заранее определенных весах (0-100%) в зависимости от группы риска. Этот подход сохранится, правда, возможно, коэффициенты (веса) риска будут перекалиброванные, в том числе с учетом изменений стандартизированного подхода, которые недавно были утверждены Базельским комитетом.
Введение коэффициента левериджа
Согласно рекомендациям Базель III и пакета CRR/CRD IV, минимальные требования к капиталу будут действовать вместе с требованиями к коэффициенту левериджа банка (leverage ratio). Он равен отношению капитала первого уровня ко всем активам (балансовым и не балансовым) без учета весов риска. Этот инструмент позволяет ограничивать рост активных операций банков за счет привлеченных средств. НБУ планирует ввести норматив левериджа в 2020 году.
Дополнительные требования для повышения устойчивости финансовой системы и отдельных учреждений
Кроме минимальных требований к капиталу, Базель III и CRR/CRD IV вводит буферы капитала, как для всей системы, так и для отдельных банков. Цель буферов капитала – создать “подушку” безопасности, которая будет поглощать убытки, полученные из-за реализации рисков финансового сектора.
Введение буферов капитала означает повышение требований к основному капиталу 1-го уровня. В 2015 году НБУ ввел три буферы капитала – консервации, контрцикличный и системной важности. Их активируют не ранее 2020 года.
С помощью буфера консервации капитала будет формироваться запас капитала в не кризисных периодах, чтобы банки могли им воспользоваться при возникновении убытков без нарушения минимальных требований к капиталу. В Украине банки начнут формировать этот буфер с 2020 года, ежегодный прирост составит 0.625 п.п. (с 0.625% до 2.5%).
Контрцикличный буфер капитала будет появляться в период кредитной экспансии, когда стремительный рост кредитного портфеля создает системные риски. Благодаря этому буферу банки получат дополнительную защиту на случай реализации системных рисков. Максимальный размер буфера – 2.5%.
Буфер системной важности появится в системно важных банках, для усиления их способности поглощать убытки. Эти банки должны быть более устойчивы к кризисным явлениям, чем другие, ведь их неплатежеспособность может иметь существенные негативные последствия для всего финансового сектора. Размер буфера будет зависеть от категории системной важности банка и составит от 1% до 2%.
Согласно CRR/CRD IV регуляторы также могут применять буфер системного риска. На сегодня этот буфер не предусмотрен нормативно-правовыми актами НБУ, и его внедрение не будет стоять на повестке дня в ближайшие несколько лет.
ТРЕБОВАНИЯ К ЛИКВИДНОСТИ
Базель III в 2013 году впервые ввел минимальные требования к ликвидности банков, ранее Базельские стандарты устанавливали только требования к капиталу. Предложено два норматива ликвидности: коэффициент покрытия ликвидности (Liquidity coverage ratio, LCR) и коэффициент чистого стабильного финансирования (Net Stable Funding Ratio, NSFR).
LCR повысит устойчивость банков к краткосрочным шокам ликвидности. Если его значение соответствуют нормативному (100% и выше), то банк имеет достаточно ресурсов, чтобы в кризисных условиях в течение 30 дней перекрывать отток средств. Нормы ЕС предусматривают, что LCR должен выйти на уровень 100% с 1 января 2018 года.
NSFR оценивает ликвидность банка в периоде до 1 года. Это стимулирует банки полагаться на стабильные источники фондирования и минимизирует склонность привлекать краткосрочное фондирование. Коэффициент NSFR не допускает чрезмерных несоответствий в срочности между активами и пассивами банков.
Соблюдение коэффициента NSFR является более сложным для банков, чем выполнение LCR, потому что создает необходимость существенно изменить срочную структуру пассивов. Именно поэтому введение NSFR запланировано позже по сравнению с LCR. На международном уровне норматив вводится с 1 января 2018 года, с минимальным значением на уровне 100%.
НБУ планирует разработать показатель NSFR для украинских банков в течение 2018 года и начать поэтапное его внедрение с 2020 года.
Источник: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.