В первом квартале 2018 г. банковский сектор Украины получил высокую прибыль, благодаря существенному сокращению отчислений в резервы

В I квартале 2018 года банковский сектор Украины получил высокую прибыль, благодаря существенному сокращению отчислений в специальные резервы. Он компенсировал снижение собственного капитала, обусловленное переходом на МСФО 9. Об этом говорится в отчете Национального банка Украины.

Операционная прибыль банковского сектора сократилась: увеличение чистых процентных и комиссионных доходов нивелировали рост операционных расходов и отрицательный торговый результат.

Ожидается, что отчисления в резервы будут низкие и в дальнейшем при отсутствии значительных шоков. Это увеличит рентабельность собственного капитала в секторе до 10% за 2018 год.

Доходность банковского сектора растет

В I квартале 2018 года чистая прибыль банковского сектора выросла в 2.7 раза г/г и составила 8.7 млрд. грн. Это произошло благодаря снижению отчислений в резервы, которые составили всего 1,1 млрд. грн. – самое низкое квартальное значение, начиная с 2013 года.

Операционный доход сектора вырос на 6% г/г благодаря увеличению чистого процентного и комиссионного доходов. Но этот прирост нивелирован стремительным ростом операционных расходов (+25.2% г/г), а также торговым результатом, и стал отрицательным из-за переоценки индексированных ОВГЗ в портфеле государственных банков.

Чистый процентный и комиссионный доходы стремительно растут

Чистый процентный доход сектора увеличился на 43% г/г. Основной фактор – существенное снижение стоимости фондирования, прежде всего депозитов населения, по которым процентные расходы сократились на 17% г/г. Рост доходов от кредитов физическим лицам и купонов по ОВГЗ компенсировал сокращение доходов от корпоративных кредитов.

По отношению процентных расходов к доходам иностранные банки лидируют (32%) благодаря крайне низкой стоимости фондирования, ведь предлагают самые низкие на рынке депозитные ставки. Самое высокое отношение (71%) у госбанков (кроме «Приватбанка») – это единственная группа, для которой за год оно почти не изменилось. Для «Приватбанка» показатель уменьшился с 94% в I квартале 2017 года до 52% в I квартале этого года благодаря значительному снижению депозитных ставок.

В прошлом году, как и в 2016 году, ряд банков имели существенную разницу между начисленными и фактически полученными процентными доходами. Это частично обусловлено тем, что начисление и фактическое получение доходов не совпадает во времени, прежде всего, по ОВГЗ и по купонам дважды в год.

В то же время за целый год существенных расхождений быть не должно, но они существуют и в основном являются результатом некорректного отображения качества кредитного портфеля, когда банки начисляют проценты на кредиты, которые не обслуживаются. Финансовые учреждения с существенной разницей между этими показателями должны тщательнее отражать качество кредитного портфеля.

В I квартале 2018 года чистые комиссионные доходы возросли на 28.3% г/г. Это обусловлено, прежде всего, ростом спроса населения и бизнеса на банковские услуги, в частности на новое кредитование, которое генерирует и дополнительные комиссионные доходы. Увеличение безналичных расчетов способствовало расширению объема операций, с которых берется комиссия.

Также отдельные крупные банки повысили тарифы за РКО.

Наибольшим был прирост чистых комиссионных доходов в «Приватбанке» – на 45% г/г. Его доля в секторе по чистым комиссионным доходам выросла на 4.2 п.п. г/г до 40.4%, что значительно больше, чем по чистым активам (19.8%) и отделениям (23.5%).

Рост чистых процентных и комиссионных доходов частично нивелировал отрицательный торговый доход. После перехода на МСФО 9 изменились правила оценки производных финансовых инструментов, в том числе индексированных облигаций. Поменялись и ключевые экономические параметры моделей оценивания (текущий и ожидаемый обменный курс, безрисковые ставки в Украине и за рубежом), поэтому справедливая стоимость снизилась более чем на 8.1 млрд. грн.

Распределение операционной эффективности банков поляризовалось

Чистая операционная прибыль сектора до формирования резервов снизилась на 13.3% г/г до 10.8 млрд. грн. В I квартале этого года средняя операционная эффективность была хуже, чем в прошлом году: отношение операционных расходов к доходам (cost-to-income ratio, CIR) составило 57.9% против 49%. 19  из 82 финансовых учреждений получили чистый операционный убыток до формирования резервов, против 14 банков в I квартале 2017 года. Среди них один государственный банк.

В то же время коэффициент CIR меньше на 50%, чем имели банки, которые совокупно занимали 54% чистых активов сектора.

Отчисления в резервы снижаются

Резервы под ожидаемое обесценение кредитного портфеля выросли на 1.1 млрд. грн. в I квартале. Отношение отчислений в резервы к валовому кредитному портфелю составило лишь 0.5%. Это обусловлено тем, что несколько банков расформировали резервы по реструктурированным кредитам, что их снова начали обслуживать заемщики. Если макроэкономические ожидания не изменятся, то в 2018 году объем отчислений в резервы в целом по сектору, вероятно, будет самым низким за последнее десятилетие.

В I квартале было 14 убыточных банков (против 18 в 2017 году). Три из них имели небольшую операционную прибыль, но получили убыток в результате формирования резервов.

Переход на МСФО 9 повлиял на капитал банков несущественно

Негативный эффект для банковского сектора от введения МСФО 9 составлял около 10 млрд. грн. Именно на такую сумму с начала года выросли убытки банков прошлых лет. Их возникновение обусловило формирование резервов под ожидаемые убытки по кредитам, которые оцениваются на первом и втором этапах в соответствии с правилами МСФО, и формирование резервов по обесцененным кредитам (третий этап).

Львиную долю этого эффекта почти полностью компенсировала чистая прибыль за I квартал. Несколько банков окончательно введут МСФО 9 в течение II квартала, поэтому оценки влияния нового стандарта на финансовую отчетность предварительные и могут быть существенно откорректированы.

Банки имеют достаточный уровень капитала

За I квартал регулятивный капитал сектора вырос на 7.6 млрд. грн., или на 6.2%, за счет чистой прибыли. Взносы в уставный капитал составили 0.2 млрд. грн. Достаточность капитала сектора в целом превышает минимально необходимый объем. На конец марта 63 банки с 82 имели показатель адекватности капитала более 15%.

ИЗМЕНЕНИЯ РЕГУЛЯТОРНОЙ СРЕДЫ

В первом полугодии 2018 года существенных изменений в регуляторной среде было несколько. Верховная Рада Украины (далее – ВРУ) приняла закон о создании и ведении Кредитного реестра Национального банка Украины. Появились первые шаги в реформировании корпоративного управления в банках благодаря усилению роли независимых членов наблюдательных советов.

Создан централизованный Кредитный реестр

В феврале 2018 года принят закон Украины “О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно создания и ведения Кредитного реестра (КР) НБУ и совершенствования процессов управления кредитными рисками банков”. КР – это информационная система, которую создает и поддерживает Национальный банк. Он дает возможность банкам получить данные об обслуживания кредитов определенными заемщиками в других банках.

Закон определяет, что в КР передается информация о кредитных операциях, по которым задолженность не меньше, чем 100 минимальных зарплат. Банки получают доступ к реестру в режиме реального времени на бесплатной основе. НБУ определил организационно-правовые основы функционирования КС, в частности порядок предоставления банками и ФГВФЛ информации, и ее удаление, получение данных с КР банками, а также физическими и юридическими лицами, ведение реестра запросов.

Введение КР создает для банков новые возможности оценивать и постоянно мониторить кредитные риски. Это снижает вероятность кредитования недобросовестных заемщиков. НБУ сможет использовать КР для регулярной калибровки коэффициентов PD и LGD, что их должны использовать банки для оценки кредитного риска. Также КР дает возможность эффективно мониторить концентрацию кредитных рисков в системе.

Некоторое время информация с КС будет иметь справочный характер. В дальнейшем НБУ обяжет банки учитывать ее для определения вероятности дефолта (PD). Банки будут обязаны снижать класс заемщика, если тот будет неудовлетворительно обслуживать кредиты в других банках.

Усовершенствованы принципы корпоративного управления в банках

В начале 2018 года вступил в силу закон Украины “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения ведения бизнеса и привлечения инвестиций эмитентами ценных бумаг”, который стал важным шагом в реформировании системы корпоративного управления в частности в банковском секторе.

Закон отменил норму о существовании банков исключительно в форме акционерных обществ (АО) открытого типа. Однако банки получили право самостоятельно определять тип акционерного общества в зависимости от формы привлечения капитала.

В то же время сохранены требования к раскрытию информации, характерные для публичных АО, и ужесточены требования к корпоративному управлению в банках. В частности повышена роль наблюдательного совета в управлении банком путем определения круга вопросов, относящихся исключительно к его компетенции.

Они  не могут быть делегированы другим органам банка (кроме передачи определенного вопроса на рассмотрение общего собрания по решению самого совета). Также увеличено минимальное количество независимых директоров в совете банка (не менее одной трети состава, не менее трех человек) и повышены требования к их независимости.

Закон меняет подход к оценке Национальным банком профессиональной пригодности руководителей банка: вместо жестких формальных требований к образованию и опыту работы введена комплексная оценка профессиональной пригодности лица на основе его образования, в том числе дополнительной профессиональной подготовки и предыдущего опыта работы, в том числе управленческого. Такое оценивание будут проводить, учитывая бизнес-план и стратегию банка, а также сферы ответственности руководителя на конкретной должности.

Введены ежегодные оценки устойчивости банков

Национальный банк ввел процесс ежегодной оценки устойчивости банков и банковской системы в целом, которые будут проводить по состоянию на 1 января каждого года, начиная с 2018. Оценивание предполагает три этапа:

— проверку аудиторами качества активов банка и приемлемости обеспечения по кредитным операциям;

— экстраполяцию результатов первого этапа на портфель банка и оценка достаточности капитала;

— оценивание регулятором достаточности капитала банка по результатам стресс-тестирования, основанное на разработанных Национальным банком моделях. Стресс-тестирование будет проводиться по базовым и неблагоприятным макроэкономическим сценариям на трехлетнем горизонте.

I и II этапы оценивания будут проходить все платежеспособные банки. Перечень финансовых учреждений для III этапа будет определять НБУ, учитывая влияние каждого банка на стабильность банковской системы.

В 2018 году в III этап попали 25 банков, которые совокупно составляют более 90% банковской системы по активам. Если по итогам оценивания показатели достаточности капитала банка будут ниже, чем требует НБУ, то такой банк будет обязан разработать программу капитализации или план мероприятий для поддержания или восстановления уровня капитала.

До конца соответствующего года результаты оценивания и выполнения программ докапитализации будут размещаться на сайте НБУ. Такой инструмент даст возможность регулятору выявлять не только текущие, но и потенциальные риски банков.

Требования к краткосрочной ликвидности украинских банков гармонизированы с нормами законодательства ЕС и рекомендациями Базельского комитета (Базель III)

В феврале этого года Национальный банк утвердил новый пруденциальный норматив для банков, коэффициент покрытия ликвидности (LCR). Он соответствует общепринятым в мире подходам к определению уровня ликвидности и понятный для международных инвесторов. В мире, в частности в ЕС, минимальное значение коэффициента LCR установлено на уровне 100%. Чтобы определить период, необходимый для достижения банками этого значения, НБУ будет проводить тестовые расчеты в течение 6 месяцев, начиная с июня 2018 года.

С декабря норматив станет обязательным для исполнения и будет рассчитываться ежедневно. В течение определенного времени нормативы ликвидности Н4, Н5 и Н6 будут действовать параллельно с LCR. Большинство банков не должны иметь трудностей с соблюдением этого норматива учитывая имеющийся избыток ликвидности в банковском секторе и высокую доходность государственных ценных бумаг, входящих в состав высококачественных ликвидных активов.

Расширенный объем информации о банках, обязательный для обнародования

Национальный банк обязал банки публиковать на собственных веб-страницах значение экономических (пруденциальных) нормативов и составляющих регулятивного капитала не позднее 10 числа каждого месяца. Дополнительно финансовые учреждения также должны обнародовать информацию о распределении кредитов, предоставленных физическим и юридическим лицам, по классам должника и оборотносальдовый баланс за отчетный месяц.

Такое расширение перечня публичных данных о финансовом состоянии банков будет способствовать увеличению прозрачности их деятельности, что отвечает интересам инвесторов, кредиторов, вкладчиков, иных клиентов. Для удобства пользователей НБУ дополнительно централизованно обнародует сводную информацию на собственной веб-странице.

Усовершенствованы подходы к оценке кредитного риска

Национальный банк уточнил алгоритм расчета размера кредитного риска (пруденциальных резервов):

— актуализированы параметры логистической модели и диапазонов значений вероятности дефолта (PD), которые банки применяют для оценки финансового состояния должников – юридических лиц. При этом учтены обновленные данные финансовой отчетности должников – юридических лиц и текущие экономические тенденции;

— установлено требование к финансовым учреждениям относительно согласования внутренних положений об определении коэффициентов PD Национальным банком, чтобы иметь возможность устанавливать их ниже, чем среднее значение в диапазоне для каждого класса должников. Банки должны будут доказать обоснованность собственных подходов к расчету показателей PD и подтвердить высокое качество собственной статистики, когда ее используют при исчислении PD;

— изменены правила учета залога при расчете кредитного риска (пруденциальных резервов). В частности, стоимость обеспечения по неработающим кредитам будет учитываться полностью только в течение двух лет пребывания кредита в статусе дефолтного. Дальше начнется его постепенная амортизация, а после четырех лет кредита в дефолте стоимость обеспечения не будет учитываться. Также отменен ретроспективный расчет длительности дефолта по активам (отсчет продолжительности дефолта по активам начинается с начала 2017 года, то есть с момента введения Постановления № 351);

— определены требования к субъектам оценочной деятельности, которые могут оценивать обеспечение для расчета кредитного риска.

Осовременен порядок проведения операций с аккредитивами

С апреля 2018 года банки проводят операции по аккредитивам. В национальной и иностранных валютах по международным правилам UCP 600. Новый порядок работы с аккредитивами предусматривает уменьшение количества формальных инструкций при осуществлении операций, а также предоставляет право банкам и их клиентам использовать документы в электронном виде на всех этапах операций.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Чтобы обеспечить финансовую стабильность, нужна слаженная работа всех участников финансового рынка: Национального банка, банков, небанковских финансовых учреждений и регуляторов рынка, а также действенная поддержка органов государственной власти. Национальный банк предлагает государственным органам и банкам свои рекомендации и обнародует собственные задачи и намерения на ближайшее время. Большинство рекомендаций из предыдущих выпусков Отчета также не потеряли актуальности.

Рекомендации органам государственной власти

Ускорить принятие законов, необходимых для повышения эффективности работы банковского сектора и финансового рынка в целом:

“О валюте” (№ 8152) – законопроект содержит концептуально новый подход к системе валютного регулирования и надзора, что ускорит валютную либерализацию и отменит неэффективные нормы действующего законодательства. Принятие закона позволит создать для инвесторов понятные и более благоприятные условия деятельности и обеспечит свободное движение капитала, что Украина взяла на себя обязательства в соответствии с Соглашением об ассоциации с ЕС;

“О возобновлении кредитования” (№ 6027-д) – законопроект усилит защиту прав кредиторов. В частности усовершенствует инструменты внесудебного урегулирования, уменьшит уклонение от кредитных обязательств, при наследовании имущества заемщика, сделает невозможным отчуждение предмета ипотеки без согласия банка-кредитора. Принятие закона позволит банкам смягчить требования к потенциальным заемщикам, что будет способствовать снижению стоимости кредитов;

“О совершенствовании функционирования финансового сектора” (№ 8331) – законопроект введет независимые профессиональные наблюдательные советы в государственных банках и в корне изменит принципы и механизмы корпоративного управления в них, что будет способствовать значительному повышению их конкурентоспособности и эффективности, сделает их привлекательными для иностранных инвесторов во время приватизации.

Также законопроект устраняет законодательные пробелы в организации наличного обращения, полномочиях ФГВФЛ в части завершения процедуры ликвидации банков и другие недостатки;

“О консолидации регулировании рынка финансовых услуг” (№ 2413а) – законопроект предусматривает распределение функций Нацкомфинуслуг между НБУ и НКЦБФР. Это обеспечит эффективный надзор одновременно за банковским сектором и рынком небанковских финансовых услуг, что будет способствовать высшему качеству регулирования финансового рынка.

“О банкротстве” (Кодекс Украины  процедур банкротства, № 8060) – законопроект усилит защиту прав кредиторов, повысит уровень выполнения контрактов и судебных решений, усовершенствует процедуры продажи имущества должника на аукционе, урегулирует механизм восстановления платежеспособности физических лиц, оказавшихся в затруднительном финансовом положении, и нуждаются в помощи от государства;

“О защите прав потребителей финансовых услуг” (№ 2456-д) – законопроект урегулирует взаимодействие физических лиц с банками и финансовыми компаниями по европейскому образцу, в частности в части добросовестности рекламы и раскрытия информации о финансовых услугах.

Также законопроект определит правила применения электронных документов и дистанционных каналов обслуживания, будет способствовать распространению новейших технологий при предоставлении финансовых услуг. Его введение усилит доверие потребителей финансовых услуг к банковской системе и создаст условия для здорового кредитования населения;

Национальный банк надеется, что кроме этих документов, на рассмотрение ВРУ, вскоре будут поданы такие законопроекты:

— “О деятельности по управлению задолженностью” – создаст новую категорию небанковских финансовых учреждений-компаний по управлению задолженностью и урегулирует правовое поле их работы;

— “Об отдельных вопросах регулирования банковской деятельности” – усовершенствует корпоративное управление в банках, в частности усилит роль наблюдательных советов, расширит полномочия НБУ в сфере банковского надзора на консолидированной основе и будет способствовать уточнению данных в части идентификации связанных с банком лиц.

Обеспечить полноценное возобновление сотрудничества с МВФ

В течение 2018 – 2020 годов Украине будет необходимо рефинансировать существенные объемы внешнего государственного долга. Чтобы сделать это на выгодных условиях, необходимо возобновить сотрудничество с МВФ и другими официальными кредиторами.

ВРУ, исполнила одну из двух принципиальных требований МВФ. Приняла законопроект № 7440 “О Высшем антикоррупционном суде”, однако остается выполнить еще одно требование – приведение тарифов на газ к рыночному уровню. Промедление в проведении структурных реформ создает высокие риски для финансовой стабильности и долгосрочного экономического роста в Украине.

Рекомендации банкам

Активизировать работу с неработающими кредитами (NPL)

Отдельные банки постепенно решают проблему неработающих кредитов, реструктуризируют их, в частности на основе закона Украины “О финансовой реструктуризации”. Однако системный прогресс на сегодня отсутствует. Много проблемных должников не обслуживают кредиты даже после существенного улучшения их финансового состояния.

Банки должны приложить дополнительные усилия в работе с финансово устойчивыми, но недобросовестными должниками. Также следует активнее использовать механизм внесудебной добровольной финансовой реструктуризации, прежде всего коллективные действия по реструктуризации (комитеты кредиторов, координационные комитеты).

Национальный банк будет требовать от финансовых учреждений, сформировать и активно выполнять планы по снижению уровня NPL. До конца года НБУ подготовит положение, которое будет регламентировать работу банков с проблемной задолженностью.

Адекватно оценивать кредитные риски заемщиков

В апреле Национальный банк провел среди банков опрос о том, как они оценивают возможные потери в случае дефолта должников (подробнее в вставке: Результаты второго опроса банков об ожидаемых убытках во время перехода на МСФО 9), который показал, что финансовые учреждения сохраняют значительный разброс оценок вероятности дефолта (PD) и потерь в случае дефолта (LGD) в качестве параметров расчета ожидаемых убытков (EL) в соответствии с МСФО 9.

Особенно значительный разброс оценок по группам потребительских и ипотечных кредитов. Частично банкам не хватает информации, чтобы определить параметры EL статистическими методами, поэтому они устанавливают значение экспертно.

Некоторые финансовые учреждения до сих пор не завершили формирование подходов к определению параметров EL. НБУ, что в будущем банки будут совершенствовать свои модели, а параметры ожидаемых убытков сближаются.

Пересмотреть бизнес-модели банкам, которые показывают устойчивые убытки

Отдельные финучреждения до сих пор операционноубыточные, некоторые из них – на протяжении нескольких лет. Это свидетельствует о неэффективности их бизнес-моделей. Таким банкам необходимо как можно быстрее восстановить прибыльную деятельность, прежде всего, сократив операционные расходы, оптимизировав розничную сеть, ограничив вознаграждение топ-менеджмента.

Подход к надзору на основе SREP предусматривает, что банки без жизнеспособных бизнес-моделей будут находиться под усиленным надзором. Национальный банк будет пристально отслеживать выполнение программ реструктуризации бизнеса таких банков.

Улучшить управление непрофильными активами, приобретенными во время кризиса, или ускорить их продажу

В процессе взыскания обеспечения по неработающим кредитам, банки получили немало залогового имущества. В некоторых из них объем инвестиционной недвижимости на балансе превышает треть чистых активов. В большинстве случаев эта недвижимость не приносит доходов, однако требует значительных затрат на управление и обслуживание. Поэтому банки должны очистить свои балансы от непрофильных активов, реализовав неработающую недвижимость или предоставив ее в лизинг на рыночных условиях.

Планы и намерения Национального банка

Ввести новый инструмент капитала с условиями списания/конверсии

НБУ планирует ввести новый инструмент капитала – разновидность субординированного долга, что станет составляющей основного капитала. Условия его выпуска будут заключаться в том, что в случае снижения уровня адекватности основного капитала ниже определенного уровня этот инструмент подлежит списанию или конверсии в простые акции банка. Он будет отвечать критериям принадлежности к дополнительному капиталу первого уровня в соответствии с Базелем III и европейским законодательством, и учитывать нормы законодательства Украины.

Введение такой составляющей основного капитала расширит возможности для докапитализации банков и станет первым шагом к изменению структуры регулятивного капитала в направлении Базеля III и норм ЕС.

Внедрить систему управления рисками в банках

С целью приближения стандартов риск-менеджмента в украинских банках к лучшим мировым практикам, Национальный банк утвердил Положение об организации системы управления рисками в банках Украины и банковских группах. Оно меняет принципы управления рисками в банковской деятельности и устанавливает обязательные минимальные требования к организации комплексной, адекватной и эффективной системы управления рисками в соответствии с Базельскими рекомендациями.

НБУ ожидает, что к концу текущего года банки проведут определенную подготовительную работу, в частности создадут комитеты совета банка по управлению рисками и подразделения контроля над соблюдением норм (комплаенс), обеспечат достаточную численность персонала, определят полномочия и ответственность лиц, вовлеченных в системы управления рисками. Национальный банк будет оказывать методологическую поддержку банкам и следить за тем, чтобы поэтапно все требования вышеуказанного положения были выполнены.

Начать оценивание внутренних положений банков по кредитным рискам

В скором времени НБУ будет осуществлять проверку и согласовывать банкам их внутренние методики определения коэффициента вероятности дефолта должника (PD) для расчета кредитного риска (пруденциальных резервов).

Чтобы согласовать методику с Национальным банком, банк должен составить ее корректно, а расчет PD должно основываться на его собственном опыте и статистике внутренних операций минимум за 5 последних лет. Банки с согласованной методикой будут иметь право устанавливать коэффициент PD ниже середины диапазона, определенного для каждого финансового класса.

Это должно стимулировать финансовые учреждения к разработке собственных эффективных методик оценки кредитного риска. В целом запланированные изменения должны повысить адекватность его оценки. А для банков, что не смогут обеспечить должного качества, будет установлены более высокие требования к капиталу.

Обнародовать результаты ежегодной оценки устойчивости банков

Национальный банк планирует обнародовать информацию о ежегодной оценке устойчивости банков и банковской системы до 31 декабря отчетного года. Она будет содержать не только результаты диагностики, но и данные о работе, проведенной банком для решения проблем с капиталом, начиная от завершения диагностики.

В частности будут обнародованы оценки достаточности капитала по базовому и неблагоприятному сценариям, объемы влияния на потребность в капитале всех мероприятий по докапитализации. А также мероприятий по снижению кредитного риска.

Усовершенствовать процедуры регистрации и лицензирования банков

Во втором полугодии 2018 года Национальный банк планирует внедрить принципиально новые подходы к регистрации и лицензированию банков в соответствии с законодательством ЕС и стандартов Базельского Комитета по банковскому надзору. Будет принято новое Положение о лицензировании банков, которое усовершенствует подходы к оценке Национальным банком деловой репутации руководителей финучреждений и владельцев, существенного участия в них.

НБУ получит возможность признавать деловую репутацию соответствующего лица небезупречной. Положение повысит эффективность проверки самостоятельности независимых директоров банков и введет тестирование их знаний о корпоративном управлении.

Планируется, что Национальный банк будет проводить комплексный анализ финансового состояния приобретателя существенного участия в банке и его группы (с основным фокусом на конечного бенефициара), применяя профессиональное суждение и ориентированный на риск подход. Также существенные изменения коснутся процессов выдачи банковской лицензии, регистрации обособленных подразделений банков, согласования приобретения/увеличения существенного участия в банке и тому подобное.

КРЕДИТОВАНИЕ СВЯЗАННЫХ ЛИЦ: НИКОГДА И СНОВА

Кредитование связанных лиц (ПО) было привычной практикой для украинских банков на протяжении многих лет. Связанные лица – физические лица и предприятия, которые прямыми или опосредованными признаками связанные с деятельностью и управлением банка, в частности с акционерами или топ-менеджерами банка.

Детальный перечень признаков приведен в ст. 52 закона Украины “О банках и банковской деятельности” и главе 3 Постановления НБУ №315 “Об утверждении Положения об определении связанных с банком лиц”. В этом материале из анализа исключен «Приватбанк» для более репрезентативного изображения тенденций.

В прошлом законодательство и практика его применения не давали возможности должным образом его контролировать и ограничивать, поэтому они были масштабными и скрытыми, и создавали значительные риски, которые реализовались в течение прошлого кризиса.

ПО, как правило, не операционные компании или предприятия со слабым финансовым состоянием. Во время прошлого кризиса долги ПО быстро превратились в неработающие, став мощным источником продолжающейся нестабильности в финансовом секторе, а также причиной значительных потерь государства, обычных клиентов банков и экономики в целом.

На сегодня проблема кредитования ПО уже не критична для системы. Банки, кредиты, уменьшают их объемы под усиленным контролем НБУ. Но НБУ в дальнейшем постоянно будет отслеживать операции банков со связанными лицами, и делать жестче правила работы финучреждений с ПО.

Кредитование связанных лиц было привычным и скрытым явлением

В течение длительного времени многие банки активно кредитовали связанных с ними лиц. Это была привычная и распространенная практика, которая длилась годами. Законодательство и нормы НБУ на практике не ограничивали такие операции. Определяли ПО исключительно по формальным признакам. Значит кредиты, по своей сути выданы ПО, были неправильно отражены в отчетности банков. Следствие – в середине 2015 года объем кредитов, признанных всеми банками, составил лишь 1.5 млрд. грн.

На этапе экономического роста кредитования ПО не создавало видимых проблем. Хоть его проводили на нерыночных условиях, но ПО обслуживали свои обязательства, а сами банки формально выполняли все требования и нормативы. Однако кредитование ПО, имело очень большие скрытые риски, проявившиеся впоследствии.

Оно отвлекало финансовые ресурсы от рыночного бизнеса, который мог использовать их гораздо эффективнее, обеспечивая банку надлежащие процентную ставку и уровень обслуживания обязательств, а экономике – большую устойчивость и динамику. Полученные кредиты часто направлялись на неэффективные, рискованные, и, в конце концов, нерентабельные вложения, что создавало высокие риски для банков и всей экономики.

Указанные риски полностью реализовались во время экономического кризиса 2014 – 2016 годов. Финансовое положение бизнес-групп, к которым принадлежали ПО банков, ухудшилось, возможности должным образом обслуживать кредиты резко снизились.

Тогда в законодательство и нормативную базу НБУ в 2015 году были внесены изменения, которые обязывали финучреждения кредитовать на рыночных условиях. И постепенно сократить их объем в портфеле, немало владельцев банков и связанных с ними лиц решили, что целесообразнее отказаться от банка, чем возвращать кредиты ПО, или перекредитовать свой бизнес в других банках на гораздо менее выгодных условиях.

Это привело к возникновению значительных проблем в банковском секторе, чрезмерной нагрузки на ФГВФЛ, потерь средств бюджета и клиентов финучреждений. Если бы масштаб кредитования ПО, был не таким большим, количество выведенных с рынка банков, могло бы быть значительно меньше.

Диагностика кредитования ПО, показала, что масштаб проблемы значителен для банков с частным украинским капиталом

НБУ провел диагностику активных операций банков со связанными лицами в 2015 – 2016 годах, перед тем коренным образом изменив правила определения ПО. Обследование выявило некоторые важные моменты.

Реальные объемы кредитования ПО были значительно выше, чем отраженные в отчетности банков ранее. В завершение диагностики сумма таких кредитов составила 31.9 млрд. грн. – без учета кредитов тех банков, которые обанкротились, не пройдя диагностики.

Банки в целом корректно отображали кредиты связанным физическим лицам, собственникам, менеджерам, работникам, но значительно занижали обязательства бизнесов, связанных с акционерами банка. Наибольшая концентрация кредитов ПО была выявлена в частных банках с украинским капиталом. По результатам обследования, доля требований к ПО в корпоративном кредитном портфеле этой группы превысила 25%.

Показатели других групп банков были значительно ниже. Для иностранных банков – это их менеджеры и сотрудники, объем выданных кредитов, которым незначителен. В то же время государственные банки хоть и имеют значительные объемы кредитов, выданных госкомпаниям, но не классифицируют таких заемщиков как ПО. Это соответствует международным практикам, правилам НБУ и требованиям МСФО.

Кредиты ПО часто выдавали на неоперационные компании, которые имеют низкую устойчивость

Диагностика выявила, что 44 банки имели сверхурочное значение норматива Н9, то есть объем кредитов, выданных ими ПО, превышал 25% регулятивного капитала. В отдельных случаях это стало следствием резкого падения уровня капитала во время кризиса. Однако у многих банков значение Н9 превышало разрешенный норматив в несколько раз.

Обычно высокая концентрация кредитов ПО была присуща банкам с украинским капиталом, относящимся к финансово-промышленным группам (ФПГ) и кредитовали их участников. Как правило, связанные с банками лица, которым предоставлены кредиты, – финансово слабые заемщики или “пустые” неоперационные компании, созданные исключительно для получения кредита.

Таким образом, ФПГ пытались замаскировать, что эти заемщики относятся к группе, а также осложнить взыскание задолженности в случае банкротства финансового учреждения — кредитора. Это подтверждается данными финансовой отчетности: 37% должников ПО, занимаются “деятельностью” и “другими” видами экономической деятельности, в то же время среди обычных должников доля этих видов деятельности составляет лишь 19%.

Юридические лица, связанные с банками, в целом имеют худшее финансовое положение, чем те, кто брал кредиты на рыночных условиях. Долговая нагрузка (отношение чистого долга к EBITDA), ПО превышает этот показатель для обычных должников больше, чем вдвое. 63% кредитов ПО было предоставлено компаниям с отрицательным EBITDA за 2016 год. Финансовой отчетности предприятий за 2017 год не имеется на момент выпуска Отчета.

В целом рентабельность связанных с банками лиц ниже, чем у обычных заемщиков. В 2014 – 2015 годах средневзвешенный показатель ПО EBITDA был отрицательным. Также такие компании имеют значительно, более высокую долю операционных элементов баланса, чем обычные заемщики. Искусственное завышение валюты баланса – тоже признак того, что нет операционной деятельности.

В 2017 году банки были вынуждены признать реальное качество кредитов ПО

До недавнего времени слабое финансовое состояние должников ПО и низкое качество выданных им кредитов не были должным образом отражены в отчетности банков. Это полностью соответствовало прежним правилам определения кредитного риска, в основе которых преимущественно лежал факт просрочки платежей по долгам, а не оценка финансового состояния заемщиков.

Следствие – на начало 2017 года доля неработающих корпоративных кредитов, выданных ПО, в частных банках с украинским капиталом составляла лишь 11%, что почти вдвое меньше, чем для обычных заемщиков (21%).

В 2016 году НБУ изменил правила определения кредитного риска и провел верификацию его расчета финансовыми учреждениями для крупнейших заемщиков во втором полугодии 2017 года. Проверка показала, что во время оценки финансового состояния ПО банки ориентировались больше на математические расчеты, чем на принципы Постановления № 351, что обязывают оценивать реальные денежные потоки заемщиков.

Учет таких оценок выявил, что многие ПО не в состоянии обслуживать свои долги из-за слабого финансового состояния. Это стало основной причиной роста доли неработающих кредитов в частных банках с украинским капиталом с 13% до 25%, что выше показателя для обычных заемщиков.

Адекватное отражение кредитного риска привело не только к увеличению доли неработающих кредитов, но и к повышенному давлению на капитал. Чтобы его избежать, банки вместе со связанными лицами увеличивали уровень покрытия залогом соответствующих кредитов. Значительная доля депозитов в обеспечении ПО связана с тем, что при расчете норматива Н9, объем задолженности ПО уменьшается на сумму денежного покрытия в обеспечении.

Многолетнее кредитование ПО стало мощным источником финансовой нестабильности

Во время последнего кризиса все риски кредитования ПО реализовались. Банки с чрезмерным портфелем таких кредитов банкротились, от чего теряли их обычные клиенты, ФГВФЛ и бюджет. Это стало мощным источником нестабильности в финансовом секторе и значительным фактором давления на государственные финансы.

Совокупный объем кредитов ПО в банках, выведенных с рынка в течение кризиса, оценивается в более 80 млрд. грн. Он состоит из долгов, признанных банками, что прошли диагностику операций с ПО, и кредитов в банках, признанных неплатежеспособными до завершения обследования.

На 01.03.2018 прямые расходы ФГВФЛ на возмещение вкладчикам этих банков превысили 38 млрд. грн. Остальные убытки – потери обычных вкладчиков, преимущественно населения и бизнеса. Большинства этих потерь можно было избежать, если бы владельцы компаний — ПО обслуживали долги.

НБУ в дальнейшем будет прилагать все усилия, чтобы снижать кредитование ПО

Готовя изменение механизмов работы банков с ПО и диагностику операций с такими лицами, НБУ руководствовался Базельским принципам. Согласно Базельских принципов банковского надзора, регулятор может контролировать риски кредитования ПО тремя способами: прямыми лимитами на такое кредитование, полным покрытием кредитов ПО обеспечения, или уменьшением капитала на всю сумму таких кредитов.

Действующие регуляции НБУ мягкие – норматив Н9, дает возможность банку иметь портфель кредитов ПО (за вычетом гарантий международных финансовых институтов и денежного покрытия) в размере, не превышающем 25% регулятивного капитала.

Большинство банков, в которых диагностика выявила нарушение норматива Н9, привели значения показателя к норме, уменьшив задолженность по кредитам ПО или увеличив регулятивный капитал. Остальные – разработали и согласовали с НБУ планы мероприятий для уменьшения задолженности ПО. Срок их выполнения составляет три-пять лет, после чего значение Н9 должно быть в пределах нормы.

На сегодня проблема кредитования ПО уже не является системной. Банки постепенно выполняют утвержденные планы. В результате в течение пяти кварталов после завершения диагностики суммарный объем кредитов ПО в системе снизился на 26%. Однако учитывая величину потерь для экономики и банков, к которым привело такое кредитование в течение прошлого кризиса, НБУ в дальнейшем будет тщательно отслеживать операции банков с ПО.

НБУ проверяет всех новых заемщиков, имеют ли они признаки ПО. В этом году регулятор диагностировал пассивные операции банков с ПО.

В перспективе НБУ будет повышать требования к кредитам ПО, обеспечение по ним  самими заемщиками. Кредитование ПО должно стать максимально неудобным и невыгодным для банков.

ВСТАВКА: ДИАГНОСТИКА АКТИВНЫХ ОПЕРАЦИЙ БАНКОВ СО СВЯЗАННЫМИ ЛИЦАМИ

В течение 2015 – 2016 годов Национальный банк Украины провел диагностическое обследование активных операций банков со связанными лицами (далее – ПО). Осуществлена проверка из 99 банков – 18 в 2015 году и 81 в 2016 году.

По результатам обследования портфелей банков с украинским капиталом была выявлена высокая концентрация кредитов ПО: норматив максимального размера кредитного риска по операциям со связанными лицами (ПО) Н9 нарушали 44 банки. Из них 13 в течение 2016 – 2017 годов были выведены с рынка, остальные привели значение норматива к приемлемому значению, или обязались сделать это до конца 2019 года.

После диагностики был введен постоянный мониторинг операций с ПО согласно Концепции мониторинга операций и идентификации потенциальных признаков связанности, которую НБУ утвердил в 2016 году.

Мониторинг и снижение объемов операций банков с ПО – одно из ключевых обязательств Украины в соответствии с Меморандумом о сотрудничестве с МВФ 2015 года. Чтобы его выполнить, в Национальном банке Украины было создано управление мониторинга связанных с банком лиц (УМПБО). Комиссией по вопросам определения связанных с банком лиц и проверки операций банков с такими лицами, а также было принято решение провести комплексную диагностику активных операций с ПО с привлечением независимых аудиторов “Большой четверки”.

Перед проведением диагностики НБУ обновил методологию определения ПО, расширив  перечень их признаков. Кроме формальных юридических связей между заемщиком и банком (например, совместного акционера для юридических лиц) учитываются косвенные признаки, в частности непрозрачная структура собственности заемщика, наличие общего залога, не рыночные условия кредитования и другое.

По постановлениям Национального банка от 12.05.2015 года № 31420 (с изменениями) и № 315 (с изменениями) определены:

— этапы диагностики, сроки и перечень участников и исполнителей каждого этапа;

— техническое задание для аудиторов;

— порядок взаимодействия банков, аудиторов и Национального банка;

— требования к плану снижения объема задолженности ПО;

— принципы определения  ПО и их оценка.

Диагностика операций ПО осуществлялась в три этапа:

1) проверка аудиторскими компаниями внутренних положений и процедур банков на соответствие нормам Национального банка и признаков связанности с банками их заемщиков.

В перечень заемщиков вошли юридические лица, которые получили кредиты в размере более 3% от уставного капитала банка, и физические лица с кредитной задолженностью более чем 1% уставного капитала кредитора. По итогам такого анализа были составлены аудиторские отчеты, предоставленные Национальному банку;

2) формирование Национальным банком на основе аудиторских отчетов и собственной информации окончательного перечня должников, которые потенциально являются ПО, и доведение информации о ПО до сведения финансовых учреждений.

Банки, которые не соглашались с выводами Национального банка или аудиторов, имели возможность в течение 30 дней предоставить информацию, которая бы опровергла эти выводы, после чего комиссия по вопросам определения ПО утверждала окончательный перечень ПО и фиксировала нарушение норматива Н9;

3) составление банками и согласование с Национальным банком программы уменьшения кредитования ПО и приведение Н9 к нормативному значению.

В течение 2015 – 2016 годов была проведена диагностика 99 банков. У 44 банков установлено превышение Н9. Восемь банков досрочно привели значение Н9 к нормативному, 13 – было выведено с рынка в течение 2016 – 2017 годов, 23 финансовые учреждения согласовали с Национальным банком план мероприятий с детальным трехлетним графиком уменьшения задолженности ПО (далее – план).

В процессе согласования планов НБУ проверял их реалистичность, то есть в состоянии ли заемщики погасить кредиты за счет операционной деятельности или финансовой помощи собственников, и тому подобное. Следовательно, УМПБО ежеквартально осуществляет мониторинг выполнения планов. В случае их нарушения НБУ имеет право применять к банкам-нарушителям меры воздействия, в случае совершения двух и более нарушений – право вывести банк с рынка.

Основные принципы эффективного банковского надзора Базельского комитета требуют от регулятора постоянного мониторинга операций со связанными лицами и контроля над тем, чтобы эти операции проводились на конкурентной основе. С 2017 года НБУ ввел постоянный мониторинг активных операций банков с ПО. Он касается как ПО, признанных в процессе диагностики, так и новых ПО, которые обнаруживает регулятор во время осуществления надзора.

НБУ проводит мониторинг таким образом:

  1. Определяет перечень потенциально подозрительных на связанность лиц, основываясь на данных отчетности, которую банки предоставляют НБУ. В перечень могут войти новые контрагенты, имеющие признаки ПО, в которых произошел значительный рост задолженности или существенно изменены условия договоров, и другие должники;
  1. Заемщиков из перечня анализируют различные подразделения НБУ, при необходимости регулятор запрашивает дополнительную информацию у банка. На основе анализа формируется перечень контрагентов, подозрительных на связь с банком;

III. НБУ информирует банк о перечне подозрительных на связанность лиц, получает от банка дополнительные документы, которые могут доказать или опровергнуть найденные признаки связанности, привлекает специалистов банка к обсуждению;

  1. После завершения диалога с банком, комиссия по вопросам ПО окончательно решает, являются ли выявленные контрагенты, связанными с банком, и информирует банк о решении.

Периодичность мониторинга определяется согласно уровню риска банка, оценка которого базируется на SREP. Для банков, которые подали в Национальный банк планы мероприятий, мониторинг осуществляется ежеквартально, для отдельных банков – ежемесячно. При необходимости регулятор может провести внеплановую выездную проверку банка.

Параллельно Национальный банк осуществляет анализ соответствия внутренней методики и процедур банков по идентификации ПО, и контролю над такими операциям по его требованиям и предоставляет банкам рекомендации по совершенствованию соответствующих процессов.

В течение 2018 года Национальный банк проведет диагностику пассивных операций банков со связанными лицами. Это даст возможность получить более точный перечень банков ПО и усовершенствовать процесс мониторинга операций с ПО.

ИПОТЕЧНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ: РОСТ ПРОДОЛЖИТСЯ

Кредитование покупателей жилья существенно оживилось в 2017 году, а особенно в І квартале 2018 года. Драйвером роста являются партнерские программы банков с застройщиками, которые предлагают льготные ставки. Их доля в общем объеме нового кредитования увеличивается. Новое кредитование сосредоточено в узком круге банков, поэтому необходимо снимать юридические препятствия для возвращения на рынок крупных банков с иностранным капиталом.

Банкам стоит более консервативно оценивать достаточность доходов заемщиков и относиться к рискам, связанным с избытком предложения жилья, во время определения параметров предложенных кредитных сделок.

Чтобы получить подробную информацию о рынке кредитования жилья НБУ второй раз опросил банки, работающие на нем (первый опрос проведен год назад, выборка финучреждений существенно не изменилась). В опросе приняли участие 24 банки, предлагающие кредиты на приобретение жилья и/или имеющих наибольшие портфели ипотечных кредитов, в том числе сформированные до кризиса 2008 года. На эти банки приходится около 90% от объема ипотечных жилищных кредитов.

Опрос касался кредитов на приобретение, строительство и реконструкцию недвижимости. НБУ попросил указать, сколько новых кредитов выдано в течение 2016 ‒ 2017 годов и I квартала 2018 года с распределением по следующим параметрам:

основная сумма кредита;

срок, на который предоставлен кредит;

возраст заемщиков;

среднемесячный доход заемщиков;

показателя LTV (Loan-to-value, отношение основной суммы кредита к рыночной стоимости обеспечения, то есть стоимости недвижимости на момент выдачи кредита) и DSTI (Debt service-to-income, отношение расходов на обслуживание кредита к подтвержденному доходу в годовом исчислении);

регион, где был предоставлен кредит;

рынок (первичный или вторичный), на котором куплено жилье;

условия кредитования (стандартные или партнерская программа).

В опросе также были вопросы о количестве дефолтов в зависимости от параметров кредитования, количество и объемы конвертированных кредитов, и дефолты по ним.

Объемы кредитования растут

В течение 2017 ‒ 2018 годов 15 из 24 опрошенных банков предоставляли населению кредиты на приобретение, строительство и реконструкцию недвижимости. За весь прошлый год они выдали новых кредитов на недвижимость на сумму 1.48 млрд. грн. (+62% г/г).

В I квартале 2018 года объем новых кредитов вырос в 3.9 раза г/г и составил 565 млн. грн., количество заключенных договоров выросло почти втрое. Более 80% объемов нового кредитования пришлось всего на пять банков. Некоторые из опрошенных финучреждений предоставляют кредиты на приобретение жилья. Или как исключение для своих клиентов, или только сотрудникам.

В 2017 году и в I квартале 2018 года покупка жилья на вторичном рынке преобладала по количеству договоров и объему кредитования. Постепенно растут объемы и количество кредитов, выданных в рамках партнерских программ (с компенсацией банку процентов застройщиком), хотя преобладают кредиты на стандартных условиях.

Больше всего кредитов выдано в Киеве – 1 428 договоров (51% от общего количества) в 2017 году, 487 (48%) – в I квартале 2018 года. В тройку лидеров по количеству кредитов вошли восточный регион (Харьковская, Полтавская, Сумская области) и центральный регион (Киевская, Черкасская области).

Средний размер предоставленного кредита в прошлом году составил 531 тыс. грн., в I квартале 2018 года – 552 тыс. грн. В I квартале 2018 года 110 кредитов общим объемом 17 млн. грн. были на сумму менее 200 тыс., 603 кредита общим объемом 188 млн. грн. – на сумму менее 500 тыс.

Условия кредитования улучшились по сравнению с ситуацией годичной давности

Стандартные условия большинства банков содержат фиксированную процентную ставку на весь срок договора или фиксированную на первый год и гибкую (привязанную к индексу депозитных ставок UIRD) после этого. Фиксированная ставка обычно составляет 18 – 24% годовых. В рамках партнерских программ с застройщиками предлагается льготная ставка на первые 1 ‒ 5 лет, ее размер в основном зависит от первоначального взноса и составляет от 0.01% на первый год, без учета комиссии за предоставление кредита.

Максимальный заявленный срок кредитов в большинстве банков составляет 20 лет, в нескольких – 25 ‒ 30 лет. Средневзвешенный по объему срок, на который выдают кредиты, составил 13.3 лет на конец I квартала 2018 года и 13 лет – в 2017 году.

Стандарты кредитования и требования к заемщикам недостаточно консервативны

Декларируемые банками требования к первому взносу заемщика составляют от 20% стоимости жилья. В то же время фактическое средневзвешенное значение показателя Loan-to-value (LTV) для кредитов, выданных в І квартале 2018 года, составило 59% (-2 п.п. г/г).

В структуре кредитных соглашений, заключенных в 2017 году – в I квартале 2018 года, преобладают кредиты с LTV от 40 до 80% на момент выдачи. Однако ряд банков предоставлял кредиты с LTV свыше 80%. Это рискованно по текущей конъюнктуре рынка жилья и высоким процентным ставкам.

На конец I квартала 2018 года средневзвешенный, документально подтвержденный доход покупателей жилья в кредит составляет 37.9 тыс. грн. в  месяц. Большинство банков кредитовало покупку жилья гражданам с официальными доходами до 5 тыс. грн. в месяц. Несколько респондентов признались, что выдавали кредиты, не имея информации об официальных доходах заемщиков.

Следовательно, в I квартале 2018 года средневзвешенный показатель Debt service-to-income (DSTI) составил 45% (-3 п.п. г/г), в то же время 18% объема выданных кредитов приходится на заемщиков, которые будут тратить на обслуживание долга более 70% дохода.

Средний возраст заемщика в течение периода, охваченного опросом, составлял 37 лет.

Доля NPL очень высокая по кредитам, выданным до кризиса

Банки регулярно принимают меры для очистки балансов от негативных последствий ипотечного бума, продавая и списывая кредиты, выданные до кризиса 2008 года. Это приводит к существенному сокращению задолженности по ипотечным кредитам в иностранной валюте. Впрочем, доля неработающих кредитов остается рекордно высокой. В апреле она возросла на 1.8. п. г/г ‒ до 94.2% по ипотечным портфелям в иностранной валюте и снизилась на 0.8 в. п. г/г ‒ до 36.9% ‒ в национальной валюте.

Вследствие действия моратория на взыскание имущества, предоставленного как обеспечение по валютным ипотечным кредитам, объемы конвертации валютных ипотечных кредитов в гривневые незначительные и несущественно влияют на качество обслуживания.

По данным опрошенных банков, в 2016 году они конвертировали 2 526 кредитов на сумму свыше 1 млрд. грн., в 2017 году – 1 061 кредитов на 619 млн. грн. После конвертации 28% и 19% кредитов, конвертируемых в 2016 ‒ 2017 годах соответственно, признаны дефолтными.

Качество кредитов, выданных в 2016 ‒ 2017 годах опрошенными банками, также небезупречно. Из них всего 482 кредита определены  дефолтными. Больше всего дефолтов среди кредитов на сумму свыше 1 млн. грн. А также выданных с ненадлежащей оценкой доходов заемщика (отсутствует подтвержденный доход, DSTI более 70%).

Основная преграда для кредитования – дефицит надежных заемщиков

Банки-респонденты в целом ожидают дальнейшего роста объемов жилищного кредитования. Тринадцать банков прогнозировали, что в следующие 12 месяцев их среднемесячные объемы будут расти более чем на 10%. Еще пять банков ожидали роста менее чем на 10%. Шесть банков прогнозировали неизменность или уменьшение объемов нового кредитования.

Второй год подряд, по мнению респондентов, основное препятствие для возобновления жилищного кредитования ‒ дефицит платежеспособных заемщиков с официально подтвержденными доходами. Об этом сообщили 11 опрошенных банков. Следующие по важности препятствия – отсутствие источников долгосрочного фондирования в гривне (4 банки-респонденты) и правовая не урегулированность и непрозрачность первичного рынка жилья (4 банки).

Выводы и рекомендации

Результаты опроса показывают, что кредитование жилья продолжает расти. В 2017 – и I квартале 2018 года опрошенные банки предоставили кредиты на покупку, постройку и реконструкцию жилья на 2 млрд. грн. Но этот объем является незначительным по сравнению с приростом всего розничного кредитования (в 2017 – и в I квартале 2018 года объем кредитов физическим лицам в гривне вырос на 34 млрд. грн.).

Выдача меньше 3 тыс. кредитов на год не может повлиять на рынок жилой недвижимости, если только в Киеве ежегодно на вторичном рынке жилья заключается более 30 тыс. сделок купли-продажи.

Круг ипотечных кредиторов остается ограниченным. Новое кредитование сосредоточено преимущественно в государственных банках, а большинство крупных банков с иностранным капиталом, которые до кризиса работали в сегменте ипотеки, до сих пор не вернулись к этому виду деятельности. Если на рынке ипотеки появляются новые игроки, то это небольшие или средние банки с украинским капиталом, которые сотрудничают с застройщиками.

Учитывая риски рынка жилой недвижимости, стандарты кредитования являются недостаточно консервативными. Банкам следует предоставлять кредиты с LTV, что не превышает 70%, и более умеренно оценивать достаточность доходов заемщиков, а именно принимать кредитные заявки с DSTI более 70% только при наличии весомых доказательств, способности заемщика обслуживать кредит.

Источник: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий