Мы существенно усилили правовую и организационную инфраструктуру реформы энергоэффективности. А также – смежных реформ, которые влияют на качество глобальных изменений в стране. Об этом – в оценке относительно ключевых достижений в реформе.
Законодательный пакет по энергоэффективности
Прежде всего, мы продвинулись в принятии соответствующего базового законодательства. Несмотря на крайне тяжелое голосование в парламенте, приняли ключевые законы, без которых реформа буксовала и тормозила, а страна и потребители оставались заложниками энергетического расточительства.
Это – законы «О Фонде энергоэффективности», «О коммерческом учете услуг по поставке тепловой энергии и водоснабжения», «Об энергоэффективности зданий». И здесь, действительно, стоит поблагодарить всех народных депутатов, экспертов и международных партнеров, которые объединились вокруг стремления сделать Украину энергонезависимой, а украинцев энергосберегающими потребителями.
Правда, другой важный законопроект — «О жилищно-коммунальных услугах» остался ждать свою судьбу до осени. В нем прописаны нормы осуществления управления многоквартирным домом и разграничение обязанностей и прав потребителя и поставщиков услуг.
Старт Фонда энергоэффективности
Самый масштабный проект реформы – Фонд энергоэффективности, закон о котором недавно подписал Президент Украины. Он заработает как организация, предоставляющая потребителю технические решения и финансовую поддержку на осуществление термомодернизации жилья. Заработать Фонд сможет за несколько месяцев. Чтобы он начал свою деятельность, нужно подготовить нормативную базу, принять подзаконные акты (планируем сделать это до конца осени), а также и создать несколько IT-систем, которые обеспечат его работу.
Одна база данных будет содержать открытую информацию о том, какие дома воспользовались услугами Фонда, какие работы были там сделаны, и на сколько, в результате этих мероприятий сократилось потребление энергии. На основе этих данных Фонд сможет разработать стандартные рекомендации. Их можно будет применять для других зданий. Ведь большинство домов до независимости Украины строили по типовым проектам. Около 40 серий многоэтажных домов охватывают 80% жилого фонда. Их состояние во многом похожее. Так что рекомендации, разработанные для одного дома, будут уместны и для других домов, построенных по таким же проектам.
Вторая база данных — реестр выданных сертификатов энергоэффективности. В этой базе будет содержаться информация об аудиторах, которые проводили сертификацию. Это очень важная часть, поскольку согласно Закону «Об энергоэффективности зданий», вводится ответственность аудитора за достоверность информации, указанной в сертификате.
Еще одна система должна обеспечить коммуникацию между заказчиками и исполнителями работ по повышению энергоэффективности. На этой площадке владельцы домов, которые захотят провести у себя энергоэффективные мероприятия, смогут «встретиться» с исполнителями (энергоаудиторами, энергосервисными, проектными и строительными организациями) и выбрать наиболее оптимальный вариант.
Такая платформа позволит создать конкурентный рынок услуг, что положительно скажется на их качестве и стоимости. Чтобы не начинать работу с нуля, планируем создать такую рыночную площадку на базе системы «Прозорро. Продажи», которая хорошо себя зарекомендовала в сфере продажи госимущества. С полноценным стартом Фонда будет экономить ресурсы по действительно европейским стандартам.
Ожидаем параллельного создания около 75 тысяч новых рабочих мест и появление нового инновационного рынка энергетических технологий и энергосервиса объемом около EUR30 млрд.
«Теплые» кредиты набирают обороты
Готовя старт Фонда энергоэффективности, мы продолжаем программу «теплых» кредитов. Она является достаточно эффективной, хотя и уступает по подходам, системностью и масштабностью результатов, которых мы ожидаем от деятельности Фонда энергоэффективности. Ею уже воспользовалось около 300 тысяч семей. А с начала 2017-го – около 85 тысяч семей. Ее кредитными возможностями воспользовались почти тысяча ОСМД из разных уголков страны. Вместе они привлекли в государственных банках 128,6 млн. грн. кредитных средств.
В июне 2017-го установлен абсолютный рекорд по спросу ОСМД на «теплые» кредиты. В этом месяце 93 ОСМД привлекли 18,5 млн. грн. Это почти впятеро больше, чем объемы средств, привлеченных ОСМД за аналогичный период 2016-го.
Нововведениями 2017 года стало расширение перечня банков, выдающих «теплые» кредиты. Государственными банками-участниками Программы являются ПриватБанк, Укргазбанк, Укрэксимбанк, Ощадбанк. Также мы ввели обязательность коммерческого учета в случае термомодернизации ОСМД. В июле Правительство выделило дополнительно 300 млн. грн. на финансирование программы «теплых» кредитов в 2017 году.
Кроме того, в 2017 году принято 287 местных программ удешевления «теплых» кредитов. Это уже на 20% превышает прошлогодний показатель. Участие украинских семей, как в правительственной, так и в местной программах «теплых» кредитов – это возможность получить двойную, а иногда и тройную безвозвратную финансовую помощь на энергоэффективные мероприятия.
Вместе с тем, отмечу, программой «теплых» кредитов государство помогает людям приобрести оборудование и материалы для термомодернизации. Однако при этом практически отсутствует обратная связь. Мы не знаем, насколько качественно провели модернизацию, какой эффект достигли, насколько сократились расходы тепла в данном доме и в целом по стране. Поэтому мы подошли к моменту, когда нужно внедрять более совершенную систему инвестирования в технологии энергосбережения.
Эта система должна не только предоставлять кредитные ресурсы. Ее задача — также предложить гражданину эффективные технические решения, проконтролировать качество выполнения работ, оценить эффективность вложенных инвестиций. Все эти задачи призван решить Фонд энергоэффективности, который создается с учетом опыта многих восточноевропейских стран, в которых аналогичные институты уже действуют.
Формирование института эффективного собственника
Избрав курс на энергоэффективность, одним из важных задач, которая стоит перед нами, является формирование института эффективного собственника. Когда собственники в домах объединяются вокруг общего и эффективного управления своей собственностью, вокруг целей по уменьшению энергопотребления. Для этого мы приняли необходимое законодательство, предоставили соответствующие инструменты.
Имеем результаты – темпы создания ОСМД. По состоянию на 1 июля в Украине действуют 27 111 ОСМД. В течение I полугодия 2017 года образовано более 1000 ОСМД. На сегодня около 20 % многоквартирных домов находятся в управлении ОСМД. С принятием важнейшего Закона «О ЖКУ» и появлением услуги «управление» эта динамика, уверен, станет более ощутимой. Ведь на модернизацию жилого фонда средства получают в рамках Фонда энергоэффективности в первую очередь ОСМД. Именно ОСМД имеет возможность выбирать подрядчика, учитывая качество и доступность его услуг.
Поэтому многие владельцы квартир будут заинтересованы отказаться от ЖЭКов, чтобы самостоятельно обслуживать свои дома, в частности, привлекать услуги по термомодернизации. Это станет заметным в масштабах страны эволюционным шагом к появлению ответственного собственника в каждом доме и общине.
Реформа теплоэнергетики
Другим важным выводом полугодия является старт реформы сферы теплоэнергетики. Минрегион разработал Концепцию реформирования сектора централизованного теплоснабжения, она прошла общественное обсуждение. Это маршрутная карта, которая предлагает рассмотреть как краткосрочный, так и средне — и долгосрочный планы действий. Она дает возможность привлечения инвестиций в теплоэнергетику, во-вторых, решить проблемы и дискуссии участников рынка. Реформа энергоэффективности и реформирования сферы теплоэнергетики направлена именно на потребителя, который должен заплатить справедливую цену за качественную услугу.
Движущей силой этого вектора реформы – принятие Закона «О мерах, направленных на урегулирование задолженности теплоснабжающих и теплогенерирующих организаций и предприятий централизованного водоснабжения и водоотведения за потребленные энергоносители». Мы запустили процесс реструктуризации долгов теплокоммунэнерго за потребленный природный газ, а также водоканалов за использованную электрическую энергию.
Приняли изменения к постановлению №217, которые дают возможность предприятиям ТКЭ защитить инвестиционную составляющую, за счет которой должны быть установлены счетчики. Таким образом, предприятия ТКЭ получили реальный шанс на ощутимое и быстрое усиление рыночных позиций, возможность готовиться к сезону в условиях, когда на них не давят старые долги, штрафы и пени.
Дерегуляция в строительстве
С вопросом обслуживания жилого фонда плотно пересекаются процессы в области строительства. Каждое решение по ее дальнейшей дерегуляции – шаг к новому качеству жилья, его доступности, привлечению инвестиций и росту общественной ответственности ее владельцев. Наша цель – каждый раз продвигаться в рейтинге «Doing Business», который определяет Всемирный банк.
В 2016-м году среди 190 стран Украина заняла 80-е место. По индикатору «Получение разрешения на строительство» – 140. Вместо этого наша цель – уже в этом году подняться минимум на 10 позиций. Этот прогресс приближает страну к инвестициям, привлечению инновационных технологий и выходу на наш рынок крупных игроков. Это усиливает прозрачность разрешительных процедур, упрощает условия для строительного бизнеса в Украине.
Ключевые наши механизмы – совершенствование законодательства, регулирующего процессы, в частности инвестиционные. Приняты Законы относительно усовершенствования градостроительной деятельности и улучшения условий строительной деятельности. Они вводят инструменты, которые выдавливают с рынка коррупционные корни. Именно такие сигналы являются маркерами для бизнеса, которые дают уверенность в надежности инвестирования и улучшают инвестиционные рейтинги страны.
Одним из таких маркеров является ожидаемая поддержка парламентом ряда важных градостроительных законов. Среди них № 6403 «О внесении изменений в Закон «О регулировании градостроительной деятельности» относительно обеспечения свободного доступа общественности к градостроительному кадастру. Дерегуляция строительной отрасли происходит вследствие усовершенствования градостроительной документации, обеспечения нового качества ее комплексной экспертизы, уточнения функций государственных органов и самоуправления относительно разработки, пересмотра устаревших ГСН.
Важный вопрос – передача градостроительных полномочий системе госархстройконтроля. Такие функции позволяют обществу эффективно развивать инфраструктуру. Жители смогут быстро регистрировать разрешительные документы на строительство, не выезжая за пределы населенного пункта. Кроме того, упрощение бюрократических процедур будет способствовать привлечению новых инвестиций, а полученные местными властями рычаги контроля исключат возникновения незаконных строек.
На сегодня полномочия госархстройконтроля получили 75 населенных пунктов. Среди них 20 областных городов: Луцк, Мариуполь, Тернополь, Харьков, Херсон, Львов, Ивано-Франковск, Черновцы, Ужгород, Одесса, Киев, Днепр, Сумы, Житомир, Черкассы, Северодонецк, Винница, Чернигов, Кропивницкий, Николаев.
Реформы внутри министерства
Ключевой фактор изменений – внутренние реформы в структуре Минрегиона. Новая политика требует новых людей, способных ее генерировать. На уровне Министерства осуществляем реформу системы государственного управления. Наша цель – создать команду профессионалов, ориентированных на достижение результата. Пытаемся разорвать порочный круг: низкая зарплата – низкое качество специалистов – низкие результаты работы. Реорганизовали министерство, создали фонд экономии оплаты труда. За его счет подняли людям заработную плату. Обновили персонал на 20%, определили ключевых сотрудников, выплачиваем премии и стимулирующие выплаты.
Внедрили ключевые показатели эффективности по выполнению Плана действий Правительства и Стратегического плана Минрегиона. В Министерстве появилась молодежь. На должность главного специалиста может быть назначен даже вчерашний выпускник без опыта работы. Надо прийти на конкурс и убедить комиссию в своей действенности и способности обеспечивать результат.
Это все убеждает, что изменения будут. И они будут настоящие – некосметические и нештучные.
Автор: Геннадий Зубко, вице-премьер-министр – министр регионального развития, строительства и ЖКХ Украины
Источник: LB.ua
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.