На прошлой неделе правительство утвердило отчет о своей работе в 2016 году. С вашей точки зрения, все прогнозы и задачи, которые ставились, выполнены?
Действительно, документ принят. Глава правительства Владимир Гройсман в своей презентации подробно остановился на показателях. В 2016 году инфляция составила прогнозируемые 12,4%, тогда как в 2015 году была больше 43%. Каждый может посчитать разницу. Правительство обеспечило рост ВВП, который ускорялся ежеквартально: от 0,1% в первом квартале до 4,7% в четвертом. Поэтому прогнозируем по итогам года рост ВВП на 2,2%. Причем в отличие от предыдущих лет источниками роста выступили не внешние факторы, а внутренние: инвестиционный и потребительский спрос. А в 2017 году от макроэкономической стабилизации должны перейти к экономическому росту с тенденцией к ускорению.
Впрочем, курс доллара, в частности, в январе, вышел за рамки прогнозов…
Это традиционное явление для начала года: падает деловая активность, сокращается экспорт агропромышленной продукции, которая является источником поступления иностранной валюты в Украину. Но Нацбанк сглаживал чрезмерные колебания курса гривны. И он имеет достаточный объем международных резервов, чтобы и в дальнейшем сглаживать волатильность курса национальной валюты.
Стал ли 2016-й годом нахождения новых точек роста экономики? Какие сферы станут двигателями развития, кроме агросектора и металлургии?
Во-первых, инфраструктура, строительство дорог. В прошлом году, благодаря принятым решениям в сфере децентрализации, местные бюджеты получили возможность «включиться» средствами в строительство качественных магистралей. В поездках по регионам я убедился: местная власть хорошо осознает грандиозное влияние качественных дорог на местное развитие и привлечение инвесторов во все отрасли. Поэтому активно работаем и в этом направлении.
Во-вторых, я – патриот украинской промышленности. Мы просто обязаны восстановить индустриальное величие Украины, которая и до сих пор славится своим авиапромом, продукцией тяжелого автомобилестроения и инфраструктурой.
В начале февраля мы приняли решение о компенсации аграриям части стоимости украинской сельхозтехники и оборудования. В этом году выделили на это 550 млн. грн., в следующем году будет уже 900 млн. грн.
Что это даст? Это будет толчок для производителей аграрной и промышленной продукции. Это будет импульс для смежных сфер – металлургии, химии, резинотехнических изделий, электроники, контрольно-измерительных приборов, компонентной базы. Также рассчитываем, что наши действия привлекут инвесторов, а это – новые рабочие места, доходы в бюджет.
В своих выступлениях относительно дальнейшего экономического развития Украины вы неоднократно подчеркивали, что связываете надежды с ростом украинского экспорта. Впрочем, в стране до сих пор нет окончательной редакции Экспортной стратегии. Когда сможем увидеть документ?
До конца марта должны утвердить его, а затем представить общественности. Это будет комплексный документ, который покажет оптимальные пути, направления развития и расширения экспорта на среднесрочную перспективу. Это — четкий ориентир и план действий с учетом текущих условий, имеющихся ресурсов и места Украины на мировых рынках, такой себе «прорыв» на новые рынки и вектор возможностей для наших производителей. Успешная реализация стратегии позволит выполнить еще одну стратегическую задачу – диверсифицировать экспорт. Превратить экспорт с сырьевого направления на экспорт с добавленной стоимостью, который базируется на инновациях и технологиях.
Откройте детали, что именно предложите на перспективу?
Расскажем о новых экспортно-ориентированных сферах, приоритетных направлениях развития и странах-партнерах, потенциал сотрудничества с которыми используется недостаточно. Все расскажем во время презентации.
Но давайте не будем забывать того, что уже сделано. Большую работу для поддержки экспортеров проводит Офис по продвижению экспорта при Минэкономразвития, который организовал 7 мощных бизнес форумов в США, Канаде, Германии, Франции, Нидерландах, Казахстане, Малайзии, где побывали более 5000 бизнесменов. Офис разработал множество промо-материалов на разных языках об Украине и украинских производителях. Работаем не только за рубежом. В прошлом году провели почти 40 заседаний Совета по продвижению экспорта, с выездом в регионы. Эту работу продолжаем и сейчас.
Активно ведем диалог в рамках созданного Совета по международной торговле, который работает над упрощением процедур торговли, улучшением таможенного тарифного регулирования, торговой защиты.
Оправдывают ли себя начатые в 2016 году торговые миссии?
В прошлом году их было четыре: в Малайзии и Индонезии, Литве, Франции, Кении и Танзании. В этом году запланировано не меньше десяти. Куда входят Бразилия, Египет, ОАЭ, Тунис, Турция, КНР, Ливан. Есть договоренность об обмене торговыми миссиями с Бангладеш. А, в начале марта наша миссия едет в Израиль, где интересуются нашей молочной продукцией, маслом, мукой, сахаром, овощами и замороженными фруктами, выпечкой. Чуть позже посетим Швецию, где представим украинские мебель и товары легкой промышленности.
Чрезвычайно большие перспективы сейчас видим на рынке Индии. По определенным причинам это направление не было в приоритете. А зря – рынок большой и постоянно растет, он имеет большой интерес к нашей промышленной продукции и многим другим позициям. После моего январского визита в Индию активизируем это направление работы.
Вы упомянули Индию, поэтому не могу не спросить про Китай. В конце января президент Порошенко, находясь в Давосе, сделал довольно громкое заявление об активизации нашего сотрудничества с КНР. Что можете сказать о китайском направлении сотрудничества и возможном участии Украины в развитии Шелкового пути, который анонсировало Правительство КНР?
Китай является одним из важнейших партнеров Украины. За 11 месяцев прошлого года наш товарооборот увеличился почти на 4% и составил около 6 млрд. долларов. Поэтому надо и дальше развивать торговое сотрудничество. Нам интересна китайская инициатива по созданию экономического пояса Великого шелкового пути. Для этого даже разрабатывается проект Дорожной карты, которая будет содержать основные направления и инициативы в сферах транспортной инфраструктуры, сельского хозяйства, энергетики и энергоэффективности.
Какие надежды возлагаете на Канаду, ведь вскоре Соглашение о свободной торговле с этой страной также будет ратифицировано?
Да, надеюсь, что вскоре ратификация документа завершится полностью в парламентах обеих стран – нашем и канадском. Соглашение откроет украинскому бизнесу возможности беспошлинного доступа на 500-миллиардный канадский рынок. Документ отменяет ввозные пошлины на сельскохозяйственные товары за исключением 108 тарифных линий, доступ к которым откроется в рамках квот, а также – на все промышленные товары, кроме легковых автомобилей. Но даже по этим 108 тарифным линиям украинские экспортеры смогут поставлять товары по нулевой ставке ввозной пошлины. А мы сможем импортировать оборудование, ноу-хау и технологии.
Соглашение с Канадой предусматривает также предоставление Украине технической помощи для улучшения доступа украинских товаров на канадский рынок, в частности, в аграрном секторе и в сфере авиастроения. В долгосрочной перспективе можно увеличить поставки в Канаду высокотехнологичного оборудования и промышленных товаров с высокой добавленной стоимостью.
Как Минэкономразвития рассматривает рынок США ввиду смены власти и некоторых аспектов экономической политики?
У нас нет режима свободной торговли с США, однако украинский бизнес имеет возможность экспорта товаров в США без уплаты пошлины – благодаря Генеральной системе преференций, которая позволяет беспошлинный ввоз в США более 3500 видов товаров из Украины. Среди них – запчасти железнодорожных локомотивов, моторных вагонов трамваев или подвижного состава, редкие газы, масло из подсолнечных семян.
Теперь нашим производителям надо больше рассказывать о Системе преференций и возможности беспошлинного экспорта.
Можем ли говорить о завершении уже в этом году переговоров по ЗСТ с Израилем?
В январе мы провели четвертый раунд переговоров по Соглашению о свободной торговле, проработали основные вопросы проекта – таможенные процедуры, правила происхождения, урегулирование споров. Процесс идет, переговоры будут продолжены.
Последние три года Украина сталкивается с беспрецедентным торговым давлением России. Насколько болезненными оказались потери от действий соседней страны?
Напомню, Россия не только приостановила договор о зоне свободной торговли, который действовал с 2011 года, но и ввела продовольственное эмбарго на некоторую продукцию, родом из Украины, и запретила транзит украинской продукции в Республику Казахстан и Кыргызстан непосредственно через украинско-российскую государственную границу. Прямые потери экспорта товаров в Казахстан и Кыргызстан оцениваются в объеме свыше 0,4 млрд. долл. Наибольшие потери – в сфере экспорта электрических машин, ядерных реакторов, котлов, продуктов неорганической химии, черных металлов. И это, повторюсь, только прямые потери. В общем, оцениваем ущерб примерно в 1 млрд. долл.
Сможем ли мы когда-нибудь восстановить рыночные позиции в третьих странах – Казахстане, Кыргызстане, странах Средней Азии?
Работаем над этим. Причем сразу в двух направлениях. С одной стороны — подали иск в ВТО против РФ относительно ограничений транзита. В этом деле имеем четкие юридические аргументы, неоспоримые доказательства и поддержку ключевых зарубежных партнеров, среди которых ЕС и США.
С другой стороны – не теряем рабочего контакта с Казахстаном, Туркменистаном, Узбекистаном, Таджикистаном, Кыргызстаном. Вплоть до 2020 года имеем ориентировочный график проведения совместных межправительственных комиссий по вопросам сотрудничества, принимаем совместное участие в международных форумах и выставках, чтобы продолжать экономический и политический диалог с этими странами. Из ближайших мероприятий – Международная специализированная выставка «Экспо-2017» в Астане.
Удалось ли нам компенсировать потери на рынке России и Средней Азии за счет развития торговли с ЕС? Надежды на европейский рынок оправдались?
Свободная торговля с ЕС работает, а объем экспорта растет. ЕС сейчас вообще является крупнейшим потребителем украинских товаров. За 9 месяцев 2016 года экспорт украинских товаров в ЕС составил почти 41% от общего объема торговли, и для большинства отраслей нашей экономики ЕС стал основным рынком сбыта продукции. Например, легкая промышленность экспортирует в ЕС более 84%, машиностроение — почти 50%, производители других промышленных товаров — около 48% своей продукции.
Торговля идет даже в условиях исчерпания тарифных квот. Европа любит наш мед и кукурузу — эти квоты уже полностью использованы, так же и квартальная квота на мясо птицы и полугодовая квота на сливочное масло. Квоту на виноградный и яблочный соки использовали почти на 80%, на сахар — около 70%, на пшеницу — почти 60%, на ячменную крупу и муку — на 45%. Экспортеры начали использование тарифных квот на зерновые, муку, сахарные продукты, крахмал, яйца, томаты и молочную продукцию.
Другой важный приоритет правительства – привлечение инвестиций. В этом году должен полноценно заработать правительственный Офис сопровождения инвестиций и Национальный инвестиционный Совет при Президенте.
Какими должны быть результаты их работы по итогам уже этого года?
Первым шагом в работе офисов является создание механизмов управления проектами. Это непростая и основательная работа, которой следует уделить много внимания и сил именно на старте. В итоге это будет помогать формировать интересные для инвесторов предложения и проекты в приоритетных направлениях развития Украины. Цель сегодня – выработать оптимальные решения для улучшения бизнес-климата и создания эффективных проектов государственно-частного партнерства. Поэтому в этом процессе много участников и много работы.
В какие отрасли Украины наиболее актуально привлекать средства инвесторов?
Есть много проектов, которые могут заинтересовать инвесторов, среди них — проекты в сферах АПК, энергетики и энергоэффективности, инфраструктуры, проекты регионального развития. Согласно Стратегии регионального развития на период до 2020 года планируется создать сеть индустриальных парков при государственной поддержке.
Чрезвычайно важными и интересными для инвестора могут быть проекты в Hi-Tech и телекоммуникационной инфраструктуре – обеспечение широкополосного доступа к интернету в регионах, к примеру.
Традиционно интересными являются проекты в сфере перерабатывающей промышленности, научно-исследовательской деятельности, машиностроении, дорожной инфраструктуре.
Приватизация может стать дополнительным инструментом привлечения капитала? Как вы оцениваете перспективы продажи государственных активов в текущем году?
В этом году продаже подлежат более 100 компаний, и сейчас с Фондом госимущества готовим обновленный перечень объектов. Кроме того, уже подготовили законопроект, который усовершенствует процесс приватизации – упростит квалификацию активов и определит порядок формирования перечня объектов на приватизацию. Вскоре планируем внести этот законопроект в парламент.
Не станет ли помехой этому процессу неудача с Одесским припортовым заводом? Каким будет решение правительства относительно этого предприятия – остановка или передача в аренду?
Ключевой проблемой, которая вредит успеху приватизации ОПЗ, является наличие долга перед Group DF, увеличение задолженности предприятия за энергоресурсы и убыточность деятельности. Существует и неблагоприятная конъюнктура цен на рынке минеральных удобрений. Причем прогнозы неутешительны. Поэтому аукцион в прошлом году не состоялся, хотя к подготовке приватизации завода привлекали признанные международные организации: инвестиционный банк UBS, EY, Baker&McKenzie. Сейчас Фонд государственного имущества отрабатывает пути возобновления работы предприятия, и предоставит предложения для определения оптимальных решений по заводу.
Когда можем ожидать эти решения? И когда увидим оценку работы Фонда госимущества, ведь в конце прошлого года об этом заявили, но так и не обнародовали…
Решения готовятся, а проверка (работы ФГИУ – УНИАН) пока продолжается.
Что ожидается в секторе госкомпаний? Как продвигается процесс создания наблюдательных советов на крупных государственных предприятиях?
В прошлом году Рада приняла закон «О корпоративном управлении», а Кабмин утвердил пакет законодательных актов, которые определяют порядок создания и функционирования независимых наблюдательных советов в государственных компаниях.
В ближайшее время мы начнем конкурсы, чтобы выбрать членов наблюдательных советов в пяти крупнейших госкомпаниях. Некоторые из них очень этого ждут. Так, например, Игорь Смелянский (глава «Укрпочты» – УНИАН) планирует завершить корпоратизацию «Укрпочты» уже в первом квартале. Это – хороший знак, мы ощущаем, что госкомпании положительно настроены относительно наблюдательных советов.
Уже немного поутих скандал вокруг «Украинской железной дороги» – крупнейшего государственного инфраструктурного холдинга. Расскажите, почему же все-таки было принято решение о подчинении компании правительству? Фактически это стало уже вторым примером передачи государственного холдинга под опеку Кабмина – первым был «Нафтогаз». Такая практика оправдана?
«УЖД» и раньше была подчинена правительству. Так определено законом «Об особенностях создания ПАО «Украинская железная дорога», где сказано, что Кабмин осуществляет управление корпоративными правами государства в «УЖД». В свое время часть этих функций правительство делегировало Мининфраструктуры.
Однако недавно парламент внес изменения в законодательство относительно порядка управления госпредприятиями. Среди прочего, эти изменения требуют привести уставы госкомпаний в соответствие с законодательством. Поэтому в феврале Кабмин своим решением отозвал делегированные Мининфраструктуры функции и с тех пор все решения относительно управления «УЖД» принимает правительство, как предусмотрено законом. Это коллегиальный орган, в состав которого входит и министр инфраструктуры. А Минэкономразвития должно разрабатывать проекты актов Кабмина, которые затем передаются на коллегиальное обсуждение и рассмотрение правительства.
Новое законодательство, кстати, предусматривает еще и изменения состава Наблюдательного совета ПАО «УЖД», в который на конкурсной основе будут отобраны и включены независимые директора. Именно они должны работать над повышением эффективности и прозрачности работы предприятия.
Еще одно важное для страны направление работы, и Минэкономразвития им занимается — развитие военно-промышленного сектора. Готова ли уже стратегия развития ВПК до 2021 года? Ее основные позиции?
Да, Государственная целевая программа реформирования и развития оборонно-промышленного комплекса до 2021 года готова, и скоро она будет рассмотрена на заседании правительства. Это – часть Стратегии устойчивого развития-2020 и Концепции развития сектора безопасности и обороны Украины. Программа предусматривает создание новых производственных линеек для нужд обороны, в частности, в сфере производства боеприпасов на тех украинских предприятиях, где есть условия. Также речь идет о наращивании производства другой продукции оборонного назначения, модернизации оборудования, расширении производства.
В перспективе мы видим украинский АПК как часть мощного промышленного комплекса. Наши оборонные предприятия будут способны продолжить выпуск качественной промышленной продукции для гражданских нужд. Как для украинского рынка, так и для экспорта.
Украина в этом году рассчитывает войти в ТОП-50 рейтинга Doing Business. Что-то может помешать достижению цели?
Скажу, что уже сделано – снижен ЕСВ, введено единое окно на таможне, значительно ускорилась дерегуляция. Вспомните, в конце ноября 2016 года мы провели «дерегуляционный день» в правительстве, когда моментально отменили более 300 неактуальных и незаконных постановлений. Мы продолжим такую практику. Уже сейчас ведем работу по оценке актов в АПК, строительстве, энергетике, инфраструктуре, ИТ – в целом более чем на 70 рынках.
Кроме того, в парламенте есть ряд законопроектов, которые улучшат процедуры банкротства, подключения к электросетям, получения разрешений на строительство, улучшат бизнес-климат и др. Принятие этих изменений добавит баллы для улучшения рейтинга. Мы со своей стороны активно проводим работу с парламентом и напоминаем о важности каждого законопроекта.
Кстати, улучшение позиций в Doing Business – не единственное направление работы, которое несет прямую помощь бизнесу.
Сейчас мы определили целый ряд инициатив, которые будут способствовать оживлению работы малых и средних предприятий. В частности, разработали Стратегию развития МСП в Украине до 2020 года, над которой работали вместе с общественностью, бизнесом, ассоциациями предпринимателей, украинскими и международными экспертами. Руководствуясь этим документом, бизнес сможет создавать для себя средне- и долгосрочные планы развития. Это как общественное соглашение о намерениях, где власть и бизнес координируют свои планы и усилия, что будет способствовать восстановлению доверия.
На одном из первых заседаний правительства в 2017 году министры согласились, что уже сейчас необходимо прорабатывать основные ориентиры развития на следующий 2018 год и дальнейшую перспективу. Если такая работа ведется, каковы ее основные принципы?
Ориентиры дальнейшего развития содержатся в Среднесрочном плане действий Правительства на 2017-2020 годы. Он прост: закрепить достигнутые в 2016 году результаты и продолжить воплощение реформ с оглядкой на среднесрочную перспективу. Здесь есть пять четко очерченных стратегических приоритетов, а именно: создание системы эффективного управления с децентрализацией и реформой государственных финансов, реформа системы образования, здравоохранения, улучшение предоставления государственной социальной поддержки, развитие культуры и спорта. Далее – преодоление коррупции и обеспечение верховенства права. И конечно, безопасность и оборона, защита суверенитета и территориальной целостности.
В экономике будем работать над экономическим ростом за счет увеличения объема экспорта и инвестиций, налоговой и таможенной реформ, над дерегуляцией, земельной реформой, приватизацией, реформированием энергетического сектора и сохранением макроэкономической стабильности путем продолжения фискальной консолидации.
Ориентирами будут рост ВВП, улучшение позиций Украины в международных рейтингах и, самое важное, рост качества жизни, что станет заметным для украинских граждан в виде более высоких зарплат, более справедливых социальных выплат, услуг более высокого качества.
Все задуманные реформы – чрезвычайно масштабные и сложные. Для максимального эффекта и успеха нужны усилия всех ветвей власти и общества. Вместе ежедневно активно «ломаем эту скалу» несмотря на сопротивление некоторых популистов и псевдо реформаторов.
Автор: Олеся Сафронова
Источник: УНИАН
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.