12.05.2017 – Председатель Государственного агентства по управлению зоной отчуждения Виталий Петрук в интервью УНИАН рассказал о том, какие работы сейчас ведутся в Зоне отчуждения, возникшей после аварии на Чернобыльской АЭС. Как в условиях хронического недофинансирования работает система обращения с радиоактивными отходами, а также о том, стоит ли украинцам испытывать себя в роли сталкеров, незаконно посещая Зону.
Одновременно с развитием атомной энергетики, в Украине развивалась еще одна очень важная, но менее известная отрасль – обращение с радиоактивными отходами. Еще в советские времена была создана система спецкомбинатов для хранения таких отходов. Однако свои коррективы внесла авария на Чернобыльской АЭС, с последствиями которой Украина и мировое сообщество продолжает бороться до сих пор.
Так, Украина за счет международной помощи, построила или уже завершает строительство в зоне отчуждения многих современных объектов системы обращения с радиоактивными отходами. Например, в этом году будет введена в эксплуатацию арка над четвертым энергоблоком ЧАЭС, хранилище отработанного ядерного топлива-2 и заводы по переработке твердых и жидких радиоактивных отходов.
Но для надлежащей эксплуатации, построенной за средства иностранцев инфраструктуры необходимо финансирование. Для этого Государственное агентство по управлению зоной отчуждения подготовило законопроекты, которые позволят восстановить целевое использование Фонда по обращению с радиоактивными отходами. О законодательных инициативах, современном состоянии системы обращения с радиоактивными отходами и дальнейшей судьбе объекта «Укрытие» в интервью УНИАН рассказал председатель Госагентства Виталий Петрук.
Какая система обращения с радиоактивными отходами действует в Украине на сегодня?
После того, как появилась атомная энергетика, возникла еще одна сфера деятельности — это обращение с радиоактивными отходами (РАО), что является одним из главных направлений работы Государственного агентства Украины по управлению зоной отчуждения. На наше агентство также возложена ответственность за создание инфраструктуры обращения с РАО.
Есть такой принцип: тот, кто производит отходы, не имеет права на их захоронение.
То есть одни юридические лица создают РАО, а другие занимаются их хранением и захоронением. В нашем законодательстве прописано, что РАО – это собственность государства, соответственно государство должно создавать систему для безопасного обращения с ними. Если «Энергоатом» (компания-оператор действующих АЭС Украины — УНИАН) в процессе своей деятельности создал РАО, он должен их передать государству, а оно должна сделать с ними все, чтобы это было безопасно и для людей, и для окружающей среды.
В связи с деятельностью предприятий, создающих РАО, в государстве выстраивалась система обращения с РАО, которая с горем пополам, действует и сегодня.
В Украине есть сеть спецкомбинатов, на которых хранятся РАО.
Например, в сфере ответственности спецкомбината, который расположен возле Львова находится весь западный регион Украины, комбината в Киеве – центральный регион. Спецкомбинаты имеются возле следующих городов: Харькова, Одессы, Днепра, а также в Донецке (на неподконтрольной территории).
Спецкомбинаты – это государственные специализированные предприятия, входящие в госкорпорацию «Украинское государственное объединение «Радон». Они были созданы еще в 60-х годах ХХ века с целью долговременного хранения или захоронения РАО и источников ионизирующего излучения. Например, это приборы для медицинских процедур, где используются радиоактивные элементы. После окончания срока их эксплуатации, они становятся отходами.
Кто производит РАО в Украине?
На 95% — это «Энергоатом». Например, это отходы от переработки ядерного топлива. Также эксплуатационные отходы и отходы чернобыльского происхождения, то есть те, которые образовались в результате аварии 1986 года. Это может быть что угодно – железобетонные конструкции, металл или песок. Плюс РАО производят промышленные предприятия, медицинские учреждения и научные реакторы (в Киеве и Харькове). Также в Одессе есть РІТЕГИ (термоэлектрические генераторы), которые использовались на маяках для их автономной работы. Эти РІТЕГИ на сегодня находятся на спецкомбинате в Одессе.
Что происходит с РАО на спецкомбинатах?
Они просто туда свозятся. По всему периметру комбината имеется физическая защита, и они там хранятся. В Украине существует государственная программа обращения с РАО, которая предусматривает, что после того, как у нас образовалась зона отчуждения, на ее территории, а именно на комплексе «Вектор» будет построена в приповерхностных хранилищах и другая инфраструктура. На комплексе «Вектор» должно храниться все свезенное со спецкомбинатов еще с 60-х годов.
Отмечу, что 95% РАО уже находятся в зоне отчуждения, я имею в виду, отходы, которые образовались в результате аварии на ЧАЭС. Это значит, что спецкомбинаты должны стать местами временного хранения РАО. Например, если где-то на границе в Одессе находят радиоактивный предмет, то его сначала перемещают на спецкомбинат возле Одессы, а далее его помещают в соответствующий контейнер и он должен быть отправлен на «Вектор».
Что сегодня происходит на «Векторе»?
Это комплекс объектов, которые сейчас строятся. Первая его очередь уже готова. По различным объектам степень готовности составляет от 70 до 95%. А в целом он не достроен и не введен в эксплуатацию. На этой площадке построено современное хранилище — Центральное хранилище для отработанных источников ионизирующего излучения (ЦХОИИИ). В контейнерах этого хранилища будут помещать РАО, которые там планируются для долговременного хранения. В этом хранилище будут храниться отходы, которые уже не могут быть переработаны.
Строятся ли другие мощности по переработке РАО?
Конечно — это завод по переработке твердых и завод по переработке жидких отходов. Эти заводы находятся на площадке ЧАЭС. В этом году оба завода должны быть введены в эксплуатацию. Отмечу, что жидкие РАО сначала делают твердым (их выпаривают и цементируют), потом они должны быть захоронены.
Этот год для нас ключевой – мы завершим ввод в эксплуатацию нового безопасного конфайнмента (арки), хранилища отработанного ядерного топлива-2 (ХОЯТ-2) для топлива ЧАЭС и должны ввести в эксплуатацию два упомянутые заводы.
Цель государства – построить на территории зоны отчуждения такую инфраструктуру, чтобы можно было безопасно перевезти РАО из всех спецкомбинатов. Для понимания важности вопроса приведу следующий пример. Киевский спецкомбинат находится в пределах столицы, то есть города с населением свыше 3 млн. человек. Санитарная зона этого комбината занимает 160 гектаров, в это же время совсем недалеко (на расстоянии 100 км) находится зона отчуждения. То, пожалуй, можно найти лучшее использование такой площади в столице, чем хранить РАО.
Что мешает перевезти все РАО в зону отчуждения?
Смотрите, у нас на самом деле строится много объектов для обращения с РАО, но они все строятся за донорские средства. За бюджетные средства не построено ни одного объекта!
Например, объекты на самой ЧАЭС строятся за средства международного сообщества. 40 стран-доноров направляют свои средства в Чернобыльский фонд «Укрытие», при этом ЕБРР выступает распорядителем и координатором этих средств. За эти же деньги строится завод жидких РАО, завод твердых РАО, построен завод по производству бочек и контейнеров для РАО. За средства Великобритании и Европейской Комиссии построено ЦХОИИИ.
Стоит также добавить, что ЦХОИИИ стоило около 12 млн. фунтов стерлингов. Сейчас это хранилище находится в режиме «горячих испытаний», на нем отрабатываются процедуры хранения отработанных источников ионизирующего излучения. В этом году эти испытания будут завершены. В будущем мы должны переместить все РАО с спецкомбинатов на это и другие хранилища в зоне отчуждения. Это позволит повысить уровень стратегической безопасности и снизить глобальные риски.
Системы физической защиты на спецкомбинатах полностью модернизированы за счет США. Ответственность украинской стороны – это лишь содержание и эксплуатация этих хранилищ и всей инфраструктуры.
В результате имеем ситуацию, при которой нам все помогают строить, строят, потом все это попадает в собственность государства, а государство все это финансирует по остаточному принципу. Средства выделяются только на заработную плату и на оплату коммунальных услуг. Средняя заработная плата специалиста, который имеет высокий уровень подготовки, и работает на ЦХОИИИ, составляет около 6 тыс. грн., но в, то, же время есть «Энергоатом», где заработная плата выше. Таким образом, мы имеем проблему с удержанием кадров.
Комичность ситуации заключается в том, что в Украине расположено самое современное в Европе хранилище ВДОВ, но у нас нет средств на бензин, чтобы перевезти и загрузить его отходами из устаревших спецкомбинатов. Мы строим все самое современное, но не имеем достаточных средств на его полноценную эксплуатацию.
Как решить проблему недофинансирования?
На сегодня вся нормативно-правовая база имеется для того, чтобы система обращения с РАО функционировала, как положено, более того, есть даже сами средства.
Еще в 2008 году был создан Государственный Фонд обращения с РАО (Фонд РАО). Этот фонд функционирует по принципу «загрязнитель платит». В тарифе «Энергоатома», в стоимости каждого киловатта, заложены средства, которые попадают в этот фонд. По замыслу, Фонд РАО должен был накапливаться в рамках спецфонда госбюджета и расходоваться исключительно по целевому назначению, то есть на строительство и эксплуатацию инфраструктуры по обращению с РАО. Этот фонд проработал, как положено только один год.
В 2010 году было принято решение снять целевое использование этих средств. С тех времен эти средства начали использоваться на содержание агентства, зоны отчуждения, ЧАЭС, на выплату зарплаты и другие цели согласно распределению Министерства финансов.
То есть, эти средства переходят в бюджет, откуда они расходуются на текущие расходы, но новая инфраструктура при этом не создается. Возникает ситуация, что «Энергоатом» накопил отходы, и он должен нам их отдать, но у нас недостаточно возможностей их принять.
Более того, у нас возникают конфликты с донорами. То же правительство Великобритании обращает внимание, что ЦХОИИИ построено, но мы его не можем эксплуатировать на полную мощность.
Поэтому, приоритетом Министерства экологии и природных ресурсов и нашего агентства на 2017 год является восстановление целевого использования Фонда РАО. Мы хотим, чтобы эти средства попадали в спецфонд и использовались исключительно на предприятия корпорации «Радон», а все остальное финансировалось из госбюджета, как это предусмотрено действующим законодательством.
Отмечу, что в годовом бюджете агентства на 2017 год заложено 2 млрд. грн., из которых около 800 млн. грн. идет на взносы Украины в фонд «Укрытие» и около 890 млн. грн. на поддержку объекта «Укрытие» и снятие ЧАЭС с эксплуатации. «Энергоатом» в 2017 году может перечислить около 800 млн. грн., которые могли бы быть в Фонде РАО, но пойдут в общий фонд бюджета.
Мы уже разработали и согласовали в центральных органах исполнительной власти два законопроекта: один вносит изменения в Бюджетный кодекс, другой – в закон «Об обращении с РАО», которые восстанавливают накопительный статус и целевое использование Фонда РАО. Сейчас эти документы находятся в Кабмине. В мае они будут рассмотрены Правительством.
Достаточно ли 800 млн. грн., чтобы эксплуатировать созданную за международные средства инфраструктуру?
Вполне достаточно. Отмечу, что этот фонд должен быть накопительным, то есть в течение нескольких лет (при условии ограниченного его использования), в нем должна будет накопиться значительная сумма, которая позволит построить новый дорогостоящий объект. Бюджет Украины планируется на один год, но, ни один объект не может быть сооружен и введен в эксплуатацию за один год. Это же касается еще одного хранилища РАО, которое мы, по государственным программам, тоже должны построить – хранилище в глубоких геологических формациях для вечного захоронения высокоактивных отходов. Его стоимость рассчитывается миллиардами гривен.
Что такое геологическое хранилище?
Это хранилище строится на глубине больше 500 м в толще гранита или глины (гранит и глина имеют хорошие изоляционные свойства от радиации). Пробуривается шахта, где должны быть захоронены высокоактивные РАО. Украинские ученые изучают возможность размещения геологических хранилищ, рассматриваются разные регионы и геологические формации. Зона отчуждения также есть в этом списке. В таком хранилище мы должны захоронить высокоактивные материалы разрушенного 4-го реактора ЧАЭС (а это тысячи тонн).
Также в глубинных геологических формациях должны быть захоронены отходы, образовавшиеся после переработки отработанного ядерного топлива. Если мы не восстановим Фонд РАО, то мы не доведем сегодняшние проекты до логического завершения. А потому о финансировании и строительстве геологического хранилища еще говорить рано.
Отмечу, что требования к геологическому хранилищу такие, чтобы даже через 1 млн. лет радионуклиды не смогли проникнуть через его барьеры. Создание таких хранилищ требует больших средств и многих исследований. Во всем мире их строительство идет очень медленными темпами. По моему мнению, даже ваше поколение не успеет создать такое хранилище.
Давайте поговорим о дальнейшей судьбе объекта «Укрытие». Что будет после того, как новый безопасный конфайнмент будет введен в эксплуатацию (после 30 ноября 2017 года)?
Это называется процесс преобразования объекта «Укрытие» в экологически безопасную систему. Этот процесс делится на три этапа. Первый этап был выполнен за средства Украины и международного сообщества. В результате мероприятий, проведенных в 1997-1998 и 2004-2008 годах, удалось добиться значительного снижения риска обрушения «Укрытия» на период до 15 лет, то есть до 2023 года. Это дало время для строительства над поврежденным 4 энергоблоком ЧАЭС нового безопасного конфайнмента и проведение других мероприятий в рамках проекта Плана осуществления мероприятий на объекте «Укрытие».
Второй этап – это строительство и введение в эксплуатацию нового безопасного конфайнмента, то есть самой арки со сроком эксплуатации не менее 100 лет, что позволит в дальнейшем приступить к третьему этапу. Третий этап — это демонтаж нестабильных конструкций, решение проблемы обращения с топливосодержащими материалами и радиоактивными отходами объекта «Укрытие».
Когда будет начат демонтаж нестабильных конструкций объекта «Укрытие»?
Смотрите, первые два этапа были реализованы с помощью и при финансировании международного сообщества. Третий этап – это уже ответственность Украины. В этом году мы начали разрабатывать проекты для того, чтобы понять, как мы это будем делать.
Демонтаж нестабильных конструкций будет в 2018 году. Процесс демонтажа старого саркофага должен выглядеть следующим образом: на кранах, которые установлены внутри арки, есть тележки, которые могут поднимать груз. Мы на эти тележки закрепим роботов, которые будут отрезать кусочек за кусочком от старого саркофага и перемещать его в безопасный контейнер. Поскольку сам саркофаг очень большой, по предварительным оценкам, процесс его демонтажа может занять до 50 лет. А мы, согласно принятой стратегии, должны нестабильные конструкции разобрать до 2023 года.
Это значит что, несмотря на то, что Арка построена, самые сложные вопросы остаются еще впереди?
Именно так. Даже проведя демонтаж, нам нужно будет решить, что делать дальше. Мы даже точно не понимаем, что там есть внутри, например, там примерно находится 1500 тонн топливосодержащих масс. Разработка стратегии дальнейших действий — это вопрос для науки, но обязательный и понятный этап – это только демонтаж нестабильных конструкций объекта «Укрытие», и по этому поводу у нас идут переговоры с ЕБРР.
Когда будет объявлен тендер на выбор компании, которая будет делать демонтаж?
В этом году мы планируем завершить проект, который будет описывать сам демонтаж, после чего можно будет говорить о подготовке и проведении тендера.
Куда необходимо девать эти нестабильные конструкции объекта «Укрытие»?
Сначала они будут размещаться в середине конфайнмента, а потом перемещаться на ту инфраструктуру, которую мы уже имеем. Также можно рассмотреть вариант сохранения этих конструкций в машинном зале четвертого энергоблока ЧАЭС, который расположен под Аркой.
В этом году состоялась ликвидация хранилища «Вакуленчик», которое образовалось в результате военных программ СССР. Что будет дальше с этой программой?
На сегодня мы имеем 3 хранилища. Хранилище «Делятин», находится в Ивано-Франковской области. Хранилище «Вакуленчик» находится в Житомирской обл. И хранилище «Луковое» находится в Кировоградской обл. «Вакуленчик» — это хранилище РАО, которое находится на территории воинской части. Мы оттуда достали отходы, и часть ВДОВ вывезли на Киевский спецкомбинат для временного хранения, а часть (твердые РАО) вывезли в зону отчуждения. Мы не имеем достаточно средств, чтобы сразу переместить все РАО в Зоне отчуждения. Мы ожидаем, что при поддержке НАТО мы сможем ликвидировать «Делятин» и «Луковое».
Фиксируются ли на сегодня нарушения режима ограниченного доступа, например, вывоз металлолома или других вещей из Зоны?
Ответственность за охрану зоны возложена на Национальную полицию. Мы активно с ними сотрудничаем. Такие случаи периодически фиксируются, но они не носят массовый характер. Большая проблема – это когда в зону отчуждения пытается попасть молодежь, так называемые сталкеры. Они хотят попасть на объекты Зоны, например, в заброшенный город Припять. Проблема заключается в том, что эти сталкеры могут вместе с собой вынести что-то, например радиоактивные вещества, или нанести себе вред, находясь там.
Какова ответственность за нелегальное проникновение в Зону?
Если вы не санкционировано попали в Зону и не вынесли оттуда радиоактивные предметы или вещества – то это административная ответственность (штраф). Если же вы покинули Зону с радиоактивными веществами, то есть распространили их по территории Украины – это уже уголовная ответственность.
Насколько я понимаю, особо опасное пребывание в 10-километровой зоне ЧАЭС?
Да, потому что она загрязнена радиоактивным элементом плутонием, период полураспада которого составляет 24 000 лет. Эта территория уже никогда не будет пригодной для проживания человека или ведения сельского хозяйства. Она может иметь исключительно промышленное использование. В этой зоне, во-первых, находится сама станция, а во-вторых – комплекс «Вектор» и много различных хранилищ радиоактивных отходов (РАО), в том числе и поверхностных, которые используются для захоронения низко — и средне активных отходов. Это около 30 глиняных траншей через стенки, которых не фиксируется вынос радионуклидов. В этом году мы дополнительно законсервировали две таких траншеи. Это позволило повысить экологическую безопасность в целом.
На этой же территории «Энергоатом» готовят площадку под строительство Централизованного хранилища для хранения отработанного ядерного топлива.
Говоря об использовании 10-км зоны вокруг ЧАЭС, надо отметить, что мы разработали законопроект, который вносит правки в закон «О правовом режиме территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы». Этим законопроектом мы определим статус 10-км зоны, как таковой, что на этой территории будет разрешена только промышленная деятельность и деятельность по обращению с РАО и полностью исключена возможность для проживания человека или ведения сельского хозяйства. Этот законопроект сейчас готовится для подачи в Кабмин.
Почему необходимо закрепить на законодательном уровне исключительно промышленное использование этой территории?
На этой территории размещены все хранилища РАО. По сегодняшнему законодательству, для территории, где может проживать человек, установлены строгие требования для приповерхностных хранилищ, в соответствии с которым, радиоактивность всех РАО должна снизиться до таких уровней, чтобы не составлять угрозы жизни человека и окружающей среде. Новый статус снижает строгие требования, поскольку население там никогда не будет находиться.
Автор: Дмитрий Сидоров
Источник: УНИАН
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.