Коррупция в государственных предприятиях, злоупотребления на тендерах и закупках – тезисы, которые звучат в украинском медиапространстве ежедневно. Антикоррупционеры и расследователи открыто говорят о том, что наибольшую выгоду от деятельности государственных компаний получает не номинальный собственник – народ Украины, а отдельные представители этого народа. Они приближены к высшим должностным лицам государства.
Наибольшими объемами бюджетных закупок и самой непрозрачной в этом смысле компанией является государственное предприятие «УЖД». Здесь порядок в финансах и тендерах безуспешно пытаются навести «демократические» правительства, начиная с 2005-го года. Сейчас абсолютное большинство разнообразных тендеров украинской железной дороги выигрывают компании, связанные с одной семьей, – народными депутатами Дубневичами (известными, кроме прочего, крупнейшими в парламенте «залежами» наличности). Ярослав Дубневич является председателем Комитета ВР по вопросам транспорта, оба они – видные фигуры в президентской фракции БПП.
Читайте также: Легенды деклараций. Кто изумил Украину своим богатством
Секреты своего невероятного тендерного успеха братья-депутаты не афишируют, однако, на нечестные способы победы в битвах за доступ к государственным ресурсам жалуются конкуренты фирм, принадлежащих Дубневичам. Некоторые из таких эпизодов уже стали предметом расследования НАБУ.
Одним из самых заметных конфликтов последних лет является борьба за поставки крайне важных для безопасности движения на железной дороге деталей – рельсовых креплений. Рельсовые крепления – деталь, предназначенная для прижатия рельса железнодорожного пути к шпале. Ежегодно, ремонтируя и строя свои металлические «дороги», «УЖД» закупает огромное количество этих креплений на десятки миллионов гривен.
Производителями этого элемента железнодорожной колеи в Украине являются две частные компании – «АТ Механика» и «Корпорация «КРТ»», которая принадлежит влиятельным народным депутатам из пропрезидентской фракции парламента – Ярославу и Богдану Дубневичам. Причем, в течение десяти лет поставлять свою продукцию железнодорожникам удавалось лишь фирме Дубневичей.
Любые попытки журналистов разобраться, почему так происходит, нет ли здесь коррупционного сговора с менеджментом «УЖД» (тем более, что конкурент фирмы нардепов, компания «АТ Механика» предлагает продукцию по более низким ценам, а эксперты утверждают, что – и лучшего качества), враждебно воспринимаются Дубневичами.
Депутаты-бизнесмены начинают обвинять журналистов в заангажированности и предвзятости, а саму «АТ Механика» – в неконкурентной борьбе, изготовлении некачественной продукции и инициировании грязной информационной кампании против них. Даже распространяют слухи о том, что «Механику» в 2013 году курировал сын экс-президента Януковича – Александр.
Учитывая, что «УЖД» – стратегическое предприятие, от деятельности которого в значительной степени зависит состояние экономики Украины, а правоохранительные органы чуть ли не ежедневно сообщают о миллионных убытках компании, а, следовательно, – государства – при закупках и обвиняют чиновников госкорпорации в коррупции, УНИАН решил лучше изучить «историю с креплениями».
Первым согласился поговорить на эту тему директор «АО Механики» Виталий Руденко. Надеемся, что теперь от интервью не откажется и его более успешный конкурент по освоению бюджетов «УЖД» – по совместительству, председатель Комитета Верховной Рады по вопросам транспорта Ярослав Дубневич.
Господин Виталий, прочитал на специализированном сайте информацию о том, что в начале сентября в Антимонопольном комитете состоялось знаменательное событие: фактически впервые после Майдана железной дороге не удалось протащить сомнительную закупку рельсовых креплений влиятельных братьев Дубневичей на сотни миллионов гривен. Это – ваша победа, ведь вы – их единственный конкурент в этом соревновании за государственные средства?
В том дело, что нет. Мы должны были на все сто процентов, впервые за десятилетие, выиграть этот тендер. У нас цена на реечные крепления ниже ориентировочно на 35-40% [чем у фирмы депутатов Дубневичей]. К тому же, они несколько лучше по качеству. И мы даем гарантии на свою продукцию 5 лет, тогда как Дубневичи – всего три года.
А главное – теряем не только мы. Теряет государство. Не закупив креплений на четверть миллиарда гривен, это ведет к тому, что ремонтировать рельсовые пути ничем. Это значит, что продолжит валяться на складах куча шпал и анкеров на миллиард гривен. Будут простаивать заводы «УЖД» в Гнивани, Староконстантинове и Коростене. И ездить будет крайне опасно.
А почему вы считаете, что ваши крепления лучше, чем у Дубневичей?
Откровенно говоря, я думал, что наши крепления и крепления Дубневичей примерно одинаковые по качеству. Но не так давно экспертиза показала, что их продукция хуже. У них сила прижима к рейке 23 килоньютонов (кН), когда у нас – 25 кН. Кроме того, после неоднократных замыканий и размыканий, крепления разъезжаются, и выходит из строя. И тогда, когда проходит поезд, крепление вылетает. Если вылетело крепление, железнодорожные рельсы расходятся. В таком случае – стопроцентная авария поезда.
Тогда скажите, в Украине официально зафиксированы случаи аварии поезда из-за некачественного крепления?
Если помощник народного депутата, тем более председателя комитета Верховной Рады по вопросам транспорта, длительное время занимает должность главного инженера «УЖД», зафиксировать такие случаи почти не возможно.
Вы имеете в виду, что официально такая причина не будет названа, да? И о ком же речь?
О Василии Яковлеве. Правда, в последнее время он испугался и освободил место для своего протеже Владимира Чемеринского, а сам пошел работать заместителем руководителя департамента пути в «УЖД».
В конце мая этого года под Каменец-Подольским произошла авария – с рельсов сошел поезд. Была информация, что трагедия произошла как раз из-за ненадлежащего содержания пути…
Да, но все равно сказали, что все произошло из-за технического состояния поезда. Это стандартный шаблон: вина поезда и все… Хотя в первых сообщениях действительно указывали на то, что причина аварии – ненадлежащее содержание пути. Но потом все опровергли, добавив, что колея была в нормальном состоянии, в отличие от поезда. Но что там произошло на самом деле, никто не узнает.
Я, в свое время, нашел некоторые акты, которые готовились на «УЖД» и которые, кстати, подписывал тот же Василий Яковлев. В этих актах сказано – крепления не имеют достаточной силы прижатия, вследствие чего заблаговременно выходит из строя верхняя надстройка пути, что угрожает безопасности движения.
Кроме того, в тендерной документации на закупку в последнее время ослабли требования к рельсовым креплениям. В частности, нормативное прижатие клемм уменьшено с 25 до 20 килоньютонов [предприятие, которое контролируется братьями Дубневичами, способно производить крепление с силой прижатия 23 кН. Как видно из ответов выше, достаточной, в соответствии с предыдущим стандартом по изготовлению креплений, силой прижатия, обеспечивала в Украине только продукция АО «Механика»].
Можете рассказать, как «АТ Механика» стала ярым конкурентом для фирмы Дубневичей? С чего началась борьба?
Пожалуй, надо начать с того, что наша фирма «АТ Механика» зарегистрирована в 1992 году. Вначале мы сотрудничали с «УЖД» по другим направлениям, в частности, занимались поставкой металлоконструкций. Но в это, же время возникла потребность в более прогрессивном типе крепления. Мы заказали проект крепления в конструкторском бюро «УЖД», у специалиста Говорухина. Крепление было сделано на основе пружины. Тот, долго не думая, скопировал польские крепления СБ-3 и выдал нам техническую документацию, назвав новое крепление КПП-1.
«Механика» в сжатые сроки наладила их производство и поставляла их железнодорожникам с 1998 по 2002 годы. И все было нормально, пока руководителем «УЖД» не стал господин Костюк, который обратился в конструкторское бюро «УЖД» с требованием разработать новые крепления. И они разработали. Назвали свое изобретение КПП-5, права, на которые принадлежали самой «УЖД». Но как-то так случилось, что техническая документация на КПП-5 оказались в руках Дубневичей. Была ли это продажа, или кража – сказать не могу.
Сам конструктор Говорухин говорит, что у него документацию украли. Некоторые работники «УЖД» рассказывали, что Костюк во время совещания давал указание подчиненным продать техническую документацию всего за тысячу гривен. Как на самом деле происходило – не знаю.
Вот так в 2002 году у нас появился конкурент. Но конкурент, видимо, сильный, мгновенно нас оттеснил от «УЖД» — с 2002 года мы железнодорожникам не поставляли практически ничего.
Так сразу?
Практически. Дело в том, что некоторое время у нас продукцию покупала фирма «Галпостач», которая затем перепродавала нашу продукцию «УЖД». Кстати, ключевые фигуры «Галпостача» потом полностью перешли в новообразованную компанию «Корпорация «КРТ» [которая принадлежит братьям Дубневичам].
Был случай, когда в 2007 году «УЖД» купила у нас еще небольшую партию креплений. И все. Видимо, это произошло случайно – фирма Дубневичей не справилась [с объемами заказа]. Интересно то, что тогда руководство «УЖД» всем рассказывало, что закупили крепление не в «Механике», а у поляков.
А почему так?
Там все делают, чтобы нашу фирму даже не вспоминали. Поэтому мы некоторое время, по инерции, пытались оспаривать тендеры, закупки, но потом поняли бесперспективность таких действий. И было принято решение – не связываться с «УЖД» вообще.
Но потом наступает 2010 год, когда к власти пришел Янукович…
И что? Даже после прихода Януковича к власти в течение трех лет – 2010, 2011, 2012 – монополистом на поставку рельсовых креплений была исключительно «Корпорация «КРТ» Дубневичей.
Но Дубневичи распространяют информацию о том, что «АТ Механика» была взята под защиту старшим сыном Януковича – Александром. Кстати, есть даже расследование программы «Акценты», которое вышло на 5 канале.
Во-первых, относительно этой программы, то там никакие журналистские стандарты вообще не соблюдены. Сплошное манипулирование и подмена фактов. Кстати, в сюжете фигурируют те должностные лица «УЖД», которые одновременно являются помощниками народных депутатов Дубневичей. Думаю, это однозначно указывает, кто является заказчиками такого сюжета.
Теперь, относительно Александра Януковича, которого в народе называли «стоматологом». Речь идет только о сроке в один год – 2013-ом. Действительно, однажды приехали к нам определенные люди, с вооруженной охраной. И сказали, что могут у нас закупать для нужд «УЖД» крепления. Они достаточно глубоко были осведомлены о ситуации, и уточнили, что нам все равно Дубневичей в тендерах не победить. Честно, нам было безразлично, кто купит нашу продукцию. Тогда с тендерами ужас, что происходило. Но достаточно быстро мы поняли – люди влиятельные, поскольку [они] начали выигрывать тендер за тендером, отталкивая компании Дубневичей. Отсюда и начал распространяться миф о том, что они будто от «Януковича».
Так вы сами сказали, что приехали уважаемые люди. Кто это был, как их звали?
Откровенно говорю, я до сих пор не знаю, какое они имели отношение к Януковичу и какие должности занимали. Хотя и не исключаю этого. Насколько помню, одного звали Михаил и он говорил, что занимается еще «Охматдетом». Другого звали Игорь.
А разве у вас были финансовые возможности, еще не выиграв тендера, производить скрепление для новых партнеров-посредников?
В том и дело, что мы выдвинули встречные требования – мы можем произвести необходимое количество продукции при условии авансовых платежей с их стороны. Они съездили к нам на заводы, посмотрели, можем ли мы выполнить заказ, а потом сделали авансовый платеж.
Таким образом, эти «уважаемые люди» были уверены, что в любом случае выиграют тендер «УЖД»?
Видимо. Я же говорю, они были достаточно проинформированы о различных схемах поставки оборудования на «УЖД» и о том, кто за ними стоит. Нам действительно было не под силу потеснить Дубневичей с тендеров. А ребята нам сказали – продаете нам скрепления, а мы там дальше сами разберемся. Нас это устраивало.
Учитывая тот уровень коррупции на железной дороге, отсутствие конкуренции [при получении заказа] – любая компания согласилась бы на такие условия.
Про какие объемы речь?
Один контракт был около 30 миллионов гривен. Потом еще один. Хотя мы не выполнили весь объем заказа. В стране началась Революция Достоинства, и было уже не до контракта. Во-первых, заказчики перестали отвечать на телефонные звонки, а, во-вторых, многие из нашей компании больше времени проводил на Майдане, чем в офисе.
Кстати, мы все в компании надеялись, что после Революции все изменится. Мы сможем честно конкурировать, исчезнет коррупция и безответственность. Поэтому руководство «Механики» решило вновь участвовать в тендерах «УЖД». Но началось то, что даже в страшном сне не могло присниться.
О чем речь?
В 2014 году мы ждем объявления тендера на закупку креплений. А объявления нет и нет. Тогда мы обращаемся в «УЖД», а нам говорят: тендер уже состоялся (кстати, сообщил давно знакомый нам Яковлев). Мы – в шоке: как так могло произойти?
Оказывается, тендер был объявлен на закупку резинотехнических изделий. Поскольку мы не являемся производителем резины, мы не обращались туда за получением тендерной документации. Но «УЖД», за один день до окончания подачи документов на тендер, изменила наименование изделий. Вместо резинотехнических изделий на тендере была представлена необходимость УЖД в закупке крепления рельс и стальных изделий. Дубневичи знали, что так будет и заблаговременно подали на этот тендер документы. Скажите, разве это не коррупция высшего сорта? Ну, сразу понятно – была договоренность между «УЖД» и Дубневичеми.
В правоохранительные органы обращались?
Конечно. Обратились ко всем – в СБУ, прокуратуру, МВД. Тогда была какая-то полиция на железной дороге, даже туда мы написали. И подали иск в суд. Вначале все шло прекрасно. Начались расследования, назначены экспертизы. Появились выводы о том, что тендер проведен с нарушением законов и его надо отменить, потому что он приводит к завышению затрат из государственного бюджета и так далее.
Но судья все равно принимает решение – в удовлетворении нашего иска отказать. Мол, поздно – тендер уже состоялся.
Тогда мы стали перестраховываться. Даже если объявляется тендер на закупку игрушек или белья – мы, подаем документацию.
А жалобы в высшие судебные инстанции подавали? В Антимонопольный комитет?
Обращались и в Киевский хозяйственный суд, и в Антимонопольный комитет. Везде – неофициально – говорили, что мы правы, но поделать ничего не могут.
Но в это время вот что еще происходит – Дубневичи поняли, что мы готовы активно отстаивать свою позицию, поэтому решили надолго выбить нас из конкурентной борьбы. Для этого они подают иск в суд на «УЖД» с требованием отменить технические условия на изготовление нами креплений КПП-1. Нонсенс. Это вообще выходит за рамки здравого смысла, поскольку они не имели никаких оснований, не имели нашей документации и прочее. Но суд без нашего участия – ведь нас никто не информировал и на судебные заседания не приглашал – принимает решение: техническую документацию на КПП-1 отменить.
Интересно, по какой аргументации?
У нас есть техническая документация. На титульном листе указано все согласования со стороны должностных лиц «УЖД».
А теперь представьте – юристы Дубневичей подают в суд, как будто нашу документацию, но без этого титульного листа. И требуют отменить техническую документацию, ведь она, вроде, никем не согласована. И суд одобряет – отменить. Забегая вперед, скажу, все судебные инстанции в Украине нам отказали, принимая, будто под копирку соответствующие решения. Теперь наши иски находятся в Европейском суде по правам человека.
Помню, интересный диалог состоялся в Апелляционном суде Киева. Судья говорит: плохо, что не все документы подали. Но суд первой инстанции не знал, что есть доказательства, что вся техническая документация согласована, а потому решение вынесено не правильно. «Но нас суд даже не вызвал», — говорю в ответ. «Ну, не вызвали, так не вызывали», — спокойно парирует судья.
В каком году происходили разборки в судах?
Суды продолжались весь 2014 год. А в 2015 году – история еще интереснее. Я в разные инстанции обратился, в частности, в Украинское агентство стандартизации, подал запросы: действительны ли наши технические условия хуже, если основное согласование заказчика отменено решением суда? И мне дают ответ – если отменяют согласования, то Украинское агентство стандартизации должно вынести предписание на собственника технических условий (ТУ) устранить препятствие или причину, которая привела к отмене согласования.
Но поскольку этот алгоритм не выдержан и к ним никто не обращался, тогда ТУ являются действующими. Более того, Агентство по стандартизации обратило внимание на то, что у них в базе отсутствуют ТУ, которые указаны в решении суда.
И что это значит?
Суд указал в своем решении о не существующих ТУ с соответствующими номерами. А почему так произошло, можно только догадываться. Видимо, кто-то для судьи подготовил проект решения и допустил ошибки с номерами. А судья, особо не вчитываясь, подписал соответствующее решение.
С этим письмом от Украинского агентства стандартизации мы обратились в «УЖД», но там нас даже слушать не захотели.
Тогда я решил заново начать процедуру согласования ТУ. Сделал ксерокопию незаконно отмененных ТУ со всеми согласованиями, принес в «УЖД», а там отказываются принимать к рассмотрению. Говорят, каких-то актов нет, то протоколов и так далее. Значит, находят тысячу причин, чтобы нам отказать в регистрации и согласовании ТУ.
Хотя об уничтожении документации, может и не врут. По моей информации, даже решения правления у них исчезают, на всякий случай. Это делается для того, чтобы сделать невозможным расследование правоохранительными органами преступлений, совершенных должностными лицами «УЖД».
Кроме того, я обратился в разные министерства – Минэкономразвития и Мининфраструктуры – с запросом, что делать в ситуации, когда суд отменил наши согласованные ТУ. Приходит ответ – в связи с последними изменениями в законодательстве, требование к «УЖД» согласовать ТУ является противоправным, и все стандарты будут отменены. Что, собственно, и произошло.
Тогда с новыми запросами – имею ли право предлагать «УЖД» свои крепления для шпал, должен ли я с ними согласовывать техническую документацию, если да, то, в каком порядке? Минэкономразвития отвечает: согласовывать документацию – дело добровольное, но она у вас и так действительна.
И в каком году это все происходит?
В 2015-ом. Вооружившись этими документами, я регистрируюсь на участие в тендере. Но «УЖД» снимает мою компанию из тендера, мотивируя необходимостью согласования технической документации. Говорят, у них свои законы… Вот такая борьба. Противостояние продолжается до настоящего времени.
Есть еще одна интересная личность – Эдуард Пушкаренко. Он тоже помощник Дубневича и одновременно возглавляет «Украинские железнодорожные поставки», компанию, которая вообще осуществляет все закупки для железнодорожников.
Получается замкнутый круг: они не согласовывают нашу техническую документацию, которая подана еще в 2014 году, и, в то же время, не допускают к тендеру, мотивируя отсутствием согласованной с ними документации на производство креплений для шпал.
Вас послушать – в Украине одно сплошное беззаконие…
Трудно поверить, правда? Но такая у нас реальность. Приведу последние ноу-хау от «УЖД». Чтобы поучаствовать в их тендере, мы должны предоставить приказ о создании комиссии, которая разрешает использование наших креплений для шпал. Скажите, откуда у меня возьмется внутренний документ «УЖД»? И даже если бы он у меня был, железнодорожники могут в любой момент сказать, что он не действителен, и таким образом заблокировать участие моей компании в тендере в пользу фирмы братьев Дубневичей.
Я вообще иногда удивляюсь их жадности. Дубневичи сегодня монополизировали тендеров по «УЖД» на несколько миллиардов в год. Поставляют все – от креплений, гаек, шпал, заканчивая постельным бельем. Тендеров нахватались столько, что не могут их выполнить. В частности, чтобы не сорвать поставки креплений, они начали их в прошлом году закупать у России.
И не побоялись, что их компания засветится?
В том и дело, что они это сделали не напрямую, а через государственный «Коростенский завод шпал», который принадлежит «УЖД». Именно руководству этого завода было отправлено письмо от имени правления «УЖД», которое обязывало провести закупку в России. А теперь, когда возбуждено уголовное дело, это письмо правления исчезло. Получается, что директор по собственной инициативе сделал закупку. Насколько мне известно, сейчас идет расследование, и его могут привлечь к уголовной ответственности.
Кстати, в реестре судебных решений есть информация, что правоохранительные органы, в частности, НАБУ, ведут расследование нескольких дел, в которых фигурируют фирмы Дубневичей. Неужели и от этого тендеры в «УЖД» не становятся прозрачными?
Чувствуем, что что-то меняется. Но не так кардинально, как бы хотелось. Мы начинали наш разговор с того, что у нас были все шансы – впервые за много лет – выиграть тендер на поставку креплений. Но Антимонопольный комитет в последний момент отменил этот тендер. И это не случайно.
Неужели «УЖД» не выгодно покупать более дешевую продукцию?
Получается, что нет. Как наша продукция может быть выгодной, когда главный инженер главного путевого хозяйства «УЖД» одновременно является помощником Дубневича?
Есть еще одна интересная личность – Эдуард Пушкаренко. Он тоже помощник Дубневича и одновременно возглавляет «Украинские железнодорожные поставки», компанию, которая вообще осуществляет все закупки для железнодорожников.
Это же конфликт интересов, коррупция на ровном месте?
Да. Но такой связи, ни видят, ни правоохранительные органы, ни руководство «УЖД», ни руководство государства.
Автор: Николай Бабич
Источник: УНИАН
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.