Вячеслав Зубенко: Заставить местную власть сделать то, что община хочет… Не ждать, когда у властей дойдут руки, а заставить сделать именно сейчас

15.11.2016 – В 2016 году в Украине заработала онлайн-платформа для реализации идей улучшения городского пространства «Общественный проект». Программа финансируется Агентством США по международному развитию (USAID) в рамках проекта «Укрепление местной финансовой инициативы» («бюджет участия») и предусматривает возможность жителю населенного пункта предложить чиновникам свои идеи на то, как и на что лучше потратить бюджетные средства, чтобы сделать город лучше и комфортнее.

Чтобы победители среди таких проектов были стопроцентно включены в городские бюджеты на следующий год, подавать идеи и голосовать за них нужно уже сейчас. Впрочем, даже в столице, где власть предлагает на реализацию идей жителей города 50 млн. гривен, граждане достаточно пассивны – проектов на рассмотрение общины подано крайне мало. УНИАН попытался исправить эту ситуацию, пообщавшись с Вячеславом Зубенко – директором Института бюджета и социально-экономических исследований (ИБСЭИ), который внедряет в Украине механизм «бюджета участия».

В интервью УНИАН он рассказал, сколько городов в Украине уже присоединились к проекту, сколько средств община города может получить на реализацию своих идей и какие именно предложения имеют шансы на успех.

Местные инициативы в Украине, в принципе, не является новостью. Однако если и реализуются, то являются единичными. Во всяком случае всеукраинскую огласку приобретают крайне редко. Чем от таких инициатив отличается «Общественный проект», в чем заключается его основная идея?

Этот проект финансируется Агентством США по международному развитию (USAID). Главное его отличие от других общественных инициатив заключается в том, что все идеи в рамках «Общественного проекта» задекларированы нормативно. То есть, если какие-то другие могут быть реализованы, а могут быть, и не реализованы местными властями, то проекты «бюджета участия» будут введены обязательно в рамках тех положений, которые принимает для себя каждый из городов-участников.

Относительно основной идеи проекта, она заключается в том, что власть города выделяет определенную сумму средств, в рамках которых граждане выдвигают свое видение, как эти средства можно использовать, на что именно их можно потратить. То есть граждане сами дают предложения, сами же за них голосуют. И те, которые набрали наибольшее количество голосов, должны быть включены в бюджет города и профинансированы из бюджета города.

Но сразу хочу сказать, что непосредственно авторы проектов не получают средств. Они только выступают локомотивами идей.

То есть этот проект – подсказка власти от граждан, куда именно нужно направить деньги местного бюджета?

В принципе, все верно. Эта инициатива – желание местной власти услышать от общины, что действительно нужно сделать на местах. Ну, не может власть города знать абсолютно все потребности каждого микрорайона, каждого двора или каждого гражданина. Это естественно. А подавая свои идеи улучшения жизни в городе, граждане будут информировать местную власть, что именно здесь нужна та или иная общественная услуга. То есть речь идет о налаживании диалога общества и власти относительно потребностей того или иного города.

Сейчас в Украине много говорится о финансовой децентрализации регионов…

На самом деле этот процесс я бы не связывал с децентрализацией. На потребности для реализации идей в рамках «Бюджета участия» выделяются отдельные средства, которые существенно не могут влиять на развитие города.

Кто их выделяет и о каких суммах идет речь?

Средства выделяет город. И каждый из городов-участников подходит к определению суммы по-разному. Кто-то устанавливает какой-то процент от основных фондов местного бюджета, кто-то устанавливает конкретную сумму.

Думаю, если проект наберет большую популярность, и мы увидим, что имеются активные граждане, а власть прислушивается к их идеям, то суммы будут увеличиваться ежегодно. И все больше объемов муниципальных бюджетов будут распределяться обществом.

А кто и как будет контролировать средства? Если город их не использует, идея, которая предлагалась обществом, не будет реализована, деньги просто спишут?

Нет. Речь идет не о каких-то отдельных средствах. Смотрите, в общем, когда формируется бюджет города, главный распорядитель подает запросы в смету в соответствии с потребностями города. Потом это включается в бюджет, и в следующем периоде на это тратятся средства.

Так и здесь. Деньги на реализацию идей граждан – это деньги местного бюджета, выделяемые по решению местных властей именно на «Общественный проект». То есть это те самые средства, которые все равно включались бы в бюджет на следующий период, но это проходило бы без участия граждан.

Другими словами, отныне граждане имеют возможность повлиять на распределение сметы местного бюджета. Причем чиновники не могут выбирать, какая именно идея будет реализована, потому и подают ее, и за нее голосуют именно граждане.

И сколько денег может быть потрачено на реализацию одной такой идеи?

На финансирование включаются все проекты, представленные гражданами, пока не будет выбрана та сумма, которую местная власть выделяет на их реализацию. В разных городах проекты ранжируются по количеству необходимых средств. Где-то это будет 200 тысяч гривен, где-то – 300 тысяч гривен, или, как в Киеве – до 1 миллиона гривен на один проект.

Установлены ли какие-то рамки, сколько денег город готов потратить на «Общественный проект»?

Суммы разные. В Хмельницком на эту инициативу выделили 1 млн. гривен, но мэр пообещал, что, если будет заинтересованность общины, то ежегодно сумма будет увеличиваться. В Львове, если не ошибаюсь, 16 млн. гривен. В Киеве – 50 млн. гривен в год.

Но это не означает, что можно только 50 идей реализовать. Так, например, есть идеи, на реализацию которых, общество требует меньше средств, чем 1 млн. Значит, проекты могут быть маленькие, средние, большие, любые. И они будут включены в выполнение настолько, насколько город готов предоставить средства. Кроме того, допускаю, что в случае большой заинтересованности и важности некоторые проекты могут быть реализованы в рамках бюджета вне этой инициативы.

В общем такой механизм взаимодействия власти с обществом используют более 1500 городов в мире. Например, Сан-Франциско, Нью-Йорк, Варшава – используют этот опыт очень активно. Инициатива очень популярна в мире…

То есть проект позволяет общине провести такой себе местный референдум по какому-либо вопросу?

Где-то так. Но важно понимать, что, как уже было сказано, в Киеве, один проект не должен стоить больше, чем 1 млн. гривен. И таких средств не имеется на общегородские проекты, как, например, построение нового моста через Днепр.

Представим ситуацию, что, например, Киев нуждается в ремонте такого общественно-важного объекта, как Дворец спорта. Возможно ли такое, что несколько граждан подадут несколько проектов именно в отношении этого объекта – отремонтировать крышу, реконструировать площадь перед зданием, заменить льдозаливочные машины, и тому подобное. Проекты наберут достаточно голосов, и город их реализует?

Если община проголосует за поддержку, каждый из этих проектов может быть реализован. Но довольно сложно представить, насколько в реальности возможен такой симбиоз идей вокруг одного объекта.

Кроме того, сейчас мы только тестируем эту инициативу на тех условиях, которые у нас есть. А дальше – увидим. Думаю, что это только первый шаг. Если инициатива «Бюджета участия» приобретет очень сильную популярность среди общин, то, думаю, местная власть пойдет на уступки и расширит финансирование в будущем.

А как быть, скажем, в ситуации, когда проект маленький, который касается небольшого количества горожан, например, спортплощадка во дворе многоэтажки. Как такие проекты могут конкурировать в голосовании с большими идеями, которые касаются большего количества граждан?

Действительно, такая ситуация может сложиться. Потому что чем большего количества людей будет идея, тем больше она будет набирать голосов поддержки. Но уже сейчас некоторые города предлагают разделять бюджеты в рамках «Общественного проекта» на реализацию больших и малых идей. Мы хотим предложить дробить средства на проекты 50 на 50.

Кроме того, некоторые города, принимая для себя свои правила «Общественного проекта», предоставляют возможность гражданам при голосовании поддерживать не одну идею, а до пяти. Так, в Киеве можно проголосовать за пять проектов. Также в некоторых городах нет ограничений по количеству поданных идей от одного автора.

Для того чтобы облегчить выбор сферы для представления идей, мы сгруппировали проекты по направлениям: спорт, здоровье и др. Человек может подать свою идею в любой сфере, но это должно касаться коммунальной собственности или собственности города. Нельзя подать проект, который будет финансироваться на средства налогоплательщиков, и будет направлен на получение кем-то прибыли.

Подавать идеи могут только физические лица, или юридические тоже? Имею в виду те же ОСМД…

ОСМД имеют право подаваться. Но они подают проекты на условиях софинансирования. То есть 70% финансирования покрывает город, 30% – ОСМД.

А как будет контролироваться реализация идей и фиксироваться конечный результат?

А как вообще контролируется использование средств города на другие проекты? Общественность – это мощное движение. Тем более, когда человек сам становится автором, идеологом проекта, он очень заинтересован, чтобы проект был реализован.

Возможно, мы предложим городам это как-то формализовать. Чтобы автор идеи был непосредственно вовлечен в процесс контроля над выполнением работ.

Входил в какую-то ревизионную комиссию или что-то вроде этого?

Да. Или, например, чтобы акт выполненных работ, или какой другой документ, который подтверждает факт выполнения проекта, который представлен на всеобщее обозрение, должен был получить одобрение автора проекта…

Все соответствующие положения горсоветов будут дорабатываться, в них будут вноситься изменения. Потому что все города разные, есть большие, есть малые, каждый идет своим путем.

А каким образом человек, который подает идею, может рассчитать смету на ее реализацию?

Электронная система, разработанная при финансировании USAID, содержит определенный алгоритм заполнения форм. Если автор идеи, заполняя ее, составит ориентировочную стоимость больше, чем город утвердил для одного проекта, – система не зафиксирует его представления…

…Имею в виду, как понять, это проект на 100 тысяч или на 500?

Автор идеи может указать примерную стоимость. При желании может представить справку, например, сколько в городе стоят те или иные работы, или тот или иной материал для выполнения таких работ. После этого специальная комиссия посмотрит, возможно, ли вообще этот проект реализовать.

Например, если человек предлагает построить сквер на каком-то участке земли, комиссия  проверит и может сказать, что этого нельзя сделать, потому что этот участок, например, принадлежит тому или иному лицу. Или же сквер нельзя построить из-за каких-то неблагоприятных геодезических условий. Тогда этот проект отклоняется.

Однако причины отклонения должны быть отражены в системе.

Если же все идет нормально, проект идет на голосование. Люди за него голосуют, после этого он подается в городскую администрацию и направляется в департамент или управление, где уже непосредственно проводится экспертная оценка проекта. И уже там специалисты считают более точную стоимостную составляющую, учитывают технические нюансы, готовят техническую документацию.

Мы понимаем, что люди не могут быть специалистами во всех отраслях. Люди только подают идею. А специалисты, которые работают за наши налоги, должны эту идею воплотить в жизнь.

А если так случится, что уже на этом этапе будет зафиксировано превышение предельной суммы стоимости реализации идеи? Что делать в таком случае?

Думаю, что откладывать реализацию на будущие периоды не будут.

Вообще, здесь есть несколько вариантов. Например, если есть превышения в рамках адекватных цифр, то может быть дополнительное выделение средств на реализацию проекта из каких-либо других источников. Или, возможно, последний по рейтингам проект, который набрал наименьшее количество голосов граждан, не будет включен в бюджет. А средства, которые это высвободит, будут направлены на воплощение в жизнь тех идей, которые идут перед ним в рейтинге голосования.

С другой стороны, даже если некоторые идеи будут иметь небольшое количество голосов граждан, но будут иметь идеологию, интересную для города, то, возможно, они будут подаваться к выполнению с другими процедурами. Например, бюджетной комиссией горсовета при формировании проекта бюджета на следующий год.

Сколько городов присоединилось к «Общественному проекту»?

Когда мы проводили конкурс, получили заявки более чем из 200 городов. Сейчас в программе состоит 15 городов. Мы брали разные города. Большие мегаполисы как Киев и небольшие городки, как Бердянск.

Но работа разделена на два этапа. В 2016-м работаем с 8 городами, в 2017-м подключаются еще 7 городов. Все они разработали соответствующие положения и утвердили их в городских советах. Киев пока что работает через распоряжение мэра и параллельно разрабатывает положения Киевского совета, которые зафиксируют бюджет участия на следующий год.

Отработав проекты в городах-партнерах, мы хотели бы собрать успешные практики и опыт, и делиться ими дальше.

Когда планируется завершение представления проектов?

В каждом городе по-разному. Сейчас проходит процесс представления проектов и голосования по ним. В Киеве голосование начнется с 15 декабря, в Львове уже сейчас голосуют, Бердянск только начал представление идей… Но до конца года уже должно состояться голосование.

После этого отобранные голосованием граждан проекты будут включены в выполнение местными властями в следующем бюджетном периоде. То есть будут финансироваться и реализовываться в следующем году – в 2017-ом.

Отслеживаете ли вы тенденции относительно того, насколько разными или, наоборот, одинаковыми, являются проекты, представляемые людьми в разных городах?

Думаю, что после завершения представления проектов во всех городах, мы попробуем провести такой анализ. Но, независимо от размера населенного пункта, людей интересуют схожие проблемы: они начинают беспокоиться о здоровье, о будущем детей, чтобы они были не отданы улице, а заняты на площадке во дворе.

Сейчас большинство представленных идей в разных городах имеют инфраструктурную направленность. Но в будущем мы ожидаем, что будут более креативные идеи, которые могли бы появиться именно в общине. Такие идеи, которые, возможно, чиновники по каким-то причинам не могут придумать сами. Ведь сотрудники городских администраций часто загружены, и поэтому идут по пути наименьшего сопротивления.

Проект дает возможность людям сказать: «Мы хотим!». Показать, что именно нужно обществу. И заставить власть сделать то, что община хочет. В этом и заключается наша инициатива. Не ждать, когда у властей дойдут руки, а заставить сделать именно сейчас, используя этот механизм.

Автор: Татьяна Урбанская

Источник: УНИАН

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий