Читайте также: Ореховый сад: как с одного участка собирать три вида урожая
Александр Пахно: На небольшом участке сада можно заработать, как на тысячах гектаров зерновых
Дмитрий не помнит себя без пчел, вспоминает, как его в пять лет перед сном забирали из садика, чтобы выставлять из зимовника на пасеку пчел дедушки-пчеловода. А также как он устраивал скандалы, когда дедушка ездил на пасеку без него.
— Также я помню, как настоял на том, чтобы мне привезли один улей с пасеки деда и поставили дома. Тогда еще и в школу не ходил. Это все было в Брянской области России. Затем семья переехала в Одессу, и этот улей путешествовал с нами. И вот тогда, когда мне еще не было и 10 лет, началось мое самостоятельное пчеловодство. Начало было неудачным, ведь в первую же зиму я потерял всех пчел еще до Нового года. Причиной тому стал голод, потому что сироп для кормления выливался через дырявую кормушку на дно улья, я видел это, но на тот момент не мог помочь.
Потом дед снова передал отводок и с тех пор, а это был 1992 год, я с пчелами никогда не расставался. Даже когда год учился в Германии, познакомился с пасечником и там тоже постоянно контактировал с пчелами. Пчеловодством в роду занимались не только по материнской линии. Мой прадед по отцу тоже был пасечником. Однако отец от него тонкости дела не перенял, уже мне пришлось учить отца. Теперь он имеет свою пасеку в Одесской области.
— С чего начать новичку, чтобы открыть собственное производство меда, ведь не все так просто в этом бизнесе, как кажется на первый взгляд?
— Если говорить о получении прибыли, то необходимым условием для этого должна быть любовь к пчелам. Как бы это пафосно не звучало, но если не будет этой приветливости, то о прибыли можно забыть, ибо только любовь к делу позволит пережить те неудачи, которые встречаются на этом пути. А они обязательно будут, каким бы вы специалистом не были. Конечно, нужно изучить непосредственно технологии ухода, рынок, каналы сбыта и выбрать специализацию пасеки. Важно угадать свою нишу, ведь направлений много.
Специализация во многом зависит от условий в конкретном регионе. Также для пасеки стоит найти правильное место. Если будет скудная кормовая база, то пчел придется кормить, а это – прямые расходы и убытки. В наше время найти хорошее стационарное медоносное место все труднее. Этой проблемы не возникает, если речь идет о кочевой пасеке, когда ульи на колесах и езда к медоносам. Но – это также немалые расходы, хотя бы учитывая цену горючего.
— Расскажите о своей специализации, ее было трудно выбрать?
— Сначала, как и многие в Украине, выбрал медовое направление и решил сбывать продукцию в розницу. Это, конечно, обеспечивало неплохую финансовую поддержку, но не более того. С розничным направлением не очень сложилось. А массовых оптовых закупок по приемлемым ценам тогда еще не было. Экспортное направление активизировалось позже, в 2014 г., когда его объемы резко выросли. Сейчас именно экспорт обеспечивает «медовикам» гарантированный рынок сбыта.
Сегмент, в котором мне лично удалось добиться успеха, это разведение пчел: производство пчеломаток и пчелопакетов. Пчеломатка – это королева, основа пчелосемьи. Пчелопакет – это отводок (мини-семья): до 1,5 кг пчел плюс пчеломатка на 4 рамках в фанерном ящике. Эти два продукта стабильно пользуются спросом и генерируют достаточную прибыль.
Спрос на пчеломатки объясняется тем, что у нас мало пчеловодов умеет выращивать маток для своих пасек. Их приходится постоянно покупать, или полагаться на случай. Спрос на пчелопакеты растет из-за увеличения количества пчеловодов. Важный фактор, формирующий спрос на пчел в последнее время, это их гибель, часто по неизвестным причинам.
Наверное, это связано с пестицидами и остальной химией, которая используется аграриями. Уже сейчас поступают сообщения от пчеловодов, что пчелы «посыпались» еще до наступления зимы. Возможно, химикаты попадают в мед, пыльцу и затем угнетающе действуют на протяжении длительного времени на семью пчел и она сходит на нет.
Неудивительно поэтому, что цены на мед постоянно растут и в последнем сезоне колебались в пределах 1000-1500 грн. Вообще, цена формируется по результатам зимовки, а все остальное – прогнозы. Дешеветь пакеты не будут точно. Пчеломатки стоят тоже по-разному, чаще всего 200-300 грн. Зависит от сезона, например на Закарпатье в конце лета их можно купить дешевле 100 грн. за штуку.
В последнее время некоторые «эксперты» для максимизации рентабельности пасеки советуют брать из улья всю возможную продукцию: мед, маточное молочко, пыльцу, прополис и др. Уверен – это ложный путь! Распыляться нельзя. Лучше выбрать два-три направления, а остальные – факультативно. Специализация должна быть не одна, ведь нужно диверсифицировать производство. По моему мнению, разведение и работа на мед – это идеальная бизнес-модель для нынешних условий.
— Как настраивали свой рынок сбыта? Где вы взяли племенной материал для разведения?
— Начиная, где-то с 2009 года в Украину начали завозить пчеломаток из-за рубежа, в частности, Германии. После обучения в Германии в 2005 году я также впервые привез пчел породы «карника». Отличие этих пчел от украинских пчел состоит, прежде всего, в миролюбивости. У нас сформировался такой стереотип, что к пчелам нужно идти в полной амуниции и с дымоходом, потому что пчелы очень опасны. Действительно, я работал с такими пчелами, которые во время отбора меда загоняли меня в курятник.
А хорошо селекционированные импортные пчелы, например, породы карника, гораздо спокойнее. Сейчас у меня даже нет лицевой сетки (маски). Не говорю, что это правильно с точки зрения техники безопасности, но факт остается фактом. Могу прийти на пасеку в коротких бриджах и футболке, не разжигая дымарь, пересмотреть всю семью и ехать дальше по своим делам. Эта черта импортных пчел сформирована по особой селекции. Миролюбие – это еще и экономически выгодно, потому что позволяет за единицу времени обойти более пчелосемей и не нужно тратиться на дополнительные средства защиты.
Растет производительность труда. Также не возникает проблем с соседями, ведь не стоит забывать, что одна точка у меня в самом Киеве, в частном секторе. Импортные пчелы имеют жало, и сам бывает иногда, получаю. Но в целом за столько лет не было, ни одной жалобы о том, что мои пчелы ужалили кого-то.
— Значит, в Украине процветает массовый импорт европейских пчеломаток?
— Речь идет о покупке чистопородного материала, который потом репродуцируется. Приобретается импортная пчеломатка, а от нее выводятся много дочерей для собственной пасеки, или на продажу. Несмотря на полулегальный статус импорта пчел, поток импортных маток набрал значительные масштабы. Пасечники без проблем готовы покупать немецкую матку за 100 евро, больше 3000 грн. за одно насекомое!
Сейчас это уже кое-где переросло в моду – престижно похвастаться паспортом на немецком языке! Конечно, если есть спрос, то и предложение растет. С ростом объемов начались проблемы с качеством материала, что доходит до нас через посредников. Импорт пчеломаток – очень прибыльный бизнес, но одновременно и рискованный, поскольку речь идет о живом товаре, который нужно перевозить в соответствующих условиях и быстро.
— Почему нельзя производить такой материал в Украине?
— Проводить собственную дальнейшую селекцию пусть даже импортного материала – моя давняя мечта! В 2012 г. основал сайт «Клуб Карники», где собрал людей, которые интересуются этой темой. Переводил материалы с немецкого языка, делал конспекты книжек, чтобы просветить коллег/клиентов по данной тематике. Хотелось, чтобы они знали, что покупают и чего ждать от импортных пчел, чтобы они могли понять информацию в паспортах. Была создана база для изучения материнской части – как это работает в Европе. С практической реализацией европейской схемы в Украине были объективные проблемы.
До последнего времени все упиралось в отсутствие инструментов контроля осеменения пчеломаток, ибо племенной может быть только чистопородная особь, что спаровалась с «правильным» трутнем. В Европе это достигается на специальных изолированных облитниках, например, островах. Есть и другой инструмент – это искусственное осеменение (ИО) пчеломаток. Еще три года назад в Украине не было ни того, ни другого. Позже отдельные энтузиасты освоили технологию ИО. Весной 2016 года стартовала соответствующая селекционная программа и с «карникой».
Недавно «Клуб Карники» был зарегистрирован как общественная организация, чтобы заключить договор о сотрудничестве с немцами, приобщившись к их селекционной системе «BeeBreed». Это произошло впервые в Украине. Таким образом, уже этой весной наше объединение сможет предложить рынку племенной материал «made in Ukraine» не хуже импортного, но по более демократичным ценам.
— Из скольких ульев стоит начинать этот бизнес?
— Когда начинал, то долгое время было пять ульев, с постоянным, но медленным ростом. Очень долгое время их было до 30, сейчас всего 50. Но если мы говорим о материнской направленности пасеки, то здесь важно не количество ульев, а количество маткомест. Пчеломатки в период спаривания держатся в специальных микронуклеусах (это крошечные ульи). Таких имею сейчас 300, а количество пчелосемей здесь играет не такую большую роль. Мед, конечно, тоже получаю, но это второстепенное. Урожай, даже не подсчитываю.
— С какими проблемами могут столкнуться начинающие?
— Уже, будучи даже не студентом, допускал такие грубые ошибки, что сейчас даже стыдно о них рассказывать. Надо максимально ответственно относиться к этому делу, нужно знать, какие биологические процессы протекают в пчелосемьях и ни в коем случае им не навредить. Если можешь помочь, то это хорошо, а если нет, то лучше не лезть. Сам однажды слишком рано очень расширил семьи весной (поставил лишние рамки), из-за чего они значительно затормозили в развитии, и у некоторых начали вылезать болезни. Это моя ошибка и вина 100%.
Вообще, пчеловодство это та деятельность, где практика очень отличается от теории, а проблемы возникают там, где их ожидаешь меньше всего.
— На какие затраты стоит ожидать начинающему?
— Первоначальные затраты могут значительно колебаться. Например, можно купить б/у улей-лежак за 300 грн., или финский полистирольный за 3000 грн. Это все зависит от цели: «шашечки, или ехать?» Что касается цены семей, то самый дешевый способ получения пасеки, это когда продают пасеку после смерти ее владельца. Цена там минимальная, хотя есть риск, что пчелы неухоженные и больные. Классический случай, это пчелопакеты – до 1500 грн. за один пакет.
— Какова сейчас ситуация со сбытом медовой продукции?
— В целом у пасечников всегда была проблема – куда девать мед? А сейчас, благодаря экспорту, эта проблема исчезла. Другой вопрос – цена. Если медосбор большой, то цена падает. В этом сезоне закупочная цена в гривне достигала 50 грн./кг. Это – рекорд! Раньше пасечники активно торговали на ярмарках, но это направление постепенно угасает. А все из-за падения спроса на мед со стороны населения. Пасечник подсчитал, сколько он потратил сил, финансов, времени для розничной торговли и понимает, что «игра не стоит свеч». Ему выгоднее сдать мед оптом. На следующую ярмарку он решает не ехать.
Это очень плохо для отрасли, ведь если пасечники потеряют ярмарки, которые являются основным каналом распространения культуры потребления меда, то внутренний рынок сбыта может вообще исчезнуть. Потом возродить его будет крайне трудно, потому, что это длительный процесс.
Какие есть проблемы в отрасли, на которые стоит обратить внимание?
— О проблемах можно говорить много, но главная и глобальная – это потрава пчел пестицидами, которыми сейчас очень активно пользуются аграрии. Потравы сводят на нет всю работу пасечников и от них не спрятаться. Можно попробовать поставить пасеку на землях, которые обрабатываются менее интенсивно, но таких территорий очень мало. По другим проблемам, в принципе, можно дать совет, тогда как простых механизмов решения проблемы потрав пока не видно.
Откуда пришла идея создать «Пасечный Журнал»?
— Это история о сочетании компетенций. Дело в том, что одновременно с ведением пасеки я около 10 лет занимался финансовой журналистикой, работая в деловом издании «Бизнес». Следовательно, эта деятельность является для меня близкой. Кроме того, если ты пасечник, то у тебя есть немало собственного опыта и контакты, в том числе за рубежом. Знание иностранных языков открывает доступ к зарубежному опыту.
А когда ты еще умеешь анализировать и обобщать, то можешь предоставить коллегам какую-то полезную информацию, у тебя есть чем поделиться. В общем, просто грех было не попробовать.
Хотя в моем конкретном случае идея создания журнала возникла спонтанно, не в последнюю очередь из-за низкого качества существующей «периодики» для пчеловодов. Кстати, пасечники часто хотят простые ответы на сложные вопросы. Например, они хотят знать, с какого числа и как именно расширять гнездо. Но конкретного ответа не может быть в принципе, ведь это зависит от многих факторов. Следовательно, давать универсальные советы было бы безответственно.
Журнал может дать информацию и рассказать, как это бывает на практике в таких-то конкретных условиях. А дальше пасечник должен проанализировать информацию и подобрать технологию именно под себя. Или, коллеги хотят знать, когда лучше сдавать мед, чтобы получить максимальную цену. Но спрогнозировать ценовую динамику точно не могут даже сами экспортеры! В то же время любое прогнозирование вообще невозможно, когда не знаешь, как устроен этот рынок, как он работает.
Задача «ПЖ» предоставить пчеловодам именно эту информацию, ведь нынешний уровень экономической подкованности наших пасечников оставляет желать лучшего.
Автор: Алена Павленко
Источник: Agravery.com
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.