В долларовом эквиваленте государственный долг Беларуси достиг отметки 12,352 млрд. долл. на 1 декабря, что составляет 23% к ВВП в годовом исчислении (в декабре 2009 г. – ноябре 2010 г. долларовый эквивалент ВВП страны составил, по нашей оценке, 53,681 млрд. долл.).
При этом внутренний государственный долг Беларуси в январе-ноябре текущего года возрос на 674,656 млрд. руб. (на 8,6%) до 8,562 трлн. руб. на 1 декабря 2010 г. Вместе с тем, стоит отметить, что, по методологии Специального стандарта распространения данных МВФ, внутренний госдолг включает только операции центрального правительства.
Однако в текущем году в Беларуси местные бюджеты значительно увеличили свою задолженность, в первую очередь, за счет выпуска муниципальных облигаций. Так, по состоянию на 1 декабря 2010 г. объем эмиссии облигаций местных займов, находящихся в обращении, составил 4,446 трлн. руб.
В свою очередь, внешний государственный долг Беларуси по итогам одиннадцати месяцев 2010 г. увеличился в рублевом эквиваленте на 6,326 трлн. руб. (или на 28%) до 28,888 трлн. руб. на 1 декабря.
В долларовом выражении внешний госдолг страны возрос на 1,636 млрд. долл. (на 20,7%) до 9,528 млрд. долл. (что составляет 17,7% к ВВП) при установленном лимите на 2010 г. 11 млрд. долл.
Программой социально-экономического развития Беларуси на 2006-2010 гг. в части внешнего госдолга установлено следующее пороговое значение показателя экономической безопасности: отношение внешнего государственного долга к ВВП – не более 20% (на 1 декабря 2010 г. составляет 17,7%).
В свою очередь, график предстоящих платежей по обслуживанию и погашению внешнего госдолга Беларуси выглядит следующим образом (с учетом размещенных еврооблигаций на международном и российском рынках): 2010 г – 895,3 млн. долл., 2011 г. – 686,8 млн. долл., 2012 г – 1408,0 млн. долл., 2013 г – 2393,3 млн. долл., 2014 г – 2343,6 млн. долл. и 2015 г – 2154,1 млн. долл.
Остается добавить, что правительство Беларуси планирует в 2013 г. снизить лимит внешнего госдолга до 16,8% по отношению к ВВП, что составит около 13 млрд. долл. в абсолютном выражении.
По данным Министерства финансов Беларуси, в январе-октябре 2010 г. доходы консолидированного бюджета составили 39,585 трлн. руб., или 30,2% к ВВП. В соответствии с Законом Беларуси «О республиканском бюджете на 2010 г.» в республиканский бюджет отныне не включаются средства государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Беларуси.
Налоговые доходы увеличились на 3,016 трлн. руб. по сравнению с январем-октябрем 2009 г. (или на 9,1%) до 36,316 трлн. руб. При этом налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности на фоне падения объемов нефтепереработки сократились на 1,420 трлн. руб. (на 24,4%) до 4,393 трлн. руб.
Поступления НДС в январе-октябре 2010 г. по сравнению с январем-октябрем 2009 г. возросли на 3,029 трлн. руб. (или на 30,9%) до 12,821 трлн. руб. (35,3% от общей суммы налоговых поступлений). В 2010 г. правительство Беларуси повысило ставку НДС на 2 процентных пункта – с 18% до 20%.
В свою очередь, поступления акцизов в январе-октябре текущего года возросли на 607 млрд. руб. (на 20,9%) до 3,518 трлн. руб.
Неналоговые доходы консолидированного бюджета в январе-октябре 2010 г., напротив, сократились по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 1,026 трлн. руб. (на 24,3%) до 3,191 трлн. руб.
По данным Минфина Беларуси, в январе-октябре 2010 г. расходы консолидированного бюджета составили 41,799 трлн. руб. В результате консолидированный бюджет Беларуси в анализируемом периоде исполнен с дефицитом минус 2,214 трлн. руб., что составило минус 1,7% к ВВП (см. рисунок 1). В январе-октябре 2009 г. дефицит консолидированного бюджета составлял минус 819,9 млрд. руб., или минус 0,7% к ВВП.
Рисунок 1. Сальдо консолидированного бюджета Беларуси в 2005-2010 гг., млрд. руб.
При этом Министерство финансов Беларуси в связи с повышением зарплат в госсекторе увеличивает дефицит госбюджета в текущем году в два раза – с 1,5% до 3% к ВВП. В 2011 г. также планируется установить дефицит консолидированного бюджета на уровне 3% от ВВП страны.
Отметим, что отдельно республиканский бюджет в январе-октябре 2010 г. исполнен с дефицитом минус 2,089 трлн. руб. (минус 1,6% к ВВП), местные бюджеты – с дефицитом минус 871,7 млрд. руб. (минус 0,7% ВВП). Расхождение суммы указанных показателей с дефицитом консолидированного бюджета обусловлено особенностями консолидации (сведения) соответствующих данных и движением взаимных денежных потоков между республиканским и местными бюджетами.
В частности, на формирование доходной части местных бюджетов значительное влияние оказывают безвозмездные поступления из республиканского бюджета. За январь-октябрь 2010 г. финансовая помощь местным бюджетам составила 29,7% всех доходов этих бюджетов.
Кроме того, значительную финансовую поддержку местным бюджетам оказывают государственные банки (за счет средств, выделяемых Нацбанком), а также центральный банк страны. Так, по состоянию на 1 декабря 2010 г. банки приобрели облигации муниципальных займов на сумму 2,235 трлн. руб.
При этом ценные бумаги местных органов власти в портфеле Нацбанка составили 1,269 трлн. руб. на 1 декабря (на начало текущего года отсутствовали). Таким образом, в текущем году госбанки и центральный банк напрямую профинансировали дефициты местных бюджетов в размере 3,504 трлн. руб., что уже само по себе выглядит симптоматичным.
Дело в том, что основная масса выпусков муниципальных облигаций размещается на нерыночной основе (под низкую процентную ставку, на длительный срок и без обеспечения). К примеру, облигации Брестского горисполкома 15-го выпуска на сумму 85 млрд. руб. предусматривают процентный доход в размере всего лишь 1% годовых, а погашение облигаций предусмотрено через 19 лет – 1 декабря 2029 г.
В свою очередь, ценные бумаги правительства Беларуси в портфеле Нацбанка по состоянию на 1 декабря составили 603,2 млрд. руб. (+0,3% по сравнению с началом 2010 г.). Кроме того, в январе-ноябре текущего года Нацбанк увеличил объем акций и других видов участия в капитале на 95,1% до рекордных 4,578 трлн. руб. на 1 декабря.
При этом обращает на себя внимание, что одним из основных кредиторов банковской системы является Нацбанк Беларуси, объем средств которого в структуре пассивов банков достиг рекордных 22,688 трлн. руб. на 1 декабря 2010 г., что в 7 раз больше по сравнению с 1 января 2009 г. (3,238 трлн. руб.). Таким образом, в анализируемом периоде Нацбанк Беларуси стал одним из основных источников ресурсов для бюджетной системы и банковского сектора страны.
В целом состояние государственного бюджета Беларуси вызывает серьезную обеспокоенность, поскольку в условиях роста расходов (в связи с повышением средней зарплаты до 500 долл. в декабре) несбалансированность сектора государственных финансов может возрасти, что чревато обострением экономических и финансовых рисков (рост инфляции, увеличение госдолга, нарастание отрицательного сальдо экспортно-импортных операций, снижение обменного курса белорусского рубля и др.).
Основными источниками финансирования дефицита консолидированного бюджета являются средства банков, поступления от продажи госсобственности и внешние заимствования белорусского правительства (поступление заключительной транши кредита МВФ, выпуск еврооблигаций и др.).
Республиканский бюджет
По оперативным данным Министерства финансов Беларуси, доходы республиканского бюджета в январе-ноябре 2010 г. сложились в сумме 26,775 трлн. руб., или 89,5% к ожидаемой оценке 2010 г. (см. таблицу 1). То есть в текущем году отмечается отставание в наполнении республиканского бюджета доходами, что не может не беспокоить.
Таблица 1
Исполнение республиканского бюджета Беларуси в январе-ноябре 2010 г., млрд. руб.
Показатели |
План 2010 г. |
Ожидаемая оценка 2010 г. |
Исполнено за январь-ноябрь т.г. |
В % к ожидаемой оценке |
Всего доходов |
35524,9 |
29932,9 |
26775,2 |
89,5 |
из них: |
||||
налог на прибыль |
3550,7 |
3307,1 |
3101,3 |
93,8 |
налог на добавленную стоимость |
12581,4 |
11397,4 |
10173,6 |
89,3 |
акцизы |
4562,1 |
4360,2 |
3978,6 |
91,2 |
налоговые доходы от ВЭД |
10114,2 |
5896,5 |
4900 |
83,1 |
Всего расходов |
40106,3 |
34712,9 |
29456,2 |
84,9 |
из них: |
||||
общегосударственные расходы |
16331,6 |
14506,0 |
12134,5 |
83,7 |
национальная экономика |
13150,7 |
8939,5 |
7721,2 |
86,4 |
расходы на финансирование социальной сферы |
6324,3 |
6679,2 |
5771,4 |
86,4 |
Профицит (+), дефицит (-) |
-4581,4 |
-4780,0 |
-2681,0 |
– |
При этом Минфин Беларуси заменил термин «план» на термин «ожидаемая оценка» и скорректировал показатели в сторону заметного снижения: доходы республиканского бюджета – на 5,592 трлн. руб. до 29,933 трлн. руб., расходы – на 5,393 трлн. руб. до 34,713 трлн. руб.
Соответственно, в декабре ожидаемый дефицит республиканского бюджета на 2010 г. в очередной раз уточнен в сторону повышения – в размере минус 4,78 трлн. руб. (первоначальный вариант предусматривал дефицит в размере минус 2,7 трлн. руб., второй вариант – в размере минус 3,111 трлн. руб., третий вариант в мае – минус 3,683 трлн. руб., четвертый вариант в июне – минус 3,876 трлн. руб., пятый вариант в июле – минус 3,845 трлн. руб., шестой вариант в августе – минус 3,848 трлн. руб., седьмой вариант в сентябре – минус 3,885 трлн. руб., восьмой вариант в октябре – минус 4,336 трлн. руб., девятый вариант в ноябре – минус 4,581 трлн. руб.).
По данным Минфина Беларуси, в январе-ноябре 2010 г. поступления налога на прибыль составили 3,101 трлн. руб., или 93,8% к ожидаемой оценке за 2010 г. В январе-ноябре 2010 г. в республиканский бюджет поступило НДС на сумму 10,174 трлн. руб., или 89,3% к ожидаемой оценке.
Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 4,9 трлн. руб., или 83,1% ожидаемой оценки. К слову, доходы от ВЭД скорректированы в сторону снижения более чем на 4 трлн. руб., что связано с падением объемов нефтепереработки на фоне введения пошлин на импортируемую из России нефть.
По состоянию на 1 декабря 2010 г., сумма долгов плательщиков перед бюджетом составила 58,1 млрд. руб. и сохранилась практически на уровне начала текущего года.
В свою очередь, расходы республиканского бюджета в январе-ноябре текущего года составили 29,456 трлн. руб., или 84,9% ожидаемой оценки. В том числе на финансирование социальной сферы (социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации) направлено 5,771 трлн. руб. (86,4%), национальной экономики – 7,721 трлн. руб. (86,4%), расходы на общегосударственную деятельность составили 12,135 трлн. руб. (83,7%).
Как следствие, дефицит республиканского бюджета Беларуси в январе-ноябре 2010 г. возрос до минус 2681 млрд. руб. (минус 1,83% к ВВП) против профицита +535,2 млрд. руб. (+0,43% к ВВП) год назад.
В ноябре 2010 г. доходы центрального правительства Беларуси в определении Специального стандарта распространения данных МВФ составили 4263,9 млрд. руб. (минус 7,9% по сравнению с октябрем 2010 г.), а расходы – 4885,2 млрд. руб. (+10,5%). В результате дефицит бюджета центрального правительства в ноябре 2010 г. возрос до минус 621,276 млрд. руб. против минус 207,853 млрд. руб. в октябре текущего года.
Операции центрального правительства включают исполнение по республиканскому бюджету и по Фонду социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Беларуси.
Стоит отметить, что в ноябре 2010 г. внешнее финансирование центрального правительства сложилось отрицательным в размере минус 131,273 млрд. руб., то есть правительство на чистой основе погашало ранее привлеченные внешние кредиты и займы. В октябре внешнее финансирование правительства также сложилось отрицательным в размере минус 29,069 млрд. руб.
Государственные облигации
Правительство Беларуси 23 декабря 2010 г. в полном объеме разместило на российском рынке облигации первого выпуска на сумму 7 млрд. рос. руб., что составляет 231,2 млн. долл. в эквиваленте (1 долл. – 30,272 рос. руб.). По данным торговой системы фондовой биржи ММВБ в день размещения с облигациями было зафиксировано 15 сделок. По итогам закрытия книги заявок ставка купона была установлена эмитентом в лице Министерства финансов Беларуси на уровне 8,7% годовых.
Средняя цена еврооблигаций Беларуси 28 декабря 2010 г. составила 102,50% от номинала, что соответствует эффективной доходности 8,25% годовых. При этом инвестиционная компания «Тройка Диалог» установила на 29 декабря следующие котировки евробондов Беларуси на внебиржевом рынке: на покупку – на уровне 102,5000% от номинала (что соответствует доходности 8,25%), на продажу – 103,0000% от номинала (8,11%).
К сожалению, пока доходность по еврооблигациям Беларуси сохраняется на достаточно высоком уровне. Например, эффективная доходность евробондов Украины с погашением в 2013 г. составила 5,51%, России с погашением в 2030 г. – 4,93%, Польши с погашением в 2019 г. – 4,7%, Южной Кореи с погашением в 2019 г. – 4,28%, Малайзии с погашением в 2015 г. – 3,1%.
Автор: Александр Муха
Источник: BusinessForecast.by