Внешнеторговая политика всегда играла важную роль в развитии или упадке, богатстве или, наоборот, бедности любой страны.
Особенно это касалось государств с высокой долей завезенных товаров в потреблении или вывезенных – в собственном производстве. Именно через активную внешнюю торговлю стремительно развивались и приобретали свои богатства самые состоятельные страны Европы, а затем и мира. Она также стимулировала и колониальное разделение, а после и попытки передела мира. И принципиально за последние века ничего не изменилось, место определенной страны в международном разделении труда и дальше определяет позицию в мире и уровень состоятельности ее граждан.
Поэтому и в ХХ, и в ХХІ веке борьба за обретение или удержание более привлекательного места во взаимосвязанной мировой экономике оставалась среди приоритетов тех государств, которые удерживают или укрепляют свои экономические позиции. И наоборот, те, которые не уделяют соответствующей проблеме должного внимания или просто ее игнорируют, стремительно теряют. Они превращаются в доноров, поставляющих простейшие составляющие для производства (сырье, энергию, рабочие руки, менее рентабельные простые товары) другим.
И Украина последовательно вытесняется именно в эту последнюю группу – доноров для других.
Прибыль для других
В прошлом году на импортные товары украинцы потратили почти 1,5 трлн. грн. И львиную долю экспорта составляли готовые промышленные товары. Более того, данные Госстата свидетельствуют о тенденции к увеличению удельного веса импорта в потреблении из года в год. Если еще в 2005 году завезенные из других стран непродовольственные товары составляли 42,4% всех проданных в Украине, то в 2020-м их доля уже превысила 67%.
К тому же если большинство стран мира импортирует или то, чего не может изготовить или добыть самостоятельно (критический импорт), или то, что производить самим значительно дороже, чем традиционным поставщикам, то в Украине значительную долю ввезенных готовых товаров составляют те, которые вполне можно было бы производить в стране.
Например, импорт готовых пищевых продуктов не только уже сейчас значительно превышает их экспорт (в 2020 году – $1,85 млрд. против $1,29 млрд. соответственно). В последнее время он еще и довольно стремительно растет на фоне уменьшения объемов вывоза в соответствующей продукции украинского производства. Да и наращивание производства сельскохозяйственной сырья для других стран также происходит за счет почти исключительно импортных семян, удобрений, средств защиты растений, техники и, конечно, топлива для работы.
Например, импорт средств защиты растений и удобрений для агросектора обошелся в $1,73 млрд. в 2020-м, еще на $1,1 млрд. было импортировано сельскохозяйственной техники. Для сравнения – производство средств защиты растений в стране в 2020 году составляло эквивалент всего $57 млн., а техники для сельского и лесного хозяйства – $318 млн.
А в целом объемы ввоза из других стран разнообразной продукции машиностроения ($18,2 млрд., в кризисном 2020-м) в три раза превышают все объемы производства в существующем украинском машиностроении (172,9 млрд. грн или $6,4 млрд. в 2020 году).
Динамика внешней торговли по отдельным отраслям в течение последних 20 лет отчетливо демонстрирует, что масштабный наплыв импорта подавлял внутреннее производство. Или уничтожал уже имеющиеся, или, по крайней мере, исключал любые возможности для создания новых производств нужных украинцам товаров.
Например, только фиксированные таможней объемы, ведь настоящую стоимость часто занижают, ввоза продукции легкой промышленности с 2000-го до 2020 года выросли более чем в 4,5 раза. С $0,59 млрд. до $2,73 млрд., а ее производство в Украине увеличилось за это время с $0,57 млрд. в 2001 году до $0,88 млрд. в 2020 году.
Да и ту производят преимущественно по давальческим схемам для европейских компаний. Еще хуже ситуация с разнообразной химической продукцией, где импорт с $0,9 млрд. в 2000 году вырос до $7,3 млрд. в 2020-ом. В то же время вся продукция украинской химической промышленности в 2020 году была более чем вдвое меньше ($3,4 млрд.), а ее экспорт с 2000 года вырос лишь с $1,5 млрд. до $1,9 млрд.
Ситуацию, в которой сегодня находится Украина, можно очертить как угнетение экономического потенциала, которое исходит с Востока (Азии), и неиспользованных возможностей наращивания экспорта на Западе (прежде всего в Европе). Именно из этого и должна была бы исходить новая государственная политика в отношении внешней торговли.
Не лучшие тенденции с металлопродукцией. Импорт в Украину готовых изделий из черных металлов в прошлом году почти сравнялся по объему с их экспортом ($874 млн. и $879 млн. соответственно), хотя еще 20 лет назад (в 2000-м) более чем в пять, раз ему уступал ($125,3 млн. и $653 млн.).
В то же время из Украины для оплаты импорта готовых промышленных товаров с каждым годом поставляли за границу все больше сырья и рабочих рук. До недавнего времени мы были экспортерами промышленной продукции с невысокой добавленной стоимостью, например металлических полуфабрикатов, сырого масла или электропроводки. Но углубление тренда, который наметился в последнее время, грозит превратить Украину в экспортера, прежде всего зерна, руды, семян масличных и лесоматериалов с минимальным уровнем обработки.
В условиях роста продаж за рубеж зерна и масла по итогам 2020 года экспорт украинских молокопродуктов уменьшился на 23%: говядины – на 28,9%, сахара – на 30%, муки – на 36,6%, продукции плодоовощной промышленности – на 18,8%. Наш горный металлургический комплекс все больше эволюционирует из производителя металлопродукции к поставщику сырья для металлургии других государств.
Только по итогам 2020 года на фоне значительного роста экспорта железорудного сырья на 24,7%, продажа готового проката черных металлов из страны снизился на 20,7%, трубной продукции – на 23,6%. Между тем за последние 20 лет выручка от экспорта металлических руд выросла почти в 10 раз – с $465 млн. до $4423 млн.
Теряются десятки, если не сотни тысяч потенциальных рабочих мест в металлургии и металлообработке. А взамен завозятся из других стран не только более-менее сложные металлоконструкции, но и обычные винты, гайки, цепи, проволока, тросы, канаты, решетки, сетки, гаечные ключи, пилы, лопаты, грабли, топоры, столовые и кухонные изделия, сантехническое оборудование. В то же время в промышленных городах Юга-Востока обостряется проблема безработицы.
Такие изменения в структуре и динамике внешней торговли, с одной стороны, хорошо объясняют, а с другой – делают невозможным динамичный экономический рост страны. Украинцы все чаще вынуждены искать работу в Европе, а наше сырье обеспечивает потребности в нем в странах Азии, которые стремительно растут. Откуда потом поступает все больше товаров, которые покупают украинцы.
Поэтому наша экономика постоянно сжимается. Например, валовой внутренний продукт (ВВП) Украины в 1999 году составил лишь 44,7% от уровня 1991-го. После частичного восстановления в 2008-м до 81,4% от стартового уровня, после завершения очередного цикла восстановительных роста и спадов в 2020-м находился уже на уровне в 66% от 1991-го и 78% – от 2008 года.
Старые ошибки
И эта нисходящая спираль в экономике, когда после каждого следующего цикла роста и спада за последние 30 лет наша экономика оказывалась все в худшем состоянии, а большинство граждан становились беднее, чем были до его начала, – не случайность или совпадение. Это прямое следствие того, что вместо поощрения и защиты собственного производства в высокодоходных и высоко динамичных секторах государство на протяжении десятилетий оставалось пассивным в отстаивании своих экономических интересов.
Наблюдало, как украинский рынок все больше наполняли товары, произведенные в других странах. А об его активных усилиях по стимулированию производства и продвижению экспорта украинских готовых товаров на внешние рынки оставалось только мечтать.
Уязвимость украинской экономики резко возросла после вступления во Всемирную торговую организацию в 2008 году. Еще до вступления в организацию в Украине были резко снижены ставки пошлин на самые разнообразные товары. Однако при вступлении в ВТО они легли в основу наших обязательств по так называемым связанным ставкам – согласованного при вступлении размера пошлин, которые страны – члены организации в дальнейшем не могут превышать.
В результате, как показывает сравнение с другими странами мира, в Украине «связанные ставки» были зафиксированы на уровнях, сопоставимых с самыми развитыми и богатыми странами мира (ЕС, США, Японии, Канады). Производители их имели несравненно большие конкурентные преимущества, чем украинские. В то же время они оказались в разы ниже по сравнению с развивающимися странами, в том числе и азиатскими, которые сегодня буквально заваливают украинский рынок своей готовой промышленной продукцией. Так в двусторонней торговле мы изначально оказались в неравных условиях.
В оптимистических прогнозах относительно результатов вступления Украины в ВТО отмечалось, что это приведет к росту реальных доходов граждан и росту «ВВП не менее чем на 2% в среднесрочной перспективе».
Более того, подготовленный в 2008 году Институтом экономических исследований и политических консультаций обзор «Членство Украины в ВТО: обзор обязательств и комментарии к ним» делал прогноз, что вызванные вступлением в ВТО изменения структуры национального производства приведут к «перераспределению рабочей силы из секторов. Позиции, которых ухудшатся, в частности вследствие усиления международной конкуренции, в пользу отраслей, которые выигрывают вследствие появления новых возможностей для развития».
Наконец, эти изменения в структуре экономики и внешней торговли за время, которое с тех пор прошло, действительно произошли. Однако не в лучшую, а в худшую сторону.
И, несмотря на стереотипы, что якобы украинская экономика страдает от переориентации на торговлю с ЕС или Западом, наибольший ущерб после вступления в ВТО закономерно наносила торговля именно со странами Восточной Азии. Она оказалась самой распространенной по товарной структуре и фактически превращает Украину в сырьевую колонию.
Украинские чиновники в последнее время публично поют дифирамбы Китаю и надеются на выгоду от дальнейшей активизации экономического сотрудничества. В то же время полностью игнорируется то, как именно растет это сотрудничество. Поэтому скрывается, что его дальнейшее наращивание представляет преимущественно угрозы для Украины. Совокупный дефицит торговли только с Китаем за 2009-2020 годы превысил $42,7 млрд.
Аналогичная ситуация, хоть и в несколько меньших масштабах, сложилась и с другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона (Южной Кореей, Тайванем, Вьетнамом, Филиппинами, Таиландом). В последнее время ситуация действительно начала частичного меняться: объемы украинского экспорта туда росли быстрее, а дефицит торговли уменьшался.
Однако восхищение стремительным ростом валовых объемов экспорта украинской продукции на азиатские рынки сопровождается игнорированием того факта, что это происходит вывозом все больших объемов сырья и снижением доли готовой промышленной продукции. Взамен в обмен мы по-прежнему получаем именно готовую продукцию.
Средняя ставка пошлины на товары, которые были импортированы в 2020 году из стран Восточной и Юго-Восточной Азии, как свидетельствуют данные Государственной таможенной службы, составила менее 3,7%. Она была вполне символичной и явно не способной создать стимулы для производства соответствующей продукции в Украине.
С таким уровнем таможенной защиты или ее отсутствия доступность украинского рынка для азиатских производителей мало, чем отличается от его доступности для стран, с которыми мы имеем соглашения о свободной торговле (в том числе и с ЕС).
В то же время абсолютное большинство азиатских стран до сих пор осуществляет политику ограничения доступа готовых товаров на свои внутренние рынки, чтобы поддержать и защитить собственных производителей. Почти все они стремятся формировать внешнеторговые связи, исходя из собственных интересов: импорта дефицитного сырья и оборудования, которое они не способны пока что самостоятельно производить и экспорта готовой промышленной или сельскохозяйственной продукции с более высокой добавленной стоимостью.
Однако в Украине в условиях незащищенности внутреннего рынка от наплыва готовой промышленной продукции из азиатских стран отсутствуют какие-либо условия для развития новых производств вместо старых промышленных отраслей в упадок. Ведь производство в Азии уже налажено и имеет очевидные преимущества через «эффект масштаба» и различные формы стимулирования экспорта государствами.
В то же время структура нашей торговли с ЕС и, прежде всего ее динамика значительно благоприятнее для развития экономики Украины и ее перспектив в будущем. Уже сейчас в поставках на европейский рынок доля продукции украинской обрабатывающей промышленности значительно больше доли сырьевых товаров, к тому же она довольно стремительно растет.
С $2,16 млрд. в 2013-м объем экспорта украинской продукции машиностроения составил $3,03 млрд. в 2020 году. А ее доля во всем украинском экспорте в ЕС выросла за это время с 10,6% до 16,2%. И по итогам карантинного 2020-го экспорт продукции машиностроения в Евросоюз просел всего на 1% по сравнению с 2019 годом, но поставки всех наших товаров туда уменьшились более чем на 10%.
В то же время объем поставок сырьевых товаров в наших поставках в ЕС наоборот уменьшается, в том числе и благодаря квотам, которые ограничивают преимущественно такую продукцию. Наконец, Украина может быть значительно интереснее как производственная площадка именно для европейских индустриальных компаний, чем для китайских гигантов, которые обычно ищут только рынки сбыта для своих уже готовых товаров и сырья для их производства.
Действовать, а не наблюдать
Ситуацию, в которой сегодня находится Украина, можно обозначить как подавление экономического потенциала, что исходит с Востока (Азии), и неиспользованных возможностей наращивания экспорта на Запад (прежде всего в Европу). Именно из этого и должна была бы исходить новая государственная политика в отношении внешней торговли. Конечно, нужно принимать во внимание действующие обязательства Украины в рамках Всемирной торговой организации и другие международные соглашения.
Однако нельзя забывать, что любые соглашения и участие в определенных организациях имеют смысл для Украины, как и любой другой страны, пока они полезны для нее или она может в их пределах отстаивать собственные интересы.
Инструментарий ВТО дает определенные возможности защищать украинский рынок от засилья товаров из других стран – членов организации. Однако проблема в том, что за 13 лет членства в этой организации такой инструментарий Украина использовала крайне пассивно. В то же время подход к торговому сотрудничеству с разными партнерами давно нужно коренным образом менять и проявлять в первую очередь собственный интерес.
Нет ничего плохого в том, чтобы быть крупным экспортером зерна, масла или железорудного сырья, если мы уже имеем соответствующий потенциал. Но ошибочно соглашаться на роль потребителя импортной готовой продукции в обмен лишь на право вывозить столь необходимое другим государствам сырье.
Ведь чтобы вырваться из бедности и стагнации, в которых Украина находится на протяжении последних десятилетий, нужны длительные и значительно более высокие, чем среднемировые показатели ежегодного экономического роста. Но ни аграрный сектор, ни добывающая промышленность по объективным причинам просто не в состоянии их обеспечить. Лишь динамичный рост производства самых разнообразных готовых промышленных товаров и для внутреннего потребления, так и наращивание их экспорта способны обеспечить такой результат.
Поэтому выход из нынешнего тренда деградации и переход к динамичному росту полностью зависит от того, произойдет ли переосмысление государственных приоритетов в пользу поддержки отраслей с большей глубиной переработки и удельным весом расходов на оплату труда.
Надеяться, что ситуация исправится с помощью «невидимой руки рынка», бесполезно. Этого не будет — доказано эмпирическим путем за последние десятилетия. Разрыв между зажиточными и бедными странами углубляется, обеспечивая конкурентные преимущества не тем, кто сделал ставку на открытость и надежду на «невидимую руку рынка», а тем, кто осуществлял целенаправленную политику защиты и развития национальной экономики.
Поэтому и место Украины в международном распределении труда будет зависеть от того, будет ли бороться за него Украина активными усилиями, согласится ли на то место, которое ей отведут в результате действий других игроков.
Вместо того чтобы наблюдать за инерционным сценарием превращения Украины в своеобразную ресурсную кладовую преимущественно азиатских государств, нынешняя роль государства должна заключаться в изменении такой тенденции. В центре государственной политики по торговле с другими странами должно быть развитие собственного производства и внутреннего рынка.
Важна проактивная экономическая дипломатия и зависимость возможностей для производителей из других государств продавать в Украине готовую продукцию с высокой добавленной стоимостью от возможности реализовать значительные объемы готовой украинской продукции на рынках соответствующих стран.
Иначе доступ их товаров на украинский рынок должен быть всеми возможными способами затруднен. В пользу Украины играет то, что преимущественно сырьевая структура нынешнего украинского экспорта ориентирована, прежде всего, на страны, которые являются ее крупными чистыми импортерами, сами в ней остро нуждаются и не заинтересованы закрывать свои рынки для наших поставщиков.
В то же время многие из них не имеют серьезного присутствия на украинском рынке, который сегодня завален на диспропорциональной основе изделиями из небольшой группы стран, рынки которых недоступны для украинских производителей готовых товаров.
С отвоевания доли на внутреннем рынке имеет шанс стартовать история успеха нового украинского производственного малого и среднего бизнеса. Именно после успеха на внутреннем рынке и необходимого наращивания «мышц» таким бизнесом, могла бы идти речь и о выходе таких отечественных компаний на внешние рынки.
Ряд стран Азии, которые еще 20-30 лет назад находились в значительно худших условиях, обеспечили себе стремительные темпы наращивания производства благодаря привлечению лицензий и технологий для не самых новых образцов продукции.
В то же время они обеспечили себе стремительные темпы наращивания производства, занятости и уровня доходов своих граждан, создавая все больше платежеспособный внутренний рынок и обросший «экономическими мышцами» бизнес.
В то же время в отношениях с Евросоюзом должна работать другая логика. Ряд производителей, которые на протяжении последних лет активно наращивают поставки своей готовой продукции на рынок ЕС, демонстрируют, что здесь государственная политика должна заключаться в снятии барьеров и обеспечении необходимыми ресурсами для более быстрого масштабирования уже существующих и потенциальных точек роста.
Значительно более высокая стоимость труда в Европе, ускорение процесса приведения украинского производства к европейским стандартам и государственная поддержка производителей успешных на рынке ЕС готовых товаров способны обеспечить стремительный рост экспорта, производства и занятости в Украине.
Автор: Александр Крамар
Источник: Тиждень
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.