Война за инфраструктуру: Почему у Омеляна забрали «Украинскую железную дорогу»

02.03.2017 – Последнее заседание Кабмина подтвердило: между премьер-министром Владимиром Гройсманом и председателем Мининфраструктуры Владимиром Омеляном существует конфликт. Чем он вызван и почему «УЖД» стала главной площадкой этой войны, выясняла ЭП.

«Украинская железная дорога» стала яблоком раздора между премьер-министром Владимиром Гройсманом и министром инфраструктуры Владимиром Омеляном.

На внеплановом заседании Кабмина, без прессы и трансляции, члены правительства забрали у Мининфраструктуры право быть органом управления УЖД.

Ровно через неделю руководитель железной дороги Войцех Бальчун в элегантном костюме торжественно отчитывался в успехах своей работы за 2016 год на заседании Кабмина. Гройсман слушал Бальчуна с довольным выражением лица.

«Я думаю, что доклад был профессиональным, как руководителя Украинской железной дороги, так и председателя наблюдательного совета», – подчеркнул премьер.

Идиллию премьера испортил министр инфраструктуры Омелян. Он вылил на Бальчуна холодный душ, назвав его работу неэффективной, а цифры роста – манипуляцией и передергиванием.

«К сожалению, мы имеем ситуацию, увеличение, выход в плюс УЖД по итогам 2016 года, не за счет реформаторских достижений – а за счет увеличения тарифа на грузоперевозки в 2016 году на 15%», – отметил Омелян.

Премьер, слушая Омеляна, заметно нервничал. Потом он неожиданно вступился за Бальчуна.

Гройсман заявил Омеляну, что тот в отличие от Бальчуна не работал последние пять лет на польской железной дороге и посоветовал министру привести в порядок вокзалы.

«Я буду поддерживать новые вагоны, новые локомотивы, новые рабочие места, полную загрузку предприятий УЖД, качественные сервисы для пассажиров… Вы бы лучше вокзалами занялись эти два года и навели бы там порядок. Было бы, наверное, больше пользы», – заявил Гройсман.

Не сработались

Бальчун выиграл конкурс на должность главы УЖД в апреле 2016 года. Он прославился тем, что вытащил убыточную польскую железнодорожную компанию PKP Cargo на прибыльный результат.

После подписания контракта с Бальчуном в июне в УЖД от него ожидали того же самого.

Проблемы в отношениях между руководителем железной дороги и Омеляном начались почти сразу.

«На номинационном комитете я голосовал против Бальчуна. Я не верил, что человек, который бросил работу ради музыки, готов вернуться полноценно в сложный мир бизнеса», – признает министр.

Сейчас таким заявлением Бальчун немного удивлен.

«В течение последних полугода господин министр много раз меня уверял, что он был единственным лицом, которое меня очень серьезно поддерживало во время проведения конкурса на должность», – заявил он журналисту ЭП.

В июле Омелян жаловался, что два месяца не может получить от Бальчуна план реформирования железной дороги. В конце октября он прямо заявил, что процесс адаптации председателя УЖД ощутимо затягивается и посоветовал ему «не пиариться и работать».

«Я не готов сказать, что я полностью не доволен работой польской команды в «УЖД». Но, конечно, есть вопросы по скорости внедрения реформ, я предпочел бы, чтобы концентрация была на работе, а не на пиаре», – сказал он.

Министр был постоянно недовольным той скоростью, с которой двигались реформы. Также назначениями, которые происходили на железной дороге, политическими договоренностями, в которых обвинял Бальчуна. Но впервые назвал фамилии только вчера.

«Как работается с господином Михальчуком (Сергей Михальчук, член правления УЖД – ЭП)? Насколько хорошо поддерживает господин Дубневич (Ярослав Дубневич, депутат НФ и глава транспортного комитета Верховной рады)?», – спросил Омелян у Бальчуна.

Глава «УЖД» с обвинениями Омеляна не соглашается, постоянно отмечая, что он старается избегать политики и сосредотачиваться на работе.

Кроме того, по словам Бальчуна – реформа такого предприятия, как УЖД – происходит долго и в качестве примера приводит PKP Cargo.

«Я провел наиболее показательную, наиболее успешную реструктуризацию железнодорожной системы в современной Европе, и все газеты писали об этом. Это был самый сильный процесс, который занял два года. На третий год появились первые положительные результаты, четвертый год был показательным успехом», – заявил глава УЖД.

В октябре ситуация стала критической. Как рассказывают источники в Народном фронте, и косвенно подтверждают в Мининфраструктуры, Бальчун пришел к председателю СНБО Александру Турчинову и сказал, что планирует публично обвинить Омеляна во вмешательстве в его работу.

«Это должно быть заявление, как у Айвараса Абромавичуса на Кононенко (заместитель председателя фракции Верховной Рады БПП, ЭП)», – объясняет один из депутатов НФ. Публично Омелян и Бальчун это опровергают.

Конфликт, в конце концов, удалось не выносить на публику и 2016 год удалось закончить более-менее спокойно.

«Турчинов тогда всех собрал и убедил не делать никаких шоу, чтобы не бить по репутации Народного фронта (у которого и так рейтинг колеблется в районе 1%)», – добавляет собеседник во фракции.

В министерстве поясняют, что к Турчинову, как к старшему в Народном фронте, он пошел совсем ситуативно, потому что, так ему посоветовали советники главы УЖД.

В конце концов, Бальчун попал под полную протекцию премьер-министра. Публично это выражается в заявлениях о поддержке друг друга, но на прямые вопросы Бальчун отвечает, что у них якобы рабочие отношения.

«Премьер-министр, как руководитель правительства, много раз прямо говорил мне: «Я от тебя ожидаю эффекта, положительных изменений в УЖД. Если тебе что-то нужно для этих изменений, ты должен нам откровенно об этом говорить и мы будем тебе помогать», – комментирует глава УЖД.

И помогают. Потому что уже 27 декабря на итоговой пресс-конференции Мининфраструктуры Бальчун отчитывался о тяжелом, но продуктивном 2016 г.

Хорошие и плохие итоги года

Когда итоги комментирует только глава УЖД, дальнейшая судьба предприятия вселяет надежду. Проблемы есть, но они решаются, доходы, долги реструктуризируются, ремонтируются локомотивы, вагоны закупаются.

Надежда исчезает, когда состояние «УЖД» комментирует Омелян. По его словам, ситуация крайне критическая и по всем направлениям сплошные провалы и недовыполнения планов. Об этом свидетельствуют и данные из оперативного отчета по выполнению финансового плана «УЖД», который есть в распоряжении ЭП.

Вот несколько примеров.

Первый. В конце года Бальчун с гордостью отчитался о ремонте вагонов и о том, что УЖД впервые за 6 лет закупила 21 пассажирский вагон, 9 из которых будут получены до конца 2016 года.

Согласно данным оперативного отчета МИУ, план модернизации пассажирских вагонов выполнен на 30%, а за весь год приобретено всего 9 пассажирских вагонов, что составляет 43% от плана.

Второй. В «Украинской железной дороге» заявляют, что начали процесс корпоратизации и уже зарегистрировали филиал «Пассажирская компания».

«Который на сегодня не имеет ни структуры, ни штата. То есть, на самом деле филиал не функционирует и существует только в государственном реестре», – отвечают в министерстве.

Третий. «УЖД» отчиталась, что для совершенствования работы грузового сектора, компания приобрела и построила 1020 полувагонов, на 2,5 тысячи увеличила количество доступных вагонов для клиентов и почти вдвое увеличила количество ремонтов подвижного состава.

По данным МИУ, «УЖД» в ноябре смогла объявить тендеры только на 650 единиц вагонов.

Четвертый. Непонятная ситуация с топливом. В декабре Бальчун отчитывался, что резерв создан. В МИУ заявляют, что резерв несущественный и запасов хватает на 4-5 дней, вместо требуемых 40-45 дней.

Пятый. Бальчун заявляет о 300 млн. грн. прибыли. В МИУ говорят, что это «фейк».

«Разница между международными и национальными стандартами учета дает возможность руководству ПАО «Укржелдор» постоянно манипулировать цифрами финансовых показателей предприятия», – говорится в отчете.

Вместе с тем, глава УЖД называет цифры правдивыми и говорит, что подает отчет по действующим правилам.

«По национальным стандартам бухучета, прибыль за 2016 год составляет 303 миллиона грн. по сравнению с убытками 683 млн. в 2015 году. И также я сказал, что по международным стандартам бухучета, мы бы имели убытки на несколько миллиардов. Но результаты существенно улучшились за 2016 год», – комментирует ситуацию Бальчун.

Министр без влияния

18 января министры собрались перед открытой частью заседания. На закрытой части правительства министр экономического развития Степан Кубив предложил утвердить новый устав УЖД, согласно которому Мининфраструктуры теряет право быть органом управления компании. Отныне УЖД подконтрольна Кабмину.

Не все министры поняли, за что проголосовали. Более того, профильный министр не знал, что такое решение будет вынесено на заседание Кабмина.

Сразу несколько источников сообщили, что такое решение Кубив принял не самостоятельно, а по просьбе Гройсмана.

«Кубив делает это не впервые. Также выносилось постановление, когда Наблюдательный совет УЖД лишили полномочий, и когда пытались вытащить Укртрансгаз из под управления Нафтогаза», – отмечают источники в МИУ.

Согласно новой редакции устава, который есть в распоряжении ЭП, происходят следующие изменения:

Во-первых, УЖД больше не руководствуется приказами Мининфраструктуры.

Во-вторых, министерство лишается права получать отдельные полномочия по управлению корпоративными правами государства относительно УЖД.

В-третьих, у МИУ отбирается возможность подписывать договор с председателем наблюдательного совета и контракт председателю правления УЖД.

В-четвертых, министерство лишается права определять направления деятельности УЖД, влиять на количество акций, утверждать финансовый план, годовой отчет и численность персонала.

Теперь решение по этим вопросам оформляется соответствующим актом Кабинета Министров, проект которого разрабатывается и представляется в установленном порядке.

«Если по Укртрансгазу, который тоже хотели вывести из Нафтагаза в прямое подчинение Кабмину, оперативно отреагировал Коболев через интервью УП, подняв на уши послов, то здесь все может пролезть», – отмечает источник в АП.

Как ни странно, но фракция «Народный фронт» вовсе не возмущалась, что у министра, который формально в Кабмине представляет их политическую силу, забрали контроль над таким серьезным предприятием. Лидер фракции Народный фронт Максим Бурбак заметно нервничает, когда слышит вопрос о «УЖД» и то, что профильный министр не знал, что такое решение будут выносить на Кабмин.

«Это правильное решение, которое призвано уменьшить возможность влияния отдельных людей на железную дорогу. А кто вам сказал, что министр не знал? Это вам к тем, кто такое говорит. Хочу подчеркнуть, что за передачу УЖД голосовал весь Кабмин», – сказал Бурбак.

После передачи Украинской железной дороги в подчинение Кабмина, ЭП неоднократно слышала от собеседников в парламенте и правительстве, что Гройсман понял то, что у Омеляна нет влияния и поддержки.

«Затем Кабмин таким же образом заберет «Укравтодор», Администрацию морских портов Украины, аэропорт «Борисполь». И будет Министерство, которое перебирает бумажки», – заявил один из собеседников, близкий к БПП.

Два Володьки

Распри на заседании Кабмина 25 января обнажили нерв не только борьбы за украинскую железную дорогу, но и продемонстрировали негативное отношение премьер-министра Владимира Гройсмана к министру инфраструктуры Владимиру Омеляну.

«У Гройсмана к Омеляну такое же негативное отношение, как в свое время было у Яценюка к Демчишину», – делится впечатлениями один из членов правительства.

Владимир Омелян попал в правительство Гройсмана по квоте фракции «Народный фронт». Как «компетентного человека» министру внутренних дел Арсену Авакову его советовал экс-глава Администрации президента Борис Ложкин. К тому времени Омелян работал заместителем своего предшественника, ставленника Ложкина – Андрея Пивоварского.

Отношения премьера с министром инфраструктуры начали портиться с лета 2016 года.

Источники в министерстве инфраструктуры говорят, что Гройсман стремился поставить своих людей в руководство «Укрпочты», «УЖД», «Укравтодора» и в администрацию морских портов. Однако Омелян принципиально не соглашался на его предложения.

«Если бы премьер предлагал людей из Оксфорда, министр ставил бы их без проблем. Но он предлагает людей из Винницы, едва ли не с водоканалов. Омелян реально переживает за свою репутацию», – говорит один из подчиненных министра инфраструктуры.

Как пример в окружении Омеляна рассказывают историю о назначении в «Укрпочту». Гройсман лоббировал на должность руководителя этого предприятия выходца из Винницы Игоря Ткачука. Поскольку Омелян не намеревался этого делать, то уговорил Гройсмана поставить председателем Игоря Смелянского, а Ткачука его заместителем. Позже премьер хотел, чтобы того же Ткачука перевели в руководство администрации морских портов. Однако Омелян перехитрил своего шефа, предложив Ткачуку возглавить государственный порт «Одесса».

«Они банально повелись на красивое название. Это не порт, а дыра, в которой кроме 30 работников ничего нет. Владимир Борисович после этого скандалил», – рассказывает один из собеседников в министерстве.

Не слишком хорошие отношения у министра инфраструктуры и в «родном» «Народном фронте». Депутаты этой фракции жалуются, что Омелян «играет в свою игру» и при этом хочет сохранять со всеми хорошие отношения.

«Его поставил Аваков, но после назначения Омелян поднял голову и решил, что никому ничего не должен», – возмущается один из депутатов «Народного фронта».

Апогеем неприязни между Омеляном и «Народным фронтом» стала отмена тендера на дноуглубительные работы в порту «Южный» на сумму почти миллиард гривен. Тогда в конкурсе выиграла компания «Ян де нул Украина», которая связана с помощником нардепа «Народного фронта» Сергеем Фаермарком. Владимир Гройсман отменил этот тендер по просьбе именно министра инфраструктуры.

Зато у Омеляна сложились неплохие отношения с армейским другом президента Украины, народным депутатом из фракции БПП Игорем Кононенко. Последний даже выступил на итоговой пресс-конференции министерства инфраструктуры за 2016 год.

«Я уверен, что следующий год будет годом дорог, и это будет первым шагом. Потому что согласно известной пословице, что в стране есть две проблемы – дороги и дураки, первую проблему мы системно будем решать», – говорил со сцены Кононенко.

Роль друга президента в министерстве не ограничивается только выступлением.

На пресс-конференции Омелян признался, что именно Кононенко посоветовал ему назначить Славомира Новака руководителем «Укравтодора».

«У Новака хороший опыт, а главное – желание отбелить репутацию после инцидента в Польше», – объяснял это назначение министр в разговоре с УП.

Что бы то ни было, но благосклонность окружения президента Омелян прагматично использует, как щит против атак своих коллег. Главное, чтобы этот щит не превратился в зависимость.

Авторы: Федор Попадюк, Роман Кравец

Источник: Экономическая правда

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий