Основным вопросом, стоящим перед руководством государства, неизменно остается достижение устойчивости наметившегося экономического роста. Рост выпуска продукции достигается за счет административного давления и доступа к дешевым кредитам и реализуется в обмен на погашение энергетического долга, затыкая, таким образом, финансовую брешь в платежном балансе в условиях недостатка внешнего финансирования.
Статистические показатели, отражающие экономический рост, например, показатели ВВП предполагают, что за ними скрыта рыночная организация экономики. Экономические решения не опираются на фундаментальные экономические принципы и показатели.
В рыночной экономике фирмы появляются, производят и исчезают с того или иного рынка в соответствии с законами спроса и предложения, а не занимаются производством, дабы «насладится» своим процессом. Поэтому для того, чтобы осознать реальные экономические тенденции, недостаточно заострять внимание лишь на одних показателях экономического роста.
Белорусской экономике все еще необходимо стабилизироваться по-настоящему. Устойчивость квази-плановой экономической модели, развивающейся в стране с 1995 г., в основном зиждется на молчаливом согласии России. Торговля со странами СНГ и Россией увеличилась, в то время как с остальным миром – сократилась.
Хотя сам по себе факт активизации торговли можно только приветствовать, нельзя забывать при этом существенном элементе бартера. Более того, факт сокращающегося торгового партнерства с Западом говорит о слабой международной позиции страны и фактическом перекрытии всех доступов к иностранному капиталу. Без доступа к иностранной валюте страна не может платить за импорт, поступающий из дальнего зарубежья.
Экспортный сектор – потенциальный источник валюты – страдает от завышенного обменного курса. Активизация торговли с Россией, бартер и ограничительный контроль импорта – все это не иное, как естественные последствия нынешней белорусской экономической модели.
Устойчивость нынешней экономической политики страны зависит от позиции России по отношению к Беларуси. Изменения на политической арене России, усиление коммерциализации российского энергетического сектора, а также падение товарных цен на мировых рынках означает, что использование бартера для оплаты энергетического долга не может продолжаться до бесконечности.
Хотя ВВП в 1997 г. вырос на 10,1% и в первом квартале 1998 г. рост составил 13%, Беларусь страдает от неликвидности. Чистые резервы упали до отметки ниже 50 млн. долл. США, и накопленный в 1998 г. энергетический долг показывает, что страна не справляется со своими недавними обещаниями.
Валюты, купленной на московской МВБ, не хватает для того, чтобы оплатить приобретение таких необходимых товаров, как медикаменты, и выплачивать с июля 1998 г. 25 млн. долл. США ежемесячно за газ. Для того, чтобы регулярно платить за энергоносители во втором полугодии 1998 г., руководству страны приходиться либо девальвировать национальную валюту в достаточной степени для того, чтобы иметь возможность покупать за нее как дома, так и за рубежом, либо продолжать платить нерегулярно и не в полной мере.
Неспособность белорусской стороны вовремя платить по энергетическому долгу усилит ожидания обмена этого долга на физический капитал, причем «жемчужина белорусского промышленного комплекса – нефтеперерабатывающая промышленность – представляется весьма привлекательным объектом для желающих ее «приватизировать» российских производителей энергии. Подобная модель стала недавно реальностью в Молдове. Ее повторение в Беларуси, насколько бы непривлекательным оно и ни представлялось белорусскому руководству, может стать единственным выходом в среднесрочной перспективе.
Неликвидность экономики страны объясняется и денежно-кредитной политикой. Даже без внешнего шока экономический рост посредством денежной экспансии требует постоянного увеличения эмиссий, что ведет к инфляционному давлению. Увеличение инфляционного давления может очень быстро привести к гиперинфляции из-за одновременного роста количества денег в обращении и ускорения самого обращения белорусского рубля.
Из-за недостатка валюты в стране стал наблюдаться дефицит импортных товаров, например, медикаментов. Также усилился контроль за ценами и наценками. Во всех областях с целью пресечения ажиотажной скупки были введены квоты на такие необходимые продукты питания, как картофель, хлеб и молочные продукты. Некоторые же производители добровольно сократили производство с целью уменьшения финансовых потерь.
Внутренний и внешний дисбаланс в экономике Беларуси являются результатом неправильного выбора рычагов экономической политики. Корректная экономическая политика должна опираться на экономический план, который признает реальные экономические проблемы, стоящие перед белорусской экономикой, и нацелен на их решение с помощью рыночных экономических мер. Такой план должен учитывать и специфику страны.
Путь к устойчивому экономическому росту лежит прежде всего через стабилизацию. Стабилизации можно будет добиться только при условии более жесткой денежно-кредитной политики. Такая политика, однако, неизбежно приведет к проблемам в реальном секторе экономики, если ее не будут сопровождать меры по реструктуризации и внедрению рыночных законов и институтов, так необходимых для нормального функционирования ценового механизма распределения ресурсов.
Источник: BusinessForecast.by
Уважаемые коллеги, пожалуйста, присылайте ваши статьи, презентации и другие материалы для публикации на сайте BusinessForecast.by на электронный адрес info@businessforecast.by.