You pay peanuts, you get monkeys, или почему дешевые судьи – это слишком дорого

06.09.2017 – Низкая оплата труда судей стимулирует неэффективность и коррупцию в судебной системе Украины. Как судебная реформа может изменить данную ситуацию, и как это может сказаться на росте экономики, читайте в этой статье.

Читайте также: Игорь Бенедисюк: «Нет судебной власти, которая бы завоевала независимость раз и навсегда»

Председатель ВККС: «Высшая квалификационная комиссия судей не руководствовалась политическими мотивами во время отбора кандидатов в Верховный Суд»

Госслужба. Зарплата по 30-60 тысяч гривен в месяц. Как устроиться на такую работу?

«Конституцию с момента принятия никто не уважает», – судья Конституционного Суда

К 2020 году каждому украинцу судебная система будет стоить 1208 грн. в год. Сейчас гражданин платит 436 грн. и имеет тотальную коррупцию и недоверие к суду.

Достойная оплата труда судей считается залогом справедливого правосудия, поэтому повышение зарплат судьям является важной частью судебной реформы, стартовавшей осенью 2016 года.

Судьи Верховного Суда будут получать зарплату, эквивалентную 6-12 тыс. долл. в зависимости от стажа, ученой степени, должности, допуска к государственной тайне. Судьи местных судов, пройдя квалификационное оценивание и подтвердив свою добродетель и профессиональный уровень, будут получать 1 500 долл.

Вознаграждения для судей будут повышаться следующие несколько лет. В 2020 году Украина по уровню оплаты труда судей приблизится к Литве и Чехии.

Осенью 2016 года начала действовать судебная реформа, которую парламент принял еще летом того же года. Так, в июне 2016 года после длительных споров Верховная Рада приняла два документа – изменения в Конституцию относительно правосудия и новый закон о судоустройстве и статусе судей. Теперь вместе с переаттестацией и реорганизацией судебных органов судьи будут получать большие заработные платы.

Почему судья ждет взятку

По старой системе оплаты труда, определенной законом «О судоустройстве и статусе судей», вознаграждение местного судьи без доплат и надбавок стартует с 16 тыс. грн., апелляционного – с 17,6 тыс. грн. По сравнению со средней зарплатой это немало, но такой уровень – один из самых низких в Европе и уступает лишь Молдавии и Албании.

Поскольку судья обычно имеет право на ряд доплат и надбавок, фактическое среднее вознаграждение за 2016 год составляло 22 334 грн. или 789 евро. Однако даже при таком уровне зарплат до реформы украинский судья имеет большие альтернативы и соблазны.

К судье с доходами меньше 1 тыс. евро приходят люди и просят решить дела на миллионы долларов. За 2016 год судьи гражданских, административных и хозяйственных судов решили судьбу дел на 670,3 млрд. грн. Это лишь немного меньше, чем годовые расходы государственного бюджета в 2016 году – 684,7 млрд. грн.

Существенное недофинансирование часто побуждает судью решать свои материальные проблемы путем получения взяток. Недофинансирование судебной системы не может предложить уровень зарплат и вознаграждений, которые будут поощрять, и оставлять в системе квалифицированных кандидатов.

«You pay peanuts, you get monkeys» (если вы платите за арахис, получите обезьян, ЭП), – так пояснил президент Сингапура Ли Куан Ю, почему зарплата судьи в Сингапуре в пять раз выше, чем в США.

Интересно, что в соседних странах – Бангладеш, Индонезии, Лаосе, Непале, Пакистане – недостаточное финансирование судебной системы способствовало коррупции, низкой квалификации судей и нарушению законов. Логично, что повышение судейского вознаграждения стало центральной частью недавно принятой судебной реформы в Украине.

Как изменится заработная плата судей

2 июня 2016 года парламент принял закон «О судоустройстве и статусе судей». Он предусматривает весомое поэтапное повышение зарплаты судьям всех юрисдикций.

Схему повышения судейского вознаграждения начали реализовывать с 1 января 2017 года, когда оклад судьи местного суда составил 15, апелляционного – 25 прожиточных минимумов. Оклады судей Верховного Суда выросли до 75 прожиточных минимумов. Сохранились доплаты и надбавки, которые в сумме могут добавить к окладу 120%.

Кроме того, реформа вводит региональные коэффициенты к вознаграждению судей: 1,1 – для населенных пунктов с населением свыше 100 тыс. человек, 1,2 – для населенных пунктов с населением свыше 500 тыс. человек, 1,25 – для городов с населением свыше миллиона человек.

В результате в 2017 году вознаграждение судей местных судов должно составлять 24-66 тыс. грн., апелляционных – 40-110 тыс. грн., Верховного Суда – 120-330 тыс. грн.

Правда, на большую зарплату могут рассчитывать только те судьи, которые прошли квалификационное оценивание. На 2017 год бюджетными назначениями среднее судейское вознаграждение обеспечено на уровне 32 603 грн., что по сравнению с 2016 годом больше на 10 269 грн. или на 46%.

Для судей местного и апелляционного судов это первый этап повышения зарплаты. Оклад будут повышать еще трижды, и в 2020 году судьи местного суда получат 30 прожиточных минимумов, апелляционного и высших специализированных судов – 50.

Размер судейского вознаграждения будут автоматически осовременивать каждый год 1 января вместе с индексацией прожиточного минимума. В результате за три года судьи местных судов будут зарабатывать 62-171 тыс. грн., судьи апелляционных судов – 104-285 тыс. грн., судьи Верховного Суда – 155-428 тыс. грн.

Таким образом, зарплата судьи будет стартовать с 62 тыс. грн, а с учетом регионального коэффициента – с 68,4 тыс. грн. По прогнозируемому обменному курсу судейское вознаграждение составит свыше 2,3 тыс. долл. Этот уровень уже приближается к показателю оплаты труда судьи в Румынии или Литве.

В то же время получить максимальный размер вознаграждения со всеми надбавками и доплатами удастся лишь единицам. Сейчас почти три четверти судей работают в местных судах, где наименьший оклад. Хозяйственные, административные и апелляционные суды расположены преимущественно в областных центрах, где применяют коэффициент 1,1.

Лишь 765 судей занимают должность председателя судьи, дающую право на надбавку 10%. Средний период пребывания на должности судьи составляет 15-20 лет, что дает право на надбавку за выслугу лет 40-50%. В то же время максимальную надбавку за выслугу лет, 80%, назначают только тем, кто отработал более 35 лет.

Как изменится счет у государства

Увеличение судейского вознаграждения соответственно увеличивает расходы бюджета на фонд оплаты труда. Конечно, поэтапное неоднократное повышение судейского вознаграждения будет иметь весомые последствия для бюджета и налогоплательщиков.

Повышение должностных окладов судей, введение региональных коэффициентов и сохранения надбавок и доплат могло бы повысить в 2017 году расходы налогоплательщиков на 2,9 млрд. грн. Однако фактический рост фонда оплаты труда судей с начислениями 2017 года на самом деле будет меньше.

Первая причина – неполная комплектация судов. Так, по данным учета Высшей квалификационной комиссии судей, общее количество штатных должностей судей в судах 1 января 2017 года составило 9 028, работали же в судах 6 374 судьи.

Вторая причина – количество судей, которые прошли квалификационное оценивание, измеряется несколькими сотнями и вряд ли до конца 2017 года составит 100%. Однако через год расходы будут расти гораздо быстрее.

Даже если численность судей не будет увеличиваться, ежегодные дополнительные затраты на их зарплаты составят 2,5-3 млрд. грн. после того, как все судьи пройдут квалификационное оценивание и получат неоднократное повышение окладов и индексации прожиточного минимума.

Таким образом, повышение судейского вознаграждения увеличит ежегодные налоговые расходы каждого украинца от 140 грн. в 2016 году до 826 грн. в 2020 году.

Рост судейского вознаграждения и содержания судей в отставке – это лишь часть расходов на судебную реформу. Судебная реформа – это комплексное мероприятие, которое, помимо повышения судейского вознаграждения, предусматривает повышение зарплат работникам суда, переоборудование судов и внедрение инновационных технологий.

Повышенные расходы на обновленную судейскую власть предусмотренные бюджетом-2017 и проектом «Основных направлений бюджетной политики на 2018-2020 годы». На следующие три года правительство определяет приоритетом и предусматривает увеличенные расходы на финансовое обеспечение формирования справедливой и эффективной системы правосудия.

По расчетам правительства, финансирование судебной реформы увеличит номинальные расходы госбюджета на содержание судов в три раза: с 7,1 млрд. грн. в 2016 году до 19,7 млрд. грн. в 2020 году – с 0,3% ВВП в 2016 году до 0,5% ВВП в 2020 году.

Украина принадлежит к странам с низкими затратами на содержание судов в абсолютном измерении, и с учетом уровня ее доходов. Повышение расходов до 0,5% ВВП будет более адекватным, несмотря на уровень доходов и международный опыт.

Предусмотренный рост затрат правительства на содержание судов означает, что в 2020 году каждый сотрудник ежедневно будет тратить на содержание судебной власти 3 грн. 30 коп. вместо 1 грн. 19 коп. в 2016 году. Кажется, это разумная цена за качественное правосудие.

Кроме того, компенсировать повышенные расходы должен ускоренный рост ВВП. Есть исследования, которые эмпирически доказали: переход к независимому статусу судов может повысить ежегодные темпы роста ВВП на 1,5-2,1 процентного пункта и в результате удвоить ВВП за 33-47 лет (к +1,5 процентного пункта в год).

Независимая профессиональная судебная реформа стимулирует ускоренные темпы роста экономики. Исследования свидетельствуют, что сильная система защиты контрактов повышает долю экспорта с высокой добавленной стоимостью, способствует привлечению инвестиций.

Доступность кредитов, создание инноваций, ощущение защищенности, неотвратимости наказания за коррупционные действия – все это зависит от качества судебной системы.

Кроме увеличенного финансирования обновленной судейской системы, правительство будет вынуждено платить судьям, которые не выдержали проведение реформы.

Дело в том, что не все судьи желают пройти квалификационное оценивание и не все смогут это сделать. По законодательству судьям, которые ушли в отставку и имеют стаж работы более 20 лет, из бюджета нужно будет платить пожизненное содержание. Его размер в настоящее время составляет 80% заработной платы судьи.

В 2016 году систему оставили 1 519 судей. Официальная причина – «по общим обстоятельствам». Неофициально такую текучесть связывают с необходимостью проходить предусмотренные реформой е-декларирование и квалификационное оценивание.

Из расчета средней пенсионной выплаты для судей – 23,7 тыс. грн. – их содержание в 2017 году будет стоить для налогоплательщиков 432 млн. грн. Кроме того, ожидается, что из судебной системы в 2017 году уйдут более 2 тыс. судей.

Таким образом, дополнительные расходы бюджета по условиям 2017 года на содержание судей могут вырасти на 1 млрд. грн. Это означает, что каждый день налогоплательщик в дополнение к содержанию действующей судебной системы в среднем будет отчислять 17 коп. на содержание судей из прошлого.

Кажется, не слишком большая цена для того, чтобы судейский корпус обновился. Этот чек от государства будет расти не так быстро, как заработная плата новых судей, поскольку для судей, которые не прошли квалификационное оценивание, пожизненное содержание будет определяться от старых окладов, действовавших до реформы.

Автор: Наталья Лещенко, экономист CASE Украина

Источник: Экономическая правда

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий