Зачем он нам. Все, что вы хотели знать о проекте закона Об образовании

12.10.2016 – Каждый, кто хоть как-то причастен к школе или просто неравнодушен к качеству обучения собственных детей, – об этом законопроекте, вероятнее всего, слышал много раз. Каждый раз, когда речь идет о реформе среднего образования, все апеллируют к тому самому проекту закона №3491-д, который «завис» в Верховной Раде – и все никак не пройдет голосование, чтобы воплотиться в реальность.

Впрочем, в четверг проект закона прошел голосование «за основу» и отправлен на подготовку ко второму чтению.

Однако какую именно новую реальность он несет?

Чтобы разобраться с этим, «Украинская правда. Жизнь» решила максимально просто и понятно дать ответы на самые распространенные вопросы относительно изменений, которые внедряет новый закон «Об образовании» в случае его принятия.

Вместе с тем, не забывайте – это лишь проект закона, который требует доработки. Министр сама признает, что проект не идеален и над ним еще надо работать.

«Он действительно такой важный?»

Да. Этот закон является базовым. После его принятия можно будет обновлять такие специальные законы как: «О профессиональном образовании», «О среднем образовании» и другие. Он устанавливает рамки развития образования на много лет вперед.

Действующий закон «Об образовании» был принят в июне 1991 года. Ну и, разумеется, больше не соответствует современным реалиям.

А то, что украинское образование перестало удовлетворять родителей – уже почти аксиома. Доказательством этому является рост количества частных школ и хоумскулеров – детей, которых родители решают обучать дома или в школах семейного типа.

Ну и, учтите заинтересованность в изменении системы образования: в проекте разгрузки программы начальной школы приняло участие более 4 тысяч учителей и родителей, которые не поленились оставить комментарии на платформе Ed.Era. Ибо наболело.

«Хорошо, но чем в этой ситуации поможет новый закон? Разве 12-летка решит проблему?»

11-летняя школа в Европе есть только в Украине, Беларуси. Ну и, в России.

По новому закону предусматривается разделение школы по уровням: начальная, средняя и профильная. Завершение всех этих трех уровней будет означать, что ученик получил полное среднее образование. Оно же определяется обязательным.

Подробнее по классам это распределение выглядит следующим образом:

– начальное образование (школы расположены как можно ближе к дому детей). Это 1-4 класс.

– базовая средняя школа (куда, возможно, придется отвозить детей на транспорте, но это должна быть хорошо оборудованная школа, где есть все учителя-предметники). Эта пятилетняя школа будет называться гимназией. Это 5-9 классы.

– и профильная школа (это лицеи или учреждения профессионального образования). Они могут быть территориально еще более отдаленные от места проживания старшеклассников.

Следовательно, для их заселения могут понадобиться общежития (это тоже упоминается в законе). Соответственно 10-12 классы. Поступление в профильные школы после 9 класса будет происходить с помощью ВНО.

При этом 3-летняя профильная школа будет двух профилей: академическая и профессиональная.

В систему профильной школы будут включены техникумы, колледжи, учреждения профтехобразования, готовящие младшего специалиста. По окончании этого профиля в школе – выпускник может сразу идти работать по специальности.

Те, кто пойдут по академическому профилю, после окончания школы сразу профессии не получат. Их дальнейший путь – экзамены и поступление в ВУЗ.

Начальная школа, гимназия и лицей могут функционировать как отдельные юридические лица, или же они могут быть в составе учебно-воспитательного комплекса (как одно юридическое лицо).

Еще один вариант – они могут быть в составе учебно-воспитательного объединения, включая также дошкольные и/или внешкольные заведения образования, каждый из которых сохраняет статус юридического лица.

В проекте закона записано, что лицеи функционируют, как правило, как самостоятельные юридические лица, и могут действовать в составе учреждений высшего образования.

Переход между уровнями образования (начальная-базовая-профильная) будет оцениваться путем государственной итоговой аттестации (ГИА), которая может быть в частности в форме ВНО.

ГИА после окончания 4 класса будет проходить только с целью мониторинга того, насколько хорошо школа учит. То есть до 5-го класса поступать не надо, ГПА – лишь тест для проверки результатов обучения.

Закон подчеркивает, что полное общее среднее образование должно быть территориально доступным. Для этого вводится понятие «образовательный округ».

Его определение таково – это «совокупность учреждений образования (их филиалов), учреждений культуры, физической культуры и спорта, обеспечивающих доступность образования для лиц, проживающих на соответствующей территории».

На самом деле украинское Министерство образования и науки в этой сфере не изобретает велосипед. Такая же система распределения школ действует в Польше, которая показывает сейчас высокие показатели в рейтинге международной оценки PISA. В этой стране тоже отделена младшая школа (1-6 класс), гимназия (7-9 класс) и лицеи (профессиональные и академические).

Но важно еще вот что.

Проект закона вводит понятие «образовательной услуги» и расширяет возможности школ получать финансирование. Теперь предлагается финансировать не «общественное благо» – образование, а именно – предоставление образовательной услуги.

Если общественное благо оценить трудно, то качество предоставления образовательной услуги – вполне реально.

То есть это полное изменение философии финансирования образования: от финансирования учреждения образования – до оплаты услуг по получению образования ребенком.

«Это правда, что частным заведениям государство тоже будет перечислять деньги за обучение ученика?»

Да. Проект этого закона предусматривает равноправие государственных, коммунальных и частных учреждений образования в части доступа к финансированию из бюджета.

То есть примерно 8-10 тысяч гривен в год, которые государство сейчас платит за обучение одного ученика, «перейдут» за ребенком в частную школу.

Однако изменение принципов финансирования будет более ощутимым для детей с особыми потребностями: на их обучение государство тратит около 25 тысяч гривен в год. Поэтому частные школы, которые будут учить таких детей, смогут получить эту сумму денег.

Но речь идет только о частных школах, которые имеют лицензию и работают по аккредитованной образовательной программе.

В экономической части закона заложены предпосылки для анализа более точного формирования стоимости образовательной услуги на одного соискателя образования.

«Почему государство должно перечислять деньги частным школам?»

Потому что иначе родители платят за образование своих детей дважды: один раз платя налоги, а второй – во время оплаты обучения. В этом случае государство перечисляет частному учреждению такую же сумму денег, которую бы получила обычная школа за обучение этого ученика.

Кстати, такая система действует и в Польше, и в Эстонии.

«Деньги деньгами. А что с качеством? Учителя – те же самые?»

Здесь проект закона предусматривает очень много изменений.

Во-первых, декларируется оплата труда на уровне трех минимальных зарплат для педагога самой низкой квалификационной категории. Должностной оклад педагогического работника каждой следующей категории повышается на 10%.

Что очень хорошо, хоть и обойдется бюджету в миллиарды.

Однако чтобы это не было сильным финансовым шоком, повышение зарплат будет постепенным – путем продвижения педагогических работников по единой тарифной сетке.

Но закон предусматривает еще один механизм – добровольную сертификацию. Те, кто ее пройдут, получат 20% надбавку к зарплате и сам сертификат, который является действительным 5 лет.

При этом даже если закон примут совсем скоро, в 2017 году такая сертификация еще не заработает. Министр образования Лилия Гриневич, которая еще на самых началах внедряла ВНО в стране, говорит, что только на разработку самой системы сертификации понадобится еще целый год. То есть на это уйдет весь 2017-й.

Уже сейчас известно, что сама сертификация будет состоять из двух частей: внешней (тестирование по проверке знаний) и внутренней (оценка работы учителей, родителей и, возможно, старшеклассников).

Кроме того, учитель сможет выбирать, как именно проходить повышение квалификации. А методические кабинеты в регионах должны превратиться из контролирующих органов – в помощников, которые будут делиться с учителями новинками методик и идеями.

В целом законопроект предусматривает разделение образования на:

формальное – и, которое предусматривает получение официального повышения уровня образования, а это вся институтская система образования, согласно государственных стандартов;

неформальное –  где официального повышения уровня нет, это всевозможные кружки, курсы лекций;

и информационное – самообучение через жизненный опыт.

По сути, два последних вида обучения просто легализуются базовым законом «Об образовании». Сейчас повышение квалификации учителя происходит исключительно в системе формального образования.

А после принятия закона учитель может проходить повышение квалификации через освоение какой-либо образовательной программы, стажировки, участие в тренингах, мастер-классах и др.

Он может зачесть в центрах признания квалификации прослушанные курсы – например, на онлайн-платформах.

Вот эти центры признания квалификации потенциально могут создать ассоциации работодателей, директоров или учителей, пояснила Лилия Гриневич на встрече с журналистами во вторник.

«Кто тогда будет контролировать школы?»

Независимый орган – Агентство обеспечения качества образования. Потому что сейчас тот, кто должен обеспечивать качество, – Управление образования – сам себя и контролирует.

Как объясняет Минобразования, такое Агентство будет создано на базе инспекции учебных заведений. Новый орган будет иметь полномочия инспектирования учебных заведений (кроме вузов).

То есть органы местного самоуправления больше не будут иметь права инспектировать школы. Это будут делать региональные подразделения агентства.

«Хорошо, контроль есть. Но почему говорят, что учителя станут свободнее и автономнее?»

На самом деле они будут иметь гораздо больше свободы во время самого учебного процесса. Смогут учить не по четкому плану урока, который спустило сверху Минобразования – а, например, пойти учить биологию на улицу, если педагог решил, что это лучший способ изучить насекомых.

Никто не будет контролировать, как именно учитель учит – важен результат. А уж требования к самому результату будут утверждены МОН.

Условно говоря, министерство скажет, что именно дети должны уметь и понимать на определенном уровне, а уже учитель и школа должны обеспечить достижение этого уровня.

При этом сами школы могут разрабатывать свои образовательные программы, которые будут гарантировать выполнение государственного стандарта. Если школа, которая обучает учеников по собственно разработанной методике, хочет выдавать документ об образовании государственного образца – эта образовательная программа должна проходить аккредитацию (в уже упомянутом Нацагенстве обеспечения качества образования).

Чтобы школам было легче адаптироваться к такой широкой автономии в обучении, предусмотрена разработка определенных типовых образовательных программ.

Кстати, вы знали, что в полномочия учителя, в том числе, входит право делать обход домов с целью, чтобы выявлять детей, которые не учатся в школе? Не хоумскулеров, а именно тех, которые вообще не учатся?

Мы тоже не знали. Но на последней встрече с журналистами Лилия Гриневич рассказала, что сейчас до сих пор действует даже такая норма. В ближайшее время эту функцию планируют передать Минсоцполитики. Что вполне логично.

«А что с деньгами школы? Их до сих пор будет распределять районное управление образования?»

Нет.

Государственные и коммунальные учебные заведения будут иметь право выходить из статуса бюджетных учреждений – и приобретать статус неприбыльной организации. Это означает получение финансовой автономии.

К примеру, в нынешних условиях, если родители желают официально перечислить на какой-то сад или школу благотворительный взнос, он придет на счет районного управления образования, а уже после этого управление будет решать, как его использовать и на пользу какого именно образовательного учреждения в своем подчинении.

В новой системе родители смогут перечислять деньги исключительно на свой сад или школу.

Более того, учреждения образования – не только школы, но и вузы смогут оказывать платные образовательные и другие услуги, и получать средства от других не запрещенных законодательством источников финансирования (например, гранты и доходы от реализации продукции учебно-производственных мастерских) кроме привычных уже государственного и местного бюджета.

«Что такое национальный центр профессиональных квалификаций?»

Он еще должен появиться.

Такой центр должен создать стандарты профессий, и требования к ним должны быть учтены в образовательных стандартах и программах.

В законопроекте есть нормы, которые позволят еще до принятия отдельного закона начать создание Национальной системы квалификаций.

«А разве их до сих пор нет?»

Нет.

Украина еще даже не приступила к созданию Национальной системы квалификаций, в том числе к реальному формированию национальной рамки квалификаций.

Это главная причина, почему нынешнее образование настолько оторвано от требований работодателей и рынка труда.

«Какие еще новинки законопроекта?»

В законе прописано понятие «образование для взрослых». Там оно зафиксировано как полноценная составляющая системы образования. А это означает, что МОН сможет прописать в бюджете расходы на обучение взрослых.

Кроме того, законопроект вводит Институт образовательного омбудсмена. По аналогии с Уполномоченным по правам ребенка либо Уполномоченным по правам человека, образовательный омбудсмен должен следить за обеспечением прав участников образовательного процесса.

Образовательного омбудсмена будет назначать Кабмин сроком на 5 лет без права повторного переизбрания.

Омбудсмен будет иметь право рассматривать жалобы родителей, требовать от школы всю необходимую ему информацию для выяснения того, является ли эта жалоба обоснованной, или нет. Образовательный омбудсмен может давать рекомендации, как школам, так и органам управления образованием и правоохранителям.

Также вводится понятие академической добродетели – когда ученик, студент или аспирант самостоятельно выполняют задания, дают ссылки на источники информации, если заимствуют чьи-то идеи или ведомства и придерживаются норм авторского права.

Нарушением академической добродетели считается: академический плагиат, фабрикация (фальсификация результатов исследования), обман и взяточничество.

В законе также прописано наказание за нарушение академической честности: от повторного прохождения оценивания до отчисления из учреждения образования.

Если речь идет о научной степени, то наказания предусматривают лишение этой самой степени или увольнение с должности.

«О Педагогическом и Родительском советах школы»

В проекте закона предусмотрено создание в школах педагогических советов. Они должны быть коллегиальным органом управления учебным заведением, но детальные их полномочия будут прописываться в отдельных законах.

Например, в Польше именно Педагогический совет утверждает образовательные программы и учебные планы школы. Он состоит из всех педагогов, работающих в учебном заведении.

В проекте закона упоминается родительский совет как коллегиальный орган самоуправления учреждения образования. Его полномочия не прописаны, лишь упоминается, что они регулируются законами и учредительными документами школы.

В законопроекте определяется, что органами общественного надзора являются надзорные и/или попечительские советы.

Члены такого совета имеют право принимать участие в работе педагогического совета с правом совещательного голоса. Если директор школы нарушает законодательство, то члены такого совета могут вносить представления органам местного самоуправления об отзыве директора.

Такой совет имеет право участвовать в определении стратегии развития учреждения образования, анализировать деятельность учреждения образования и его должностных лиц, контролировать выполнение сметы и/или бюджета учреждения образования, содействовать привлечению дополнительных источников финансирования.

В статье 55 проекта закона прописаны права и обязанности родителей.

Они, в том числе, имеют право получать полную информацию о деятельности учреждения образования, результатах обучения, соискателях образования и результатах оценки качества образования в школе.

Прозрачность деятельности школы и учебные заведения религиозных организаций

30 статья проекта закона говорит, что школы обязаны формировать открытые и общедоступные ресурсы с информацией о своей деятельности. На этих веб-сайтах они должны выложить в открытый доступ не только свои учредительные документы, но лицензию и свидетельство о госрегистрации.

Учреждение образования должно опубликовать онлайн информацию о своей структуре и персонале, образовательные программы, которые реализуются и их аккредитацию. Если это садик или школа – территорию обслуживания, которая за ним закреплена.

Кроме всего этого – результаты мониторинга образования в этой школе, ее материальное обеспечение и др.

Проект 3491-д отмечает, что государственные и коммунальные учреждения образования должны быть отделенными от религиозных организаций. Они имеют исключительно светский характер.

Однако частные заведения могут учреждать религиозные организации и определять религиозную направленность собственной образовательной деятельности.

«А как насчет дошкольного образования?»

Дошкольное образование можно получать или в детских садах, или в семье или при участии педагогов или физических лиц, которые осуществляют образовательную деятельность и др.

Получение дошкольного образования, кроме образования в семье, финансируется из расходов местных бюджетов.

Именно органы местного самоуправления создают условия для получения дошкольного образования всем детям в возрасте от 3 лет, проживающих на соответствующей территории.

«Учебники, обеды и психолог в школах будут бесплатными?»

Учебники покупает государство, они для родителей бесплатные. Обеды должны быть бесплатными для социально-уязвимых групп детей, и оплачиваются из местных бюджетов.

Медицинский работник и практический психолог в школах должны быть. При этом психолог по своему статусу относятся к педагогическим работникам.

«Все это требует очень больших денег. Где их брать?»

Закон будут внедрять постепенно.

В 1-й класс обновленной школы дети пойдут в 2018 году, соответственно первый 12 класс в Украине появится в 2029-ом. То есть более-менее серьезные расходы на профильную школу начнутся лишь через 11 лет.

Автор: Галина Титиш

Источник: «Украинская правда. Жизнь»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий