Закон №1601-ІХ о страховании сельскохозяйственной продукции – решение проблемы фермеров или очередная декларация намерений?

Президент Владимир Зеленский подписал закон №1601-IX (регистрационный номер законопроекта №5104) «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования правового регулирования страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой». Финансирование из бюджета на эту программу предусмотрено на уровне 240 млн. грн.

Государственная поддержка страхования сельскохозяйственной продукции заключается в предоставлении из государственного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям денежных средств в виде возмещения до 60% стоимости страхового платежа (страховой премии).

Напомним, что целью закона № 1601-ІХ является определение механизма предоставления государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям для страхования сельскохозяйственной продукции.

Как прокомментировал ситуацию с программами финансирования секретарь аграрного комитета Иван Чайковский, господдержка АПК на 2021 год — это декларация правительством изменения философии и подходов, хотя суммы еще маловаты.

«Конечно, эти средства являются мизерными относительно того, сколько Европа сегодня выделяет дотаций на своего фермера. Но с другой стороны – это своеобразная декларация того, что государство пытается правильно настроить механизм господдержки аграриям», – заявил Иван Чайковский.

Нормы закона №1601-ІХ

В первом чтении законопроектом №1601-IX планировалось внести изменения в Налоговый кодекс Украины и увеличить ставки налога на доход по договорам страхования на 0,5%. Авторы объясняли это тем, что в дальнейшем направление этих средств пойдет на поддержку страхования сельскохозяйственной продукции. Однако во втором чтении эти пункты из закона были исключены. И хотя в целом законопроект получил одобрение от участников рынка, остался ряд вопросов, которые касаются общей имплементации документа.

Как прокомментировал для AgroPolit.com закон №1601-ІХ об аграрном страховании заместитель министра аграрной политики и продовольствия Украины в 2017-2019 гг. Виктор Шеремета, инициатива правильная и давно ожидаемая, однако есть нюансы.

«В целом это правильная инициатива, хотя компенсация процентов по кредиту может вызывать вопросы, ведь для аграриев такая программа – вроде хорошо, но зарабатывают на этом банки. Вроде страхуется урожай — это хорошо, но зарабатывают на этом страховые компании. Бюджет – вроде аграрный, но работает он не так на аграриев, как на финансовые учреждения.

У нас почему-то всегда проекты и перспективы отличаются от практической реализации. Понятно, что ситуацию со страхованием нужно было решать, и хорошо, что хотя бы такой закон приняли. Поэтому в целом я поддерживаю принятие этого законопроекта, но есть моменты, которые следовало бы доработать», – заявил Виктор Шеремета.

Напомним, что законом №1601-ІХ об аграрном страховании вносятся изменения в закон Украины «Об особенностях страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой», которыми определяются:

механизм предоставления государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям для страхования сельскохозяйственной продукции;

участники рынка страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой, требования к ним, их права и обязанности;

объекты страхования, страховые продукты, страховые риски, страховые случаи, требования к договорам страхования с государственной поддержкой;

информационное обеспечение страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой.

В свою очередь, президент Украинской аграрной конфедерации Леонид Козаченко отметил, что ранее уже были попытки создать такой инструмент в стране, однако на пути реализации программы страхования всегда возникали сложности.

«Страхование сельскохозяйственной продукции — это очень важная и чувствительная тема. Все развитые страны используют такой инструмент в работе, и он имеет существенное влияние на развитие аграрного сектора. У нас также были попытки создать такой инструмент, но в силу разных причин (то страховые компании получили деньги и исчезли – были ликвидированы, то из-за роста страховых услуг государство не субсидировало программу), проект не удалось запустить.

Были разные моменты и разные этапы запуска этого важного инструмента, но все они были неудачными. До сих пор», — прокомментировал ситуацию Леонид Козаченко.

Размер возмещения и реализация закона на практике 

Размер частичного возмещения сельскохозяйственным товаропроизводителям страховых платежей (премий) определен на уровне до 60%.

Как прокомментировал для AgroРolit.com ситуацию председатель «Украинской ассоциации молодых фермеров» Дмитрий Мичурин, главное – реализация закона №1601-ІХ об аграрном страхования на практике и добавил, что это будет очень сложно сделать, если государство не позаботится о разъяснении законотворческих инициатив на местах.

«Важный момент после принятия закона №1601-IX об аграрном страховании — его имплементация. Первое, что должно быть сделано профильными госструктурами после принятия закона №1601-ІХ – это организация совещательных служб, которые бы на местах, в общинах могли бы предоставлять консультации, или чтобы к ним имели возможность обратиться в департаментах АПК при министерстве», – заявил Дмитрий Мичурин.

Учитывая тот факт, что программа новая и на фоне общей финансовой поддержки мероприятий в АПК путем удешевления кредитов из бюджета выглядит достаточно скромно (в первую выделено 1,2 млрд. грн, а на страхование урожая – лишь 240 млн.). Однако специалисты утверждают, что авторы закона №1601-ІХ об аграрном страховании пользовались в его разработке реальным количеством фермеров, которые могли бы (в случае необходимости) обратиться за помощью.

«Объем бюджетных средств, выделенных на программу – это объективно небольшая сумма, но когда ее закладывали, думаю, авторы обращали внимание на то количество фермеров, которые могут воспользоваться услугой. Тут надо смотреть статистику. Мое общее впечатление от закона №5104 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования правового регулирования страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой» довольно положительное», – пояснил Дмитрий Мичурин.

Условия программы страхования 

Согласно закону №1601-ІХ об аграрном страховании, страхователями признаются юридические лица, физические лица-предприниматели и дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками договоры страхования, или что являются страхователями в соответствии с законодательством.

По словам Леонида Козаченко, закон №1601-ІХ о страховании сельхозпродукции подготовлен весьма тщательно и на высоком профессиональном уровне, однако аграриям хотелось бы увидеть ряд важных шагов со стороны государства.

«Мы всячески поддерживаем такую законодательную инициативу. Единственное, что хотелось бы усовершенствовать – это повторить опыт развитых стран, которые полностью субсидируют эту программу – это первое. А во-вторых, бывают такие случаи, когда страховые компании не имеют ресурсов выполнить свои обязательства по компенсации потерь фермерам. Тогда государство рефинансирует такие страховые компании. Например, такие случаи встречались в Канаде и США.

Главный момент в этом – что государство всегда гарантировало фермерам помощь. Значит, даже когда хозяйство пострадало, государство гарантирует, что фермер не обанкротится, его имущество не опишет банк, который выдавал кредит, и страховая компания покроет убытки. Такой шаг регулирует путь к покрытию значительной части рисков», — прокомментировал ситуацию для Agropolit.com Леонид Козаченко.

Как сообщил AgroРolit.com секретарь аграрного комитета Иван Чайковский, программа страхования будет готова уже осенью текущего года.

«Аграрное страхование в Украине может заработать в ноябре-декабре 2021 года. Ведь процесс страхования озимых будет происходить после посева, потому что страховой агент будет выезжать на поле только после схода посевов. Он сделает соответствующую оценку и проверит весь пакет документов, который будет предоставлен, и тогда заключит договор. При этом логика аграрного страхования – это добровольное дело каждого агрария. Задача правительства – дать этот инструмент аграриям, чтобы они потом не обращались к государству и не говорили о гибели посевов и т.д.», – сообщил Чайковский.

Страховые риски

По оценке экспертов, в целом документом урегулирован механизм предоставления государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям для страхования сельскохозяйственной продукции и четко сформулированы требования к участникам рынка страхования сельскохозяйственной продукции.

Страховым риском будут считаться обстоятельства (определенные события), имеющие признаки вероятности и случайности наступления и что могут стать причиной гибели (утраты, повреждения) застрахованных посевов (посадок), гибели (недобора, не получения) застрахованного урожая. Гибели (утраты, вынужденного убоя, вынужденного уничтожения, травматического повреждения или заболевания) застрахованных сельскохозяйственных животных, принадлежащих сельскохозяйственному товаропроизводителю на праве собственности или на ином законном основании.

И еще то, что является причиной неполучения (потери) сельскохозяйственным товаропроизводителем будущей пользы от ожидаемой прибыли (дохода) от реализации выращенной, откормленной, выловленной, собранной, изготовленной им первичной (без вторичной обработки и переработки) сельскохозяйственной продукции. Это действует в период ее окупаемости.

Как отметил Леонид Козаченко, кроме вышеуказанных причин потери урожая существует еще одна категория рисков – ценовые.

«Не стоит забывать еще об одной проблеме — ценовых рисках. В Украине нужно обязательно вводить инструменты хеджирования. Когда и первый, и второй инструмент (страхования и хеджирования) будут активно применяться в нашей стране – это существенно улучшит стабильность аграрного комплекса, а также финансового сектора, ведь банки будут намного охотнее выдавать кредиты, когда финансовые риски станут более прогнозируемыми», – напоминает Леонид Козаченко.

К сельскохозяйственным страховым рискам при страховании сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений относятся:

сильные морозы, заморозки, вымерзание, ледяная корка;

сильный ветер (в том числе ураганный ветер, шквал, смерч), пыльная буря, град, удар молнии и пожары, вызванные молнией;

сильные дожди и ливни, продолжительные дожди, наводнение (паводок);

сильная жара, засуха, суховей, комплекс засушливых условий;

выпревание, вымокание, выпирание, выпадение;

сель, лавина, земельный оползень;

землетрясение;

эпифитотия, очаг массового размножения вредного организма, вспышка массового размножения вредителя растений, вторичные болезни растений;

кражи и противоправные действия третьих лиц;

отклонение параметра, значений индекса (индексов), определенного страховщиком и страхователем в договоре страхования;

другие события, предусмотренные договором страхования.

При страховании посевов сельскохозяйственных культур расходы рассчитываются путем умножения усредненных плановых затрат на выращивание 1 га конкретной сельскохозяйственной культуры. От подготовки почвы под посев до возобновления весенней вегетации на застрахованную площадь посевов. Балансовая стоимость многолетних насаждений определяется на основании данных бухгалтерского учета.

Напоследок стоит заметить, что в Украине существует целый ряд компаний, которые имеют немалый опыт страхования продукции АПК.

«Главное, чтобы фермеры обращались за услугами к надежным агентствам и не повторили ошибок нулевых годов, когда средства на страхование выделили, сразу появились сотни страховых компаний, которые потом исчезли без следа. Однако проверка качества страховых компаний — это отдельная тема для разговора», — напоминает Леонид Козаченко.

Заметим, что новый закон №1601-ІХ о страховании сельскохозяйственной продукции предлагает прозрачный механизм участия страховых компаний. Они должны иметь соответствующую лицензию (на осуществление страхования сельскохозяйственной продукции), соответствовать требованиям закона «О страховании» и дополнительным требованиям НБУ, а именно – иметь соответствующий опыт, прозрачную структуру собственности, быть платежеспособными, соблюдать обязательные нормативы и тому подобное.

Установление таких требований является важным для обеспечения участия в программе государственной поддержки только надежных участников рынка, которые будут вовремя и в полном объеме выполнять свои обязательства перед аграриями.

Таким образом, страховой рынок сможет выполнять свою непосредственную функцию по поддержке и развитию экономики. Аграрные производители, которые сегодня имеют немалые риски, прежде всего климатические, смогут чувствовать себя увереннее и бесперебойно работать.

Возмещение агарным производителям части страховой премии будет осуществлять Министерство аграрной политики и продовольствия Украины.

Источник: AgroPolit.com

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий