Украина с 2011 года регулярно попадает в Special 301 Report – списки стран со значительным уровнем интернет – пиратства и недостаточной защитой прав интеллектуальной собственности, которые ежегодно готовятся Офисом торгового представителя США. И именно в связи с этим американская сторона в декабре прошлого года сообщила о частичной отмене преференций в торговле с Украиной, и с отсрочкой вступления решения в силу на 120 дней.
В случае отмены преференций Украина может понести не только репутационные, но и экономические потери – ведь только в 2016 году американские компании в рамках преференций импортировали украинской продукции на 56 миллионов долларов. Это почти 10% отечественного экспорта в США.
В первом полугодии 2017 года украинский бизнес преференционно поставлял в США инертные газы, диоксид титана, товары из древесины, нагревательные и оптические приборы, шоколад. И если правительству и парламенту не удастся оперативно усилить защиту интеллектуальной собственности, то экспортеры потеряют конкурентные преимущества на внешнем рынке, а отечественные высокотехнологичные предприятия продолжат оставаться незащищенными.
В интервью УНИАН заместитель министра экономического развития и торговли Михаил Титарчук рассказал, как правительство планирует спасать торговые преференции на рынке США, бороться с патентными «троллями» и интернет — пиратством.
«Горячей» темой является недавнее заявление Офиса торгового представителя США относительно недостаточного уровня защиты прав интеллектуальной собственности в Украине и прекращения в связи с этим действия генерализированной системы преференций, что позволяет нашей стране беспошлинный экспорт более 3500 наименований товаров. Есть ли у нас шанс избежать отмены торговых преференций?
Во-первых, следует понимать, что это не «санкции со стороны США», а временное приостановление действия преференций. Нам дали 120 дней для урегулирования вопроса, что касается коллективного управления правами интеллектуальной собственности. Что имеется в виду? Например, за 2016 год организации коллективного управления правами интеллектуальной собственности (ОКУ) смогли собрать 2,7 миллиона евро роялти. Если сравнивать с Францией, то это в 410 раз меньше, по сравнению с США — в 652 раза меньше.
В Украине система коллективного управления правами – непрозрачная и коррумпированная. Те люди, которые создают определенный контент, – песни, литературные произведения, фильмы – не получают полностью принадлежащего им роялти.
Имеется такой пример: когда у нас был концерт Red Hot Chilly Peppers (американская рок-группа), организатор оплатил организации коллективного управления 40 тысяч гривен вместо 200 тысяч гривен. Когда эта система будет прозрачна, украинские авторы смогут не бояться тратить достаточно времени на создание качественного контента, поскольку будут понимать, что их работа получит достойную награду.
По преференциям – Украина имеет возможность экспортировать в США без уплаты пошлины свыше 3500 наименований товаров. В 2016 году в рамках системы преференций американскими компаниями импортировано украинских товаров и сырья на 56 миллионов долларов. Это – 9,1 процента от общего импорта украинских товаров в США. В принципе, это не космическая сумма, но все, же освобождение от этой пошлины повышает конкурентоспособность украинских товаров на американском рынке.
Кроме того, с точки зрения имиджа страны отмена преференций – это очень плохо. Однако мы можем потерять преференции не для 3500 наименований товаров, а для 100.
Что мы делаем для того, чтобы этого не произошло?
Консолидированный законопроект об эффективном управлении имущественными правами правообладателей в сфере авторского права был подан в парламент в конце декабря 2017 года. Ожидаем его рассмотрение в комитетах в начале февраля. Комитетов надо пройти много, самые важные — по вопросам образования и науки, а также по вопросам европейской интеграции. Все, что мы делаем в сфере защиты интеллектуальной собственности, происходит в соответствии с Соглашением об ассоциации с Евросоюзом, директив ЕС.
Считаем, что 120 дней — это достаточный срок. Но должны учитывать, что здесь задействован не только Кабинет министров, но и Верховная Рада — а это уже политические решения. Также должны учитывать, что есть еще и судебная власть, которая должна играть ведущую роль в непосредственной защите прав собственности. А она реформируется, и одна из задач — создание специальных судов по вопросам интеллектуальной собственности.
Это очень важно, потому что, если зафиксировано нарушение прав интеллектуальной собственности, то все должны понимать — будет суд, качественный, профессиональный и результативный. Это будет последний шаг. И когда иностранные и отечественные компании скажут: «Да, действительно, система работает от А до Я», мы сможем заявить, что сделано все необходимое.
Правильно ли я понимаю, что для продления действия генерализированной системы преференций необходимо не просто принятие закона о реформировании сферы коллективного управления правами интеллектуальной собственности, но и определенные шаги по его имплементации?
На данный момент организации коллективного управления — это коррумпированная, непрозрачная система. Если мы примем закон, то у нас будет возможность сделать систему прозрачной. Но конечно, когда пытаешься изменить систему, со стороны многих людей, которые 27 лет зарабатывали на нарушении авторского права, есть очень большое сопротивление. Нам говорят, что якобы закон не комплексный и непрозрачный. Но простите, чего, же тогда вы сами не создали нормальную систему за столько лет? Для многих людей статус-кво очень выгодный.
Мы считаем, что движемся в правильном направлении, и этот год является ключевым. У нас есть исторический шанс принять необходимые законы целыми пакетами, посвятив вопросу защиты прав интеллектуальной собственности отдельное заседание Верховной Рады. Если мы хотим притока иностранных инвестиций, то обязаны это сделать.
Что конкретно ожидают от нас партнеры?
Во-первых, хотел бы отметить, что, как правило, они дают 60 дней, а не 120 на исправление ситуации. И только благодаря оперативным действиям правительства, конечный срок составил 120 дней, о чем нам сообщили американские партнеры в рабочем порядке.
Главное сейчас — принятие Верховной Радой соответствующего закона в целом. В конце февраля мы должны отчитываться по » Списку 301 (список стран со значительным уровнем интернет — пиратства и недостаточной защитой прав интеллектуальной собственности от Офиса торгового представителя США). Если даже мы его сможем провести через комитеты и внести в Верховную Раду, то это уже будет позитивным сигналом, что есть сдвиги. Если парламент примет закон, я не говорю о его имплементации, то тогда у нас есть шанс не потерять преференции.
Какими будут шаги по имплементации закона?
После принятия закона мы будем работать над имплементацией, и это чрезвычайно важно. На рынке 19 организаций коллективного управления. Это — нонсенс, вообще ненормально. Согласно новому закону, их должно быть пять. Здесь речь не идет о монополии, просто будет существовать один орган, который будет определять организации коллективного управления по сферам ответственности — авторское право, смежное право и так далее.
Подразумевается, что авторы впервые в истории смогут прозрачно видеть, сколько роялти получают организации, сколько они оставляют на административные услуги. Например, в Европе на административные услуги остается максимум 12-15%, в Испании — 5%, а у нас сейчас — 30-40%.
Кроме того, авторы смогут принимать участие в общих собраниях организации, создавать наблюдательный совет, избирать директора. Такого никогда не было.
Еще один шаг. На данный момент у нас есть 18 частных организаций, так сложилось исторически. И есть одна государственная организация Украинское агентство авторских и смежных прав. В нашей концепции реформы, которая была принята правительством, предусматривается разгосударствление УААСП. Это общая логика — государство не должно вмешиваться в процесс.
Какие еще законопроекты по реформе интеллектуальной собственности готовит правительство?
Перед нами стояла задача — определить те законы, которые смогут не только сделать толчок к усилению защиты прав интеллектуальной собственности, но и продемонстрировать, что Украина — европейская страна с соответствующими ценностями.
Первый законопроект о географических указаниях прошел парламентский комитет в 2017 году, сейчас мы ожидаем его рассмотрение в Верховной Раде. Чтобы было понятно: сыр «камамбер». Если он вырабатывается в деревне Камамбер во Франции, то, извините, в городе Чернигов он производиться не может. В то же время, если есть защищенный бренд «нежинские огурцы», то они могут производиться только в соответствующем регионе.
Второй законопроект технический, он касается компьютерных схем. Третий законопроект наиболее интересный – в отношении борьбы с патентным троллингом, для защиты брендов. Например, бренд «Coca Cola» стоит больше, чем все материальные активы компании. У нас были случаи, когда кто-то очень талантливый зарегистрировал Google, запатентовал вешалку или житомирский гранит. И как только оригинальная продукция проходит границу — все, человек получает роялти. Поэтому важный закон, его принятие будет серьезным сигналом для иностранных инвесторов.
Условный Starbucks никогда не придет в страну, если увидит, что есть такие риски. Еще один пример — есть одна особа, которая запатентовала движение поездов по кругу, и она получает роялти каждый месяц. Это смешно, но человек реально получает деньги от «УЖД».
Все три законопроекта уже прошли комитеты, законопроект о коллективном управлении будет на рассмотрении в ближайшее время, на этой неделе мы планируем вынести на рассмотрение правительства законопроект об авторском и смежном праве, а также о полезных моделях и изобретениях. Все законодательные инициативы, непростые, и вы не представляете, сколько групп влияния, сколько желаний и мыслей задействованы в процессе. Но мы берем за основу директивы ЕС, смотрим, как это может быть внедрено на практике, и движемся вперед.
У нас есть примеры, которые уже даже нельзя назвать патентным троллингом, а скорее паразитированием — когда государственные компании обрастают кучей запатентованных «технологий» и платят деньги непонятным людям на непонятных основаниях. Планируется ли «очищение» государственного сектора от подобных схем?
Понятно, что есть определенные вещи, о которых мы должны думать, многие процессы уже запущены. Есть такие факты, но мы не правоохранительные органы, чтобы этим заниматься. Мы сейчас создаем совет по вопросам интеллектуальной собственности с привлечением именно правоохранительных органов, чтобы отслеживать и отрабатывать такие моменты, сформировать определенную базу данных. Это даст четкий сигнал – за каждое нарушение или продажу изобретений и патентов, которые являются собственностью государства, будут виновные наказаны.
Ожидается ли значительное повышение инвестиционной привлекательности высокотехнологичных сфер в украинской экономике в результате реформы системы по защите прав интеллектуальной собственности?
Если говорить о реформе организаций коллективного управления, то сборы роялти можно смело умножать на десять. Относительно высокотехнологичных секторов, то мы все понимаем — объем инвестиций недостаточен. Считаем, что развитие инновационной экономики позволит достичь экономического роста на 5%. Конечно, это может произойти лишь при условии надлежащей защиты интеллектуальной собственности.
Сейчас IT-сектор входит в топ-3 по экспорту. Первое место в 2017 году занимал агробизнес, который дал 10,6 миллиарда долларов экспорта, второй сферой является металлургия – 6 миллиардов долларов, услуги IT-сектора принесли 3 миллиарда долларов. Если сравнить динамику экспорта IT-услуг в 2017 году с 2016 годом, то рост составил 25%.
В Киеве зарегистрировано 2600 IT-компаний в Украине — 11 тысяч. Суммарно это примерно 100 тысяч IT-экспертов. Эта сфера развивается динамично, IT-сектор стратегически важен для ускорения экономического развития. В этом контексте мы должны думать не только о защите прав интеллектуальной собственности, но и об определенных преференциях.
Если говорить об усилении борьбы с пиратским контентом, то чего ждать гражданам в результате данных мероприятий? Возможно ли введение отслеживания трафика на уровне провайдеров и закрытия торрентов, как это делается в Европе?
Всегда, когда проводятся реформы, будут люди, которые воспринимают их положительно, и те, кто отрицательно. Но если мы избрали цивилизованный путь развития нашего государства, то должны понимать, что, для толчка вперед всех сфер экономики, за товары и сервисы нужно платить. Собственный пример: есть онлайн — кинотеатр, где можно посмотреть новые фильмы.
Я лучше заплачу 50 гривен за просмотр, чем буду смотреть пиратский контент. Пиратский контент — это теневая экономика, и средства, которые там находятся, не идут на развитие киноиндустрии. Я понимаю, что все говорят: «Не надо запрещать торренты, мы не такие богатые, чтобы платить за просмотр фильмов онлайн». Но такого просто не может быть. Это как ездить на авто и не иметь страхования – это неправильно.
Такие сферы, как интеллектуальная собственность должны быть рыночными, и если нарушаются права правообладателей — должно быть наказание. Наш пример с преференциями — если США выявляет нарушения прав интеллектуальной собственности, то сразу наступает жесткое наказание, потому что это — деньги для государства и людей, развития многих индустрий.
Как можно обвинять украинскую киноиндустрию в низком качестве фильмов и при этом потреблять пиратский контент? К тому же мы с торрентами имеем не очень хороший имидж — мы страна в Европе, где процветает интернет-пиратство. Фундамент борьбы с этим явлением уже создан, и у нас есть понимание, что все должно быть легализовано.
Автор: Максим Шевченко
Источник: УНИАН
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.