Занятость и рынок труда в Беларуси в 1997 году

1) В 1997 году продолжает действовать тенденция сокращения численности населения в стране, что сказывается на уменьшении рабочей силы, которая на конец второго квартала 1997 г. составила 4,6 млн. человек. Поскольку эти две тенденции имеют одну направленность, то доля рабочей силы в общей численности населения составила 45,3% и незначительно колеблется по кварталам в сравнении с предыдущим годом.

2) Как и в большинстве стран с переходной экономикой, в Беларуси официальные данные по уровню безработицы базируются на численности официально зарегистрированных безработных, а не рассчитываются на основе результатов соответствующих социологических исследований. В Беларуси в сентябре 1997 г. средний размер пособия по безработице составлял 195,5 тыс. рублей, что меньше минимальной заработной платы, и лишь 39% лиц, официально зарегистрированных в качестве безработных, получали пособие.

3) Реформирование предприятий и снижение численности занятых в различных отраслях экономики непосредственно связаны с увеличением численности безработных. Так, численность официально зарегистрированных безработных составляла на 1 января 1996 г. 131 тыс. человек, а на 1 января 1997 г. – 182,5 тыс. человек. Однако уже на 1 апреля 1997 г. численность безработных сократилась до 172,9 тыс. человек, на 1 июня 1997 г. – до 157,4 тыс. человек, а на 1 октября 1997 г. – до 140,2 тыс. человек.

4) Сокращение темпов роста численности официально зарегистрированных безработных, по мнению экспертов, может быть вызвано и усилиями, прилагаемыми службами занятости по трудоустройству обратившихся граждан, и мерами административного характера, принимаемыми государством по ужесточению условий для получения пособий по безработице.

Принятый 17 марта 1997 г. декрет президента Беларуси №7 «О дополнительных мерах по обеспечению занятости населения» установил уровень численности безработных в размере, который не должен превышать 130 тыс. человек на 1 января 1998 г. Указанным документом введено обязательное ежемесячное участие безработных в оплачиваемых общественных работах. Если безработный без уважительных причин не отработал установленную месячную норму, то в таком случае приостанавливается выплата пособия по безработице и оказание материальной помощи.

5) Об эффективности работы службы занятости могут свидетельствовать данные о количестве граждан, обратившихся в эти службы, и численности официально зарегистрированных в качестве безработных, а также количестве вакантных мест. Если за весь 1996 г. в службы занятости обратилось 299,8 тыс. человек, то за 6 месяцев 1997 г. – 131,0 тыс. человек, а за 9 месяцев – 207,2 тыс. человек. При этом неуклонно растет количество вакантных мест, особенно для рабочих. Если на начало 1997 г. общее число вакантных мест составило 15,8 тыс. то на 1 октября 1997 г. – 35,6 тыс., или возросло в 2,3 раза.

6) В 1997 г. наблюдается позитивная динамика роста коэффициента вакантных мест как соотношения численности безработных к количеству вакантных мест. Если в 1993-94 годах коэффициент составлял около 6, в 1995-96 годах – около 12, то на 1 апреля 1997 г. на одно вакантное место было около 8 безработных, на 1 июля – около 5, а на 1 октября 1997 г. – только 4 безработных. Причиной такой динамики является и рост ВВП, однако нужно не забывать, что на начальных этапах оздоровления предприятия уделяют внимание, прежде всего, финансовому положению, а не нанимают дополнительную рабочую силу, стараются эффективно использовать уже имеющиеся трудовые резервы.

7) Снижение уровня безработицы в 1997 г. также объясняется и уровнем тех социальных выплат, которые получают безработные. Уровень пособия в 1996 г. колебался от 15,3% (в феврале) до 10,8% (в декабре) минимального потребительского бюджета (МПБ), в 1 кв. 1997 г. составил 10,5%, во втором квартале – 10,6% и достиг самого низкого значения в третьем квартале – 9,6% МПБ. При этом удельный вес безработных, получающих пособие, на 1 июля 1997 г. составил 42,8%, а на 1 октября 1997 г. – 38,7%.

8) Несмотря на улучшение общей картины на рынке труда, одной из тревожный тенденций по-прежнему остается увеличение доли лиц, которые ищут работу более шести месяцев (т.е. увеличивается размер застойной безработицы). При снижении численности безработных с 182,5 тыс. человек на начало 1997 г. до 157,4 тыс. человек на конец второго квартала 1997 г. удельный вес безработных, ищущих работу более 6 месяцев, увеличился с 50,7% до 55,5% за рассматриваемый период.

9) Согласно данным Министерства статистики и анализа, занятость на предприятиях, в учреждениях и организациях за 8 месяцев 1997 г. увеличилась на 33,2 тыс. человек или на 0,8%, при этом в 1997 г. впервые за 90-е годы наметилась тенденция роста численности занятых.

Рост удельного веса занятых в таких отраслях, как здравоохранение, образование, торговля, транспорт, свидетельствует о том, что преобразования рыночного характера в этих отраслях идут более быстрыми темпами и отражают потенциал отраслей сферы обслуживания по поглощению высвобождаемых работников в связи со структурными преобразованиями национальной экономики.

Необходимо обратить внимание на рост удельного веса занятых в органах государственного управления с 1% в 1990 г. до 1,7% во втором квартале 1997 г. Институциональная реформа, основанная на создании административных структур, соответствующих рыночной системе, еще предстоит в Беларуси. В целом такая реформа приведет к сокращению количества занятых в органах государственного управления.

Рекомендации в области политики занятости

10) Основное влияние на положение на рынке труда, масштабы занятости и безработицы в ближайшей перспективе будут оказывать реальные изменения в экономике. Анализ экономической ситуации показывает, что при росте валового внутреннего продукта в течение 1997 г. возможно будет улучшена финансово-хозяйственная деятельность предприятий и организаций, что может улучшить ситуацию на рынке труда.

Однако некоторые предприятия будут поставлены на грань банкротства, и это может повлечь частичный переход скрытой безработицы в открытую, в результате чего будет сокращаться занятость населения и вряд ли возникнет дополнительный спрос на рабочую силу со стороны государственного сектора экономики.

11) Одной из возможных мер, способствующих абсорбции высвобождающейся рабочей силы, является развитие малого и среднего бизнеса, частного предпринимательства и фермерства. Динамично развивающийся частный сектор создаст условия для перехода рабочей силы с обанкротившихся предприятий и снизит издержки трансформации.

12) Создание благоприятной среды для ведения хозяйственной деятельности и привлечения инвесторов должно стать основной задачей правительства для того, чтобы мобилизовать внутренние и внешние ресурсы для увеличения национального продукта и повышения уровня занятости. При этом под благоприятной средой для бизнеса подразумевается наличие предсказуемой законодательной базы, отсутствие ограничений на открытие новых предприятий, простая и ясная налоговая система и соответствующая международным стандартам система бухгалтерского учета и аудита, а также поддержание устойчивой макроэкономической среды.

13) Принятая правительством Государственная программа поддержки малого предпринимательства на 1997 г. предполагает введение с 1 января 1998 г. системы упрощенного налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого бизнеса, что будет способствовать формированию благоприятных условий для создания рабочих мест и подъему экономики.

14) Международная организация труда (МОТ) не проводила в Беларуси исследования рынка труда, аналогичные проводимые в России и на Украине. Результаты исследований МОТ для России выявили безработицу на уровне 10%. Если принять в расчет скрытую безработицу, неполную занятость и дополнительные отпуска, то уровень безработицы в Беларуси вероятно будет приблизительно таким же.

Очевидное ужесточение условий на рынке труда Беларуси частично может быть объяснено сокращением рабочей силы и доли экономического участия населения. Во-вторых, спрос на труд был увеличен административными методами для увеличения производства товаров. Снижение темпов роста производства приведет к более низкому фактическому спросу на труд. Это, в свою очередь, предполагает более высокую безработицу – открытую и скрытую.

Источник: BusinessForecast.by

Уважаемые коллеги, пожалуйста, присылайте ваши статьи, презентации и другие материалы для публикации на сайте BusinessForecast.by на электронный адрес info@businessforecast.by.

Читайте по теме:

Оставить комментарий