Зарплата и свобода учителей. Что меняет закон «Об образовании»

06.10.2017 – Новый закон «Об образовании» уже вступил в силу. Недавно «Украинская правда. Жизнь» анализировала изменения, которые ожидают детей и их родителей после принятия этого документа. На этот раз пойдет разговор о том, что изменится для преподавателей и руководства учебных заведений.

УЧИТЕЛЯМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО БУДУТ ПЛАТИТЬ БОЛЬШЕ?

Да, существенно больше, но не сразу и не только учителям.

Часть 2 статьи 61 закона говорит, что должностной оклад педагогического работника низшей квалификационной категории устанавливается в размере трех минимальных заработных плат.

Должностной оклад педагогического работника каждой следующей квалификационной категории повышается не менее чем на 10%.

Значит, для специалиста высшей категории должностной оклад должен быть, как минимум, на 30% выше.

Как известно, к педагогическим работникам относятся не только школьные учителя, но и воспитатели, и ассистенты воспитателей в детсадах, руководители кружков, практические психологи в учреждениях образования и тому подобное.

По состоянию на данный момент минимальная заработная плата составляет 3200 грн. Поэтому, если бы этот пункт начинал действовать сейчас, минимальный должностной оклад педагогического работника составлял бы 9600 грн.

Но поскольку Госбюджет не справится с такой нагрузкой сразу, зарплата педагогических работников будет расти постепенно с 1 января 2018 года до 2023 года.

«Обеспечить к 2023 году поэтапную реализацию положения части 2 статьи 61 настоящего закона, предусмотрев при этом ежегодное увеличение должностного оклада педагогического работника низшей квалификационной категории до четырех прожиточных минимумов для трудоспособных лиц пропорционально размеру увеличения доходов Государственного бюджета…», – говорится в заключительных положениях закона.

Прожиточный минимум для трудоспособных лиц в 2017 году составляет 1600 грн. Четыре прожиточных минимума, соответственно, 6400 грн.

Однако и минимальная зарплата, и прожиточный минимум, вероятно, будут увеличиваться. Скажем, в проекте Госбюджета на следующий год заложена минимальная зарплата 3723 грн., а прожиточный минимум:

с 1 января 2018 года – 1700 гривен,

с 1 июля – 1777 гривен,

с 1 декабря 1853 гривны.

Поэтому спрогнозировать в цифрах, какая будет зарплата педагогических работников через 5 лет, сейчас сложно.

Кроме минимальной зарплаты педагогического работника и надбавок за каждую квалификационную категорию, педагогическим и научно-педагогическим работникам устанавливаются ежемесячные надбавки за выслугу лет:

свыше 3 лет — 10% должностного оклада,

свыше 10 лет — 20% должностного оклада,

свыше 20 лет — 30% должностного оклада.

Также законом предусмотрены доплаты за научные степени и ученые звания.

Там также указано, что учреждение образования имеет право за счет собственных поступлений и других источников, не запрещенных законодательством, устанавливать педагогическим и научно-педагогическим работникам доплаты, надбавки, премии и другие виды поощрений.

Кроме того, с 1 января 2019 года вступит в силу часть 5 статьи 61, что предполагает 20% доплаты педагогическим работникам, которые прошли добровольную сертификацию.

ЧТО ТАКОЕ СЕРТИФИКАЦИЯ?

«Педагогический работник, прошедший сертификацию, получает ежемесячную доплату в размере 20% должностного оклада (ставки заработной платы) пропорционально объему педагогической нагрузки в течение срока действия сертификата», – говорится в законе.

Сертификация педагогического работника происходит на добровольных началах исключительно по его инициативе. Срок действия сертификата – 3 года.

Согласно закону, сертификация педагогических работников — это внешнее оценивание профессиональных компетентностей педагогического работника (в том числе педагогики и психологии, практических умений применения современных методов и технологий обучения), что осуществляется путем независимого тестирования, самооценки и изучения практического опыта работы.

Процедуру сертификации осуществляют специально уполномоченные государством учреждения, положения о которых утверждает Кабмин.

«Педагогические работники, которые получают доплату за успешное прохождение сертификации, внедряют и распространяют методики компетентностного обучения и новые образовательные технологии.

Педагогические работники, имеющие сертификат, могут привлекаться к проведению институционального аудита в других учебных заведениях, разработке и аккредитации образовательных программ, а также других процедур и мероприятий, связанных с обеспечением качества и внедрением инноваций, педагогических новаций и технологий в системе образования», – отмечается в законе.

Значит, эта процедура должна стимулировать педагогов, которые чувствуют в себе силы и потенциал, становиться «агентами изменений» в системе образования.

СЕРТИФИКАЦИЯ ЗАМЕНИТ АТТЕСТАЦИЮ?

В законе определено, что успешное прохождение сертификации засчитывается как прохождение аттестации. Однако это не одно и то же.

Аттестацию, как и ранее, обязаны проходить все педагогические работники минимум раз в 5 лет.

По ее результатам определяется соответствие педагога занимаемой должности, присваиваются квалификационные категории и педагогические звания.

При этом решение аттестационной комиссии может быть основанием для увольнения педагогического работника с работы.

Следовательно, можно предположить, что требования для сертификации будут заметно выше, чем для аттестации.

СОХРАНЯТСЯ ЛИ ЛЬГОТЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ?

Почти все льготы, предусмотренные старым законом, сохранились, также добавились новые.

В частности, теперь педагогический работник имеет право раз в 10 лет взять творческий отпуск сроком до одного года, во время которого ему засчитывается стаж работы.

Как и раньше, педагоги имеют право на обеспечение жильем в первоочередном порядке, на получение льготных кредитов для индивидуального и кооперативного строительства; на обеспечение служебным жильем со всеми коммунальными удобствами; на удлиненный оплачиваемый отпуск.

Нет в новом законе только нормы о том, что для педагогов, работающих в сельской местности, предусмотрено приобретение основных продуктов питания по ценам, установленным для работников сельского хозяйства.

Однако педагогическим работникам, работающим в сельской местности и поселках городского типа, а также пенсионерам, которые раньше работали педагогическими работниками в этих населенных пунктах и проживают в них, государство обеспечивает бесплатное пользование жильем с отоплением и освещением в пределах установленных норм.

Такое право появляется при условии, что размер среднемесячного совокупного дохода семьи в расчете на одно лицо за предыдущие 6 месяцев не превышает величины дохода, который дает право на налоговую социальную льготу, в порядке, определенном Кабмином.

Кроме того, при определенных условиях указанные работники имеют право на бесплатное получение в собственность земельного участка.

ПРАВДА ЛИ, ЧТО УЧИТЕЛЬ СМОЖЕТ, ПРЕПОДАВАТЬ НЕ ПО ПРОГРАММЕ?

Учитель может преподавать по программе, разработанной конкретным учебным заведением, а не Министерством образования и науки.

В рамках этой программы он сам может выбирать формы и средства обучения.

Он также может разработать авторскую учебную программу или образовательную методику.

Согласно статье 15 нового закона, образовательная программа — это единый комплекс образовательных компонентов, спланированных и организованных учреждением общего среднего образования для достижения учащимися определенных результатов обучения, соответствующих Государственным стандартам общего среднего образования.

Образовательная программа принимается педагогическим советом учреждения образования и утверждается его руководителем.

В программе должны быть определены, в частности, общий объем учебной нагрузки; требования к лицам, которые могут проводить обучение; перечень, содержание, продолжительность и взаимосвязь образовательных областей и/или предметов, логическая последовательность их изучения; формы организации образовательного процесса.

На основе образовательной программы образовательного учреждения составляется и утверждается учебный план, конкретизируется организация образовательного процесса.

В законе также написано: «Образовательные программы, разрабатываемые на основе типовых образовательных программ, не требуют отдельного утверждения центральным органом обеспечения качества образования».

Однако там прямо не указывается, что другие программы требуют такого утверждения. Очевидно, они будут конкретизированы позже.

ПОВЫШАТЬ КВАЛИФИКАЦИЮ МОЖНО БУДЕТ КАК-ТО ИНАЧЕ?

Да. Курсы в Институте последипломного педагогического образования остаются, но лишь как один из вариантов повышения квалификации на выбор учителя.

Согласно закону, педагогические работники имеют право на «свободный выбор образовательных программ, форм обучения, учебных заведений, учреждений и организаций, других субъектов образовательной деятельности, которые осуществляют повышение квалификации и переподготовку педагогических работников».

Повышение квалификации может осуществляться по разным видам:

обучаться по образовательной программе;

стажировке;

участие в сертификационных программах, тренингах, семинарах, семинарах-практикумах, семинарах-совещаниях, семинарах-тренингах, вебинарах, мастер-классах и тому подобное;

обучение может происходить в различных формах – институциональной, дуальной, на рабочем месте, на производстве и тому подобное.

Педагогические и научно-педагогические работники имеют право повышать квалификацию в учреждениях образования, имеющих лицензию на повышение квалификации или осуществляющих образовательную деятельность по аккредитованной образовательной программе.

Результаты повышения квалификации в таких учебных заведениях не требуют отдельного признания и подтверждения.

Кроме того, педагоги имеют право повышать квалификацию в других субъектах образовательной деятельности, физических и юридических лиц. Результаты повышения квалификации педагогического (научно-педагогического) работника у таких субъектов признаются отдельным решением педагогического (ученого) совета. Эта норма начинает действовать с 1 января 2018 года.

При этом определяется, что общее количество академических часов для повышения квалификации педагогического работника в течение 5 лет не может быть меньше 150 часов, из которых определенное количество часов должно быть обязательно направлено на совершенствование знаний, умений и практических навыков в части работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Повышение квалификации является необходимым условием аттестации педагогического работника и учитывается при избрании по конкурсу на должность научно-педагогического работника.

Повышать квалификацию можно как за собственные средства, так и за средства учреждения образования или его учредителя, а также других физических и юридических лиц.

При этом в законе определено, что объем средств, дополнительно выделяемых из госбюджета на повышение квалификации педагогических и научно-педагогических работников государственных учреждений образования, не может быть меньше 2% фонда заработной платы этих работников.

КАК БУДУТ НАЗНАЧАТЬСЯ ДИРЕКТОРА ШКОЛ?

Новый закон предусматривает назначение руководителей государственных и коммунальных учреждений общего среднего образования по конкурсу сроком на 6 лет.

Лица, которые назначаются на должность руководителя учреждения общего среднего образования впервые, назначаются сроком на 2 года.

В конкурсную комиссию входят представители учредителя, трудового коллектива, общественного объединения родителей учащихся и общественного объединения руководителей учреждений общего среднего образования соответствующей административно-территориальной единицы.

К участию в работе комиссии с правом совещательного голоса могут привлекаться представители общественных объединений и эксперты в сфере общего среднего образования.

Закон определяет, что должность руководителя учреждения общего среднего образования независимо от подчинения, типа и формы собственности (значит, частных это также касается) может занимать лицо, являющееся гражданином Украины, которое имеет высшее образование степени не ниже магистра и имеет стаж педагогической работы не менее трех лет.

При этом одно и то же лицо не может быть руководителем соответствующего учреждения общего среднего образования более чем два срока подряд.

После окончания этого срока руководитель имеет право участвовать в конкурсе на замещение вакансии руководителя в ином учреждении общего среднего образования или продолжить работу в том же учреждении на другой должности.

При этом директор назначает на должности и освобождает от должностей своего заместителя, педагогических и других работников учреждения общего среднего образования. Руководитель учреждения имеет право объявить конкурс на вакантную должность.

Однако в случае поступления к учредителю учреждения общего среднего образования обоснованного обращения попечительского совета или органа самоуправления учреждения общего среднего образования относительно увольнения руководителя этого учреждения, учредитель обязан рассмотреть его и принять обоснованное решение в кратчайший срок.

Вместе с тем, в законе четко не объясняется, сколько будут работать действующие руководители учреждений среднего образования перед тем, как на их должности будет объявлен конкурс.

Там лишь указывается, что положение о конкурсе на должность руководителя государственного, коммунального учреждения общего среднего образования разрабатывает и утверждает учредитель на основании типового положения, утвержденного Министерством образования и науки.

КАЖДЫЙ УЧИТЕЛЬ БУДЕТ ПРИНИМАТЬ УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ШКОЛОЙ?

В какой-то степени, да. Закон определяет, что коллегиальным органом управления учреждения общего среднего образования является педагогический совет.

Все педагогические работники заведения образования должны принимать участие в заседаниях педагогического совета.

Педсовет создается во всех учреждениях образования, обеспечивающих получение общего среднего образования, независимо от подчинения, типов и формы собственности при наличии не менее трех педагогических работников.

Педагогический совет, в частности:

планирует работу учреждения;

принимает образовательную программу;

принимает решение о переводе учащихся в следующий класс и их выпуске, выдаче документов о соответствующем уровне образования, награждении за успехи в обучении;

определяет мероприятия по повышению квалификации педагогических работников;

принимает решение о поощрении учащихся, работников учреждения и других участников образовательного процесса, а также относительно их ответственности за невыполнение своих обязанностей.

Решение педсовета вводятся в действие решениями руководителя учреждения.

Педагогический совет по схожим принципам создается также во всех учреждениях дошкольного образования.

В состав педагогического совета учреждения дошкольного образования входят все педагогические работники учреждения, медицинские работники, другие специалисты.

Кроме того, в состав педагогического совета учреждения дошкольного образования могут входить председатели родительских комитетов и физические лица, которые осуществляют образовательную деятельность в сфере дошкольного образования.

СМОЖЕТ ЛИ ШКОЛА САМА ОПРЕДЕЛЯТЬ, КОГДА ВВОДИТЬ КАНИКУЛЫ?

Да, отныне учреждения общего среднего образования сами определяют структуру учебного года (по четвертям, полугодиям, семестрам), продолжительность учебной недели, дня, занятий, отдыха между ними, и тому подобное, в пределах времени, предусмотренного образовательной программой.

А программа, как уже упоминалось, также определяется учреждением образования.

В законе подчеркивается, что организация образовательного процесса не должна приводить к перегрузке учащихся и должна обеспечивать безопасные и безвредные условия получения образования.

Вместе с тем, закон четко определяет продолжительность уроков:

в первых классах – 35 минут,

во вторых-четвертых классах – 40 минут,

в пятых-одиннадцатых классах – 45 минут.

Отмечается также, что учреждение образования может избрать другие, кроме урока, формы организации образовательного процесса.

В общем, новый закон «Об образовании» гарантирует заведениям академическую, организационную, финансовую и кадровую автономию, объем которой определяется также другими законами и учредительными документами самого учреждения.

Итак, если коротко подытожить, для учителей и других педагогических работников закон предусматривает существенное повышение заработной платы, стимулы профессионального роста через проведение сертификации, свободу в выборе форм и методов преподавания, а также способов повышения квалификации, участие в управлении учебным заведением.

С другой стороны, возрастает и ответственность педагога, которого теперь проще уволить с должности по решению руководителя учреждения.

Есть надежда, что при правильном воплощении все перечисленное позволит воспитателям и учителям ценить свою работу, а тем, кто имеет призвание к этим профессиям, не уходить в другие сферы из-за низкой зарплаты и бюрократизированной системы, а полноценно реализоваться на своем месте.

И кто знает – возможно, и вправду скоро на должности учителей будут объявлять конкурс, в котором будут побеждать самые достойные, а в педагогические вузы будет стоять очередь лучших выпускников.

По крайней мере, в это очень хочется верить.

Автор: Екатерина Тищенко

Источник: «Украинская правда. Жизнь»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий