Заводы, работающие на Mercedes, Porsche и Audi. Что Украина производит для мирового автопрома

В иномарках известных автомобильных брендов, на которых передвигаются украинцы, немало деталей, изготавливаемых в Украине. Что мы производим для мирового автопрома?

Audi, BMW, Mercedes, Lamborghini, Porsche – известные автомобильные бренды, их заводы расположены далеко за пределами Украины. Даже в России есть десятки заводов, с конвейера которых сходят иномарки брендов Mercedes, Toyota, Nissan, Ford и других мировых лидеров автопрома.

Однако и в Украине есть немало мощностей международных производителей, которые работают на мировой автопром. В иномарках известных автомобильных брендов, на которых передвигаются украинцы, есть немало запчастей, сделанных на украинских заводах.

Близость к границе с ЕС, дешевая рабочая сила и достаточное количество сырья делают Украину привлекательной для партнеров европейских автогигантов.

В Украине изготавливают мелкие детали почти для всех европейских автомобилей, в том числе для премиальных марок. Преимущественно речь идет о деталях, требующих большого объема ручной работы, например, укладки кабельных сетей или пошива автомобильных сидений.

По данным Ernst & Young, в Украине работают 22 мировых и региональных производителя в области деталей для авто. На этих предприятиях создано около 60 тыс. рабочих мест, а общее количество инвестиций в секторе составляет 400-800 млн. евро.

Место производства — Западная Украина

Основная часть иностранных компаний-производителей автомобильных компонентов сконцентрирована в Западной Украине. Такой выбор региона объясняется, прежде всего, логистической близостью к конечным потребителям.

«Украина была и является интересной для производства автомобильных деталей. В Украине развита инфраструктура, есть свободные производственные площадки и индустриальные парки, доступная и конкурентная квалифицированная рабочая сила, конкурентный уровень операционных расходов», – объясняет исполнительный директор правительственного офиса по привлечению и поддержке инвестиций UkraineInvest Сергей Цивкач.

Наиболее популярна Львовская область. Логика проста, что в течение дня продукцию из Львовщины можно доставить автотранспортом в любую страну Европы. Кроме того, местные власти максимально способствуют таким инвестициям.

«Во время поиска локации для производства компании обращают внимание на доступность сырья, энергетических ресурсов, рабочей силы и близость к рынку потребления. Первые три фактора доступны компаниям во всей Украине, четвертый – только на Львовщине.

Продукт, произведенный в Львовской области, попадает на рынок любой европейской страны, кроме Испании и Португалии, за один трак-день», – говорит бывший руководитель управления инвестиционной политики Львовской ОГА Роман Матис.

По его словам, 20-25 лет назад крупные европейские компании при выборе места для строительства заводов отдавали предпочтение площадкам в Польше, Словакии, Румынии, Венгрии и Чехии. Сейчас они выбирают Украину.

За последние пять лет в Украине открылось несколько крупных заводов, которые изготавливают кабельные сборки для европейского автопрома. Для большинства их владельцев это уже вторые или даже третьи заводы в Украине.

Кабельная Мекка 

Около половины заводов производят кабельные сети. В 2013 году на украинский рынок вышла японская компания Fujikura, специализирующаяся на изготовлении кабельной продукции для автомобилей немецкого концерна Volkswagen Group, в том числе для Porsche и MAN.

За три года Fujikura открыла два завода недалеко от Львова, на которых работает около 2 тыс. человек. Позже в компании заявляли о намерении открыть еще два завода — в Винницкой области и в Черкассах – на 1,5 тыс. рабочих мест каждый. Через два года компания открыла филиал завода в Немирове (Винницкая область), где трудоустроила 800 человек.

Немецкая компания LEONI работает в Украине с 2003 года. Она производит кабельные сети для Opel, Porsche, Volkswagen, Audi, Lamborghini и MAN. До недавнего времени в Украине работал только один их завод — в Стрые Львовской области.

В 2017 году немецкая компания построила второй завод в Коломые на Ивано-Франковщине. Там работает около 1,5 тыс. человек, и завод расширяется. До карантина на предприятии заявляли, что количество работников к концу 2021 года вырастет до 3,5 тыс.

Как отмечается в отчете компании за 2020 год, на обоих заводах LEONI в конце 2020 года работало более 5,9 тыс. рабочих. Это почти на полтысячи меньше, чем в докарантинный 2019 год.

В 2017 году в Бродах на Львовщине построила завод для производства кабельной продукции компания «Электроконтакт Украина», которая является подразделением немецкой фирмы Elektrokontakt GmbH. Последняя принадлежит известному французскому концерну Nexans.

Это третий и крупнейший завод компании в Украине, где работают 2,5 тыс. рабочих. Завод производит кабельные сети для BMW, Opel, Audi, Mercedes и Porsche. Аналогичные заводы работают в Перемышлянах и Золочеве.

Предприятие в кризисный 2020 год показало даже лучшие финансовые результаты, чем в 2019 году. Как указано в отчете, чистая прибыль заводов составил почти 32 млн. грн, тогда как в 2019 году – чуть более 24 млн. грн.

Еще один производитель электрокабельной продукции для автомобилей – Sebn – медленно продвигается на Восток. В Украине немецко-японская машиностроительная компания открыла свой первый завод в 2006 году на Тернопольщине.

Через семь лет Sebn решил настолько увеличить свое присутствие в Украине, что в течение года открыл еще два завода. Первый – в Чорткове на Тернопольщине, второй – в Черновцах.

Три года назад четвертый украинский завод группа открыла в Хмельницком.

В Луцке расположен завод, владельцем которого является немецкая компания со 120-летней историей Kromberg & Schubert. Под его крышей изготавливают электрические бортовые кабельные системы для автомобилей BMW, Audi, Mercedes и Volkswagen.

Производство в Луцке запустили 15 лет назад, трудоустроив 5,5 тыс. волынян. Цифра может показаться небольшой, но это 2% населения областного центра и более 10% штата работников Kromberg & Schubert в 35 странах.

В 2016 году компания открыла еще один завод, на этот раз в Житомире, где трудоустроила 2 тыс. человек.

Но это не все

Хотя кабельная продукция является самой массовой в области производства автомобильных деталей в Украине, ассортимент продукции значительно шире. В 2017 году на Львовщине открыли совместное предприятие двух крупных компаний – Bader и Aunde, занимающихся пошивом чехлов для сидений Audi, Mercedes и ВMW, в том числе премиального сегмента – Mercedes-Benz S-класса и Maybach.

Интересно, что среди клиентов компании есть даже американская Tesla.

Фирма Bader GmbH производит кожаные обивки сидений, подлокотников, руля, дверей, панелей приборов, рычагов переключения передач. Aunde специализируется на чехлах для сидений из ткани.

Это третий завод компании Bader на Львовщине с 2006 года и первый – для Aunde в Украине. Всего на заводах Bader в области работают около 3 тыс. человек. На совместном предприятии «Бадер-Аунде Украина» трудоустроили 800 человек.

С 2003 года на Львовщине, в Новом Роздоле, работает компания ODW-Elektrik, которая производит кабели для автомобилей Volkswagen, BMW, Porsche, Volvo, Opel, магнитные катушки, электромеханические конструкции для автомобилей и мотоинструментов.

В Украине также есть компании, которые получают заказы небольших партий мелкой продукции для известных брендов автомобилей. Так, Мукачевский завод «Точприбор» выпускает динамики, которыми оборудованы автомобили Land Rover и BMW.

Филиал немецкой компании Bosch собирает и ремонтирует в Краковце Львовской области стартеры, которые устанавливают на автомобили многих мировых производителей.

В Переяславе-Хмельницком Киевской области работает завод немецкой компании Kostal, специализирующийся на выпуске автомобильной электроники. Здесь изготавливают рулевые колонки, переключатели, контактные системы для Ford, DAG, Audi, VW, Renault, Lamborghini, BMW, SEAT и Skoda.

Что получают украинцы 

Уровень заработка на заводах довольно большой, если сравнивать с тем, сколько работники получали ранее.

«В начале 2016 года большинство предприятий платили работникам менее 100 евро. В объявлениях о поиске работы указывали сумму 2 800 гривен и еще, возможно, немного доплачивали в конверте. В конце года мы говорили, что зарплата работников должна быть не менее 200 евро. В 2017 году мы говорили уже о 300 евро, а в 2018 году – о 400 евро», – рассказывает Матис.

По его словам, с приходом иностранных инвесторов местный бизнес получил больше возможностей для развития.

«Кто-то продал им мебель, кто-то смонтировал системы хранения продукции на складах, кто-то возит работников на работу, кормит, лечит. В 2018 году в Львовской области мерили мультипликатор Кейнса. Он показал, что одно рабочее место на производстве создает 1,8 рабочего места в смежных отраслях. Кроме того, это существенно поднимает уровень оплаты труда», – говорит Матис.

К примеру, город Новый Роздол на Львовщине рисковал превратиться в депрессивный городок, после упадка государственного горно-химического предприятия «Сера». Это крупнейшее предприятие в 30-тысячном городке.

Однако в 2003 году здесь построили завод немецкой компании ODW-Elektrik, где трудоустроили 500 человек. Сейчас на предприятии работает более 1 300 рабочих.

По словам генерального директора ODW-Elektrik Михаэля Трауда, средняя зарплата работников на заводе составляет почти 14 тыс. грн. За последние пять лет она выросла более чем на 7 тыс. грн.

Конкуренция создает условия для роста зарплат в регионе. Особенно учитывая социальный пакет, который предлагают рабочим иностранные инвесторы (привоз на работу и домой, бесплатные или льготные обеды, стажировки за рубежом).

Инвестиционный потенциал — до миллиарда долларов в год 

Пандемия сильно повлияла на доходы компаний, прежде всего, из-за спада автомобильного производства в Европе. Например, прибыль львовских заводов компании Fujikura в 2020 году сократилась с почти 30 млн. грн до почти 10 млн. грн. Четвертый завод Fujikura, который планировали открыть в Черкассах, не открыли.

Чистая прибыль компании LEONI за 2020 год составила 37 млн. грн, тогда как в 2019 году компания заработала почти 280 млн. грн.

Однако некоторые компании увеличили доход. Как отмечается в отчете компании «Электроконтакт Украина» за 2020 год, чистая прибыль предприятия составила почти 32 млн. грн. По сравнению с 2019 годом доходы выросли почти на 8 млн. грн.

Компания «Бадер Украина» тоже активно развивается. Как указано в финансовом отчете за 2020 год, ее чистая прибыль превысила 88 млн. грн. Это почти вдвое больше, чем за 2019 год, когда компания заработала 47 млн. грн.

Восстановление мирового автопрома Украине на руку. Цивкач говорит, что ситуация с коронавирусом усилила позиции Украины на мировом рынке деталей для авто из-за удобной локации.

Пандемия негативно повлияла на глобальные цепи поставок. Большинство компаний, которые завозили компоненты из Азии, хотят поместить производства ближе к рынку Европы. «По подсчетам UkraineInvest, благодаря релокации Украина может привлекать от 550 миллионов до 1 миллиарда долларов в год. Отрасль по производству автомобильных комплектующих деталей может быть одной из составляющих производственной релокации», – говорит Цивкач.

Для производства автомобиля требуется несколько тысяч компонентов. Штраф за остановку конвейера может стоить 50 тыс. евро в минуту. Чтобы избежать таких наказаний, большинство компаний продлевают срок доставки.

«Как сообщали некоторые производители первого уровня, время доставки от поставщиков компонентов второго уровня увеличился с 15-20 дней до 200-300 дней. Украина расположена вблизи большинства европейских производителей OEM (Original equipment manufacturer, оригинальные производители оборудования), благодаря чему логистические затраты минимальны. Поэтому Украина является идеальным местом для релокации большинства компаний из Азии», — подчеркивает Цивкач.

К открытию производств готовятся несколько фирм. Ирландская глобальная технологическая компания APTIV объявила о запуске четвертого украинского завода по производству электрокабельной продукции для автомобилей в Черкассах до конца 2021 года.

«Aptiv Service — один из самых мощных мировых производителей сервисов и электрического кабельного оборудования для крупных автомобильных брендов: Audi, Mercedes-Benz, Fiat, Škoda Auto. Сейчас идет активная подготовка персонала.

Первыми работниками станут 300 специалистов, а за полтора года штат вырастет до 3-3,5 тыс. человек», – говорит руководитель Офиса национального инвестиционного совета при президенте Ольга Магалецкая.

Обычно новые мощности открывают компании, которые имеют опыт работы в Украине.

ЭУ вместе с UkraineInvest, Национальным инвестиционным советом и Министерством иностранных дел провели онлайн-встречу с ведущими мировыми компаниями в области производства автомобильных деталей.

По словам Цивкача, UkraineInvest общается с восемью компаниями, которые интересуются возможностью размещения производства в Украине. Кроме Украины, они рассматривают другие государства, поэтому информация о названиях этих компаний не разглашается.

Что Украина может предложить крупным инвесторам 

Кроме удобной логистики, ресурсов и дешевой по сравнению со странами ЕС рабочей силы, Украина может предлагать инвесторам государственную поддержку инвестиций и налоговые льготы.

Речь идет о законе «О государственной поддержке инвестиционных проектов со значительными инвестициями в Украине», принятом в феврале 2021 года, и о налоговом режиме для IT-отрасли «Дия Сити», принятом в первом чтении.

«Производство автомобильной электроники требует привлечения девелоперов и специалистов высокого класса. Режим «Дия Сити» будет выгодным, прежде всего для разработчиков, дизайнеров и инженеров автомобильной отрасли с точки зрения налоговой нагрузки, ведь он позволяет платить лишь 6,5% налогов», – отмечает Магалецкая.

По словам Матиса, перед началом карантина три автомобильных производителя хотели открыть в Львове научно-исследовательские предприятия.

«Им очень понравилось, что в Львове есть технический университет, где некоторые технические дисциплины преподают на английском языке. Две компании – Draexlmaier (поставщик автомобилей) и BMTS Technology (разработчик и производитель турбокомпрессоров для выхлопных газов) — заявляли об этом публично», — говорит Матис.

Другое преимущество для крупных инвесторов — закон о поддержке инвестиций. Производство автомобильных деталей подпадет под действие закона, если размер инвестиции превысит 20 млн. евро. В этом случае государство может оказать поддержку до 30% от такой инвестиции.

До пандемии одной из проблем для крупных заводов в Украине была трудовая миграция за границу. Особенно актуальным вопрос был для западных областей. Об этом не раз говорил гендиректор ODW-Elektrik Михаэль Трауд.

Сейчас, по его словам, проблем с персоналом нет, поэтому это хорошее время для расширения производства. Особенно учитывая то, что после кризиса автогиганты будут увеличивать выпуск машин.

Автор: Владимир Рыхлицкий

Источник: ЭП

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий