Внедрение земельной реформы и децентрализация подняли ряд практических вопросов, которые интересуют не только представителей ОТО, но и рядовых землепользователей: цифровизация, аренда и налоги, инвентаризация земель, изменение целевого назначения, паи и другие чувствительные вопросы.
AgroPolit.com попытался найти ответы, опираясь на комментарии землеустроителей, активных участников законотворческих процессов, представителей профильных ассоциаций и специалистов в земельных вопросах. Мы публикуем советы и инструкции профильных институтов, как гражданам вести себя с переданными землями и к чему стоит готовиться руководителям ОТО накануне открытия рынка земли.
Закон 1423-ІХ (проект №2194) и изменения в процесс бесплатной приватизации
Александр Слобожан, исполнительный директор Ассоциации городов Украины
Недавно состоялось подписание законопроекта №2194. Этот документ дает реальные полномочия органам местного самоуправления и огромные плюсы для общин. Однако остаются и риски. Почему общины не могут сейчас сказать, что они полностью довольны? Потому что существует риск повторить «ленинское танго» – шаг вперед и два назад, когда произошла децентрализация, а потом все откатилось на предыдущие позиции или еще дальше. Мы такое видели с предоставлением полномочий в сфере контроля над трудом – это также был вопрос, смежным образом связанный с землей.
Дело в том, что по нормам закона №2194 уже будет сложнее реализовывать сделки с бесплатной приватизацией, и я должен это сказать, потому что здесь есть главы общин, и они должны это услышать. Мы долго дискутировали, разрабатывали эти нормы, были разные взгляды. Двумя третями уже от состава местного совета будут осуществляться эти процессы, то есть это тот определенный предохранитель, который государство заложило в закон.
Конечно, были отдельные законопроекты, которые предусматривали вообще исключить из земельного кодекса такое право. Но уже в законе №2194 – это не будет просто общим большинством от состава сессии, это будет две трети, а каждый из сельских, поселковых городских глав понимает, что такое собрать две трети, тем больше сейчас, в условиях такого политического плюрализма, когда политизация дошла до новых общин. Это важный момент.
Планирование административно-территориального устройства
Законопроект о административно-территориальном устройстве нужно будет дополнить нормами, с учетом подписанного президентом законопроекта №2194, о больших общинах: сколько населенных пунктов они объединили в себе. Ведь это уже единство, это уже не разрозненные населенные пункты, поэтому планировать свое развитие должна не центральная «усадьба», не какой-то там отдаленный населенный пункт, а все в целом.
Следующий момент, что эти полномочия заработают только в случае, когда будут устранены неконкурентные условия для предпринимателей, которые конкурируют с теми, которые избегают уплаты налогов. Поэтому следующим шагом должны быть изменения в налоговое законодательство, которые уже подготовлены в парламенте.
Еще один момент – должно быть обеспечено право выбора граждан по регистрации в сфере земельных ресурсов – не только Госгеокадастром, не только частными лицензированными структурами, но и непосредственно муниципалитетом. Тогда они будут нести больше ответственности, и чувствовать те полномочия, которые получили.
Цифровизация
Цифровизация – это очень важно. Здесь важен и обмен данными и доступ к данным Госгеокадастра и различных государственных реестров. В комплексе это даст возможность эффективно использовать огромный земельный ресурс. Ну и конечно, общины постоянно говорят о том, что есть областные лесхозы, которыми они бы хотели распоряжаться непосредственно в рамках своей общины, потому что – это проблема, и проблема экологическая также, это срез по подготовке этих лесных массивов.
Решив эти вопросы, общины после этих шагов почувствуют настоящую земельную децентрализацию, когда они сами будут хозяевами на своей земле. Конечно, это не окончательные изменения в земельное законодательство, ведь будут внесены еще отдельные поправки. Параллельно с №2194 шел законопроект №2195 по земельным аукционам. Общинам важно видеть сами процессы и их прозрачность.
Аренда и налоги
Есть еще определенные риски по внедрению рынка земли. Особенно когда речь заходит о последствиях и возможности для сельских общин. В ОТО переживают, что возможно уменьшение объема арендованных земель. Все уже, наверное, знают, что от арендной платы общины получают довольно значительные финансовые поступления.
Если изменится площадь аренды – это может повлиять на уменьшение доходов, как по единому налогу, так и по налогу на доходы физических лиц. И здесь важно разработать компенсаторы для местных бюджетов. Есть сейчас законопроект, который касается индексации земли, сельскохозяйственной земли, потому что должна быть ее реальная стоимость.
Эта законодательная инициатива была заморожена несколько лет назад, общины не получали всех соответствующих поступлений. Есть законопроект, который был очень жестко запущен определенными лоббистами — №3131 о минимальном налоговом обязательстве с гектара. Есть в Налоговом кодексе огромное количество льгот по земле, которые установлены не органами местного самоуправления, а на уровне государства. Эти вопросы нужно пересматривать и решать, а общины должны активно приобщиться к этому процессу.
Недавно состоялся консультационный совещательный совет при спикере парламента Дмитрии Разумкове, и эти все вопросы общины ставили: как большие города, так и средние, маленькие города и сельские, поселковые общины – это те шаги, которые бы на самом деле позволили заработать земельной децентрализации, и мы совместно должны до этого дойти.
Во время совещания у премьера министр Алексей Чернышев докладывал, какие же надо подзаконные акты подготовить на реализацию законопроекта №2194 – это очень хорошо, но кроме разработки подзаконных актов есть еще вопросы контроля, когда соответствующие органы государственной власти будут жить по закону, и будут обеспечивать реализацию права общин на свободный рынок земли.
Наша общая задача – провести земельную децентрализацию так, чтобы общины стали богаче и стали самостоятельными. И наша задача — не почивать на лаврах, а двигаться вперед и продвигать изменения в налоговое законодательство, чтобы иметь столько полномочий, сколько будем иметь финансового ресурса в общинах.
Количество необходимого времени на проведение земельной инвентаризации
Сколько инвентаризация земель займет времени? Все зависит от того, сколько на это будет тратиться средств. Почему? Если это будет государственная программа, как в свое время планировалось (потому что есть разные технические моменты – сотка, двух сотка, 10-тысячка, это уже для землеустроителей я говорю), то, конечно, за два года это можно сделать. Однако есть нюансы.
Например, те аэрофотосъемки, которые делаются для реестра, из-за определенных требований к качеству – их, возможно, делать только три месяца в году. Если это будет инвентаризация, как делали в общине, то все зависит от того финансового ресурса, который имеется у каждой общины. На сегодняшний день Бюджетный кодекс предусматривает определенный ресурс – это так называемые потери от использования сельскохозяйственных земель.
Объем аккумулированных средств там составляет 800 млн. грн на все общины Украины. Для маленькой общины это на самом деле где-то год времени, для большой общины, плюс, учитывая точность, в принципе это может занимать и два, и три года. В целом по Украине, чтобы полностью это сделать, инвентаризировать каждый ресурс, с теми финансовыми вкладами, которые сегодня осуществляются, нужно 5 лет, не меньше.
Децентрализация, ее последствия для общин
Валентина Полтавец, исполнительный директор Ассоциации объединенных территориальных общин
У общин сегодня появляются большие возможности, но в то же время – и большая ответственность. Однако готовность взять на себя эту ответственность еще больше, чем мотивация или желание получить землю в управление. До начала децентрализации за пределами населенных пунктов находилось более 70% всей земли, когда земли были не в распоряжении, не в управлении органов местного самоуправления.
И не все органы местного самоуправления, не все общины имели возможность на территории своего органа местного самоуправления принимать решения по размещению тех или иных, скажем так, бизнеса или новых объектов.
Например, в небольшой общине еще 15 лет назад, где общая площадь земли под контролем органа местного самоуправления была около 5 тысяч га, но в пределах населенного пункта всего 900 га; все остальное – территория, которой управляла районная государственная администрация. И поэтому при всем желании депутаты, глава общины не могли там предоставлять разрешения, приглашать бизнес, привлекать инвестиции, ведь эта огромная территория была не в их юрисдикции, скажем так.
Много лет подряд общины мечтали распоряжаться землями за пределами населенных пунктов. И даже мотивацией к объединению было обещание государства, что общины будут иметь прямые бюджетные отношения и управление землями в пределах всей общины.
Но, к сожалению, до 2021 года это обещание не было выполнено. Были определенные шаги по распоряжению землями, но именно закон №2194, который был подписан президентом, именно он сегодня открывает полностью дорогу для органов местного самоуправления, к эффективному управлению земельными ресурсами, которыми обладает община.
Землеустроительная документация и комплексный план пространственного развития
И конечно, впереди много вызовов. И первые вызовы, которые стоят перед общинами, – это разработка землеустроительной документации, новая документация и тот же комплексный план пространственного развития. Сегодня каждая община должна взяться за его изготовление – это документы, которые требуют сложной подготовки, ведь это и денежная оценка земли; и не под всеми объектами коммунальной собственности; и объектами, которые получают общины от РГА и т.д.
Сегодня органы местного самоуправления и руководители общин получают очень много задач, и здесь профильные ассоциации действительно могут быть полезными для общин, помочь сориентироваться в том, как правильно сделать эти шаги. Мы сейчас формируем такие профессиональные сети землеустроителей общин и вместе с Госгеокадастром, и с Министерством аграрной политики помогаем сориентироваться, как шаг за шагом правильно пройти и выполнить эти задачи, которые поставили перед общинами.
Земельная «тень» и местные «князьки»
Развитие местного самоуправления побудило к возникновению мифа о каких-то князьках или местных феодалах. Появились эти мифы, потому что мы возрождаем лидерство в общинах, и тогда когда там эти лидеры появляются, есть желание их куда-то и как-то загнать. Давайте помогать этим лидерам, становиться еще эффективнее и развивать общины, потому что весь мир демонстрирует, что местное самоуправление – это тот фундамент, на котором развивается государство.
В отношении прозрачности и законности: если государственных чиновников в РГА или в ОГА, скажем, контролирует их высшее руководство, то, извините, в общине – это не один председатель, в общине – это депутаты, различные политические партии. Значит, создано очень много тех предохранителей, которые способствуют именно тому, чтобы прозрачно происходили все процессы в интересах и бюджета, и общества.
Сегодня начинается процесс разоблачения всех возможных земельных схем, предоставляется доступ к закрытой ранее информации, которая заставит реагировать на нарушения и общественность, и депутатов.
Главный смысл земельной реформы и нерешенные вопросы
Иван Фурсенко, первый заместитель руководителя Всеукраинской ассоциации сельских и поселковых советов
По нашим подсчетам, более 30% земель обрабатывалось и сегодня продолжает обрабатываться вне пределов налоговой нагрузки. Эти недобросовестные, нечестные агропроизводители продолжают работать. Также они продолжают распахивать пастбища и прибрежные зоны. И собственно с ними нужно бороться. Для этого и проводилась комплексная земельная реформа, ее главная суть – это, собственно, не передача земли общинам и не запуск обращения земли.
Главный посыл земельной реформы заключается в том, чтобы улучшить качество жизни сельского аграрного производителя, который работает на своей территории. Реформа продолжается.
На чем еще нужно сконцентрироваться? На вопросе, который стал огромным вызовом для общин – это государственные предприятия, которые владеют землями на территории органов местного самоуправления и продолжают ее использовать не по назначению.
Это земли министерства обороны с огромными полигонами, где выращиваются пшеница, кукуруза и т. д. Это и земли Национальной академии аграрных наук, которых мы имели 5 лет назад более миллиона и сейчас имеем меньше 300 тыс. гектаров. Они тают, как роса на солнце, в неизвестном направлении и не приносят никакого эффекта для органов местного самоуправления.
Это договоры совместного использования в упомянутых государственных институциях. Поэтому есть над чем работать. Нужно проводить еще распайку государственных предприятий. Ведь, к большому сожалению, далеко еще не во всех селах эта распайка произошла в начале 1990-х годов, где остаются государственные предприятия. Земли остаются государственными и не передаются в собственность местному самоуправлению, и распоряжаться ими общины не могут.
Распайка земель
Уже есть зарегистрированные законопроекты по поводу распайки земель, где в процентной пропорциональной основе часть будет переходить работникам, часть оставаться под объектами целостного имущественного комплекса и будет выставляться государством на аукционы, а часть перейдет в собственность к местному самоуправлению, в коммунальную собственность, чтобы общины могли распоряжаться этими земельными ресурсами самостоятельно.
Собственно, что может дать полноценная передача земли органам местного самоуправления? Это возможность для местных аграрных производителей, местных фермеров улучшить доступ к ресурсам. Ведь раньше далеко не каждый крестьянин имел возможность пойти в государственный земельный кадастр и оформить на себя там от 2-х до 10-ти га земли, 2 га бесплатной приватизации и взять в аренду для того, чтобы выращивать сельскохозяйственную продукцию и продавать ее на той территории, где проживает.
Сейчас такая возможность у крестьян есть, ведь распорядителем земли будет орган местного самоуправления, с которым уже есть коммуникация. Каждый желающий может прийти и оформить эту землю на себя. В связи с этим здесь есть огромный вызов, над которым нужно работать – это помощь органа местного самоуправления: сотрудничество малого бизнеса, общины и государства.
Государственный аграрный реестр
Государство создало аграрный реестр (который сейчас пытаются наполнить) для того, чтобы агропроизводители могли в нем зарегистрироваться и получать государственную помощь непосредственно из Министерства аграрной политики, минуя всю вертикаль центральных органов исполнительной власти, местных государственных администраций и т. д.
Но людям это нужно объяснять, потому что, к большому сожалению, села, которые пережили коллективизацию в прошлом столетии, люди боятся вносить данные о своих земельных ресурсах и боятся вносить данные о том объеме хозяйства, который у них есть. Это наличие кур, свиней и т. д. Потому что есть такое предостережение, что государство начнет их облагать налогом. На самом деле — это не так. Это такой огромный элемент помощи будет собственно мелким и средним аграрным производителям через систему государственного аграрного реестра.
Органы местного самоуправления должны сотрудничать с этими аграриями. Сейчас будут проводиться пилотные проекты в Лохвице и в Медвине по созданию фермерского хаба. С той целью чтобы аграрный производитель, который проживает на месте, имел возможность посмотреть на лучшие экземпляры техники, на лучший посадочный материал, семенной фонд и т. д.
В этот процесс будут привлечены сельскохозяйственные совещательные службы, которые собственно должны работать на местное самоуправление, а не быть в отдельной какой-то институции.
И мы стремимся к тому, чтобы эти средства, которые заложены на совещательные службы, субвенция, шли через местные бюджеты. А главы общин могли самостоятельно этих людей принимать на работу, и они бы сотрудничали и помогали местному аграрному бизнесу развиваться, что собственно и приведет к увеличению поступлений в местные бюджеты, и общему развитию инфраструктуры.
Фонд частичного гарантирования и бесплатная приватизация земли
Важным элементом земельной реформы является законопроект о фонде частичного гарантирования кредитов в сельском хозяйстве. Это тот элемент, который позволит местным аграрным производителям и фермерам во время открытия рынка земли купить землю, и даст возможность получить оборотные средства для того, чтобы работать, а не выезжать из сельской местности в города или вообще переезжать в другие страны.
Новое законодательство позволяет все свободные земли зарезервировать под какие-то проекты, для того чтобы можно было совершенно спокойно давать ответ тем местным жителям, которые просят воспользоваться правом бесплатной приватизации. Если земли нет, она зарезервирована. С другой стороны, право бесплатной приватизации предоставлено государством, и, в том числе, там есть первая очередь, общая очередь, АТО и т. д., которые вне очереди могут воспользоваться этим правом.
Как мы видим практику последних лет, к большому сожалению, ну больше чем 95% людей, которые воспользовались правом бесплатной приватизации сельскохозяйственных земель, самостоятельно его не используют, а сразу продают. И это такая огромная угроза, которая привела к тому, что ни местные власти, ни местные жители земельных участков не получили, не имеют возможности наполнять бюджет.
С другой стороны, эти земли не используются, и здесь, кроме резервации, вторым моментом является уже создание планов пространственного развития общины, когда владельцев, этих людей, которые скупили огромные массивы, фактически будут заставлять согласно этим планам использовать их по тем направлением, каким видит община. Это будет в дальнейшем.
И еще один момент. Возможно, стоит отменить бесплатную приватизацию, ведь если государство не дает такую льготу, то пусть государство и компенсирует воинам АТО, которые действительно героически защищали Украину, и другим льготным категориям финансовый ресурс, вместо этого земельного участка, который они затем вынуждены еще продавать.
Ведь в этом случае здесь проигрывает и человек, который получит этот участок, потому что потом выставляет на ОЛХ и ждет, когда же его купят. И при этом проигрывает и местное самоуправление, и государство, потому что теряет те ресурсы, которые в дальнейшем нужно планировать для комплексного развития территорий той или иной общины.
Инвентаризация земель
Конечно, навести порядок в земельных вопросах – это достаточно сложный и эластичный вопрос, который будет растянутым во времени, но над этим нужно работать, то есть нужно выходить в ноль, провести так называемую земельную амнистию. Мы понимаем, что слишком много земельных ресурсов у нас в течение 30 лет «кочевало».
Еще до 2000 года самоуправление отвечало за землю за пределами НП, потом эту историю передали районным государственным администрациям, с 2013 года в Госземагенство, которое трансформировалось в Геокадастр, ее перебрасывали между различными министерствами, при этом создавался государственный электронный реестр и т. д. И сейчас наблюдается огромный бардак в сфере земельных отношений.
Тут главный вызов — провести качественную инвентаризацию тех земель, которые есть, определить, что передали, что не передали, что остается в государственной собственности. Инвентаризировать, в том числе и те поля и дороги, которые запроектированные, но которые обрабатываются аграрными производителями – это огромный минус. Посмотреть, где нужны лесозащитные полевые зеленые полосы, где высаживать деревья. Это огромный комплекс проблем, который в том числе связан с экологией и вообще – с будущим Украины.
И все эти вопросы передаются на плечи местному самоуправлению – это огромный плюс, ведь проблема лучше решается там, где ее видят. И люди видят, и они будут ее для себя решать гораздо эффективнее, чем это совершали те или иные органы государственной власти.
Процесс инвентаризации быстрым точно не будет. Кроме финансовой составляющей, проблема заключается в том, что подавляющее большинство центральных органов исполнительной власти и местные государственные организации не открывают имеющуюся в них информацию.
Вот, собственно, государственные органы должны через правительство заставлять их открывать информацию, но открывать они тоже не могут, ведь много материалов, которые находятся в бумажном виде, которые нужно оцифровать, а это опять же специалисты, а этих специалистов даже на уровне областных центров в Украине нет. И вот это – проблема создания национальной инфраструктуры геопространственных данных. С другой стороны, НИГИДЕ у нас совершенно не работает сейчас. Закон принят, но стандартов и классификационной рамки для функционирования НИГИДЕ нет.
И вот, собственно, те фирмы и предприниматели, которые сейчас делают условные геопорталы, и на которые уже потрачены средства, на выходе дадут просто какой-то портал для использования отдельными людьми. Это не будет тот портал, который мы сможем в дальнейшем внести в национальную инфраструктуру геопространственных данных из-за несоответствия критериям, которые закладываются в национальное законодательство и нормативно-правовые акты.
Собственно, что касается налоговой нагрузки на 1 га, для совместной уплаты, сейчас, насколько мне известно – это будет зарегистрирован уже больше компромиссный законопроект, который в том числе отражает позицию и мелких аграрных производителей. Потому что это была основная предосторожность, что агрохолдинг будет платить аналогичную плату с тем сельским фермером, который обрабатывает 3 га. Это тоже было не совсем правильно.
Будет поделено по площадям и, надеюсь, что в ближайшее время законопроект будет внесен в стены парламента и проголосован, чтобы все, кто используют земельные ресурсы, платили за это налог, а самоуправление самостоятельно могло давать кому-то какие-то небольшие льготы для развития.
Кстати, Всемирный банк выделяет $100 млн. на то, чтобы провести пространственное планирование в общинах, которое в том числе и предусматривает осуществление аудита земельных ресурсов, ведь планировать территорию без понимания ресурсов, которые у тебя есть – невозможно. Такое планирование – это просто деньги, выброшенные в никуда, если не знаем, что планировать.
Поэтому нужно, чтобы государство, как минимум, сделало и обновило качественные аэрофотосъемки по всей Украине, на основе которых уже смогут работать как частные компании, так и местное самоуправление – это самый дорогой элемент в системе комплексного планирования территорий и аудита земельных ресурсов.
Основные проблемы, с которыми сталкиваются сообщества на этапе пространственного планирования
Лидия Чижевская, эксперт по пространственному планированию, член Национального союза архитекторов Украины
Прежде всего, это отсутствует целостное видение всей территории общины, ведь в общинах в основном развиваются крупные или центральные населенные пункты, а маленькие населенные пункты считаются бесперспективными, в них остается старая градостроительная документация 1960-1980х годов, они не имеют развития, но имеют значительный потенциал.
Следующим вызовом является несогласованность градостроительной и землеустроительной документации, что проявляется, например, в приватизации зеленых участков в пределах красных линий. Что делает невозможной в дальнейшем прокладку различных коммуникаций, таких как водоснабжение, водоотведение, что сужает часть дороги, что забирает у пешеходов тротуар и создает опасность на дороге.
Также это может быть несогласованность в выдаче земельных участков под проектный природный заповедный фонд, что весьма затрудняет завещание этих природных объектов.
Третьим вызовом является минимальный диалог между обществом, властью и бизнесом, поскольку жители общины привлекаются уже почти на завершающем этапе при очень формальных общественных слушаниях, и их интересы не учитываются в документации по планированию территории.
Какие задачи в таком случае имеет община, и какие потребности? Прежде всего — это налаживание и согласование интересов, и здесь в рамках земельной реформы 711 закона, который вступает в силу с 24 июля 2021 года, разработчик законопроектов дает нам такой инструмент, как концепция интегрированного развития, которая сбалансирует все интересы государства, региона и местности, с привлечением всех максимально заинтересованных сторон.
Это стейкхолдеров, и она базируется на основательном анализе территорий, всех имеющихся природных ресурсов, вызовов, угроз, которые есть на территории общины, и формирует видение будущего.
Преимущества комплексного планирования на местном уровне
Следующей задачей общины является легализация этого видения путем создания конкретных проектов и отражения их в комплексном плане пространственного развития, которые являются одновременно градостроительной и землеустроительной документацией на местном уровне.
Какие преимущества для общин это дает? Прежде всего — это прозрачность в принятии решений, ведь комплексный план есть в формате электронного документа с гео- и метеоданными. Он публикуется на геопортале общины, есть в открытом доступе, и каждый житель, потенциальный инвестор и сосед из другой общины может посмотреть, какие есть намерения на планирование этой территории.
Следующий комплексный план является инструментом управления территории – это, например, оптимизация образовательной сети для достижения лучшего уровня образования и уменьшения расходов на финансирование некомплектных школ. Также это инструмент предотвращения природных и техногенных катастроф, поскольку идет полный анализ природных ресурсов с выявлением, например, подтопления и затопления и с организацией мероприятий, которые предотвращают эти неблагоприятные природные факторы.
Дальше – есть резервирование земельных участков под общественные нужды, достаточно часто мы имеем такую ситуацию в населенных пунктах, если там нет центра управления, например, нет пожарного депо, но это очень важно, поскольку здесь уже идет речь о жизни и безопасности граждан этого населенного пункта.
Еще одним преимуществом комплексного планирования является изменение целевого назначения земельных участков, например, с сельскохозяйственным производством, что приносит инвестиции в общину и создает новые рабочие места.
Также это удобство в предоставлении административных услуг, градостроительных условий или ограничений. Любой заинтересованный гражданин может зайти на сайт общины и посмотреть все параметры застройки конкретного земельного участка и тогда решить – он ему нужен или нет, он удовлетворяет его потребности или нет? Следовательно, такое комплексное планирование имеет значительные преимущества для всех участников.
Для общины — это инструмент управления территорией и осознания всех своих имеющихся ресурсов, которые есть на территории общины.
Для жителей – это инструмент возможности влияния на власть и прозрачности в принятии решений.
Для бизнеса — это прозрачная инвестиционная способность общества, когда инвестор видит, что конкретный земельный участок он может взять со всеми документами, и никто его не обманет.
Запуск рынка земли и децентрализация
Владимир Кучма, председатель Киптовской сельской общины Черниговской области
Преимущество для ОТО от децентрализации и запуска рынка земли состоит в том, что община получает возможность развиваться, бюджет будет наполняться. Но остаются вызовы, которые стоят непосредственно перед запуском рынка земли.
Для начала надо понимать, какой ресурс мы имеем: для того чтобы что-то продавать, надо все учесть, нужно знать, откуда они, какое назначение эти земельные участки имеют.
Вот с чего надо чтобы начиналась работа в объединенных общинах перед запуском рынка земли. Например, Киптовская община одна из первых в Украине была образована – это аграрная, но депрессивная территория Черниговщины, где проживает совсем мало населения. Она составляет сегодня 52 тысячи гектаров, а проживает на этой территории 6 тысяч человек. И это уже учитывая то население, которое присоединилось после объединения сельских советов, что присоединились в общину в конце 2020 года.
Аудит земли
Когда была образована община, в 2017 году решили провести аудит земли, чтобы понимать, откуда общественный бюджет будет наполняться и на что стоит рассчитывать? В результате проведения этого аудита при поддержке проекта Юсейд мы обнаружили, что более 20% земель общины вообще находятся непонятно в чьем пользовании. Надо было выйти на результат, чтобы те, кто пользуется этой землей, начали платить какие-то налоги. Ведь это будут поступления в бюджет общины.
Это была кропотливая работа не одного дня и не одного месяца. Над этим проектом работали более года. Нужно было собрать огромный информативный материал. И потом эта работа не должна была проходить в стороне общественности. Нужно чтобы люди знали, что происходит с их собственностью.
И поработав 2-3 года, мы ощутили результат этой проведенной работы, бюджет увеличился. Но и сегодня мы должны работать в этом направлении. Ведь об этих территориях, этих сельских советах, которые на сегодня присоединились, мы полной картины не знаем. Мы не знаем, что там происходит с землями. То, что нам показывают, может не всегда соответствовать действительности.
Стоит помнить, что после открытия рынка земли произойдет то, что мы сами планируем, согласно закону. Люди имеют сегодня возможность ознакомиться с имеющимися участками на созданном портале общины. Узнать, кому они принадлежат, какое их назначение и тому подобное.
На сегодняшний день государство уже очень много полномочий передало местным общинам, но оно забыло передать вместе с этим ресурс, чем выполнять все эти полномочия. И я считаю, если бы государство выступило с поддержкой проведения комплекса этих работ, общины были бы только рады.
Источник: AgroPolit.com
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.