В 2020/2021 маркетинговом году Украина стала вторым после США экспортером зерновых в мире. Не снизится ли экспортный потенциал украинской пшеницы в этом году?
Международная конференция Grain Ukraine 2021, организованная компанией Ideas First вместе с морским транспортным узлом ТИС и зерновым терминалом Neptune, стала платформой для обсуждения стратегии в развитии агропромышленного комплекса в течение ближайших 10 лет.
Одним из вопросов, который обсуждали основные представители аграрного рынка, руководители украинских агропродовольственных компаний, коммерческих и инвестиционных банков, технологических трендсеттеров в аграрной сфере – как нарастить и расширить рынки сбыта зерновой продукции. А также — как не потерять уже завоеванные рынки из-за несоответствия требованиям качества.
На какие продукты растет спрос?
Украину рассматривают как гаранта продовольственной безопасности в мире. Ведь страна занимает второе место в мире по объемам поставок ячменя, четвертое — по кукурузе, пятое – по пшенице. Какие шаги необходимо предпринять государству, бизнесу, чтобы достичь увеличения украинского экспорта?
«Мы живем в мире, который скоро станет постковидным и понимаем, что COVID-19 внес свои коррективы, как в вопросы снабжения, так и в потребительские интересы. Уже повысился спрос на органические и качественные продукты.
Прогноз Минагрополитики США свидетельствует о том, что в новом маркетинговом году ожидается рост производства кукурузы, пшеницы и риса. Что касается пшеницы и кукурузы, то Украина среди драйверов — не последняя.
Мы надеемся, что этот прогноз оправдается, ведь от него зависит наш ВВП. Вопрос в том, изменятся ли наши основные рынки, что будет с рынком ЕС. К нему мы все более приближаемся, как с точки зрения законодательства, так и потенциального пересмотра нашего соглашения с ЕС в контексте увеличения квот», – отметила Наталья Микольская, независимый член наблюдательного совета ЧАО «Укргидроэнерго», соучредитель Центра Trade+ Киевской школы экономики, платформ SheExports и eechUkraine.
Ответственный экспорт
За последние годы, как уже говорилось, изменилось поведение потребителей, которые стали больше внимания уделять своему здоровью, а соответственно, и питанию. Готовы ли украинские производители урегулировать вызовы по биобезопасности и качеству продовольствия в долгосрочной перспективе?
Как рассказала Владислава Магалецкая, председатель Государственной службы по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей, возглавляемое ей ведомство делает все, для того чтобы украинские агропроизводители могли спокойно поставлять продукцию на экспорт, несмотря на политические перипетии.
«В течение последних 7 месяцев ГПСС вместе с Минэкономики открыли для украинских аграриев 10 новых рынков. Мы достаточно в быстром темпе открываем даже не один рынок в месяц. Это не простая работа. Кроме этого, после выхода стран из СНГ, перерабатывается огромное количество документов по этим 63 рынкам. Это делается для того, чтобы границы были открыты, шел экспорт, и агропроизводители не испытывали перебоев в поставках продукции.
С начала этого года с помощью ГПСС транспортировали 16 миллионов тонн зерновых и масличных культур, экспортировали в сопровождении фитосанитарных сертификатов, которые полностью диджитализированы. Это не делает возможным подделку данных документов», — говорит Владислава Магалецкая.
Кроме того, в 2021 году Украина получила 284 нотификации, из них 21 — по зерновым. Больше всего из Китая, Индии и Беларуси и это риск не только для конкретного производителя, но и для Украины как поставщика. Что нужно сделать, чтобы их избежать?
«Необходимо быть ответственными друг к другу. В противном случае мы столкнемся с тем, что мы не будем получать доступа на рынки стран, которые достаточно велики и интересны для нас», — добавила председатель ГПСС.
В зоне внимания безопасность продуктов
Украина торгует на разных рынках, и важно не только их наращивать, а учитывать качество работы. В торговой политике все происходит довольно медленно, но планомерно, как и на рынке зерновых. Это не тот рынок, на который нельзя просто зайти, выйти, а потом снова вернуться.
«У нас происходит планомерная работа со странами ЕС, и, надеюсь, скоро будет обновлена тарифная часть. С Китаем начали совместное исследование по Соглашению о свободной торговле. Наконец появилась Индонезия с вопросом совместного исследования, Северная Африка — это для нас ежедневная работа. Хочу сказать, что возникает все больше вопросов, связанных не столько с внешней географией, сколько с внутренним наполнением. Речь идет о качестве пищи, насколько экологические продукты мы употребляем, какую «химию» используем, выращивая растения и др.
Экспортная стратегия того, что производится у нас в Украине, касается также доверия к нашей продукции. Внутренняя опора нашего экспорта – это работа лабораторий, ГСПП, фитосанитарный контроль, вторая – логистика и трейдеры», — говорит Тарас Качка, заместитель министра развития экономики, торговли и др.
Важно понимать, кто и куда экспортирует украинское зерно. Поэтому очень важно планомерно и уверенно развивать собственную логистику. Ведь зерно продается не тогда, когда оно пересекает границу или попадает на элеватор, его продают еще на поле.
«Зерновой рынок – это не сегодня, это на 10 лет вперед. Мы можем быть эффективными только тогда, когда в середине страны разовьем качественный внутренний рынок с точки зрения качества зерна и доверия к нему», — уверен Тарас Качка.
Нишевая зерновая органика
Политика, взаимно связанная работа всех контролирующих органов, налаженные системы связей – все это положительно влияет на работу зерновиков. Система должна быть налажена таким образом, чтобы она работала, не зависимо от того какая фамилия у министра аграрной политики, и к какой партии он принадлежит.
Следует отметить, что именно Green Deal или «зеленый курс» будет влиять на бизнес зерновиков со следующего, максимум с 2023-го года.
«Для Украины наибольшим вызовом станет вопрос компетенции, который будет влиять на то, как украинским производителям оставаться конкурентными на мировых зерновых рынках.
Когда мы говорим об экспорте зерна, не нужно играть с качеством зерна, это вопрос репутации даже не отдельной компании, а имиджа государства. Качество зерна начинается не здесь в Одессе, на терминале ТИС, а с поля, где за качеством пшеницы следит агроном», — рассказывает Ольга Трофимцева, владелица и руководитель «Агентства Ольги Трофимцевой», президент Украинской агропродовольственной платформы.
Еще один важный вопрос — органика в зерновых. На данный момент — это ниша. К сожалению, сегодня выращивают зерно для кормовых нужд, в частности, европейского рынка. В Украине постепенно развивается подсектор органики – инновационные продукты питания.
«Надеюсь, что Украина станет не только житницей мира, а «супермаркетом» для самих себя. И будет обеспечивать своих граждан качественными продуктами», — резюмирует Ольга Трофимцева.
Жизнь с ГМО или без него
За качеством и безопасностью продукции должно следить не только государство, но и бизнес. Происходить это взаимодействие, должно сбалансировано. Баланс важен не только на отечественных экспортных рынках, но он необходим в работе государственных органов, контроле над фитосанитарными нормами и аграрными химикатами.
«Идеально — этот контроль должен идти с поля. Еще 5 лет назад контроль осуществлялся только на борту судна. Сегодня Украина продвинулась в сторону балансировки и ситуация изменилась. Я уверена, что в следующие 10 лет мы сможем сбалансировать, проследить и контролировать все объекты, начиная с поля», — говорит Арина Корчмарева, вице-президент Cotecna Inspection S.A. (Причерноморский и Балтийский регионы).
Пока уровень доверия к власти, как и к бизнесу невелик. Об этом свидетельствует опрос, проведенный на площадке CRAIN UKRAINE. Только тогда, когда украинское зерно соответствует заявленному качеству, только тогда начинается восстанавливаться доверие к аграрному сектору, и повышается имидж страны.
Финансовая поддержка
Банки готовы поддержать аграриев, но в стране не хватает готовых, добротных проектов. Об этом заявил Геннадий Хелемский, директор департамента структурированного торгового финансирования АБ «Укргазбанк».
«В этом году мы вышли на портфель до 18 млрд. грн. На мой взгляд, этого мало, планируем, чтобы чувствовать себя уверенно, выйти в гривневом эквиваленте на сумму $1млрд. Сегодня много идей, а вот качественно оформленных проектов мало.
Если 10 лет назад все, в том числе и наши зарубежные партнеры, смотрели только на бизнес, то 5 лет назад – уже на бизнес и компанию, а сегодня, кроме предыдущих факторов изучают esg-составляющую. Когда проект не способен продемонстрировать постоянства, сейчас ему будет трудно, а через 10 лет невозможно найти на него финансирование и сделать продукты компании доступными на иностранных рынках», — считает Геннадий Хелемский.
Идеальный проект для банков – это проект созданный компанией, которая работает более 5 лет, имеет опыт на определенном рынке и стремится расширять свой экспортный потенциал, а также имеет хорошую, позитивную статистику и баланс.
Автор: Иванна Куровец
Источник: Agravery.com
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.