Путешественник Артемий Сурин: Кругосветное путешествие – это цена одного авто. Выйдите в центр города – «Мерседесы», «Рендж-Роверы», «Лексусы»… И все это «стоит» кругосветного путешествия

О том, как разделить трапезу с жесточайшей бандой Америки в Сальвадоре, почему стоит переночевать в пустыне и не бояться ехать в Пакистан, а также о визах, необходимых и лишних вещах в кругосветном путешествии в интервью УНИАН рассказал путешественник-рекордсмен Артемий Сурин.

Украинец Артемий Сурин – известный путешественник и основатель тревел-сообщества One Life. «У тебя есть одна жизнь, так проживи ее на полную. Слушай свою душу, путешествуй», – с улыбкой объясняет он идею создания украинского сообщества, которое ныне объединяет страстью к странствиям сотни тысяч людей по всему миру.

О кругосветном путешествии мужчина мечтал, когда еще был маленьким мальчиком и зачитывался Жюль Верном. Однако семья не имела возможностей путешествовать. В прошлом году Артемий осознал, что настало время превратить большую детскую мечту в реальность.

Более того, он решился совершить кругосветное путешествие по всем канонам Лондонского Королевского географического общества. А это означало – посетить все континенты, пересечь все меридианы и часовые пояса, сделав «Большой круг» (дважды пересечь экватор на разных континентах с севера на юг и с юга на север). И все это – без авиаперелетов.

Приключение началось 14 октября прошлого года. Это был непрерывный путь продолжительностью 280 дней, во время которого Сурину даже грозило пожизненное заключение или казнь (в Иране путешественника арестовали за «шпионаж»). Наконец, в конце июля уже текущего года, преодолев более 100 тысяч километров, Артемий Сурин вернулся в Украину. Он стал первым украинцем, который совершил такое путешествие. Теперь планирует написать книгу и сделать документальный фильм о своем уникальном опыте.

Как вам быть украинским «Филеасом Фоггом» — героем легендарного романа Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней»? 

(Смеется). В определенные моменты путешествия я вспоминал эту книгу. Но суть моего путешествия совсем другая. Это не было пари или гонка со временем, я не имел целью кому-то что-то доказать.

Даже себе?

Я имею немалый опыт путешествий, поэтому, скорее, стремился найти ответы. Почувствовать и понять: большая Земля, или маленькая? Ведь, с одной стороны, ехать 280 дней чуть ли не нон-стоп – это много. Но, преодолевая километр за километром, обнаруживаешь, что Полинезийцы, Антарктида, Австралия – известная из книг даль — на самом деле не так далеко. Наша планета — цельная и компактная, и все мы являемся частью целого.

Путешествуя по британским канонам, я должен был быть в непрерывном пути и мог сравнивать страны и континенты, наблюдать, как меняется природа, климат и люди. У нас разнится цвет кожи и разрез глаз, говорим на разных языках, имеем разную ментальность и верим в разных богов. Имеем большие различия, но действительно ли мы настолько разные? — Вот это было моим вторым main question (главным вопросом) в кругосветке. Забегая немного вперед, у нас больше общего, чем кажется.

Кругосветное путешествие стало реализацией большой мечты детства, поэтому вопрос мечты прошел «красной лентой» через всю поездку. Почти у каждого человека я спрашивал о его мечте. Это мог быть продавец уличной еды в Центральной Америке, индеец из Перу, сотрудник Антарктической станции, водитель автобуса, бедуин, миллиардер или бомж из Майами. Однако оказывается, все мы мечтаем лишь о трех-пяти вещах — семье, любви, здоровье, путешествиях и самореализации.

Как долго готовились к путешествию? С чего начинали? 

В марте прошлого года понял, что должен совершить кругосветку, потому что благоприятных обстоятельств никогда не будет, всегда — то одно, то другое. Предметная подготовка заняла несколько недель, когда связал в один путь «очистки» планеты. Для этого нужно было, прежде всего, определиться с направлением движения – на восток или на запад. Не хотел начинать с востока и посещать крупные страны, Россию и Китай. Я там уже был, в Россию мне въезд вообще запрещен.

Почему?

Не знаю, но в 2014-м году меня задержали на границе и сказали, что «несу угрозу национальной безопасности». На самом деле, у них там такие же «роботы» стоят, как в Иране.

Итак, я решил пойти на запад. Мне было важно в своем движении привязаться к природному явлению, чтобы пытаться идти в ритме с Землей. Поэтому решил начать первое пересечение океана с муссоном – мощным потоком воздушных масс, который после лета поднимается из Африки и идет в сторону Америки. Муссон несет хорошую погоду и попутный ветер, поэтому в это время идет большая миграция – круизные лайнеры перегоняют в Америку, парусные яхты идут регатами. 4 ноября я отплывал из Барселоны именно с муссоном.

Также предварительно нужно было решить, как соединить пересечение океанов в единый путь. Как добраться с Южной Америки до Антарктиды, а потом, как с Южной Америки пересечь Тихий океан и добраться в Австралию, а оттуда без перелета – в Азию.

Например, планировал 16 февраля возвращаться из Антарктиды в порт Ушуайя (аргентинский порт, откуда начинаются экспедиции в Антарктиду). А уже 18 февраля из Вальпараисо (город в центральной части Чили) стартовал единственный корабль, нужный мне, чтобы пересечь Тихий океан. Чтобы туда добраться, я должен был за двое суток проехать 3,5 тысячи километров. Конечно, это только автомобиль. Потому что автобусом не успеешь, а самолет использовать не можешь.

И как вы успели?

Когда в рамках кругосветки я посещал Антарктиду, One Life также сделали туда экспедицию. Это было единственное прикосновение, когда к моему пути присоединилась команда сообщества. К счастью, мой друг также был в их экспедиции. Поэтому предложил ему за два дня увидеть Огненную землю, Магелланов пролив, Патагонию. Мы драйвили вместе и обязательно менялись каждые три часа. Это наш лайфхак, который позволял не сильно уставать.

Искренне рад, что все удалось, хотя были разные моменты. Потеряешь где-то корабль – все. Либо бери самолет, либо полгода жди следующего корабля. Я планировал около трехсот точек на своем пути – всюду прошел вовремя. Конечно, имел большое пространство для маневра, но глобально целился именно в девять месяцев путешествия.

А вы общались с другими путешественниками, готовясь к путешествию? Возможно, были какие-то мотивационные разговоры или советы. 

Таких разговоров было два. Один именно с кругосветником из Великобритании, который посоветовал просто принимать все, что с тобой творится. Это мне помогло. Другой совет дал мой друг музыкант Мачете, который сказал: «Главное – это отдать предпочтение ощущению момента».

Между прочим, бедуины, с которыми уходил в пустыню Сахара, поделились со мной своей мудростью. Оказывается, вечером, перед долгим путем следующего утра, они никогда не садятся возле кострища. Потому что организм воспримет тепло, как сигнал расслабиться, и на рассвете не будет энергии, чтобы идти весь день. В кругосветке я пользовался похожим принципом, не оставаясь в одном месте дольше двух-трех дней. Если поделить более 100 тысяч преодоленных километров за 280 дней, то мой средний темп составлял около четырехсот километров в сутки.

Кроме того, собирал материал для документального фильма, делал более простой формат для Youtube, писал заметки для книги, вечером, где-то два часа перед сном, какой бы уставший не был, занимался отснятым материалом и готовил камеры. Ведь не сделаешь сегодня, на следующий день будешь делать в течение четырех часов. Почти девяносто процентов пути в кругосветке едешь в тонусе.

Вы отдыхали хоть когда-то?

Почти месяц провел в Таиланде из-за истощения. Из Австралии в Азию переплыл на контейнеровозе вместе с моряками. А прибыв в Сингапур, почувствовал – все, не имею сил. Поэтому не выходил в социальные сети и мессенджеры, оставив связь только с любимой женщиной и семьей, неделю голодал, перезаряжался. Время на это обязательно надо закладывать, планируя такое путешествие.

Почему решили ехать один, могли подхватить кого-то из вашего сообщества? 

Звучали предложения от друзей, знакомых и участников One Life, но такой формат путешествий должен происходить соло. Потому что даже с очень близким человеком у вас может быть разное ощущение комфорта, учитывая темп и интенсивность путешествия. Например, ты можешь поспать и поесть в этом месте, а другому человеку – неудобно. Или ты считаешь место безопасным, а оно его пугает. При этом постоянно беспокоишься о человеке, дополнительно теряя на это энергию, ведь путешествие является твоей инициативой.

Почти два месяца я провел с Адамом, оператором из Голландии, мы всегда старались идти друг другу навстречу, но сходиться трудно.

Вы поэтому путешествовали вместе только на трех первых континентах? 

Нет, мы с самого начала планировали, что он будет со мной до выезда из Соединенных Штатов. Потом он улетел к семье и к своим четырем детям, но впоследствии вернулся, и еще где-то четыре страны прошли вместе. Он мне очень помог, научил «азам» съемки дроном.

Я уверен, что такие вояжи должны быть соло, но с вкраплением встреч с родными людьми. С моей любимой Марусей мы встречались трижды. Сначала в Барселоне перед тем, как должен был пересечь Атлантику. Она меня провела на корабль, благословила. Потом прилетела в Коста-Рику, мы пробыли вместе три с половиной недели, встретили Новый год на Сан-Блас. А потом, еще через полтора месяца, мы вместе на лайнере плыли через Тихий океан. Это был самый комфортный, но самый дорогой этап путешествия, стоил 25 тысяч долларов на двоих.

Какие визы нужно иметь, чтобы повторить ваш маршрут? 

Во-первых, когда речь идет о странах, куда нам ненужные визы или их можно получить в аэропорту (Тунис, Сингапур, Индия), следует помнить, что, если ты туда въезжаешь наземным или морским путем, то нужны отдельные визы. Это следует очень тщательно проверять по маршруту.

Карибы – виза не нужна. В США виза у меня была, и это развязывает руки по Северной, Южной и Центральной Америке. Имея визу США, необходима виза в Мексику, Гватемалу, Сальвадор, Гондурас, Никарагуа, Коста-Рику, Панаму. Без американской визы часть из них нужно будет оформлять. В Колумбию я оформлял визу заранее. В Эквадор и Перу виза не нужна. В Боливию – на границе. Чили, Аргентина, Бразилия, Антарктида – не нужна.

О коллизии с получением визы во французскую Полинезию говорил уже немало. Сделать это заранее я не мог, поэтому боролся, чтобы мне ее оформили в Вашингтоне, в посольстве Франции. Официально, ее можно оформить только в Украине при моем персональном присутствии. Остров Пасхи – виза не нужна. Питкэрн – самый отдаленный остров в Тихом океане – виза не нужна.

В Австралию виза нужна, но делаешь ее заранее электронным образом, даже не нужно отправлять паспорт. Чтобы получить визу в Новую Зеландию, нужно отправить паспорт в Москву, откуда приходит электронное подтверждение (в Украине нет посольства Новой Зеландии).

Была еще легкая онлайн-виза в Сингапур. Когда отдыхал в Бангкоке, то вообще устроил себе визовый пит-стоп – оформил четыре визы для азиатского сегмента. Две получил самостоятельно (в Мьянму и Иран), а на две отправлял паспорт в Украину.

Решать визовые вопросы мы начали еще перед стартом, но какие-то документы отправляли, когда уже уехал в путешествие. На это было заложено определенное время. На самом деле, то, что украинцы имеют два загранпаспорта – наше большое преимущество. Мы можем с одним документом поехать, оставив другой на визу, или два отправить на разные визы. Многие путешественники мне завидовали. Советовал бы всем украинцам оформить второй паспорт, и всегда будете иметь резервный вариант.

Что обязательно должно быть среди вещей путешественника-кругосветчика? Возможно, какая-то специальная трекинговая обувь… 

Я имел две сумки. Одну сумку-рюкзак на колесиках и рюкзак для техники. Но сейчас могу сказать, что лучший вариант – одна сумка-трансформер на 70-80 литров объема, которая имеет колесики и лямки. Ее можно катить или нести на плечах. Не нужно много вещей, потому что все можно докупить. Только три вещи действительно необходимы — паспорт, смартфон и кредитная карта. Даже без карты можно, но она добавит комфорта и уверенности.

Если грамотно спланировать маршрут, то всегда будете при хорошей погоде. Например, я выехал 14 октября, на Покров, по Европе ехал еще теплой осенью. Потом Африка, пересек океан – лето во Флориде. Центральная Америка и Мексика – лето. Единственным холодным клочком была Антарктида, но даже туда не брал ничего специфического – теплая куртка, кофта. Шапку купил дорогой, сапоги мне подарила команда One Life, когда мы пересеклись. После Антарктиды я им сапоги обратно отдал. Плывешь через Тихий океан – Полинезия, Новая Зеландия, Австралия, Азия – постоянное лето.

Не берите большой чемодан медикаментов, потому что я взял лекарств на целый взвод, и, чтобы использовать все лекарства, должен постоянно болеть диареей, аллергией и всеми возможными инфекциями.

А вы вообще имели проблемы со здоровьем? 

Нет. Имел некоторые проблемы со спиной, потому не всегда комфортно спишь, и сумки тащишь. Также были определенные проблемы с пищеварением — не можешь выделить конкретное время поесть, или есть пищу, к которой привык.

Страховку оформляли?

Да, это была обычная страховка на весь мир, которая должна покрывать все. Она не понадобилась, но я рекомендовал бы обязательно ее делать. Это не стоит очень дорого, но может сэкономить нервы, деньги, или даже спасти жизнь.

Относительно безопасности. Вас никогда не пытались ограбить? 

Нет. Знаете, в кругосветке понял, что в мире тотально преобладают добрые люди. Мир безопасен и открыт. Конечно, нужно подходить к странствиям с умом, не идти в стремные районы, навстречу компании навеселе… Вообще, ваша улыбка – лучшее оружие. Даже, если провоцируют или шутят с тебя, улыбайся. Это как заклинание для кобры работает.

У нас была история в Сальвадоре, когда приехали в район — «штаб-квартиру» самой жестокой банды Америки «Мара Сальватруча» (сокращенно – МС-13), не понимая этого. Автобус остановился, мы с амстердамцем вышли, начали вокруг снимать. Те, что из банды, обедали, мы к ним – снимаем, расспрашиваем о мечтах (смеется). Они остолбенели, но ничего дальше не было. Мы даже с ними вместе перекусили, когда приехал наш знакомый, мы ему это рассказали, то его вся эта ситуация шокировала.

Читала совет путешественникам, кроме дорогого смартфона носить с собой дешевый телефон, который можно отдать грабителю. Что думаете? 

Если вас грабят, тем более, с оружием, не нужно хитрить, вступать в конфликт или обманывать. У меня такого, к счастью, не было. Прежде всего, потому, что не терял головы. Но, несмотря на то, что в моем телефоне было много важной информации, я бы не рисковал. Второй телефон может как-то обезопасить, но он может и спровоцировать.

В одном из интервью накануне путешествия вы отмечали, что есть некоторые опасения относительно Пакистана в смысле личной безопасности. Были ли ваши опасения оправданы?

Есть много стереотипов о тотальной опасности в Пакистане. На самом деле, это очень доброжелательная, гостеприимная и красивая страна, в которой живет много национальностей, в частности, народ долгожителей хунза, с которыми удалось пообщаться. Между прочим, клише о Пакистане и об Украине похожи. Весь мир считает, что у нас опасно, и никто не хочет сюда ехать.

Вам часто о таком говорили? 

Да, но это не удивительно. Гуглишь «Ukraine», то это сплошная война и коррупция. На своем пути я пытался изменить такое отношение, но много клише остается. На самом деле, в Пакистане есть один опасный регион – Белуджистан. Пустыня, жара, пыль, песок, сильны сепаратистские настроения, регион не очень подчиняется правительству. Поэтому там очень мало туристов, а иностранцев сопровождает вооруженный конвой.

Вы его самостоятельно нанимали? 

Нет, это такие законные процедуры для безопасности иностранцев. Приезжаешь в город Кветта (центр региона), выходишь с вокзала – все, тебя уже «описывают» как иностранца. Полиция везет тебя в участок и пробует уговорить не ехать в сторону Ирана. Но для тебя это невозможно, потому что не можешь самолетом лететь.

Поэтому оказывают вооруженный конвой для сопровождения по всему Белуджистану. Едешь в кузове пикапа, рядом два автоматчика сидят, а один стоит в полный рост с пулеметом, впереди водитель и еще один офицер. Проезжаешь 50-70 километров, пересаживаешься в другую машину. Когда я въезжал в Иран, думал, что теперь должно быть спокойнее. Но случилось не так, как думалось… В Иране «хапнул» больше всего ситуации, которая едва не стала катастрофой.

Ваш арест за «шпионаж» в Иране шокировал тогда многих. После всего пережитого, вы бы вернулись в эту страну?

Никогда не говори никогда. Но сейчас очень не хочу рисковать, у меня очень тяжелые воспоминания об этой стране.

Возникали ли у вас трудности с коммуникацией в течение кругосветки?

Я могу общаться на английском, французском, русском, тайском… Однако двести-триста английских слов вам будет достаточно, чтобы совершить кругосветное путешествие. Даже не нужно какой-то уровень вроде Intermediate. Конечно, классно уметь поддержать разговор на любую тему, но базового английского достаточно. Как заправиться, где найти отель, воду или автобусную остановку — это международные базовые слова. Тем более, сейчас есть помощники – смартфоны. Хотя я хочу изучать испанский, потому что тогда путешествовать будет еще комфортнее, ведь треть мира на нем говорит.

Ранее вы отмечали, что потратили на кругосветку более 100 тыс. долларов, и весомую часть расходов составил съем. Какой минимум нужен, чтобы совершить кругосветное путешествие по вашим маршрутам, если не делать профессиональное видео?

На мой взгляд, минимум, 30 тысяч долларов. Но надо все готовить очень заранее, чтобы изобрести хорошие предложения по пересечению океанов, возможно, подсесть к кому-то. Если едешь сам, не тянешь за собой оператора, то можно где-нибудь переночевать. Мне это даже нравится, но я не мог себе это позволить, потому что каждый вечер должен был заряжать технику. Очень дешевой можно сделать кругосветку, если использовать каучсерфинг и автостоп. Также можно работать во время путешествия.

Если действительно хочешь – нужно делать. Не вопрос бюджета, обстоятельств или времени, а только твоего решения. Чтобы не был незакрытый гештальт в старости.

Мне пришлась по душе одна ваша цитата: «Делайте что хотите, но вы обязаны переночевать в пустыне». Почему?

Это более или менее доступно. Можно полететь в Иорданию, Тунис, Марокко, Египет, Арабские Эмираты. Найти тур или проводников, которые заведут вглубь пустыни и останутся с вами на ночь. Если подгадаете это в полнолуние, то вообще получите два нереальных впечатления. Во-первых, когда в пустыне спускается ночь – это тишина, что-то невероятное. Ваши уши этого не слышали никогда, поверьте. Даже на природе всегда будет какой-то ветер или шелест листьев.

Во-вторых, Луна. Она светит так, что можно спокойно делать фотографии. Словно солнце стоит над тобой и светит мягким светом. Фантастика. И эта пустыня у нас, это не так далеко, но она подарит космические впечатления.

Знаете, меня, бывает, спрашивают: какой лучший континент? За время путешествия пришел к выводу, что Европа. Здесь много разноплановых объектов. Есть моря, горы, каньоны. Можно на автомобиле три-четыре страны за день проехать с разной кухней, языком, архитектурой. Все разное, и все очень близко. Мы на самом деле живем в очень красивой географической точке, и надо это ценить. Поверьте, австралийцы, южноамериканцы, даже североамериканцы мечтают побывать в Европе, но это очень далеко и дорого. А у нас все рядом, плюс, есть много возможностей по лоукостах и по безвизу.

Кроме ночевки в пустыне, к каким еще впечатлениям надо стремиться, на ваш взгляд?

Пересечь океан. Увидеть, какой он большой и разный, грозный и заботливый. Линия горизонта, закат, отсутствие зданий или чего-то лишнего. Простота красоты.

Также советую поселиться на каких-то маленьких островах, коснуться быта, погрузиться в то, что делают местные. Время от времени выключать телефон и какое-то время путешествовать без плана. Вообще, лучшие места на Планете те, где либо очень мало людей, либо их вообще нет. Они больше всего поражают.

Наверное, поэтому вы как-то говорили, что Австралия – прекрасная страна?

И по этому фактору тоже. Но Австралия поразила еще тем, что это страна сделана для людей. Все, что мы вкладываем в содержание этих слов, там есть. Инфраструктура, безопасность, доброжелательность, лайфстайл. Можешь гулять по центральным улицам среди небоскребов босым с доской для серфинга. Это нормально. Приезжаешь на любой пляж, там беседки, мангалы, душевые с горячей водой – лучше, чем в отеле.

В Австралии я как раз проехал на кемпере, чтобы не останавливаться в отеле. Машину поставил – слушаешь прибой, дышишь. И вся она такая. Конечно, очень далеко, другой менталитет, есть свои нюансы. Но если бы я хотел переехать из Украины, то это очень классный вариант.

А вы переезжать не хотите?

Нет, я здесь счастлив. Два года жил в Америке, но вернулся. Сейчас я уверен, что это лучшая страна для моей семьи. Хорошо, что успел увидеть Советский Союз, и знаю, чего не допущу в этой стране. Ведь на самом деле, мы сейчас живем в хорошее время, когда все начинает развиваться, лучшие технологии внедряются. Потенциально Украина – очень сильное государство. С одной стороны, нам не хватает современного грамотного менеджмента. Но мы также должны меняться изнутри, чтобы влияние от нас было полезным. Это естественно, на самом деле. Просто это надо понять.

Тревел-блогеры в Instagram – современные «рок-звезды». Есть ли среди них кумиры?

Есть люди, которых я уважаю, могу спросить у них совета. Например, подписан на Диму Комарова, а он – на меня, поддержал, когда меня в Иране задержали. Но кумиров себе не создаю. Откровенно говоря, современные тревел-блогеры, которые есть в мейнстриме, демонстрируют понты. Какую они мне могут принести пользу – как обрабатывать фото? Мне интересны не просто Instagram-картинки, а реальные полезные советы, ощущения, выводы.

Однако, таких людей очень мало, к сожалению. Мне также нравится писать полезный текст и передавать мысли, которые можно проиллюстрировать фотографиями или видео. Все это глубже, на мой взгляд, чем просто картинка, три слова, хэштеги. Поэтому мне Instagram как-то не идет… Вот такой я не очень современный, old school.

Длительные путешествия влияют по-разному: кто-то говорит, что стал другим человеком, а кто-то, наоборот, вернулся к себе настоящему. Какой из вариантов – ваш? 

Думаю, в определенной степени, оба. Раньше почему-то казалось, что попадаясь на мудреца или наставника, проделаем определенные практики, которые меня изменят. Но все получилось не так. Не было наставника или какого-то «знака» – это просто случилось. Свои изменения осознал незаметно, но теперь думаю и говорю совсем по-другому, имею другое наполнение. Это просто случилось и ты за это благодарен.

Относительно вашей книги о кругосветном путешествии – это будет произведение для друзей с ограниченным тиражом или для широкой публики с громким промо? Уже думали о предыдущем названии?

Во-первых, считаю, что книга на первом месте. Даже документальная лента, над которой сейчас работаем, не имеет такого веса. В книге можешь рассказать то, что не снял на видео. А на самом деле в глубокие моменты ты не с камерой сидел. Моя задача – сделать ее интересной и практичной, чтобы имела какие-то ключи, благодаря которым можно решиться и сделать кругосветку.

Самое главное, чтобы она вдохновляла людей сказать себе: «Если я об этом мечтаю, то почему это не сделать?». Поэтому не буду делать ее ограниченным тиражом ни в коем случае. Как будет с промо, посмотрим по ресурсам, потому что кругосветка много «съела», понимаете. Однако, с другой стороны, такое путешествие — это цена одного авто. Выйдете в центр города – «Мерседесы», «Рендж-Роверы», «Лексусы». Все это стоит кругосветки.

Относительно названия, то, скорее всего, будет называться «За 280 дней вокруг света», «Кругосветка за 280 дней» или «Большой круг». Притягивать за уши не хочется.

Знаете, у журналистов есть такое выражение «можешь не писать – не пиши». А как насчет кругосветного путешествия – стоит ли пользоваться принципом «можешь не ехать – не едете»?

Если это тебя манит и восхищает, однозначно, должен делать. Хотя я уверен, что формат именно моей кругосветки не подходит 99-ти процентам людей. Это хорошо или плохо, это просто так. Такое путешествие требует серьезной и длительной предварительной работы, все равно распланировать все в Киеве не получится. Затем работа будет продолжаться ежедневно, нужно будет организовывать каждый следующий день.

Конечно, какие-то корабли по маршруту я выкупил заранее, но все остальные вопросы решал на маршруте. Например, не было предварительно забронировано ни одного отеля – все делал день в день. Конечно, это выход из зоны комфорта, но мужчинам свойственный челлендже.

…не думаю, что только мужчинам. 

Я могу говорить только о себе. Например, в горные экспедиции или путешествия на яхтах из One Life ходят многие женщины. Но мне кажется, что для женщин это только один из мотивов, а для мужчин он может быть главным.

Что дальше? Возможно, хотите посетить все страны мира или на определенное время заземлиться? 

Сейчас хочется быть в Украине с семьей, создавать семью и рожать детей. Но, зная свою природу, конечно, буду дальше путешествовать. Да, имею цель посетить все страны, с 240-ка стран, если оценивать по справедливому письму, посетил лишь 130. Также хочется подняться на все вершины всех континентов. Мне это очень нравится. Но все это не на первом месте.

Сейчас я очень хочу что-то сделать с туризмом в Украине. Ведь мы на самом деле много теряем, и это надо менять. Чтобы сюда ехали, чтобы это было модно. Убежден, что мы имеем большие шансы.

Автор: Ирина Шевченко

Источник: УНИАН

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий