Путешествия на дне

Почему без изменения экономической политики Украину ждет экономическое отставание, как от остального мира, так и от ближайших соседей.

Выход мировой экономики из кризиса, который связывают с пандемией COVID-19, не только создает новые возможности, но и ставит ряд стран перед новыми вызовами. В критических условиях вновь подтвердилось известное правило, что каждый спасает, прежде всего, себя. И даже те же антикризисные меры, облегчающие восстановление в одних странах, одновременно провоцируют дополнительные проблемы для других.

Поэтому, несмотря на разговоры о якобы движении мира в сторону снижения значимости национальных государств, на самом деле их роль в защите интересов собственных граждан и экономик только растет. А вопрос заключается главным образом в том, способны ли они выполнять эту свою функцию.

Восстановление или рост

По данным апрельского отчета МВФ, общий спад мировой экономики в 2020 году составил 3,3%, а ожидаемый ее рост на уровне 6% в 2021 году позволит существенно превысить докризисные показатели. Свежие прогнозы гораздо оптимистичнее предыдущих, а глобальная экономика будет восстанавливаться быстрее, чем ожидалось, благодаря масштабным программам монетарного стимулирования.

При этом в отличие от развивающихся стран, центральные банки развитых государств сохраняют политику «дешевых денег» и в дальнейшем.

С другой стороны, среди крупнейших экономик самые быстрые темпы роста в 2021 году будут демонстрировать Китай и Индия. От Индии в МВФ ожидают прироста ВВП на 12,5% из-за низкой базы сравнения 2020 года, когда индийская экономика потеряла 8%.

А Китай в 2021 году хоть и прогнозируют рост «всего» на 8,4%, однако только благодаря тому, что в 2020 году его экономика стала единственной в мире, что показала прирост на 2,3%. В итоге он даже укрепит свои позиции, как в азиатской, так и в мировой экономике.

Активное вливание денег в собственные экономики крупнейшими государствами привело к росту спроса и цен на ряд сырьевых товаров, в том числе и тех, которые продаются на мировой рынок из Украины. Однако когда речь идет об ожиданиях от нашей экономики, официальный правительственный прогноз предусматривает не полное ее восстановление до уровня докризисных показателей 2019 года: 3,8% прироста в 2021-м после спада в прошлом году на 4%.

А это значит, что Украина и дальше будет барахтаться на собственном экономическом дне, не имея возможности выйти из «спирали деградации», когда каждый очередной экономический цикл роста-спада завершается тем, что она оказывается в еще худшей ситуации или, по крайней мере, отстает от остального мира и даже соседних стран.

Например, по официальному прогнозу на этот год, ВВП страны имеет шанс достичь уровня лишь в 81% от показателя 2008-го и менее 69% от уровня 1991 года. Это будет означать также и дальнейшее отставание от остального мира. Причем не только от динамичных азиатских экономик, но и более состоятельных европейских соседей. Например, и в Польше, и в Румынии прирост экономики в 2021 году ожидается заметно больший, чем был у них прошлогодний спад.

Значительно более медленное восстановление украинской экономики по сравнению с мировой — проявление и следствие того, что пандемия не спровоцировала у нас кризис, а лишь углубила его. Ведь спад производства в различных отраслях начал проявляться еще с осени 2019 года – задолго до первых карантинов. Поэтому факторы, что привели к кризису, никуда не денутся и после того, как мировая экономика приспособится к последствиям COVID-19.

Это касается, прежде всего, снижения конкурентоспособности имеющихся украинских предприятий в не сырьевых отраслях в условиях, когда украинские правительства длительное время пренебрегали их интересами в своей деятельности. Но на перспективу еще более негативные последствия имеет отсутствие системной политики содействия учреждению, защиты на внутреннем и продвижения на внешнем рынке украинскими производителями новых видов готовой продукции.

Ложный путь

И в правительстве, и в НБУ продолжают полагаться на то, что украинская экономика будет развиваться как побочный результат успеха других государств. Свои же функции там сводят фактически к наблюдению, сбору и распределению налогов (Кабмин) и удержанию целевого уровня инфляции (Нацбанк). Например, апрельский отчет НБУ довольно откровенно констатирует именно такие ожидания.

Основными источниками частичного восстановительного роста на 3,8% там определены следующие направления:

1) расширение внутреннего спроса будет удовлетворяться за счет увеличения объемов импорта;

2) рост экспорта сырьевых товаров вследствие вливания средств в свои экономики другими государствами;

3) увеличение переводов от заробитчан и от оплаты услуг украинских программистов, работающих на аутсорсе, вследствие оживления других экономик.

Причем основным драйвером для роста потребления, к тому же преимущественно импортных товаров, будут государственные выплаты, которые формируются за счет наращивания долгов. Это крайне шаткий фундамент для развития экономики.

Поскольку украинцы покупают все меньше отечественных товаров, эффект от стимулирования потребления для внутреннего производства будет ниже, чем для импорта. Данные за I квартал 2021 года доказывают, что рост внутреннего спроса в Украине на фоне спада производства потребительских товаров и незащищенности внутреннего рынка удовлетворяется именно за счет наплыва продукции из других государств.

Ее поставки существенно превышают аналогичные показатели I квартала докризисного 2019 года именно по готовым товарам, тогда как объемы ввоза сырья для украинских производителей или даже энергоносителей являются меньшими или сравнимые с докризисными уровнями. И последние прогнозы Национального банка также исходят именно из того, что быстрое восстановление потребительского спроса обусловит значительный рост объемов импорта.

В то же время экспорт будет расти меньшими темпами. Но самое главное — стимулирование потребления требует финансовых ресурсов, которые в такой модели экономики быстро истощаются.

По данным апрельского отчета МВФ, общий спад мировой экономики в 2020 году составил 3,3%, а ожидаемый ее рост на уровне 6% в 2021-м позволит существенно превысить докризисные показатели. Украинский официальный правительственный прогноз предусматривает 3,8% прироста в 2021-м после спада в прошлом году на 4%.

В 2021-2022 году действительно есть основания рассчитывать на дальнейшее наращивание экспорта сырья из Украины. Развивающиеся азиатские страны будут активно наращивать импорт товаров. В частности в Китай МВФ прогнозирует его увеличение уже в этом году на 9,8%, в Индию – 19,8%.

Кроме того, нынешний урожай, скорее всего, будет значительно больше, чем один из самых маленьких за последние годы — прошлогодний. Это станет дополнительным фактором увеличения поставок аграрной продукции, по крайней мере, в физических объемах. Несмотря на конкуренцию с поставщиками из Австралии и Бразилии, вполне могут вырасти поставки и украинского железорудного сырья.

Ведь в Китае, что в последнее время стал основным рынком для отечественной руды, прирост промышленного производства с начала года бьет рекорды (в январе – феврале 2021 года вырос на рекордные 35,1% по сравнению с тем же периодом 2020-го).

Однако перспективы для отраслей, работающих на внутренний рынок или тем более экспорт промышленной продукции, выглядят значительно хуже. Хоть и по разным причинам, они вряд ли смогут существенно нарастить производство даже по сравнению с прошлогодним дном, а преимущественно рискуют просесть еще глубже.

А сырьевой экспорт совсем скоро тоже исчерпает свой потенциал. Цены на украинское продовольственное и рудное сырье уже достигли высоких уровней, и потенциал их дальнейшего роста ограничен. Эту угрозу видят и в НБУ, где ожидают, что «учитывая обратный тренд в 2022-2023 годах, наращивание номинальных объемов экспорта прекратится, несмотря на увеличение физических объемов».

Но до тех пор возможности для развития внутреннего рынка, которые пока что дают значительные потоки выручки от продажи украинской руды, зерна или масла, также будут бессмысленно потеряны.

Изменить приоритеты

Чтобы рассчитывать на устойчивый рост, а не полагаться на эффект низкой базы сравнения и отскока от прошлогоднего дна, необходимо менять экономическую политику и способствовать росту производства. Успешное развитие Украины и увеличение национального богатства требуют тесного взаимодействия государства и национального бизнеса.

Нужно создавать условия не просто для роста потребления товаров и услуг, а для того, чтобы все большую часть товаров, что их используют в Украине, производили внутри страны.

Прежде всего, увеличение производства готовой продукции требует кардинального роста инвестиций как в создание новых, так и модернизацию старых мощностей. Однако именно по этому показателю Украина с каждым годом все больше отстает. Доля инвестиций даже в нашем чрезвычайно малом ВВП просто мизерна по сравнению с теми странами, которые демонстрируют значительно более динамичные темпы роста.

В частности в 2020 году в Украине они составляли всего 6,6% от ВВП, тогда как в соседних Польше и Румынии 17,4–17,8%, а в азиатских странах вообще в 4-7 раз больше (Вьетнаме – 26,4%, Индии – 28,4%, Китае – 43,7%).

Для их наращивания требуется смена экономических приоритетов государства. Ведь сейчас ни политика правительства, ни НБУ не способствует их увеличению. Из-за незащищенного от внешних конкурентов внутреннего рынка стоимость денег для бизнеса в Украине остается значительно выше, чем в большинстве стран, с поставщиками из которых приходится конкурировать.

Банковская система продолжает работать наизнанку, как недавно отметил действующий глава НБУ, уже почти 40% всех депозитов из банковской системы потрачено на покупку государственных облигаций. Таким образом, вместо того, чтобы быть инструментом накопления и инвестирования в производство, она обеспечивает изъятие средств из реальной экономики для финансирования государственного долга на фоне стагнации производства.

Разрекламированная еще в начале прошлого года программа льготного кредитования стартапов среди малого и среднего бизнеса «5-7-9» за более чем год (по состоянию на конец апреля 2021 года) обеспечила выдачу инвестиционных кредитов менее чем на $200 млн. Абсолютное большинство тех, кто за ними обращается, получает отказ. Недаром же данные об этом скрываются или публикуются с большой задержкой. В частности, сейчас есть информация только за 2020 год, когда было выдано менее чем четверть запрошенной суммы кредитов, и получить их смог лишь каждый восьмой заявитель.

Под обещания дешевых кредитов от представителей действующей власти на самом деле только растет банковская маржа между кредитами и депозитами, что их накапливает бизнес и население. И украинский бизнес платит по кредитам вообще почти в 2,5 раза больше, чем получает за свои средства на депозитах.

Более того, в последнее время НБУ принялся еще больше повышать и так высокую учетную ставку, хотя в странах, где она и раньше была ниже, ее оставляют на старом уровне или поднимают значительно медленнее. Только за два месяца она выросла с 6% до 7,5%. Это оправдывается сдерживанием инфляции на целевом уровне около 5%. Хотя ее рост происходит от абсолютно не зависящих от Украины обстоятельств, а, следовательно, попытки искусственного сдерживания могут иметь лишь катастрофические последствия для экономики.

Показательно, что, принимая решение о повышении стоимости денег в Украине, в НБУ прекрасно осознают все это. Например, в последнем своем отчете они признают, что «в Украине инфляция является довольно чувствительной к шокам предложения на продовольственном рынке, что связано со значительным весом продуктов питания в структуре потребления». Как и то, что «активизация глобальной экономики в условиях мягкой монетарной политики привела к усилению инфляционного давления со стороны стран – основных торговых партнеров Украины».

Сознают в НБУ и то, что «ведущие центральные банки будут продолжать мягкую монетарную политику», то есть, что у себя они ставки поднимать не будут.

Но, несмотря на то, что повышение учетных ставок не способно помочь росту цен ни на продовольственное сырье, ни на энергоносители, вызванного динамикой на мировых рынках, в НБУ и дальше повышают ставки. Но если это повышение не может остановить рост цен на экспортные сырьевые товары или импортные энергоносители, то вполне способно спровоцировать дефляцию в отраслях, работающих на внутренний рынок.

Уменьшение количества денег в условиях, когда цены на товары и услуги первой необходимости (продукты питания, отопление, электроэнергия) продолжают, стремительно расти, будет заставлять украинцев сокращать потребление услуг и других промышленных товаров. А значит, будет провоцировать уменьшение их производства, занятости и доходов в этих сферах.

Вследствие этого будет происходить программирование спада в отраслях за пределами производства сырья для других экономик. Причем в НБУ не скрывают, что и «в случае резкого снижения мировых цен на основные товары украинского экспорта с нынешних достаточно высоких уровней или же значительного подорожания энергоносителей усилится девальвационное давление на обменный курс гривны… НБУ прибегнет к более жесткой монетарной политике».

Значит, изменение конъюнктуры на мировых сырьевых рынках в противоположную сторону, так же грозит дальнейшим осложнением доступа украинских производителей к кредитным ресурсам.

Подчинение государственной политики удержанию уровня инфляции без оглядки на то, как это влияет на производство готовой продукции или услуг в Украине, программирует углубление кризисных процессов. В условиях, когда саму эту инфляцию в мировом масштабе раскручивают антикризисные пакеты других государств, они являются полностью искусственным механизмом сдерживания развития национального рынка.

Тем более что по данным самого же НБУ за весь период инфляционного таргетирования лишь 16% времени показатель инфляции был в целевом диапазоне. В другое время он либо превышал целевые уровни (например, в течение восстановительного роста 2016-2019 годов), либо находился ниже их (с декабря 2019 года по декабрь 2020-го) во время спада украинской экономики.

И это закономерно. Ведь, в отличие от развитых стран с высокой долей услуг в структуре потребления и значительно меньшей долей внешней торговли в Украине, внутренние механизмы регулирования инфляции беспомощны перед тем, что происходит на мировых товарных рынках.

Автор: Александр Крамар

Источник: Тиждень

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий