Прогноз экономического развития Беларуси и СНГ по версии МВФ в 2012-2017 гг.

27.11.2012 – В октябре 2012 г. Международный валютный фонд (МВФ) опубликовал аналитический доклад «World Economic Outlook. October 2012. Coping with High Debt and Sluggish Growth» («Перспективы развития мировой экономики. Октябрь 2012 г. Как справиться с растущей задолженностью и слабыми темпами экономического роста»).

Согласно обновленного прогноза МВФ, темпы роста мировой экономики в 2012 г. снизятся до 3,3% против 3,8% в 2011 г. В текущих ценах объем мирового ВВП возрастет с 69,899 трлн. долл. в 2011 г. до рекордных 71,277 трлн. долл. в 2012 г. По паритету покупательной способности мировой ВВП увеличится с 78,970 трлн. долл. до рекордных 82,762 трлн. долл.

Темпы экономического роста в странах СНГ прогнозируются на уровне +4% в 2012 г. и +4,1% в 2013 г. (см. таблицу 1, по представленной ссылке можно скачать все таблицы статьи).

Лидером по ожидаемым суммарным темпам экономического роста в 2012-2013 гг. в регионе является Туркменистан – 8% в 2012 г. и 7,7% в 2013 г. Далее следуют: Узбекистан – 7,4% в 2012 г. и 6,5% в 2013 г., Таджикистан – 6,8% (6%), Грузия – 6,5% (5,5%), Казахстан – 5,5% (5,7%), Киргизия – 1% (8,5%), Молдова – 3% (5%), Армения – 3,9% (4%), Беларусь – 4,3% (3,4%), Россия – 3,7% (3,8%), Азербайджан – 3,9% (2,7%) и Украина – 3% (3,5%).

Среди остальных соседних государств ситуация выглядит следующим образом: Латвия – 4,5% (3,5%), Эстония – 2,4% (3,5%), Литва – 2,7% (3%) и Польша – 2,4% (2,1%).

По мнению МВФ, на фоне снижения экспортных цен и ослабления внешнеэкономической среды экономический рост в СНГ в ближайшие годы несколько замедлится. Регион по-прежнему остается подверженным экономическим шокам, которые могут передаваться из развитых государств, поскольку экономики СНГ имеют тесные экономические и финансовые связи с еврозоной.

Экономический рост в СНГ является разнородным и поддерживается высокими ценами на сырьевые товары, хорошим урожаем 2011 г. и увеличением денежных переводов физлиц. Однако финансовые условия в трех крупнейших экономиках СНГ (России, Украине и Казахстане) ухудшились в связи с нарастающим финансовым кризисом в периферийных странах еврозоны и снижением склонности инвесторов к риску (спреды по суверенным бумагам расширились, цены акций и облигаций понизились, а отток иностранного капитала увеличился).

Инвестиционный рост замедлился, однако экспансионистская фискальная политика и высокие темпы кредитования в России и других странах – экспортерах сырья позволили сгладить общий негативный экономический эффект.

В случае дальнейшего ухудшения экономической ситуации в еврозоне страны СНГ – импортеры сырья столкнутся с усилением внешнеторговых дисбалансов, поскольку Европа является важнейшим внешнеторговым партнером за пределами СНГ. В случае если понижательные риски материализуются, внешние счета государств СНГ ухудшатся, что приведет к увеличению оттока иностранного капитала и усилению давления на национальные валюты. Этот экономический сценарий является вероятным, прежде всего, для стран СНГ – импортеров сырья, у которых имеется значительная потребность в привлечении внешнего финансирования (Украина, Беларусь).

Читайте также: Как торговать валютами, акциями, облигациями и криптовалютами в Forex Club 

Учебные курсы по торговле на валютном рынке Forex 

Книги по трейдингу на финансовых рынках в издательствах «Альпина Паблишер», «Читай-город», «Бамбук» (Украина)

В то же время, более гибкие обменные курсы и сокращение доли проблемных активов в банковской системе (Россия, Казахстан) позволят смягчить негативные последствия для экономического роста (по сравнению с экономическим спадом 2009 г.). Хотя, возможное снижение темпов экономического роста в России будет критически значимым для всего региона в целом из-за сокращения объемов взаимной внешней торговли, потоков прямых иностранных инвестиций и денежных переводов физлиц.

Эксперты МВФ советуют странам СНГ – импортерам сырья сокращать дефицит счета текущих операций платежного баланса вкупе с проведением бюджетной консолидации, повышением качества и эффективности госрасходов и реализацией структурных реформ. В отдельных экономиках (Беларусь, Монголия, Узбекистан) дальнейшее ужесточение монетарной политики позволит ограничить инфляционные ожидания. Однако если понижательные риски начнут реализовываться, то, по мнению специалистов фонда, монетарную и фискальную политику следует смягчить с тем, чтобы обеспечить разумный баланс между потребностями краткосрочной стабилизации и среднесрочными целями развития национальных экономик.

С точки зрения внешней позиции МВФ относит к чистым заемщикам следующие страны СНГ: Армению, Беларусь, Грузию, Казахстан, Киргизию, Молдову, Таджикистан и Украину. Соответственно, чистыми внешними кредиторами являются Россия, Азербайджан. Туркменистан и Узбекистан.

В 2012 г. фонд прогнозирует инфляцию в Беларуси в размере 60,2%, а в 2013 г. – 30,6% против 53,2% в 2011 г. (по среднегодовой методике). По методике «декабрь к декабрю предыдущего года» инфляция в стране снизится до 27,6% в 2012 г. и 29,8% в 2013 г. против 108,7% в 2011 г.

Дефицит счета текущих операций платежного баланса Беларуси сократится до минус 3,6% в 2012 г. и минус 5,8% в 2013 г. против минус 10,5% в 2011 г. Уровень безработицы в 2012-2013 гг. останется на неизменном уровне 0,6% (по национальной методологии).

В таблице 2 представлен обновленный среднесрочный прогноз экономических и финансовых показателей Беларуси, который содержится в статистической базе данных МВФ «World Economic Outlook Database, October 2012».

Согласно расчетам специалистов МВФ, объем ВВП Беларуси, исчисленный по паритету покупательной способности, в 2011 г. составил 141,766 млрд. долл., в то время как в текущих ценах объем ВВП равнялся всего 55,136 млрд. долл.

Это связано с тем, что средний уровень цен в Беларуси примерно в 2,6 раза меньше, чем в США. Если быть точнее, то средний уровень цен в Беларуси составил 38,9% от среднего уровня цен в Америке. В результате по паритету покупательной способности в 2011 г. доллар США должен был бы равняться 1934,8 руб. вместо фактических 5605,84 руб. (средневзвешенный курс белорусского рубля без учета операций на теневом сегменте валютного рынка в период множественности обменных курсов).

Необходимо отметить, что расчеты показателей по паритету покупательной способности, в отличие от конвертации курсов национальных валют, которая использовалась в аналогичных исследованиях в конце 80-х – начале 90-х годов, учитывают разницу цен в странах и позволяют точнее сравнить реальные размеры их экономик – объемы рынка, структуру экономики и покупательную способность денег.

По прогнозу МВФ, динамика среднедушевого ВВП Беларуси (по ППС) в 2011-2017 гг. выглядит следующим образом: 2011 г. – 15,028 тыс. долл., 2012 г. – 16,008 тыс. долл., 2013 г. – 16,853 тыс. долл., 2014 г. – 17,833 тыс. долл., 2015 г. – 18,962 тыс. долл., 2016 г. – 20,212 тыс. долл. и 2017 г. – 21,596 тыс. долл. (см. таблицу 3).

В 2012 г. Беларусь, по оценкам фонда, импортирует сырую нефть и нефтепродукты на сумму 12,409 млрд. долл., что на 3,6% меньше, чем в 2011 г. В свою очередь, экспорт белорусских нефтепродуктов и нефти в 2012 г. возрастет на 8,4% до рекордных 15,256 млрд. долл.

Для справки. По данным Белстата, Беларусь в январе-августе 2012 г. сократила импорт сырой нефти, включая газовый конденсат, на 3,8% до 6,031 млрд. долл., импорт нефтепродуктов возрос сразу в 2,6 раза до 4,787 млрд. долл.

В то же время, Беларусь в январе-августе 2012 г. снизила экспорт сырой нефти на 2,4% до 863,393 млн. долл., экспорт нефтепродуктов возрос на 33,8% до 10,784 млрд. долл. По предварительной информации, в январе-августе 2012 г. Беларусь перечислила в российский бюджет вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты в размере 2,662 млрд. долл.

По расчетам МВФ, валовой долг правительства Беларуси в 2011 г. достиг рекордных 49,8% к ВВП (см. таблицу 2, рисунок 1). По нашим оценкам, по состоянию на 1 сентября 2012 г. совокупный внутренний и внешний государственный долг (с учетом обязательств по гарантиям правительства) снизился до 35,9% к ВВП.

Рисунок 1. Динамика валового долга правительства Беларуси в 2004-2017 гг., в % к ВВП

(фактические данные и полиномиальный тренд)

Таким образом, относительный показатель государственного долга Беларуси находится в пределах порога экономической безопасности (не более 55-60% к ВВП). При этом в 2017 г. валовой долг правительства Беларуси снизится, предположительно, до 25,4% к ВВП и будет несколько превышать показатель 2008 г. (21,7% к ВВП).

По прогнозу МВФ, к концу 2017 г. численность населения Беларуси снизится до 9,154 млн. человек против 9,459 млн. человек на 1 сентября 2012 г. и 10,177 млн. человек на 1 января 1996 г.

Автор: аналитик Александр Муха

Источник: BusinessForecast.by

Уважаемые коллеги, пожалуйста, присылайте ваши статьи, презентации и другие материалы для публикации на сайте BusinessForecast.by на электронный адрес info@businessforecast.by.

Читайте по теме:

Комментарии

  • 23 сентября 2013, 06:09 Александр Муха

    Интересная заметка об офшорных кредитных картах! Интересно было бы узнать результаты расследования властей США в отношении граждан, которые пользуются пластиковыми картами офшорных банков.

Оставить комментарий