В январе 2010 г. исследовательская организация
The Heritage Foundation (Вашингтон) и деловая
газета The Wall Street Journal традиционно опубликовали очередной рейтинг экономической свободы
(Index
of Economic Freedom
2010). По сравнению с предыдущим рейтингом Беларусь переместилась вверх сразу
на 17 позиций и заняла 150-е место из 183 стран (в 2009 г. страна занимала
167-е место). Тем не менее, авторы рейтинга по-прежнему относят Беларусь к
числу «абсолютно несвободных» стран.
Индекс экономической свободы
рассчитывается на основе 10 субиндексов: Свобода бизнеса, Свобода торговли,
Фискальная свобода, Расходы правительства, Свобода цен, Свобода инвестиций,
Свобода финансового сектора, Защита прав собственности, Уровень коррупции и
Свобода рынка труда. Значение каждого показателя варьирует от 0 до 100 баллов
(100 баллов означает максимальный уровень экономической свободы).
Субиндекс «Свобода бизнеса»
отражает возможности для открытия, ведения и закрытия бизнеса и в целом
отражает общую регулятивную (административную) нагрузку на предпринимателей и
степень эффективности правительства в регулировании бизнес-среды. Значение
субиндекса рассчитывается на основе 10 факторов с равным весом (в качестве
исходных данных выступает Отчет Всемирного банка «Ведение бизнеса 2010» – Doing Business 2010):
создание предприятий – количество
официальных процедур, затраты времени (в днях), денежные затраты (в процентах
от среднедушевого дохода) и минимальный оплаченный капитал (также в процентах
от среднедушевого дохода);
получение лицензий – количество
официальных процедур, затраты времени (в днях) и денежные затраты (в процентах
от среднедушевого дохода);
закрытие (ликвидация) бизнеса –
временные затраты (лет), денежные затраты (в процентах от стоимости имущества)
и процент возврата при дефолте (рассчитывается как количество центов в долларе,
которые удалось вернуть кредиторам в результате процедур банкротства).
Субиндекс «Свобода торговли»
отражает влияние тарифных и нетарифных ограничений на экспортно-импортные
операции страны. Оценка критерия базируется на расчете средневзвешенного уровня
тарифов во внешней торговле, также учитываются нетарифные барьеры (импортные
квоты, ограничения экспорта, антидемпинговые и компенсационные меры, субсидии,
госмонополии и эксклюзивные франшизы, лицензирование, санитарные и
фитосанитарные стандарты, стандарты безопасности, валютный контроль,
миграционная политика и др.).
Субиндекс «Фискальная свобода»
измеряет общий уровень налоговой нагрузки в экономике и учитывает уровень
налогообложения физических лиц и предприятий, а также показатель отношения
совокупных налоговых доходов к ВВП страны.
Субиндекс «Расходы правительства»
рассчитывается на основе уровня госрасходов (включая местные бюджеты) в
структуре ВВП страны.
Субиндекс «Свобода цен» включает
в себя индикаторы ценовой стабильности (в частности, средний уровень инфляции
за последние три года) и меры административного ценового контроля. Идеальной
ситуацией для свободного рынка является ценовая стабильность без вмешательства
государства в процессы ценообразования.
Субиндекс «Свобода инвестиций». В
экономически свободной стране отсутствуют ограничения на перемещение
инвестиционного капитала. Частные лица и компании могут без ограничений
перемещать свои ресурсы в различные сферы как внутри страны, так и за ее
пределами.
На практике многие страны
ограничивают движение капитала. Это могут быть различные правила для внутренних
и иностранных инвесторов, ограничения торговли иностранной валютой, ограничения
проведения платежей, трансфертов и капитальных трансакций. В отдельных странах
определенные отрасли экономики являются закрытыми для иностранных инвесторов.
Кроме того, ограничения рынка
труда, коррупция, бюрократизм, неразвитая инфраструктура, политические факторы
и условия безопасности также влияют на уровень свободы инвесторов в той или
иной стране.
Субиндекс «Свобода финансового
сектора» является мерой безопасности банковского сектора, а также независимости
банков от действий правительства. Государственная форма собственности снижает
уровень конкуренции и объем доступных услуг в финансовом секторе (включая
страхование, финансовые рынки и др.).
Наивысшая оценка в 100 баллов
присваивается в случае незначительного влияния правительства на финансовый
сектор страны. В этом случае подразумевается независимость центрального банка,
а также распределение кредитов на рыночной основе (правительство не владеет
финансовыми институтами). Финансовые институты (включая иностранные компании)
могут без ограничений работать по всему спектру видов деятельности (включая
проведение операций в иностранной валюте).
Субиндекс «Защита прав
собственности» характеризует возможности частных лиц в плане аккумулирования
активов, которые будут четко защищаться соответствующим законодательством
(которое будет иметь силу и для правительства страны). Этот индикатор также
оценивает вероятность изъятия собственности, а также степень независимости
судебной системы, уровень коррупции правоохранительных органов и др.
Чем выше уровень защиты прав
собственности, тем выше балл страны. И, наоборот, чем выше вероятность изъятия
правительством собственности, тем ниже значение индикатора. Наивысшая оценка в
100 баллов присваивается в случае, если защита прав частной собственности
гарантируется правительством. Судебная система способствует эффективному и
быстрому исполнению договоров и контрактов. Органы правосудия наказывают лиц,
незаконно захватывающих частную собственность. Кроме того, в стране должна
отсутствовать коррупция и механизмы изъятия частной собственности.
Субиндекс «Уровень коррупции».
Коррупция разрушает экономическую свободу за счет внесения соответствующих
рисков и неопределенности в экономические отношения. Оценка указанного
субиндекса взята из рейтинга восприятия коррупции Transparency International за
2008 г.
(с умножением на 10 для приведения данных к единой шкале – от 0 до 100 баллов).
Субиндекс «Свобода рынка труда»
отражает различные аспекты законодательства и регулирования в сфере трудовых
отношений (включая уровень минимальной оплаты труда, сложность процедуры
увольнения работников, регуляторную нагрузку, уровень конкуренции на рынке
труда и др.).
Мировым лидером по уровню
экономической свободы уже на протяжении 16 последних лет является Гонконг. Далее
следуют: Сингапур, Австралия, Новая Зеландия, Ирландия, Швейцария, Канада, США,
Дания и Чили (см. таблицу 1).
К слову, общая оценка уровня
экономической свободы для Гонконга составляет 89,7 балла, в том числе свобода
бизнеса – 98,7, свобода торговли – 90, фискальная свобода – 93, расходы
правительства – 93,7, свобода цен – 83,1, свобода инвестиций – 90, свобода
финансового сектора – 90, защита прав собственности – 90, свобода от коррупции
– 81 и свобода рынка труда – 87,4 баллов.
В десятку наиболее экономически
несвободных стран входят: Соломоновы острова (170-е место), Туркменистан (171-е
место), Демократическая Республика Конго (172-е место), Ливия (173-е место),
Венесуэла (174-е место), Бирма (175-е место), Эритрея (176-е место), Куба
(177-е место), Зимбабве (178-е место) и Северная Корея (179-е место). Данные по
Лихтенштейну, Афганистану, Ираку и Судану не представлены.
В целом по сравнению с предыдущим
рейтингом среднемировой уровень свободы второй раз в истории снизился – на 0,1
балла до 59,4 балла (максимальной оценкой является 100 баллов).
В рейтинге экономической свободы
выделяются следующие группы стран: «свободные экономики» (оценка превышает 80
баллов) – первые семь стран в рейтинге; «в основном свободные» (70-79,9 баллов)
– 8-30 позиции рэнкинга; «относительно свободные» (60-69,9 баллов) – с 31-го по
88-е место; «преимущественно несвободные» (50-59,9 баллов) – 89-143 позиции и
«абсолютно несвободные» (0-49,9 баллов) – 144-179 позиции в рейтинге.
Авторы исследования отмечают, что
ряд европейских стран по итогам прошедшего года смогли заметно улучшить свои
позиции в рейтинге экономической свободы. Так, лидером здесь является Черногория
(уровень экономической свободы возрос на 5,4 балла), Македония (+4,5 балла),
Хорватия (+4,1 балла), Беларусь (+3,7 балла), Босния и Герцеговина (+3,1 балла)
и Польша (+2,9 балла).
Как свидетельствуют данные
рейтинга, повышение уровня экономической свободы способствует улучшению
качества жизни, а также политическому и социальному прогрессу. Более того,
авторы исследования обнаружили следующую эмпирическую закономерность: мировой
экономический кризис оказывает меньшее негативное влияние на страны с более
высоким уровнем экономической свободы, и, наоборот, страны с более низким
уровнем экономической свободы пострадали от кризиса в большей степени.
Кроме того, по оценкам экспертов The
Heritage Foundation, повышение уровня экономической свободы способствует росту
ВВП, сокращению бедности, развитию социальной среды и демократических
институтов, а также улучшению экологической ситуации в стране.
Так, по расчетам специалистов The Heritage Foundation, коэффициент
корреляции между уровнем экономической свободы и ВВП на душу населения
составляет 0,67, а коэффициент детерминации 44,89%, то есть различия
среднедушевого ВВП по странам почти наполовину обусловлены уровнем
экономической свободы. По сути, это и есть важнейший вывод проведенного
исследования.
Таким образом, экономическая
свобода является критически важной с точки зрения повышения уровня
благосостояния населения и создания новых рабочих мест в экономике.
Зарегулированность, высокий уровень налогообложения и неопределенности (рисков)
в экономике препятствуют притоку инвестиций, что в свою очередь, заметно
ограничивает создание новых рабочих мест, внедрение новых технологий и
инноваций и др.
В последнем рейтинге
экономической свободы Беларусь набрала 48,7 баллов и переместилась вверх сразу
на 17 позиций и заняла 150-е место из 183 стран (в 2009 г. страна занимала
167-е место – 45 баллов). Однако Беларусь по-прежнему относится к числу
«абсолютно несвободных» стран.
Среди стран СНГ и соседних
государств наиболее высокую позицию занимает Эстония – 16-е место (74,7
баллов). Выше Беларуси в рейтинге The Heritage Foundation находятся: Грузия – 26-е
место (70,4 баллов), Литва – 29-е место (70,3 баллов), Армения – 38-е место
(69,2 баллов), Латвия – 50-е место (66,2 баллов), Польша – 71-е место (63,2 баллов),
Киргизия – 80-е место (61,3 баллов), Казахстан – 82-е место (61 балл),
Азербайджан – 96-е место (58,8 баллов), Молдова – 125-е место (53,7 баллов),
Таджикистан – 128-е место (53 балла) и Россия – 143-е место (50,3 баллов).
Ниже Беларуси в рейтинге экономической
свободы расположились: Узбекистан – 158-е место (47,5 баллов), Украина – 162-е
место (46,4 баллов) и Туркменистан – 171-е место (42,5 баллов).
«Сохранение в Беларуси
постсоветской направленности в социально-экономической политике не позволяет
стране воспользоваться всеми преимуществами экономической свободы (в отличие от
большинства других постсоветских стран). Хотя, с другой стороны, впервые за
четыре года уровень экономической свободы возрос на 3,7 балла. Тем не менее, в
европейском рейтинге Беларусь занимает 42-е место из 43 стран», – отмечается в
отчете The Heritage Foundation.
Реформы, направленные на
сокращение регулятивной нагрузки и улучшение делового и инвестиционного
климата, позволили улучшить позиции Беларуси в субиндексах «Свобода бизнеса» и
«Свобода рынка труда». Однако значения большинства остальных индикаторов
гораздо ниже среднемировых показателей (см. таблицу 2).
«Экономика Беларуси по-прежнему
характеризуется широким участием со стороны государства (включая меры
административного контроля и др.). Процессы реструктуризации идут медленно,
удельный вес частного сектора в экономике остается невысоким. Хотя уровень
налоговой нагрузки является умеренным, налоговая система в Беларуси является
сложной и запутанной. Нормативно-правовые акты создают путаницу и применяются
неравномерно», – подчеркивается в докладе.
Уровни свободы финансового
сектора, инвестиций, защиты прав собственности и коррупции на 20-40 баллов хуже
среднемировых значений. Правительство контролирует многие финансовые институты
(прямо или косвенно). Кроме того, по мнению авторов исследования, в Беларуси
отмечается высокий уровень коррупции, а система защиты прав частной
собственности является ненадежной. Иностранные инвесторы также сталкиваются с
различного рода ограничениями и неэффективностью бюрократических институтов.
В отчете The Heritage Foundation приводятся
следующие экономические показатели Беларуси (данные за 2008 г.): ВВП по паритету
покупательной способности – 118,7 млрд. долл.; темп роста ВВП – 10%;
среднегодовой темп роста ВВП за последние 5 лет – 9,5%; ВВП на душу населения
по ППС – 12,261 тыс. долл.; среднегодовая инфляция – 14,8% и приток прямых
иностранных инвестиций – 2,2 млрд. долл.
Рассмотрим более подробно позиции
Беларуси в представленном рейтинге экономической свободы.
Так, наиболее высокую позицию Беларусь
занимает в субиндексе «Фискальная свобода» – 85,2 балла (год назад 79,4 балла).
В Беларуси отмечается относительно низкий уровень подоходного налога физлиц и
умеренный уровень налогообложения корпоративного сектора. В 2008 г. введена плоская
ставка подоходного налога в размере 12% (ранее верхняя граница подоходного
налога составляла 30%).
Верхняя граница налога на прибыль
предприятий составляет 24%. В состав других налогов входят налог на добавленную
стоимость (НДС), оборотные налоги с производства товаров и услуг, экологический
налог для юрлиц и др. С 1 июля 2009
г. повышены акцизы на алкоголь и сигареты. В целом общий
уровень налогов в 2008 г.
составлял 27,5% от ВВП.
В субиндексе «Свобода рынка
труда» Беларусь набрала 84,8 баллов (год назад 70,8 баллов). Относительно
гибкое регулирование рынка труда обеспечивает более широкие возможности для
создания рабочих мест и роста производительности труда. Однако затраты на
содержание персонала, которые не связаны собственно с оплатой труда (например,
отчисления в фонд соцзащиты и др.), остаются высокими. Вместе с тем, процесс
увольнения работников по сокращению штатов выглядит относительно простым.
Значение субиндекса «Свобода
торговли» составляет 80,3 балла против 67,2 балла год назад. В 2008 г. средневзвешенный
уровень тарифов во внешней торговле Беларуси составил 2,3%. Однако широкое
ограничение импорта (включая квоты), требования по лицензированию продукции,
непрозрачное регулирование, слабая система защиты прав частной собственности,
внутренняя ориентация госзакупок и субсидии со стороны правительства
увеличивают издержки внешней торговли. В результате за счет нетарифных барьеров
и ограничений значение указанного субиндекса для Беларуси скорректировано в
сторону снижения сразу на 15 баллов.
В субиндексе «Свобода бизнеса»
авторы рейтинга присвоили Беларуси 72,1 балла (год назад 63,7 балла). Недавние
реформы позволили расширить возможности для открытия и ведения бизнеса. Для
открытия бизнеса сейчас требуется около 6 дней (среднемировое значение 35 дней).
Затраты на получение лицензий также гораздо ниже среднемировых значений.
Далее следует субиндекс «Свобода
цен» – 62,6 балла против 66,8 балла в предыдущем рейтинге, то есть отмечается
некоторое ухудшение данного показателя. Инфляция по-прежнему остается очень
высокой и составляет в 2006-2008 гг. в среднем 12,6% ежегодно. Правительство
субсидирует производство многих основных товаров и услуг, устанавливает цены и
тарифы на госпредприятиях, контролирует зарплату, а также регулирует розничные
цены. В результате за счет этих мер значение указанного субиндекса для Беларуси
скорректировано в сторону снижения на 15 баллов.
В субиндексе «Расходы
правительства» Беларусь набрала только 32 балла против 30,9 балла год назад.
Уровень централизации белорусской экономики является высоким. Соответственно,
общий уровень расходов правительства (включая потребление и трансферты) также
остается высоким. В 2008 г.
госрасходы составили 47,6% от ВВП Беларуси. Правительство ищет инвесторов для
госпредприятий в энергетической сфере и в секторе телекоммуникаций, однако
процессы приватизации в целом идут медленно.
Еще ниже позиции Беларуси
выглядят в субиндексах: свобода инвестиций, защита прав частной собственности и
уровень коррупции.
Так, с точки зрения свободы
инвестиций авторы рейтинга присвоили Беларуси всего лишь 20 баллов (год назад
также 20 баллов, нет изменений).
Правительство страны покровительствует
госпредприятиям в ущерб частным и иностранным инвесторам. Иностранные инвесторы
сталкиваются с дополнительным отбором (включая политическую благонадежность) и
работают в Беларуси по индивидуальному признаку.
Правительство заявляет о
необходимости сохранения контроля за экономическими операциями в стране. Многие
отрасли экономики по-прежнему находятся в исключительной собственности
государства, а прибыльные и стратегические предприятия зачастую де-факто
находятся под контролем правительства.
Неэффективные бюрократические
институты, коррупция, противоречивое толкование законов, отсутствие доверия к
судебной системе и ограничения частного сектора препятствуют притоку
иностранных инвестиций в страну. Иностранные граждане и компании не имеют права
владения землей. Капитальные операции, текущие трансферты, счета резидентов и
нерезидентов также подвергаются ограничениям со стороны правительства. В случае
изъятия собственности правительство, как правило, ссылается на нарушение
законодательства в сфере экономики и не предлагает компенсаций прежним
собственникам.
В субиндексе «Защита прав частной
собственности» Беларусь, как и год назад, также набрала 20 баллов. Структура
прав собственности остается неизменной еще с советского времени, государству
принадлежит земля и сельскохозяйственные предприятия. Судебная система не
защищает в полной мере права частной собственности. Правительство широко
вмешивается в деятельность предприятий. Независимые юристы не могут работать
без лицензии Министерства юстиции. Защита интеллектуальной собственности
является слабой.
С точки зрения уровня коррупции,
эксперты The Heritage Foundation
присвоили Беларуси также 20 баллов (в прошлом году 21 балл, то есть наблюдается
некоторое ухудшение показателя). «Коррупция в Беларуси воспринимается, как
широко распространенное явление. Беларусь занимает 151-е место из 179 стран по
индексу восприятия коррупции Transparency International за 2007 г. Владельцы
экспортно-импортных операций также указывают на широкое распространение
коррупции. Согласно независимых опросов, коррупция наиболее распространена в
местных органах власти, среди директоров крупных госпредприятий, в милиции, а
также в учреждениях здравоохранения и образования», – говорится в отчете.
Хотя, справедливости ради стоит
отметить, что в опубликованном в ноябре 2009 г. рейтинге восприятия коррупции Transparency
International поднялась на 12 позиций вверх – со 151-го на 139-е место (из 180
стран). То есть при учете последних данных по коррупции общая оценка уровня
экономической свободы в Беларуси также должна быть пересмотрена в сторону
улучшения (повышения).
И, наконец, наихудшие результаты
Беларуси зафиксированы в субиндексе «Свобода финансового сектора» – всего лишь
10 баллов (год назад также 10 баллов, нет изменений). В банковской системе
Беларуси преобладает государственная форма собственности, распределение
кредитов не является рыночным.
Несмотря на то, что, начиная с 2006 г. 14 банков было
продано иностранным инвесторам, на долю четырех крупнейших госбанков приходится
более 70% активов банковского сектора. Иностранные банки сталкиваются с рядом
препятствий, при этом ограничения по кредитованию остаются высокими. Бизнес
имеет доступ к различным кредитным механизмам, но бюрократические сложности
отбивают охоту у малых предприятий. Небольшие небанковские финансовые институты
также подвержены вмешательству со стороны госорганов. Фондовый рынок Беларуси
является неразвитым, а количество регулярных сделок с ценными бумагами –
минимальным.
Тем не менее, стоит отметить, что
уровень экономической свободы в Беларуси в 1995-2010 гг. имеет повышательную
тенденцию (см. рисунок 1) и в ближайшие годы указанный индикатор, на наш
взгляд, продолжит расти (с учетом улучшения делового и инвестиционного климата
в стране, с приходом новых иностранных инвесторов и др.).
Впрочем, необходимо отметить, что
статистические данные зачастую являются неточными или неполными (свою роль
могут играть и методологические различия), а экспертные оценки являются
субъективными по своей природе.
Поэтому к подобным индексам
необходимо относиться с определенной долей скептицизма, поскольку и они не
лишены недостатков, зачастую являются необъективными и тенденциозными, содержат
устаревшие данные, неточности и др. Кроме того, есть вопросы, связанные с
определением весов каждого фактора и методами нормирования исходных
статистических данных.
К слову, при составлении рейтинга
за 2010 г.
авторы по возможности опирались на статистические данные за период второе
полугодие 2008 г.
– первое полугодие 2009 г.
При расчете среднегодового уровня инфляции за последние три года использовался
период 2006-2008 гг. и др.
Можно предположить, что в случае
использования более оперативных данных (в том числе и по коррупции) позиции
Беларуси в рейтинге экономической свободы выглядели бы несколько выше.
При подготовке следующего
рейтинга специалистам The Heritage Foundation
целесообразно активнее взаимодействовать с органами госуправления и
академическим сообществом Беларуси, что позволит получить более полные, достоверные
и объективные результаты.
Однако в любом случае нам
необходимо поставить цель попасть в число 50-60 стран мира с наиболее высоким
уровнем экономической свободы, что будет способствовать увеличению притока
иностранных инвестиций, развитию новых технологий и инноваций, повышению уровня
благосостояния и качества жизни населения. Хотя, задача далеко не из простых,
но двигаться в этом направлении, очевидно, нужно.
Для справки
The Heritage Foundation (Вашингтон, основан в 1973 г.) является одним из
ведущих исследовательских центров мира. В настоящее время в институте работает
244 сотрудника, годовой бюджет компании составляет 61 млн. долл.
The Wall Street Journal (основана в 1889 г.) является одним из
ведущих деловых изданий мира. Число подписчиков газеты превышает 3,8 млн. чел.
По итогам 2009 г.
The Wall Street Journal уже 10-й год подряд признается лучшим деловым изданием
по версии BtoB’s Media Power 50.
Полную версию статьи можно
скачать здесь.
Источник: BusinessForecast.by