Перспективы модернизации системы профессионально-технического образования связаны с повышением престижности рабочих профессий. Низкое качество подготовки кадров в профессионально-технических учебных заведениях поставило их выпускников на последнее место в ранжировании индекса трудоустройства молодежи, окончивших обучение и что вышли на рынок труда.
Определение структуры потребностей рынка труда, развитие материально-технической базы образования и обновление программ обучения, привлечение средств юридических и физических лиц обеспечивает реализацию интересов государственных и местных органов власти, образовательных учреждений, работодателей и населения в повышении качества профессионального образования.
Сегодня приоритетами курса на развитие профессионального образования становятся проблемы коммунальной собственности, в частности, переход материальной технической базы профессионально-технических учебных заведений под их юрисдикцию. Сейчас менее 50% из них получили такое право.
Децентрализованный подход к управлению профессиональным образованием, который осуществлен в Украине, ставит вопрос об определении механизма формирования регионального заказа и компенсации затрат учреждений профессионально-технического образования на подготовку специалистов для рынка труда в масштабах региона и территориальных общин.
Необходима содержательная переориентация профессионального образования на современные технологии, что связано с разработкой государственных профессиональных стандартов на компетентной основе и внедрением дуальной системы обучения.
В статье проанализирована практика формирования профессиональных стандартов в Федеративной Республике Германия, результаты использованы для формирования предложений по внедрению инновационных технологий обучения в Украине.
Ключевые слова: профессионально-техническое образование, региональный заказ, квалификационные стандарты, трудовая функция работника, дуальная система подготовки кадров.
Постановка и актуальность проблемы. Для успешности политики реформ в системе профессионально-технического образования необходимо принимать во внимание его комплексный характер, учитывать тесную связь профессионального образования с системой труда и занятости. Комплексность предусматривает организационные и институциональные изменения в позициях всех участников реформ.
Реформы не могут быть реализованы только путем переформатирования внутренней организации и механизма принятия решений на разных уровнях профессиональной системы. Не координированные действия с реальным сектором экономики лишают выпускников учреждений профессионального образования гарантированной и стабильной занятости.
Эффективной будет такая реформа, которая обеспечит тесную связь действующей системы обучения со структурой занятости. Опыт стран ОЭСР, которые сочетают образование с рынком труда, показывает, что этот процесс возможен через инновационные формы регуляции системы обучения, в том числе через так называемое «дуальное образование».
Проведение указанного курса – это сложная задача. Действующая система профессионально-технического образования, которая в основном была ориентирована на крупные монополизированные предприятия, осталась специализированной и несбалансированной с современной структурой экономики, за годы реформ претерпела серьезное разделение труда.
Создание соответствующей структуры профессиональных заведений, ориентированной на разносторонние специальности, совершенствуется медленно. Задача усложняется тем, что не очевидно, какие специальности востребованы рынком труда и насколько они комплиментарны потребностям экономического развития регионов.
Профессионально-техническое образование должно быть перестроено таким образом, чтобы обеспечить трудоустройство и доступ к обучению в течение всей трудовой жизни. Результаты компаративного анализа европейского опыта показывают, что одним из важных средств достижения указанной цели является установление приоритетов в стратегии и тактике проведения реформ и последовательности их осуществления.
Апеллирование к зарубежному опыту необходимо, во-первых, для оценки соответствия текущей украинской практики современным тенденциям в развитии профессионального образования, во-вторых, для координации осуществляемых эмпирических мероприятий, по правилам и подходам, которые применяются в странах, вступивших на путь образовательных реформ.
Соблюдение приоритетов рассматривается как наиболее вероятный сценарий эволюции существующей образовательной модели в условиях роста значения подготовки кадров для обеспечения экономического роста. Такой ракурс исследования пока недооценен в экономических публикациях.
Анализ исследований. Проблемам профессионально-технического образования посвящено много научных работ. Предложения, содержащиеся в них, направлены на снижение рисков реформ. Однако ряд процессов остаются слабо регулируемыми. Общий вектор реформы профессионально-технического образования освещается в национальном докладе о перспективах развития образования.
Он подготовлен коллективом авторов под руководством В.Г. Кремня (Kremen V.), а также в статье Н. Нычкало (N. Nichkalo). Детализированные пути реформирования профессионального образования определены в работе М. Кучинского (M. Kychinski).
В дискуссионном ключе правовые, понятийные и организационные вопросы реформирования образовательной отрасли представлены в статье В. Головинова (V. Golovinov). Эволюционное развитие профессионально-технического образования и возможные варианты его усовершенствования в современных условиях рассмотрены в работе И. Жук (I. Zhuk).
Цель статьи. Учитывая системный характер постановки задачи, подход к решению насущных вопросов должен быть комплексным и охватывать диагностику существующих проблем и обоснование сценариев их решения.
Ключевым приоритетом должно стать повышение качества и доступности услуг государственных и муниципальных учреждений профессионально-технического образования. В центр внимания всех мероприятий необходимо положить профессиональные стандарты, которые соответствуют динамике поведенческих установок молодежи, удовлетворяют потребности работодателей и достоверность прогнозирования рынка труда.
Изложение основного материала. Реформирование профессионально-технического образования сегодня становится настоящим испытанием для страны с точки зрения инвестиций в будущее развитие экономики. Об актуальности перестройки профтехобразования свидетельствует его неудовлетворительное состояние, которое особенно ухудшилось в течение последних лет.
По сравнению с 2000 г. динамика расходов на профессионально-техническое образование не выявила признаков к увеличению относительно ВВП. Удельный вес бюджетных ассигнований в сферу профессионального образования после некоторого подъема в 2010 году остался на уровне 2000 г. и составляет 1% ВВП. В общих расходах сводного бюджета расходы на профессионально-техническое образование уменьшились с 6,1% до 5,5%.
В течение пятнадцати лет профтехобразование оставалось несбалансированным с основными макроэкономическими показателями развития страны. Сохранялась практика его отставания не только от темпов развития ВВП, но и от промышленности, сельского хозяйства, что негативно влияло на хозяйственную активность государства и отдельных отраслей экономики.
Если за период 2000-2015 годов индекс ВВП составил 1,43, промышленности – 1,58, сельского хозяйства – 1,27, то основные показатели профессионального образования демонстрировали негативную динамику.
Индекс снижения количества учреждений ПТУ за этот срок равнялся 0,82, выпускников – 0,62. Такая динамика профессионально-технического образования объясняется ее несоответствием потребностям рынка труда и запросам молодежи.
Причина этого имеет комплексный характер: отсутствие координации между образованием и работодателями, потеря престижности рабочими профессиями, низкое инновационное качество предоставляемых образовательных услуг для предприятий, нацеленных на освоение современных технологий.
В результате уменьшается прием в ПТУ, выпускники не находят рабочих мест. Уровень безработицы среди выпускников ПТУ является самым высоким среди тех, кто получил какое-либо образование.
Украинские эксперты и политики не один год обсуждают возможности модернизации профессионально-технического образования, его адаптации к рынку труда. Однако проблема не решена. Незавершенность реформ приводит к тому, что вся система профессионально-технического образования долгое время находится в неопределенном состоянии с точки зрения ее структуры, дидактических программ, управления и финансирования.
Проблемными вопросами и в дальнейшем является поиск баланса между целями государства, возможностями учреждений профтехобразования и интересами работодателей в обеспечении рынка труда квалифицированными рабочими кадрами.
Решение этой проблемы требует осовременивания системы обучения, систематического составления прогнозов на востребованность профессий и специальностей, усовершенствование организационных форм и увеличение финансирования государственной системы профтехобразования.
Успех реформирования зависит от определения и реализации приоритетов развития профессионально-технического образования, ориентированного на позитивные изменения, основанные на дидактических, экономико-организационных и социальных инновациях с целью усовершенствования практик подготовки конкурентоспособных специалистов.
О реформах в их качественном значении модернизации можно говорить в трех аспектах. Первый аспект характеризует процесс реформ как попытку двигаться вперед по традиционной шкале целей путем последовательных улучшений. Такая эволюционная модель означает постепенное усовершенствование институциональной среды и нивелирует возможные препятствия в ходе реформ.
Во втором аспекте реформы рассматриваются в контексте экономического роста и отождествляются с комплексом экономических и организационных трансформаций, которые соответствуют условиям новых экономических укладов и потребностям работодателей в высококвалифицированной рабочей силе.
Третий аспект означает направление усилий на то, чтобы сравняться с ведущими странами и по совокупности качественных характеристик «новой экономики», что означает курс на «догоняющую модернизацию».
Выбор той или иной трактовки содержания реформ означает интегрирование их целей в процесс модернизации. При этом велика вероятность того, что инновационные изменения по идеологии могут быть консервативными, прогрессивными или элитарными, то есть касаться только определенного сегмента системы профессионального образования, который технократично ориентирован на мажоритарные потребности в подготовке специалистов для отраслей экономики.
Для того чтобы оценить реформационный потенциал системы профессионально-технического образования и предусмотреть возможные риски его снижения следует проанализировать не только содержание преобразований, но и формы и средства адаптации профессионально-технических заведений к новому децентрализованному вектору их развития.
Последний был определен законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2016 год», которым расходы на подготовку кадров в профессионально-технических и других учебных заведениях переданы в местные бюджеты.
С учетом серьезных изменений социального и экономического контекста в финансовом обеспечении социальной инфраструктуры, порождает ряд проблем, решение которых отодвигается на будущие этапы реформ. Во-первых, не определен инновационный приоритет реформы. Обновление технологической базы профессионально-технических учебных заведений не предусмотрено.
Вопросы, которые накопились в части расширения эффективной занятости молодежи, обеспечения ее мобильности, требуют дальнейшего совершенствования в русле государственной молодежной политики.
Во-вторых, правительство Украины определило перечень профессий общегосударственного значения, подготовка по которым осуществляется за средства государственного бюджета.
В указанный перечень входит 19 профессий по таким видам деятельности как сельское хозяйство, добывающая промышленность, машиностроение, транспорт, связь и некоторые другие, которые отнесены к компетенции государства. На их подготовку запланировано выделить 827,4 млн. грн, что составляет 20% от общих расходов сводного бюджета на профессионально-техническое образование.
Остальные средства должны направляться в местные и областные бюджеты, бюджеты городов — областных центров, на подготовку кадров по профессиям, необходимым для регионального рынка труда. При этом целесообразно определить и потребность объединенных территориальных общин в кадровом обеспечении объектов социальной инфраструктуры: опорных школ, дошкольных учреждений, центров первичной медицинской помощи, больниц, социально-культурных объектов.
В условиях нечеткого определения бюджетной политики, поставленную задачу местным органам власти и органам местного самоуправления в обеспечении финансовыми ресурсами в 80% расходов на подготовку кадров в системе профтехобразования, представляется сложной проблемой.
Пространственная структура региональной экономики под влиянием дезинтеграционных тенденций переходного периода будет ощущать последствия дефицита местных бюджетов и соответственно трудности в финансировании профессионально-образовательных учреждений. Попытки адаптироваться к новым условиям функционирования профтехобразования будут толкать местные органы власти к обращениям за помощью к государству, которое трансфертную политику не предусматривает.
Подобный пример пространственного развития профессионально-технического образования, что ограничивает круг возможных вариантов функционирования ПТУ, продемонстрирован разграничением функционального назначения единой системы образования на две части: государственную и местную.
В 2016 г. для финансовой поддержки правительственных инициатив выделена стабилизационная дотация Министерству образования и науки в совокупном размере 598 млн. грн. Средства направлялись на содержание в регионах заведений профтехобразования и урегулирование бюджетного дефицита в 20 городах в связи с необходимостью принятия на их баланс заведений профтехобразования.
Однако шаги правительства оказались недостаточными для согласования проблем, возникших в связи с административным решением по изменению формы собственности ПТУ с государственной на коммунальную.
В небольших городах областного значения финансовая помощь оказалась недостаточной для покрытия расходов на финансирование деятельности учреждений профтехобразования и содержание их материальной базы. Условием достаточного финансирования является получение профессионально-техническими учебными заведениями прав собственности на целостные имущественные комплексы и земельные участки.
В 2016 г. только 302 заведения, а это 48% подчиненных Министерству образования и науки Украины, документально получили такое право. В результате дефицит бюджета профессионально-технических учебных заведений составил на конец 2016 г. 1,15 млрд. грн, что составляет 27,7% их общих финансовых расходов.
Ограниченность бюджетных расходов обостряет проблему восстановления ресурсной базы профессионально-технического образования, которая требует кардинального обновления. В настоящее время в ПТУ созданы 18,1 тыс. учебных кабинетов, 3,7 тыс. лабораторий и 6,4 тыс. учебно-производственных мастерских, в которых используется оборудование, сельскохозяйственная и другая техника, срок эксплуатации которых составляет: до 10 лет – 10%; от 10 до 20 лет – 31%; свыше 20 лет – 59%.
Острый дефицит кабинетов и лабораторий, учебно-производственных мастерских, мастеров производственного обучения, преподавателей ощущался уже десять лет назад. За прошедшие годы он только усилился. Особенно опасным является положение в учебных заведениях металлургического, машиностроительного, горнорудного, строительного профиля. Нуждаются в ремонте более 1700 учебных производственных помещений, 656 других объектов, 157 котельных. На их восстановление необходимо 162,2 млн. грн.
Бюджеты учреждений профессионально-технического образования реально являются бюджетами не развития, а выживания: 90% расходов составляют заработная плата, стипендиальное обеспечение, питание, оплата за энерго-, тепло — и водоснабжение. Лишь 10% — это расходы на развитие учебного заведения.
Учитывая современную профессиональную парадигму теоретического обоснования, сеть ПТУ нуждается в оптимизации на основе структурирования перечня рабочих профессий.
Сейчас их несколько сотен, что не соответствует задаче создания интегрированных, широко профильных профессий. Сейчас изменения на рынке труда связываются с появлением принципиально новых профессий и специальностей (в частности, интегрированных и укрупненных).
В «Национальном классификаторе профессий» (классификатор профессий ДК 003:2010) и «Государственном перечне профессий по подготовке квалифицированных рабочих в профессионально-технических учебных заведениях» не учтены новые профессии, в частности, интегрированные, в которых нуждается рынок труда.
Большинство из разработанных и утвержденных МОН Украины стандартов профессионального образования готовились по устаревшим методикам без участия работодателей, поэтому не отвечают современным рыночным требованиям и не могут использоваться для качественной подготовки квалифицированных рабочих.
Современная инновационная организация профессионально-технического образования применяет такое новое понятие как региональный заказ на подготовку кадров. Оно не имеет четкого правового оформления. Действующее законодательство не отражает дифференциацию рынка труда, особенности возникновения новых форм занятости, организации и оплаты труда на региональном уровне и уровне местного самоуправления.
Из-за отсутствия определения «регионального заказ» в действующем законодательстве необходимо внести изменения в законы Украины «Об образовании», «О профессионально-техническом образовании», а также «О формировании и размещении государственного заказа на подготовку специалистов, научных, научно-педагогических и рабочих кадров, повышение квалификации и переподготовки кадров».
Приспособление профессионального образования к новым условиям функционирования может происходить благодаря прогнозированию спроса на подготовку специалистов.
Современный порядок формирования государственного заказа на основе среднесрочного прогноза потребности в специалистах и рабочих кадрах на рынке труда является несовершенным. Это обостряет противоречие между спросом на рабочую силу со стороны работодателей и государственным заказом на подготовку кадров, не учетом имеющихся и перспективных потребностей рынка труда в Украине.
Назрела необходимость серьезно скорректировать методику прогнозирования. Нужна надежная информационная база о состоянии рынка труда и профессионально-квалификационной структуры предложения рабочей силы. Нужны показатели, которые позволяют получить достоверное представление о потребности в специалистах. Существует практика, когда работодатели получают информацию о профессиональных кадрах через рекрутинговые агентства.
Распространены формы прямого сотрудничества образовательных учреждений и работодателей, прямого заключения ими договоров с образовательными учреждениями.
В условиях неразвитости институтов рынка, когда экономика ограничена в информационной оценке процессов технологического развития ведущих отраслей экономики, бизнес пытается взаимодействовать с образовательными учреждениями на государственном и корпоративном уровне через локальные формы, в том числе двух — или многосторонних соглашений.
Однако из поля зрения исчезают перспективы восстановления экономического роста и соответствующей ему структуры занятости и системы подготовки кадров.
Необходимым компонентом государственной программы профессионального образования должна стать разработка квалификационных стандартов специальностей. Большинство действующих стандартов устарело и не соответствует требованиям высокотехнологичной деятельности.
Зарубежные аналоги трудно адаптировать к украинскому техническому парку оборудования, информационному и инструментальному обеспечению производства. Квалификационные стандарты должны учитывать технико-технологическую специфику специальностей в промышленных отраслях и социальной сфере. Поэтому они охватывают профессиональную практическую и теоретическую подготовку.
Медленное решение проблемы гармонизации образовательных и профессиональных стандартов в Украине ставит эту проблему в ряд важных научно-практических задач на ближайшую перспективу. На методологическом уровне она решается междисциплинарным синтезом правового регулирования и административного управления на основе трудового кодекса и отраслевых нормативных актов.
Исследуя указанную проблематику необходимо акцентировать внимание на дефинициях, поскольку в проекте нового закона «Об образовании» вопросы стандартов не дифференцируется должным образом и не согласованы с положениями «Национального доклада о состоянии и перспективах развития образования», где ставится вопрос о необходимости корреляции образовательных и профессиональных стандартов.
В научной литературе и законодательстве Украины вопрос взаимодействия образовательных и профессиональных стандартов не ставится. В проекте закона «Об образовании», который упомянут выше, определены только образовательные стандарты. В Кодексе законов о труде Украины понятие профессиональных стандартов отсутствует.
В коллективной монографии «Профессиональные стандарты: теория и практика разработки» акценты ставятся на профессиональном содержании стандартов. В то же время концептуальный подход, сложившийся в начале 1990-х гг. в европейских странах, предусматривает формирование образовательных программ на основе, во-первых, взаимодействия образовательных и профессиональных стандартов, во-вторых, – обновленного представления о содержании профессиональных стандартов.
Образовательные стандарты здесь — это государственные образовательные стандарты. Основными объектами стандартизации в профессионально-техническом образовании являются объемы учебной нагрузки и уровень подготовки учащихся.
Новый этап в развитии профессионально-технического образования, начатый в 2016 г. распределением системы профтехобразования на государственную и региональную, очевидно, предполагает и дифференциацию образовательных стандартов на государственные и региональные. Государственным и местным компонентом образовательных стандартов определяется минимальное содержание образовательных программ государственного и местного значения.
При этом государственные и местные стандарты профессионального обучения в профессионально-технических учреждениях должны быть скоординированы с формами профессиональной подготовки и повышения квалификации на производстве. Организация профессионально-технической подготовки кадров должна быть охвачена всеми уровнями правового регулирования трудовых отношений: советами социального партнерства на национальном и региональном уровнях, коллективными и трудовыми договорами.
Профессиональные стандарты устанавливают минимально необходимые требования к профессиональному уровню работника, которые соответствуют производительности и качеству выполняемых работ в определенной отрасли экономики.
Итак, профессиональный стандарт характеризует квалификацию, необходимую работнику для осуществления профессиональной деятельности и содержит перечень должностей и соответствующие им образовательные уровни и умения. Это свидетельство того, что в сфере профессиональной стандартизации понятия «профессиональных стандартов» и их разновидность «профессиональные стандарты нового типа» рассматриваются только как конкретный вид порученной работы по штатной должности, или по профессии.
Такая односторонняя трактовка профессиональных стандартов сужает понятие трудовой функции работника и соответственно ограничивает концепцию обучения. В законодательстве Украины, в частности в Кодексе законов о труде Украины, понятие «трудовая функция работника» не применяется, что не отвечает современному пониманию профессиональных и образовательных стандартов.
В европейских странах программы профессионального обучения основываются на широкой трактовке образовательных стандартов, основанных на профессиональных компетенциях.
Содержание профессиональных компетенций не ограничивается только квалификациями, характеристиками и умениями. Оно предусматривает способность работника использовать новые технологии, самостоятельно принимать действия для решения профессиональных проблем в новых ситуациях.
Образование, в основу которого положены компетенции, имеет две степени: учебную, на котором приобретаются базовые компетенции, достаточные для выхода на рынок труда, и непрерывную, где обучение ориентировано на освоение компетенций.
Упор на фактор компетенции, как на более значительное направление по обеспечению потребностей для рынка труда, требует переосмысления методов по обучению в профессионально-технических учреждениях.
Международная организация труда предоставляет связи между компетентностью, квалификацией и непрерывным обучением главную роль в организации профессионального образования. При этом международная организация труда разграничивает эти понятия. Термин «непрерывное обучение» охватывает всю учебную деятельность, которая осуществляется на протяжении всей жизни для развития компетентности и квалификации.
Термин «компетентность» объединяет знания, навыки и производственный опыт, применяемые и совершенствующиеся в конкретных условиях. «Квалификация» — это официальное выражение технических или профессиональных навыков работника, которые признаются на международном, национальном или отраслевом уровне.
В соответствии с этим трудовая функция работника, основанная на компетенциях, обеспечивает гибкость образовательных программ и возможность трудоустройства, уменьшение затрат на обучение и переобучение рабочего в случае изменения места труда.
Адаптация образовательных и профессиональных стандартов связана с внедрением дуального образования в систему обучения. Основателем дуального образования считается Германия. В 1960-х гг. такие крупные корпорации, как Mercedes и Siemens, остро ощущая нехватку квалифицированных инженерных кадров, выступили инициаторами дуального способа обучения. От Германии эту систему переняли Канада, Австрия, Швейцария и другие страны.
Дефиниция «дуальная система» отражает основной принцип профессионального образования и подготовки кадров, устанавливающий взаимодействие между двумя партнерами – предприятиями и образовательными учреждениями.
Дуальное образование в Германии закреплено на законодательном уровне. В 1969 г. впервые принят общенациональный закон о профессиональном образовании, которым заложена основа сотрудничества между работодателями, профсоюзами и правительством с целью содействия получению профессиональной подготовки и квалификации.
Для достижения всесторонней профессиональной дееспособности кадров в закон о профессиональном образовании в 2005 г. внесена поправка, которой расширено положение относительно «знаний и умений» за счет введения в законодательное поле понятия компетенции. Это определило классификационные особенности немецкой системы образования и использование трех терминов для характеристики процесса профессионально-технического обучения: профессиональных, образовательных и квалификационных стандартов.
Профессиональные стандарты описывают требования к работникам, основные трудовые функции, которые выполняют работники, задачи и профессиональную деятельность, а также типовые компетенции для определенной профессии.
Образовательные стандарты определяют предполагаемый результат процесса обучения, что дает основания для присуждения квалификации; учебную программу в контексте содержания, целей обучения и учебного плана; а также методы обучения и организации обучения, например, обучение на базе предприятия или на базе учреждения. Образовательные стандарты содержат задания для учащихся, содержание которых является основой и мотивационным фактором эффективного труда.
Квалификационные стандарты описывают предмет оценки, критерии выполнения, методы оценки, состав комиссии, которая имеет право предоставлять квалификацию. Квалификационные стандарты характеризуют освоение программы обучения и способность выпускников профессиональных учебных заведений к труду.
Инновация заключается в том, что в Германии профессиональные стандарты повсеместно используются в тесной связи с учебными профессиями. В дуальной системе образования профессиональные стандарты комбинируются с образовательными и квалификационными стандартами. Хотя профессиональные стандарты наделены определенными функциями, однако отдельно их не разрабатывают. Они являются частью интеграционного процесса разработки образовательных и квалификационных стандартов.
Таким образом, дуальная система регулирует обучение на предприятии и в учебных заведениях как процесс, а не как результат выполнения количественных норм.
Нормы и требования отдельно положены в основу присуждения квалификации.
Немецкий закон о профессиональном образовании является федеральным законом, устанавливающим обязанности правительства и земель для организации обучения.
Федеральное правительство несет ответственность за регулирование профессионального обучения на предприятии, правительство земель отвечает за учебные планы для профессиональных учебных заведений. Двойственность системы организации, управления профессионально-техническим образованием и подготовкой схематично представлены в работе.
Финансирование профессиональной подготовки на предприятиях обеспечивается бюджетом федеральных земель, обучение в учебных заведениях – муниципальным (местным) бюджетом.
Несмотря на положительные последствия применения дуальной системы, она не обеспечивает потребности немецкой экономики в подготовке кадров. Из 90% компаний, имеющих разрешение на обучение на производстве, лишь 21% предприятий предлагают профессиональное обучение. Для мобилизации ресурсов на профессиональную подготовку государство создает соответствующую правовую основу.
В закон о профессиональном образовании в 2005 г. внесены поправки, расширяющие позицию «знания и умения» за счет введения в текст закона понятия «компетенции». Это сделано с целью достижения всесторонней профессиональной подготовки молодежи.
К тому же федеральное правительство Германии принимает меры к интеграции системы профессиональной подготовки в программы модернизации, повышения качества и обеспечения социального равенства. Такой подход в понятийном значении соответствует категориальному содержанию «трудовой функции работника», о которой упоминалось выше.
Только в Германии он имеет правовое и организационное решение. Институциональным механизмом этого служат законодательные положения о профессиональном обучении, которые определяют цели, содержание и требования к каждой профессии. Их принимает Федеральное министерство экономики и технологий ФРГ.
Положения о профессиональном обучении касаются только профессионального обучения на базе предприятия, в них содержится описание профиля профессии, который рассматривается фактически как профессиональный стандарт. В последние годы в связи с введением немецкой квалификационной рамки происходит движение в сторону описания профессиональных стандартов на основе компетенций.
В Германии дескрипторы (лексические единицы) компетенций соответствуют дескрипторам национальной рамки квалификаций, однако сама рамка квалификаций не соответствует европейской, что негативно сказывается на согласовании позиций описания профессионального профиля. Немецкий опыт свидетельствует, что европейская модель знаний, умений и компетенций должна быть справочным материалом для определения национальных профессиональных стандартов.
Примечательно, что немецкая практика показывает, что описание профессионального профиля не должно содержать точного названия технологий и изделий. Такие названия обычно не остаются на долгое время, в данном случае пришлось бы часто вносить исправления в положение об обучение. Кроме того, описание не должно быть слишком подробным или слишком абстрактным.
Предприятия обычно стараются придерживаться курса на узкоспециализированную подготовку, что удовлетворяет сиюминутную потребность в кадровом обеспечении технико-технологического процесса и дает прибыль.
Однако ученик, прошедший такое обучение, имеет ограниченные возможности на рынке труда. Недостаточный профессиональный профиль противоречит спросу на гибкого специалиста, компетентность которого позволяет ему эффективно адаптироваться к изменениям в технологических процессах.
Опыт Германии свидетельствует, что для построения профессиональных стандартов и учебных профессиональных программ нужен новый дидактический подход к разработке структуры профессионального профиля. Профессиональные профили, ориентированные на аудиторную теоретическую нагрузку, необходимо заменить профессиональными профилями, в значительной степени ориентированными на производственные процессы.
Выводы. Система профессионально-технического образования подлежит кардинальному переформатированию. В этой отрасли акценты сместились с государственного направления на региональный уровень с использованием новых инструментов (в том числе и трансфертных) и с привлечением работодателей к разработке профессиональных стандартов и финансированию подготовки кадров.
Такой организационный переход может улучшить профессионально-техническое образование и вывести его на качественно новый уровень. Однако для этого пока не сложились необходимые условия.
Методологической основой, соответствующей задачам модернизации профессионально-технического образования, является функционализм. Экономическое и социальное закрепление конкретных функций за государственными и региональными органами власти, структурами бизнеса в нормативно-процессуальных формах их выявления – необходимый шаг к реализации регулятивных принципов сочетания статуса и функций институциональных агентов системы профессионально-технического обучения.
Обеспечение такого подхода требует четких дефиниций. Приоритетными должны стать понятия профессиональных стандартов, дуальной системы профессионально-технического образования, регионального заказа, компетентности, которые определяют постоянство профтехобразования и его влияние на занятость.
Большое значение приобретает функциональное содержание коммунальной собственности: присвоение, распоряжение, использование, на основе чего формируется экономичный механизм развития ПТУ и подготовки кадров, а также прогнозная модель рынка труда и социализация молодежи; трансфертная политика в отношении учреждений профессионально-технического образования, эффективность нее определяется реализацией делегированных и собственных обязательств местных бюджетов.
Положительную роль должен сыграть опыт Германии, в частности, нестандартного дидактического подхода к определению профессионального профиля на основе дополнительных компетенций.
Автор: В.M. Новиков, доктор экономических наук, профессор, зав. отделением, Институт демографии и социальных исследований им. М.В. Птухи НАН Украины, E-mail: valery.economy@ukr.net
Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.