Развитие рынка платежных карт в Украине в 2019 г.

В Украине в 2019 году продолжал увеличиваться объем операций (безналичных и получение наличных) с использованием банковских платежных карт. Об этом говорится в годовом отчете центрального банка страны.

Операции с использованием платежных карт

Так, количество операции с использованием платежных карточек, эмитированных украинскими банками, достигло 5 057,3 млн. шт. (на 29,2% больше, чем в 2018 году), а их сумма – 3 576,7 млрд. грн. (на 24,3% больше, если сравнить с предыдущим периодом).

Большинство этих операций осуществлено в собственной сети украинских банков-эмитентов (60,6% от количества и 78,5% от суммы всех операций с картами). В сетях других банков-резидентов произведено 35,9% от количества и 17,3% от суммы операций с карточками.

За пределами Украины объем операций с картами, эмитированными банками-резидентами, оставался незначительным и составил 3,5% от количества и 4,3% от суммы всех операций с карточками.

В то же время операции по карточкам, эмитированным банками-нерезидентами, на территории Украины составляли лишь 1,2% от количества и 2,0% от суммы всех таких операций.

В 2019 году, если сравнить с 2018 годом, количество безналичных операций с использованием платежных карт выросло на 35,6% до 4 167,1 млн. шт. (82,4% от общего количества), а сумма – на 38,6% и достигла 1 798,3 млрд. грн. (50,3% от общей суммы операций с картами).

Более половины количества безналичных операций с использованием платежных карточек (51,2%) осуществлено в торговой сети, их сумма составила 28,5% всех безналичных операций. В то же время более трети этих операций (36,1% количества, 35,9% суммы) – операции с использованием бесконтактной технологии оплаты.

Кроме того, 42,4% от суммы безналичных операций с использованием платежных карточек – это перевод с карты на карту, их количество составляло 11,4%.

Эмиссия платежных карт и их виды

Количество карт, эмитированных украинскими банками, по состоянию на 1 января 2020 года составило 68,9 млн. шт. Это на 16,0% больше, чем в предыдущем году. Среди них активные карточки, они составляли 42,2 млн. шт. (61,2 % эмитированных карт).

Безопасность, скорость и удобство бесконтактных платежей, как с использованием бесконтактных карт, так и с помощью смартфонов и других NFC-устройств, побуждает к распространению карт, которые поддерживают такую технологию оплаты. Так, количество бесконтактных платежных карт по 2019 году увеличилось более чем вдвое – с 3,9 млн. шт. до 8,6 млн. шт. карточек.

Количество токенизированных платежных карточек по состоянию на 1 января 2020 года выросло до 2,5 млн. шт. Всего 26,5% активных карточек — это бесконтактные и токенизированные карты.

Наибольшее количество активных карточек (28,7 млн. шт. или 68,1%) – это карты, эмитированные в международной платежной системе MasterCard.

Второе и третье место по количеству активных карт занимают международная платежная система VISA (12,9 млн. шт. или 30,7%) и система «ПРОСТОР» (0,5 млн. шт. или 1,1%).

По состоянию на 01.01.2020 на одного украинца приходилось 1,2 активных карт.

Лидерами по эмиссии карточек являются:

АО КБ “ПРИВАТБАНК” (47,6% всех эмитированных карт),

АО “Ощадбанк” (21,0%),

АО “Райффайзен Банк Аваль” (5,3%).

Платежная инфраструктура

Одним из факторов роста безналичных операций в 2019 году, это развитие платежной инфраструктуры. Так, количество платежных терминалов в торговой и сервисной сети, если сравнить с 2018 годом, выросло на 19,7% до 333,8 тыс. шт., из них 302,1 тыс. шт. (90,5%) – бесконтактные терминалы.

В общем, количество платежных терминалов в торговой и сервисной сети за последние пять лет выросло почти вдвое с 174,3 тыс. шт. до 333,8 тыс. шт. В то же время в течение последних трех лет наблюдается постепенное ежегодное уменьшение банковских устройств (банкоматов, ПТКС и платежных терминалов) с 56,6 тыс. ед. до 52,3 тыс. ед.

Активная карта – это карточка, по которой в течение последних трех месяцев была осуществлена хотя бы одна расходная операция.

Количество платежных терминалов в торговой и сервисной сети в расчете на один млн. постоянного населения Украины за год выросло с 7,1 тыс. ед. до 8,4 тыс. ед. (на 18,3%).

Региональное распределение торговых терминалов оставалось довольно неравномерным.

Лидерами по этому показателю были г. Киев (21,9 тыс. терминалов на 1 млн. населения), Киевская (12,0 тыс. терминалов) и Днепропетровская (11,2 тыс. терминалов) области. Наименьшее количество терминалов в расчете на 1 млн. населения в Закарпатской (4,6 тыс. терминалов), Донецкой (3,5 тыс. терминалов) и Луганской (2,1 тыс. терминалов) областях.

Наибольшее количество торговых терминалов – в АО КБ “ПРИВАТБАНК” (60,8% всех торговых терминалов), АО “Ощадбанк” (16,9%) и АО “Райффайзен Банк Аваль” (8,3%).

Деятельность систем перевода средств в Украину

В течение 2019 года услуги по переводу денежных средств фактически предоставляли 37 систем перевода средств, из них: 30 систем, созданных резидентами; 7 систем, созданных нерезидентами.

Всего за 2019 год с использованием систем перевода средств, созданных как резидентами, так и нерезидентами, переведено:

в пределах Украины – 197,9 млрд. грн. (7 679,4 млн. долл. в эквиваленте);

в Украине — 2270,6 млн. долл. – в эквиваленте;

за пределы Украины – 398,1 млн. долл. в эквиваленте.

Деятельность систем перевода средств, созданных резидентами

В течение 2019 года услуги по переводу средств предоставляли 7 систем, созданных банками, 14 систем, созданных небанковскими учреждениями, и 9 внутрибанковских систем перевода.

С использованием систем перевода средств, созданных банками и небанковскими учреждениями – резидентами в 2019 году было переведено:

в пределах Украины – 197,8 млрд. грн. (7 677,3 млн. долл. в эквиваленте);

в Украине — 143,3 млн. долл. в эквиваленте;

с Украины – 5,8 млн. долл. в эквиваленте.

Лидером по сумме переводов в пределах Украины в 2019 году были системы перевода средств “NovaPay” (3 344,6 млн. долл. в эквиваленте) и “Почтовый перевод” (1 748,6 млн. долл. в эквиваленте).

Деятельность систем перевода средств, созданных нерезидентами

В течение 2019 года в Украине деятельность осуществляли 7 систем перевода средств, созданных нерезидентами, из которых четыре системы из США, по одной – из Грузии, Канады и Азербайджана.

За 2019 год системами, созданными нерезидентами, были переведены:

в пределах Украины – 54,7 млн. грн. (2,1 млн. долл. в эквиваленте);

в Украине – 2127,3 млн. долл. в эквиваленте;

с Украины – 392,3 млн. долл. в эквиваленте.

Первое место по объемам переводов, как в Украину, так и из Украины в 2019 году занимает система Western Union (61% трансграничных переводов в Украине и 75% – из Украины).

Украина остается страной-реципиентом трансграничных переводов. В течение 2019 года сумма средств, полученных в Украине с использованием международных систем перевода средств, почти в шесть раз превышает сумму средств, отправленных за ее пределы.

В 2019 году значительные объемы переводов в Украину поступали из США (18%), Израиля (14%) и Италии (9%).

Наибольшие объемы переводов из Украины в 2019 году отправлялись в Российскую Федерацию (31%), Грузию (11%) и Азербайджан (6%).

Прием платежей наличными для последующего перевода

В течение 2019 года услуги по приему наличных для дальнейшего перевода предоставляли:

с помощью платежных устройств:

19 небанковских учреждений – участников систем перевода средств, 33 банки с помощью собственных платежных устройств и 11 агентов банков.

через пункты приема наличных:

27 небанковских учреждений – участников систем перевода средств и 18 агентов банков.

Сумма принятых платежей наличными для дальнейшего перевода в 2019 году составляла 643,3 млрд. грн., что на 27,7% больше, чем в 2018 году.

Большая часть платежей наличными была принята с помощью платежных устройств, принадлежащих банкам (459,7 млрд. грн. или 71,5%).

Открытие банками счетов клиентам

Банки Украины по состоянию на 1 января 2020 года обслуживали 61,9 млн. клиентов, в частности:

субъектов хозяйствования – 2,5 млн. клиентов, из них 1,4 млн. клиентов – ФЛП;

физических лиц – 59,4 млн. клиентов.

Так, клиенты банков открыли 119,1 млн. счетов. Для субъектов хозяйствования открыто 4,7 млн. счетов, в том числе 4,5 млн. текущих счетов и 0,2 млн. вкладных счетов.

Более 1,7 млн. субъектов хозяйствования обслуживаются дистанционно, что дает возможность клиенту банка оперативно отследить имеющиеся средства на счете и проводить транзакции по нему.

Для физических лиц открыто 114,4 млн. счетов, в том числе 97 млн. текущих счетов и 17,4 млн. вкладных счетов.

В 2019 году количество счетов, открытых субъектами хозяйствования выросло на 8%, а счетов физических лиц – на 25%.

Электронные деньги

Рынок электронных денег в Украине динамично развивается с 2014 года.

В 2019 году, если сравнить с 2018 годом, банки-эмитенты увеличили:

объем выпущенных электронных денег – почти в 2,5 раза (на 119,7 млн. грн.) с 83,2 млн. грн. до 202,9 млн. грн.;

объем операций с электронными деньгами – в 2,3 раза (на 9 489 млн. грн.) с 7 225 млн. грн. до 16 714 млн. грн.;

количество “электронных кошельков” – на 17% (на 11,2 млн. шт.) с 62,7 млн. шт. до 73,9 млн. шт.

В 2019 году банки осуществляли выпуск и другие операции с такими электронными деньгами:

“Макси” (АО “ТАСКОМБАНК”);

“XPAY” (АО “БАНК СІЧ”);

“FORPOST” (АО “АЛЬФА-БАНК”);

«Глобалмани» (ПАО КБ “ГЛОБУС”/АО “БАНК АЛЬЯНС”);

«ЭЛЕКТРУМ» (АБ «УКРГАЗБАНК”);

«ALFA-MONEY “ (АО «АЛЬФА-БАНК”);

MasterCard ПАО “БАНК “ВОСТОК”,

ПАО “АЛЬФА-БАНК”, АО “ТАСКОМБАНК”,

ПАО КБ “ПРИВАТБАНК”, АО “ПУМБ”,

АО «КРИСТАЛБАНК», АО «ОЩАДБАНК”;

Visa (АО «ОЩАДБАНК», ПАО «ПУМБ», ПАО КБ «ПРИВАТБАНК», АКБ «ИНДУСТРИАЛЬБАНК», АО АКБ ”КОНКОРД“, АО «МЕГАБАНК“, АО «Райффайзен Банк Аваль”);

«ПРОСТОР» (АБ «УКРГАЗБАНК“, АО «АЛЬФА-БАНК», АО «ЮНЕКС БАНК», АО «БАНК ВОСТОК»).

Система электронных платежей Национального банка Украины

В 2019 году мы обеспечили высокий уровень проведения межбанковских платежей в национальной валюте через систему электронных платежей (далее – СЭП) и создали все условия для удовлетворения потребностей ее участников.

96% межбанковских переводов в национальной валюте в пределах Украины по итогам 2019 года обеспечено этой государственной банковской платежной системой.

В части регулирования деятельности СЭП в течение 2019 года введены:

автоматическое проведение платежей в файловом режиме, не подтвержденных непосредственным участником СЭП – получателем средств на конец банковского дня, что является одной из предпосылок для работы СЭП в круглосуточном режиме;

применение электронной подписи при формировании межбанковского электронного расчетного документа вместо электронной цифровой подписи;

формирование межбанковского электронного расчетного документа в связи с переходом на международный стандарт номера банковского счета «IBAN».

Национальная платежная система » Украинское платежное пространство” 

В течение 2019 года мы продолжили работать над развитием и продвижением Национальной платежной системы “Украинское платежное пространство” (далее – НПС “ПРОСТОР”). Это является одной из задач Комплексной программы развития финансового сектора Украины до 2020 года.

Основным приоритетом на 2019 год стало расширение платежной инфраструктуры приема карт НПС “ПРОСТОР” и обеспечение условий, при которых владельцы карт смогут быстро и удобно осуществлять расчеты за товары или услуги на всей территории Украины, в частности в сети Интернет.

Участники НПС “ПРОСТОР”

На конец 2019 года НПС “ПРОСТОР” насчитывала 51 участника (50 банков и национальный оператор почтовой связи). Также в течение года в НПС “ПРОСТОР” присоединилось два украинских банка: АО “Банк Форвард” и АО “МОТОР-БАНК”. Одновременно АО “Укрсоцбанк” завершил свою деятельность на рынке банковских услуг, что привело к исключению его из участников системы.

Количество участников, осуществляющих эмиссию и/или эквайринг в НПС “ПРОСТОР”, возросло до 31 банка. Это произошло благодаря тому, что в 2019 году в систему подключились семь новых банков (АО “БАНК ФОРВАРД”, АО “АКБ “КОНКОРД”, АО “БАНК ТРАСТ-КАПИТАЛ”, АО “АЛЬТБАНК”, АО “БАНК “ПОРТАЛ”, АО “МОТОР-БАНК”, АО “КОМИНВЕСТБАНК”) и один независимый процессинговый центр (ООО “ПРОКАРД”).

Также в 2019 году компания Thales DIS France S.A. получила статус производителя платежных карт НПС «ПРОСТОР», что расширило перечень уполномоченных производителей карт системы, в частности ранее анонсированных кобейджинговых платежных карт «ПРОСТОР-Union Pay».

Платежная инфраструктура

НПС “ПРОСТОР”  

По состоянию на конец 2019 года 98% сети торговых платежных терминалов Украины обслуживали карты НПС “ПРОСТОР”, в том числе и бесконтактные. Это на 3 процентных пункта (п.п.) больше, чем в начале 2019 года.

Количество банкоматов, обслуживавших платежные карты НПС «ПРОСТОР» по состоянию на конец 2019 года, составляло 17,0 тыс. шт. (87% от общего количества банкоматов Украины, что на 2 п. п. больше по сравнению с началом 2019 года).

Также, одним из ключевых достижений 2019 года стало существенное расширение сети приема карт НПС “ПРОСТОР” в Интернете.

Это стало возможным благодаря подключению крупнейших Интернет-магазинов и сервисов банков-эквайров: АО “Ощадбанк”, АО КБ “ПРИВАТБАНК” (сервис LiqPay), АО “Райффайзен Банк Аваль”, АО “ТАСКОМБАНК”, АБ “Южный” и ПАО “БАНК ВОСТОК”.

В итоге это позволило обеспечить прием карт НПС «ПРОСТОР» в более чем 80% интернет-магазинов и маркетплейсов.

Платежные карты НПС “ПРОСТОР” и операции с их использованием 

За 2019 год общее количество платежных карт НПС ”ПРОСТОР», эмитированных банками-участниками системы, выросло на 7% до 625,3 тыс. шт. В то же время 77% из них – это активные платежные карточки (или 483,7 тыс. шт.).

По итогам 2019 года объем операций с использованием платежных карт НПС “ПРОСТОР” и электронных денег, эмитированных банками участникам системы, составил 28 536 млн. грн. Это на 25% превышает показатели 2018 года. Количество таких операций составляло 24 219 тыс. шт., что на 79% больше, если сравнивать с итогами предыдущего года.

73% операций осуществленных с использованием платежных карт НПС «ПРОСТОР» в 2019 году осуществлялись в собственной сети банков-эмитентов системы. Количество межбанковских трансакций, обработанных центральным маршрутизатором НПС “ПРОСТОР” за 2019 год, составило 2 997 тыс. шт. (наблюдался рост на 46% против предыдущего года), а их объем вырос почти вдвое и составил 1 969 млн. грн.

Участники системы BankID НБУ

В 2019 году произошло расширение круга участников системы BankID НБУ. В системе BankID НБУ могут пользоваться клиенты любого банка, подключенные в систему. За этот год в систему подключилось шесть банков.

Поэтому по состоянию на 1 января 2020 года система BankID НБУ насчитывала 11 таких банков-участников. Это: АО “Альянс-банк”, АО “Банк ФОРВАРД”, акционерный банк “ЮЖНЫЙ”, АО “ПУМБ”, Monobank (АО “Универсал Банк”), АО “Ощадбанк”, АО “Кредобанк”, АО АБ “Радабанк”, АО “МОТОР-

БАНК”, ПАО “Банк Восток”, АО “Идея Банк”.

Ряд банков завершают интеграционные тестирования в системе. Например, АО “ПРИВАТБАНК“ уже успешно осуществил все тестирования и в ближайшее время планируется его подключение в промышленную среду.

Также в 2019 году произошла интеграция системы BankID НБУ с Министерством цифровой трансформации – в мобильном приложении “Действие”. Система BankID НБУ используется как один из основных инструментов идентификации пользователей для получения ими государственных сервисов.

По состоянию на конец 2019 года в системе BankID НБУ работали 15 абонентов-поставщиков услуг, из них семь коммерческих учреждений были подключены в течение 2019 года.

Благодаря этому расширился перечень сайтов, на которых пользователи системы BankID НБУ смогли дистанционно получить доступ к банковским, административным (государственным), финансовым, коммерческим услугам и тому подобное.

Количество операций, обрабатываемых системой, значительно возросло в 2019 году и составляло более 300 тыс. шт. Это почти в 15 раз (на 1433 %) больше, чем в 2018 году.

Внедрение коммерческого использования системы BankID НБУ

В 2020 году запланировано внедрение коммерческого использования системы BankID НБУ. Речь идет об установлении тарифов для абонентов-поставщиков услуг, предоставляющих финансовые и / или коммерческие услуги пользователям. Это позволит банкам-идентификаторам монетизировать передачу данных таким абонентам.

В то же время для административных и некоммерческих сервисов идентификация останется бесплатной.

Для внедрения модели коммерческого использования системы BankID НБУ в 2019 году принят ряд изменений в нормативно-правовые и регуляторные акты Национального банка Украины, в частности:

создан коллегиальный орган правления Национального банка – Совет системы BankID Национального банка для выполнения функций развития, сопровождения и обеспечения деятельности этой системы;

разработано и опубликовано для публичного обсуждения новое Положение о системе BankID НБУ;

одобрен перечень тарифов на услуги между абонентами за услуги электронного подтверждения идентификации пользователей средствами системы BankID НБУ;

разработан пакет других документов, регулирующих вопросы межабонентских расчетов и внедрение коммерческой модели использования системы BankID НБУ.

Изучение возможности выпуска цифровой валюты е-гривны центральным банком 

В 2019 году мы обобщили свои исследования по изучению возможности выпуска цифровой валюты центральным банком и опубликовали Аналитическую записку по итогам пилотного проекта по выпуску собственной цифровой валюты – е-гривны.

В рамках этого проекта мы проанализировали международный опыт, исследовали правовые аспекты, макроэкономический эффект и отрабатывали оптимальные варианты бизнес-модели обращения е-гривны. Параллельно с теоретическим изучением проект Национального банка включал и практическую часть. Для испытания технологии блокчейн-платформы, в обращение был выпущен ограниченный объем е-гривны.

Операции с использованием е-гривны тестировались рабочими группами при участии Национального банка, компаний-волонтеров, а также Всемирного банка, эксперты которого оказывали нам консультации в рамках технической помощи.

В результате мы получили полезные выводы относительно выпуска собственной цифровой валюты, ключевые из которых следующие:

е-гривна может рассматриваться как альтернатива имеющимся средствам и инструментам розничных платежей — наличностью, платежным поручением, платежными картами и электронными деньгами.

Преимуществами е-гривны является простота использования, доступность, безопасность (погашение и расчеты гарантируются Национальным банком) и скорость расчетов;

учитывая, что пилотный проект имел ограниченный перечень операций и круг пользователей, а также небольшое количество и объемы осуществленных транзакций, он не дал возможности в полном объеме оценить привлекательность и потенциальный уровень вовлеченности населения Украины к такому инструменту. Поэтому трудно прогнозировать, какое количество граждан Украины станет пользователями е-гривны в случае принятия решения о ее внедрении в национальном масштабе;

е-гривна может рассматриваться как “подрывная” технология, поскольку потенциально способна существенно изменить экосистему платежного рынка Украины и перераспределить имеющиеся роли участников рынка;

внедрение е-гривне на платежном рынке Украины должно также учитывать возможность внедрения других инновационных платежных инструментов, в частности “мгновенных” платежей и новых инструментов в рамках концепции Open Banking;

внедрение е-гривны невозможно без значительных инвестиций и времени на модернизацию платежной инфраструктуры и популяризацию е-гривны как нового инструмента для населения с учетом уже существующих привычек потребителей;

внедрение е-гривны возможно по одной из двух альтернативных моделей взаимодействия участников: централизованной или децентрализованной. Централизованная модель предполагает, что Национальный банк – единоличный эмитент е-гривны, а коммерческие участники рынка выполняют сервисные (агентские) функции. В случае же децентрализованной модели банкам и небанковским финансовым учреждениям предоставлялось бы право выпуска е-гривны под контролем Национального банка;

технология распределенных реестров (DLT, блокчейн) может использоваться как платформа для выпуска и обращения е-гривны.

Однако основные преимущества этой технологии останутся незадействованными в случае применения централизованной модели выпуска е-гривны.

Мы и в дальнейшем продолжаем изучать возможность выпуска е-гривны с оглядкой на полученные результаты проекта, современные потребности финансового рынка и потенциальное развитие экономики.

В рамках исследования мировых тенденций будет продолжено сотрудничество и обмен опытом с центральными банками и международными финансовыми организациями относительно цифровых валют. Вместе с участниками украинского платежного рынка будут прорабатываться бизнес-модели выпуска е-гривны.

Защита прав потребителей финансовых услуг

На протяжении многих лет защитой прав потребителей финансовых услуг в Украине не занимался ни один из государственных органов.

Только в прошлом году к нам поступило около 17 000 обращений от потребителей, большинство из которых имеют признаки нарушения их прав.

В 2019 году мы получили полномочия на защиту прав потребителей финансовых услуг, когда Верховная Рада Украины приняла закон Украины “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно защиты прав потребителей финансовых услуг” от 20 сентября 2019 года № 122-IX.

Мы начали внедрять новые подходы, в частности, создано Управление защиты прав потребителей финансовых услуг (далее – управление). Оно занимается работой с обращениями потребителей, разрабатывает требования к финансовым учреждениям по защите прав потребителей, мониторит, раскрывают ли финучреждения полную информацию об услугах и их стоимости в рекламе и на официальных веб-сайтах. Управление имеет полномочия приобщаться к проверкам финансовых учреждений.

С момента создания управления обработано более 3 600 обращений. Большая доля касалась предоставления услуг банками — 65%, предоставления услуг небанковскими финансовыми учреждениями — 9%. Остальные — разъяснения и обращения относительно ликвидированных банков и находящихся в состоянии ликвидации.

Общее количество обращений, полученных от граждан, составило 95%, остальные — обращения юридических лиц.

Среди самых распространенных вопросов – отношения по кредитным договорам (33%), работа платежных систем и расчеты (25%), обслуживание в банке (10%), отношения с небанковскими финансовыми учреждениями (7%), а также отношения по депозитным договорам (7%).

По 43% обращений мы дали разъяснения. Более трети обращений (36%) решены положительно для потребителей. Почти 9% обращений передано другим государственным органам по принадлежности. Около 1% обращений не рассматривались из-за недостаточности информации.

По результатам анализа обращений потребителей управление выявило типичные нарушения прав потребителей.

В частности, это ложная информация в рекламе продуктов, различные процентные ставки – те, что указаны в договоре, и во время фактического расчета, несоблюдение сроков представления ответов на обращения, не предоставление ответов вообще, начисление процентов на проценты, увеличение кредитных лимитов для погашения предыдущего долга, неисполнение судебных решений, самовольное списание до 50% личных средств в счет погашения долга и другие.

На этом этапе главной нашей целью является обеспечение прозрачности работы финансовых учреждений с потребителями. Для этого мы приняли новые требования к раскрытию банками информации об услугах и их полной стоимости в рекламе и на официальных веб-сайтах, а также рекомендации по рассмотрению банками обращений потребителей.

Это означает, что до июня 2020 года банки должны раскрыть правдивую, полную и понятную информацию об услугах для потребителей, показывать потребителям полную стоимость услуг, включая комиссии и платежи третьим лицам (страховым компаниям, нотариусам, государственным регистраторам, оценщикам и т. п.), а также наладить качественное рассмотрение обращений потребителей.

Управление ежедневно должно выполнять мониторинг официальных веб-сайтов и рекламы. Цель – работать превентивно, обеспечивать прозрачность и открытость в сотрудничестве на финансовом рынке с банками и другими финансовыми учреждениями.

После 01 июля 2020 года, когда мы станем регулятором небанковского финансового рынка, требования к прозрачности и защите прав потребителей будут распространяться на небанковские финансовые учреждения, но с учетом особенностей каждого сегмента.

В итоге введения требований к прозрачности и защите прав потребителей финуслуг, для украинцев будет означать, что они понимают свои полные затраты на получение услуг и риски, могут сравнивать услуги разных учреждений, принимать взвешенные финансовые решения.

Для финансовых учреждений это будет означать рост доверия со стороны потребителей и привлечение украинцев в финансовую систему.

Повышение финансовой грамотности

Финансовая инклюзия  

Финансовая инклюзия – это создание условий для привлечения населения и бизнеса к пользованию различными финансовыми услугами. В то же время все сервисы должны быть доступны по инфраструктуре и цене, официально урегулированы и отвечать потребностям населения. Целью продвижения финансовой инклюзии является содействие экономическому росту страны и уменьшение социального неравенства в обществе.

В 2019 году мы определили финансовую инклюзию одной из своих стратегических целей и включили ее в Стратегию финансового сектора до 2025 года.

Главная цель Национального банка в этом направлении – доступные (технически и по цене), а также удобные финансовые услуги для всех украинцев.

Однако финансовая инклюзия – это не только увеличение количества пользователей финансовых сервисов. Это еще и ответственность перед людьми – прозрачность и понятность продуктов для пользователей.

Ее реализация будет достигаться через формирование и развитие системы защиты прав потребителей, мероприятий по повышению финансовой грамотности украинцев и развитие безналичной экономики.

Форум по финансовой инклюзии  

В Киеве 12 июня во второй раз состоялся международный “Форум по финансовой инклюзии. Никого за бортом”.

Организатором мероприятия выступил Национальный банк совместно с партнерами – проектом USAID “Трансформация финансового сектора”, Mastercard и Visa.

Событие собрало более 300 гостей, и объединило спикеров из десяти стран. Своим опытом делились специалисты из Австралии, Великобритании, Индии, Кении, Норвегии, Польши, Румынии, США, Турции и Франции. Дискуссии форума были посвящены эффективным практикам повышения финансовой инклюзии как общего пути государства и бизнеса для ускорения экономического роста.

Подтверждением стратегической важности темы форума не только для Украины, но и для мира стало специальное обращение к его участникам от ее Королевского Величества Максимы, Королевы-консорт Нидерландов, которая является специальным уполномоченным лицом Генерального секретаря ООН по вопросам финансовой инклюзии для развития, Почетной меценаткой глобального партнерства по финансовой инклюзии Большой двадцатки, а также Почетным председателем Голландской платформы по финансовой грамотности Money Wise.

Ее Королевское Величество Максима имеет ведущий голос в мире по вопросам продвижения общедоступных, эффективных и безопасных финансовых услуг и их ответственного использования. Письменное обращение от ее имени зачитал посол Королевства Нидерландов в Украине Эдуард Хукс.

Финансовая грамотность

В сентябре 2019 года мы получили мандат на повышение финансовой грамотности населения. Соответствующие изменения внесены в закон Украины “О Национальном банке Украины”. Осуществление мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности населения стало 35 функцией Национального банка.

Предоставление Национальному банку полномочий осуществлять меры по финансовой грамотности будет способствовать повышению устойчивости и последовательности государственных политик в этой сфере.

Видение Стратегии финансовой грамотности в июне 2019 года презентовала директор департамента коммуникаций Наталья Бондаренко во время второго международного “Форума по финансовой инклюзии. Никого за бортом”. Этот документ призван унифицировать, скоординировать и объединить усилия государственных органов, бизнеса и гражданского общества, направленные на повышение финансовой грамотности.

В основу Стратегии положены наработки нескольких стратегических сессий с привлечением широкого круга стейкхолдеров, успешные практики стран-лидеров по финансовой грамотности, исследования уровня финансовой грамотности в Украине по основным международным методологиям по организации экономического сотрудничества и развития.

5 ключевых приоритетов стратегии:

  1. Изменять финансовую культуру – налоговую, кредитную, инвестиционную, пенсионную.
  2. Формировать финансово-грамотного украинца.
  3. Сфокусироваться на молодежи в возрасте от 10 до 24 лет. Это агенты изменений, которые научат своих друзей, родителей, бабушек и дедушек финансовым знаниям и навыкам.
  4. Разработать единую коммуникационную платформу, которая объединит все заинтересованные стороны и мероприятия, станет узнаваемой и поможет построить доверие.
  5. Создать Образовательно-информационный центр Национального банка, в котором будут сочетаться visitor center, музей денег, центр просвещения молодежи и центр компетенций учителей.

Мы рассматриваем финансовую грамотность, прежде всего как развитие финансовой культуры, изменение поведения. Это требует длительного направления усилий, а также прозрачности, подотчетности использования ресурсов и результатов.

Также это расширяет возможности для привлечения более широкого круга партнеров.

Работу над повышением финансовой грамотности населения мы ведем уже достаточно давно. В этом году мы организовали более 700 мероприятий по финансовой осведомленности для различных целевых аудиторий.

Национальный опрос о финансовой осведомленности украинцев имеет 11,6 баллов из 21 возможного – такой индекс финансовой грамотности для украинцев определили по результатам исследования USAID “Финансовая грамотность, финансовая инклюзия и финансовое благополучие в Украине”, презентованного в июне 2019 года.

Впервые в Украине провели исследования по методике Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), что дало возможность сравнить результат Украины с показателями других стран мира.

Выяснилось, что индекс находится на одном уровне с самым низким значением среди 30 стран в опросе ОЭСР 2016 года, а именно с индексом Польши (11,6). Результат Украины также немного ниже, чем средний показатель (12,1) для шести соседних стран с низким и средним уровнями дохода, в которых проводился опрос ОЭСР (Беларусь, Грузия, Венгрия, Польша, Российская Федерация, Турция).

Вопросы касались понимания сути самых распространенных экономических терминов (например, инфляция, эффективная процентная ставка), предоставление преимущества расходованию денег против сбережений, планирование доходов и расходов, сбережения, получение советов, пользование финансовыми продуктами, финансовое благополучие и тому подобное.

Global Money Week

В седьмой раз Украина участвовала в Global Money Week (Всемирной неделе денег).

Мы уже традиционно стали центральной площадкой для проведения образовательных мероприятий. В течение недели мы провели 56 мероприятий для школьников и студентов. Среди них лекции на финансовую тематику, воркшопы по управлению персональным бюджетом, интерактивные образовательные занятия, интеллектуальная игра “Что? Где? Сколько?”, мастер-классы по проведению дебатов, сами дебаты и экскурсии по Национальному банку.

Более 320 тысяч школьников, студентов и преподавателей включились в различные офлайн — и онлайн-мероприятия, где получили знания и развили навыки, необходимые для принятия уверенных и взвешенных финансовых решений на протяжении жизни.

По результатам челенджа — календаря “Отсчет времени до Global Money Week 2019” Украина попала в топ-10 самых активных стран мира. Всего в проекте участвовали 175 стран мира.

NBU University Challenge

Впервые в этом году мы провели Всеукраинское студенческое соревнование “Монетарная политика: вызов НБУ университетам” (NBU University Challenge). В мероприятии приняли участие 42 команды из 26 университетов из разных регионов Украины.

В финале студенческие команды представили жюри, которое исполняло роль правления центрального банка, и дало рекомендации по монетарной политике.

Победу одержала команда Киевского национального экономического университета имени Вадима Гетмана. Победители получили возможность побывать на мотивационном завтраке с топ-менеджментом Национального банка.

Экономический экспресс

Уже традиционные региональные дни финансовой осведомленности Национального банка “Экономический экспресс” в 2019 году состоялись в девяти городах: в Житомире, Львове, Виннице, Днепре, Одессе, Тернополе, Черновцах, Харькове и Херсоне.

За год проект охватил более 5500 слушателей-студентов и преподавателей высших учебных заведений, представителей медиа и местного бизнеса, а со второго полугодия — еще школьников и учителей школ.

В течение года целая команда специалистов НБУ, в том числе заместителей председателя, и партнеров проекта докладывали в регионах о тенденциях развития финансового сектора, монетарной и макропруденциальной политике НБУ, валютном рынке и его либерализации, особенностях работы платежного рынка.

Кроме лекций, команда “Экспресса” устраивала конкурсы и игры по финансовой осведомленности для студентов и школьников, знакомила аудиторию с новой банкнотой номиналом 1000 гривен перед ее официальным поступлением в оборот, обучала основам личной безопасности во время совершения онлайн-расчетов.

Также в восьми городах по программам состоялись встречи представителей регионального бизнеса с заместителями председателя Национального банка, на которых предприниматели получили ответы на самые волнующие для них вопросы: о валютном рынке, финансовом мониторинге в банках, прогнозах по состоянию и развитию экономики на ближайшее время.

Для СМИ в этом году команда “Экспресса” подготовила отдельные мероприятия. В партнерстве с центром улучшения экономической журналистики Киевской школы экономики, в UA для журналистов региональных медиа проводились мастер-классы “Как писать об экономике интересно”. Во время мастер-класса слушатели имели возможность откровенно пообщаться на экономическую тематику с одним из заместителей председателя Национального банка.

Всемирный день сбережений

2 ноября на площадке арт-завода “Платформа” мы приняли участие в праздновании Всемирного дня сбережений. Мероприятие проводилось Независимой ассоциацией банков Украины в формате семейного праздника.

На этом празднике специалисты НБУ предлагали гостям проверить уровень финансовой осведомленности, делились интересными фактами об истории денег, элементах защиты банкнот, лайфхаками из сбережений и управлением личными финансами.

Мероприятие посетили около 2000 взрослых и детей.

Музей денег  

Музей денег Национального банка закрепился в статусе коммуникационной площадки со школьниками и молодежью. Именно они составили основную часть посетителей в 2019 году – около 75% гостей музея.

Спрос на экскурсии в Национальный банк Украины с каждым годом существенно растет. В 2019 году музей посетили 7853 лица, что почти на 30% больше, чем в предыдущий год.

Всего с 2014 года музей денег посетили около 32 тысяч визитеров.

Программу музея в этом году пополнили девять новых экскурсий и лекций. Молодым гостям особенно полюбились квесты и интерактивные занятия.

В декабре 2019 года музей денег впервые за шесть лет обновил свою экспозицию. Она дополнена интересными и ценными экспонатами, которые показывают историю денежного обращения на Западной Украине и шире раскрывают тему рождения национальной валюты в 1990-х годах.

Благодаря новому удобному лэндингу, увеличению активностей и налаживанию связей с учебными заведениями команде музея в 2019 году удалось провести вдвое больше (548) мероприятий, чем в 2018 году.

Среди них обзорные экскурсии, квесты, лекции, интерактивы, экскурсии для иностранцев, воркшопы и пешеходные экскурсии по исторической улице Институтская, на которой уже 115 лет находится здание Национального банка Украина.

Музей денег НБУ в 2019 году принял участие в масштабной выставке Ukraine Wow, на которой была выставлена гривна времен Киевской Руси, которой более 1000 лет, деньги 1919 года времен Скоропадского и Украинской Народной Республики по эскизам Нарбута. Выставку посетили около 150 000 человек.

Обновленный стратегический подход для подготовки Стратегии Национального банка Украины до 2025 года и развитие процессного управления

В 2019 году мы обновили подход (стратегический фрейм) к формированию и реализации стратегии, который дает возможность:

сфокусировать стратегическое развитие на потребностях клиентов и максимальном удовлетворении их потребностей с учетом глобальных трендов, внешнего и внутреннего контекстов;

синхронизировать планирование стратегии финансового сектора и стратегии Национального банка;

синхронизировать стратегическое планирование и финансовое планирование (сметный процесс);

привлечь в процесс стратегического планирования максимальный круг работников через сочетание подходов “сверху — вниз” и “снизу-вверх”;

внедрить новые инструменты операционного планирования, которые позволят построить сквозную систему определения целей и каскадирования стратегических целей к задачам подразделений;

синхронизировать и систематизировать процессы планирования стратегии, ее реализацию через проекты и процессы.

Внедрение обновленного стратегического подхода Национальный банк планирует в 2020 году в рамках подготовки Стратегии Национального банка до 2025 года.

Достижение стратегических целей напрямую зависит от того, насколько процессы логично выстроены, управляются, измеряются и контролируются. Национальный банк неуклонно повышает уровень управления процессами и ежегодно проводит самооценку уровня зрелости путем опроса фокус-группы, в которую входят руководители подразделений Национального банка и агенты изменений.

На основании полученной информации разрабатывается концепция дальнейшего развития управления процессами на текущий год. Постоянному повышению уровня зрелости способствует упорная работа всех работников Национального банка.

Обновление в проектной методологии

Проектный офис Национального банка углубляет и совершенствует методологию проектного управления для повышения эффективности реализации проектов, как внутренней трансформации Национального банка, так и проектов по развитию финансового сектора.

В 2019 году были внесены изменения в подходы планирования, мониторинга и контроля над проектами и их результатами:

имплементирован Stage gate подход, согласно которому работы проекта делятся на фазы жизненного цикла. Результаты каждой фазы утверждаются комитетом по управлению изменениями Национального банка;

внедрено ресурсное планирование по фазам проектов, которое обеспечивает более четкое и прозрачное определение участников на определенный период реализации задач проекта;

введена панель управления – инструмент для мониторинга использования продукта проекта после завершения и передачи его на реализацию и использование заказчику.

Кроме этого, применена методология управления программой проектов – инструмента эффективной координации нескольких проектов и задач, которые направлены на достижение общей масштабной цели.

Для оперативного руководства программой внедрена работа Steering Committee (управляющей команды), в состав которой входят основные участники программы проектов. Такой подход позволяет оперативно реагировать на проблемы и открытые вопросы по реализации программы и упростил взаимодействие между участниками проектов.

Обеспечение наличного обращения

По состоянию на 01 января 2020 года в наличном обращении страны находилось банкнот и монет на общую сумму 425,2 млрд. грн. Это на 24,9 млрд. грн., или на 6,2%, больше, чем на начало 2019 года (400,3 млрд. грн.).

В частности, в обращении находилось:

2,9 млрд. шт. банкнот на сумму 422,3 млрд. грн.;

13,4 млрд. шт. разменных и оборотных монет на сумму 2,6 млрд. грн.;

17,3 млн. шт. памятных и инвестиционных монет на сумму 97,2 млн. грн.

Всего за 2019 год количество банкнот в обращении уменьшилось на 18,4 млн. шт. (на 0,6 %), однако количество монет увеличилось на 257,7 млн. шт. (на 2,0%).

Больше всего по количеству в наличном обращении находится банкнот номиналом 200 гривен и разменных монет номиналом 10 копеек (23,4% и 28,8% соответственно).

Вместе с тем на конец 2019 года в наличном обращении страны находилось почти 4 млн. шт. банкнот самого высокого номинала 1 000 гривен, которые были введены в обращение с 25 октября 2019 года.

По состоянию на 01 января 2020 года на одного украинца приходилось 70 банкнот и монет (разменных и оборотных монет 1, 2 и 5 грн., которые являются средством платежа) – 182 шт. (по состоянию на 01 января 2019 года банкнот – 69 шт. и монет – 309 шт.).

В связи с изъятием с 01 октября 2019 года разменных монет номиналами 1, 2 и 5 копеек и осуществлением только прибыльных операций с разменными монетами номиналом 25 копеек, среднее количество монет на одного украинца на конец 2019 года снизилось на 41%.

Наличное денежное обращение в Украине  

В налично-денежном обращении в Украине в 2019 году произошло увеличение наличности в обращении.

Остатки наличных в кассах банков на 01 января 2020 года составили 40,7 млрд. грн. Это – максимальный объем с начала денежной реформы 1996 года.

По 2019 году остатки выросли на 4,2 млрд. грн., или на 11,5%, если сравнить с началом года.

В течение января – декабря 2019 года наблюдался рост поступлений наличности в кассы банков, если сравнить с соответствующим периодом прошлого года на 193,6 млрд. грн., или на 9,3 %, до 2 276,8 млрд. грн.

Если сравнить с соответствующим периодом 2018 года, то значительно увеличились:

поступления с использованием платежных карт – на 92,2 млрд. грн., или на 11,9%, до 867,6 млрд. грн.;

поступления выручки от всех видов услуг – на 38,9 млрд. грн., или на 25,0%, до 194,6 млрд. грн.;

от продажи иностранной валюты – на 28,7 млрд. грн., или на 26,6%, до 136,3 млрд. грн.;

поступления от торговой выручки – на 14,9 млрд. грн., или на 2,0%, до 745,8 млрд. грн.

Выдача наличных денег из касс банков в отчетном периоде составила 2 297,4 млрд. грн., что на 183,4 млрд. грн., или на 8,7% больше, чем в соответствующем периоде 2018 года.

Больше всего за январь – декабрь 2019 года увеличились:

выдача с использованием платежных карт – на 193,9 млрд. грн., или на 12,5%, до 1 741,5 млрд. грн.;

выдача подкреплений предприятиям почтовой связи – на 8,3 млрд. грн., или на 7,0%, до 127,3 млрд. грн.

В то же время наблюдалось сокращение:

выдачи со счетов по вкладам физических лиц – на 8,3 млрд. грн., или на 6,8%, до 115,0 млрд. грн.;

выдачи кредитов наличными – на 5,7 млрд. грн., или на 65,8 %, до 3,0 млрд. грн.

Сальдо валютно-обменных операций – превышение выдачи наличных денег за приобретенную иностранную валюту над поступлениями от продажи иностранной валюты – за январь — декабрь 2019 года составило 2,2 млрд. грн. (37,2 млрд. грн. в соответствующем периоде предыдущего года).

О состоянии перечисления наличных

В течение 2019 года пяти подразделениям денежного обращения и центральному хранилищу поступило наличных денег от банков на перечисление на 5 % больше (1,29 млрд. шт.), чем за 2018 год (1,22 млрд. шт.). Напомним, что в 2018 году функционировало 12 подразделений денежного обращения и центральное хранилище.

Так, в 2019 году поступило на перечисление банкнот гривен от банков:

в подразделения денежного обращения – 0,786 млрд. шт., что на 0,186 млрд. шт. больше чем за 2018 год по подразделениям, присутствующим в регионах (0,60 млрд. шт.);

индивидуально показатель поступлений от банков до перечисления увеличили, если сравнить с 2018 годом все подразделения денежного обращения;

в центральное хранилище поступило 0,50 млрд. шт., что больше на 0,12 млрд. шт., чем за 2018 год (0,38 млрд. шт.).

Также за 2019 год перечислено 1,58 млрд. шт. банкнот, что на 0,023 млрд. шт. больше, чем за 2018 год (1,55 млрд. шт.).

В то же время на автоматизированных системах обработки банкнот перечислено 1,53 млрд. шт. банкнот (102,6 % от перечисленных за 2018 год), что составляет 97% от всех перечисленных банкнот за 2019 год.

Изъятие изношенных банкнот

За 2019 год мы и уполномоченные банки изъяли из обращения изношенных банкнот 704,38 млн. шт. на сумму 67 771,3 млн. грн., что больше на 6%, чем за 2018 год (664,3 млн. шт. на сумму 46 827,5 млн. грн.).

В частности, произошло уменьшение изъятия из обращения изношенных банкнот номиналом от 1 до 50 гривен на 8% – 30%. По номиналам 100, 200 и 500 гривен наблюдается рост изъятия изношенных банкнот (соответственно на 15%, 18% и 100%).

Изъятые из обращения в течение 2019 года изношенные банкноты составляют 24% от всех банкнот, находящихся в обращении по состоянию на 01 января 2020 года.

Наибольший процент изъятых из обращения изношенных банкнот приходится на номиналы от 10 до 100 гривен:

10 грн. – 38,5%;

20 грн. – 44,5%;

50 грн. – 63,0%;

100 грн. – 41,5%.

Такая тенденция связана с выпуском в обращение эмиссионных банкнот номиналами 20, 50 и 100 гривен для обновления их в обращении.

Доходы Национального банка за кассовое обслуживание банков наличными 

За 2019 год мы получили доходов за кассовое обслуживание на общую сумму 13,08 млн. грн. (за 2018 год – 117,58 млн. грн.):

за банкноты (оборотные монеты) всего – 11,61 млн. грн.,

за разменную монету номиналами 10 коп. и 50 коп. – 1,47 млн. грн.

В частности, получено:

подразделениями денежного обращения – за кассовое обслуживание банков (банкнотами, оборотными монетами, разменными монетами) – 9,20 млн. грн. (за 2018 год – 90,22 млн. грн.);

Центральным хранилищем – за кассовое обслуживание банков (банкнотами, оборотными монетами, разменными монетами) – 3,88 млн. грн. (за 2018 год – 27,60 млн. грн.).

Изъятие из обращения поддельных денежных знаков

Мы осуществляем мониторинг состояния изъятия из обращения поддельных денежных знаков и констатируем относительно низкий уровень подделки банкнот национальной валюты.

Количество изъятых из обращения в банковской системе поддельных банкнот гривны в 2019 году составляло 0,00029% от общего количества наличности, находящейся в денежном обращении. На один миллион настоящих банкнот гривны приходилось около 2,9 шт. подделок.

В странах Евросоюза, например, согласно данным официального сайта Европейского центрального банка по итогам 2019 года, этот показатель составлял примерно 23 шт. поддельных банкнот евро.

В течение 2019 года из оборота изъято почти 8,8 тыс. шт. поддельных банкнот национальной валюты на сумму 3,3 млн. грн. (в 2018 году – почти 7,4 тыс. шт. поддельных банкнот национальной валюты на сумму 2,1 млн. грн.).

Рост количества и суммы, изъятых из денежного оборота поддельных банкнот произошел за счет роста количества подделок банкноты номиналом 500 гривен старого образца. Такие подделки составляли 65% от общего количества поддельных банкнот, изъятых из обращения.

В то же время по результатам 2019 года наблюдается уменьшение количества поддельных банкнот таких номиналов:

200 грн. – на 17%;

100 грн. – на 29%;

50 грн. и 20 грн. – на 31%.

Подавляющее большинство (99%) изъятых из обращения поддельных банкнот приходится на банкноты четырех номиналов:

500 грн. (67% от общего количества изъятых подделок и 90% от их общей суммы);

100 грн. (16% и 4% соответственно);

50 грн. (8% и 1%);

200 грн. (8% и 4%).

Другие изъятые из обращения поддельные банкноты номиналами 1, 2, 5, 10, 20 грн. составляли лишь 1%.

Среди изъятых из обращения в 2019 году поддельных банкнот иностранной валюты преобладали:

доллары США (75% от общего количества всех изъятых поддельных банкнот иностранной валюты);

евро (23%);

российские рубли и английские фунты стерлингов (2%).

В то же время подделки номиналом 100 долларов США составляли 96% от общего количества изъятых поддельных долларов США. Подделки номиналом 50 и 500 евро – 56% и 21% от общего количества изъятых поддельных евро соответственно, подделки номиналом 5 000 и 1 000 российских рублей – 53% и 47% от общего количества изъятых поддельных российских рублей.

С целью противодействия распространению поддельных денежных знаков мы постоянно взаимодействуем с Национальной полицией Украины, департаментом киберполиции Национальной полиции Украины, Службой безопасности Украины.

Также в рамках создания в Национальном банке центра компетенции по противодействию подделки денежных знаков для кассовых работников банков, государственных учреждений, ритейлеров проведено 11 семинаров по определению подлинности и платежности денежных знаков в четырех городах Украины – Киеве, Одессе, Львове и Днепре (общее количество участников более 300 человек).

Информация о признаках и способах определения новых вариантов подделок оперативно и систематически размещалась на странице официального Интернет-представительства Национального банка, социальной сети Facebook и YouTube-канале.

Выпуск и реализация памятных и инвестиционных монет

В 2019 году мы ввели в оборот 38 памятных монет (32 наименования) общим тиражом 3 775 000 шт., из которых:

одна монета – золотая,

16 монет – серебряных,

18 монет – из нейзильбера,

3 монеты – из сплава на основе цинка.

Также мы выпустили две памятные медали, посвященные 175-летию Уманского национального университета садоводства и 100-летию Чертковского офензиви. Их общий тираж составлял 30 тыс. шт.

Технической новинкой 2019 года стал выпуск набора четырехугольных монет “Пектораль”. Он состоит из четырех серебряных монет, образующих ромб.

Во время изготовления нумизматической продукции в течение 2019 года мы использовали цветную печать – тампопечать, технологию нанесения позолоты и патинирования.

В 2019 году мы продолжили специальный выпуск памятных монет из недрагоценных металлов (сплавов на основе цинка) номиналом 10 гривен тиражами по одному миллиону штук, посвященных Вооруженным Силам Украины:

“На страже жизни”,

“Участникам боевых действий на территории других государств”,

“КрАЗ-6322 “Солдат”.

Такие выпуски дают возможность привлекать к коллекционированию широкие слои населения, а также являются элементом патриотического воспитания общества, в частности молодежи.

Выпуском памятных монет мы отметили 100-летие событий Украинской революции – “100 лет Акта Единения – соборности украинских земель” и “Холодный Яр”, а также юбилеи выдающихся личностей Украины – Богдана Ханенко, Панаса Саксаганского, Алексея Погорелова, Ивана Труша, Казимира Малевича, Пантелеймона Кулиша, Николая Лукаша.

Также мы отметили 1 000-летие начала правления Киевского князя Ярослава Мудрого.

В серии “Украина космическая” Национальный банк выпустил монету, посвященную первому пуску ракеты-носителя Зенит-3SL. Также вышел набор монет, посвященных Яворовской игрушке, одному из уникальных явлений украинской культуры.

В 2019 году Национальный банк обеспечил подготовку и предоставление информационных и фотографических материалов о 210 памятных монетах для выпуска электронного каталога “Банкноты и монеты” (за 2015-2019 годы).

В 2019 году мы реализовали на внутреннем рынке почти 1,79 млн. шт. памятных и инвестиционных монет Украины, сувенирной и сопутствующей продукции на общую сумму 273,32 млн. грн., в частности:

1,49 млн. шт. памятных монет на общую сумму 169,02 млн. грн. (золотых монет – 2,49 тыс. шт., серебряных – 59,49 тыс. шт., из недрагоценных металлов – 809,82 тыс. шт. и монет из сплава на основе цинка – 625,78 тыс. шт.);

19,7 тыс. шт. инвестиционных монет на общую сумму около 80,99 млн. грн. (золотых монет – 4,61 тыс. шт. и монет из серебра – 15,09 тыс. шт.).

В 2019 году мы выкупили у населения 420 шт. инвестиционных монет Украины (в частности из золота – 386 шт. и из серебра – 34 шт.), что на 60% больше, если сравнить с 2018 годом, это свидетельствует об инвестиционном характере этой продукции.

В течение 2019 года при проведении девяти аукционов по продаже памятных монет Украины и сувенирной продукции реализовано почти 43 тыс. единиц нумизматической продукции на общую сумму 11,86 млн. гривен.

Через автоматизированную систему онлайн-заказа физическими лицами, на странице официального Интернет-представительства Национального банка, из нумизматической продукции в 2019 году реализовано 32 наименования памятных монет, сувенирной продукции и наборов новых выпусков.

Через указанную систему заказано почти 643 тыс. шт. продукции, из которых реализовано почти 497 тыс. монет, сувенирной продукции, наборов, то есть 77% от количества заказанной продукции. Это свидетельствует об эффективности продажи памятных монет Украины, сувенирной продукции через онлайн-заказ.

В то же время остатки памятных монет до 2017 года выпуска в центральном хранилище в течение отчетного года были уменьшены с 189,4 тыс. шт. до 128,7 тыс. шт.

Всего в 2019 году на внутреннем рынке мы получили 227,82 млн. грн. дохода от реализации памятных и инвестиционных монет Украины, сувенирной и сопутствующей продукции, а также уплатили в бюджет налогов на сумму 29,38 млн. грн.

Во исполнение условий заключенных договоров между Национальным банком и фирмами-нерезидентами в 2019 году реализовано на внешнем рынке 126,78 тыс. шт. памятных и инвестиционных монет Украины, сувенирной продукции на общую сумму около 954,9 тыс. евро.

Кроме США, Германии, Гонконга, Южной Кореи и Польши, в 2019 году начаты новые направления реализации нумизматической продукции Украины в Великобритании и Сингапуре.

В 2019 году мы провели ежегодный всеукраинский конкурс и определили лучшую монету 2018 года. Победу в двух номинациях “Лучшая монета года” и “Лучшее раскрытие темы” присудили памятным монетам набора “К 100-летию Национальной академии наук Украины”, “Эра мира”, “Эра перемен”, “Эра технологий”, “Человек, время, пространство”. Они выполнены из серебра, номинал каждой монеты — 5 гривен.

Также мы продолжали работать над продвижением украинской нумизматической продукции на международном нумизматическом рынке.

Памятные и инвестиционные монеты Украины, сувенирная продукция были представлены на экспозиции Национального банка, на Международной нумизматической выставке “Всемирная ярмарка денег” (г. Берлин, Германия). Эта выставка является крупнейшей в мире специализированной выставкой производителей и коллекционеров нумизматической продукции, производителей оборудования, материалов, упаковки для монет и др.

Источник: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий