Развитие управленческого учета на основе риск-ориентированного подхода

Развитие общества и экономики сегодня представляет собой функционирование в условиях VUCA – нестабильности, неопределенности, сложности и неоднозначности (volatility, uncertainty, complexity, ambiguity), в условиях увеличения объема информации и знаний. Риск — ориентированный подход в управленческом учете обеспечивает его гибкость и прогнозирование возможных потерь компании.

Цель статьи. Целью является изучение тенденций развития управленческого учета в условиях интеграции риск-ориентированного подхода.

Метод (методология). В статье использованы методы анализа и синтеза для систематизации концепции риск-ориентированного управления на предприятии.

Для идентификации основных тенденций развития управленческого учета в условиях интеграции риск-ориентированного подхода использован метод качественного анализа статистических данных по использованию программного обеспечения предприятиями для управленческих целей в Украине.

Результаты. Управленческий учет и финансовое планирование украинских предприятий становится более гибким из-за интеграции риск-ориентированного подхода. В целом трансформация управленческого учета автоматически происходит через интеграцию технологий и автоматизацию процессов: меняется структура организации, финансовые работники и бухгалтеры более гибки в принятии решений по планированию расходов, доходов, прибылей.

Технологии и новые методы управления стали решением проблемы чрезмерной нагрузки финансового персонала рутинными задачами и процессами. Следовательно, автоматизация обеспечила переход от ограниченной, регулируемой, хаотичной системы управленческого учета к гибкой, гибридной.

Навыки и компетенции бухгалтеров расширены, роли переходят от текущих к операционным, тактическим, стратегическим решениям. Происходит реализация advanced анализа в системе учета.

Вступление

Развитие общества и экономики сегодня происходит в условиях VUCA – нестабильности, неопределенности, сложности и неоднозначности (volatility, uncertainty, complexity, ambiguity) и значительного объема информации и знаний. В высоко конкурентной меняющейся среде организации сталкиваются с проблемой обеспечения высокого уровня гибкости, стабильности.

Особенно сложная задача – обеспечение гибкости организаций в подсистеме управленческого, бухгалтерского и финансового учета. Это означает приоритетность управленческого учета, обеспечение гибкости которого определяет гибкость финансового и бухгалтерского учета.

Системы учета как раз являются наиболее ограниченными из-за законодательного регулирования на международном, национальном уровнях. Риск — ориентированный подход в управленческом учете обеспечивает его гибкость.

В научной литературе активно обсуждается проблематика управленческого учета на основе риск-ориентированного подхода. Панченко И.А. изучает место и роль бухгалтерского учета в системе риск-ориентированного управления, осуществляет анализ полномочий работников бухгалтерской службы во внедрении риск-ориентированного управления хозяйственной деятельностью.

Иванков В.М. предложил концептуальные основы риск-ориентированного управленческого учета инновационной деятельности с использованием научных методичных подходов к решению научной проблемы согласованного использования различных систем оценочных показателей.

Занора В.А. определяет риск-ориентированное управление как «итеративный, динамический процесс, представляющий собой совокупность управленческих функций, а именно: планирования, организации, мотивирования, контроля и регулирования, с интегрированными составляющими управления рисками и что осуществляется с целью достижения целей организации».

Неопределенность внутренней и внешней среды порождает возникновение значительной численности рисков, которые влияют на результаты функционирования и прибыль компаний, требуют внедрения новых методов управления, в частности управления рисками.

Риск-ориентированное управление рассматривается как новый этап в развитии управления, что претерпел ряд трансформаций: управление отдельными процессами – управление предприятием – управление стоимостью – риск-ориентированное управление.

Применение риск-ориентированного подхода, направленного на планирование контрольного мероприятия на основе предположения о существовании нарушений, присущих хозяйственной системе, системе хозяйственного обеспечения, что будет способствовать определению индивидуальных зон риска, избранию наиболее эффективных форм их контроля, а также минимизации рисков, их устранению (ликвидации) и разработке рекомендаций по недопущению их в будущем.

Принципы интегрированного риск-менеджмента включают всесторонний охват рисков в масштабе предприятия (корпорации).

Также включают ориентацию на создание стоимости, повышение благосостояния акционеров, повышение риск-менеджмента предприятия. Происходит координация и взаимодействие на всех уровнях, внутренний контроль со стороны правления, представление риск-менеджмента в высшем эшелоне управления предприятием, количественное интегрированное измерение рисков, агрегирование (интеграция) рисков, принцип «портфеля» (комбинирование рисков), внедрение риск-менеджмента в культуру и процессы бизнеса.

Таким образом, в научной литературе сформированы теоретические основы управленческого учета на основе риск-ориентированного подхода, в частности в подсистемах налогообложения, в формировании прибыли, расходов, доходов, маркетинга и др.

В статье использованы методы анализа и синтеза для систематизации концепции риск-ориентированного управления на предприятии. Для идентификации основных тенденций развития управленческого учета в условиях интеграции риск-ориентированного подхода использован метод качественного анализа статистических данных по использованию программного обеспечения предприятиями для решения управленческих целей в Украине.

Цель и задачи статьи  

Цель статьи заключается в изучении тенденций развития управленческого учета в условиях интеграции риск-ориентированного подхода.

Для достижения цели в статье обозначены следующие задачи:

определить методы оценки приемлемости риска в управленческом учете компании;

оценить уровень использования программного обеспечения для управленческого учета предприятиями Украины;

оценить эффекты реализации риск-ориентированного подхода к управленческому учету;

определить методы оценки рисков.

Изложение основного материала исследования 

Одним из перспективных методов управления предприятием в условиях неопределенности внешней среды является риск-ориентированное управление, которое направлено на управление рисками в хозяйственной деятельности с целью минимизации их влияния на результаты деятельности (прибыль) и поиск резервов повышения эффективности деятельности.

В основе риск-ориентированного управления как нового этапа в развитии науки об управлении, получившего свое развитие, начиная с 1990-х годов ХХ века, лежит управление рисками хозяйственной деятельности.

В риск-ориентированном подходе управленческого учета рассматривается понятие приемлемости риска – критерия выявления характера и степени риска, которые могут использоваться в отношении конкретной цели. Такие критерии определяются путем выбора методологии определения величины риска или связанных с ним параметров одновременно с установлением допустимых значений, которые являются неприемлемыми для конкретного риска.

В зависимости от последствий риска могут быть отобраны различные критерии, например, критерии операционного риска и критерии безопасности персонала.

Приемлемость риска оценивается путем:

  1. Оценки емкости принятия риска (вместимость риска), то есть максимально возможный риск, который организация в состоянии принять с учетом всех своих возможностей. Вместимость риска может выражаться как максимальная емкость, что обеспечивается активами организации, или же, как наибольшие финансовые потери, которые организация понесет без объявления банкротства.

Обеспечивая соответствующий уровень доверия, для оцененной емкости риска необходимо реализовать стресс-тестирование. Готовность руководства задействовать имеющуюся емкость риска отражает приемлемость риска предприятия.

  1. Для оптимизации принятия решений с целью снижения риска, связанного с безопасностью, в некоторых странах используют законодательно установленные критерии, нормирующие допустимый максимально низкий уровень риска, насколько это возможно (критерий ALARP), или практически приемлемо (критерий SFAIRP).
  1. Использование подхода «глобального эквивалента» (GALE), в рамках которого допустим рост рисков с нежелательными последствиями из одного источника, если доказуемо, что риски из других источников снизились на равную или большую величину.
  1. Использование критериев эффективности затрат, например, возврат от инвестиций.

Украинские предприятия осуществляют анализ рисков в системе управления в соответствии с международными нормативными документами ISO 9001 для управления качеством, ISO 45001 – для управления охраной и безопасностью труда, ISO 14001 – для экологического управления, ISO 22000 – для управления безопасностью пищевой продукции. Это является следующим этапом после идентификации рисков и требует особого внимания, поскольку позволяет повысить понимание последствий тех или иных рисков, их вероятность и природу самих рисков.

В Украине количество предприятий, использующих финансовые или бухгалтерские прикладные программы, составило в 2019 году 5,9% от всех предприятий, которые пользуются облачными вычислениями, увеличившись с 2413 предприятий до 3010 предприятий в 2019 году.

Среди предприятий больше всего используют указанные программы крупные компании (от 250 человек и более лиц) с долей 5,3%, средние предприятия (от 50 до 249 человек) с долей 3,4%, тогда как доля использования малыми предприятиями составляет 2,1% (от 10 до 49 человек).

Программное обеспечение существенно упрощает расчеты вероятности наступления и оценки рисков в денежном выражении.

Реализация методологии риск-ориентированного управления происходит в системе управленческого учета и обеспечивает:

  1. Оперативность принятия решений в условиях достаточного количества информации об операционных расходах в информационных системах учета, в интеграции информации из всех подсистем. Поскольку интегрируются проектные структуры, команда работает на основе межфункционального подхода, где доступ к данным есть у каждого участника проекта.
  1. Данные выравниваются благодаря автоматизации и постоянному сбору, обновлению информации, что обеспечивает дополнительную ценность и гибкость в принятии решений. Работа команды финансистов, бухгалтеров, менеджеров над объединением данных обеспечивает дополнительную гибкость. Факты документируются всей командой, IT-инфраструктура обеспечивает сохранение и обновление данных.

Основное препятствие автоматизации – чрезмерная внутренняя и внешняя бюрократия. Это означает, что возможности концепции риск-ориентированного управленческого учета ограничены бюрократией в подсистеме бухгалтерского учета.

  1. Интеграция технологий (облачных для хранения данных, быстрого доступа, ERP-системы управления информацией, персоналом) обеспечивает централизованное, однако гибкое управление командой.
  1. Технологии обеспечивают управление ресурсами, быстрое реагирование на спрос и поведение потребителей, управление процессами производства продукции, планирование затрат, сбыта и тому подобное.
  1. Навыки и компетентности персонала улучшаются благодаря акцентированию внимания на сложных процессах, автоматизации рутинной работы.

Финансисты могут планировать ресурсы и расходы вместо простого документирования операций, процессов или поиска данных.

Таким образом, бухгалтер, финансист интегрируется в команду как ответственное лицо за финансовое планирование, а не документирование операций после их совершения.

Операционные бизнес-процессы дополняются стратегическими задачами.

Разные последствия идентифицированных рисков определяются при формировании сферы применения оценки риска. При этом каждый отдельный риск может быть связан с несколькими другими последствиями. Компании также идентифицируют косвенные последствия рисков с учетом изменений во времени. Действие нескольких факторов рисков может обусловить появление новых рисков. При группировании таких рисков вероятно появление синергического эффекта. Необходимо также предусматривать возможность проявления отсроченных эффектов.

Сложность анализа последствий рисков меняется в зависимости от анализа уязвимости и тщательного количественного моделирования к более простому описанию результатов. Для количественной оценки рисков компании используют статистический анализ на основе статистических показателей.

Величина последствий риска может быть подана точечным значением, например, значением, наиболее ожидаемым, – средним арифметическим значением или модулем, разбросом – средним квадратичным отклонением или дисперсией, частью распределения – квантиль. Независимо от методологии выбора точечного значения или распределения последствий риска существует ряд допущений и неопределенностей, а именно:

– выбранная форма распределения;

— самый эффективный способ представления точечного значения этого распределения;

– величина точечного значения с учетом неопределенности используемых данных.

Величина последствий может быть выражена распределением, что более актуально, если размер последствий мало известен или совсем неизвестен, последствия зависят от обстоятельств либо последствия, которые осуществляют воздействие, характеризуются параметрами, которые имеют отличия.

Исчерпывающая информация о последствиях риска обеспечивает оценку и изучение полного графика их распределения дифференциальной или интегральной функции распределения вероятностей. Кроме того, вероятность может быть выражена через ожидаемую частоту.

Кроме этого, последствия рисков могут быть оценены путем экспериментов, исследований прошлых событий, моделирования для определения развития последствий после включения некоторого триггера (математические или инженерные модели и логические методы, например, анализ дерева событий), методов поощрения творческого подхода, например, сценарный анализ.

Вероятность события, как и конкретного вида последствий, оценивается путем:

— экстраполяции из исторических данных (при обеспечении необходимой статистической достоверности);

– синтеза из данных показателей отказа или успеха компонентов систем – использование таких методов, как анализ дерева событий, анализ дерева отказов и анализ последствий;

— моделирование для генерирования, например, вероятности отказа оборудования.

Эксперты высказывают экспертное мнение о возможностях и последствиях с учетом исторических предпосылок и, применяя ряд формальных методов для выявления экспертных оценок, которые делают суждение явным, последствия и их вероятность объединяются для представления уровня риска.

Полученные данные могут быть использованы для оценки значимости риска, методом сравнения уровня риска с приемлемым способом для ранжирования рисков. Методы сочетания качественных значений последствий и вероятности – индексные методы, матрицы последствий и вероятности их возникновения.

Единственная мера риска может быть оценена на основе распределения вероятностей последствий, например, методом «Стоимость под риском» (VaR) и «Условная стоимость под риском» (CVaR), а также методом «S-кривых».

Все приведенные методы достаточно сложны в реализации, поскольку требуют специфических знаний и опыта в статистической обработке результатов. Корректно осуществить анализ рисков с определенной достоверностью помогут внешние эксперты, которые имеют большой опыт в разработке и внедрении систем управления качеством предприятий. Полученные квалифицированные консультации по всем вопросам оценки и анализ рисков ускоряют процесс становления систем управления.

Сравнительная оценка значимости риска обеспечивает компанию информацией о рисках, сосредотачивая управление, ориентированное на поддержание прибыли.

Кроме величины риска другими факторами, которые относятся к выбору приоритетов обработки риска, а также определения важнейших рисков с точки зрения их последующего мониторинга, могут стать устойчивое развитие и эластичность, этические и правовые критерии, эффективность управления, максимально возможный ущерб при отсутствии или неэффективности контроля, расходы на управление.

Оценка значимости риска осуществляются на основе следующих инструментов:

  1. Построения частотно-цифровых диаграмм (F-N) – это зависимость частоты несчастных случаев от их количества. Для этого используются исторические данные об исходе инцидентов, связанных с потерями компании, или для отражения результатов анализа риска по сравнению с предопределенными критериями приемлемости, при этом количественный анализ, необходимый для разработки графика FN, обеспечивает хорошее осознание риска и его причин, последствий.
  1. Построение диаграммы Парето – это инструмент для выбора ограниченного числа задач, которые будут давать значительный общий эффект. Этот метод построен на принципе Парето (правило 80/20), который говорит о том, что, выполняя 20% работы, можно получить 80% прибыли, или 80% проблем возникают из-за 20% причин.

Анализ Парето полезен на оперативном уровне, когда множество возможных направлений действий могут потенциально возникать в ходе операционной деятельности. Метод также используется для определения уровня угроз каждого риска. Например, его можно использовать для определения того, какие методы обработки риска являются наиболее полезными или какие причины являются наиболее важными для устранения.

  1. Техническое обслуживание на основе надежности (RCM), что основывается на анализе рисков с последующим использованием для определения надлежащих политик и задач технического обслуживания системы управления компанией и ее компонентов с целью эффективного обеспечения необходимой безопасности, доступности и экономичности работы всех типов оборудования. Охватывает все этапы процесса для оценки риска, включая идентификацию, анализ и измерения.

RCM используется для обеспечения приемлемого и эффективного технического обслуживания. Метод обычно применяется на этапе проектирования и разработки системы, а затем реализуется во время эксплуатации и обслуживания. Наибольшее преимущество достигается за счет ориентации анализа на случаи, когда отказы имеют существенные последствия для безопасности, окружающей среды, экономики или эксплуатации.

Следует отметить, что эффективный процесс, как правило, занимает много времени; процесс очень зависит от обученного и опытного координатора; команда должна иметь весь необходимый опыт и опыт обслуживания.

  1. Использование индексов риска. Индексы риска являются мерой риска, которая устанавливается с применением методов скоринга и порядковых шкал. Факторы, которые предположительно влияют на величину риска, идентифицируются, оцениваются и комбинируются с использованием уравнения взаимосвязи между ними. В самых простых формулировках факторы, повышающие уровень риска, перемножаются и делятся на факторы, снижающие уровень риска.

Масштабы и способ их объединения должны основываться на доказательствах и данных. Индексы риска могут использоваться для внутренних или внешних рисков как ограниченной, так и расширенной сфер действия. Они в некоторых случаях специфичны для конкретного типа риска и используются для сравнения различных ситуаций, когда этот риск возникает.

Информация о результатах идентификации и анализ рисков применяется при формировании выводов о целесообразности принятия риска, а также для сравнения значимости риска с границами эффективности деятельности организации, что позволяет принимать решения о приемлемости риска или необходимости воздействия на него, а также приоритетов такого влияния.

После оценки и принятия решения об обработке рисков процесс оценки риска может быть повторен, чтобы удостовериться, что предложенные технологии воздействия не привели к дополнительным нежелательным рискам, и что риск теперь находится в рамках приемлемых рисков компании.

Выводы и перспективы дальнейших исследований

Управленческий учет и финансовое планирование украинских предприятий становится более гибким из-за имплементации риск-ориентированного подхода. В целом трансформация управленческого учета автоматически происходит через интеграцию технологий и автоматизацию процессов: меняется структура организации, финансовые работники и бухгалтеры становятся более гибкими в принятии решений по планированию расходов, доходов, прибылей.

Технологии и новые методы управления стали решением проблемы чрезмерной нагрузки финансового персонала рутинными задачами и процессами.

Следовательно, автоматизация обеспечила переход от ограниченной, регулируемой, хаотичной системы управленческого учета к гибкой, гибридной. Навыки и компетенции бухгалтеров расширены, роли переходят от текущих к операционным, тактическим, стратегическим. Происходит реализация advanced-анализа в системе учета.

Авторы: Татьяна Кулинич, кандидат экономических наук, доцент, кафедра менеджмента организаций, Национальный университет «Львовская политехника»

Инесса Шепель, кандидат экономических наук, доцент, кафедра учета и налогообложения, Херсонский государственный аграрно-экономический университет

Наталья Гавриленко, кандидат экономических наук, доцент, кафедра учета и экономического анализа, Первомайский филиал Национального университета кораблестроения имени адмирала Макарова.

Источник: Сборник научных трудов «Экономический анализ», том 31, №1 (2021) (издается Тернопольским национальным экономическим университетом).

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий