Реализация корпоративной социальной ответственности в трудовых отношениях

В статье исследована сущность корпоративной социальной ответственности и корпоративной социальной ответственности в трудовых отношениях. Определены основные направления и составляющие реализации корпоративной социальной ответственности в трудовых отношениях.

Проанализированы подходы ученых к определению содержания социального партнерства. Обосновано, что основой взаимодействия между работодателем и наемными работниками является социальное партнерство. Разработаны концептуальные основы реализации корпоративной социальной ответственности в трудовых отношениях на основе социального партнерства, охватывающих цели, принципы, задачи, формы взаимодействия социальных партнеров и ожидаемые результаты.

Проанализированы принципы реализации корпоративной социальной ответственности в трудовых отношениях, которые включают принципы социального партнерства и принципы социальной ответственности.

Доказано, что одним из важнейших элементов концептуальных основ реализации корпоративной социальной ответственности в трудовых отношениях является выбор форм реализации социального партнерства, ведь именно на их основе происходит взаимодействие социальных партнеров. Описаны последствия, которые получат организации после внедрения разработанных концептуальных основ.

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, корпоративная социальная ответственность в трудовых отношениях, социальное партнерство, стейкхолдеры, социальные партнеры.

Постановка проблемы. В условиях распространения социально-экономического кризиса, обострения политической ситуации, социальной напряженности в обществе в Украине накопились значительные проблемы в социально-трудовой сфере. Дефицит достойных рабочих мест, чрезмерные риски в сфере труда, неформальная занятость, распространение трудовых конфликтов, нарушения прав наемных работников предопределяют необходимость поиска новых подходов к регулированию трудовых отношений.

При таких условиях популяризация корпоративной социальной ответственности (КСО) и реализация социальных инициатив приобретает все большую значимость и актуальность.

Анализ последних исследований и публикаций. Проблемы налаживания социального партнерства и развития КСО рассмотрены в трудах многих отечественных авторов. Так, О. Гришнова (O. Grishnova) определила содержание социальной ответственности предприятий по персоналу как обеспечение справедливого отношения к работникам, демократическое управление, достаточное инвестирование в развитие и социальную защиту работников.

Основные предпосылки и цели развития социального партнерства в качестве реального института повышения социальной ответственности сформировал А. Колот (А. Kolot). О. Ястремская (O. Iastremska) предложила перечень количественных и качественных показателей, которые необходимо использовать в процессе мониторинга факторов, определяющих общее состояние системы социального партнерства.

Значительный вклад в становление социальной ответственности внесли зарубежные ученые. В частности, Р. Фримен (R. Freeman) определил основные заинтересованные стороны – стейкхолдеры. Это организации, в которых видное место занимают наемные работники. Важность управления взаимодействием с заинтересованными сторонами для достижения устойчивого развития компаний обосновал Р. Стурер (R. Steurer).

Научно-прикладные основы, изложенные в работах этих и других ученых, обеспечивают основу развития социального диалога и распространения принципов социальной ответственности. В то же время недостаточно изученными остаются вопросы практической реализации КСО в сфере труда, ее значение в решении социальных противоречий, определение перспектив имплементации социального партнерства в процесс развития корпоративной социальной ответственности.

Целью исследования является разработка концептуальных основ реализации КСО в трудовых отношениях на основе социального партнерства.

Изложение основного материала. Термин «корпоративная социальная ответственность» не является новым для Украины. В последнее время растет интерес отечественных ученых и практиков к этой проблеме как к инновационному механизму решения острых социальных проблем общества. Однако, несмотря на актуальность феномена КСО, до сих пор не имеет его однозначной трактовки.

В соответствии с Международным стандартом ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности», социальная ответственность – это ответственность организации за воздействие ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этическое поведение, которое:

— способствует устойчивому развитию, включая здоровье и благосостояние общества;

— учитывает ожидания заинтересованных сторон;

— соответствует действующему законодательству и согласуется с международными нормами поведения;

— интегрировано в деятельность всей организации и применяется в ее взаимоотношениях с различными группами стейкхолдеров.

Ключевым элементом данного подхода является то, что социально ответственные практики должны учитывать интересы заинтересованных сторон и быть имплементированы в ежедневную хозяйственную деятельность организации. Только при таких условиях реализация КСО будет способствовать повышению конкурентоспособности организации, укреплению ее деловой репутации, решению целей и задач всех социальных партнеров.

Таким образом, КСО – много аспектное понятие, которое объединяет широкий перечень социально-экономических взаимоотношений в обществе и предусматривает удовлетворение потребностей различных заинтересованных сторон. КСО включает внешнюю и внутреннюю составляющую.

Внешний аспект КСО характеризует взаимодействие организации с внешними стейкхолдерами: потребителями, деловыми партнерами, местными властями и обществом и тому подобное. Внутреннюю составляющую КСО большинство исследователей связывают с работниками.

Итак, под КСО в трудовых отношениях надо понимать концепцию, согласной которой организация учитывает интересы наемных работников, принимая на себя добровольные обязательства в сфере трудовых отношений, осуществляемых на принципах соблюдения действующего законодательства, прозрачности и этичности, взаимодействия между всеми заинтересованными сторонами с целью достижения высокого качества трудовой жизни и устойчивого развития организации.

Реализация социально ответственных практик, учет интересов всех заинтересованных сторон, эффективный диалог с ними — сравнительно новое направление деятельности отечественных предприятий. КСО постепенно становится важным элементом регулирования социально-трудовых отношений, формирования лояльности работников и положительного имиджа работодателя на рынке труда.

Поэтому актуальной задачей является исследование современных практик реализации КСО в трудовых отношениях, что позволит упорядочить социально ответственные инициативы, разработать систему направлений и составляющих внутренней КСО.

Определение сущности, направлений и составляющих КСО в трудовых отношениях характеризуется различиями в деятельности отдельных субъектов хозяйствования Украины.

Исследовав практику реализации КСО в трудовых отношениях субъектов хозяйствования Украины, можно выделить составляющие, которые являются общими для всех внутренних социально ответственных инициатив. Это, в частности, оплата труда, безопасность и здравоохранение, развитие персонала, дополнительная социальная защита работников.

В то же время отдельные компании расширяют перечень социально ответственных практик в трудовых отношениях за счет обеспечения гендерного равенства, развития корпоративной культуры, улучшения лояльности и тому подобное. Можно утверждать, что сегодня подходы отечественных предприятий к роли и составляющим КСО в трудовых отношениях существенно различны, что сдерживает развитие эффективных механизмов управления в этой области.

КСО в трудовых отношениях охватывает все элементы достойного труда: не просто вовремя выплаченную, а достаточно высокую заработную плату, нормальную продолжительность рабочего дня, уважение к работникам, социальное страхование и социальные гарантии, безопасность на производстве и другие.

В подтверждение такого мнения можно привести аргументы о солидарности и взаимозависимости субъектов трудовых отношений, о повышении эффективности производства вследствие высокой мотивации и лояльности к сотрудникам, и даже больше – о расширении емкости потребительского рынка и соответствующем росте прибыльности бизнеса через рост заработной платы.

Организации должны гарантировать занятость, планировать трудовую карьеру, способствовать развитию корпоративной культуры, привлекать работников к участию в управлении.

Направления реализации КСО в трудовых отношениях системно представлены в данной разработке. Особенностью предложенных составляющих реализации КСО в трудовых отношениях является то, что они сочетают соблюдение обязательств в сфере труда, предусмотренных действующим законодательством, и дополнительные добровольные обязательства работодателя перед работниками.

При этом ожидаемый эффект будет включать предупреждение и минимизацию негативных последствий рисков в трудовых отношениях для социальных партнеров и усиление положительного влияния деятельности организации на социально-трудовую сферу.

Чрезвычайно важной является система взаимодействия с работниками как основными стейкхолдерами любой организации. Это направление предполагает выявление и учет интересов работников в ходе принятия важных управленческих решений. Итак, основополагающим принципом реализации КСО в трудовых отношениях является диалог между социальными партнерами: работодателем и наемными работниками.

Такой подход, в частности, закреплен третьим принципом Глобального договора Организации Объединенных Наций: деловые круги должны поддерживать принцип свободы ассоциаций и признавать право на коллективный договор.

Соблюдение принципа уважения права работников на присоединение к профсоюзным организациям, а также признание права на заключение коллективного договора освещается во всех исследованных социальных отчетах украинских субъектов хозяйствования. В то же время в Украине наблюдается тенденция к уменьшению охвата коллективными договорами: с 81,6% в 2011 г. до 76,1% учетного количества штатных работников в 2014 году.

Эффективная политика соблюдения социально ответственного поведения может быть выработана и внедрена в результате социального партнерства. Именно социальное партнерство является той основой, что позволяет практически реализовывать взаимодействие сторон трудовых отношений, решать вопросы устойчивого развития и социальной ответственности, а также сложные социально-экономические проблемы.

Ведь базовыми элементами, на которых основывается социальное партнерство, являются взаимовыгодный и добровольный характер взаимодействия сторон, постоянный переговорный процесс, информационная открытость, обратная связь, мониторинг и отчетность в выполнении взятых обязательств.

Таким образом, социальное партнерство позволит повысить эффективность стратегии корпоративной социальной ответственности и ее надежность для всех стейкхолдеров, поскольку она будет разрабатываться, и поддерживаться работниками организации.

Трактовка дефиниции «социальное партнерство» остается дискуссионной в отечественной теории и практике. Признанной большинством представителей общественности, делового и научного сообщества является позиция, согласно которой социальное партнерство – это эффективная модель конструктивного взаимовыгодного взаимодействия между социальными партнерами.

Она создает возможность достижения баланса интересов работодателя и работников на основе сотрудничества и компромисса и позволяет достичь социального консенсуса. Здесь социальное партнерство представляет собой специфический феномен, присущий современным социально-экономическим системам, содержание которого носит много аспектный характер.

Так, основу социального партнерства составляет:

— заинтересованность каждого из участников в поиске путей решения социальных проблем;

— понимание, что решение этих проблем в одиночку является неэффективным;

— объединение усилий и возможностей в условиях взаимоприемлемого контроля и учета интересов участников;

— стремление к поиску реалистичных решений социальных задач, а не имитации такого поиска;

— ориентация на конструктивное сотрудничество, а не на конфронтацию из-за расхождения интересов сторон;

— правовое оформление, что обеспечивает баланс интересов, следовательно, и наиболее выгодные условия взаимодействия, для каждого участника партнерства и общества в целом;

— отсутствие государственного патернализма.

На микро уровне эффективное социальное партнерство может возникнуть при определенных условиях, связанных с готовностью учитывать интересы другой стороны и интегрировать их в процесс принятия управленческих решений. Сегодня в Украине такие практики только начинают распространяться. В частности, соблюдение принципов взаимодействия и диалога декларируются и освещаются в социальной отчетности организаций.

Так, специализированное украинское PR-агентство CLEVER Group в Социальном отчете «Ответственные коммуникации» одним из трех базовых принципов ведения бизнеса называет принцип диалога: принимая решение, компания пытается выявить и учесть ожидания всех стейкхолдеров, строя отношения на взаимном диалоге, чтобы результаты деятельности были выгодными и удовлетворяли все заинтересованные стороны.

Надо отметить, что эффект от использования социального партнерства как основного принципа реализации КСО можно получить лишь в том случае, когда соблюдение социально ответственного поведения будет регулярным, и будет достигаться путем постоянного взаимодействия социальных партнеров.

Поэтому актуальной научной задачей является разработка концептуальных основ реализации КСО в трудовых отношениях на основе социального партнерства, направленных на формирование эффективного взаимодействия социальных партнеров и постоянное совершенствование системы управления в этой сфере. Предложенные концептуальные основы позволят обеспечить эффективное взаимодействие социальных партнеров через:

— достижение целей всех социальных партнеров;

— органическую интеграцию в организационную и экономическую структуру организации;

— гибкость, то есть способность меняться с учетом специфики деятельности организации;

— наработки принципов поведения, которыми социальные партнеры будут неуклончиво руководствоваться при принятии решений любого уровня;

— формирование системы управления, которая будет функционировать на принципах социальной ответственности, что позволит координировать процесс регулирования трудовых отношений.

При этом одним из важнейших элементов концептуальных основ реализации КСО в трудовых отношениях является выбор форм реализации социального партнерства, ведь именно на их основе осуществляется эффективное взаимодействие социальных партнеров. Такой выбор должен основываться на основе определения текущего состояния и имеющихся возможностей по приоритетным направлениям социальной ответственности в трудовых отношениях.

Разработка, утверждение и внедрение системы внутренних социально ответственных мероприятий должны стать частью общих программ управления организацией. Они будут охватывать определение объемов ресурсов, направляемых на достижение поставленных целей, источников их привлечения в соответствии с определенными направлениями, распределение компетенций между исполнителями. Мероприятия, в свою очередь, должны соответствовать требованиям целесообразности, актуальности и эффективности.

Для достижения поставленных целей и выбора и применения форм взаимодействия, которые были бы эффективными и соответствовали внешней и внутренней среде организации, необходимо учитывать как принципы социального партнерства, так и принципы социальной ответственности.

Применение указанных принципов позволит определять приоритетные направления реализации корпоративной социальной ответственности в трудовых отношениях на принципах социального партнерства, обосновать эффективные регуляторные меры. В то же время их сочетание будет способствовать становлению специфических принципов КСО, которые являются наиболее важными для организации на определенном этапе ее развития.

К таковым, в частности, относятся:

— интеграция социально ответственного поведения в бизнес-процессы и принятие решений на всех иерархических уровнях управления;

— эффективное сочетание экономических и социальных задач;

— разнообразие форм, методов, инструментов реализации внутренней социальной политики;

— соответствие потребностям наемных работников;

— социальная справедливость;

— регулярность реализации КСО в трудовых отношениях.

Выводы. По результатам данного исследования разработаны концептуальные основы реализации корпоративной социальной ответственности в трудовых отношениях на основе социального партнерства, которые содержат цель, задачи, принципы и формы взаимодействия социальных партнеров, ожидаемые результаты. Внедрение разработанных концептуальных основ даст возможность организации:

— определять и оценивать проблемы в социально-трудовой сфере, осуществлять прогнозирование их возможных последствий для всех социальных партнеров;

— определять направления и конкретные мероприятия с целью совершенствования современного состояния социально ответственного регулирования трудовых отношений, разработать пути их реализации, оценить и выбрать наиболее эффективные из них;

— осуществлять постоянную реализацию планируемых действий, активно используя при этом систему внутреннего и внешнего контроля;

— использовать прогрессивные методы управления, применять принципы социальной ответственности в рамках общей системы корпоративного управления для более эффективного регулирования трудовых отношений, предоставлять необходимые для этого ресурсы;

— формировать положительный имидж, ориентированный на приоритет обеспечения достойного труда, сохранения жизни и здоровья наемных работников;

— обеспечить открытость и доступность информации в сфере социальной ответственности путем адекватного обмена информацией и диалога со всеми заинтересованными сторонами;

— обеспечить информационную открытость и прозрачность, наладить активную прямую и обратную связь со всеми стейкхолдерами.

На общегосударственном уровне распространение корпоративной социальной ответственности в трудовых отношениях на принципах социального партнерства будет способствовать уменьшению социального напряжения, выявлению скрытых форм социальной напряженности в национальной экономике, разработке своевременных мер по предотвращению ее роста, обеспечению высокого качества трудовой жизни и социальной стабильности.

Автор: О. А. Олейник, кандидат экономических наук, старший преподаватель, Национальный университет водного хозяйства и природопользования, Е-mail: oliynuk_olena@ukr.net

Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий