Реальный ВВП Украины в 2020 г. снизится на 5% из-за сужения внутреннего и внешнего спроса на фоне карантинных мер

07.05.2020 – Реальный ВВП Украины в 2020 г. снизится на 5% из-за сужения внутреннего и внешнего спроса на фоне карантинных мер. Об этом говорится в инфляционном отчете центрального банка страны.

Макроэкономические условия в начале текущего кризиса

Украинская экономика вошла в мировой экономический кризис, вызванный распространением COVID-19, с большим запасом прочности, по сравнению с предыдущими кризисными эпизодами, и причины текущего экономического спада кардинально отличаются.

Глубина и продолжительность падения экономики определяется не макроэкономическими дисбалансами, а ограничениями экономической деятельности, поэтому ожидается и более быстрое восстановление после снятия карантина. Текущие макроэкономические условия свидетельствуют о возможности преодоления этой рецессии с меньшими потерями, чем во время предыдущих рецессий, которые сопровождались также валютными и банковскими кризисами.

Внедрение режима инфляционного таргетирования и взвешенная фискальная политика прошлых лет позволили устранить ключевые макроэкономические дисбалансы, которые были причиной предыдущих кризисов.

Основные факторы, отличающие текущие условия от ситуации в 2008 и 2014 годах и что дают возможность уменьшить негативные последствия кризисов такие, что благодаря последовательной монетарной политике Украина впервые входит в кризис с умеренной инфляцией и низкими инфляционными ожиданиями, это дает пространство для смягчения монетарной политики.

Либерализация валютного рынка и переход к гибкому курсообразованию способствовали избеганию накопления валютных дисбалансов. Дефицит текущего счета в отличие от 2008 и 2014 годов находится в приемлемых пределах, что является свидетельством того, что курс гривны близок к равновесному.

Реализация стратегии валютных интервенций позволила нарастить международные резервы для своевременного выполнения всех обязательств и сглаживания чрезмерных колебаний на валютном рынке. Показатели адекватности резервов являются намного лучшими, чем в 2014 году.

Снижение долговой нагрузки позволяет правительству увеличить дефицит бюджета для предоставления экономике фискальных стимулов. В отличие от предыдущих кризисов, когда за счет роста долга покрывались разрывы в балансе НАК “Нафтогаз” или же рекапитализировались проблемные банки, сейчас средства могут быть направлены непосредственно на поддержку населения и бизнеса.

Банковский сектор, который ранее был катализатором кризисов, сейчас прозрачный и прибыльный, а капитал существенно превышает минимальный уровень. Кроме того, у банков есть достаточно свободной ликвидности для кредитования реального сектора. Регулярное стресс-тестирование также показывает, что большинство финансовых учреждений имеют достаточный запас капитала для поддержки кредитования даже в случае реализации неблагоприятного сценария.

Длительный период макроэкономической стабильности создает возможности проводить стимулирующую политику и сглаживать негативные шоки. Однако ввиду ухудшения настроений на мировых финансовых рынках, критически важна новая программа сотрудничества с МВФ, которая обеспечит дополнительные ресурсы для преодоления последствий пандемии.

Инфляционное развитие

Основные шоки, вызванные мировым кризисом, отразятся на показателях инфляции уже в течение II квартала и ускорят ее рост в 2020 году, в дальнейшем их эффекты быстро иссякнут.

Ускорение инфляции на фоне кризисных событий будет умеренным – 6.0% до конца 2020 года, поскольку эффекты ослабления обменного курса будут компенсированы снижением спроса и более низкими ценами на топливо.

После временного превышения верхней границы целевого диапазона в начале 2021 года потребительская инфляция вернется в пределы уже во II квартале того же года.

Инфляция в 2020 году останется в целевом диапазоне 5% ± 1 п.п. монетарные и фискальные меры по поддержке экономики не станут этому помехой

Резкий переход украинской и глобальной экономики в состояние рецессии и отток капитала из стран EM, существенно ухудшили курсовые и инфляционные ожидания, изменив траекторию прогноза инфляции на ближайший год.

Инфляция умеренно ускорится в последующие месяцы и на конец 2020 года составит 6%, то есть останется в пределах целевого диапазона. Ускорение инфляции произойдет, прежде всего, в результате переноса на цены недавнего обесценивания гривны. Повышенный спрос на отдельные виды продовольствия на фоне временных ограничений экспорта в некоторых странах будет создавать давление на цены во II квартале, однако в дальнейшем он иссякнет вместе с отменой основных карантинных ограничений, как в Украине, так и в большинстве стран – ОТП.

Стимулирующее влияние на цены со стороны мер фискальной и монетарной политик, направленных на поддержку бизнеса и населения в период карантинных мероприятий, будет в основном компенсировано существенным падением потребительского спроса.

Инфляцию также будет сдерживать снижение мировых цен на энергоносители, которое и дальше будет сказываться на стоимости топлива и природного газа на внутреннем рынке.

В I квартале 2021 года инфляция временно выйдет за пределы целевого диапазона из-за эффекта низкой базы сравнения, но в дальнейшем замедлится в среднесрочной цели в 5%, где и будет оставаться в дальнейшем. Удерживать ее на таком уровне поможет как взвешенная монетарная политика НБУ, так и более сдержанная фискальная политика после завершения пандемии и восстановление экономической активности.

Базовая инфляция ускорится, прежде всего, за счет роста стоимости импортируемых товаров 

Фундаментальное давление в ближайшем году усилится. Ослабление обменного курса гривны, ухудшение инфляционных ожиданий, а также фискальные и монетарные стимулы, направленные на уменьшение последствий кризиса, будут определять рост базовой инфляции в 2020 году до 6.8%.

Существенное подорожание (около 8% г/г) ожидается для товаров длительного использования, прежде всего с высокой долей импорта в себестоимости. В то же время существенно замедлится рост стоимости рыночных услуг, где вес расходов на оплату труда является наибольшим, в связи с прекращением роста реальных заработных плат и роста безработицы.

Восстановление украинской и глобальной экономики с 2021 года будет способствовать дальнейшему росту реальных доходов населения. Соответственно этот фактор станет основным драйвером базовой инфляции, но будет сдерживать ее импортируемая составляющая вследствие невысокой инфляции в странах – ОТП и снижение волатильности обменного курса. Поэтому базовая инфляция уже с середины 2021 года стабилизируется на уровне около 4%.

Продовольственная инфляция временно возрастет во II квартале, однако после исчерпания действия негативных факторов, постепенно снизится благодаря достаточному предложению плодовоовощных культур 

Ценообразование на рынке сырых продовольственных товаров во II квартале 2020 года будет находиться под воздействием шоков предложений, вызванных карантинными ограничениями, трудностями с логистикой, а также временным усиленным спросом на отдельные виды товаров. Соответственно, цены на сырые продукты будут расти.

Однако после отмены основных карантинных ограничений и поступления на рынки продукции нового урожая уже с III квартала продовольственная инфляция стабилизируется в пределах 5-6%.

В следующих годах ожидается снижение продовольственной инфляции до уровня 3-4%. Рост цен будет поддерживаться дальнейшим повышением номинальных и реальных доходов домохозяйств, но сдерживающим фактором будет рост предложения продовольствия благодаря повышению производительности в сельском хозяйстве.

Административная инфляция в 2020 году замедлится до 7.5% из-за удешевления энергоресурсов, однако в 2021-2022 годах ускорится до 9-10% 

На всем прогнозном периоде наиболее весомый вклад в административную инфляцию будет иметь дальнейшее повышение ставок акцизов на табачную продукцию, которая будет дорожать ежегодно на 14-15%. С 2021 года дополнительным фактором повышения отдельных услуг ЖКХ станет восстановление роста заработных плат в экономике.

Снижение тарифов на газ и отопление для населения под влиянием низких цен на европейских торговых площадках и высоких запасов в хранилищах будут основным фактором замедления административной инфляции до 5% в середине текущего года. Однако с началом следующего отопительного сезона рост цен на газ восстановится.

Цены на топливо в текущем году снизятся более чем на 15% благодаря значительному падению цен на нефть. Это будет весомым дезинфляционным фактором для общей инфляции, в том числе из-за влияния на себестоимость других ее компонент. Однако восстановление мирового спроса приведет к повышению стоимости топлива в Украине в 2021-2022 годах.

Вставка 6. Оценивание точности макроэкономических прогнозов НБУ

Консистентность и меткость макроэкономических прогнозов является необходимым условием в эффективной монетарной политике в режиме инфляционного таргетирования. Поскольку влияние монетарных инструментов на инфляцию и другие макроэкономические показатели происходит со значительной задержкой во времени. НБУ ежегодно анализирует точность своих прогнозов, а также сравнивает их с прогнозами других организаций и центральных банков.

Точность прогнозов НБУ основных макроэкономических показателей является на уровне или несколько лучше консенсусных прогнозов, которые, как правило, точнее индивидуальных. Ошибки прогнозов, как правило, обусловлены экзогенными шоками, которые априори являются непрогнозируемыми.

В данной вставке НБУ продолжает начатую в 2019 году практику ежегодного оценивания своих макроэкономических прогнозов, в частности по систематической проверке наличия ошибок в одну сторону, способности предвидеть разворот тенденций, консистентности прогноза, сравнения точности прогнозов во времени и с другими организациями. К оценке НБУ прогнозов показателей ИПЦ, ВВП и сальдо текущего счета платежного баланса в этом году была добавлена учетная ставка, прогноз которой НБУ начал публиковать в середине 2019 года.

Прогнозы НБУ по инфляции характеризуются высокой точностью. Профиль прогнозов, сделанных в 2018-2019 годах в разрезе кварталов, метко повторял фактическую динамику годового изменения ИПЦ, кроме резкого снижения в IV квартале 2019 года из-за экзогенных факторов.

Рекордный урожай зерновых и масличных культур, углубление падения мировых цен на энергоносители, значительный приток долгового капитала в государственный и частный сектор сказались на замедлении инфляции непосредственно, а также через канал обменного курса. В то же время, несмотря на то, что фактическая инфляция на конец 2019 года была ниже, чем прогноз НБУ, другие организации прогнозировали более значительное повышение цен.

Также была проанализирована точность прогнозов НБУ относительно консенсусных прогнозов и прогнозов других организаций. Стоит отметить, что прогноз инфляции НБУ на 2016 год почти не просматривался и был более емким по консенсусных прогнозах. В то же время прогнозы НБУ и консенсусные прогнозы (FE) на 2017-2018 годы были достаточно близкими и ниже фактического уровня инфляции, что свидетельствует о неожиданном характере шоков для большинства прогнозистов.

Прогнозы на 2017-2018 годы пересматривались несколько раз в сторону повышения, что было обусловлено более высокими темпами роста отдельных административно регулируемых цен и тарифов, а также, более быстрым ростом внутреннего потребительского спроса.

Прогнозы ИПЦ НБУ на 2019 год хотя и были в среднем на 2 п. п. выше фактической инфляции, однако консенсусные прогнозы были еще на 1-1.5 п. п. выше, чем прогнозы НБУ. Это свидетельствует о том, что другие организации недооценивали способность НБУ снизить инфляцию более существенно в 2019 году.

Также было проведено сравнение прогнозов НБУ с прогнозами других ведущих организаций: Минэкономики, «Альфа-Банка» Украины, ICU, Dragon Capital, Райффайзен Банк Аваль, J.P. Morgan, ОТП банка, Goldman Sachs, МВФ, консенсусными прогнозами (FE), (CE) и опросами НБУ финансовых аналитиков.

Рейтинг прогнозов разрабатывался на основе средних абсолютных ошибок в прогнозе MAE, а также скорректированных ошибок Adj. MAE. Для последних ошибки умножались на весовой коэффициент, который становится более высоким в случае уменьшения промежутка времени от прогноза до появления фактических данных. Таким образом, учитывался “временной эффект”, чем раньше сделан прогноз, тем выше может быть его ошибка.

Точность прогноза организации была определена как разница между средней ошибкой ее прогноза и средней ошибкой по всем организациям. Нулевые значения на графиках означают, что точность соответствует средней точности прогноза всех организаций, положительные значения – ошибки более высокие, чем средний уровень, отрицательные – более низкие.

Меткость прогнозов инфляции НБУ на 2016-2019 годы является выше средней, а среди нескорректированных ошибок прогнозов ИПЦ, прогнозы НБУ были одними из лучших. Из-за того, что точность прогноза НБУ на 2019 год была лучшей среди всех прогнозов организаций, которые их составляли, среднее качество прогноза НБУ, совокупно за последние четыре года, улучшилось по сравнению с прошлогодними оценками – в прошлом году скорректированные ошибки прогноза были несколько хуже, чем средние.

Прогнозы НБУ относительно реального ВВП также были достаточно точными и близкими к консенсусным прогнозам. Прогнозы на 2016-2017 годы довольно существенно пересматривались из-за ряда внешних и внутренних шоков. Тогда как прогноз на 2018 год был достаточно близким к фактическим значениям и справедливо оптимистичнее, чем консенсусный прогноз.

Прогноз ВВП на 2019 год почти на всем горизонте был несколько пессимистичнее, чем консенсусный, поскольку НБУ ожидал снижения урожая зерновых после рекорда в предыдущем году и соответственно отрицательного вклада сельского хозяйства в рост ВВП.

Также в прогноз закладывалась жесткая монетарная политика, что было необходимым для возвращения инфляции к целевому диапазону на фоне достаточно высокой премии за риск для страны, в год двойных выборов.

Во второй половине года прогноз роста ВВП был пересмотрен в сторону повышения, благодаря благоприятным условиям торговли, ожиданиям очередного рекордного урожая зерновых, более высокому внутреннему спросу, а также, более лучшей инвестиционной активности в связи с меньшим сдерживающим влиянием избирательного цикла, чем ожидалось ранее.

Точность прогноза НБУ по ВВП является средней среди прогнозов всех охваченных организаций как по скорректированным, так и не скорректированным ошибкам. Скорректированные ошибки прогнозов между всеми организациями слишком не отличаются, а лучшее качество демонстрируют консенсусные прогнозы.

Прогнозы текущего счета были достаточно волатильными, учитывая открытый и сырьевой характер экономики и ее уязвимость к внешним шокам и изменения рыночной конъюнктуры. Такие события, как противостояние между Китаем и США, Brexit значительно влияли на экономики стран – ОТП Украины и цены на мировых товарных рынках, что соответственно приводило к разнонаправленным пересмотрам прогноза платежного баланса Украины.

В 2016-2018 годах в большинстве случаев фактические значения дефицита текущего счета превышали прогнозные. Это происходило, прежде всего, из-за увеличения объемов импорта машиностроения, в частности продукции инвестиционного назначения, потребительского импорта (прежде всего продовольственной продукции), а также удобрений на фоне высокого спроса аграриев.

Прогноз на 2019 год был волатильным, однако точнее, чем консенсусный прогноз. Более низкий фактический дефицит текущего счета по сравнению с последними прогнозами НБУ обусловлен лучшими условиями торговли, в частности сохранением относительно высоких цен на железную руду и более низкой цены на газ благодаря теплой зиме в Европе.

Точность прогноза НБУ относительно сальдо текущего счета на 2016-2019 годы является одной из самых высоких по сравнению с прогнозами других организаций. Ошибки прогнозов НБУ без учета временного эффекта являются самыми низкими по сравнению с другими организациями. По сравнению с прошлогодней оценкой качество прогноза текущего счета также улучшилось, ошибок в прогнозах НБУ стало меньше, чем аналогичных ошибок у МВФ и финансовых аналитиков.

НБУ в середине 2019 года начал публикацию, как самого прогноза, так и историю прогнозов учетной ставки начиная с 2016 года. Точность прогнозов НБУ по процентной ставке выше, чем у большинства других участников рынка. После начала введения более жесткой монетарной политики начиная с середины 2017 года НБУ, несмотря на свою приоритетную цель по сохранению ценовой стабильности, прогнозировал более стремительное повышение учетной ставки в 2017-2018 годах, чем консенсусный прогноз.

В 2019 году участники рынка ожидали противоположную ситуацию. После начала цикла смягчения монетарной политики, консенсус-прогнозы демонстрировали более медленное снижение ставок, чем было предусмотрено в прогнозе НБУ. Фактическое снижение ключевой процентной ставки в конце 2019 года было еще более стремительным, чем прогнозировал НБУ из-за быстрой дезинфляции на фоне более крепкого обменного курса и благоприятной макроэкономической ситуации.

По сравнению с прошлогодними оценками, точность прогнозов НБУ по сравнению с другими центральными банками региона (Чехии, Польши, Сербии, Венгрии, Румынии) почти не изменилась. НБУ продолжает демонстрировать средние результаты. В частности точность прогноза ВВП является лучшей по сравнению со средним показателем по всем странам. Точность прогноза текущего счета – на уровне других стран, тогда как инфляции – несколько ниже, чем средние показатели.

Спрос и выпуск

Реальный ВВП в текущем году снизится на 5.0% из-за сужения внутреннего и внешнего спроса на фоне карантинных мер.

После снятия ограничений ожидается восстановление в большинстве видов экономической деятельности, чему также будут способствовать значительный фискальный импульс и смягчение монетарных условий.

Предположения прогноза НБУ по карантину следующие:

Текущий прогноз основывается на предположении о завершении карантина в конце июня текущего года. Снятие ограничений будет происходить постепенно для сохранения контроля над эпидемиологической ситуацией.

Первый шаг – ослабление ограничений с середины мая. Он будет предусматривать разрешение на такие виды деятельности: торговля не продуктовыми товарами, отдельные услуги по личному уходу, кафе/рестораны, общественный транспорт и междугородное сообщение. Однако остается запрет на проведение массовых мероприятий (спортивные и развлекательные мероприятия, посещение кинотеатров), путешествия за границу, авиасообщение.

Второй шаг предусматривает снятие почти всех ограничений с конца июня. Однако при этом еще долгое время могут сохраняться ограничения на специфические мероприятия – большие концерты, спортивные чемпионаты и прочее. В то же время такие остаточные ограничения не будут иметь заметного влияния на экономику, однако будут служить определенным барьером для распространения эпидемии.

Вследствие карантинных ограничений для преодоления пандемии и глобального кризиса украинская экономика сократится на 5.0% в 2020 году, но возобновит рост на уровне около 4% в последующие годы 

Негативное влияние пандемии на украинскую экономику будет относительно краткосрочным, но довольно мощным. Карантинные мероприятия уже снизили деловую активность, потребление и занятость населения. Сокращение глобального спроса также ограничивает экспортные возможности страны. Влияние этих факторов на экономику наиболее ощутимо скажется на протяжении II квартала этого года, ВВП снизится на 11% г/г.

Однако после снятия основных ограничений, как в Украине, так и в мире, ожидается, что в конце II квартала, экономика начнет восстанавливаться V-образно. Этому будет способствовать также мягкая фискальная и монетарная политика. Увеличение правительством бюджетных расходов на преодоление кризиса и меры НБУ по поддержке заемщиков и кредитованию бизнеса позволят уменьшить негативное влияние пандемии на экономику.

Однако как падение, так и восстановление будет неравномерным по видам экономической деятельности. В частности от внедрения внутренних карантинных ограничений больше потеряет сектор услуг, розничная торговля, транспорт. После окончания карантина эти секторы частично восстановятся, но еще будут страдать от прекращения роста доходов населения. Туризм и связанные с ним авиационные услуги полноценно возобновятся только в следующем году.

В то же время отдельные экспортноориентированные отрасли, в частности металлургия, потеряют, прежде всего, от сужения внешнего спроса в условиях глобального экономического кризиса. Сохранится высокий спрос, как внутренний, так и внешний, на продукцию сельского хозяйства, однако ожидается уменьшение объемов урожая зерновых из-за ухудшения погодных условий.

Среди компонентов ВВП наибольшее сокращение ожидается в инвестиционной деятельности, а частное потребление уменьшится такими же темпами, как и ВВП 

Типичным явлением для большинства экономик мира во время экономических кризисов является значительное сокращение инвестиционных расходов с концентрацией ограниченных ресурсов на более насущных потребностях.

Затем на фоне карантинных ограничений, трудностей с логистикой, сужения мирового спроса, падения доходов предприятий, инвестиционная деятельность в 2020 году сократится больше всего (на 14%). Она будет поддерживаться завершением уже начатых инвестиционных проектов и программой обновления дорожной инфраструктуры, которая продолжит финансироваться государством.

Уже с 2021 года ожидается возобновление роста инвестиционной деятельности на фоне выхода мировой экономики из кризиса, восстановления кредитной активности, роста доходов бизнеса и уменьшения уровня неопределенности.

Частное потребление в 2020 году сократится на 4.9%. Сворачивание деятельности во многих секторах экономики, начавшееся в конце марта, повлечет уменьшение расходов на заработные платы или сокращение работников. Возвращение части трудовых мигрантов в Украину будет создавать дополнительное предложение на рынке рабочей силы.

Соответственно уже со II квартала рост реальных заработных плат прекратится, а уровень безработицы вырастет. Потребительские расходы населения сократятся, а общее потребление в значительной степени будет поддерживаться бюджетными расходами правительства и сбережениями населения.

Смягчение монетарной политики будет способствовать уменьшению негативных последствий кризиса, однако к моменту отмены карантинных ограничений не может быть определяющим стимулом для восстановления экономики и потребительской активности.

Вместе с восстановлением экономики в 2021 году заработные платы снова будут расти, а безработица вернется к уровню, близкому к нейтральному. Ожидается, что потребительские настроения полностью восстановятся, а частное потребление в 2021-2022 годах будет расти темпами 5-7% в год.

В 2020 году впервые за 5 лет вклад чистого экспорта в ВВП станет положительным под влиянием более существенного сокращения физических объемов импорта, чем экспорта.

Основными факторами уменьшения экспорта в текущем году будут слабый внешний спрос на металлургическую продукцию, снижение урожая и соответствующее сокращение экспорта зерновых. Другие экспортные поставки также снизятся из-за падения мировой экономики.

Физические объемы импорта в текущем году будут ниже, чем прошлогодние, – более 12%. Главным фактором будет падение инвестиционного и потребительского спроса из-за кризисных явлений в экономике, что уменьшит спрос на импортируемую продукцию, в частности, машиностроения. Кроме того, высокие запасы природного газа в хранилищах будут определять меньшую потребность в импорте.

Восстановление украинской и мировой экономики с 2021 года будет способствовать росту экспорта и импорта. Повысится потребность в инвестиционном импорте, а потребительский импорт будет стимулироваться ростом реальных доходов населения и низкой волатильностью РЭОК гривны.

Наращиванию экспортных поставок будут способствовать рост производительности в сельском хозяйстве, а также восстановление мирового спроса на металлургическую продукцию. В соответствии с 2021 года вклад чистого экспорта в ВВП снова станет отрицательным.

В 2020 году приостановится рост потенциального ВВП и откроется отрицательный разрыв ВВП. Восстановление будет зависеть от структурной адаптации и благоприятной внешней среды.

В 2020 году рост потенциального ВВП прекратится вследствие снижения взносов капитала и производительности. Введение карантинных ограничений будет сдерживать рост производительности производства и приведет к сокращению производственных мощностей на ряде предприятий.

В 2021 году рост потенциального ВВП восстановится, хотя будет ниже, чем прогнозировалось в Инфляционном отчете за январь 2020 года. Наибольшие взносы будут генерировать производительность производства, что будет расти как под влиянием реальной конвергенции экономики до уровня более развитых стран-соседей, так и вследствие посткризисной оптимизации бизнес-процессов.

Кроме этого, ожидается рост капитальных инвестиций на фоне восстановления экономической активности. Возвращение трудовых мигрантов за рубеж после снятия ограничений будет сдерживать рост потенциального ВВП.

Резкое увеличение разрыва ВВП в 2020 году станет следствием снижения как отечественной, так и мировой экономической активности из-за введения карантинных ограничений. Снижение совокупного спроса будет сопровождаться ростом безработицы до более 11% по методологии МОТ. Разрыв ВВП постепенно будет сокращаться в 2021-2022 годах. Темпы восстановления совокупного спроса будут определяться со скоростью роста экономик стран – ОТП и возвращения интереса инвесторов к странам с развивающимися рынками.

Сокращению разрыва ВВП также будут способствовать взвешенные фискальная и монетарная политика. Увеличение правительством бюджетных расходов на преодоление кризиса и меры по поддержке заемщиков и кредитование бизнеса позволят быстрее достичь потенциального уровня ВВП.

Фискальная политика в 2020 году будет стимулирующей

В текущем году ожидается существенный фискальный импульс для экономики, структурный дефицит расширится, поскольку с целью противодействия негативным последствиям кризиса для экономики правительство нарастит дефицит СЗДУ до около 8% ВВП. Будут профинансированы мероприятия по поддержке бизнеса и населения в условиях, когда замедляется деловая активность, снижается занятость и налоговые поступления в бюджет, а иностранные инвесторы покидают развивающиеся рынки.

По оценкам НБУ, влияние таких фискальных мер на рост ВВП оценивается в около 2 п. п.

Доходы СЗДУ в условиях рецессии в экономике снизятся даже в номинальном выражении за счет сокращения как налоговых, так и неналоговых поступлений. В то же время растет необходимость наращивания расходов социального характера для поддержки населения во время экономического кризиса, а также расходов на борьбу с распространением вирусной эпидемии.

Соответственно такой существенный дефицит в условиях отсутствия приватизационных поступлений будет профинансирован долговыми заимствованиями. Весомую роль будут играть заимствования от МВФ и прочее официальное финансирование.

Вместе с возобновлением роста экономики, исчезнет потребность в значительных фискальных стимулах, поэтому дефицит СЗДУ постепенно будет сокращаться: до 2.8% ВВП в 2021 и 2.0% ВВП в 2022 годах.

Государственный и гарантированный государством долг в текущем году превысит 60% ВВП через значительное наращивание дефицита бюджета, падение номинального ВВП, а также более слабого, чем в конце прошлого года обменного курса гривны. В то же время возобновление роста экономики с 2021 года, взвешенная фискальная политика, а также низкая волатильность обменного курса обусловит постепенное снижение государственного и гарантированного государством долга к ВВП на 2-3 п.п. ежегодно.

Платежный баланс

В 2020 году дефицит текущего счета останется низким. Снижение импорта товаров и расходов на путешествия будет преобладать над сокращением экспорта и денежных переводов.

В дальнейшем дефицит расширится вследствие укрепления РЕОК гривны и реализации отложенного спроса, однако останется в приемлемых пределах (3-4% ВВП).

Благодаря новой программе сотрудничества с МВФ и постепенному восстановлению интереса инвесторов к странам EM, международные резервы вырастут до 27-29 млрд. долл. в 2020-2022 годах.

Дефицит текущего счета постепенно начнет расширяться в 2020-2022 годах, однако будет оставаться в приемлемых пределах

НБУ пересмотрел прогноз дефицита текущего счета на 2020 год в сторону уменьшения до 1.7% ВВП (по сравнению с 3.2% ВВП в январском прогнозе). В 2020 году торговый баланс улучшится благодаря благоприятным условиям торговли и снижению импорта товаров и услуг.

В условиях карантинных ограничений по всему миру и падения цен на глобальных рынках, Украина уменьшит объемы закупок энергоносителей и большинства товаров не первой необходимости. Негативные последствия пандемии для экспорта будут слабее, ввиду ожидаемого сохранения спроса на продовольствие.

В то же время снижение переводов от трудовых мигрантов будет с избытком компенсировано сокращением расходов украинцев на заграничные путешествия.

После восстановления экономической активности в мире и в Украине дефицит текущего счета снова расширится. Этому будет способствовать реализация отложенного спроса на импортные товары со стороны населения, восстановление инвестиционного импорта бизнесом, а также ожидаемое снижение поступлений от транзита газа. Впрочем, показатель дефицита будет оставаться на уровне 3-4% ВВП, как и предполагал январский прогноз НБУ.

В 2020 году экспорт товаров сократится на 12%, вследствие снижения внешнего спроса и цен на сырьевые товары, а также низкого урожая зерновых из-за менее благоприятных погодных условий. В 2021-2022 годах экспорт будет расти на 6-10% благодаря восстановлению экономической активности и росту цен на черные металлы, а также продолжению повышения производительности в сельском хозяйстве.

Уменьшение импорта товаров на 12% в 2020 году будет предопределяться, прежде всего, энергетической составляющей, которая сократится почти вдвое. Снижаться будут как цены на энергоресурсы, так и объемы импорта газа (до 6 млрд. м3 по сравнению с 14.4 млрд. м3 в 2019 году) – из-за высоких запасов в хранилищах.

Вследствие падения реальных доходов населения и снижения экономической активности будет сокращаться и неэнергетический импорт (на 4%). В то же время, темпы падения неэнергетического импорта будут сдерживаться дополнительным спросом на медицинское оборудование и фармацевтическую продукцию.

Возобновление роста импорта в 2021-2022 годах (на 8-14%) будет обусловлено реализацией отложенного спроса, восстановлением инвестиционного импорта бизнесом, ростом цен на энергоресурсы, оживлением экономической активности и укреплением РЭОК гривны.

Профицит торговли услугами существенно возрастет в 2020 году в результате падения количества зарубежных поездок на фоне ограничения передвижения и сохранения опасений в отношении инфицирования. После восстановления туризма в 2021-2022 годах темпы роста импорта ускорятся, но сальдо торговли услугами будет положительным.

Снижение денежных переводов от трудовых мигрантов в 2020 году произойдет в результате сокращения их количества из-за закрытия границ, потери работы или вынужденного перехода на частичную занятость в условиях карантинных ограничений и снижения оплаты труда в странах – реципиентах. Это приведет к уменьшению поступлений по первичным и вторичным доходам.

В 2021-2022 годах ожидается возвращение за границу подавляющего большинства трудовых мигрантов (более 90%) вследствие восстановления экономик стран-соседей и спроса на рабочую силу.

Заключение новой программы сотрудничества с МВФ является главной предпосылкой сохранения макрофинансовой стабильности в Украине во время мирового кризиса.

Одобрение Советом директоров МВФ новой программы сотрудничества с Украиной и получение уже к концу весны первого транша финансирования на сумму около 2 млрд. долл. создадут благоприятные условия для других государственных заимствований. Украина сможет покрыть возросший дефицит государственного бюджета и уверенно пройти период пиковой долговой нагрузки.

Во втором полугодии 2020 года отток долгового капитала из частного сектора прекратится, однако спрос на государственные ценные бумаги не восстановится до конца года. В 2021-2022 годах ожидается возвращение интереса инвесторов к странам EM, и соответственно приток капитала придет в частный и государственный сектор, в том числе в гривневые ОВГЗ. Также снизится отток иностранной наличности вне банков на фоне улучшения инфляционных и курсовых ожиданий.

Финансирование от МВФ и других официальных международных партнеров позволит поддерживать международные резервы Украины на уровне 27-29 млрд. долл. в течение этого и последующих лет. На конец 2022 года они составят 90% от композитного критерия МВФ по адекватности резервов, или 3.9 месяца будущего импорта.

Вставка 7. Оценка воздействия карантинных мер на денежные переводы в Украину

Закрытие границ многими странами и снижение экономической активности в мире с учетом распространения коронавируса непосредственно скажутся на денежных переводах украинских гастарбайтеров. На основе прогноза экономического развития стран – реципиентов украинских мигрантов и снижения трудовой миграции, прогноз денежных переводов на 2020 год был пересмотрен в сторону снижения на 2.6 млрд. долл. (или 20%) по сравнению с предыдущим прогнозом – до 10 млрд. долл.

К этому времени консенсусная мысль заключалась в том, что значительные объемы переводов трудовых мигрантов смягчают последствия кризисов для стран – доноров рабочей силы. В отличие от других финансовых потоков, переводы довольно устойчивы, поскольку трудовые мигранты пытаются поддержать своих близких в сложные времена. Кроме того, такие потоки быстро восстанавливаются после завершения кризиса.

Конечно, что и в прошлых кризисах ослабление экономик стран – реципиентов трудовых мигрантов влекло за собой падение заработных плат за рубежом, потерю частью мигрантов работы или ухудшение условий труда, а, следовательно, и сокращение переводов. Так, во времена глобального финансового кризиса в 2009 году, объемы денежных переводов в странах мира сократились на 6%, в Украине – на 12%.

Однако текущая глобальная рецессия имеет свои особенности в воздействии на переводы из-за закрытия границ многими странами. Ведь много трудовых мигрантов вернулось домой, а другая часть – не сможет уехать на заработки, хотя и планировала это сделать.

Учитывая это, в текущем прогнозе переводов учтены как предположения по снижению количества трудовых мигрантов, так и эффекты от охлаждения экономической активности и карантинных ограничений в странах – реципиентах.

Оценка снижения эффектов от снижения количества мигрантов.

На основании информации из открытых источников, от Пограничной службы, оценки экспертов и т. д., оценено общее количество трудовых мигрантов, вернувшихся в Украину в течение карантинного периода, на уровне около 10%.

Кроме того, ограничения на выезд за границу станут дополнительным фактором снижения переводов во II квартале. Поскольку сезонные работники останутся дома, еще около 10%. В целом в 2020 году влияние уменьшения количества мигрантов на денежные переводы было оценено в 0.6 млрд. долл.

Эффекты от охлаждения экономической активности и карантинных ограничений в странах – реципиентах.

Для оценки были использованы два подхода: (1) ухудшение ситуации в разрезе сфер занятости трудовых мигрантов, которые остаются за рубежом, и (2) за счет снижения их зарплат или потери занятости.

Работники, которые остаются за рубежом, несмотря на карантинные ограничения, будут отправлять определенную часть денежных переводов, но их объем зависит от уровня экономической активности в странах – реципиентах. Согласно первому подходу, снижение экономической активности по видам деятельности будет неравномерным, поэтому и доходы трудовых мигрантов за рубежом сократятся в зависимости от сферы занятости.

Больше всего пострадают доходы тех, кто работает в гостинично-ресторанном бизнесе, учреждениях культуры и искусства, образования. Однако, несмотря на сравнительно меньшее влияние на деятельность в сфере строительства и обрабатывающей промышленности, именно снижение доходов в этих видах деятельности будет иметь определяющее влияние значительного количества вовлеченных в них мигрантов.

В целом из-за снижения экономической активности за рубежом, объем переводов снизится на 2.0 млрд. долл.

Второй подход основан на оценке снижения заработных плат, полной или частичной потери работы и ухудшении условий труда у тех, кто остался за рубежом, на основе агрегирования оценок, сделанных отдельно для Польши, Чехии, России и других стран. Эффект от вынужденного перехода на частичную занятость или потери постоянной работы оценен в 1.2 млрд. долл. А потери от уменьшения заработных плат трудовых мигрантов оценены в 0.8 млрд. долл.

В целом снижение объемов переводов в Украину оценено на сумму 2.5 млрд. долл. до 10 млрд. долл. Обновленный прогноз НБУ основывается на предположении об отмене большинства карантинных мер до конца ІІ квартала 2020 года. Как результат, негативное влияние текущего кризиса будет неравномерным по кварталам, наибольшее сокращение переводов ожидается во II квартале с постепенным его уменьшением к концу года.

Монетарные условия и финансовые рынки

Смягчение монетарной политики будет способствовать восстановлению экономического роста. Инфляция останется контролируемой и приблизится к целевому уровню на горизонте политики. Ключевая ставка в этом году снизится до своего среднесрочного нейтрального уровня в 7%.

Значительный профицит ликвидности банковской системы будет сохраняться через конвертацию правительством валютных заимствований для финансирования дефицита бюджета и покупку НБУ на рынке иностранной валюты для пополнения международных резервов.

Снижение учетной ставки будет способствовать смягчению монетарных условий и уменьшению последствий экономического кризиса.

Цикл смягчения монетарной политики исходит из прогноза снижения учетной ставки до 7% во II квартале 2020 года. Это предоставит экономике стимул, необходимый для поддержания населения и бизнеса и быстрого восстановления деловой активности после завершения карантина. Эффект трансмиссии ключевой ставки будет усиливаться благодаря облегчению доступа банков к финансированию, вследствие внедрения новых инструментов для поддержки ликвидности и стимулирования кредитования реального сектора.

Реальные монетарные условия будут смягчаться во II квартале 2020 года и будут стимулирующими к концу 2021 года. Такое изменение монетарных условий произойдет как вследствие снижения ключевой ставки и повышения уровня прогнозируемой инфляции, так и повышения оценки текущего уровня нейтральной ставки.

Последнее предопределяется ослаблением оценок равновесного РЭОК гривны, что согласуется с влиянием структурного шока на потенциальный ВВП. Реальная нейтральная ставка повысилась до около 4%, однако впоследствии постепенно достигнет своего долгосрочного уровня 2%.

После девальвации РЭОК гривны в начале 2020 года, во втором полугодии он укрепится и в дальнейшем стабилизируется благодаря снижению волатильности номинального обменного курса и слабому инфляционному давлению. НБУ и в дальнейшем будет сглаживать чрезмерные колебания обменного курса, не препятствуя рыночным тенденциям.

Ожидается сохранение значительного профицита ликвидности банковской системы на прогнозном горизонте. В частности, главным фактором его формирования в текущем году будет конвертация правительством валютных заимствований для финансирования дефицита бюджета.

Кроме того, ликвидность будет поддерживаться инструментами долгосрочного рефинансирования. В 2021-2022 годах главным каналом снабжения ликвидности будут операции НБУ по покупке на рынке иностранной валюты для пополнения международных резервов. Эти факторы частично будут компенсироваться ростом объемов наличности в обращении.

В то же время ожидается постепенное угасание ажиотажного спроса на наличные, вызванного неопределенностью, связанной с коронавирусом и введением карантинных мер.

Риски прогноза

Основным риском для воплощения этого прогноза остается отсутствие заключения новой программы сотрудничества с МВФ.

Другим важным риском является более длительный срок пандемии коронавируса и сохранение ограничительных мер, необходимых для ее преодоления на более долгий период. От этого напрямую будет зависеть скорость восстановления как глобальной, так и украинской экономики.

Ключевым предположением макроэкономического прогноза является продолжение сотрудничества с МВФ. Соответственно одним из основных рисков макроэкономического прогноза является отсутствие заключения нового соглашения о сотрудничестве с МВФ. Длительная задержка новой программы значительно ухудшит финансовые возможности правительства по поддержанию экономики во время кризиса и возможность рефинансирования долгов в условиях ограниченного доступа к международным рынкам капитала.

Это приведет к ухудшению курсовых и инфляционных ожиданий и заставит НБУ прибегнуть к более жесткой монетарной политике.

Базовый сценарий макроэкономического прогноза построен с учетом предположения об отмене основных карантинных ограничений, сдерживающих экономическую деятельность, уже к концу II квартала.

Необходимость продления карантинных ограничений на более длительное время, в том числе из-за возможной новой волны заболеваемости осенью или зимой, является ключевым риском для намеченного прогноза. По такому сценарию существенно возрастет падение экономики в текущем году и возникнет потребность в усилении фискальных и монетарных стимулов для смягчения негативного влияния от сокращения совокупного спроса на экономику.

Со стороны внешнего сектора основные риски тоже связаны с успешностью обуздания пандемии на глобальном уровне. В случае глубокого мирового кризиса или более медленного восстановления экономик стран – ОТП после завершения основных карантинных мероприятий ожидается негативное влияние на украинскую экономку из-за снижения мирового спроса и продолжения оттока капитала из стран ЕС, а также снижение цен на товары украинского экспорта.

В то же время по такому сценарию ожидаются активные антикризисные меры правительств и центральных банков других стран. Соответственно монетарная политика НБУ будет отражать баланс между потребностью в снижении инфляционного давления из-за ослабления обменного курса гривны и поддержки экономики.

Риски для продовольственной инфляции усиливаются из-за роста волатильности мировых цен на продовольствие в условиях климатических изменений. А все еще весомая доля продуктов питания в структуре ИПЦ определяет чувствительность динамики инфляции в таких временных продовольственных шоках, что может вызвать соответствующие отклонения общей инфляции от цели. Реакция монетарной политики будет обусловлена влиянием шока предложения на инфляционные ожидания.

Весомым риском является сокращение урожая зерновых и плодоовощных культур в Украине из-за неблагоприятных погодных условий. При таких условиях больше возрастет продовольственная инфляция и углубится падение ВВП из-за снижения выпуска в сельском хозяйстве. Это приведет к сокращению экспорта зерновых, уменьшению валютной выручки, что будет сопровождаться девальвационным давлением на обменный курс гривны и соответственно инфляцию.

Впрочем, потери от снижения экспортных поставок частично компенсируются ростом цен на зерновые.

Риски эскалации военного конфликта на востоке страны могут существенно ухудшить инвестиционную привлекательность Украины и ожидания всех экономических агентов.

Источник: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий